Тематический философский словарь. Тематический философский словарь ( PDFDrive ). Словарь
Скачать 0.83 Mb.
|
XIV. ФИЛОСОФСКАЯ ГНОСЕОЛОГИЯ ВНЕНАУЧНОЕ ЗНАНИЕ - формы знания, которые не ук- ладываются в критерии научности: обыденное, философское, религиозное, художественно-образное, игровое, мифологи- ческое и др. К вненаучному знанию относят также магию, алхимию, астрологию, парапсихологию, мистику и эзотери- ку, так назывыемые «оккультные науки». Выделяют сле- дующие виды вненаучных знаний: 1) ненаучное – разрознен- ное, несистематизированное знание, которое не описывается законами и находится в противоречии с существующей на- учной картиной мира; 2) донаучное – предварительная база научного; 3) паранаучное – несовместимое с имеющимся по- знавательным стандартом; 4) лженаучное – сознательно экс- плуатирующее домыслы и предрассудки; 5) квазинаучное знание – основанное на иерархизированной и идеологизиро- ванной науке; 6) антинаучное – утопичное и сознательно ис- кажающие представления о действительности; 7) псевдона- учное –спекулирующее на совокупности популярных теорий (чудовище из озера Лох-Несс, снежный человек и т.д.). ВОСПРИЯТИЕ – целостный образ материального предмета, данного посредством наблюдения, но оно не является меха- ническим суммированием ощущений. Процесс восприятия активный и творческий, основан на предшествующих на- блюдениях. ГИПОТЕЗА – обоснованное предложение, выдвигаемое с целью выяснения закономерностей и причин исследуемых знаний. Ее характеристики: принципиальная проверяемость и максимальная простота. Она проходит три этапа: построе- ние (накопление, анализ и обобщение фактов, выдвижение предложений для их объяснения), проверка (дедуктивное выведение следствий из фактов) и доказательство (практиче- ская проверка полученных выводов). ДОГМА – положение, принимающее слепо на веру, без до- казательств. ДОГМАТИЗМ (от греч. мнение) – форма метафизического мышления, абсолютизирующая момент устойчивости, не 94 учитывающая изменений реальной действительности и «раз- дувающая» значение абсолютных истин. Он выводит мысли- тельные формулы не из реальной жизни, а из других умозри- тельных формул, оторванных от реальной действительности. ДОСТОВЕРНОСТЬ – убеждение, основанное на знании и исключающее всякое сомнение. ЗАБЛУЖДЕНИЕ – несоответствие знания его объекту, рас- хождение субъективного образа действительности его объек- тивным прообразам. 3аблуждения многообразны по своим формам: научные и вненаучные, эмпирические и теоретиче- ские, иллюзии, утопии, ошибки (логические, фактические), религиозные, философские (эмпиризм, софистика, эклектика, догматизм, релятивизм, схоластика) и т.п. 3аблуждение – это необходимый момент движения к истине. 3аблуждение сле- дует отличать от лжи – преднамеренного искажения истины в чьих-то корыстных интересах, а также от ошибки — ре- зультата неправильного действия индивида в любой сфере деятельности. ЗНАК – чувственно воспринимаемый предмет, который в процессе практической и духовной деятельности человека представляет (репрезентирует) другой, отличный от него предмет. ЗНАНИЕ – результат процесса познания, истинность кото- рого проверяется в ходе практики; отражение действитель- ности в сознание человека в виде восприятий, представле- ний, понятий, суждений и теорий. Это такое содержание соз- нания, которое получено человеком в ходе активного отра- жения, идеального воспроизведения объективных законо- мерных связей и отношений реального мира. Термин знания обычно употребляется в трех основных смыслах: а) способ- ности, умения, навыки, которые, базируются на осведомлен- ности, как что-либо сделать, осуществить; б) любая по- знавательно значимая информация; в) особая познавательная единица, выражающая форму отношения человека к дейст- вительности и существующая наряду и во взаимосвязи со своей противоположностью — практическим отношением. 95 Второй и третий аспекты и есть предмет рассмотрения гно- сеологии и эпистемологии. ЗНАНИЕ И ВЕРА – основные, взаимосвязанные друг с дру- гом способы деятельности человеческого разума, где знание означает фиксированную систему суждений о мире, а вера это убеждѐнность, не требующая доказательств. Если знание объективируется в представлениях, теориях, продуктах труда и подлежит различным видам анализа, характеризуется реф- лексивностью, логической обоснованностью, возможностью проверки, оценки, то вера характеризуется в понятиях досто- верности, убежденности, возможности. В различных фило- софских и религиозных концепциях отношения знание и вера имеют разные интерпретации: от теории «двух истин» (У. Оккам, Ф. Бэкон) до целостного понимания опыта знания и веры (Вл. Соловьев). ЗНАЧЕНИЕ – это функция знака представлять и выражать содержание, отличное от его собственной определенности; мысленное содержание знака. ИНТУИЦИЯ (от лат. взгляд, вид) – способность непосред- ственного постижения сущности истины без опоры на логи- ческие обоснования и доказательства. В истории философии можно выделить следующие трактовки интуиции: 1) как формы непосредственного интеллектуального знания (созер- цания) (Платон); 2) как понятие ясного и внимательного ума, порождаемое естественным светом разума (Декарт); 3) как скрытый бессознательный принцип творчества (Фрейд); 4) как своеобразный тип мышления, когда оно протекает в виде «свернутого» и неосознанного процесса, а предельно ясно осознается только итог скрытых размышлений (Материали- стическая диалектика). Истина, найденная интуицией в даль- нейшем должна пройти через этап доказательств и обоснова- ний. ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ ЗНАНИЕ (от лат. неразумное) – знание, несоизмеримое с рациональным мышлением и про- тиворечащее ему. Иррациональное знание приносят эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля, а также аномальные 96 явления, которые характеризуются парадоксальностью и не подчинѐнностью законам логики. ИСТИНА – адекватное отражение объекта познающим субъектом; воспроизведение его так, как существует само по себе, вне и независимо от человека и его сознания, знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Ис- тина одновременно объективна и субъективна (еѐ познают люди и выражают и выражают в определѐнных мыслитель- ных формах). Она – всегда процесс, а не одноразовый акт по- стижения объекта сразу и в полном объеме. Истина абсо- лютна, ибо выражает устойчивость и неизменность явления в определѐнный период времени) и относительна (так как от- ражает постоянную изменчивость явления). Абсолютная ис- тина (точнее, абсолютное в объективной истине) понимается: а) как исчерпывающее знание о действительности и идеал еѐ познания, который никогда не будет достигнут, хотя позна- ние все более приближается к нему; б) как тот элемент зна- ний, который не может быть никогда опровергнут в буду- щем, что принято называть вечными истинами (люди смерт- ны). Относительная истина (точнее, относительное в объек- тивной истине) выражает изменчивость каждого истинного знания, его углубление, уточнение по мере развития практи- ки и познания. Абсолютная истина складывается из суммы относительных истин, но не путем их механического соеди- нения, а в процессе исторического развития познания и син- теза его результатов. Истина всегда конкретна, то есть еѐ со- держание и применение определяются данными условиями места, времени и обстоятельствами. Критерии истины – это то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от за- блуждения. В истории философии выделяют следующие их трактовки: 1) ясность и отчетливость знаний (Декарт); 2) чувственность (Фейербах); 3) общезначимость (то, что при- знается многими людьми); 4) полезность (прагматизм.); 5) то, что соответствует соглашению (конвенционализм); 6) то, во что люди верят; 7) то, что соответствует мнению авторите- тов; 8) общественно-историческая практика (диалектический материализм). Но практика как критерий истины тоже отно- 97 сительна, так как сама практика развивается, совер- шенствуется и потому не может тотчас и полностью доказать те или иные выводы, полученные в процессе познания. Практика как критерий истины является только объективной основой существования иных критериев истинности знания (таких как внутринаучные – простота, красота, внутреннее совершенство и логические – опосредованно выведенный из практики). ИСТОРИЗМ – принцип познания являющийся методологи- ческим выражением саморазвития действительности. Вклю- чает в себя: 1) изучение настоящего, современного состояния предмета исследования; 2) реконструкция прошлого – рас- смотрение генезиса, возникновения последнего и основных этапов его исторического движения; 3) предвидение будуще- го, прогнозирование тенденций дальнейшего развития пред- мета. Абсолютизация принципа историзма может привести к: а) некритической оценки настоящего; б) архаизация или мо- дернизация прошлого; в) смешение предыстории предмета с самим предметом; г) подмена основных этапов его развития с второстепенными; д) предвидение будущего без анализа прошлого и настоящего. КОНЦЕПЦИЯ – определенный способ понимания, трактов- ки какого-либо предмета, явления, процесса, основная точка зрения на предмет или явление, руководящая идея для их систематического освещения. КРИТЕРИИ НАУЧНОСТИ – особенности научного позна- ния, позволяющие отличить его от других форм знания и по- знания. К числу главных научных критериев относятся: 1) Задача – обнаружение объективных законов природы, обще- ства, мышления, познания. 2) Цель – достижение объектив- ной истины. 3) Ориентация науки – изменение окружающей действительности и управление реальными процессами. 4) Научное знание образует целостную развивающуюся систе- му понятий, теорий, гипотез, законов, закрепленных в языке – естественном или искусственном (математическая симво- лика, химические формулы). 5) Применение специфических материальных средств: приборов, инструментов и др., ис- 98 пользование для исследования таких методов, как современ- ная формальная логика, диалектика, системный, ки- бернетический, синергетический и другие общенаучные приемы и методы. 6) Строгая доказательность, обосно- ванность полученных результатов, достоверность выводов наряду с гипотезами, вероятностными рассуждениями. 7) Постоянная методология исследовательских процедур. ЛИЧНОСТНОЕ (НЕЯВНОЕ) ЗНАНИЕ – компоненты на- учного знания, являющиеся предпосылками мышления, ко- торые невозможно полностью выразить в языке в виде чет- ких формулировок (навыки восприятия, использования языка науки, методы экспериментирования, практические умения, ценностные ориентации). Концепцию личностного знания разработал в XX в. английский ученый и философ М. Пола- ни, который определил их как знания, которые передаются путем непосредственной демонстрации образцов научной деятельности и ее продуктов (напр. нет чѐтких рецептов по- строения аксиом, хотя существуют соответствующие аксио- мы). ЛОЖЬ – предметное воздействие заведомо неправильных представлений об истине. МЕТОД — совокупность определенных правил, приемов, норм познания и действия, основная функция которого – ор- ганизация и регуляция любой деятельности, а не только на- учной. Нельзя недооценивать или отвергать роль метода (ме- тодологический негативизм), так же как и абсолютизировать его (методологическая эйфория). Многообразие видов че- ловеческой деятельности позволяет различать методы позна- ния и методы практики. Среди методов познания выделяют вненаучные и научные, которые разделяются на эмпириче- ские и теоретические. Принято различать три основные группы методов: философские, общенаучные и частнонауч- ные (дисциплинарные и междисциплинарные). МЕТОДОЛОГИЯ – общая теория метода. Существует два основных направления методологических исследований – философское и внутринаучное. Частные науки изучают пре- жде всего методы постижения объектов и их свойств. Фило- 99 софия исследует методологию в плане еѐ применимости к конкретным наукам. Кроме того, праксиология исследует еѐ как сферу практики. Сегодня задачей методологии является: конструирование и преобразование схем деятельности, вне- дрѐнность их в повседневную жизнь. МОДЕЛИРОВАНИЕ – один из методов научного познания, включающийся в воспроизведение свойств, структуры и функций объекта познания на специально устроенной его модели, на его «заменителе». НАБЛЮДЕНИЕ – один из методов познания, связанный с преднамеренным целенаправленным восприятием предметов и явлений внешнего мира. НАУКА – форма духовной деятельности людей, на- правленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью пости- жение истины и открытие объективных законов. Наука соз- дает единую, взаимосвязанную, развивающуюся систему знаний о его законах Науки делятся по предмету и методу познания на 1) науки о природе –естествознание; 2) обществе – обществознание (гуманитарные, социальные науки); 3) по- знании и мышлении – логика, гносеология, диалектика; 4) технические науки и математика. Науки можно разделить на фундаментальные (где нет прямой ориентации на практику) и прикладные (где присутствует непосредственная ориента- ция на применение результатов научного познания для ре- шения производственных и социально-практических про- блем). Основаниями для выделения науки являются фунда- ментальные идеи, понятия, представления, на которых бази- руются конкретные эмпирические знания и объясняющие их теории, а основными еѐ компонентами являются: 1) научная картина мира; 2) идеалы и нормы научного познания; 3) фи- лософские системы и принципы. Языком науки является сис- тема знаков, символов, понятий, терминов, взятых из естест- венного языка или искусственно изобретенных, посредством которой наука наиболее адекватно, емко и точно выражает свои изначальные интуиции, гипотезы, опыты, исчисления, 100 объективные закономерности действительности, принципы и фиксирующие их теории. НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА – это интегративная система представлений о мире, которая вырабатывается внутри науки путем обобщения и синтеза важнейших теоретических зна- ний о мире, полученных на том или ином этапе историческо- го развития науки, что влияет на формирование мировоз- зренческих смыслов обыденного мышления. НАУЧНАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ – это выражение спо- собности научного мышления создавать особый мир идеаль- ных объектов, превращать его в специальный предмет дея- тельности и объективировать, (то есть претворять в практи- чески сделанную вещь и постоянно воспроизводить в экспе- рименте.) НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС – качественный скачѐк в развитии науки и техники, обусловливающее фор- мирование новой системы научного знания и изменение взаимоотношений человека с техникой, целью которого яв- ляется более глубокое познание законов природы, использо- вание знаний для создания и функционирования техники, технологии и повышения эффективности творческой дея- тельности людей, увеличения степени свободы человека. НТП возникает с появлением крупного машинного произ- водства, когда два потока – научный и технический, которые эпизодически соприкасались друг с другом, сливаясь в еди- ный научно-технический поток. Ключевые направления со- временного НТП: 1) превращение науки в непосредственную производительную силу; 2) автоматизация, роботизация и компьютеризация производства; 3) развитие наукоемких, ре- сурсо- и трудосберегающих технологий; 4) совершенствова- ние технологии получения атомной энергии, поиск и исполь- зование новых источников энергии; 5) создание и примене- ние эффективных конструкционных материалов. Со- временный НТП является важнейшим фактором перехода индустриального общества в его постиндустриальную или информационную фазу, глобализации производственной и других форм жизнедеятельности людей. Поэтому НТП явля- 101 ется объектом внимания политических партий и государст- венной власти. НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ – это процесс перехода логики бытия (сущности, законов) в логику мышления, в ходе кото- рого приобретаются новые знания. Познавательная деятель- ность – это процесс активного отражения социальным субъ- ектом действительности, а не еѐ механическое, зеркальное копирование. Научное познание осуществляется по законам объективной реальности. Всеобщие (диалектические) законы развития бытия и научного познания (мышления) – это два ряда законов, тождественных по сути и различных по своему выражению. Человек как субъект научного познания приме- няет эти законы сознательно, между тем как в природе они реализуются бессознательно. НАУЧНОЕ ПРЕДВИДЕНИЕ – обоснованное предположе- ние: о будущем состоянии явлений природы и общества, не- известных в настоящий момент. ОБЩЕЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ – 1)Анализ – реальное или мысленное разделение объекта на составные части, син- тез – их объединение в единое органическое целое, результа- том чего является совершенно новое образование; 2) Абстра- гирование – процесс мысленного отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделе- нием интересующих исследователя свойств (прежде всего существенных, общих); 3) Обобщение – процесс установле- ния общих свойств и признаков предмета, тесно связанный с абстрагированием; 4) Идеализация – мыслительная процеду- ра образования абстрактных (идеализированных) объектов, принципиально неосуществимых в действительности («точ- ка», «идеальный газ» и т.п.), которые представляют собой некоторые предельные случаи реальных процессов, служат средством их анализа и построения теоретических представ- лений о них; 5) Индукция – движение мысли от единичного (опыта, фактов) к общему (их обобщению в выводах) и де- дукция – восхождение процесса познания от общего к еди- ничному; 6) Аналогия (соответствие) – установление сходст- ва в некоторых сторонах, свойствах и отношениях между не- 102 тождественными объектами. На основании выявленного сходства делается умозаключение по аналогии. При выводе по аналогии, знание, полученное из рассмотрения какого- либо объекта («модели»), переносится на другой, менее дос- тупный для исследования объект; 7) Моделирование – метод исследования определенных объектов путем воспроизведе- ния их характеристик на модели, которая представляет собой аналог того или иного фрагмента действительности. Формы моделирования: предметное, (физическое) и знаковое (мате- матическое, компьютерное); 8) Системный подход – со- вокупность методологических требований, в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем. 9) Вероятностно- статистические методы – основаны на учете действия мно- жества случайных факторов, которые характеризуются ус- тойчивой частотой. Это позволяет вскрыть необходимость (закон), которая «пробивается» через совокупное действие множества случайностей. |