Тематический философский словарь. Тематический философский словарь ( PDFDrive ). Словарь
Скачать 0.83 Mb.
|
ТЕЛО – это материальная основа человеческой природы, биофизическая реальность, которая связана с природой, под- чиняясь еѐ законам, это исходное жизненное пространство человека, Познание этого пространства определяет познание и овладение внешним миром и диалогичность со всеми дру- гими жизненными пространствами человека. Человек – не только телесное, но и мыслящее существо, поэтому столь важно ему осмыслить своѐ родство с живой природой и по- чувствовать себя еѐ неотъемлемой частью и понять, каким 131 образом человек воспринимает свою телесность, своѐ поло- жение и положение других людей, телесных объектов не- живой и живой природы, влияет ли процесс осмысления те- лесности на формирование самосознания и личностных черт. Специфическими особенностями тела как физической реаль- ности являются: во-первых, еѐ пространственная ограничен- ность; во-вторых, циклическое развѐртывание биологической программы еѐ существования в физическом времени (скла- дывается из этапов зачатия, эмбриогенеза, рождения, физи- ческого и психического созревания, старения и естественно- го умирания) и, в-третьих, полная зависимость от требований естественной необходимости. Но физическая ограниченность тела человека не совпадает с ощущением и пониманием сво- его тела. Рассматривая своѐ физическое тело в качестве ядра, человек воспринимает себя как телесное существо больше, чем реально занимает его тело. Помимо этого в телесное пространство человека входят явления сознания. ФАТАЛИЗМ (определяемый судьбой) – мировоззренческая концепция, истолковывающая действительность как нечто предопределенное, вера в судьбу, рок (фатум). ХАРАКТЕР – целостный и устойчивый индивидуальный склад душевной жизни человека, выступающий в качестве основы его поведения. Характер тесно связан с темперамен- том, который определяет внешнюю форму выражения харак- тера. ЧЕЛОВЕК – высшая ступень развития живых организмов на Земле; наиболее общее понятие для обозначения отдельного представителя вида homo sapiens, представляющая собой биосоциальное существо, одновременно принадлежащее ми- ру природы и общества. Сущность человека, по Марксу, есть совокупность всех общественных отношений. Но эта сущ- ность имеет конкретно-исторический характер: содержание ее изменяется в зависимости от эпохи. Определяющим усло- вием становления человека является труд, в процессе кото- рого человек изменяет условия своего существования, созда- ет мир культуры и в то же время творит самого себя. Это од- на из важнейших категорий социальной философии, отправ- 132 ная точка подавляющего большинства исследований соци- альных проблем. В древневосточной мудрости человек вы- ступал как предельно малая частица социально-космического целого, не имеющая самодостаточной личной ценности; в античном мире он представлялся каплей, в которой, тем не менее, это социально-космическое целое в концентрирован- ной форме повторяется и с ним вполне соизмеримо, хотя че- ловек уже виделся как существо самодеятельное. В средние века сущность человека усматривали в той частице божест- венного, духовного огня, которая трепещет в его утробе, преодолевая рамки внешней телесной ограниченности. В но- вое время, с одной стороны, человек предстает как существо духовное, способное рационально мыслить, а с другой сто- роны, в нем выделяются личные, самодеятельные качества, которые определяются через его внешние социальные харак- теристики. Тем самым природа человека выглядит чем-то со- вершенно лишенным всякой определенности. Продолжая традиции западноевропейской философии XIX в., представ- лявшей человека в его двойственности (телесная природа и духовная сущность), современная социальная философия рассматривает его с двух сторон – с точки зрения его биоло- гической природы и социальной сущности. Это позволяет более точно формулировать и решать проблемы, связанные с формированием человека как личности, как полноправного и свободного члена общества, активного субъекта всех обще- ственных отношений. 133 XVI. ЦЕННОСТИ И ИХ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА АЛЬТРУИЗМ – одна из форм общественного поведения че- ловека, осуществляемого ради пользы других, бескорыстная забота о благе, других, не считающаяся с личными интереса- ми. Противоположен эгоизму. Альтруизм бывает неосознан- ным (в процессе эволюции живого при естественном отборе) и осознанным (в процессе культурной эволюции, присущей человеку). Сообщества, в которых индивиды проявляют са- мопожертвование ради пользы других, оказываются более жизнестойкими, чем те, члены которых, прежде всего, забо- тятся о собственном благополучии. ДОБРОДЕТЕЛИ (от греч. доблесть) – оценки положитель- ных человека, проявляющиеся в его делах и поступках. В ис- тории культуры постоянно велись споры о природе и проис- хождении добродетелей. Они рассматривались то как косми- ческие надындивидуальные сущности и принципы, то чело- век признавался ареной добрых и злых сил, то как неизмен- ные в своей основе психологические свойства личности (че- ловек от природы добр или зол). В древней Греции под ними понимали устойчивые свойства характера. Платон выделяет четыре добродетели: мудрость, воздержание, справедливость и мужество (при этом мудрость – главнейшая). Аристотель к добродетели разума добавляет добродетель воли. В христи- анстве добродетели являются главным средством обретения святости и достижения спасения. Путь добродетели – это преображение и освящение греховной природы человека действием благодати Божией. Конкретные проявления доб- родетелей в православной аскетикепринято определять че- рез противопоставление основным страстям (гордость и тще- славиепобеждаются смирением, чревоугодие – воздержани- ем, гнев – кротостью и терпением, печаль – слезами покая- ния). В современной западнохристианской теологии выде- ляют четыре кардинальные добродетели (мудрость, воздер- жание, справедливость, мужество) и три теологические (вера, надежда, любовь). В светской жизни понятие добродетели 134 заменяю понятием «моральные качества». Для того, чтобы встать на путь добродетелей, необходимо следовать приня- тому в данном обществе своду моральных законов и правил. ДОЛГ – сознательное, свободное и добровольное подчине- ние моральному повелению, обозначающее необходимость выполнения каких-либо обязанностей (профессиональных, семейных, гражданских). В долге сосредотачиваются нравст- венные требования общества по отношению к личности. Наиболее полно понятие долга сформулировано Кантом в его категорическом императиве как высшем нравственном законе, который определяет долг человека следующим обра- зом: поступай так, чтобы максима твоей воли могла иметь силу принципа всеобщего законодательства. Кант считает каждого человека ценностью, которая требует отношение к ней как к цели, а не как к средству для достижения эгоисти- ческих целей. Это значит, что моральным будет лишь тот по- веденческий акт, повторение которого любым другим чело- веком обеспечит гармонию всего человечества. Категориче- ский императив делает долгом отношение ко всякому разум- ному существу не как к средству, а всегда только как к цели – каждое разумное существо есть цель сама по себе. Суть долга – стремиться к собственному интересу и способство- вать чужому счастью. Следование нравственному закону яв- ляется долгом человека, а стремление к его осуществлению определяется доброй волей и контролируется совестью. ДУХОВНОСТЬ – феномен личностного бытия. Можно представить развитие индивида как состоящее из эмпириче- ского бытия, рефлексивного и духовного. В эмпирическом сознании человек еще не выступаем субъектом своих мыслей и действий. Рефлексивный уровень бытия связан с формиро- ванием самосознания (сознание приобретает способность со- средотачиваться на самом себе и овладевает собой как по- сторонним предметом). Рефлексивное сознание формирует субъективность: человек обретает способность оценивать и судить самого себя. Только когда человек начинает осозна- вать себя как существо конечное и направляет свое поведе- ние на достижение определѐнных целей по своему совер- 135 шенствованию, он начинает осуществлять своѐ духовное бы- тие. На рефлексивном уровне происходит становление лич- ности, а на духовном уровне личность существует в качестве духовной субстанции. На основе анализа уровней индивиду- ального бытия можно определить, что личность – это духов- ная субстанция и совокупное и духовных качеств индивида. Духовность может представлять собой особое качество личности, основанное на еѐ способности создавать свой цен- ностный внутренний мир, осмысливая, бескорыстно оцени- вая и чувственно переживая полученную информацию на ос- нове общезначимых норм нравственности, и направлять свою деятельность на достижение истины, добра, красоты и любви в процессе самосовершенствования. ЗДОРОВЬЕ – это ценность, связанная со способностью взаимодействующих систем организма человека обеспечи- вать реализацию генетических программ, гармоничное един- ство его биологических и социальных качеств, позволяющих ему адаптироваться к условиям макро- и микросферы, а так- же вести продуктивную в социальном и экономическом пла- не жизнь. По определению экспертов Всемирной организа- ции здравоохранения, «здоровье – это состояние полного фи- зического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». При определении здоровья некоторыми исследователями подчер- киваются энергетические показатели силы и выносливости, параметров информационного потока. Существуют качест- венные и количественные характеристики здоровья. Они от- ражают уровень жизнеустойчивости организма, широту его адаптационных возможностей, биологическую активность органов и систем, их способность к регенерации. Различают субъективные и объективные показатели здоровья. К субъек- тивным относятся показатели самочувствия, работоспособ- ности, сна, аппетита. Объективные показатели связаны с ан- тропометрическими измерениями (масса тела, рост, окруж- ности грудной клетки, шеи, плеча, бедра, голени, живота), частотой дыхания, жизненной емкостью легких, пульсом, ар- териальным давлением и др. Оценка состояния здоровья че- 136 ловека связана с понятием нормы. Различают возрастные и индивидуальные нормы. Возрастная норма соотносится с измерениями в различных возрастных группах и вычислени- ем среднего значения для каждой обследованной группы. Полученное среднее значение для каждой возрастной группы принимается за стандарт нормы. Индивидуальная норма оп- ределяет учет половых, конституциональных признаков, профессии, места жительства, образа жизни и др. ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ – одно из главных моральных требований, задающее принцип поведе- ния по отношению к другим людям: не поступай с другими так, как ты бы не хотел, чтобы поступали с тобой, т.е. люди должны относиться друг к другу как равноценные – это квинтэссенция житейской мудрости известная с древности, но с конца XVIII века за ним закрепилось название «золотое правило». ИДЕАЛ – идеальный образ, определяющий ход мыслей и практические действия людей, социальных групп, общества в целом. Существует два главных подхода к пониманию природы идеала: 1) идеал не отражает действительность и не является знанием, он только указывает направление движе- ния и принципиально недостижим (Кант); 2) идеал есть мо- мент действительности, может быть выражен в теории логи- чески, на практике, он стимулирует действия людей (Гегель). Марксизм в понимании идеала примыкает к Гегелю, перера- батывая его концепцию в духе материалистического пони- мания истории: идеал это реализация потребностей социаль- ных групп. История есть процесс постепенного воплощения идеала. В настоящее время проблема идеала не находится в центре внимания философии. КРАСОТА – этоэстетическое мера совершенства предметов и явлений, их ценностное значение для человека. Первые философские представления о красоте сформировались в древней философии (Аристотель, Гераклит, Платон) и связы- вались с образом космоса, который воспринимался в то вре- мя как воплощение всеобщей гармонии, определенности и порядка. Представления о гармоничности бытия, о прекрас- 137 ном, воплотились в древнегреческой скульптуре и древне- римской архитектуре. Прекрасное человеческое тело стало основным объектом изобразительного искусства эпохи Воз- рождения. Красота возникает в ситуации человеческого от- ношения к миру, своеобразного субъект-объектного отноше- ния, в котором человек, в конечном счете, соразмерно встраивается во всеобщую гармонию вселенной. В художе- ственной деятельности достигается определенное диалекти- ческое совпадение этих противоположностей объективного и субъективного в постижении красоты. Понимание законов красоты и умение творить по законам красоты начинают ор- ганически совпадать в деятельности художника. Духовное освоение и отображение окружающей действительности со- ставляет суть, сущность художественной культуры во всем ее многоликом содержании. Красота – это мерило эстетичес- кого совершенства предмета, выражение его способности удовлетворять духовные потребности человека. МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ– система миропонимания че- ловека, содержащая оценку всего существующего с позиций добра и зла, понимания счастья, справедливости и любви, позволяющая установить связь поступка человека с обще- принятой системой социальных ценностей. Выбор опреде- ленных нравственных ценностей позволяет личности выра- ботать не только моральную оценку рассматриваемых по- ступков, но и дать самооценку своего поведения, а также из- брать ценностную ориентацию присущего ей морального сознания. Избранные личностью нравственные ценности во- площаются в конечном счете в ценностной ориентации, реа- лизуя еѐ исходную нравственную позицию. Она проявляется не только в отдельных поступках и вызвавших их мотивах, но и во всей линии поведения. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА – это «человеческое измерение» всех явлений и событий общественной жизни. Различают шесть основных категорий прав человека: естественные, граждан- ские, политические, экономические, социальные и культур- ные. Особое значение придается естественным правам чело- века, которые появляются в силу факта самого рождения. 138 Иногда их называют еще «священными», поскольку это та- кие, как право на жизнь, здоровье, свободу, неприкосновен- ность и т.д. В основе концепции прав человека лежат две идеи: просвещения и разумного эгоизма. Начиная с Гоббса, права человека сводятся к эгоистическому и корыстному со- перничеству свободных индивидов, реализующих личные цели, способствующие достижению жизненного успеха. Нравственная установка поведения личности отодвигается на второй план, уступая место юридическому началу. В русской философии понимание прав человека соотносится с идеей служения, отдающей предпочтение долгу, противоположной идее разумного эгоизма. Человек может реализовать свои собственные права только в том случае, если первостепен- ную значимость приобретает долг каждого человека, пред- полагающий реализовывать личностные особенности в инте- ресах всего общества. Гражданское общество и правовое го- сударство призваны гарантировать соблюдение прав челове- ка во всем их объеме. Права человека, но взятые отдельно без обязанностей, лишены самоценности. РЕЛИГИОЗНЫЕ ЦЕННОСТИ– ценности, обусловленные верой в сверхъестественное и возможностями непосредст- венного общения с ним, направленные на осуществление высшего смысла жизни человека, не сводимого к его биоло- гическому существованию. Под религией (этимологически означает «восстановление утраченной связи») понимается особая духовно-практическая связь между людьми, возни- кающая на основе общей веры в высшие ценности, которые для них являются основным смыслом жизни. Согласно хри- стианской традиции, после грехопадения первого человека такая связь была утрачена и может быть восстановлена в полном объеме после второго пришествия и полного обнов- ления человека и мира. Основная религиозная ценность – ве- ра, которая даѐт человеку абсолютную уверенность в дости- жении желаемой цели (спасение души и воскресение вечной жизни). Выделяют рациональную веру (предполагает веро- ятность события и готовность в него поверить) и иррацио- нальную веру (абсолютная убежденность в существовании 139 иного, потустороннего мира, не подчиняющегося физиче- ским законам). Этот мир находится внутри нас («царство Божие») и открывается человеку в словах и действиях «свя- тых», «учителей», «пророков». Мир религиозных ценностей не творится самим человеком, а дается ему в актах богопо- знания и откровения. Вера является актом личностного са- моутверждения. Религиозное сознание пытается понять От- кровение, замысел Творца относительно человека и его исто- рии, исходя из того, что человек в христианской теологии «образ, подобие» Бога. СМЫСЛ ЖИЗНИ – высшая ценность человеческого суще- ствования, выраженная в форме конечной цели, которой подчинены все частные интересы и потребности человека. Среди многих подходов к решению этой сложной проблемы можно выделить три главных: 1) Смысл жизни изначально присущ жизни в ее глубинных религиозных основаниях; 2) Смысл жизни – в содействии прогрессу, участии в переуст- ройстве мира на началах добра и справедливости; 3) Смысл жизни созидается самим субъектом. Важно отметить, что всем трем подходам присуще стремление к человеческой со- лидарности и заинтересованность в становлении человече- ского в человеке. Представления о смысле жизни несут в се- бе общечеловеческие компоненты, отражают особенности конкретных культур (с характерными для них философскими и этическими установками), а также индивидуальные черты отдельных личностей. Поэтому определение смысла жизни предстает как выбор конкретного человека. Такой выбор бу- дет далее определять выдвижение жизненных целей, влиять на поведение личности. Наиболее часто смысл жизни усмат- ривался: а) в спасении души; б) в достижении земного сча- стья, успеха, славы; в) в наслаждении; г) в служении долгу и высшим целям (например, классу, государству, обществу, науке, искусству); д) в самореализации человека, максималь- ном развитии его творческих сил и способностей (именно та- кой подход имеет наибольшее число приверженцев). Имеют- ся концепции, отрицающие осмысленность человеческого существования (А. Камю считал, что жизнь абсурдна, перед |