Главная страница
Навигация по странице:

  • Алфавиты !!!! Aa Bb Cc Dd Ee Ff Gg Hh

  • Αα Ββ Γγ Δδ Εε Ζζ Ηη Θθ Ιι

  • Словарь лингвистических


    Скачать 3.33 Mb.
    НазваниеСловарь лингвистических
    Дата16.09.2022
    Размер3.33 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла33612459.pdf
    ТипДокументы
    #680173
    страница4 из 31
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31
    Список сокращений
    !
    англ. – английский безл. – безличный, безличное (употребление) бранно – бранное буд. – будущее (время) в., вв. – век, века вводн. – вводный вин. – винительный (падеж) вопросит. – вопросительный восклиц. – восклицательный вр. – время вульг. – вульгарное высок. – высокое г., гг. – год, годы глаг. – глагол грамм. – грамматика греч. – древнегреческий грубо – грубое дат. – дательный (падеж) деепр. – деепричастие действ. – действительный дополн. – дополнение дополнит. – дополнительный др. – другой др.-герм. – древнегерманский ед. – единственное (число) ж. – женский род жарг. – жаргонное зват. – звательный (падеж, форма) зн. – значение и т.д. – и так далее и т.п. – и тому подобное им. – именительный падеж инф. – инфинитив ирон. – ироническое книжн. – книжное косв. – косвенный кратк. – краткий л. – лицо
    - л. – либо ласк. – ласкательное лат. – латынь лингв. – лингвистика лит. – литературоведение личн. – личный лог. – логика межд. – междометие мест. – местный (падеж)

    :28
    местоим. – местоимение, местоименный мн. – множественное (число) нар.-поэт. – народно-поэтическое нар.-разг. – народно-разговорное нареч. – наречие наречн. – наречный наст. – настоящее (время) нем. – немецкий неодобр. – неодобрительное нсв. – несовершенный (вид) обращ. – обращение обстоят. – обстоятельство однокр. – однократный одобр. – одобрительное опр. – определение определит. – определительный отвлеч. – отвлеченный относит. – отностельный отриц. – отрицательный офиц. – официальное повел. – повелительное (наклонение) погов. – поговорка подчин. – подчинительный полн. – полный порядк. – порядковый посл. – пословица почтит. – почтительное поэт. – поэтическое превосх. – превосходный предикат. – предикативный предл. – предложение предлож. – предложный (падеж) презрит. –презрительное пренебр. – пренебрежительное придат. – придаточный прил. – прилагательное прилож. – приложение притяж. – притяжательный прич. – причастие противит. – противительный противоп. – противоположное (слово) проф. – профессионально-разговорное прош. – прошедшее (время) публиц. – публицистический разг. – разговорное разг.-сниж. – разговорное сниженное риторич. – риторический род. – родительный (падеж) санскр. – санскрит

    :29
    св. – совершенный (вид) сказ. – сказуемое сл. – слово словосоч. – словосочетание смягчит. – смягчительное сниж. – сниженное собир. – собирательное сочет. – сочетание союзн. – союзный спец. – специальное ср. – сравни (сравните) ср. – средний (род) сравн. – сравнение сравнит. – сравнительный ст. – степень ст.-слав. – старославянский страд. – страдательный сущ. – существительное тв. – творительный (падеж) типогр. – типографский трад.-лит. – традиционно-литературное трад.-нар. – традиционно-народное трад.-поэт. – традиционно-поэтическое увелич. – увеличительный указат. – указательный укр. – украинский уменьш. – уменьшительный уменьш.-ласк. – уменьшительно-ласкательное уничиж. – уничижительное употр. – употребляется усилит. – усилительный устар. – устарелое устар.-поэт. – устарелое поэтическое уступит. – уступительный утвердит. – утвердительный фам. – фамильярное филос. – философия франц. – французский церк. – церковный числ. – числительное чл. – член (предложения) шутл. – шутливое этногр. – этнография
    !

    :30
    !!!
    !!!
    ! !!
    !!!
    !!

    :31
    Алфавиты
    !!!
    !
    Aa Bb Cc Dd Ee Ff Gg Hh
    Ii Jj Kk Ll Mm Nn Oo Pp Qq
    Rr Ss Tt Uu Vv Ww Xx Yy Zz
    !
    !
    Аа Бб Вв Гг Дд Ее Жж Зз
    Ии Йй Кк Лл Мм Нн Оо Пп
    Рр Сс Тт Уу Фф Хх Цц Чч
    Шш Щщ Ъъ Ыы Ьь Ээ Юю Яя
    !
    !
    Αα Ββ Γγ Δδ Εε Ζζ Ηη Θθ Ιι
    Κκ Λλ Μµ Νν Ξξ Οο Ππ Ρρ
    Σςσ Ττ Υυ Φφ Χχ Ψψ Ωω
    !

    :32
    Аа
    !
    А [<кириллич. А. «аз»] 1-я буква русского алфавита.
    АББРЕВИАТУРА [ит. abbreviatura < лат. brevis – краткий] - сокращение, употребляемое в письменной и устной речи: СТО - станция технического обслуживания, МГУ - Московский государ- ственный университет.
    АБЗАЦ.1. Отступ вправо в начале строки, красная строка. 2. Текст между двумя такими отступами. 3. Компонент текста, пред- ставляющий собой логически завершенный отрывок текста, связанный при помощи языковых скреп с предыдущим или последующим абзацем. В научной и деловой речи абзацы представляют собой последовательный ряд логически связанных между собой отрывков. В художественной речи - своя, особая логика изложения, поэтому выделение абзаца здесь зачастую может быть непредсказуемым, обусловленным "подводным течением" произведения.
    АБСТРАКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ. Опирающийся на язык, высший, собственно человеческий тип мышления, осуществляемый в форме понятий, суждений, умозаключений.
    АБСТРАКТНЫЙ ГЕНЕРАТОР - частная модель аппликации (АПМ
    - аппликативной порождающей модели), состоящая из элементарных единиц - семионов (аналогичных дифференциаль- ным признакам) и их пучков. На верхней ступени абстракции они репрезентируются как эписемионы.
    АВТОРИЗАЦИЯ ГАЗЕТНОГО ДИСКУРСА – совмещение в субъекте ролей автора и принципиала; " субъект в современной массовой коммуникации выступает как личность со всеми особенностями её менталитета, причем в структуре его целей все б о л ь ш у ю р о л ь н а ч и н а е т и г р а т ь с т р е м л е н и е к самовыражению" (Культура русской речи, С.256).
    Авторизация обусловлена тематической свободой, прагма-
    тической (отсутствие внешней обусловленности оценки),
    стилевой свободой (преобладание слога над стандартом).
    АВТОРСКИЕ СТИЛИ: присущи отдельным видам словесности.
    АГГЛЮТИНАТИВНЫЕ ЯЗЫКИ - языки, в которых слова и формы слов образуются в основном при помощи агглютинации
    АГГЛЮТИНАТИВНЫЙ АФФИКС (ПРИЛЕПА). Однозначные, стандартные, следующие друг за другом в строго определенном порядке аффиксы агглютинативных языков.
    АГГЛЮТИНАЦИЯ (процесс) - [< лат. agglutinare - приклеивать]- способ образования производных слов и грамматических форм путем присоединения к корню аффиксов, которые сополагаются друг с другом, не изменяясь при этом существенным образом.
    Каждый аффикс при агглютинации имеет только одно грамматическое значение: или числа, или падежа. Например: лошадь, аттар лошади, атта на лошади, аттарда на лошадях
    (
    казах).

    :33
    Агглютинация – вид аффиксации, при котором к корню или основе присоединяются однозначные стандартные аффиксы, при этом границы между морфемами четко обозначены (напр., кирг.,
    аталар – ымыз – да), у наших отцов; для агглютинации характерны следующие особенности: 1) аффиксы однозначны
    (
    напр., кирг. аффикс –лар– выражает только множественное число); 2)аффиксы стандартны (напр., мн.ч. в кирг.яз. выражается только в аффиксе –лар–); 3)корень не меняется (напр., корень ата
    «
    отец»); 4) характер соединения аффиксов с корнем – механическое приклеивание.
    АГГЛЮТИНИРОВАНИЕ (способ). Один из способов при- соединения аффиксов, когда они постепенно присоединяются друг за другом, обогащая словоформы все новыми граммати-ческими значениями. Например, в слове писал аффикс л является словоизменительным суффиксом или аффиксом агглютинативного типа.
    АГЕНС. (АГЕНТ, ДЕЙСТВОВАТЕЛЬ, ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО,
    ДЕЯТЕЛЬ, ПРОИЗВОДИТЕЛЬ ДЕЙСТВИЯ, СУБЪЕКТ ДЕЙ-
    СТВИЯ). Активный, обычно наделенный волей и сознанием участник ситуации, расходующий собственную энергию в про- цессе деятельности: студент пишет, он вскопал землю, аспирант прочитал доклад.
    АГНОНИМЫ. 1) Часть слов, неизвестных или плохо известных большинству носителей языка в тот или иной период его истории;
    2)
    Часть лексикона отдельного носителя языка, включающая слова, которые он не знает (В.В. Морковкин).
    АДВЕРБИАЛИЗАЦИЯ [<лат. adverbium наречие] - один из видов семантико-грамматического словообразования: переход одной части речи в другую, т.е. конверсия. Конверсией называется образование слов путем изменения состава форм слова (его парадигмы). В результате подобных изменений слово не только переходит в другую часть речи (в данном случае в наречие ), но меняет свое грамматическое и лексическое значение; Лицо красиво
    (
    красиво кр. прилагательное, обозначает признак). - Он говорит
    красиво. (красиво - наречие, обозначает обстоятельство образа действия).
    АДРЕСАНТ (ОТПРАВИТЕЛЬ РЕЧИ). Участник речевого акта, который создает речевое сообщение и отправляет его адресату
    (
    слушающему, пишущему).
    АДРЕСАТ
    1
    Участник, которому агенс направляет информацию, желая, чтобы он ее воспринял: Сестра написала мне письмо;
    Покажите гостю достопримечательности республики.
    АДРЕСАТ
    2
    . (
    ПОЛУЧАТЕЛЬ РЕЧИ, РЕЦИПИЕНТ). Участник речевого акта, к кому обращена и на кого ориентирована речь адресанта (говорящего или пишущего).
    АДЪЕКТИВ [лат. adjicere - прибавлять] прилагательное.
    АДЪЕКТИВАЦИЯ - образование прилагательных в результате конверсии (особого вида семантико-грамматического словообра- зования) на базе форм других частей речи. Основанием конверсии

    :34
    является употребление слова во вторичной функции. Например, дериваты вареный, раненый, балованный, дрессированный, кры-
    тый, мятый, ощутимый образованы от омонимичных причастий.
    В школьных учебниках их называют "отглагольными прилага- тельными"
    АЗБУКА [<кириллич. «аз» + «буки» < др.-греч. ά альфа + β бета] -
    1) то же, что алфавит, - набор букв, слоговых знаков и др. графем языка, расположенных в определенном порядке; 2) букварь, учебник для обучения детей чтению и письму; названа по первым буквам кириллицы.
    А́КАНЬЕ – неразличение гласных а и о в первом предударном слове, произношение их как а или близко к а (в некоторых диалектах это наблюдается и в иных неударных слогах). Ср.: яканье, ёканье.
    АККАДСКИЙ [<Аккад] А. язык (вавилоно-ассирийский, или ассиро-вавилонский) – древнесемитский язык семитской ветви афразийских языков со словесно-слоговой клинописью на глине.
    АККОМОДАЦИЯ [лат. accomodatio]. Взаимодействие соседних гласных и согласных; приспособление звуков к их окружению; напр. А. звука [у] в русских словах Акулина, суметь и др., в русском языке после мягких согласных гласные становятся более передними, произносятся более высоко: люк [л'ук] (ср. лук).
    АККУЗАТИВ [лат. casus accusativus] винительный падеж.
    АККУМУЛЯТИВНАЯ (КУМУЛЯТИВНАЯ) ФУНКЦИЯ. Накоп- ление и сохранение информации в словарном составе языка и в текстах.
    АКСИОМАТИЧЕСКИЙ МЕТОД - способ исследования, состоя- щий в том, что множество элементов или объектов разбивается на части (подмножества).
    Одна часть рассматривается как исходные положения - аксиомы (постулаты), принимаемые без доказательств. Остальные положения (теоремы) доказываются логическим путем. Указан- ный метод опирается на теорию множеств и теорию функций.
    АКТИВ [лат. activus деятельный, действительный] действитель- ный залог в грамматике; напр., в русском языке, действительные причастия, семантическая и формально-грамматическая пере- ходность.
    АКТИВНЫЙ СЛОВАРЬ - словарный запас, наиболее часто, активно употребляемый в речи, используемый в различных ситуациях.
    АКТУАЛЬНОЕ ЧЛЕНЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Выделение в предложении компонентов, которые различаются характером коммуникативной нагрузки. Одни выступают как исходные, заключающие уже известный участникам общения смысл, вторые
    - сообщают новое, неизвестное: Они приедут || завтра. Первая часть - это тема, данное, основа, в ней содержится известный смысл. Вторая часть ("завтра") - это рема, новое, ядро.
    При актуальном членении предложения функционирует в своих вариантах-высказываниях, которые по ситуативной

    :35
    актуальности делятся на две части: 1) тему – информацию, которая в данной речевой ситуации является известной (исходная часть мысли); тема – информация, заключающаяся в вопросе; 2)
    рему – информацию, которая в данной речевой ситуации является новой, а значит, наиболее важной, т.е. актуальной; рема – ответ на предыдущий вопрос.
    АКУСТИКА РЕЧИ. Одна из фонетических дисциплин. Она складывается из учения о видах колебательных движений и тембре, высоте, интенсивности и продолжительности звука, классификации звуков речи на основе акустических признаков.
    Акустика речи пользуется такими терминами, как: тон, громкость, резонанс, резонатор, обертон и др.
    АКУСТИЧЕСКИЕ КЛАССИФИКАЦИИ ЗВУКОВ РЕЧИ: 1) по
    соотношению тона и шума (периодических и непериодических колебаний) звуки делятся на: гласные (состоящие только из тона) и
    согласные (сочетающие тон и шум). Согласные подразделяются на
    шумные (шум преобладает над тоном) и сонорные (тон преобладает над шумом). Шумные включают две подгруппы:
    глухие (состоящие только из шума) и звонкие (присутствует тон при преобладании шума); 2) по силе (амплитуде колебаний) звуки подразделяются на сильные (громкие) и слабые (тихие); 3) по
    длительности (протяженности по времени) выделяются долгие
    (
    длительные) и краткие звуки; 4) по высоте (числу колебаний в единицу времени) звуки делятся на высокие, средние, низкие.
    АКЦЕНТ [лат. accentus] - 1) ударение – выделение единицы речи
    (
    слога, словосочетания) с помощью фонетических средств; силовой, или экспираторный, А. в русском, английском, французском, польском, венгерском, арабском и др. языках осуществляется силой выдоха. В литовском, сербском, скан- динавских языках, бирманском, вьетнамском, китайском, японском выделение единицы речи осуществляется изменением высоты голосового тона. Количественный А. осуществляется продлением звука. В чистом виде он не встречается; 2) логический акцент - интонационное выделение того слова в предложении, которое несет особую смысловую нагрузку: «Тебе рассказали об этом? Или ты прочитал?»; 3) знак, которым отмечается ударение; 4) подчеркивание, выделение какой-либо мысли, обращение внимания на ч.-л.; 5) интерферентные особенности произношения, свойственные говорящему на чужом языке.
    АКЦЕНТОЛОГИЯ [лат. аccentus ударение + …логия] область языкознания, исследующая природу и функции ударения в различных языках.
    АКЦЕНТУАЦИЯ [лат. аccentus ударение ] 1) система ударения данного языка; 2) выделение элементов слова или фразы посредством ударения.
    АЛГОРИТМ [algorismus] - решение задачи при помощи системы вычислений, ориентированной на разбиение операций на более простые, и последовательное их выполнение. Для алгоритма

    :36
    характерны дискретность, детерминированность шагов, направ- ленность, массовость.
    Применение алгоритма в лингвистике в связи с проблемой машинного перевода предполагает использование его для описания самого языка и составления программы.
    Алгоритмическое описание языка предполагает анализ и синтез текста. При анализе из текста извлекаются данные и выражаются однозначно, в явном виде. При синтезе происходит построение текста на данном языке.
    АЛЛЕГОРИЯ [др.-греч. άλληγορία] иносказание; выражение от- влеченного понятия посредством образа. А. в качестве тропа используется в баснях, притчах, моралите. В последнее деся- тилетие активизировалась в публицистическом стиле, куда она перешла из устной публичной речи; «популярность» А. как тропа в современной публицистике обусловлена тем, что А. представляет собой такой «способ повествования, при котором буквальный смысл целостного текста служит для того, чтобы указать на переносный, передача которого является подлинной целью повествования» [Культура речи, 2001, С.272].
    АЛЛОФОН [гр. allos иной + phone звук] - вариант фонемы, зависящий от окружения. Например, в слове "мал" произносится задний аллофон фонемы "а", а в слове "мял" - более передний аллофон фонемы "а"
    АЛЛЮЗИЯ [фр. allusion шутка, намек < лат. Alludere под- шучивать, намекать] стилистическая фигура, выражение, намек посредством сходнозвучащего слова или упоминания обще- известного факта.
    В газетно-публицистическом стиле используются разные виды литературной аллюзии: 1) литературные цитаты – реми- нисценции; 2) трансформация высказываний ученых, деятелей культуры, политиков и др. выдающихся людей; 3) библеизмы
    (
    факты, имена, фразы из Библии или Евангелия); 4) цитаты из популярных песен, в том числе и трансформированные; 5) трансформированные названия фильмов и цитаты из них; 6) видоизмененные крылатые выражения; 7) названия произведений искусства, измененные применительно к контексту.
    АЛФАВИТ ["альфа" и "бета" (в среднегреческом произношении "
    вита") - первые две буквы греческого алфавита, от которых произошло слово] - совокупность букв письменной формы какого- либо языка, расположенных в определенном порядке.
    АЛЬТЕРНАЦИЯ [<лат. alternatio] - чередование, смена фонем (или графем) в основах слов и аффиксах: например, г - ж в основе слова
    (
    бегать - бежать). При альтернации одна морфема выступает в виде двух или более вариантов.
    АЛЬТЕРНИРУЮЩИЙ [лат. alternare чередоваться] чередую- щийся, переменный.
    АМОРФНЫЕ ЯЗЫКИ См.: изолирующие языки.
    АМПЛИФИКАЦИЯ [лат. amplificatio распространение, увеличе- ние] 1) увеличение протяженности текста при переводе с одного

    :37
    языка на другой; 2) стилистическая фигура, заключающаяся в нанизывании синонимичных определений: «она такая хоро- шенькая, красивая!»
    АНАГРАММА [др.-греч. άναγραµµατίσµος < άνα…пере..+ γραµµα буква] 1) слово, словосочетание, полученное в результате пере- становки букв: Марат – Марта; используется в загадках, играх; 2) средство выражения фонетических смыслов в тексте; 3) способ составления стихов на древних индоевропейских языках, при котором отдельные фонемы ключевого слова повторяются в других словах.
    АНАДИПЛОСИС [др.-греч. άναδίπλωσίς] риторическая фигура, применяемая в художественном стиле, в частности, в стихах; в разговорном, публицистическом стиле; основывается на пов- торении конечного слова или словосочетания в предшествующей фразе и первого в последующей; напр. Ну о чем можно думать?
    Думать не о чем.
    АНАКОЛУФ [др.-греч. άναкоλύθоς непоследовательный] сти- листическая фигура, состоящая в нарушении синтаксической или логической правильности речи и соединяющая части фразы по смыслу, а не в соответствии с литературной нормой; придает речи живость, экспрессивность; напр.: «Не ожидал, как гром среди ясна неба».
    АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФОРМА. Составная словоформа. Например, в русском языке словоформы "буду писать", "буду говорить" - аналитические формы будущего времени глагола, "более хоро-
    ший", "лучше всех" - аналитические формы разных степеней прилагательных.
    АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФОРМА СЛОВА. В общем языкознании: грамматическая форма, у которой показатель грамматического значения находится за пределами слова.
    АНАЛИТИЧЕСКИЙ СПОСОБ. В общем языкознании: выражение грамматических значений за пределами слова.
    АНАЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ. Строй языка, в котором грамма- тические значения выражаются при помощи служебных слов, еще не утративших связи со знаменательными, порядком слов, музыкальным ударением, интонацией. Например, аналитический строй присущ синтаксису китайского языка. Связи и отношения слов в словосочетании и предложении, а также между пред- ложениями выражаются порядком слов и предложений, интона- цией, служебными словами - послелогами, связками, союзами.
    АНАЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ ЯЗЫКА. Грамматический строй языка, в котором преобладают аналитические формы слов.
    АНАЛОГИЯ [греч. analogia) - 1) сходство, подобие; 2) лингв. изменение грамматической формы по образцу другой формы, связанной с ней в грамматической системе языка: форма шофера
    (
    вм. шофёры) образована по аналогии с формой мастера и ей подобными.
    В общем языкознании: А. – один из законов функциониро- вания и развития языка, в соответствии с которым образование и

    :38
    изменение языковых единиц и их форм происходит под влиянием, по образцу уже существующих единиц и форм.
    АНАФОРА. Единоначатие, повторение в начале предложений в художественной прозе или в начале стихотворных строк сходных звуков, слов, синтаксических или ритмических построений. Этот стилистический прием направлен на усиление выразительности, лучшей передачи эмоций. Анафора употребительна также в публицистической речи: Сражаться - это казалось им главной
    задачей момента. Сражаться на фронтах, с бандами, с разрухой.
    (
    По И. Дубровицкому, В. Орлову). В речи учащихся художествен- но не мотивированные анафоры превращаются в речевые ошибки, разрушающие богатство речи - одно из ее коммуникативных качеств.
    АНАХРОНИЗМ. Вид речевой ошибки, основанной на употребле- нии слов, терминов, понятий, не соответствующих изображаемой эпохе: Хлестаков получал маленькую зарплату (вм. жалованье). В речи учащихся художественно не мотивированный анахронизм разрушает одно из коммуникативных качеств речи - ее кон- текстуальную уместность. В художественной речи, наоборот, анахронизм может использоваться как стилистический прием.
    АННОТАЦИЯ КАК ЖАНР НАУЧНО-ИНФОРМАТИВНОГО
    ПОДСТИЛЯ. Для аннотации как жанра научно-информативного подстиля характерны следующие особенности:
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31


    написать администратору сайта