Тематический философский словарь. Тематический философский словарь ( PDFDrive ). Словарь
Скачать 0.83 Mb.
|
ЭЛИНИЗМ – совокупность философских учений (эпикуре- изм, скептицизм, стоицизм, неоплатонизм), развивающихся в Древней Греции периода еѐ упадка, когда основными про- блемами становятся: поиск путей личного спасения и рецеп- ты личного счастья. 23 ЭНТЕЛЕХИЯ (от греч. завершение, осуществленность) – у Аристотеля активное начало, превращающее возможность в действительность, а затем приводящее последнюю к завер- шению развития, Энтелехия – цель движения, актуальная деятельность отождествляемая с энергией. Энтелехией жи- вых существ является душа, которую Аристотель характери- зует как «первую энтелехию», есть необходимое условие формирования, изменения и деятельности тела. ЭПИКУРЕИЗМ – материалистическое направление рим- ской философии, получившее название от имени своего ос- нователя Эпикура – видного атеиста эпохи эллинизма. В Афинах эпикурейцы собирались в саду, завещанном Эпику- ром своем школе. Отсюда название школы «Сады Эпикура». Отрицали вмешательство богов в дела мирские. Исходили из признания вечности материи, обладающей внутренним ис- точником движения. Все существующее – это результат движения и столкновения атомов. Основа познания – ощу- щения. Пытались построить этическую теорию разумного наслаждения как основы счастья, целью которого является уклонение от страданий и достижение спокойного и радост- ного состояния души. 24 IV. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ АВЕРРОИЗМ – направление западной средневековой фило- софии, восходящее к воззрениям арабского философа Ибн- Рушда (в лат. традиции Аверроэс), которые являются пере- работкой учения Аристотеля, отрицающего бессмертие ин- дивидуальной души и считающего, что человеческому роду присущ единый, всеобщий, объективный разум, привходя- щий в индивидуальную душу извне. АНТРОПОДИЦЕЯ (от греч. человек и справедливость) – оправдание человека как носителя сущности, заложенной Богом во время творения (он замыслен по образу и подобию Бога). И хотя человек греховен, в своей истории, по Августину Блаженному, он движется от эгоистической любви к себе («град земной») к бескорыстной любви к Богу («град Божий»), что составляет основу христианского оптимизма. АПОЛОГЕТИКА (от греч. «защищающий») – начальный этап в развитии средневековой философии конца II – начала III вв., представители которого пытались доказать нехристи- анскому миру, что верования язычников нелепы и живой опыт обращения к единому Богу выше отвлечѐнной эллин- ской мудрости, используя приѐмы обоснования и доказа- тельства, выработанные античной философией. Апологеты принадлежали к ещѐ гонимой церкви. Наиболее выдающи- мися были Юстиниан, Татиан, Климентий Алексан- дрийский, Тертуллиан, Ориген. БРИТВА ОККАМА – ряд логических процедур У. Оккама, смысл которых выражен в двух его формулировках: «То, что можно объяснить посредством меньшего, не следует выра- жать посредством большего» и «Без необходимости не сле- дует утверждать многое». Из этих двух высказываний совре- менники Оккама вывели третье, которое сам Оккам не упот- реблял: «Сущности не следует умножать без необходимо- сти». Это означало намерение Философа отсечь все вообра- жаемые, сверхчувственные, мистические представления от физических проблем, которые в средние века входили в про- блематику философии; отсюда выражение «бритва», с по- 25 мощью которой Оккам как бы отсекает философию от теоло- гии. ВЕРА И РАЗУМ – проблема, зародившаяся в средние века, выраженная в формуле: способствует ли разум поиску спаси- тельной истины или, наоборот, отвлекает от него. На этот вопрос существовало два ответа. Во-первых, отказ от рацио- нального познания: время жизни человека кратко и должно быть посвящено вере, ведущей к спасению. Во-вторых, при- знание способности разума наряду с верой участвовать в по- иске спасительной истины (гармония веры и разума): благо как дар Бога в результате грехопадения человека его разум ослабел, а вера призвана направлять и исправлять его. Исти- ны веры и разума не могут противоречить друг другу (Ф. Аквинский). ГНОСТИЦИЗМ («познающий») – религиозно-философское течение периода поздней античности (I в.), возникшее в вос- точной части Римской империи и ставшее главным соперни- ком христианства. Различают христианский и языческий гностицизма. Особой чертой гностицизма является дуализм. Борьба света и тьмы, добра и зла имеет универсальный ха- рактер и космическое значение. Они предстают в виде борь- бы материи – зла с духом – носителем света и добра. Гности- ки отмечают, что греховность – это не вина человека, ибо его душа является полем боя добра и зла. Человек только на- блюдает и познает смысл этой борьбы. Познание бога со- вершается только в состоянии экстаза. Гностицизм ограни- чивал божественное всемогущество, поэтому к концу II в. официальная церковь начинает вести с ним борьбу. ЕСТЕСТВЕННОЕ ЗНАНИЕ – синоним философии у Фомы Аквинского, Уильяма Оккама и других схоластов, как зна- нию, получаемому в противоположность божественному от- кровению (знание основ теологии), которое Бог может мгно- венно передать человеку, в то время как «естественное зна- ние» требует длительного обучения. ДВОЙСТВЕННОСТЬ ИСТИНЫ – термин, обозначающий учение о взаимной независимости истин философии и бого- словия, направленное на высвобождение науки от пут рели- 26 гии. Наиболее законченный вид эта теория приобрела в фи- лософии Уильяма Оккама. Сущность Бога не может быть по- знана естественным путем, так как эта истина дается только в откровении. Оккам задает вопрос: «Можно ли одну и ту же по виду и числу теологическую истину доказать в теологии и естественном знании?» и отвечает: 1) «Нет: ибо одна и та же истина не может быть получена в разных родах знания»; но 2) «если одна и та же истина не может быть доказана в есте- ственном знании и теологии, философия бесполезна для тео- логии». Эти рассуждения доказывали возможность сущест- вования философии вне теологии и возвращала ее к аристо- телевскому содержанию. ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА – основа учения Фо- мы Аквинского. 1. Доказательство от движения. Всякое движение нуждается в толчке. Следовательно, должен суще- ствовать «первотолчок», неподвижный «перводвигатель», приводящий в движение мир в целом. Им может быть только Бог. 2. Доказательство от причины. В мире реализуются цепи причин и следствий. Следовательно, должна существовать первопричина – Бог. 3. Доказательство от необходимости. Любые явления материального мира случайны и конечны, а значит, не могли возникнуть сами по себе. Следовательно, существует то, что создает их и придает всему происходя- щему необходимый характер. Это и есть Бог. 4. Доказатель- ство от совершенства. Все существующее может быть пред- ставлено как «лестница совершенств». Она не может быть бесконечной, следовательно, должно существовать абсолют- ное совершенство – Бог. 5. Доказательство от целесообраз- ности. Все в мире упорядочено, гармонично, взаимно увяза- но. Следовательно, существует Бог как разумное существо, устанавливающее цель для всех протекающих в мире про- цессов. ЕРЕСЬ («особое вероучение») – отклонение от официально- го вероучения в какой-либо религии, оппозиционное или враждебное ему. Первые христианские ереси – иудейское христианство, гностицизм – возникли во II – III вв. Они часто служили религиозной оболочкой социального протеста. 27 КАТОЛИЦИЗМ – разновидность христианства, распро- страненная главным образом в странах Западной Европы и Латинской Америке. Догматические особенности католи- цизма: признание происхождения святого духа не только от бога-отца, но и от бога-сына, догматы о чистилище, о верхо- венстве римского папы как наместнике Христа и др. Культо- вые и канонические отличия католицизма от православия: безбрачие духовенства (целибат), особо развитый маринизм (культ богородицы) и т.д. Центром католицизма является Ва- тикан. Официальной философией его провозглашен неото- мизм. КОНЦЕПТУАЛИЗМ (от лат. система, формулировка) – на- правление в ср.-вековой схоластике, основанное Петром Абеляром, который утверждал, что универсалии, общие по- нятия существуют не в умах, а в вещах. Абсурдно утвер- ждать, что реально существует человечность а людей нет, божественность, а Бога нет. Но универсалиям нельзя припи- сывать статус вещей. Универсалии указывают на свойства вещей. В отличие от номинализма утверждал, что в единич- ных предметах существует нечто общее, на основе чего воз- никает их выражение словом, но, как и номинализм, в споре об универсалиях утверждающее, что общие понятия само- стоятельно не существуют. Универсалия – это образ, это концепт. КРЕАЦИОНИЗМ («творение, создание») – идеалистическое учение, в основе которого, согласно христианскому догмату, лежит сотворение мира богом «из ничего» актом своей воли и благодаря своему могуществу. МАНИХЕЙСТВО – еретическое учение, близкое к гности- цизму. Основателем его считают персидского мыслителя Мани (лат. Манихеус). Утверждает, что существует два на- чала мира – свет (божественное) и тьма (дьявольское), между которыми идет постоянная борьба. Причем человеческая душа также дуалистична: одна ее часть произошла из света, а другая – из тьмы. Поэтому человека можно спасти только путем строжайшего аскетизма (запрет употребления мяса, сексуальных удовольствий, физического труда и т.д.), ибо 28 тогда дух побеждает материю. Манихейство отрицало Вет- хий Завет, проповедовало идею личного искупления, в отли- чие от христианства выдвигало учение о двух царствах. МИСТИКА («таинственный») – религиозно- идеалистический взгляд на действительность на основе веры в сверхъестественные силы и признания потустороннего мира, а также возможность их постижения и общения с ним. МОНОТЕИЗМ – единобожие, религиозное учение о едином боге. НЕОПЛАТОНИЗМ – мистико-идеалистическая философия эпохи упадка Римской империи и средневековья, основанная на учении о мистической эманации (излучение, истечение) материального мира из духовного первоначала. Человек – это соединение божественного с мертвым и косным телом посредством души. Отсюда, цель и смысл жизни – освобож- дение ума и духа от оков материи (тела) и их слияние с еди- ным великим Умом. Источником всяческого зла является те- лесное и материальное, а источником блага – возвышенное умопостигаемое знание и философия. НОМИНАЛИЗМ (от лат.имя, название) – направление средневековой схоластики, высказывающееся о природе универсалий: общие понятия (или универсалии) – это только обозначения, имена, знаки вещей и их свойств и вне мышле- ния ничего выражать не могут. Реально существуют в объек- тивной действительности только единичные вещи. Уильям Оккам утверждал, что общее существует после вещей, то есть в умах людей, универсалии не существуют само- стоятельно даже в Боге. Так называемые идеи (эйдосы) – не что иное как вещи, созданные Богом. Сам же Бог не нужда- ется в универсалиях (идеях). «Он Сам знает то, что творит». ОНТОЛОГИЧЕСКОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО БЫТИЯ БОГА – учение Ансельма Кентерберийского, утверждаю- щее, что источником идей, наиболее значимых в нашем соз- нании является сам творец. Наличие идеи Бога в мышлении – доказательство объективного существования Бога, ибо осно- вания сознания совпадают с основаниями бытия. 29 ОРТОДОКСАЛЬНОСТЬ (от греч. правильное мнение) — в теологии «правильная» доктрина, разделяемая большинст- вом отцов церкви. Разделение христианской церкви на две ветви (правоверной и православной) было связано с разной трактовкой христианской ортодоксии. Но и католическая и православная церковь называют себя ортодоксальной в про- тивовес многочисленным христианским сектам. ОТКРОВЕНИЕ – это способ получения знаний о Боге в патристике и схоластике, противопоставленный ес- тественному знанию: оно даруется человеку Богом за опре- деленные заслуги и, прежде всего, за веру. Откровение выше и совершеннее естественного знания. ПАТРИСТИКА (от греч. отец) – совокупность философ- ских учений христианских мыслителей II-ХIII вв. («отцов церкви»), принадлежность к которым определялась свя- тостью жизни, ортодоксальностью учения и признанием Церковью, главной целью которых была защита и теоретиче- ское обоснование христианской религии. Патристику делят на греческую (восточную: Василия Великого, Григория Нис- ского и Григория Богослова, которые сформулировали ос- новные догматы христианства о троице, боговоплощении и спасении), и латинскую (западную, к которой принадлежал Аврелий Августин, который сформулировал сущность тео- дицеи и антроподицеи и идею морального прогресса, которая легла в основу мировоззрение людей западноевропейской цивилизации). В патристике выделяют три периода: аполо- гетика (II-III вв.), классическая патристика (IV-V вв.) и за- ключительный еѐ этап (VI-VIII вв). ПРАВОСЛАВИЕ – разновидность христианства, распро- страненная главным образом в странах Восточной Европы. Ближнего Востока и на Балканах. Выделилось в самостоя- тельное направление в XI в. Догматические отличия право- славия: признание происхождение святого духа только от бо- га-отца, неизменность церковных догматов, отрицание чис- тилища и др. Культовые и канонические отличия: покло- нение иконам, обязательность брака для белого духовенства, особая (византийская) система церковного песнопения и т.д. 30 Православие не имеет единого центра. Оно состоит их 14 са- мостоятельных православных церквей. РЕАЛИЗМ (СРЕДНЕВЕКОВЫЙ) – направление в средне- вековой схоластике, утверждающее, что общие понятия имеют реальное существование в объективной действи- тельности и предшествуют существованию единичных ве- щей. Восходит к Платону. Каждому понятию ума соответст- вует отдельная вещь, существующая вне ума. Этой точки зрения придерживались Ансельм Кентерберийский и Фома Аквинский. Концептуализм (Абеляр) и номинализм (Росце- лин, Оккам) критиковали идеи реализма. САКРАЛИЗАЦИЯ (священное) – наделение предмета, яв- ления священным содержанием (в религиозном понимании) в противоположность светскому, мирскому. Символом ее выступает «освящение», т.е. церемония, в результате кото- рой обыденная мирская процедура приобретает божествен- ный смысл. СВОБОДА ВОЛИ – божественный дар человеку, который проявляется в свободе выбора между добром и злом, после чего следует ответственность за выбор, что декларируется в Новом Завете, а затем утверждается в патристике и схола- стике: человеческий ум дает возможность выбора, но выби- рает – его воля. СХОЛАСТИКА (от греч. школа) – средневековая филосо- фия, истолковывающая смысл и содержание Священного Писания путѐм логики и рассуждений. Преподавалась на теологических факультетах школ и университетов и оттачи- валась в диспутах. В ее истории выделяют следующие пе- риоды: формирования (V-Х в.), поздней схоластики (Х-ХIII вв.), зрелой схоластики (ХIII-ХIV вв.) и кризис ее (ХV-ХVIII вв.). Еѐ основные представители: Пьер Абеляр, Фома Аквин- ский, Роберт Гроссетест, Уильям Оккам. Схоластика при- держивалась представлений о боге как вневременном и бес- конечном абсолюте, духовном первоначале, сверхъестест- венной личности, создавшей мир природы и человека, управляющей всем силе. 31 ТЕИЗМ (бог) – религиозно-философское учение, которое признает существование личного бога как сверхъестествен- ного существа, обладающего разумом и волей и таинствен- ным образом воздействующего на все материальные и духов- ные процессы. ТЕОДИЦЕЯ (от греч. Бог и оправдание) – теологическое учение, оправдывающее справедливость Бога и доказываю- щая логику Нового Завета при ответе на вопрос: если Бог добр, почему так много в мире зла, причем часто зло творит- ся именем Бога? Наиболее полно теодицею выразил Авгу- стин Блаженный: зло происходит от выбора человека, ибо, не выбирая добро, он совершает зло, так как зло — это отсутст- вие добра; зло относительно, а добро абсолютно. Таким об- разом Августин, оправдывал Бога и приписал зло, творимое в мире, человеку, наделенному волей и свободой волеизъяв- ления. ТЕОЛОГИЯ (учение о боге) – богословие, систематизация вероучения данной религии. Христианская теология бази- рующаяся на Библии, постановлениях первых вселенских Соборов и учениях «отцов церкви». Различают историче- скую (историю церкви), сие тематическую и практическую теологию. ТЕОЦЕНТРИЗМ – направление в философии, где в центре мышления находится бог как высшая сущность. ТОМИЗМ – философия Фомы Аквинского и его последова- телей, представляющая собой соединение философии Ари- стотеля с христианским (католическим) мировоззрением и проповедующая подчинение воли разуму, идею о наличии ступеней в строении мира и познаваемости бога только по результатам его деятельности в видимом мире. УНИВЕРСАЛИИ (общий) – понятие, обозначающее общие идеи в средневековой философии в споре между номинали- стами и реалистами, где шла речь о том, являются ли они объективными, реально существующими (реалисты) или простыми обозначениями, именами реально существующих единичных вещей (номиналисты). 32 УЧЕНОЕ НЕЗНАНИЕ – учение Николая Кузанского, кото- рое отличает учѐное знание от невежества, ибо ученый по- нимает, что область неизвестного будет больше, чем область познанного. Так Н. Кузанский развивает тезис Сократа; «Знаю то, что ничего не знаю». ХРИСТИАНСТВО – одна из трех мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Возникло в I в. в восточных про- винциях Римской империи. Учение основано на вере в иску- пительную жертву сына божьего – Иисуса Христа, который был казнен наместником Иудеи Понтием Пилатом, но затем воскрес из мертвых и вознесся на небо, открыв тем самым возможность воскрешения своих последователей. Привер- женцы его верят в грядущее второе пришествие Христа на землю для того, чтобы судить живых и мертвых, даровать вечное блаженстве праведникам, а грешников обречь на ад- ские муки. В 1054 г. в нем выделилось два крупных направ- ления: западное (католицизм) и восточное (православие), а в XVII в. в результате Реформации возникло третье его на- правление – протестантизм. |