Тематический философский словарь. Тематический философский словарь ( PDFDrive ). Словарь
Скачать 0.83 Mb.
|
XIII. ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ – совокупность физических процес- сов и состояний, не представленных в сознании субъекта, то, что мы не осознаѐм. Гипотезу о бессознательном высказыва- ет Лейбниц, развивает Бергсон и делает особым учением Ф.Фрейд. По Фрейду психика человека состоит из трех сло- ев: бессознательное, подсознание и сознание. Бессознатель- ное – смысловое содержание всех эмоций и переживаний, основа интуиции. По Юнгу, бессознательное это то, что яв- ляется источником творческой фантазии и чувства ценности. Он вводит понятие «коллективное бессознательное» для обо- значения воспоминаний, неосознаваемых индивидом, но су- ществующих в виде импульсов, которое человек наследует от всего человеческого рода. Оно содержит архетипы, обще- человеческие первообразы и идеи, общие для человечества в целом и являющиеся продуктом наследственных структур мозга. ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ (от лат. потенциальный, возможный), нематериальное бытие объективных сущностей либо субъективных образов, противопоставляемое мате- риальному бытию вещей и явлений в пространстве и време- ни. Виртуальная реальность – вневременна, бесплотна, по- этому данное понятие приблизительно совпадает по значе- нию с понятием идеальной реальности. Виртуальная реаль- ность также может трактоваться как искусственная реали- зация в знаково-графической форме какой-либо мыслитель- ной возможности, которая по тем или иным причинам не может быть осуществлена в естественной реальности; таким образом, она понимается как искусственно реализуемая воз- можность. ВИТАЛИЗМ (от лат. жизненный) – совокупность идеали- стических течений в биологии, согласно которым жизненные явления объясняются действием, якобы присущего в орга- низмах особого нематериального начала – жизненной сила», «души», «энтелехии» и др.). Эта сверхъестественная сила контролирует форму, развитие, а также функционирование 84 организма. Элементы витализма содержаться в учениях Пла- тона и Аристотеля. Витализм утрачивает свою значимость по мере того, как прояснялась химическая и физическая приро- да все большего количества биологических феноменов. ВООБРАЖЕНИЕ – способность человека создавать новые чувственные или мыслительные образы на основе преобра- зования полученных от действительности впечатлений, то есть способность представлять отсутствующие объекты. Раз- личают репродуктивное воображение, представляющее образ чего-то уже известного нам, и творческоевоображение, де- лающее человека способным создавать произведения искус- ства, развивать науку и технику. ВУЛЬГАРНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ – философское течение середины XIX в., отождествляя общую материю и сознание, заявляя, что мысль – это вещественное выделение мозга. Его представители: Фогт, Бюхнер, Молешотт. ИДЕАЛЬНОЕ – это атрибутивное свойство психического отражения. Идеальное – это противоположность материаль- ного. Идеальный образ не содержит в себе ни грамма веще- ства и не имеет физических характеристик отражаемого предмета, не обладает массой, энергией, не имеет простран- ственных свойств. Идеальное, по выражению К. Маркса, есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней. Но идеальное отражение присуще не только человеку, но и животным. МОЗГ – центральный отдел нервной системы человека и животного, состоящий из нервных тканей – серого и белого вещества. Сознание – это продукт деятельности мозга. ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТЬ (от лат. между субъектами) – структура индивидуального сознания, отвечающая факту существования других индивидов; особая общность между познающими субъектами (условие взаимодействия и переда- чи знания одного для другого). Вплоть до XX века гарантией достоверности познания выступала универсальная структура познающего субъекта. Гуссерль предпринял попытку обос- нования что Я естественным образом выстраивает в себе Других и складывает общность субъектов (то есть интер- 85 субъективную общность), каждый из которых имеет мир в своем опыте. В интерсубъективности Я фиксирует своеобра- зие своего опыта в отношении других возможных опытов. Позднее Гуссерль вводит понятие «жизненного мира» – ду- ховного образования, которое служит основой интерсубъек- тивности. В дальнейшем тема рассматривается в аналитиче- ской философии (Рассел, Карнап, Куайн), феноменологии (Сартр, Мерло-Понти) и феноменологической социологии (Шюц). Здесь интерсубъективность интерпретируется как внутренняя социальность индивидуального сознания. Шюц рассматривает интерсубъективность в свете двух правил ин- терпретации социальной жизни – взаимозаменяемости точек зрения Я и Другого и признания схожести интерпретации общих фактов и программ поведения при несущественных различиях (так им обосновывается возможность построения социальной теории). МЫШЛЕНИЕ – это опосредованное и обобщенное отраже- ние действительности, дающее знание о существенных свой- ствах, связях и отношениях объективного мира, это актив- ный процесс отражения объективного мира в понятиях, суж- дениях, теориях, связанный с обобщением и способами опо- средованного познания действительности; высший продукт особым образом организованной материи – мозга. Однако мышление связано не только с биологической эволюцией, но и с общественным развитием. Оно имеет общественную при- роду и по особенностям возникновения, и по способу функ- ционирования, и по схожим результатам. Оно осуществляет- ся в теснейшей связи с речью, а результаты его фиксируются в языке. Результатом процесса мышления является всегда та или иная мысль. Способность мышления к обобщенному от- ражению действительности выражается в способности чело- века образовывать общие понятия. Основные уровни разви- тия мышления – рассудок и разум. ОТРАЖЕНИЕ – это фундаментальное свойство всей мате- рии воспроизводить особенности воздействующих объектов в соответствии с характером этого воздействия и природой отражающего предмета. Сущность его заключается в спо- 86 собности любой вещи воспроизводить под воздействием других вещей отпечатки, которые представляют собой изме- нения структур, всех взаимодействующих вещей. Воздейст- вующий объект как бы оставляет след на более или менее длительный срок в другом объекте. Зависимость отражения от природы отражающей системы тем сильнее, чем выше ор- ганизация последней. В неживой природе отражение высту- пает в виде ответной внешней реакции тела, подвергшегося воздействию. В живой природе появляется новая специфиче- ская форма отражения – раздражимость. С появлением нерв- ной системы у животных появляются такие формы психиче- ского отражения как ощущения, восприятия, представления. У высших животных появляются такие формы психического отражения как наглядно-действенное, наглядно-образное мышление, которые формируются на основе представлений. Представления занимают промежуточную ступень в процес- се перехода от чувственного познания к рациональному. У человека появляется новая форма психического отражения – вербально-понятийное мышление, которое формируется на базе языка и составляет фундамент сознания. ПАМЯТЬ – способность организма сохранять и воспроизво- дить информацию о внешнем мире и о своем внутреннем со- стоянии для дальнейшего ее использования в процессе жиз- недеятельности. ПОДСОЗНАНИЕ – пласт психики, не поддающийся инди- видуальному сознательно-волевому контролю и являющийся основной активности личности при решении творческих за- дач. РАЗУМ (как диалектическое мышление) категория, выра- жающая высший уровень мышления, который характеризу- ется творческим оперированием абстракциями и сознатель- ным исследованием их природы в форме саморефлексии. Только на уровне разума мышление может постичь сущность вещей, их законы и противоречия и выразить их в логике по- нятий. Задача разума – выявление закономерностей, корен- ных причин и движущих сил изучаемых явлений. Логикой разума является диалектика. Процесс развития мышления – 87 переход рассудка в разум, то есть выход за пределы готовой системы знания и выдвижение новых идей. Переход разума в рассудок связан с процедурой формализации. РАССУДОК (как формальное, статичное мышление) – кате- гория, выражающая исходный уровень мышления, где опе- рирование абстракциями происходит на основе стандарта. Способность рассудка – последовательно рассуждать, пра- вильно строить мысли и чѐтко их классифицировать, систе- матизировать факты, рассматривая их как нечто устойчивое, неизменное. Рассудок характерен обыденному, повсед- невному, «житейскому» мышлению, здравому смыслу. Логи- ка рассудка является формальная логика. Абсолютизация рассудка неизбежно ведет к метафизике. РЕФЛЕКС – бессознательная и автоматическая реакция нервной системы человека на внешнее раздражение. Разли- чают: спонтанные, естественные, безусловные, или врожден- ные, рефлексы – то есть рефлексы, присущие организму от рождения, как результат строения его нервной системы; и условные рефлексы, созданные искусственным путем, тем или иным «условием». Основоположник изучения условного рефлекса был Павлов. Рефлекторная реакция противополож- на продуманной деятельности. РЕФЛЕКСИЯ (от лат. отражение) – направленность на ос- мысление и обоснование собственных предпосылок, требую- щий обращения сознания на себя. Принято выделять эмпи- рическую, логическую, трансцендентальную и абсолютную стадии понимания рефлексии. Специфические версии реф- лексии были предложены в психологии и социологии. В пси- хологии – процесс самопознания индивидом внутренних психических актов и состояний. В социологии и социальной психологии – не только знание и понимание субъектом само- го себя, но и осознание им того, как он оценивается другими индивидами (концепция «отраженного», или «зеркального» Я), способность мысленного восприятия позиции «другого» и его точки зрения на предмет рефлексии (феноменологиче- ская социология, этнометодология и др.). В этом смысле ре- флексия – процесс зеркального взаимоотражения субъектами 88 друг друга и самих себя в пространстве коммуникации и со- циального взаимодействия (интерактивные концепции). При этом «зеркала» (то есть сознания субъектов) могут быть и «кривыми», то есть неадекватно и искаженно воспроизво- дящими предмет рефлексии и точку зрения «другого» на этот предмет. В конце XIX и в XX веке знамением времени явля- ются критика и возможные варианты преодоления филосо- фии рефлексии (Ницше, Дильтей, Хайдеггер, Деррида и др.). САМОСОЗНАНИЕ – акт непосредственного обращения сознания к самому себе; выделение человеком себя из объек- тивного мира; осознание своего отношения к миру, себя как личности, своих поступков, действий, мыслей и чувств, же- ланий и интересов. В процессе самосознания формируется своеобразное смысловое отношение идентификации, оценки, согласия или несогласия с деятельностью сознания. В своей рефлексивной деятельности самосознание обнаруживает со- держательные предпосылки собственно сознательной дея- тельности, «внутренне» рассматривает предметное содержа- ние знания, производит его критический анализ, уясняет возможные методологические формы постижений. Самосоз- нание выступает условием самопознания личности, раскры- вает строение и специфику ее духовного и ценностного мира. СЕРДЦЕ – библейское понятие, получившее дальнейшее развитие в религиозно-идеалистических учениях П.Д. Юрке- вича, П.А. Флоренского, Б.П. Вышеславцева и И.А. Ильина. В религиозной трактовке сердце – это средоточие душевной, духовной и телесной жизни человека. Оно объединяет в себе волю и желания. Свободный поступок и любовь совершают- ся как сердечные акты. В них сливается в единый поток раз- нообразие душевных чувств, волнений и страстей: оно раду- ется, печалится, болит, испытывает смущение и смятение. Сердце одновременно и центр нравственной жизни, в нем коренится любовь к Богу и людям; оно же является источ- ником гнева, злобы ненависти и т.д. Сердце зависит от те- лесного самочувствования, и, наоборот, сердечная боль мо- жет угрожать здоровью и самой жизни человека. Сердце объединяет чувственное и рациональное, природное и куль- 89 турное, мужское и женское, плотское и духовное. Сердце как источник духовной любви делает человека способным к со- зерцанию, то есть духовному видению, способному углуб- лять наше чувственное зрение в познании сущности вещей. Созерцанию свойственна интенционалъностъ, оно сродни фантазии. СНОВИДЕНИЕ – это психические образы, возникающие в состоянии сна. Наиболее глубоко разработал теорию снови- дений З. Фрейд, рассматривая сон как реализацию нашего желания. Но эта идея возникла задолго до Фрейда. Мы нахо- дим ее уже в тибетских и буддистских текстах ив сочинениях Отцов церкви. Однако за сновидением признают также и другую функцию. Адлер (1870-1937) анализирует его как способ формирования будущего поведения. Для ума сон – это способ уменьшить давление, связать меж собой все те соблазны и проблемы, о которых мы думали накануне и предложить вариант ответа. Эта функция сна соответствует следующей максиме: утро вечера мудренее. Следовательно, сон – это что-то вроде предвосхищения или генеральной ре- петиции ответа на ситуацию. Сновидение тогда оказывается необходимым фактором психической уравновешенности. Сновидение – это не только хранитель сна, но и психический процесс, благодаря которому человек может сохранять свое психо-аффективное равновесие. Смысл сна – это не просто некое рациональное знание, это также и смысл необходимой для здоровья психофизиологической функции. Он предстает как своеобразная подпорка для сознания или разума, необхо- димая человеку, который, как существо из плоти и крови, в течение дня испытывает миллионы ощущений и постоянно нуждается в регулятивных механизмах для восстановления равновесия. СОЗНАНИЕ – однаиз основныхкатегорий онтологии. Су- ществует несколько основных подходов к решению пробле- мы сознания: физикализм, солипсизм, объективный идеа- лизм и диалектический материализм. Физикализм как крайне материалистический подход утверждает, что сознание как самостоятельная субстанция не существует. Оно является 90 порождением материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук. Его ответвлениями являются «теория тождества» (Д. Амстронг, Дж. Смарт), отождеств- ляющая духовные и телесные процессы; теория «элимина- ции» (Ф. Фейерабенд), доказывающая, что понятия дух и ду- ховность – устаревший и ненаучный предрассудок, теория «вульгарного материализма (Фохт, Бюхнер, Молешот), ут- верждающая, что мозг выделяет мысль как печень – желчь. Солипизм пытается доказать, что сознание индивида – един- ственная достоверная реальность, материальный мир – его порождение (Беркли, Юм, Фихте). Объективный идеализм признаѐт наличие, как сознания, так и материи, но рассмат- ривает сознание как первичную мировую творческую силу, а сознание индивида как часть мирового сознания. Диалекти- ческий материализм считает сознание высшим уровнем пси- хической активности человека, специфический способ его взаимоотношения с реальностью, присущая человеку спо- собность создания самодостоверного бытия, в смысловых связях которого происходит понимание действительности. Согласно К. Марксу сознание есть «общественный продукт». В генетическом отношении «мышление» является более ши- роким понятием, чем «сознание». Сознание – это высшая форма мышления, включающая в свое содержание эмоции и волю. Сознание – это свойства функционирующего мозга, заключающееся в чувственно-рациональном, эмоционольно- волевом отражении действительности, в разумном регулиро- вании чувств и поведения человека. Сознание не имеет сво- его собственного содержания, а, следовательно, и своего собственного самостоятельного бытия. Оно не существует наряду с материей, а является ее свойством. Смысловые об- разования сознания идеальны и не выводимы из психики, не- смотря на то, что оно посредством акта восприятия относит- ся к реальному предмету. Сознание тесно связано с процес- сами деятельности и общения человека. В онтологическом отношении сознание материально, как и любое другое свой- ство материи. Но сознание – особое свойство, оно способно отражать мир. При помощи сознания человек выделяет себя 91 из окружающей среды и, воссоздавая ее в форме психиче- ских образов, регулирует свое поведение и поступки, отдает себе отчет в том, что происходит в его внутреннем и окру- жающем внешнем мире. Абсолютная противоположность материи и сознания имеет смысл лишь в гносеологическом отношении, когда сознание рассматривается как отражение, образ, материальных объектов. Как свойство материи созна- ние – материально, как образ – оно идеально. Сознание явля- етсяединствам материального и идеального. Сознание явля- ется продуктом исторического развития материи, функцией и свойством коры больших полушарий человека. СОЗНАТЕЛЬНОЕ – в учении Фрейда одна из трех систем человеческой психики (бессознательное — предсознательное – сознательное), то есть то, что осознается субъектом в каж- дый данный момент времени. По Фрейду, сознательное – это способность воспринимать раздражения, приходящих к нам из внешнего мира и чувства удовольствия и неудовольствия, которые формируются внутри нашего психического аппара- та. По мнению Фрейда, большинство сознательных процес- сов сознательны только короткое время», и процесс возбуж- дения не оставляет в сознательном длительного изменения его элементов. Таким образом, классический психоанализ не считает сознательное сущностью психического. ЧУВСТВА – осознанное переживание человеком своего от- ношения к окружающей действительности и к самому себе. ЭМОЦИЯ – субъективная неосознанная реакция человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей. ЯЗЫК – знаковая система хранения и передачи информации, выполняющая сознательную и коммуникативную функцию в процессе человеческой деятельности. Сознание существует для другого через язык, в нем оно находит свое материальное выражение. Мышление и язык тесно связаны друг с другом, но они не тождественны. Мысль есть отражение действи- тельности, а язык есть способ выражения, закрепления и пе- редачи этого отражения. Язык – это знаковая система, спо- собная передавал» информацию и быть способом выражения и закрепления мысли. Язык выполняет две основные функ- 92 ции: быть средством познавательной деятельности (когни- тивная) и служить средством общения (коммуникативная). Язык является специфически социальным явлением. Разли- чают естественные и искусственные языки. Благодаря языку возможно существование и развитие абстрактного мышле- ния. |