Тематический философский словарь. Тематический философский словарь ( PDFDrive ). Словарь
Скачать 0.83 Mb.
|
ЭМАНАЦИЯ (истечение из единого) – философское поня- тие, означающее переход абсолюта в свои творения: мир есть эманация божества, ибо все низшее вытекает из высшего. 33 V. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ ГИЛОЗОИЗМ – философское учение об универсальной одушевленности материи: жизнь и чувствительность прису- щи всем вещам в природе, всем формам материи. ГУМАНИЗМ – принцип мироздания, в основе которого ле- жит убеждение в безграничной возможности человека и его способности к совершенству, требование защиты достоин- ства личности, ее свободы, идея о праве человека на счастье и в том, что удовлетворение его потребностей и интересов должно быть конечной целью общества. МАКИАВЕЛЛИЗМ – философское учение, в основе кото- рого лежат воззрения итальянского мыслителя и политика Николло Макиавелли, согласно которому государство при- знается высшим проявлением человеческого духа, а служе- ние ему - целью и смыслом человеческого существования. Причем все средства для достижения политических целей дозволены, а государь для их достижения может не считаться с требованиями морали, если его действия наполняются за- ботой о процветании и могуществе государства. Отсюда ма- киавеллизмом стали называть действия государственного лица, пренебрегающего нормами морали при достижении политических целей. МЕХАНИЦИЗМ – мировоззрение, объясняющее развитие природы в общества законами механической формы движе- ния материи. НАТУРФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ – философское учение о природе как целостной организации, основанное на пантеизме, динамизме и гилозоизме, а также на тождестве микро- и макрокосмоса. ОПТИМИЗМ – восприятие жизни, которое характеризуется надеждой на лучшее, благоприятный исход, в противопо- ложность пессимизму как неверию в будущее. ПАНПСИХИЗМ – учение о всеобщей одушевленности, со- гласно которому все вещи одушевлены, обладают жизнью и психикой. 34 ПАНТЕИЗМ - философское учение, отождествляющее бога и мир, растворение бога в природе, натуралистические тен- денции которого с большей силой проявились в эпоху Воз- рождения. РЕФОРМАЦИЯ – широкое антифеодальное и антикатоли- ческое движение в Европе в первой половине ХVI в., поло- жившее начало протестантизму, которое ставило внутрен- нюю личную веру выше внешних проявлений религиозности с целью подчинения церкви власти государства. УТОПИЯ (страна, которой нет) – течение эпохи Возрожде- ния о коренном преобразовании общества и его описание в виде идеального государства. Введен T. Мором после опуб- ликования его книги «Утопия» как прообраз лучшего обще- ственного строя, а также как нереальные планы социальных преобразований. 35 VI. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ АТРИБУТ (от лат. наделять) – существенное и неотъемле- мое свойство объекта, без которого он не может ни сущест- вовать, ни мыслиться. Декарт и Спиноза рассматривал его как основное свойство субстанции: атрибутом телесной суб- станции является протяжѐнность, а атрибутом духовной суб- станции – мышление. Философы материалисты XVIII века важнейшими атрибутами материи считали протяжѐнность и движение. Атрибутами материи в диалектико- материалистической философии признаются движение, про- странство, время, а также системность и отражение. ВНУТРЕННИЙ И ВНЕШНИЙ ОПЫТ – одна из основных концепций гносеологического учения Дж. Локка, согласно которой все человеческие знания проистекают из опыта внешнего (ощущений) и внутреннего (рефлексии, то есть са- монаблюдения, самопознания внутреннего духовного ми- ра). ВРОЖДЕННЫЕ ИДЕИ – гносеологическое учение идеали- стического рационализма, признающее наличие знания, ко- торые имеют врождѐнное происхождение, изначально не за- висящее от опыта. Родоначальником его был Платон. По мнению одних философов, врожденные идеи даны от бога (Декарт), другие считали их склонностями или задатками ума, развитию которых способствует чувственный опыт (Лейбниц). Рационалистические теории признавали интел- лектуальную интуицию (непосредственное знание): некото- рые положения не изначально присущи нашему уму, а по- стигаются в умственном акте. Но, несмотря на различие ука- занных подходов, в них признается существование такого содержания знания, которое не зависит от опыта и предше- ствует ему. ДЕДУКЦИЯ (выведение) – путь мышления, который вдет от общего положения – к частному, от общего – к особенному. ДЕИЗМ – учение, которое признает существование бога в качестве безличной первопричины мира, причем мир, будучи 36 сотворен, предоставлен действию собственных законов. Де- изм возник в Англии и выступал в виде естественной рели- гии или религии разума, сыграв положительную роль в раз- витии свободомыслия ХVII-ХVIII вв. ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО (право природное) – учение об идеальном, не зависимом от государства праве, вытекающем будто бы из разума и природы человека. Наибольшее рас- пространение получило в ХVII-ХVIII вв. в Западной Европе. Его сторонники: Спиноза, Локк, Руссо, Монтескье, Гольбах. Согласно их учению, в сознании всех людях действует один и тот же мировой разум, поэтому естественное право для всех одинаково, независимо от времени и места и неизменно. ИНДУКЦИЯ (наведение) – движение знания от отдельного – ко всеобщему, от особенного – к закономерному. Противо- положностью индукции является дедукция. Индукция как способ исследования обосновывается и развивается Бэконом. КАРТЕЗИАНСТВО – направление в философии и естество- знании XVII–XVIII вв., в основе которого лежит учение Де- карта. Исходным пунктом его является последовательный дуализм тела и души и рационалистический математический метод в познании. Теория врожденных идей является исход- ным моментом картезианской гносеологии. МЕХАНИЦИЗМ – мировоззрение, объясняющее развитие природы и общества законами механической формы движе- ния материи, которые рассматриваются как универсальные и распространяющиеся на все виды материального движения. МОДУС (от лат. мера, способ) – свойство предмета, прису- щее ему лишь в некоторых состояниях, в отличие от атрибу- та, как неотъемлемого свойства предмета. В философии Спинозы обозначает единичный предмет, существование ко- торого имеет внешнюю причину, чем отличается от субстан- ции. В модусах выражается бесконечная множественность вещей и их преходящие качества, в которых находит свое проявление единая, вечная и бесконечная материальная суб- станция. МОНАДА (от греч. единица, единое) – субстанциональная единица бытия. В античности встречается у пифогорейцев, в 37 эпоху Возрождения – у Николая Кузанского и Дж. Бруно. Монада – центральное понятие в философии Лейбница («Монадология»), где рассматривается как неделимая духов- ная единица бытия и антипод материального атома. Монад бесчисленное множество, но каждая из них образует собст- венный духовный мир. Бог есть первомонада, а все другие монады – еѐ излучения. Монады делятся на: простые мона- ды, монады-духи и монады-души. ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР – идеалистическое учение о возникновении государстве и права в результате созна- тельно заключенного между людьми договора. Значитель- ным влиянием пользовалась теория общественного договора, выдвинутая Руссо, Согласно этой теории, люди сознательно ограничили свою свободу и заключили договор, где они обя- зались гарантировать при помощи всеобщей воли неотъем- лемое право на личную жизнь и собственность. Но в то же время граждане вправе расторгнуть этот договор в случае злоупотребления властью. Так возникло правовое государст- во: в результате договора, а не насилия. Развернутую форму теория получила в ХVII – ХVIII вв. в учениях Гоббса, Гас- сенди, Спинозы, Локка, Тассо и др. ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ КАЧЕСТВА – одна из гносеологических концепций Локка, выражающая особен- ность его дуализма. Под первичными качествами понимают- ся объективные свойства материальных тел: движение, про- тяжѐнность, величина, непроницаемость, плотность, сцепле- ние частиц, фигура, объем и др. Вторичные качества – это субъективные ощущения, не содержащиеся в самих вещах (цвет, вкус, запах и др.). Из локковского дуализма первичных и вторичных качеств сформировалось два противоположных направления: материалистический и идеалистический сен- суализм. ПРЕДУСТАНОВЛЕННАЯ ГАРМОНИЯ – понятие, вве- денное в философию Лейбницем с целью обоснования уче- ния о взаимоотношении монад: их взаимодействия есть ре- зультат гармонии, предустановленной богом. Предустанов- ленная гармония превращает каждую монаду в «живое зер- 38 кало» Вселенной. Благодаря этой божественной гармонии существует мировой порядок, происходит развитие всех ве- щей по единому плану. ПРОСВЕЩЕНИЕ – раннебуржуазная, антифеодальная идеология, отвергающая феодально-крепостнический строй, как противоречащий разуму и природе человека. Просвеще- ние допускало только мирные средства в борьбе за передо- вые цели и идеалы общества и основной упор отдавало про- паганде научных знаний и вере в безграничные возможности человеческого разума, а недостатки жизни объясняли неве- жеством. Поэтому обосновывали необходимость просвеще- ния и воспитания, рассматривая их как первопричину соци- ального прогресса. Родина Просвещения – Франция XVIII века. Основные представители: Локк, Вольтер, Руссо, Мон- тескье, Гольбах, Гельвеций и др. РАЗУМНЫЙ ЭГОИЗМ – этическая концепция, выдвинутая просветителями ХVII–VIII в. в основе которой лежит прин- цип о том, что правильно понятый интерес должен совпадать с общественным. Хотя человек по природе эгоист и действу- ет только из собственного интереса, из прирожденных ему стремлений к наслаждению, счастью, славе и т.п., но он дол- жен повиноваться требованиям морали, общественным инте- ресам, прежде всего, потому, что это в конечном итоге будет выгодно ему. Отсюда, будучи разумным эгоистом, человек в своих действиях поступает морально – не лицемерит и не обманывает других людей, удовлетворяя свой интерес. Эту теорию развивали Гельвеций, Гольбах, Дидро, Фейербах. РАЦИОНАЛИЗМ (от лат. разум) – направление в теории познания, признающее разум основой познания и поведения людей. Противоположностью рационализма является ирра- ционализм, ограничивающий, или даже отрицающий воз- можности разума. В более узком смысле рационализм проти- воположен сенсуализму (эмпиризму), где ведущую роль в процессе познания отводится чувствам. Родоначальником рационализма является Декарт, который утверждал, что ос- новные разумные идеи заложены в душе человека Богом, на чем роль последнего ограничивалась. Он обосновал всесилие 39 разума, считая, что критерий истины – в разуме. Человек ус- матривает разумные идеи внутренним зрением (интуицией) в силу их отчетливости и ясности. Спиноза также считал, что знания, полученные из опыта являются недостоверными, случайными, смутными, тогда как разум дает знания досто- верные. Крайнее выражение принципа рационализма нахо- дим у Лейбница, который считал, что соответствие знаний внешнему миру гарантировано извечной предустановленной гармонией, которую установил бог, чем, однако, ограничи- ваете его исходная роль. СЕНСУАЛИЗМ (от лат. чувства, восприятия, ощущения) – направление в теории познания, отводящее главную роль достижения знания чувственному познанию. Сенсуализм стремится вывести все содержание познания из деятельности органов чувств, а также свести все содержание сознания к их показаниям как первоначальным элементам. В Новое время Локк заложил основу сенсуализма своим известным положе- нием: нет ничего в интеллекте, чего ранее не было бы в чув- стве. В истории философии он разрабатывается как на мате- риалистической основе (Бэкон, Гоббс, французские материа- листы), так и на субъективно-идеалистической основе (Юм, Беркли). СОЛИПСИЗМ (от лат. один, единственный и сам) – фило- софское направление, согласно которому единственно суще- ствующим является субъективное Я и содержание моего соз- нания, единственной реальностью является исключительно наша собственная душевная жизнь, а все остальное – лишь видения, подобные снам. В последовательном виде встреча- ется крайне редко. Умеренный солипсизм встречается в ра- ботах Беркли и Фихте (хотя у Беркли субъективным Я явля- ется Бог, а у Фихте – самосознание сего человечества). Поз- же тенденция к солипсизму появляется в философии махизма и в разных формах субъективизма, которые утверждают, что есть только человек и его сознание, а мир, в том числе и лю- ди, существуют лишь в сознании индивида. В этическом плане солипсизм проявляется как крайний эгоизм и эгоцен- тризм. 40 СУБЪЕКТИВИЗМ – мировоззренческая позиция, игнори- рующая объективные законы природы и общества, един из гносеологических источников идеализма. Понятие ввел Де- карт как обозначение поворота к субъекту, то есть взгляд на сознание как на первичное данное, в то время как все другое является формой, содержанием или результатом творчества сознания. Идеализм Беркли является самой крайней формой субъективизма. В крайних случаях он приводит к солипсиз- му, в этике – к эгоизму, в политике – к волюнтаризму. ЭМПИРИЗМ (от греч. опыт) – направление в гносеологии, представители которого считают чувственный опыт единст- венным источником познания. В качестве целостной гносео- логической концепции сформировался в XVII-XVIII вв. Сильная его сторона – детальный анализ чувственный зна- ний. Абсолютизация опыта приводит к фактическому отказу от мышления. В истории философии выступал как идеали- стический (Юм, Беркли, Мах, Авенариус, современный ло- гический эмпиризм), признававший единственной реально- стью субъективный опыт (ощущения, представления) и как материалистический эмпиризм (Ф. Бэкон, Гоббс, Локк, Кон- дильяк), считавший, что источником чувственного опыта яв- ляется объективно существующий мир. ЭНЦИКЛОПЕДИСТЫ – основатели и авторы французской «Энциклопедии или Толкового словаря наук, искусств и ре- месел» (1751-1780), которая дала систематический свод дос- тижениям своего времени. До 1722 г. во главе «Энциклопе- дии» стоял Дидро, а ее редактором был Д. Аламбер. В числе энциклопедистов были Монтескье, Руссо, Вольтер, Гельве- ций, Гольбах и другие мыслители, которые выступали за не- вмешательство церкви в дела науки, объявляли себя сторон- никами общественного прогресса, критиковали деспотизм, высказывались за освобождение человека от сословного гне- та. 41 VII. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ АБСОЛЮТНЫЙ ДУХ – в философии Гегеля мировой ра- зумов основе всех явлениях природы лежит абсолютное и духовное начало – абсолютная идея, мировой разум или ми- ровой дух. Это начало активно и деятельно, причем деятель- ность его состоит в мышлении, а точнее, в самопознании. В своем развитии абсолютная идея проходит три этапа: ее раз- витие в собственном лоне (в стихии чистого мышления), в развитии в форме инобытия и развитие в истории (филосо- фия духа). Абсолютный дух в философской системе Гегеля – это заключительная, третье звено развития духа, реализую- щее самосознание абсолютной идеи. Пройдя этапы объек- тивного духа и объективного духа, абсолютная идея возвра- щается к самой себе и постигает свое содержание в искусст- ве, религии и философии. АБСОЛЮТНАЯ ИДЕЯ – основная категория философии Гегеля, обозначающая универсум, то есть смысл «творца всех вещей». АНТИНОМИЯ (от греч. против разума) – столкновение двух противоположных высказываний (тезиса и антитезиса) равнодоказуемых. У Канта антиномичность (внутренняя противоречивость) разума – главный аргумент в пользу тео- ретического агностицизма, утверждающего неспособность разума проникнуть в сущность вещей. В философии Гегеля понятие антиномии преобразовано в противоречие. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП – философская концепция, представители которой основной категорией счи- тают понятие «человек». Ввел ее Фейербах. АПРИОРИ («изначально») – философская категория, озна- чающая знание, предшествующее опыту, полученное до и независимо от опыта, изначально присущее сознанию. Апри- орными называются взгляды, правильность которых не мо- жет быт доказана или опровергнута опытом. «ВЕЩЬ В СЕБЕ» И «ВЕЩЬ ДЛЯ НАС» – основные тер- мины философской системы Канта, по мнению которого лю- бая вещь имеет две стороны – «вещь в себе» и «вещь для 42 нас». Первая означает существование вещи такой, как она есть сама по себе, вне восприятия и познания. Вещь в себе по Канту, — трансцендентная, вневременная и внепространст- венная сущность, недоступная познанию. Все усилия разума познать Вещь в себе порождают неразрешимые противоре- чия. В нравственном сознании Вещь в себе выступают как постулаты практического разума — идеи высших «Вещь для нас» – это явление, т.е. знание о вещи, постигаемое в опыте. КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ (от «повелитель- ный») – центральное понятие этики Канта, выражающее со- держание нравственного закона в форме безусловного и ап- риорного повеления практического разума. Категорический императив имеет две формулировки: 1) «Поступай так, что- бы сила твоей воли всегда могла быть вместе с тем и прин- ципом всеобщего законодательства»; 2) «Действуй так, что- бы ты никогда не относился к человечеству, как в твоем ли- це, так и в лице всякого другого, непременно употреблялось как цель и никогда как средство». Следование нравственно- му закону является долгом человека, а стремление осущест- вить этот долг связано с его доброй волей и контролируется его волей. Кант утверждает, что каждая личность – абсолют- ная ценность и еѐ нельзя использовать как средство для дос- тижения своих целей. Поэтому суть нравственного долга за- ключается в следующем: стремиться к собственному совер- шенству и способствовать счастью другого. ОТРИЦАНИЕ – одна из основных философских категорий, рассматриваемая в диалектике как необходимый момент раз- вития, условие качественного изменения вещей в немецкой классической философии. Гегель впервые сформулировал закон отрицания отрицания, который выражает преемствен- ность, спиралевидное развития, связь нового со старым, сво- его рода повторяемость на высшей степени развития некото- рых свойств ряда низших стадий, обосновывает прогрессив- ный характер развития. Отрицание отрицания происходит путем «снятия». |