Тематический философский словарь. Тематический философский словарь ( PDFDrive ). Словарь
Скачать 0.83 Mb.
|
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА (ПО КАНТУ) – гносеологическое учение Канта, выделяю- 43 щего три основные способности человека к познанию: чув- ственность, рассудок и разум. Чувственность – это способ- ность к ощущениям, когда объективно существующие вне человека вещи воздействуют на его органы чувств и вызы- вают хаотические, неупорядоченные ощущения (зрительные, слуховые и т.п.). Доказать соответствие этих ощущений ре- альности невозможно. Но все люди воспринимают мир оди- наковым образом, что объясняется следующим: человек об- ладает априорной (доопытной, врожденной) способностью организовывать, упорядочивать свои ощущения так, чтобы воспринимать мир в пространстве и времени. Из этого сле- дует, что чувственные восприятия не являются образами ве- щей, а значит, не дают истинного знания о них. Рассудок – это способность человека сопоставлять и систематизировать данные чувственного познания, что осуществляется с помо- щью понятий (рассудок обладает двенадцатью априорными категориями), с помощью которых человек пытается объяс- нить реальность. Однако на самом деле он не познает мир, а накладывает на него свои представления о единстве, при- чинности, закономерности и т.п. При помощи разума человек пытается получить целостное, единое знание обо всей реаль- ности. Разум обладает тремя априорными идеями: психоло- гической – идеей души, космологической – идеей мира, тео- логической – идеей Бога. Однако, пытаясь рассуждать на та- кие темы, разум запутывается в неразрешимых противоречи- ях. Поэтому философия возможна только как знание, ориен- тированное на анализ самого познавательного процесса и его границ, а также на постижение человека и этических про- блем. Таким образом, ни одна способность не позволяет че- ловеку познать сущность реальности: он познаѐт мир не та- ким, каким он существует на самом деле («вещь в себе»), а таким, каким он представляется, является людям («вещь для нас»). К числу «вещей в себе», то есть принципиально непо- знаваемым, Кант относит Бога, душу и материю. ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗУМ – понятие немецкой классиче- ской философии, означающее способность человека к сво- бодному действию на основе высших принципов. По Канту, 44 разум, выступая в своих практических функциях, даст чело- веку «законы свободы», т.е. моральные принципы, возвы- шающие человека над миром природы. Благодаря практиче- скому разуму, человек выступает как свободное существо, независимое в своем поведении от механизма природы и ко- нечных условий эмпирического существования. СНЯТИЕ – термин, введенный Гегелем и обозначающий преобразование, в котором наличные формы устраняются, отрицаются, но вместе с тем и сохраняют, удерживают все самое ценное, что есть в их наличной сейчас форме. Пола- гаемое в тезисе снимается (отрицается) в антитезисе, а затем уже отрицается в синтезе. Термин употребляется при иссле- довании преемственности в развитии и для характеристики связи, отношения низшего явления к высшему. ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ («переступать») – то, что свя- зано с предпосылками возможного опыта. В философии Кан- та означает такое познание, которое направлено не столько на предмет, сколько на то, что возможно априори; то, что хо- тя и предшествует опыту априори, но имеет целью сделать возможным опытное познание. ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ – все то, что выходит за границы чувственного опыта, эмпирического познания мира, допус- кается в качестве предмета, существующего вне сознания. В онтологическом смысле это есть признание существования бытия, которое не является объектом наших мыслей и вос- приятий. В гносеологическом смысле – обозначает то, что находится вне нас. Противоположностью ему является им- манентное (внутренне присущее миру сознание). По Канту, это, что недоступно теоретическому познанию, но является предметом веры (бог, душа, бессмертие). ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ ИДЕАЛИЗМ – особый вид философского идеализма, представленный Кантом и его продолжателями, утверждающий, что мы постигаем не «ве- щи в себе», а вещи лишь как явления, ибо всякому опыту, оформленному в понятия, присуща только реальность вос- приятия, т.е. эмпирическая реальность. Трансцендентальный идеализм (он же критический идеализм) доказывает, что ус- 45 ловием возможности истин являются априорные формы соз- нания, и исследует вопрос о преемственности этих форм как внутри опыта, так и за его пределами. ТРИАДА – трехступенчатость развития. Согласно Гегелю, всякое развитие протекает по определенной схеме: утвер- ждение (тезис), отрицание этого утверждения (антитезис) и наконец, отрицание отрицания, «снятие» противоположно- стей (синтез). Каждая следующая ступень отрицает преды- дущую, превращаясь в ее противоположность, а синтез не только отвергает антитезис, но и соединяет в себе по-новому некоторые черты общих предыдущих ступеней развития. Синтез, в свою очередь, является началом новой триады. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ – учение о явлениях. В немецкой идеалистической философии – это учение о феноменах чело- веческого сознания: у Канта оно означает учение об эмпири- ческом явлении в отличие от учения о «вещи в себе»; у Ге- геля – это метафизическое изображение сознания в его диа- лектическом поступательном движении от чувственной не- посредственности через ступени самосознания, нравственно- сти, искусства, религии, науки, философии – к абсолютному знанию. ФИЛОСОФИЯ ДУХА – философская система Гегеля, кото- рый понимал дух как единство самосознания и сознания, осуществляемое в разуме, как единство практической и тео- ретической деятельности. Бытие духа, по Гегелю, есть его деяние, хотя это деяние понимается как познание. Дух, по Гегелю, преодолевает природное, чувственное и поднимает- ся до самого себя в процессе самопознания. Тем самым Ге- гель предполагает как бы лестницу, поднимаясь по которой, каждый отдельный человек приобщается и духовному опыту, накопленному человечеством. На вершине этой лестницы любой индивид, вовсе не будучи гениально одаренным ис- ключением, в состоянии посмотреть на мир и на себя с точки зрения завершившейся мировой истории мирового духа. 46 VIII. ФИЛОСОФИЯ МАРКСИЗМА БАЗИС И НАДСТРОЙКА – основные категории марксиз- ма; базис – экономический строй общества, система произ- водственных отношений, соответствующих определенному уровню развития материальных производительных сил. Над- стройка – это система идей и складывающихся в соответст- вии с ним идеологических отношений. ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ – одна из форм материализма, создателям которого являются К. Маркс и Ф. Энгельс. ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ – учения марксизма о закономерностях общественной жизни, о законах развития истории. КЛАССЫ – это большие группы людей, которые характери- зуются четырьмя социально-экономическими признаками: местом в исторически определенной системе общественного производства, отношением к средствам производства, ролью в общественной организации труда, способом получения до- ли дохода. Маркс и Энгельс объяснил происхождения клас- сов экономическими причинами развития общественного труда и возникновении частной собственности, а Ленин тео- рию классов и классовой борьбе в работе «великий почин» и дал развернутое определение классов. КОЛЛЕКТИВИЗМ И ИНДИВИДУАЛИЗМ – типы миро- воззрения, сутью которых является абсолютизация либо ин- тересов общества, группы, либо интересов отдельного чело- века. Причем принцип индивидуализма в марксизме опреде- ляет человека как антисоциальное существо, а принцип кол- лективизма налагает высокую меру ответственности челове- ка за судьбы коллектива. Но если коллективизм индивидуа- лизм – это абсолютизация одной из сторон человеческой сущности, то коллективность и индивидуальность – это по- истине диалектическое единство еѐ противоположных начал, выражающих две еѐ тенденции: к слиянию с обществом и выделению Я в качестве автономной единицы. 47 КОММУНИЗМ – это эпоха, а не особый способ производ- ства, которая характеризуется становлением практического гуманизма, связанного с освобождением человека от всех конкретных форм гнета отчужденных производственных от- ношений, возвращение человеку отчужденной человеческой сущности; это положительное упразднение частной собст- венности, самоотчуждения человека и в силу этого - подлин- ное присвоение человеком его сущности. МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ДИАЛЕКТИКА – это учение о всеобщих законах движения и развития природы, челове- ческого общества и мышления, основанное на марксистском диалектическом методе, основными чертами которого явля- ются: рассмотрение природы как единого целого, где все яв- ления взаимосвязаны; рассмотрение природы в ее непрерыв- ном закономерном развитии, изменении и развитии; понима- ние развития как перехода из одного качественного состоя- ния в другое; понимание внутренних противоречий как борьбы между старым (отжившим) и новым (рождающимся) как движущей силы развития. ОБЩЕСТВЕННОЕ БЫТИЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ – две стороны жизни общества (материальной и духовной), находящиеся между собой в определенных взаимосвязях. Общественное бытие (материальные отноше- ния людей в процессе производства) определяет обществен- ное сознание (отражение в духовной жизни людей их обще- ственного бытия), но второе оказывает обратное воздействие на первое. ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ – исторический тип общества, основанный на определенном способе производства, ступень прогрессивного развития че- ловечества от первообщинного строя через рабовладельче- ский строй, феодализм и капитализм - к коммунистической формации, это не общество вообще, не абстрактное общест- во, а конкретное, функционирующее по определенным зако- нам как единый социальный организм. ОТЧУЖДЕНИЕ – понятие, характеризующее процесс пре- вращения продуктов человеческой деятельности, свойств и 48 способностей человека в нечто независимое от него и гос- подствующее над ним. ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ – система субъективных (рабочая сила) и вещественных (средство производства) фак- торов, необходимых для преображения вещества природы в нужные человеку продукты. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ – совокупность материальных экономических отношений между людьми в процессе производства, необходимых для движения общест- венного продукта от производства до потребления. РЕВОЛЮЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ – коренной переворот в социально-экономической структуре общества, сопровож- дающийся внезапным насильственным изменением сущест- вующего политического строя. СОЦИАЛИЗМ («общественный») – низшая фаза коммуни- стической эпохи, сутью которой является планомерное и сознательное уничтожение частной собственности, произ- водственных отношений и самоотчуждение человека с целью возвращения человеку с целью возвращения человеку его от- чужденной сущности. Коммунистическая эпоха имеет три фазы: низшую (социализм), среднюю (развитой социализм) и высшую (коммунизм в собственном смысле слова). Основ- ное содержание социализма – уничтожение трех экономиче- ских форс частной собственности (капитал, деньки и права), снятие отчужденных экономических отношений распределе- ния, обмена, производства и потребления. СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА – понятие, характеризующее сферу материально-производственной деятельности людей и состоящее из двух неразрывно связанных сторон: производи- тельных сил и производительных отношений. Развитие про- изводства начинается с развития его производственных сил, которые на определенном уровне вступают в противоречие с производственными отношениями – это влечет за собой за- мену старого экономического базиса новым, а затем следует смена возвышающейся над ним надстройки. Смена способа производства совершается не по произволу людей, а в силу 49 действия закона соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. ЧЕЛОВЕК – субъект исторического процесса, биосоциаль- ное существо, генетически связанное с другими формами жизни, выделившихся из них, благодаря способностей про- изводить орудия труда, обладающей членораздельной речью, мышлением и сознанием. Если индивид – это единичный че- ловек, отдельное живое существо в отличие от коллектива, индивидуальность – это неповторимое своеобразие отдель- ного человеческого существа, то человек – это обобщенное понятие, отражающее специфическую сущность живых су- ществ типа homo sapiens. По определению Маркса, «сущ- ность человека не есть абстракт, присущий отдельному ин- дивиду. В своей деятельности она есть совокупность всех общественных отношений». Личность – это человеческий индивид, в определенной мере присвоивший социальные ка- чества и воспроизводящий социокультурный опыт человече- ства. 50 IX. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ БОГОИСКАТЕЛЬСТВО – религиозно-философское тече- ние либеральной интеллигенции, возникшее накануне рево- люции 1905-1907 гг., отстаивающее идею примирения рели- гиозного сознания и разума, совершенствования человече- ской жизни на основе обновлѐнного христианства. Богоиска- тельство легло в основу декадентства и символизма. БРАТСТВО – понятие специальной утопии Н. Федорова, означающее объединение всех людей на основе общего дела, под которым он понимал воскрешение жизни отцов. Общее дело людей – это борьба со смертью. Люди, будучи братьями по отцам (предками), забыли об этом и стали чужими друг другу. Сыны обязаны вернуть свои сердца отцам, ибо отре- чение от культа предков ведет к нарушению верности не только отцам, но богу отцов. Патриотизм – это порок, он сродни самолюбию, а отечественность – это любовь к отцам и в ней нет места гордыне. Поэтому патриотизм должен бать заменен отечественностью, что означает общебратское дело – возвращение отцов к жизни. Братство – это основа будуще- го устройства общества и рецепт спасения мира от духовно- нравственного одичания людей. ВОСКРЕШЕНИЕ ПРЕДКОВ (ОТЦОВ) – учение Н. Федо- рова, которое является его концепции космизма, названной философией «общего дела», суть которой является воссозда- ние всех живших на земле поколений, их преображение и воскрешение к богу. На основе одного из тезисов христиан- ской веры «Чаю воскресенья мертвых», где выражена вера в то, что мертвые воскресают, ибо бог смерти не создавал («чаю, что тела умерших, соединялись с их душами, оживут и будут бессмертны»). Воскресение Иисуса Христа есть не- сомненное доказательство возможности воскреснуть из умерших людей. Это можно достигнуть путем регулирова- ния человечеством слепых сил природы средствами разви- вающейся науки и техники. По Федорову, разложили тела и полное рассеяние его частиц невозможно, следовательно, не является препятствием к его восстановлению (т.к. частицы 51 тела не могут покинуть пределы пространства). Этим он ут- верждал идею всеобщего спасения человечества во Вселен- ной, критикуя христианскую идею личного спасения. ВСЕЕДИНСТВО – высший принцип, организации бытия, означающий единство Вселенной и взаимопроникновения всех вещей и явлений мира. Основоположником философии всеединства в России был В. Соловьев, который рассматри- вал понятие всеединства как абсолют (благо, красота, исти- на). Эту концепцию разрабатывали: С.Л. Франк, П.А. Фло- ренский и др. ГРЕХОПАДЕНИЕ – в религиозной философии: своеволие, поступок вопреки воле бога. В философии В. Соловьева – оно означает развитие человеческого духа, ибо человек не- винный, не познавший греха, остается навсегда на уровне животного, так как не изведал состояния вины и искупления. ЗАПАДНИКИ – представители одного из направлений рус- ской общественной мысли 40-50-х годов XIX века, высту- павшие за ликвидацию крепостничества и проповедовавшие идею необходимости развития России по западному образцу, начатую ещѐ политическими, государственными и церков- ными реформами Петра I. На этом пути Россия должна в ко- роткий срок преодолеть экономическую и культурную от- сталость и стать полноправным членом европейской и миро- вой цивилизаций. К середине 40-х гг. западники разделились на два крыла: умеренно-либеральное (П.В. Анненков, В.Д. Боткин, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин) и революционно- демократическое (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Ога- рѐв). КОСМИЗМ РУССКИЙ – направление в русской филосо- фии и культуре, которое поднимало проблемы практического освоения космоса (или вселенские темы). К представителям его относились: Федоров, Циолковский, Вернадский, Со- ловьев, Флоренский, Бердяев, Чижевский и др. Основой кос- мизма является идея активной эволюции, т.е. необходимость нового сознательного этапа развития мира, когда человече- ство направляет его в ту сторону, в которую диктует ему ра- зум и нравственное чувство. Человек – это промежуточное 52 существо, далеко не совершенное, но вместе с тем, созна- тельно-творческое, признанное преобразить не только внеш- ний мир, но собственную природу. ЛЮБОВЬ – в русской философии одно из высших чувств, вся полнота нравственности, «влечение одушевленного су- щества к другому для соединения с ним и взаимного воспол- нения жизни», по В. Соловьеву. Любить – отрицать себя во имя другого, чем и утверждается человек как личность, как подлинное человеческое существо. Противоположность любви – эгоизм, т.е. нравственное и духовное саморазруше- ние. В философии В. Соловьева высшее проявление любви – это соединение мужского и женского начала, где предстает не «пол», т.е. не половина, а целый человек. Главная задача любви – увековечить любимого, спасти его от смерти и пле- на. Такая любовь есть синтез любви натуральной (природ- ной) и интеллектуальной (духовной). НИГИЛИЗМ (от лат. ничто) – идеология отрицания, непри- нятия общественных, утвердившихся в обществе норм, идеа- лов и ценностей. Нигилизм – убеждение революционеров и радикальных реформаторов России 60-70-х гг. XIX в., связан с именами Д.И. Писарева, П.И. Ткачѐва, П.А. Кропоткина и разночинной интеллигенции. К концу XIX – началу XX века переродился в анархизм (П.А. Кропоткин). НООСФЕРА (сфера разума) – понятие, введѐнное в науку Ле-Руа и развитое В.И. Вернадским, означающее естествен- ное и закономерное продолжение биосферы (планетарной сферы жизни), область планеты, охваченной разумной чело- веческой деятельностью, в результате которой человек пре- образует природу соответственно своим интересам и вклю- чает в неѐ все новые планетарные и космические явления. Это высшее состояние эволюции планеты, когда стихийное течение процессов, подчиняясь воле человека, уступит место процессам, искусственно и намеренно вызванным человече- ством. |