Главная страница
Навигация по странице:

  • КОМПЕТЕНТНОСТИ И МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 КЛАССОВ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОГО СОСТАВА РОССИИ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ

  • ИНТЕРАКТИВНЫХ ДИАЛОГОВЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ Ступникова Нина Андреевна

  • FORMATION OF ETHNOCULTURAL COMPETENCE AND INTERETHNIC TOLERANCE AMONG 8TH GRADE STUDENTS IN GEOGRAPHY LESSONS IN THE STUDY OF THE NATIONAL COMPOSITION OF

  • ЛУЧШИЕ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 2022 179 www.naukaip.ru

  • ЛУЧШИЕ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 2022 181 www.naukaip.ru

  • Исследования 2022. Сборник статей iv международного научноисследовательского конкурса, Состоявшегося 20 февраля 2022 г в г. Пенза Пенза


    Скачать 6.07 Mb.
    НазваниеСборник статей iv международного научноисследовательского конкурса, Состоявшегося 20 февраля 2022 г в г. Пенза Пенза
    АнкорИсследования 2022
    Дата10.12.2022
    Размер6.07 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаК-365.pdf
    ТипСборник статей
    #837572
    страница26 из 35
    1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   ...   35
    ЛУЧШИЕ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 2022
    177
    www.naukaip.ru
    представлений о правилах поведения в общественном месте, ознакомлению с правилами пользования книгой; развитию интереса и любви к книгам, воспитанию бережного к ним отношения. Задачами игры
    «Почта» являются воспитание уважения к труду работников почты, умения внимательно выслушать клиента, в вежливой форме обращаться друг с другом.
    Ролевые игры «Рыцари и принцессы», «Путешествие в сказочный город», «Вступаем в общество рыцарей», «Вступаем в общество принцесс», «На балу у Золушки», «Рыцарские турниры» направлены, прежде всего, на формирование у детей норм и правил общения и поведения дома и в общественных местах, понимания результатов конфликтов, доброжелательного отношения к собеседнику, уважения его мнения, стремления позитивного выражения своей позиции, оказания посильной помощи друг дру- гу, взрослым, пожилым людям и маленьким детям.
    Таким образом, развитие социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста является не просто важной составляющей воспитания, но и необходимым элементом без которого не- возможно формирование полноценной личности ребенка в будущем. Основная цель развития соци- ально-коммуникативных навыков у детей состоит в том, чтобы социализировать ребенка-дошкольника, приобщить его к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
    Список источников
    1. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. –М.: Академия, 2000. – 176 с.
    2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г.
    № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
    3. Смирнова Е.О. Психология и педагогика игры учебник и практикум для академического ба- калавриата / Е.О. Смирнова, И.А. Рябкова. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 223 с.
    4. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Книга по Требованию, 2013. – 228 с.

    178
    ЛУЧШИЕ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 2022
    IV международный научно-исследовательский конкурс | МЦНС «НАУКА И ПРОСВЕЩЕНИЕ»
    УДК 37.017
    ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ
    КОМПЕТЕНТНОСТИ И МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ
    ТОЛЕРАНТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ
    8 КЛАССОВ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ ПРИ
    ИЗУЧЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОГО СОСТАВА
    РОССИИ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ
    ИНТЕРАКТИВНЫХ ДИАЛОГОВЫХ МЕТОДОВ
    ОБУЧЕНИЯ
    Ступникова Нина Андреевна
    магистрантка
    ГАОУ ВО ЛО «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина»
    Аннотация: в современных реалиях формирование этнокультурной компетентности и межэтнической толерантности у обучающихся является одной из важнейших задач, стоящих перед образовательной системой. В статье рассмотрены способы реализации некоторых принципов этнопедагогического под- хода к обучению и воспитанию на уроках географии в 8 классе посредством использования интерак- тивных диалоговых методов обучения. В статье также даны рекомендации для учителей и представле- ны авторские методические разработки.
    Ключевые слова: этнокультурная компетентность, межэтническая толерантность, этнопедагогический подход, интерактивные диалоговые методы обучения, сократическая беседа, 8 класс, география.
    FORMATION OF ETHNOCULTURAL COMPETENCE AND INTERETHNIC TOLERANCE AMONG 8TH
    GRADE STUDENTS IN GEOGRAPHY LESSONS IN THE STUDY OF THE NATIONAL COMPOSITION OF
    RUSSIA USING INTERACTIVE DIALOGUE TEACHING METHODS
    Stupnikova Nina Andreevna
    Abstract: in modern realities, the formation of ethnocultural competence and interethnic tolerance in students is one of the most important tasks facing the educational system. The article discusses ways to realize some of principles of the ethnopedagogical approach to upbringing and education in geography lessons in the 8th grade using interactive dialogue teaching methods. The article also gives recommendations for teachers and presents the author's methodological developments.
    Keywords: ethnocultural competence, interethnic tolerance, ethnopedagogical approach, interactive dialogue teaching methods, Socratic dialogue, 8th grade, geography.

    ЛУЧШИЕ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 2022
    179
    www.naukaip.ru
    В полиэтническом пространстве России насчитывается до 190 различных национальностей и народностей [7], однако, в процентном соотношении их численность очень неравномерна. На данный момент существует достаточно устойчивая тенденция к ассимиляции и аккультурации некоторых мало- численных этносов, в то время как численность других народов возрастает. Так, например, числен- ность угро-финнов, манси, селькупов постоянно сокращается, а численность народов кавказской семьи наоборот стремительно растет [4]. С уменьшением численности населения из быта и духовной жизни этноса неизбежно уходят этнокультурные традиции, родной язык, постепенно забываются произведе- ния народного творчества. Поэтому вопрос сохранения этнической культуры и исторической памяти народов, живущих в России, стоит достаточно остро. К тому же важно помнить, что даже очень много- численный народ может утратить основы своей традиционной культуры и национальную идентичность.
    Самое первое знакомство ребенка с основами культуры его народа происходит в семье. Семья, в которой он растет и приобретает свой первый социальный опыт осуществляет воспитание и обучение в соответствии с теми представлениями о морали, ценностными ориентациями и традициями, которые характерны для этноса, частью которой она является. Тем не менее, система образования, наряду с семьей также является одним из основных хранителей и трансляторов этнокультурных традиций наро- да. В нашем многонациональном государстве перед этими социальными институтами стоит непростая задача – сформировать у ребенка этнокультурную компетентность и межэтническую толерантность.
    Итак, по Т. В. Поштаревой, этнокультурная компетентность – это свойство личности, выражаю- щееся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной этнической куль- туре, реализующееся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному ме- жэтническому взаимопониманию и взаимодействию [2]. При этом знания рассматриваются как дея- тельностные основания, реализуемые для достижения межэтнического взаимопонимания и взаимо- действия [3]. Термин «межэтническая толерантность» имеет различные трактовки. В данной работе под межэтнической толерантностью будем понимать проявление уважения к этнической идентичности каждого человека, признание его права на проявление этнических особенностей своего народа [6]. Ме- жэтническая толерантность предполагает не только уважительное отношение к представителям других этнических групп, но и стремление человека понять богатство и разнообразие других этнических куль- тур. Этнокультурная компетентность и межэтническая толерантность находятся в очень тесной взаи- мосвязи и не могут существовать друг без друга. С одной стороны, уважительное отношение и терпи- мость по отношению к представителям других этносов невозможны без наличия хотя бы базовых зна- ний об их истории, культуре, традициях, верованиях и т.д.; а с другой – изучение традиционной культу- ры народа обязательно должно быть основано на уважении к нему.
    Этнокультурная компетентность и толерантность, в том числе межэтническая, формируется в процессе воспитания и обучения. Приобщение обучающегося к традиционной культуре своего народа осуществляется посредством применения этнопедагогического похода. Этнопедагогический подход к обучению и воспитанию осуществляется через освоение обучающимся знаний о культуре того или ино- го народа [1], а именно знаний о традициях и обычаях, истории, духовных ценностях, верованиях и др., и призван обеспечить включенность обучающегося в национально-культурную среду. Следует сразу сказать, что этнопедагогический подход может быть успешно реализован в рамках различных учебных предметов, таких как, история, литература, русский язык, родной язык, обществознание и география.
    Самым главным критерием успешной применения этнопедагогического подхода в обучении и воспита- нии является системность, планомерность и обязательная консолидация усилий семьи и школы.
    На уроках географии открываются широкие возможности для реализации этнопедагогического подхода. Национальный состав России подробно изучается в 8 классе в рамках курса «География Рос- сии». Однако, к сожалению, приходится констатировать, что на изучение этнического состава России выделяется недостаточно времени, так, например, на изучение темы «Народы и религии России» в среднем отводится 3 часа. В целом, в школьных учебниках географии акцент сделан на рассмотрении природных и экономических особенностей региона, а этнические особенности населения затрагивают- ся достаточно поверхностно. В связи с этим можно сделать следующие выводы: во-первых, время, от- веденное на изучение этнического состава России учителю следует использовать очень рационально,

    180
    ЛУЧШИЕ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 2022
    IV международный научно-исследовательский конкурс | МЦНС «НАУКА И ПРОСВЕЩЕНИЕ»
    применяя различные технологии и методы обучения; во-вторых, необходимо освещать национальный аспект на уроках географии, напрямую не связанных с изучением этнических особенностей народов
    России, так, например, при изучении гидрографии или рельефа России учитель может рассказать об истории возникновения некоторых топонимов, ведь названия географических объектов также являются наследием этнической культуры.
    Достаточно эффективными при изучении этнического состава России являются интерактивные методы обучения, основанные на диалоговом взаимодействии обучающихся между собой. Так, интер- активное обучение понимается как «обучение, которое основано на психологии человеческих взаимо- отношений и взаимодействий» [5]; «обучение, понимаемое как совместный процесс познания, где зна- ние добывается в совместной деятельности через диалог, полилог» [5]. Интерактивные методы обуче- нию оптимизируют образовательный процесс и делают его более динамичным. Использование на уро- ке интерактивных диалоговых методов делает обучающихся активными участниками образовательного процесса, т.е. субъектами, а не пассивными слушателями (объектами), как при использовании тради- ционных методов. Интерактивные и диалоговые методы являются очень привлекательными для обу- чающихся 8 классов по ряду причин: во-первых, возраст обучающихся (14-15 лет) соотносится с под- ростковым периодом, который связан с обретением школьником чувства взрослости, подросток начи- нает претендовать на равноправие в отношениях со старшими, он хочет иметь возможность высказы- вать свое мнение и быть услышанным. К тому же, в этом возрасте происходит замена ведущей дея- тельности, если для младших школьников ведущей является познавательная учебная деятельность, то для обучающихся 8 классов ведущей является именно коммуникативная деятельность.
    Итак, по мнению автора, при изучении национального состава России не рационально применять объяснительно-иллюстративный метод обучения в чистом виде. Очевидно, что объяснение новой темы невозможно без использования данного метода, тем не менее, к концу урока-лекции внимание обуча- ющихся сильно притупляется и информация усваивается гораздо хуже. Поэтому целесообразно ком- бинировать несколько методов и технологий обучения, чередуя виды деятельности обучающихся. Изу- чение наиболее сложного материала лучше перенести в начало урока, пока внимание школьников еще сконцентрировано. Во второй половине урока лучше обратиться к интерактивным методам обучения и вовлечь школьников в коммуникативную деятельность. На этом этапе урока учителю важно создать в классе дружественную, по-хорошему расслабленную атмосферу, чтобы школьники по собственному желанию принимали участие в диалоге или дискуссии.
    Эффективность использования интерактивных методов обучения при изучении национального состава России обусловлена не только психологическими и физиологическими особенностями обуча- ющихся данного возраста; нельзя забывать, что важнейшим источником информации о культуре наро- да, его ценностях, традициях, особенностях быта, фольклоре и т.д. являются сами люди. Погружение в этническую среду немыслимо без непосредственного контакта с представителями этноса; зачастую в одном классе обучаются представители разных этнических групп, поэтому на уроке географии по соот- ветствующей теме у школьников появляется прекрасная возможность рассказать одноклассникам о народных праздниках и обычаях, о духовных ценностях и народных идеалах, традициях своей семьи и всего этноса, частью которого они себя считают. Таким образом, с одной стороны обучающиеся полу- чают актуальную информацию об этносе, что называется, из первых рук, а с другой – удовлетворяют свои потребности в коммуникации со сверстниками и со взрослыми.
    Зачастую школьникам бывает сложно сразу включиться в диалог, и это необходимо учитывать при планировании урока. Понимая, что на следующем уроке разговор пойдет об этническом составе
    России, учитель может предложить обучающимся по желанию выполнить следующее домашнее зада- ние: в составе небольших групп (3-4 человека) или индивидуально составить характеристику одного из народов России и подготовить небольшое сообщение и презентацию для последующего выступления перед классом. Характеристика этноса выполняется по следующему шаблону:
    1. Этнотопоним (самоназвание народа),
    2. Численность,
    3. Территория расселения,

    ЛУЧШИЕ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 2022
    181
    www.naukaip.ru
    4. Язык,
    5. Религия,
    6. Традиционные виды хозяйственной деятельности,
    7. Жилище,
    8. Традиционная одежда.
    В шаблоне не случайно отсутствует пункт «название народа»; чтобы привнести элемент интерак- тива и обеспечить большую включенность обучающихся в учебный процесс, докладчикам нельзя про- износить название народа, а слушатели, соответственно, должны догадаться, о каком народе идет речь. Учитель в этом случае выступает координатором коммуникации обучающихся: он направляет мыслительный процесс школьников, подсказывает, на какие детали доклада следует обратить внима- ние, помогает сопоставлять отдельные факты и проанализировать полученную информацию, он зада- ет наводящие вопросы и обращает внимание слушателей на важные и интересные детали рассказа.
    Конечно, идеальным вариантом будет, если школьники расскажут о том этносе, частью которого они являются, это позволит сделать диалог более «живым», что даст обучающимся возможность луч- ше понять культуру и обычаи друг друга, а значит, научит быть более внимательными и толерантными по отношению к представителям других этнических групп. Однако если у обучающихся нет такого же- лания или все дети в классе являются представителями одного этноса, то в таком случае обучающиеся могут рассказать о том этносе, изучение которого им интересно.
    Еще одним вариантом реализации интерактивного метода является сократическая беседа. Сле- дует помнить, что целью такой беседы является не победа в споре, а поиск истинного знания, при чем прийти к этому знанию обучающиеся должны прийти самостоятельно. При организации беседы учите- лю следует стремиться к тому, чтобы все обучающиеся приняли в ней участие. Для этого, как уже было сказано выше, важно создать в классе доброжелательную и доверительную обстановку, ведь в таких условиях обучающимся проще делиться своим мнением с учителем и одноклассниками. Перечень во- просов, выносимых на обсуждении следует определить заранее и согласовать со школьниками, при этом важно учитывать интересы самих обучающихся. Чтобы беседа получилась более полной и со- держательной, школьникам следует дать несколько дней на подготовку.
    На обсуждение можно вынести следующие вопросы:

    Как вы думаете, почему малочисленные народы России исчезают? Как этого избежать?

    Для чего современному человеку нужно изучать язык своего народа (при условии, что этот язык не является государственным)?
    Учитель должен постоянно координировать и направлять дискуссию обучающихся, задавать наво- дящие вопросы, следить за тем, чтобы как можно больше школьников приняли участие в обсуждении.
    При изучении национального состава России учителю важно систематически акцентировать вни- мание обучающихся на том, что, все народы, населяющие нашу страну, неразрывно связаны друг с другом, ведь ни один этнос не может развиваться автономно. Лейтмотивом каждого урока должна яв- ляться мысль о том, что несмотря на существенные различия во многих сферах жизни, все народы единодушны в определении своих моральных и нравственных ориентиров: уважение к старшим, почи- тание народных традиций, бережное отношение к природе, ценность семьи и др. – эти основополага- ющие нравственные ценности объединяют и сплачивают представителей самых разных этносов.
    Список источников
    1. Маслодудова Н.В. Роль исторической памяти в патриотическом воспитании молодого поко- ления // Вестник Сибирского юридического института ФСКН России. 2015. № 4 (21). С. 97-101.
    2. Поштарева Т.В. Формирование этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде образования: автореф. дисс... доктора пед. наук. Владикавказ, 2009. 40 с
    3. Юдина О.И. Этнокультурная компетентность как одна из ключевых компетенций педагога //
    Сибирский педагогический журнал. №4. 2008.

    182
    ЛУЧШИЕ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 2022
    IV международный научно-исследовательский конкурс | МЦНС «НАУКА И ПРОСВЕЩЕНИЕ»
    4. Вавилова Л.Н., Панина Т.С. Интерактивное обучение. [Электронный ресурс]. – Режим досту- па: https://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnoe-obuchenie
    5. Гаврилов Ю.А., Шевченко А.Г. Динамика этнорелигиозной структуры населения РФ (по ма- териалам переписей). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/dinamika- etnoreligioznoy-struktury-naseleniya-rf-po-materialam-perepisey
    6. Мирошниченко В.В., Взаимодействие школы и семьи в вопросах формирования межэтниче- ской толерантности и культуры межнационального общения. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-shkoly-i-semi-v-voprosah-formirovaniya-mezhetnicheskoy- tolerantnosti-i-kultury-mezhnatsionalnogo-obscheniya
    7. Национальный и этнический состав России. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosinfostat.ru/natsionalnyj-sostav/#i-2

    1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   ...   35


    написать администратору сайта