Тематический философский словарь. Тематический философский словарь ( PDFDrive ). Словарь
Скачать 0.83 Mb.
|
ВОЗМОЖНОСТЬ и ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ – соотноси- тельные, «полярные» друг другу категории, отражающие две ступени становления и развития всякого объекта. Возмож- ность есть что-то фактически существующее, это тенденция, которой противостоят одна или несколько других тенденций. Возможность может реализоваться, а может сойти на нет. Действительность есть нечто уже осуществленное, ставшее фактом; если одна возможность (тенденция) становится дей- ствительностью, то другая, противоположная возможность либо не реализуется вовсе, либо реализуется частично. Воз- можность и действительность не существуют друг без друга, и при определенных условиях возможность переходит в дей- ствительность. Возможность может быть формальной и ре- альной в зависимости от наличия или отсутствия условий для превращения ее в действительность. ДЕТЕРМИНИЗМ – философское учение об активной зако- номерной взаимосвязи и взаимообусловленности материаль- ного и духовного мира, в основе которого лежит положение о существовании причинности явлений. ДИАЛЕКТИКА (искусство вести беседу) – различают субъ- ективную и объективную диалектику. Первая – разработана Сократом как искусство аргументации, ведение спора, диа- 74 лога, которое осуществляется путем вопросов и ответов. Объективная диалектика, разработанная Гегелем как метод познания мира, рассматривается как движение, которое ле- жит в основе подлинной духовной действительности, разво- рачивающиеся в человеческом мышлении, подчиняющееся трѐм законам: единства и борьбы противоположностей, пе- рехода количественных изменений в качественные и отрица- ния отрицания. Материалистическая диалектика исходит из того, что всеобщие связи и развития объективной реальности существуют вне и помимо сознания человека (диалектиче- ский материализм), поэтому здесь диалектика – это, прежде всего метод поиска внутренних закономерностей развития объективного мира. Различают три исторические формы диалектики: античная (все течет, все изменяется), немецкая классическая (где развивается абсолютная идея, абсолютное сознание) и материалистическая (где законы развития при- сущи самой объективной действительности). К основным альтернативам диалектики относятся: 1) метафизика, как прямая противоположность диалектики; 2) «негативная диа- лектика» (Т. Адорно, Ж.П. Сартр) отбрасывающая ряд по- стулатов общепринятой диалектики как устаревших (новое должно полностью и безвозвратно отрицать старое, диалек- тика не имеет объективного значения и имеет отношение только к сознанию. ЕДИНИЧНОЕ, ОСОБЕННОЕ, ОБЩЕЕ (ВСЕОБЩЕЕ) – философские категории, выражающие соотношение между бесконечным многообразием предметов и явлений окру- жающего мира и универсальностью управляющих ими зако- нов. Единичное (отдельное, индивидуальное) – это данный конкретный объект (предмет, явление, процесс, свойство). Первоначально мир предстает перед человеком как многооб- разие таких объектов. Но уже обыденное сознание находит между ними немало общего, сходного. Наука устанавливает сходную природу или общее происхождение целых классов явлений. Наконец, философия открывает всеобщие взаимо- связи и закономерности, присущие целым областям и сферам действительности. Таким образом, в любом объекте реально 75 соединены и единичное (его неповторимая индивидуаль- ность), и общее (закон, управляющий им). Соединение еди- ничного и общего дает особенное. Поэтому в процессе по- знания только опыт, опирающийся на конкретные факты, и теория, формулирующая закон, двигаясь навстречу друг дру- гу, помогают всесторонне постигать действительность, объ- ективную реальность. ЗАКОН – необходимая и существенная, повторяющая связь между явлениями в природе и обществе. Закон носит всеобщий и универсаль- ный характер. Различают: специфические, общие и всеобщие законы. ЗАКОН ВЗАИМНОГО ПЕРЕХОДА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ И КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ – один из законов диалектики, согласно ко- торому изменение качества происходит тогда, когда накоп- ление количественных изменений достигает определенного предела. Если качество выражает сущность объекта, то свой- ство – явление объекта. Качество имеет своей собственно- стью количество, которое выражает величину, объем, темп протекания процесса и чаще всего выражается числом. Единство качества и количества выражается в категории ме- ра – это интервал, внутри которого количественные измене- ния не вызывают качественного изменения вещи в целом. Переход количество в новое качество переходит при помощи скачка (коренной перелом в развитии вещи). ЗАКОН ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖ- НОСТЕЙ – один из основных законов диалектики, ее ядро, выражающий источник самодвижения. Суть его состоит в том, что развитие объективного мира и познания осуществ- ляется путем раздвоения единого целого на взаимоисклю- чающие, противоположные моменты, взаимоотношение ко- торых, с одной стороны, характеризует ту или иную систему как нечто целостное и качественно определенное, а с другой – составляет внутренний импульс ее изменения, развития и превращения и превращения в новое качество. Взаимоотно- 76 шение противоположностей в составе единого целого высту- пает как диалектическое противоречие. ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ – один из законов диалектики, характеризующий процесс развития, единство поступательности и преемственности в развитии, возникно- вение нового при относительной повторяемости некоторых моментов старого. Сформулирован Гегелем, который приме- нил его лишь к развитию мышления. Согласно ему развитие осуществляется циклами, каждый состоит из трех стадий: исходного положения (тезис), превращение этого положения в противоположное (антитезис) и превращение этой проти- воположности в свою противоположность (синтез). Последо- вательность циклов можно представить в виде спирали: раз- витие как бы повторяет уже пройденные ступени, но на бо- лее высоком уровне. Если тезис «снимается» (т.е. отрицается в целом при сохранении всего ценного от прошлой ступени) в антитезисе, то антитезис снимается синтезом. Закон выра- жает преемственность, спиралевидность развития, связь ста- рого с новым и прогрессивного развития. Спиралевидность и триада – формы проявления этого закона. ЗАКОНОМЕРНОСТЬ – результат действия множества за- конов, один из которых выступает главным, определяющим для данного процесса. Она выражает связь между предмета- ми и явлениями. Закономерность – объективно существую- щая, повторяющаяся, существенная связь явлений. Различа- ют динамические (связь между предшествующими и после- дующими состояниями систему) и статические (проклады- вающие себе дорогу через массу случайностей) закономер- ности. КАТЕГОРИЯ – общее понятие, отражающее наиболее су- щественные, закономерные связи и отношения реальной дей- ствительности и познания. КАЧЕСТВО и КОЛИЧЕСТВО – философские категории, отражающие важные стороны действительности. Качество — система существенных, наиболее важных свойств объекта, отличающих его от других объектов. Так, важнейшие свой- ства живых существ — это обмен веществ, способность к 77 росту и размножению; человека — наличие сознания и спо- собность к общественно полезному виду деятельности. Каче- ством в философском смысле обладают не только предметы человеческой деятельности, но и любой объект в мире. Каче- ство обнаруживает себя при сопоставлении одного объекта с другими. Наряду с основным, сущностным качеством у объ- екта могут быть и дополнительные (несущественные): один и тот же человек в различных областях деятельности выступа- ет в разных качествах — инженера, спортсмена, музыканта и т. д. Изменение качества объекта в процессе его развития происходит не сразу, а путем накопления новых свойств, ко- торые до поры до времени не являются существенными, од- нако с ростом их числа играют все более заметную роль. Количество есть такая определенность объекта, благодаря которой его можно реально или мысленно разделить на од- нородные части и собрать эти части воедино. Однородность (подобие, сходство) частей объекта или разных объектов – отличительный признак количества. Количество характери- зуется определенной величиной, числом, объемом, темпом протекания процессов, степенью развития свойств. Различия между предметами, не подобными друг другу, имеют качест- венный, а между подобными — количественный характер. Количественные изменения в объектах не сразу приводят к изменению качества, это происходит лишь при нарушении меры. МЕРА – категории, выражающие органическое единство ка- чественной и количественной определенности предмета или явления. В античности меру не различали и понимали как некую «золотую середину». Позднее меру стали интерпрети- ровать как своего рода пределы, в которых какое-либо каче- ство при его частичных изменениях все-таки сохраняется. Каждому качественно своеобразному объекту присущи оп- ределенные качественные характеристики. Они изменчивы и подвижны. Однако сама их изменчивость необходимо огра- ничена некоторыми пределами, за границами которых коли- чественные изменения приводят к изменению качественных характеристик. Эти границы и есть мера. 78 НЕОБХОДИМОСТЬ и СЛУЧАЙНОСТЬ – философские категории, выражающие причинно-следственные связи меж- ду различными объектами. Необходимость отражает связи, имеющие причину в самом том процессе, в котором рассмат- риваются соотносимые (взаимосвязанные) объекты, причем в этом процессе необходимость реализуется обязательно. Слу- чайность, напротив, обусловливается причинами внешними для рассматриваемого соотношения тех или иных объектов; эти причины являются звеньями какого-либо другого, «смежного» процесса, но в данном процессе случайность может и не произойти. Необходимость и случайность не су- ществуют друг без друга: случайность есть форма проявле- ния и дополнение необходимости. Каждый объект обладает случайными и необходимыми признаками. Существуют две крайности в оценке взаимосвязи необходимости и случайно- сти. В социальных явлениях: фатализм (от лат. – роковой) преувеличивает или вообще абсолютизирует роль необходи- мости, воплощенной в законах природы и общества; волюн- таризм (от лат.– воля), напротив, абсолютизирует роль слу- чайности, воплощенной в свободе и воле субъекта истории. ПРИЧИНА и СЛЕДСТВИЕ – философские категории, вы- ражающие формы всеобщей связи и взаимодействия явле- ний, процессов действительности. Причина – это го явление, которое порождает, вызывает, определяет существование другого явления или групп явлений, а следствие – результат действия причины. Причинно-следственные связи имеют всеобщий характер, связывая воедино все явления в мире. Ни одно явление не возникает беспричинно. Даже самое незна- чительное событие имеет свою причину, я каждая причина необходимо влечет за собой определенное следствие. В свою очередь, это следствие может стать причиной другого явле- ния, и так бесконечно. Любое явление есть одновременно и причина, и следствие других явлений. Одна и та же причина может породить различные следствия и одно и то же явление может оказаться как причиной, так и следствием какого-либо другого явления. Следствие обычно вызывается не одной, а несколькими причинами. 79 ПРОГРЕСС И РЕГРЕСС (от лат. движение вперед и дви- жение в обратную сторону) – понятия для выражения проти- воположных форм развития. Прогресс – тип (форма), на- правление развития, характеризующееся переходом от низ- шего к высшему, от менее совершенного к более совершен- ному. О прогрессе можно говорить применительно к системе в целом, к отдельным ее элементам, к структуре и др. пара- метрам развивающегося объекта. Регресс – переход от более высоких форм развития к низшим, движение назад, к старым, изжившим себя формам, застой, изменение к худшему. ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ – категория диалектики для обозначения таких явлений, предметов их сторон, которые одновременно: а) неразрывно связаны; б) взаимоисключают друг друга, причем не только в разных, но и в одном и том же отношении; в) взаимопроникают и – при определенных условиях – переходят друг в друга. Единство определенных противоположность образует противоречие. ПРОТИВОРЕЧИЕ (ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ) – философская категория, выражающая в законе единства и борьбы проти- воположностей внутренний источник всякого самодвижения и саморазвития. Вскрывая главное в развитии — его источ- ник, – противоречие выступает как «ядро» диалектики. В этом плане развитие может быть выражено формулой: разде- ление единого на противоположности, их борьба и разреше- ние в новом единстве. Тем самым развитие предстает как процесс возникновения, роста, обострения и разрешения многообразных противоречий, среди которых решающую роль играют внутренние противоречия. данного предмета. Противоречия есть всегда в любой развивающейся системе от начала и до конца процесса ее развития. Меняются лишь состояния, количественные параметры, характер противоре- чия, их место и роль в системе. Формы (виды) противоречия выделяются по самым разным основаниям: внутренние и внешние, основные и неосновные, природные и социальные, материальные и идеальные (духовные) и т.п. РАЗВИТИЕ – категория диалектики, выражающая процесс движения, изменения материальных и духовных систем. 80 Наиболее характерные черты развития: возникновение каче- ственно нового объекта (или его состояния), направленность, необратимость, закономерность, единство количественных и качественных изменений, взаимосвязь прогресса и регресса, противоречивость, спиралевидность формы (цикличность), развертывание во времени. Подлинное развитие всегда есть самодвижение, саморазвитие. СВОЙСТВО – категория, выражающая такую сторону предмета, которая обусловливает его различие или общность (сходство) с другими предметами. (протяженность, упру- гость, цвет и т.п.). Всякое свойство относительно (не сущест- вует вне отношений к свойствам других вещей) и объектив- но. Каждая вещь обладает бесчисленным количеством свойств, единство которых является ее качеством. Различа- ют: внутренние и внешние, существенные и несуществен- ные, необходимые и случайные, главные и второстепенные свойства. СИСТЕМА (от греч. целое, составленное из частей) – мно- жество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующее определенную целостность, единство на основе каких-либо интегративных (системообразующих) свойств, которые обеспечивают еѐ целостность – условие от- носительно обособленного функционирования и, в не- которых случаях, развития системы. В онтологическом смысле понятие системы выражает упорядоченность и цело- стность бытия, в гносеологическом — выражает целост- ность, полноту, выводимость знания. Представление любого объекта как системы осуществляется по следующим основ- ным принципам: 1) целостности (несводимость к сумме свойств ее элементов); 2) структурности (описание сети свя- зей и отношений между ее элементами); 3) взаимозависи- мость от среды; 4) иерархичности; 5) построение множества различных моделей, каждая из которых описывает лишь оп- ределенный аспект системы. Выделяют следующие типы систем: а) материальные (неорганическая природа и живые системы) и абстрактные (научные системы, понятия, теории, гипотезы); б) статичные (с течением времени не меняются) и 81 динамичные (изменяются во времени); в) по характеру вза- имодействия системы и внешней среды разделяют закрытые, или замкнутые. СКАЧОК – философская категория, выражающая коренное, качественное изменение предмета, превращение старого ка- чества в новое в результате количественных изменений. Эта- пы любого скачка: 1) перерыв постепенности, непрерывно- сти количественных изменений прежнего явления, а не коли- чественных изменений вообще; 2) «скорость» скачка, темны его протекания, интенсивность и глубина преобразований гораздо основательнее тех изменений, которые происходят в границах меры; 3) превращение в противоположность, «на- сыщенность» противоречиями и их разрешение; 4) единство бытия и небытия, возникновение нового и уничтожение ста- рого. В ходе скачка старое не разрушается полностью, а от- рицается диалектически, с удержанием всего ценного, поло- жительного. Скачки могут различаться: а) по формам движе- ния материи; б) по времени их протекания – «взрывные» и «постепенные»; в) по их роли в развитии – прогрессивные и регрессивные. СОДЕРЖАНИЕ и ФОРМА – характеристика состояний различных объектов действительности, где содержание выра- жает единство частей, связей, свойств, образующих пред- мет, явление или процесс, а форма – способ их связи, система внутренней организации, способ упорядочения и существо- вания содержания. Содержание и форма находятся в нераз- рывном единстве: форма содержательна, а содержание всегда оформлено. Изменение содержания влечет за собой изменение формы, и наоборот. Однако содержание более подвижно, так как отражает изменяющуюся, противоречивую в своей основе сто- рону бытия, форма же выражает устойчивость объектов, их качественную определенность. СТАНОВЛЕНИЕ – категория, выражающая изменчивость вещей и явлений. Употребляется в трех основных значениях: а) как синоним категории развитие, б) как выражение про- цесса создания предпосылок процессов и явлений, возни- кающих на их основе; в) как характеристика «первоначаль- 82 ного формирования» предмета, как процесс, представляю- щий собой единство возникновения и уничтожения, бытия и небытия. В процессе становления осуществляется переход от старого к новому, его рост, упрочение и превращение в цело- стную развитую систему. СТРУКТУРА (от лат. строение, расположение, порядок) – совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних из- менениях, инвариантный аспект системы. Категория струк- туры является развитием понятия «форма» (форма – это структура содержания). Структура выражает то, что остается устойчивым, относительно неизменным при различных пре- образованиях системы. При этом структура немыслима вне системы, а система всегда имеет структуру. СУЩНОСТЬ и ЯВЛЕНИЕ – философские категории, где сущность – это отражение внутренней, глубинной связи, ос- нову предмета либо «воплощенные» в его главной, опреде- ляющей стороне, либо представленные в виде внутреннего единства, совокупности всех его различных форм (единство многообразного), а явление – категория, выражающая: а) по- верхностное бытие сущности, внешнюю форму ее существо- вания, обнаружения; б) любое формообразование в его цело- стности, то есть здесь термин «явления» употребляется как синоним «тела», «вещи», «предмета»; в) видимость (кажи- мость) – сущность в неадекватной, искаженной форме (напр., видимое движение Солнца вокруг Земли). Сущность и явле- ние находятся в органическом единстве: явление не может существовать без сущности, а сущность раскрывает своѐ су- ществование через явление. Сущность никогда не совпадает с явлением, ибо недоступна непосредственному наблюде- нию. |