Тематический философский словарь. Тематический философский словарь ( PDFDrive ). Словарь
Скачать 0.83 Mb.
|
XV. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕКА АНТРОПОЛОГИЗМ – стремление рассматривать любую глобальную проблему сквозь призму центрального вопроса – вопроса о человеке. АНТРОПОЛОГИЯ – направление современной философии, в центре внимания которого стоит не индивид или единичная судьба, а человек как социальное существо. Давление жизни было первичным фактором в бытии человека, что и побудило его создавать культуру с целью защиты от стихийного дав- ления окружающей природы. АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗ – процесс становления челове- ка. В эпоху средневековья господствовало учение о бо- жественном творении человека. Начиная с эпохи Возрожде- ния предпочтение начинает отдаваться естественным причи- нам происхождения человека, среди которых наибольшую известность получила эволюционная концепция Дарвина. По мере индустриализации на первый план вышла трудовая те- ория происхождения человека. К этим теориям примыкает идея недостающего звена, помогающая объяснить морфоло- гический скачок между человекообразной обезьяной и чело- веком (Гексли), близкой к идее «недостающего звена» явля- ется концепция Поршнева, объединившего питекантропов, неандертальцев и австралопитеков в семейство прямоходя- щих высших приматов (троглодитов). Но до сих пор не уда- лось обнаружить это «звено». На отсутствие кардинальных сдвигов в морфологическом строении между обезьяной и че- ловеком указывал Тейяр де Шарден. Имеют место версии инопланетного происхождения человека (Бехтерева). Нали- чие множества концепций свидетельствует о сложности и нерешенности проблемы происхождения человека. Что каса- ется становления современного человека, то большинство исследователей считают его биологическую эволюцию за- конченной, тогда как социальную характеризуют как беско- нечный процесс. БЕССМЕРТИЕ – термин, которым обозначается проблема жизни после смерти. Существуют: а) отрицательное научно- 113 материалистическое решение проблемы и б) положительное (в восточных концепциях реинкарнации, в средиземномор- ско-европейских концепциях загробного сохранения лично- сти). В истории культуры предлагались различные интерпре- тации идеи бессмертия: а) биологическое бессмертие (в де- тях); б) родовое (бессмертие в человечестве); в) социальное, или этическое (бессмертие дел, творчества, свершений в па- мяти потомков); г) идеальное (бессмертие души). Доказа- тельств бессмертия не существует, что приводит к оттор- жению этой проблематики научным сообществом. Отсюда тенденция игнорировать проблему, подменяя идею личного бессмертия идеей сохранения личности в еѐ творениях, ос- тавшихся после смерти. Некоторые выдающиеся ученые (один из создателей квантовой механики Шредингер, психо- лог Юнг, механик Раушенбах, социолог Кестлер, нейрофи- зиолог Бехгерава и др.) признают перспективы возможного прорыва в субстанционализации духовного, возвращения к античным идеям тонких материй и энергий. Проблема бес- смертия, однако, опережает возможности ее решения, пред- ставляемые современным уровнем развития познания. БИОЛОГИЧЕСКОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ – проблема о наличии у человека биологически запрограммированных протосхем, определяющих его поведение на социальном уровне. Сто- ронники социальной природы человека отвечают на этот во- прос отрицательно. На существовании таких схем настаива- ют социобиологи, которые, не отрицая решающего влияния культуры, одновременно утверждают, что большинство сте- реотипных форм человеческого поведения свойственны и млекопитающим, а более специфических – приматам. Ут- верждение биосоциальной природы человека отнюдь не то- ждественно признанию превосходства одних человеческих рас над другими или существования биологических причин преступности. Научные исследования, по расшифровки ге- нома человека не подтверждают биологических оснований человеческого неравенства. ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА – сфера индивидуаль- ной жизни человека, включающая в себя эмоции, чувства, 114 аффекты, верования, устремления и содержащая в себе ре- зультаты внутреннего и внешнего опыта человека, не подле- жащего полной и адекватной передаче другому. В западной культурной традиции открытие ценности и глубины внут- реннего мира человека произошло с принятием христианст- ва; с эпохи Нового времени его замещают набором вещных отношений (превращенных форм внутреннего мира). В. со- временной мысли существуют различные подходы к его рас- смотрению в рамках экзистенциализма, герменевтики, пси- хологии, феноменологии и др. Сущностная составляющая внутреннего мира человека определялась по-разному: в клас- сической философии – это разум, в учении К. Юнга – архе- тип, в психоаналитике 3. Фрейда – бессознательное. Внут- ренний мир человека не подлежит полной рефлексии и вер- бализации (так, выражение в слове чувств, эмоций возможно только через использование метафор, которые приспособле- ны косвенно обозначать движение души). Воля, как структурный элемент духовности, представляет собой способность человека ставить себе цель и прилагать все необходимые внутренние усилия, чтобы еѐ осуществить. Она обладает сложной структурой. Волевое действие само как бы распадается на три звена: постановку и осознание це- ли для удовлетворения своего интереса, принятие решения действовать и выбор наиболее целесообразных средств и способов осуществления действия. Решающим моментом в этой цепи волевого действия является исполнение решения, для которого необходима так называемая «сила воли». Но этот решающий момент не исчерпывает волевого акта. По- становка цели и ее осознание только определяют, какое дей- ствие зарождается в индивиде, порождая «идеальные стрем- ления», или «силы воли». Сознание и воля тесно связаны между собой: чем выше уровень сознания человека, тем бо- лее устойчивы его ценностные установки и тем свободнее действует его воля. ВОЛЯ – структурный элемент духовности, представляет со- бой способность человека ставить себе цель и прилагать все необходимые внутренние усилия, чтобы еѐ осуществить. Она 115 обладает сложной структурой. Волевое действие само как бы распадается на три звена: постановку и осознание цели для удовлетворения своего интереса, принятие решения действо- вать и выбор наиболее целесообразных средств и способов осуществления действия. Решающим моментом в этой цепи волевого действия является исполнение решения, для кото- рого необходима так называемая «сила воли». Но этот ре- шающий момент не исчерпывает волевого акта. Постановка цели и ее осознание только определяют, какое действие за- рождается в индивиде, порождая «идеальные стремления», или «силы воли». Сознание и воля тесно связаны между со- бой: чем выше уровень сознания человека, тем более устой- чивы его ценностные установки и тем свободнее действует его воля. ГЕНДЕР – социальный, культурный пол, поведение мужчи- ны и женщины, которое генетически не наследуется, а при- обретается в процессе социализации. Если понятие «пол» фиксирует биологические и физиологические различия меж- ду мужчиной и женщиной, то «гендер» описывает социаль- ные и культурные различия между полами, которые не на- следуются, а приобретаются в обществе. Для обозначения половой принадлежности принято использовать два понятия: секс и гендер. Если секс обозначает биологический пол и суммирует биологические различия между мужчиной и женщиной. то гендер является социальной конструкцией, обозначающей особенности поведения, социальных страте- гий. Секс детерминирован, биологическими факторами: гор- мональным статусом, особенностями протекания биохими- ческих процессов, генетическими различиями, анатомией. Гендер – своеобразный итог социализации человека в обще- стве в соответствии с его половой принадлежностью. Суще- ствуют некоторые универсалии в восприятии пола. Так, мужское ассоциируется с инициативностью в отношениях, агрессивностью, установкой на господство, авантюризмом, стремлением к лидерству, рациональностью в мыслях и дей- ствиях, стремлением к монологу, эгоизмом. Женская линия в поведении, как правило, связана с мягкостью, ответственно- 116 стью, ненасилием, терпимостью, альтруизмом, эмоциональ- ностью, диалогичностью, стремлением к поиску компро- мисса и т.п. В зависимости от характера общества тендерные различия будут иметь различную силу. Этнографы устанав- ливают усиление гендерного неравенства от охотнически- собирательских к аграрным культурам и существенное его снижение далее к индустриальной культуре и особенно к ин- формационному обществу. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – активность человека, направленная или на преобразование внешнего мира (внешняя деятельность), или на самосозидание себя (внутренняя деятельность). Внешняя деятельность связана с созданием культурных ар- тефактов и подчинением себе природных форм. Еѐ домини- рование присуще образу жизни западной культуры. Еѐ ос- новным преобразовательным принципом является техника, а основным результатом – создание искусственной среды оби- тания (индустриальная цивилизация). Внутренняя деятель- ность основана на самосовершенствовании человеком своего внутреннего мира. Она является реализацией присущей че- ловеку интенции внутрь (наряду с интенцией вовне, прояв- ляющейся во внешней деятельности), которая относится к сфере внутреннего мира человека, непостижимого средства- ми научной или философской рациональности. Она является результатом личностного опыта человека, требует глубокого сосредоточенного усилия. Попытки еѐ систематизации про- изводились в учении исихазма в рамках православия, в прак- тиках восточных культур (йога, дзен, даосизм и др.). Внут- ренняя деятельность является необходимым условием суще- ствования человека, ибо без неѐ теряются целостность и нравственное начало человека. ДУХ (от лат. дуновение, тончайший воздух, дыхание, запах) – в широком смысле слова понятие, которое тождественно идеальному, сознанию, невещественному началу, в отличие от материального начала; в узком смысле однозначно с поня- тием «мышление». Представители различных течений до- марксовской философии выделяют субъективный дух (субъ- ект, личность, индивид), абсолютизация которого ведет к 117 субъективному идеализму, и объективный дух (сознание, оторванное от человека и мистифицированное в качестве са- мостоятельной силы), признание первичности которого ведет к объективному идеализму. Античная философия рассматри- вала дух как теоретическую деятельность (например, для Аристотеля высшей формой деятельности дух является мышление о мышлении, наслаждение теорией). Однако дух понимался и как сверхразумное начало, познаваемое непо- средственно, интуитивно (Плотин). Такая точка зрения внешне близка религиозной идеологии, согласно которой дух – Бог, сверхъестественная сущность, могущая быть лишь предметом веры. Представители немецкого классического идеализма подчеркивали активность дух рассматривая его прежде всего с точки зрения деятельности самосознания. Так, Гегель понимал дух как единство самосознания и созна- ния, осуществляемое в разуме, как единство практической и теоретической деятельности: бытие духа есть его деяние, хо- тя это деяние понимается только как познание. Дух, по Ге- гелю, преодолевает природное, чувственное и поднимается до самого себя в процессе самопознания. Материалистиче- ская философия рассматривает дух как вторичное по отно- шению к природе. Для античных материалистов дух есть наиболее разумная часть души, разлитая по всему телу. Ма- териалисты XVII –XVIII вв. (Гоббс, Локк, Ламетри) понима- ли дух лишь как комбинацию ощущений или общее чувство, в целом – как разновидность чувственного познания. Диа- лектический материализм не сводит духовное к простой сумме ощущений и отвергает представление о нем как о чем- то существующем независимо от материи. Бытие человека проявляется в духе. Дух человека основан на сознании. Сознание – это выработанное общественно развитым чело- веком совместно с другими людьми знание, активно и целе- направленно отражающее действительность в речевой или символической форме. Сущность сознания заключается в связывании вновь поступившей информации с прежним опытом, где человек выделяет себя из окружающего мира и противопоставляет себя этому миру как субъект объекту, 118 наделяя его эмоциональной оценкой и созданием пред- варительного мыслительного образа о том, что происходит в окружающем материальном и собственном духовном мире. Таким образом, дух можно определить как субъективное состояние сознания, проявляющее себя в целенаправленном стремлении к самосовершенствованию и целостности суще- ствования с универсумом. ДУША – особая жизненная сила, нематериальное начало че- ловеческой природы, позволяющее сохранять идентичность индивидуальности в постоянном потоке сознания, кругово- роте впечатлений и переживаний. Этим понятием в истории философии выражалось воззрение на внутренний мир чело- века, отождествляемый в идеализме с особой нематериаль- ной субстанцией. В представлениях первобытных людей ду- ша это нечто материальное (кровь, дыхание). В религии под душой понимается некая бестелесная, бессмертная немате- риальная сила, имеющая самостоятельное, независимое от тела существование в «потустороннем» мире. В идеалисти- ческой философии душа отождествляется с тем или иным элементом сознания. У Платона это вечная идея, у Гегеля – низшее, чувственное проявление духа в его связи с материей (чувствующая и деятельная душа). В средние века утвержда- ется еѐ религиозная трактовка, как божественного начала в человеке, когда в шестой день творения «создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2, 7). В дуали- стических учениях душа понимается как нечто изначальное и существующее наряду с телом (Декарт, Спенсер, Вундт, Джеймс). В домарксистском материализме (Демокрит, мета- физический материализм) душа понималась как производ- ное, вторичное, зависимое от тела, но при этом душа, психи- ческая деятельность, сводилась к механическим или физико- химическим процессам. Христианская антропология рас- сматривает человека, прежде всего, как явление духовного порядка, где душа выступает в качестве своеобразного по- средника в отношениях между духом и плотью, в ней кроет- ся основная тайна и смысл жизненного мира человека. В 119 идеалистических системах она рассматривается как особая нематериальная, субстанция, самостоятельная и независимая от тела сила, существующая в потустороннее мире (еѐ рас- сматривали как: энергию жизнеспособного тела, как дыха- ние, дарованное организму извне, где кровь является носите- лем души). Гилозоисты (одна из разновидностей материа- лизма) допускали всеобщую одушевленность мира. Диалек- тический материализм определяет душу как синоним чело- веческой психики. Душа человека представляет собой особое качество его бытия, которое обеспечивает монадность индивида во взаи- модействиях с внешним миром и проявляется в виде психи- ческих переживаний, которые возникают на основе перера- ботки осмысленной информации. Она предопределяет функ- ционирование всех других уровней и слоев духовной сущно- сти человека, управляя ими как единым слаженным организ- мом. Душа не наследуется от родителей, еѐ не формирует со- циум. Она обладает следующими свойствами: во-первых, со- причастностью ко всему (отсюда исходит сопереживаемость человека всему); во-вторых, душевные переживания глубоко истинны и неприкосновенны; в-третьих, душа непокорна ни- какому принуждению, кроме самой себя, и даже своенравна. Поэтому еѐ с полным правом можно определить как жизне- деятельное начало человеческого существования, связываю- щее телесное и духовное в человеке. Душа – это жизнедея- тельное экзистенциальное начало человека, проявляющее се- бя в виде психических переживаний, которые потенциально содержатся в ментальности человека, но возникают только в результате ценностно-осмысленного понимания конкретных явлений, приводя в состояние активности его природные и волевые возможности. ЕВГЕНИКА – система антропологических знаний о воз- можности создания нового вида людей в соответствии с за- данным идеалом на основе генетических манипуляций с на- следственностью человека, что требует философских обоб- щений и критического осмысления. Евгеника как точная ге- нетическая наука зародилась в начале XX в. В 20—30-е гг. 120 была разработана специальная американская евгеническая программа, задачей которой было создание расы чистокров- ных англосаксонских американцев, а также: устранение низ- ших рас (негров, итальянцев, японцев, китайцев, поляков, и русских); стерилизация нищих, преступников; запрещение межрасовых браков. В это же время в СССР образовалось Русское евгеническое общество, которое занималось генети- кой человека, главная задача которой – устранение наследст- венных заболеваний, при этом определились три сферы воз- действия на наследственность человека: а) медицинская ге- нетика, занимающаяся выявлением и предотвращением гене- тических изменений, приводящих к наследственным заболе- ваниям; 6) генная инженерия как целенаправленное измене- ние макромолекулярного субстрата человеческого генотипа; в) евфеника, способствующая улучшению фенотипа путем модификации функций генов человеческого организма. ЖИЗНЕННАЯ ПРОГРАММА – изложение основных по- ложений и целей деятельности человека, в расчете на весь период его существования. ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО ЧЕЛОВЕКА – совокуп- ность естественных и социокультурных факторов, которые обеспечивают воспроизведение и усовершенствование жизни человека и удовлетворение его потребностей. Включение че- ловека в разные сферы общества, политическая, производст- венно-экономическая, культурно-идеологическая и социаль- но-бытовая жизнь определяют наличие соответственно поли- тического, экономического, культурно-идеологического и социально-бытового пространств («образовательное про- странство», «правовое пространство», «социальное про- странство» и др.). Все эти термины отражают совокупность условий бытия людей в различных сферах жизни, и являются предметом изучения специальных наук. ЖИЗНЕННЫЙ МИР – ценностная основа всех идеальных образований человеческой психики. Введено в философию основателем феноменологии Э. Гуссерлем как понятие, ко- торое характеризует дотеоретический опыт – мир донаучной жизни: догадок, суеверий и предрассудков. Феноменология 121 трактует жизненный мир как: а) мир научной объективности; б) многочисленные миры, обусловленные специфическими профессиональными интересами (мир бизнесмена, слесаря и т.п.); в) мир непосредственных переживаний и интуитивно выстроенных ориентиров, которые предусматривают буду- щий опыт; г) как совокупность априорных структур, которые предусматривают образец любого опыта, «архетипы» про- странственности и времени. Экзистенциализм трактует жиз- ненный мир как открытость мира человеку, которая достига- ется не столько через осведомленность, сколько через транс- цендентальность(в отличии от мира науки, который скорее его заслоняет). Жизненный мир – это воспроизведение чис- того опыта реальности вне любого умственного анализа. Лишь благодаря жизненному миру человек ощущает и пере- живает красоту, новизну, значимость и осмысленность мира, его неисчерпаемость, в противоположность его рациональ- ному осмыслению. |