Тематический философский словарь. Тематический философский словарь ( PDFDrive ). Словарь
Скачать 0.83 Mb.
|
КАРМА - древнеиндийской философии закон воздаяния за совершенные ранее действия. Карма тесно связана с санса- рой, т.к. каждое новое рождение предопределено предыду- щей деятельностью человека. КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ – философия, ориен- тированная на постижение «внутренней мудрости», которое выражается в следовании Небесному Пути— Дао, а значит, предполагает знание всеобщего порядка бытия — Ли, кото- рый включает в себя моральные отношения между людьми в разных сферах жизни, поэтому еѐ особенностью являются этические и управленческие проблемы. Основными идеями являются: 1) представление о пяти первостихиях (у–син) – вода, огонь, дерево, металл, земля – символах, выражающих универсальную классификационную схему всего мирозда- ния; 2) деление всего сущего на противостоящие друг другу женское, темное начала (инь) и светлое, мужское начало (ян); 3) представление об эфире (ци), который, сгущаясь, образует тяжелые женские частицы (инь-ци), а воспаряясь, очищаясь — легкие мужские частицы (ян-ци). Взаимодействие этих частиц порождает сначала пять первостихий, а затем все су- щее. КОНФУЦИАНСТВО – древнейшая философская система Китая, сформировалась на рубеже VI-V вв. до н.э. Основа- тель – Конфуций. Содержание К. можно свести к двум иде- ям: 1) идее формирования социального идеала – «благород- ного мужа» («цзюнь-цзы») и 2) идее «исправления имен» («мин»). К. обосновывало такой тип государственного уст- ройства, в к-ром функция гармонизации Поднебесной отво- дилась государю и его помощникам просвещенным чинов- никам — «жу». Они должны обладать пятью добродетелями: человеколюбием, мудростью, верностью, почитанием стар- ших, мужеством. Упорядочивание социума невозможно без 14 «исправления имен», т. е. согласования всех вещей с их иде- альной сущностью. В социальном контексте это означает следующее: каждое имя выражает определенные обществен- ные обязанности и долг, которые необходимо выполнять, чтобы не нарушать Дао – Путь. Идеи К. получили развитие у Мэн-цзы и Сюнь-цзы. ЛИ – в китайской философии означает закон, порядок и форму. Идеалисты идеализировали его как духовное немате- риальное начало в противоположность материальному нача- лу. В конфуцианстве оно означало основу этического прин- ципа, регулирующего отношения между людьми, нормы их поведения. ЛОКАЯТА-ЧАРВАКА – учение древнеиндийской филосо- фии, тяготеющее к материализму. Основателем его считают мудреца Брихаспати, а отдельные атеистические и антиведи- ческие положения приписывают легендарному Чарваке. В основе учения лежит скептическое отношение к догматике брахманизма. Все состоит из 4-х элементов: земли, огня, во- ды и воздуха, которые вечны и неизменны. Единственный источник познания - ощущения. Отрицало существование бога и души (Брахмана и Атмана), рая и ада, любого другого мира, а также - закона кармы. Проповедовало гедонизм и за- боту о благополучии настоящего существования, отрицая ас- кетизм. МОИЗМ – одно из основных направлений китайской фило- софии, основателем которого был Мо-цзы, выступающий против официальной идеологии-конфуцианства и отстаи- вающий интересы мелкособственнических слоев ремеслен- ников, простых крестьян, торговцев. Это учение тяготело к материализму, отрицая предопределенность всего судьбой. Небо не определяет все и вся, а лишь желает, чтобы люди любили друг друга. Народ считали высшей ценностью госу- дарства, а любовь к народу провозглашали волей небес. Бу- дучи убежденными противниками войн, они были мирными пацифистами. К традициям рекомендовали относиться кри- тически, выбирая только хорошие. 15 МИМАНСА – одна из ортодоксальных систем индийской философии. Основатель – Джаймини. В основе учения лежит убеждение в том, что конечное освобождение души от во- площенного состоянии (мокша) не может быть рационально объяснено. Человек должен соблюдать общественный и ре- лигиозный долг дхармы, что может привести к конечному освобождению души. Признавало существование: духовного И материального начала во вселенной. МОКША – в древнеиндийской философии означает осво- бождение, спасение от бесконечного процесса перевоплоще- ний (круг сансары). Мокша занимает высшее место среди че- тырех целей человеческой деятельности: наслаждения (ка- ма), польза (артха) и долга (дхарма). НИРВАНА («угасание») – одно из основных понятий будди- стской и джайнистской философии, означающее цель «пути освобождения». Нирвана - это вечность, бессмертие в проти- воположность изменчивым, непостоянным вещам. Это - убежище, освобождение, избавление, конец мира, прекраще- ние страданий. Нирвана - противоположность миру, полному волнений и страданий. Это – небытие, отрешенность от ми- ра, высшее блаженство, экстаз, совершенное состояние ду- ши. Нирвана - это результат слияния человека с духовным абсолютом В результате удовлетворенности земным бытием. НЬЯЯ – одна из ортодоксальных систем древнеиндийской философии, близкая к вайшешике (позже сливается с ней в единую систему). Критически истолковывает многие поло- жения Вед, считая, что правильное сознание освобождает человека от вовлеченности в круговорот рождений и смертей (в колесе сансары), страданий и греха. Создала учение о боге как о бесконечном «Я», создающем, сохраняющем и разру- шающем мир. Мир создан из вечных атомов, пространства времени, умов, душ и акаши (эфира). Бог помогает человеку через истинное познание мира и себя достичь освобождения. ПРАКРИТИ – в индийской философии означает прамате- рию, а в мифологии символизировало творческие силы при- роды, отождествляющиеся с вечным началом. 16 САНКХЬЯ – одна из шести ортодоксальных систем индий- ской философии. Основателем считают мудреца Капилу. Пракрити (праматерия) рождает пурушу (душу), не способ- ную ни к каким действиям. Жизнь – страдания. Освобожде- ние от круга перерождений происходит благодаря сознанию. Каждое живое существо состоит из трех частей: пуру- шу(душа), тонкого тела и грубого тела. Контакт пракрити с пурушей обуславливает начало эволюции индивида и все- ленной. Санкхья является дополнением к йоге. CAНСАPA («перерождение») – в индийской философии идея о беспрерывном перерождении всего живого, в том числе и человеческой души. Еѐ бесконечные переходы от одного тела к другому часто сравнивают с вечно катящимся колесом (колесо сансары). УПАНИШАДЫ – один из разделов вед, древнеиндийские философские комментарии к ведическим гимнам. Относятся к УП - Ш вв. до н.э. К ним причисляют 108 произведений. ЦИ – основное понятие китайской философии, первоначаль- но означающее воздух, дыхание, а затем – первоматерию, жизненную силу природы. Легкая и чистая часть ци подни- мается вверх и попадает на небо, а тяжелая и мутная – опус- кается и попадает на землю. Кроме того, существует пять первоэлементов: вода, огонь, дерево, металл и земля. 17 III. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ АКАДЕМИЯ – древнегреческая философская идеалистиче- ская школа, основанная Платоном (376 г. до н.э.) близ Афин, названная по имени мифического героя Академа. АКАДЕМИКИ – последователи Платона, ведущей темой которых были нравственно-этическая проблематика, а важ- нейшими предметами исследования оказывается человек, общество и государство. В человеке они видят бессмертную душу и смертное тело. Душа состоит из двух частей – низ- шей (чувствующей) и высшей (созерцающей вечный мир идей). Они - сторонники переселения души: в зависимости от добродетельности жизни после смерти тела душа вселяется в друге тело (человека или животного). АПАТИЯ (от греч. бесстрастие) – безучастие, состояние безразличия, которое в учении стоиков является высшим со- стоянием души, означающий отсутствие аффектов и стра- стей, идеальное состояние, к которому должен стремиться человек. Чувства, которые не мешают деятельности разума. Апатия возможна при постижении логоса — закона, который правит миром и предписывает каждому существу должный образ действия и поведения. Страсти есть неразумное дви- жение души, не позволяющее человеку правильно судить о добре и зле. Мудрец, пребывающий в бесстрастии, воплоща- ет собой идеал нравственности. АПЕЙРОН – понятие, введенное Анаксимандром для обо- значения бесформенного первовещества, из которого состоят все вещи. Бесконечное многообразие вещей и миров возник- ло путем выделения из апейрона противоположностей и их борьбы. Этот термин обозначает то, что первоначально не имеет границ во времени и пространстве и представляет со- бой бесконечную массу материи. Хотя апейрон является бескачественным но производит все качественно определен- ные тела. АПОРИИ (ЗЕНОНА) («безвыходное положение») – поня- тие, введѐнное в обиход Зеноном из Элеи, обозначающее в древнегреческой философии трудноразрешимую проблему, 18 которая возникает в результате наличия заложенного в поня- тии противоречия. Апории рассматривались как метод опро- вержения посредством сведения к абсурду. Они отражают несоответствие между данными опыта, говорящими о суще- ствовании движения, и результатами их теоретической ре- конструкции. Так, в апории «Стадий» бегун за конечное вре- мя должен преодолеть бесконечное число отрезков дистан- ции, а, следовательно, никогда не достигнет финиша (или никогда не стартует), что не соответствует обычным наблю- дениям. Апории не отрицают существование движения, а ставят проблему его отражения в мышлении. АТАРАКСИЯ (от греч. отсутствие волнений) – идеальное душевное состояние, равновесие и покой, высшая ценность жизни. В философии Демокрита под атараксией понималось как отсутствие страха смерти, жизненные переживания, бес- покойства и волнения. У Эпикура атараксия есть условие счастья, в котором пребывает мудрец, достигший внутренней свободы, понимаемой как независимость от всего внешнего. В скептицизме атараксия есть воздержание от суждения, от- сутствие мнений о добре и зле, истинном и ложном. АТОМИЗМ (от греч. неделимый) – учение Левкиппа – Де- мокрита (сторонников плюрализма, признающих множество начал мироздания) о строении материи из микрочастиц (ато- мов). Если Эмпедокл только провозгласил существование четырех корней вселенной: воды, огня, земли и воздуха, Анаксагор говорит о бесчисленном множестве мельчайших частиц, «семян» существующих вещей, то Левкипп и Демок- рит провозгласили наличие двух начал: атомов и пустоты. Движение атомов изначально связано с необходимостью, ко- торая и порождает существующий порядок в природе, а ра- зум – это способность человека преодолеть существующую в природе необходимость. ГЕДОНИЗМ («удовольствие») – этическое учение, считаю- щее наслаждение высшим благом, а стремление к наслажде- нию принципом поведения. Разработано Аристиппом (кире- наик). Его следует отличать от эвдемонизма, признающего основой нравственного поведения стремление к счастью. 19 ГИЛОЗОИЗМ – философское учение, считающее, что всей материи присуще свойство живого – чувствовать, ощущать. ИДЕЯ (от греч. образ, вид, род, форма) – умопостигаемое истинно сущее. Демокрит называл идеями атомы и понимал под ними неделимые умопостигаемые формы вещей. У Пла- тона идеи – это вечные образцы, по которым строится вся множественность вещей и которые имеют идеальную сущ- ность, постигаемую не чувствами, а разумом. У него идеи лишены вещественности, обладают своим собственным иде- альным существованием, независимым от конкретных ве- щей. Аристотель представляет идеи как формы мысли о су- щем, то есть отождествляет идеи с формой, которая выступа- ет активным началом вещей. КАЛОКАГАТИЯ (от греч. прекрасный и добрый) – термин, обозначающий идеал воспитания. Сократ называет еѐ совер- шенством телесного и духовного, что включало в себя спра- ведливость, разумность, мужество и другие добродетели. У Платона она выступала как гармония души и тела, приводя- щая человека к счастью. Аристотель рассматривает еѐ как цельность личности, величие души, достигаемое на основе подчинения влечений разуму и обеспечивающее расцвет внутренних человеческих сил. КАТАРСИС (от греч. очищение) – сущность эстетического переживания: эмоциональная разгрузка, мистическое очище- ние души от грязи телесности и чувственности. Пифагорей- цы приписывали катарсическое действие музыке, Гераклит говорил об очищении огнем, Платон под катарсисом пони- мал освобождение души от тела, Аристотель рассматривал его как очищение от страстей и полное освобождение от них. КИНИКИ – одна из сократических философских школ Древней Греции в IV в. до н. э. Основана Антисфеном. На- звание происходит от площади в Афинах, где она находи- лась. Наиболее известный ее представитель – Диоген из Си- нопа. Еѐ сторонники считали, что счастье зависит от силы воли человека, призывали учиться у природы жить (как жи- вотные), отвергали религию, мораль, право, культуру. Отри- 20 цали семью и государство. Проповедовали общность жен и детей. Отличались своим экстравагантным поведением. КИРЕНАИКИ – одна из сократических школ, основанная в IV в. до н.э. Аристиппом из Кирены, учеником Сократа. Еѐ сторонники считали природу непостижимой, а наслаждение – целью жизни ( счастье – это совокупность наслаждений). Богатство – не благо, а только средство для получения на- слаждения. Человек должен стремиться избегать зло и жить без боли и огорчений. КОСМОЛОГИЗМ – специфическая черта греческой фило- софии (особенно начального ее периода): стремление понять сущность природы, космоса и мира в целом. ЛОГОС (от греч. «слово», «понятие», «разум») – мировой закон, основа мира, его порядок и гармония. Термин введен Гераклитом, который понимал его как существующий миро- порядок, внутри которого «все течет, все изменяется», пере- текает друг в друга, подчиняясь закону единства и борьбы противоположностей. В идеалистической философии – это духовное первоначало, мировой разум, абсолютная идея. ЛИКЕЙ (или ЛИЦЕЙ) – пригород древних Афин с гимна- зией, посвященной Аполлону ликейскому, где преподавал Аристотель в последние годы своей жизни ЛИНИЯ ДЕМОКРИТА – материалистическое направление в древнегреческой философии. Основатель – Демокрит. ЛИНИЯ ПЛАТОНА – идеалистическое направление в фи- лософии Древней Греции. Основатель – Платон. МАЙЕВТИКА — метод философствования способствовав- ший рождению истины, применявшийся Сократом, который уподоблял его повивальному искусству. Это вопросно-от- ветный процесс, направленный на установление истинного смысла. Сократ ставил перед своим собеседником ряд логи- чески связанных вопросов и помогал находить правильные ответы, показывая абсурдность их альтернатив (абсурдность понималась не как противоречивость, а как фактическая ложность). Сократ полагал, что он не может учить людей мудрости, а должен только побуждать их самих находить ис- тину. 21 МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА – самая ранняя материалистиче- ская школа в древнегреческой философии, развивающаяся на побережье Ионийского моря ( в городах Милеете и Эфесе) и имеющая две философские школы – милетцев (Фалес, Анак- симандр, Анаксимен) и Гераклита Эфесского, которые объе- деняются в единый феномен. Аристотель называл их «физи- ками», то есть натурфилософами, ибо основное внимание они уделяли поиску природного первоначала («архэ»), ото- ждествляя его с какой-то первостихией: Фалес с водой, Анаксимен с воздухом, Гераклит с огнѐм, Анаксимандр с апейроном (беспредельным). НАТУРФИЛОСОФИЯ – в древнегреческом философии умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности и последователь-ности. Возникла в досократов- ский период и явилась по существу первой исторической формой философии. ПЕРИПАТЕТИКИ (букв. «совершаемый во время прогул- ки») – последователи Аристотеля по ликею, где обучение со- вершалось во время прогулки учителя с учениками. ПИФОГОРЕЙЦЫ – последователи учения Пифагора, жив- шего во II в. пол. VI в. до н.э., считавшего началом всего число. С развитием школы ее идеалистическая и мистическая направленность возрастала. ПЛАТОНИЗМ – идеалистическое учение Платона и на- правление позднеантичной философии (I в. до н.э.), основой которого было противопоставление реального чувственного мира надреальному миру идей. СИНКРЕТИЗМ (соединение) – нерасчлененность, присущая какому-либо явлению на начальном этапе. СКЕПТИЦИЗМ (от греч. исследующий) – философская концепция, подвергающая сомнению возможность познания объективной действительности, особенно – в надежности ис- тины. Возник в период кризиса античного общества. Скепти- ки либо сомневаются в возможности познания действитель- ности, либо, не сомневаясь в нем, останавливаются на его отрицательном результате. 22 СОФИСТЫ – условное название древнегреческих филосо- фов, выступавших в V в. до н.э. в роли профессиональных учителей мудрости и красноречия, сознательно применяю- щих в спорах или доказательствах неправильные доводы, так называемые «софизмы», т.е. всякого рода уловки, замаскиро- ванные внешне формальной правильностью. С ними полеми- зировали Платон, Аристотель, в произведениях которых со- хранились примеры софизмов. Так, софизм «Рогатый» пред- ставляет собой следующее: «То, что ты не потерял, ты име- ешь; ты не потерял рога; следовательно, ты их имеешь». По Аристотелю, софизмы могут проистекать из двусмысленно- сти встречающихся в них выражений или отсутствия необ- ходимой связи между их посылками и заключением. СТОИЦИЗМ – духовная позиция, основанная на идеях стоиков, а также философское направление, возникшее около III в. до н.э. Название произошло от греч. «стоэ» – портик, где учил своих учеников основатель стоицизма Зенон из Критона. Сторонники его считали пассивным началом мате- рию, а активным началом – бога. Все в мире подчинено строгой необходимости, т.е. судьбе и року. Главное для че- ловека – добродетельное поведение, а не наслаждения. Разум и душа человека до опыта – чистая доска. В теории познания – сенсуалисты (основа познания – чувственные восприятия). ЭЛЕАТЫ – представители древнегреческом философской школы, которая возникла в городе Элее (в Южной Италии). Выдвигали учение о неизменной сущности истинного бытия и иллюзорности всех видимых изменений и развития. Дово- ды элеатов против диалектики (особенно выдвинутые Зено- ном «апории» – доказательства противоречивости движения) сыграли положи-тельную роль в развитии античной диалек- тики: остро поставили проблем логического выражения диа- лектических противоречий. |