Тематический философский словарь. Тематический философский словарь ( PDFDrive ). Словарь
Скачать 0.83 Mb.
|
НРАВСТВЕННЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ – термин, введенный Федоровым для обозначения философского учения, ставящее дела людей выше их возвышенных мыслей. 53 ОБЩЕЕ ДЕЛО – философское учение Н. Федорова, подчи- ненное идее воскрешения предков, отцов, которая подразу- мевала воссоздание всех живущих поколений, их преобра- жение и возвращение к богу путем регуляции слепых сил природы средствами науки и техники и освоения космоса, что должно привести к образованию всеобщего образованию братства и родства. Эта цель и есть общее дело человечества. ПОЧВЕННИЧЕСТВО – течение русской общественной мысли 60-х годов XIX в. Его главными представителями бы- ли: А.П. Григорьев, братья Михаил и Федор Достоевские, Н.Н. Страхов. Главная идея – утверждения о том, что Россия имеет особую «национальную почву», которая является ос- новой еѐ общественно-политического и духовного развития: идеалы и ценности православия, духовную миссию русского народа. ПСИХОКРАТИЯ – в философии Н. Федорова форма обще- ственного устройства, где народ будет объединен братскими нравственными отношениями на основе добровольности, что приведет к появлению способности самооткровения и про- никновения «во внутреннюю глубину другого». Идея психо- кратии – одна из форм социальной утопии. РУССКАЯ ИДЕЯ – идея особой судьбы и предназначения России, которая разрабатывалась отечественной философией и культурой XIX – начала XX вв. (П.Я. Чаадаев, Ф.М. Досто- евский, В. Соловьѐв, Н.А. Бердяев). Доминирующий мотив русской идеи – признание еѐ миссии заключающейся в объе- динении всех народов мира в единое, нерасчлененное целое, вера в то, что России суждено стать во главе движения к об- щечеловеческой цивилизации на основе христианства, пре- одолевшего свой внутренний раскол на католичество и пра- вославие. СЛАВЯНОФИЛЬСТВО – идейное движение русской об- щественной философской мысли 40-50-х годов XIX в., вы- двинувшие идею особой мессианской роли России в мире, выступило как антипод западничеству. Теоретики славяно- фильства (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков) разрабатывали его религиозно-философскую основу в духе 54 идей византийской патристики, обосновывая самобытный путь развития России, основанный на православии и патри- архальной общине. СОБОРНОСТЬ (ЦЕЛЬНОСТЬ) – одно из учений русских славянофилов (термин предложен А.С. Хомяковым), соглас- но которому она является выражением сущности человече- ского бытия и сознания как сверхличных качеств, возникших и развившихся на базе духовного единения людей, общности их идеалов и ценностей. СОФИЯ (мудрость) – образ вечной женственности (цен- тральный образ в философии В. Соловьѐва, П. Флоренского и С. Булгакова) и творческой божественной мудрости, в ко- торой заключены все мировые идеи и которая носит в своем сердце все природу и одновременно является вечной идеей самого человечества. Она олицетворяет женственное (плодо- родное) в Боге и является символом тайны мира. София – не- кая надмировая «память», связанная с душой мира как инте- гральным интеллектом человечества. Она – источник боже- ственной энергии. ТЕОСОФИЯ – название эзотерического учения, которое по- лучила система взглядов Е.П. Блаватской, представляющая собой синтез западных и восточных религиозно- философских идей. В основе ее лежит идея божественного абсолюта, включая учение о переселении души (множество воплощений духовной монады для постепенного ее совер- шенствования на пути к гармоническому слиянию с Богом). ЭРОТИЧЕСКОЕ ВОСХОЖДЕНИЕ (или вечная женствен- ность) – философское учение В. Соловьева, представленное в статье «Смысл любви» (1892г.) обосновывающее идею, что половая любовь способна восстановить целостность челове- ка и мира и ввести его в бессмертие. По Соловьеву, – это спасение человеческой индивидуальности, когда отдается в жертву его эгоизм как нравственное саморазрушение челове- ка. Эротический подъем – это реальное преодоление между человеком и Богом. ЭСХАТОЛОГИЧЕСКОЕ ХРИСТИАНСТВО – одно из ос- новных положений учения Н. Бердяева. Эсхатология – это 55 учение о конечных судьбах мира и человека: о страшном су- де и воскрешении мертвых, о божьем царстве на земле. Эс- хатологическое христианство – это цикл человеческого су- ществования в учении Бердяева, согласно которому в лоне истории разворачивается диалектика отношений между сво- бодой в боге и свободой в человеке, а синтезом становления формирования богочеловечества, которое является концом истории и наступление вечного царства духа, свободы и бес- смертия. Эсхатологическое христианство – это истинная ре- лигиозная собранность, т.е. добровольная общность людей, в которой личностно-индивидуальные качества их сохраняют, а отношения - опосредуются богом. Смысл истории – это пе- реход в иной мир, находящийся за пределами истории и вре- мени, причем существующий не в будущем, а просто в дру- гом плане, поэтому в каждую секунду мы можем соприкос- нуться с ним в акте творчества. 56 X. СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ АРХЕТИП – основной термин теории К. Юнга, означающий кодирование в структуре головного мозга человека некой «дремлющей мыслеформы», которая составляет основу об- щечеловеческой символики, то есть врождѐнная психическая структура, находящаяся в «коллективном бессознательном». БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ – учение З. Фрейда, которое рас- сматривает глубинный фундамент человеческой психики, определяющий всю сознательную жизнь и судьбу человека, являющуюся основной интуиции при решении задач, и всех актов человеческой деятельности. ВЕРИФИКАЦИЯ – основной принцип познания в позити- визме, когда истинность научных утверждений устанавлива- ется в результате их опытной проверки путѐм сопоставления с чувственными данными. Процедура верификации – уста- новление истинности или ложности научного утверждения путѐм эмпирической проверки. Суть еѐ состоит в том, что нужно сравнить предложение с фактами и указать конкрет- ные эмпирические условия, при которых оно будет истин- ным или ложным. ВОЛЮНТАРИЗМ – направление, признающее волю чело- века первоосновой всего существующего. Главный его пред- водитель – Шопенгауэр, а продолжатели – Штирнер и Ниц- ше. Волюнтаризм считает, что человек абсолютно свободен в своих действиях, так он духовное, а не природное существо и не подчиняется объективным законам природы. ГЕРМЕНЕВТИКА (от греч. истолковывающий, разъяс- няющий) – искусство и теория истолкования текстов, мето- дология гуманитарных наук и философское учение, согласно которому понимание является целью и средством человече- ского бытия. Термин появился в древнегреческой мифологии (Гермес – один из олимпийских богов – посредник между богами и людьми, призванный истолковывать людям пове- дение богов, а для богов – делать понятными просьбы лю- дей). В средние века использовалась как метод в протестант- ской теологии в толковании библейских текстов и поиска их 57 скрытого смысла. В эпоху Возрождения понималась как ис- кусство перевода литературных источников античности на язык живой современной культуры. Основоположником фи- лософской герменевтики является Ф. Шлейермахер, который называл еѐ «искусством понимания» и утверждал, что с по- мощью психологического «вживания» содержания текста можно проникнуть во внутренний мир его автора и на этой основе реконструировать описываемое событие, понять его более глубоко, чем его осознавали сами участники. ИНТУИТИВИЗМ – идеалистическое течение, в котором ра- циональному познанию противопоставляется непосредст- венное постижение действительности, основанное на интуи- ции, понимаемой как особой способности сознания, несво- димой к чувственному опыту и логическому мышлению. ИРРАЦИОНАЛИЗМ – тип философского мировоззрения, согласно которому не разум играет существенную роль в по- знании и поведении человека, а чувства, воля и интуиция. КОНВЕНЦИОНАЛИЗМ – один из основных принципов неопозитивизма, заключается в том, что основные принципы, аксиомы науки не отражают объективные связи действи- тельности, а представляют соглашения (конвенции), прини- маемые учѐными не в силу их истинности, а для удобства объяснения связей и отношений. КРИТИЧЕСКИЙ РАЦИОНАЛИЗМ – одно из ведущих на- правлений современной философии, разработанное К. Поп- пером. В основу исследования развития научного знания по- ложен принцип фальсификации (принципиальной опровер- жимости), суть которого заключается в том, что научное по- ложение лишь постольку может считаться истинным, по- скольку оно ещѐ не опровергнуто. Отсюда прогресс науки обусловлен тем, что эти положения опровергаются и заме- няются новыми. ЛИБИДО («страсть») – одно из основных понятий психо- анализа, обозначающее бессознательное чувственное вожде- ление, половое влечение, т.е. силу сексуального возбужде- ния, психическую энергию, инстинкт любви. 58 МАХИЗМ – второй этап развития позитивизма, основанный на философских воззрениях Маха и его последователя Аве- нариуса. Основу махизма составляет концепция «экономии мышления» как идеал «чисто описательной» науки. НЕОМАРКСИЗМ – условное обозначение совокупности философских учений, в которых используются принципы и идеи марксизма, модифицированные в соответствии с требо- ваниями современности. НЕОПОЗИТИВИЗМ – обобщенное название современных философских учений, развивающих идеи позитивизма и счи- тающих единственно научным типом знания лишь то, кото- рое соответствует требованиям опыта и логики (логический эмпиризм, лингвистическая философия). НЕОТОМИЗМ – философское учение современного като- лицизма, в котором модифицированы идеи средневекового схоласта Фомы (Томмазо) Аквинского. Его представители: Маритен, Лоц, Грабман и др. НЕОФРЕЙДИЗМ – обобщенное название группы учений, в которых использованы модифицированные идеи и положе- ния психоанализа Фрейда. Его представители: Хорни, Мар- кузе, Фромм. ПЕРСОНАЛИЗМ – религиозно-философское учение, со- гласно которому предметом исследования должна бать лич- ность (персона) как духовная сущность и первоэлемент бы- тия. ПОГРАНИЧНАЯ СИТУАЦИЯ – понятие, обозначающее время и место постижения человеком экзистенции, основ собственного существования (например, за несколько минут до кончины или в состоянии глубокого психо- эмоционального стресса и т.п.). ПОЗИТИВИЗМ (лат. positivus – положительный) – филосо- фия конкретно-научного знания, отрицающая познаватель- ную и практическую ценность традиционной философской тематики, особенно проблем онтологии. Позитивизм прошел в своем развитии следующие этапы: классический (30-90 гг. XIX в.; О. Конт, Д.С. Милль, Г. Спенсер), махизм или эмпи- риокритицизм (70-е гг.XIX в. – нач. XX в.; Э. Мах, Р. Авена- 59 риус, А. Пуанкаре), неопозитивизм (20-е гг. XX в.; М. Шлик, Р. Карнап, Л. Витгенштейн), постпозитивизм или критиче- ский рационализм (50-60-е гг. XX в. К. Поппер), философия науки (60-70-е гг. XX в. Т. Кун, П. Фейерабенд, И. Лакатос) (атомизм, логический эмпиризм, логическая, аналитическая философия). Методологические основы позитивизма: 1) ре- шительный разрыв с философией (наука не нуждается в ней); 2) провозглашение нейтральности своего учения (отрицание как идеализма, так и материализма); 3) наука не должна объ- яснять явления, она должна их описывать; 4) наука должна стремиться к знанию полезному, выгодному и удобному для применения (истина – это польза). ПОСТКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ – философские концепции конца XIX – нач. XX века, характеризующиеся отходом от классического рационалистического типа фило- софствования, и обращением глубокой разработки проблем человека, анализу его чувств, настроений и переживаний. Эти концепции стали интеллектуальной предтечей филосо- фии конца XX века, иногда называемой «постмодерном». ПРАГМАТИЗМ (от греч. действие, практика) – философ- ская концепция, разработанная в США в конце XIX – нач. XX вв., согласно которой философия должна помогать чело- веку решать жизненные проблемы. Представители: Ч. Пирс, У. Джеймс, Дж. Дьюи. Поскольку жизнь человека име-ет практический характер, то любую проблему следует решать применительно к его нуждам. Истинны те идеи, которые удобны и помогают человеку в достижении цели. ПСИХОАНАЛИЗ – концепция учѐного-психиатра З. Фрей- да, состоящая из трѐх частей: теория бессознательного, тео- рия сновидений и теория детской сексуальности, где впервые психика человека рассматривается как соотношение созна- тельных и бессознательных процессов. СТРУКТУРАЛИЗМ (20–50-е гг. XX в.) – философское на- правление, (Ф. де Соссюр, Леви-Стросс, Фуко), возникшее в связи с переходом ряда гуманитарных наук от описательно- эмпирического к абстрактно-теоретическому уровню иссле- дования, использующее методы естественно-научного зна- 60 ния (структурного метода, моделирования, элементов фор- мализации и математизации) согласно которому имеет при- оритет в исследовании объекта, являясь ключом к разгадке природы культуры. СУБЛИМАЦИЯ – в философии Фрейда переключение энергии с сознательно неприемлемых целей на социально приемлемые, т.е. энергия инстинктов преобразуется в соци- ально приемлемую. СЦИЕНТИЗМ И АНТИСЦИЕНТИЗМ (от лат. наука) – мировоззренческая позиция, рассматривающая науку как высшую ступень развития человеческого разума. Сторонни- ков сциентизма отличает вера в способность науки разре- шить все социальные проблемы. Сциентизм преувеличивает значение науки, абсолютизирует возможности научного зна- ния. Отождествляя науку с естественно-математическим и техническим знанием, сциентизм принижает или вовсе от- вергает социальные (гуманитарные) науки, как якобы не имеющие познавательного значения. Антисциентизм – мировоззренческая позиция, сторонники которой подвергают резкой критике науку и технику, которые, по их мнению, не в состоянии обеспечить социальный прогресс. Исходя из действительно имеющих место негативных последствий НТР, в своих крайних формах антисциентизм вообще отвер- гает науку и технику, считая их силами, враждебными и чу- ждыми подлинной сущности человека. Методологическая основа антисциентизм – абсолютизация отрицательных ре- зультатов развития науки и техники (обострение эко- логической ситуации, военная опасность и др.). УТИЛИТАРИЗМ (от «польза, выгода») – тип философского мировоззрения, согласно которому полезность является це- лью и средством человеческого бытия, а ценность поступка связывается с его полезностью (такой поступок считается нравственным). Основателем его был Бентам. ФЕМИНИЗМ – философский принцип, согласно которому правда о свободе женщин должна быть равными с правами мужчин, так как право является высшей ценностью. 61 ФЕНОМЕНОЛОГИЯ (от греч. учение о феноменах) – фи- лософская концепция Гуссерля, согласно которой предметом изучения должны быть акты сознания самого по себе, позна- ваемые при помощи особого метода (интуитивного усмотре- ния идеальных сущностей, обладающих непосредственной достоверностью). Задача феноменологии – раскрытие сущ- ности предмета, явления. ФИДЕИЗМ (от «вера») – учение, утверждающее примат ве- ры над разумом и стремящееся подчинить науку религии, использовать философию и научные знания для защиты ре- лигиозных догм. ФИЗИКАЛИЗМ – один из принципов позитивизма, разра- ботанный Р. Карнапом, который язык физики рассматривал как универсальный язык науки вообще. ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ – иррационалистическое философ- ское течение конца XIX – начала ХХ вв., выдвинувшее в ка- честве исходного понятия жизни как некую интуитивно по- стигаемую реальность, не тождественную ни духу, ни мате- рии. Представители: Шопенгауэр, Ницше, Бергсон. Возникла как оппозиция классическому рационализму. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ – одно из направлений современ- ной западной философии, занятое поисками новой методоло- гии науки, и наиболее ярко разработанное Т. Куном в его концепциях «парадигмы» и «научного сообщества», И. Ло- катосом в его концепции «методология исследовательских программ» и П. Фейерабентом в его теории «эпистемологи- ческого анархизма». ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ – иррационалистическое направле- ние, возникшее после первой мировой войны (Хайдеггер, Ясперс, Сартр, Камю), в основе которого находится пробле- ма уникальности человеческого существования, проявляю- щегося в способности человека испытывать острейшие эмо- циональные переживания. Проявления сущеествования оп- ределяются через смерть, в пограничных ситуациях, где че- ловек обретает свободу. ЭКЗИСТЕНЦИЯ (от лат. существование) – понятие, обо- значающее способ существования личности, посредством 62 которого человек обретает неповторимую уникальность и индивидуальность, проявляющуюся в специфических эмо- циональных состояниях и переживаниях. ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ – второй этап развития позити- визма (Мах, Авенариус), в основе которого лежит критика опыта, необходимость очищения научного опыта от умозри- тельных понятий, а основным законом познания является «экономия мышления» (достижений максимума знаний при минимуме затрат). 63 XI. ПРОБЛЕМА БЫТИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ АБСОЛЮТ (от лат. безусловный, неограниченный) – все- общая основа мира, завершенное совершенство в идеалисти- ческой философии. Он мыслится как творческое первоначало всего сущего. Его обычно уравнивают с Богом, абсолютным духом, абсолютной идеей. Материалисты тоже употребляют это понятие, но для обозначения материи, описывая матери- альное начало либо как самодостаточную сущность, либо как вечно обновляющуюся основу мировоззрения. Вопрос о свя- зи человека и абсолюта имеет три аспекта. Существует ли абсолют? Как его познать? Как мы должны при этом себя вести? АБСОЛЮТНЫЙ – независимый, свободный от всех отно- шений, самостоятельный, совершенный. БЕСКОНЕЧНОСТЬ – понятие, отражающее безгранич- ность, беспредельность. У Гегеля есть понятие «дурной» или «отрицательной» бесконечности в смысле постоянной смены одних конечных вещей другими, беспрерывного их пространственно-временного изменения. По Гегелю истин- ная бесконечность состоит в том, что в своѐм другом оно приходит к самому себе, то есть бесконечность вечно выхо- дит и одновременно не выходит за свои пределы. В диалек- тическом материализме эта категория отражает неограни- ченное многообразие отражаемого мира в пространстве и во времени, без конца развѐртывающийся во времени и про- странстве процесс. Бесконечное и конечное образуют проти- воречивое единство. Если бесконечное означает отсутствие начала и конца во времени и пространстве, то конечное от- ражает ограниченность во времени и пространстве любого конкретного объекта, преходящий характер его существова- ния. Бесконечное проявляется, существует в конечном, а ко- нечное есть форма существования бесконечного, его прояв- ления в реальном мире. Познавая конечные аспекты и выяв- ляя их взаимосвязи, мы стремимся вывести всеобщие законы |