Тематический философский словарь. Тематический философский словарь ( PDFDrive ). Словарь
Скачать 0.83 Mb.
|
ЦИВИЛИЗАЦИЯ (от лат. гражданин или городской житель) –1)синоним культуры; ступень, следующая за варварством; 2) особый тип органической целостности, являющийся либо симптомом упадка культуры, либо еѐ высшей стадией; 3) со- вокупность специфических экономических, социальных, по- литических, духовных структур, отличающих одни истори- ческие и национальные общности людей от других. Широкое распространение получила концепция, в соответствии с ко- торой, переход от одного типа цивилизации к другому связан с изменениями в сфере производства, то есть «производст- венными революциями» (У. Ростоу, О. Тоффлер и др.). Аг- рарная цивилизация формируется в результате аграрной ре- волюции, то есть перехода от собирательства и охоты к зем- леделию и скотоводству. Становление индустриальной ци- вилизации (XVIII-XX вв.) было связано с промышленной ре- волюцией, то есть переходом к крупному машинному произ- водству. Научно-техническая революция XX в. приводит к становлению современной, или, как ее иногда называют, по- стиндустриальной или информационной цивилизации. Осо- 159 бенностями современной цивилизации являются: высокий уровень экономического производства, основанного на науч- но-технических достижениях; преобладание рыночной эко- номики; демократические политические режимы; правовое государство; реализация широкого круга прав и свобод чело- века, автономия личности; интернационализация обществен- ной жизни, усиление взаимодействия между странами и на- родами. Ряд авторов выдвигают тезис о формировании единой общечеловеческой цивилизации, где НТР приводит к тому, что человек оказывается в новом для себя – компьютеризиро- ванном, информационно-техническом мире, где изменяется ха- рактер человеческого труда – он становится более квалифици- рованным, более творческим. Но возникают новые проблемы, связанные, прежде всего, с сохранением подлинно человече- ского в человеке. ЦИКЛИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ – модель, где единая мировая история рассмат- ривается как процесс циклического развития замкнутых ло- кальных культур. (Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби). О. Шпенглер выделял в истории человечества во- семь основных культур: египетскую, индийскую, вавилон- скую, китайскую, греко-римскую, византийско-арабскую, за- падно-европейскую, майя (и русско-сибирскую) культуры, каждая из которых проходит один и тот же цикл развития: рождается, расцветает, дряхлеет и гибнет. Поэтому говорить об общечеловеческом прогрессе бессмысленно. Отдельные культуры фактически не взаимодействуют друг с другом, не могут обмениваться духовными ценностями. Развитие любой культуры определяется ее душой; именно различия между такими душами исключают возможности взаимовлияния культур. Душа греко-римской, или аполлонической, культу- ры определяет ее ориентацию на красоту и гармонию. Душа же западноевропейской культуры пронизана фаустовскими стремлениями. Поэтому данная культура, с одной стороны, обладает практической целеустремленностью, а с другой – стремится к гибели. 160 УРОВНИ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ – различают следующие: обыденное и теоретическое, а также обществен- ную психологию и идеологию. Обыденное сознание возни- кает в процессе повседневной практики стихийно, как эмпи- рическое отражение внешней действительности. Теоретиче- ское сознание представляет собой отражение ее обществен- ных связей и закономерностей и находит свое выражение в науке и других формах сознания. Если общественная психо- логия вытекает из непосредственной повседневности людей, то идеология – сложное духовное образование, включающую в себя определенную теоретическую основу которая создает- ся идеологами, политиками. ФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ – формация – исторически конкретный тип об- щества, детерминированный способом производства. В мар- ксизме структура общественно-экономической формации понимается как совокупность сущностных сторон общест- венной жизни, определяющую роль в которой играют произ- водственные отношения, соответствующие наличному уров- ню производительных сил. На основе разделения всех обще- ственных отношений на материальные и идеологические Маркс выделял два крупных структурных образования – ба- зис и надстройку. Общественное развитие понималось как разрешение противоречий между базисом и надстройкой, на- ступающих в эпоху социальных революций, тогда происхо- дит смена формаций. Сущностной характеристикой общест- венного развития является последовательная смена одной формации другой (от первобытнообщинного строя до ком- мунизма). ФУТУРОЛОГИЯ (от лат. учение о будущем) – совокуп- ность представлений о будущем человечества, охватываю- щая перспективы развития социальных процессов. Часто употребляется как синоним прогнозирования и прогностики. Термин «футурология» предложен немецким социологом О. Флехтхемом (1943) как название для «философии о буду- щем». В мировой Ф. различают несколько видов: апологе- тический, опирающийся на технологические теории и сво- 161 дящий общественный прогресс лишь к возрастанию уровня технико-экономического развития (3. Бжезинский, Г. Кан, Р. Арон. Б. де Жувенель, Ж. Фурасье); леворадикальный, пред- ставители которого обосновывают неизбежность катастрофы «западной цивилизации» вследствие углубления НТП (А. Ускоу); реформистский, который опирается на теорию «кон- вергенции» (Д. Белл, А. Тофлер, Ф. Бааде, К. Юнг, Ф. По- лак). В начале 70-х гг. доминирующей становится концепция неизбежности «глобальной катастрофы» при существующих тенденциях общественного развития. Ведущую роль в ее формировании играет Римский клуб, по инициативе которо- го развернулось «глобальное моделирование» перспектив развития человечества на основе использования компьютер- ной техники. В оценке перспектив развития человечества футурологи разделились на два лагеря. Представители одно- го развивают неомальтузианские идеи социального песси- мизма, утверждая невозможность решения глобальных про- блем, стоящих перед человечеством (возрастание населения, которое опережает развитие продовольственной базы, за- грязнение окружающей среды), не остановив возрастание народонаселения (Дж. Форрестер, Д. Медоус, Р. Хейлбро- нер). Представители другого возлагают надежды на решение глобальных проблем с помощью НТП (А. Тофлер, М. Меса- рович, Э. Ласло, Э. Пестель, К. Фрамен). ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ – общности людей, связан- ные единством происхождения, хозяйственно осваиваемой территории, языка, культуры, религии, психологических особенностей. Главное в этнической общности — связь с территорией, с природой вообще. С этой точки зрения этни- ческие общности можно определить как общественные фор- мы присвоения внешней (ландшафт) и внутренней (генотип) природы. Здесь кроются отличия этнических общностей от социально-классовых общностей, которые формируются на основе разделения труда в процессе производства и различ- ного отношения к собственности. Этнические общности раз- виваются от рода и племени (в архаических обществах) к на- родности («традиционные» общества) и нации. Нация в наи- 162 более развитой форме складывается на основе западной ци- вилизации и тесно связана с буржуазной системой хозяйства. Ожидания социальных мыслителей XIX – начала XX в., буд- то с развитием средств коммуникации этнические различия станут быстро стираться, пока не оправдываются |