Тематический философский словарь. Тематический философский словарь ( PDFDrive ). Словарь
Скачать 0.83 Mb.
|
СОВЕСТЬ – внутренний нравственный судья человека, яв- ляющийся основным законом морали. Совесть – специфи- ческй механизм нравственного самоопределения:, это веду- щий стимул совершенствования человека, оценивающего свои поступки на основе нравственного идеала и доминиро- вания в человеке ответственности перед самим собой и ми- розданием за свою жизнедеятельность и поступки Другого. Сама этимология слова «со-весть» говорит о том, что это «весть» переданная со-обществом о том, как человек рас- крывает свои потенциальные возможности в движении к идеалу. СПРАВЕДЛИВОСТЬ – это принципы, регулирующие соот- ветствие между деянием и воздаянием, преступлением и на- казанием в процессе распределения благ и обязанностей граждан. Справедливость – принцип, перед которым должны быть все равны, однако она не является нормативным идеа- лом, подобно «Божьей справедливости», реализуемой только в потустороннем мире. Но в человеческом мире достижение полной справедливости породило бы вопиющую несправед- ливость, ибо такое состояние исключало бы все проявления милосердия. В практическом и теоретическом применении более действенна – идея распределительной справедливости, согласно которой распределение может осуществляться в со- ответствии с принципами: равенства, потребности, заслуг, продуктивности, усилий, профессиональной пригодности, достижений, способностей, социального ранга и статуса, спроса и предложения. Справедливость может выступать в самых различных формах. Представления о справедливости меняются от эпохе к эпохе и потому имеют конкретно- историческое содержание, так как ориентируются на сущест- вующие в обществе систему ценностей, зависят от условий жизни людей, и их мировосприятия. Справедливость может выступать в самых разных формах: нравственного идеала и морального требовании к миру и человеку, цели человече- ской деятельности и меры поступков человека и т.д. Она ка- 141 сается абсолютно всех сфер жизни людей – политики, эко- номики, права, семейных отношений и др., являясь основа- нием общественного идеала. СЧАСТЬЕ – эмоционально-приподнятое состояние удовле- творенности человека в результате достижения своей цели и заветного желания. В основе удовлѐтворѐнности лежит инте- рес человека. У каждого человека – своя система интересов, сформированная в процессе его воспитания и жизнедеятель- ности. Представления о счастье связаны с конкретными ус- ловиями человеческого бытия, положением людей в общест- ве, характерными для данной эпохи ценностями и идеалами, а также с истолкованием человеком смысла жизни. Поэтому каждый человек видит своѐ счастье по-своему: или в дости- жении личного благополучия, или в любви, или в поисках истины, или в творчестве и т.д. Но как бы человек ни пони- мал счастье, стремление, быть счастливый отражает неудов- летворенность его своей жизнью, потребность в преодолении препятствий на пути к желанной цели, к идеалу. Если притя- зания человека значительно завышены по сравнению с его способностями или возможностями общества удовлетворить, то жизнь может сложиться трагично, утратить всякую цен- ность и смысл. Счастье человека возможно тогда, когда лич- ные интересы он согласует с интересами окружающих, ко- гда, ставя нравственные цели, он выбирает и нравственные средства для их достижения. «Стараясь о счастии других, мы находки своѐ собственное» (Платон). Нельзя быть счастли- вым ценой несчастья других людей. Нередко в мечтах люди понимают счастье как блаженство, покой. Однако удовле- творенность по достижении цели, радость по поводу испол- нения желаний временны, за ними вновь следуют поиски, но теперь уже более высоких целей, возникают новые желания и потребности, а это значит, что нет постоянного счастья. ЦЕЛЬ – идеальный образ и предвосхищающая модель жиз- ненной ситуации человека, ставшие основой его жизнедея- тельности на определѐнное время. ЦЕННОСТИ – это природные и культурные объекты, про- цессы, отношения, обладающие положительной значимо- 142 стью для человека. Вещи сами по себе в ценностном отно- шении нейтральны. Ценностное отношение возникает только в том или ином социальном контексте. В самом объекте цен- ности изначально не заложены, они возникает как результат отношения между человеком и объектом, в котором опреде- ляется положительное значение объекта для человека и его окружения. Поэтому возникновение и существование ценно- сти неотделимо от оценки. Для того чтобы возникла цен- ность, объекты подлежат оценке, благодаря которой одни ценности утверждаются как высшие, другие отходят на вто- рой план. Ценности выстраиваются в определѐнной иерар- хии. По форме бытия ценности делятся на предметные и ду- ховные. В качестве ценности могут выступать разнообразные материальные и духовные (идеальные) объекты, а также процессы и отношения. Например, ценностью для человека могут быть и вещи повседневной жизни, и другие люди, и мирная жизнь, и идея добра, и процесс получения знаний. Духовные ценности (политические, правовые, моральные, эстетические, философские, религиозные, познавательные и др. идеи, теории, взгляды, настроения человека и общества) составляют содержание духовного мира субъекта; в общест- ве – содержание общественного сознания, духовной культу- ры общества. ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ– это интегрирующая способность нравственного сознания постоянно направлять в самых различных ситуациях помыслы и поступки людей на обретение той или иной моральной ценности. Ценностная ориентация объединяет все компоненты нравственного соз- нания, позволяя обрести линии поведения той или иной лич- ности необходимую целеустремленность и последователь- ность. В то же время, ценностная ориентация, объединенная в единую мировоззренческую систему взглядов, проявляется как воплощение моральной убежденности личности. Эта ориентация обеспечивает единство всей структуры нравст- венного сознания, выражаясь в направленности на те или иные предпочтения среди компонентов указанной структуры и не нарушая ее. Наличие такой ориентации способствует 143 нахождению определенного ценностного смысла в мораль- ном выборе. Конкретный человек ориентируется не на одну какую-то моральную ценность, как правило, речь идет об ориентации на ряд ценностей, которые взаимосвязаны между собой. Учитывая это обстоятельство, можно говорить о гос- подствующей ценностной ориентации, которая определяет поведение какой-либо социальной группы или даже кон- кретного общества в целом, включая многих отдельных его представителей. Смена ценностных ориентации является, та- ким образом, одним из наиболее существенных изменений в ходе преобразования нравственного сознания как отдельной личности, так и общества в целом. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ – это ценности образного постижения мира в процессе любой деятельности человека (прежде всего в ис- кусстве) на основе законов красоты и совершенства. Термин «эстетика» появился в научном обиходе в середине XVIII в., хотя учение о прекрасном, о законах красоты и совершенства уходит корнями в глубокую древность. Под эстетическим отношением понимается особый вид связи между субъектом и объектом, когда независимо от внешнего практического интереса человек переживает глубокое духовное наслажде- ние от созерцания гармонии и совершенства. Выделяют объ- ективное содержание эстетической ценности и ее субъектив- ную сторону, зависящую от сложившихся идеалов красоты, вкусов, художественных стилей. Эстетические ценности мо- гут выступать в виде природных объектов (например, пей- заж), самого человека (знаменитая чеховская формула: в че- ловеке должно быть все прекрасно – и лицо, и одежда, и ду- ша, и мысли), а также духовные и материальные объекты, созданные человеком в виде произведений искусства. Как заметил О. Уайльд, всякое искусство совершенно бесполезно и восприятие прекрасного вызывает, прежде всего, состояние бескорыстной радости, полноты сил, ощущение единства че- ловека с миром. Поэтому известное выражение Ф.М. Досто- евского «Красота спасет мир» нужно понимать не изолиро- ванно, а в общем контексте развития идеалов человечества. 144 XVII. ФИЛОСОФИЯ ОБЩЕСТВА БЫТ – сфера внепроизводственной социальной жизни, в ко- торой осуществляется воспроизводство рабочей силы че- ловека,удовлетворяются его материальные и духовные по- требности. Она включает питание, отдых, общение, лечение, семейную жизнь людей, а также потребление духовных благ, любительские занятия, развлечения. В широком смысле сло- ва быт – это повседневная жизнь людей вне работы. БАЗИС – основной элемент (подсистемы) общественно- экономической формации; совокупность господствующих и преобладающих в обществе экономических отношений, вы- ражает экономический строй общества. БРАК – социально одобренный союз мужчины и женщины, заключаемый для сексуального общения, совместного воспи- тания детей, сотрудничества в организации быта и досуга. Формы брака исторически изменчивы. В первобытную эпоху существовал групповой брак, когда каждый мужчина опре- деленной группы племени считался мужем каждой женщины другой его группы. При полигамном браке один мужчина находился в браке с несколькими женами (встречается и се- годня в ряде мусульманских стран Азии и Африки). У неко- торых племен бытует и поныне пережиточная форма поли- андрического брака – сожительство нескольких мужчин с одной женщиной. Подавляющее большинство современных жителей Земли предпочитает основную форму брака, моно- гамию — союз одного мужчины с одной женщиной, наибо- лее соответствующий потребностям и возможностям челове- ка как личности. В последние десятилетия в Америке и стра- нах Западной Европы появились альтернативы моногамному браку – групповые («браки коммун»), открытые (допускаю- щие супружескую неверность по соглашению между супру- гами) и пробные (заключаемые на некоторое время без юри- дического оформления) браки. Преимущество таких браков не доказано, напротив, все данные говорят о том, что именно полноценный моногамный брак, в отличие от фиктивного, является условием сохранения и развития личности, по- 145 скольку, как правило, его отличает атмосфера любви и ува- жения, способность супругов к сотрудничеству в решении жизненных проблем, к духовному взаимообогащению. ВЛАСТЬ – специфическое общественное отношение, пред- полагающее возможность и способность одного социального субъекта (индивид, группа, партия) реализовать свою волю в деятельности других субъектов. Власть представляет собой: 1) силовое отношение, которое выражает превосходство и доминирование (в социальном измерении); 2) отношение ли- дерства (психологическое измерение); 3) порядок и уровень организации (организационное измерение); 4) совокупность элементов, средств и способов, с помощью которых полити- ческие субъекты, и, прежде всего, государство, управляют, координируют, подчиняют интересы всех членов общества единой политической воле (политическое измерение). Буду- чи необходимым признаком политической системы общест- ва, власть может осуществляться при помощи различных средств: принуждение или убеждение; сила нравственного авторитета и опора на традиции или оружие; инициирование положительных чувств и настроений людей или их низмен- ных инстинктов. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ – постоянно возникающие проблемы общечеловеческой значимости, к которым отно- сятся: демографические, образовательные, здравоохранения, продовольственные, международного экономического по- рядка, энергетические, сырьевые, войны и мира и др. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ – это проблемы, порождѐнные деятельностью не отдельных стран, а всего человечества в целом и угрожающие существованию всего населения Земли, решение которых возможно только при совместных усилиях мирового сообщества. К числу негативных последствий развития современ- ной цивилизации относятся следующие проблемы: 1) экологиче- ская, связанная с загрязнением окружающей среды и истоще- нием материальных и энергетических ресурсов, что угрожает са- мому существованию человечества; 2) демографическая, выра- жающаяся в перенаселении планеты, что совмещается со ста- рением населения в Европе и Северной Америке (снижение ро- 146 ждаемости в сочетании с увеличением продолжительности жизни обусловливает изменение соотношения возрастных групп); 3) гон- ки вооружений и угрозы ядерной войны, которая может привес- ти к гибели всего человечества; 4) продовольственная: если в эко- номически развитых странах имеет место переизбыток продуктов питания, то во многих регионах Земли население хронически го- лодает; 5) здравоохранения, наиболее ярко проявляющаяся в свя- зи с распространением СПИДа, наркомании и ряда других болез- ней, а также некоторых других проблем. Глобальные проблемы имеют столь острый характер, что в 1992 г. ООН приняла в каче- стве обязательной для всех ее членов концепцию устойчивого развития: а) необходимо осознать губительность безудержного роста стандартов потребления, непосильного ни природе, ни об- ществу; б) нужно отказаться от уверенности в безграничных возможностях промышленного, технического, научного про- гресса, ибо он имеет пределы (обусловленные необходимостью сохранения баланса природы и общества); в) целевые усилия должны быть направлены на разработку «щадящих» технологий, способствующих преодолению существующих трудностей. ГОСУДАРСТВО – политическое образование, в рамках ко- торого отношениямежду людьми регулируются законами и нормами при наличии средств принуждения. В истории фи- лософии существуют различные подходы к проблеме воз- никновения и функционирования государства, начиная с идеи его божественного установления и заканчивая игровой концепцией возникновения государства. Платон видел в го- сударстве естественное продолжение и рост семьи; Аристо- тель – определенную форму политических отношений; Т. Гоббс и Ж.-Ж. Руссо – результат общественного договора; К. Маркс определял государство как форму и орудие политиче- ской власти, которая возникает в результате общественного разделения труда, появления собственности и образования антагонистичных классов; В.И. Ленин видел в государстве аппарат угнетения одних классов другими. Составными эле- ментами государства являются: а) единая территория, на ко- торую распространяется юрисдикция данного государства; б) население; в) власть системы органов и учреждений; 4) пра- 147 во, закрепляющее определенную систему норм. Целью госу- дарства как исторической формы союза людей является сво- бода и благополучие граждан как выражение реального гос- подства всеобщей воли. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО – высокая ступень развития общественных отношений, когда человек становится не под- данным власти, а гражданином, уважающим и со- блюдающим законы. Государство, в свою очередь, опирается не на силу, а на общественный договор с гражданами, гаран- тируя уважение и защиту их неотъемлемых прав. Еще в ан- тичную эпоху возникает представление о естественных (священных) правах человека, появляющихся у него в силу факта рождения (право на жизнь, свободу, безопасность и др.). Развитие гражданского общества неотделимо от сохра- нения и укрепления правового государства, а возникающие противоречия должны разрешаться в цивилизованных фор- мах, исключающих насилие, ложь и манипулирование волей и сознанием людей. Человек, его права и свободы должны являться высшей ценностью общественного развития. Это предусматривает многообразие форм собственности и разви- тие институтов демократии на всех уровнях. ЗАКОН ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ – объективные зако- номерные процессы и явления в развитии общества. К. Маркс сформулировал закон соответствия производственных отношений характеру производительных сил, конфликт ко- торых является основой для социальной революции, которая приводит к победе новых, более высоких производственных отношений. Способ производства материальных благ опре- деляет, в концепции марксизма, социальный, политический и духовный процесс жизни и, следовательно, общественное бытие определяет общественное сознание. В XX в. Начинают развиваться концепции, претендующие на исчерпывающее объяснение истории на основе религиозно-философских и духовно-идеологических построений (О. Шненглер, А. Тойнби). Сторонники релятивистского подхода (Э. Фромм и др.) утверждают, что история имеет только субъективный смысл, который придает ей сам человек. 148 ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ОБЩНОСТИ ЛЮДЕЙ – приходящие на смену друг другу формы совокупности лю- дей, объединенных социальными связями и отношениями и обладающие общими чертами и признаками. К ним относят: род (объединение кровных родственников, связанных кол- лективным трудом и защитой общих интересов), племя (объ- единение нескольких родов, обладающее своей территорией и языком), народность (общность людей с экономическим, территориальным и языковым единством), нация (общность, возникшая на основе экономической жизни, единой террито- рии, языка, культурных связей и обычаев). ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС – закономерное и последо- вательно чередование явлений, которое включает в себя ис- следованием явлений, начиная с возникновения, анализа тенденций последующего развития и современного этапа. Прошлое и настоящее людей неразрывно связаны, в опре- деленной степени определяя будущее. В обществе (как и в природе) имеются определенные причинно-следственные отношения, которые приводят к соответствующим измене- ниям социальных явлений. Старые общественные отношения мешают развитию общества и поэтому замещаются более прогрессивными отношениями. История во многом случай- на, и прогресс в истории скорее возможен, чем необходим. Свобода человека в истории не исчерпывается осознанной необходимостью, скорее – это осознанная возможность со- хранить ценности людей: право, справедливость, труд, твор- чество, свободу и др. Периодизация мировой истории дается археологией, разделяющей ее на палеолит, мезолит, неолит, бронзовый век и железный век, обозначающие основные этапы прогресса материальной культуры. Историки- социологи берут за основу конкретных периодизаций общую модель развития общества, проходящего на своем пути три основных этапа: первобытный строй, феодализм, буржуазное общество. У Маркса эта модель усложняется: переход от первичной формации общества осуществляется по трем на- правлениям, общество-деспотия с азиатским способом про- изводства, республика-полис греков и римлян, феодализм, 149 эпоха капитализма. В модернистских концепциях XIX в. в истории выделяется два этапа – традиционное общество и современное общество, грань между которыми фиксируется индустриальной революцией конца XVIII – начала XIX века (выделяется также постиндустриальное общество, то есть постсовременность). |