Тематический философский словарь. Тематический философский словарь ( PDFDrive ). Словарь
Скачать 0.83 Mb.
|
ИСТОРИЯ – временная последовательность мировых собы- тий, создающих определенную действительность, а также запись ее в форме обычного временного следования одного события за другим (хроника, летопись). Первые греческие историки Геродот и Фукидид понимают под историей зна- ния, изучающие прошлое человечества во всем его многооб- разии. История человечества – знание фактов и событий раз- вития человеческого общества во всем их богатстве и кон- кретном проявлении. Начиная с Гегеля, выделяют типы ис- торического знания: хронологию изложения событий, свиде- телями которых были сами авторы повествований, описания событий, в которых авторы не участвовали лично. История понимается как реальный временной процесс изменений и одновременно – знание прошлых состояний этого процесса. Выделяют историю общества, историю природы, историю отдельной личности. КУЛЬТУРА (от лат. возделывание, воспитание, об- разование) – первоначально обработка и уход за землей, что- бы сделать ее пригодной для удовлетворения человеческих потребностей; термином культура обозначается оп- ределенная совокупность социально приобретенных и транс- лируемых из поколения в поколение значимых символов, идей, ценностей, обычаев, верований, традиций, норм и пра- вил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность. Понятие культуры употребляется для характеристики определенных ист. эпох (античная культура), конкретных обществ, народностей, наций (культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (худо- жественная культура, культура быта, труда); в более узком смысле – сфера духовной жизни людей. Субъектом культуры является человек: он творит, сохраняет и распространяет 150 созданные им культур, ценности. Творчество возможно только в культуре, творчество и культура неразрывно связа- ны. Категория культура обозначает созданную людьми ис- кусственную сферу существования и самореализации, источ- ник регулирования соц. взаимодействия и поведения. ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ – исследования о роли личности в социально-преобразовательной деятельности. В философии предлагались различные оценки возможностей личности. Крайними являются следующие позиции: 1) Личность не иг- рает существенной роли в общественном развитии, так как оно полностью определяется внешними по отношению к лю- дям силами (Божественным Провидением, мировым разу- мом, жесткими и однозначными социальными законами); 2) Личность полностью определяет ход истории, может направ- лять ее в любое русло в соответствии с собственными жела- ниями и устремлениями. Наиболее значимой является сле- дующая точка зрения. Личность, безусловно, влияет на исто- рический процесс. Степень этого влияния зависит от того, в какой степени последовательно соотносятся ее действия с объективными закономерностями, насколько полно она вы- ражает интересы тех или иных социальных сил, и, разумеет- ся, от ее личных качеств, способности увлечь и организовать людей. Выдающаяся личность может ускорить (если ее дея- тельность прогрессивна) или замедлить (в противоположном случае) течение исторических процессов, но не может ко- ренным образом изменить их, отменить действие социаль- ных законов. Объективно существующие социальные ситуа- ции предоставляют личности достаточно широкий спектр выбора, свободно осуществляемого ею. Однако возникнове- ние таких ситуаций, как и возможности успешной реализа- ции принимаемых личностью решений, детерминируются и ограничиваются социальными закономерностями (необхо- димостью). Это значит, что результативная свободная дея- тельность предполагает: понимание объективных условий и тенденций их изменения; адекватное определение собствен- ных возможностей и эффективных средств; активные дейст- вия для достижения поставленной цели. 151 НАРОД – всѐ население страны, государства (народонаселе- ние). При всех различиях в подходах к определению понятия «народ» его социологическое содержание отражает диф- ференциацию общества на слои, группы, классы и т.д. К на- роду относятся трудящиеся массы как главная произ- водительная сила общества. Однако понятие «народ» не сво- дится всегда лишь к понятию «трудящиеся». На определен- ных исторических ступенях народ включает в себя и другие слои населения с различными интересами. Критерием, по- зволяющим выделить из населения ту часть, которая состав- ляет народ, являются объективно-исторические задачи про- грессивного развития данной страны. С точки зрения этого критерия народом можно считать совокупное единство насе- ления страны, с необходимостью складывающееся для реше- ния задач прогресса. НАРОДНОСТЬ – общность людей, исторически склады- вающаяся из племенных союзов (добровольно или в резуль- тате завоевания одних племен другими). Возникновение на- родностей связано с процессом расширения межплеменных хозяйственных и культурных контактов на основе общей территории и языка. Первые народности сформировались в период разложения первобытнообщинных отношений и складывания рабовладельческого общества (древнеегипет- ская, древнеэллинская и др.). В Европе период завершения формирования народностей совпал с периодом становления феодальных отношений (французская, русская, польская и др.). Процесс складывания народностей способствовал появ- лению у них единого языка и самосознания, а также упроче- нию государственности. НАРОДНЫЕ МАССЫ В ИСТОРИИ –исследования на- родных масс социально-преобразовательной деятельности. Понятием «народ» обозначают исторически изменяющуюся часть населения (классы, слои, социальные группы), занятую в массовых видах социально-преобразовательной деятельно- сти. Народ играет решающую роль в развитии всех подсис- тем общества: экономической, ибо является важнейшим эле- ментом производительных сил; социальной и политической, 152 так как активно участвует в общественных движениях, игра- ет определяющую роль в социальных революциях; духовной, в силу того, что народное творчество является основой раз- вития культуры. Значение народных масс в истории опреде- ляется тем, что они выступают и действуют хотя и как субъ- ективная сила (человеческий фактор), но в значительной ме- ре стихийно, бессознательно, коллективистски, объективист- ски. При обычном, естественном ходе истории народные массы образуют пассивную часть социального целого – тру- дящиеся массы. В критических ситуациях народные массы становятся участниками крупных социальных движений (гражданских войн и революций). По мере роста уровня жизни и образованности народ во все большей степени влия- ет на ход истории, на прогрессивное развитие. Деятельность народа реализуется в поступках личностей, и в этом смысле решения и действия любого человека влияют на обществен- ную жизнь. Вместе с тем, особое значение имеет деятель- ность т.н. «выдающихся личностей», оказывающих наиболее заметное воздействие на ход истории (таких, например, как Александр Македонский, Петр 1, Наполеон Бонапарт и др.). НАЦИЯ – историческая форма общности людей, ха- рактеризующаяся единым типом организации хозяйственной жизни, культуры, общей территорией, национальным язы- ком, некоторыми чертами психологического склада. По сравнению с другими формами общности людей нация пред- ставляет собой наиболее развитую форму присвоения внеш- ней (географическая среда) и внутренней (генотип) природы. Нации начали складываться в период формирования буржу- азного типа организации хозяйства, когда у этой общности людей приобрели ярко выраженную специфику и культура, и национальный язык. Как правило, нация тяготеет к единой религии, имеет развитое государство, подчиненное нацио- нальным интересам. Национальное государство проводит политику, направленную на нормальное воспроизводство национальных особенностей в экономическом, культурном, военном и религиозном отношениях. 153 ОБЩЕСТВО – 1) совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности и общения людей; 2) как этап человеческой истории (первобытное, феодальное или сред- невековое, буржуазное, социалистическое, коммунистиче- ское, рабовладельческое или античное общества); 3) как ин- дивидуально-национальная форма такого этапа (скажем, древнекитайское, русское общество XIX в.); 4) как опреде- ленное сообщество, т.е. некая неформальная организация людей, объединенных по какому-либо одному существенно- му признаку (например, светское общество, или «высший свет», философское общество, научное общество, вообще сообщество профессионалов). Все концепции общества ус- ловно можно разделить на две группы: в одних концепциях общество предстает как совокупность человеческих индиви- дов, объединяющихся для удовлетворения своих потребно- стей на основе «общественного договора», иногда в качестве таких элементов общества могут выступать не индивиды, а их социальные действия или социальные отношения; в дру- гих – общество рассматривается как органическое целое, не только несводимое к своим так или иначе понимаемым эле- ментам (индивидам, отношениям, действиям), но, напротив, определяющее их внутреннее содержание. В этом случае предполагается, что общество как целое задается трансцен- дентно (Богом), как в традиции русской религиозной фило- софии, либо формируется по своим внутренним объектив- ным, не зависящим от воли и сознания людей общественным законам (в социальной философии марксизма). ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ – процессы, протекающие в обществе, включая генезис, функционирование и развитие, как всего социального организма, так и его отдельных эле- ментов. Человек, рождаясь в определенном обществе и в оп- ределенную эпоху, застаем сложившуюся систему общест- венных отношений, которую он не может игнорировать. Но он может и должен определить свое место и роль в этой жиз- ни, найти в ней свое предназначение как существа живого и действующего. Власть объективных закономерностей обще- ства не является чем-то фатальным и в этом смысле. 154 ОБЩЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ – процесс развития едино- го социального организма, характеризующийся необратимо- стью, направленностью и закономерностью. В концепции К. Маркса общественное развитие является следствием процес- са разрешения противоречий между производительными си- лами и производственными отношениями. Л.Н. Гумилев по- лагал, что ведущую роль в общественном развитии играют так называемые «пассионарии», то есть люди, заряженные космической энергией и ведущие за собой других. В запад- ной религиозно-философской мысли Общественное развитие понимается как результат деятельности надмировых и над- человеческих абсолютов (Бог, Дух, Идея, Миф и т.д.). ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ – духовная жизнь обще- ства, представляющая собой знания, накопленные историей, политические и правовые идеи, достижения искусства, мо- раль, религию, общественную психологию, которые являют- ся отражением общественного бытия (материальные отно- шения людей к природе и друг другу, возникшие в процессе становления человеческого общества). Является отражением общественного бытия, развивается через сознание отдельных людей и обладает относительной самостоятельностью, ока- зывая обратное воздействие на общественное бытие. ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОГРЕСС – поступательное разви- тие и движение общества, характеризующее переход от низ- шего к высшему, от менее совершенного к более совершен- ному. Понятие общественного прогресса применяется не только к системе в целом, но и к отдельным ее элементам. В философии идея общественного (социального) прогресса возникла по аналогии с идеей развития природы. В истории человечества идея прогресса оформилась в XVII в., что было связано с развитием науки я техники, сопровождающимся признанием законодательной: власти разума. Однако обще- ственный прогресс рассматривался и оценивался по-разному. Одни мыслители признавали общественный прогресс, усмат- ривая его критерия в росте науки и разума (Ж. Кондорсе, К. Сен-Симон), укоренения в обществе идеалов истины и спра- ведливости (Н.К. Михайловский, П.Л. Лавров); другие отри- 155 цали идею прогресса, считая ее ложной (Ф. Ницше, С.Л. Франк). ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ – взаимосвязь между людьми, включенными в те или иные социальные общности и группы в рамках данной общественной системы и склады- вающиеся в процессе совместной деятельности. В матери- алистической трактовке общественные отношения делятся на первичные (материальные, базисные) и вторичные (идеоло- гические, надстроечные). Главными и ведущими являются материальные, экономические, производственные от- ношения, определяющие политические, правовые, нравст- венные и др. Совокупность этих отношений определяют сущность той или иной экономической формации. Идеали- стическое понимание общественных отношений исходит из примата духовного начала как объединяющего, системообра- зующего принципа. Это может быть идея единого Бога, расы, нации и т.п. Существуют философские взгляды на общество, признающие значение материального производства и возни- кающих при этом объективных общественных отношений, и необходимость центральной идеи, объединяющей разные элементы общества в единое целое. Современная философия обращает внимание на анализ социального процесса, в кото- ром участвуют люди, вещи и идеи. В вещах закрепляется культурная традиция, люди являются движущей силой исто- рического процесса, а идеи выполняют роль связующего на- чала, придающего смысл предметной деятельности человека и объединяющего людей и вещи в одно единое целое. ОТЕЧЕСТВО, (РОДИНА) – страна, где родился человек, гражданином которой он является – страна отцов. Отечество индивидуально, ничем не заменимо. Человек, лишенный отечества, не может быть полностью счастлив, поэтому оте- чество – одна из высших человеческих ценностей, ради ко- торой возможно самопожертвование. Отечество не совпадает с государством. Человек может любить свою родину, но от- вергать существующие в ней политический режим или фор- му политической системы. Кроме государственности и опре- деленного географического места, в понятие отечества вхо- 156 дят и родная природа, ее ландшафты, растительная и живот- ная среда. Но главное в содержании понятия «отечество» – родной народ (соотечественники) в его неповторимом этни- ческом своеобразии, родной язык, отечественная культура, литература, история. РАСА – группа людей, объединенная общностью про- исхождения, различающаяся по чисто внешним – биологи- ческим – признакам: цвету кожи, волос и т.п. На Земле суще- ствуют три основные расовые группы – монголоидная, нег- роидная и европеоидная. Отличительные черты монголоид- ной расы – желтоватая кожа, прямые черные волосы, специ- фический разрез глаз; негроидной расы – темная кожа, кур- чавые волосы, черные глаза; европеоидной – светлая кожа. Возникновение и развитие рас происходило под влиянием прежде всего географических условий, в которых жили лю- ди, но при этом они оставались представителями единого че- ловеческого рода. Косвенное влияние на процессы расообра- зования оказывали социально-культурные и языковые фак- торы, а также демографические процессы. СЕМЬЯ – самая элементарная ячейка общества, вид соци- альной общности, основанный на организации личного быта, супружеском союзе и родственных связях. Первая историче- ская форма семьи – материнская семья, существовавшая в эпоху развитого матриархата. Она представляла собой груп- пу родственников по женской линии в четырех-пяти поколе- ниях и могла по численности доходить до 200 человек. По мере того как в руках мужчин сосредоточивались большие богатства, источниками которых являлись война и охота, возникла необходимость передать эти богатства детям – сво- им, а не чужим. Это привело к формированию патриархаль- ной семьи с безусловной властью мужа над женой и детьми, с моногамным браком. Современная семья преимущественно малодетна и состоит из родителей и их детей. Для нее харак- терно юридическое равенство мужчины и женщины. Наряду с полной семьей, где есть оба родителя, существуют непол- ные семьи (с одним родителем), и число их растет. Однако, несмотря на высокий процент разводов и большое число не- 157 полных семей, семья во всем мире по-прежнему остается ос- новной формой социального существования людей. СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА – системно-структурная цело- стность общества, основные принципы которой – выделение еѐ элементов и определение их иерархии. В марксистской концепции объяснение общественной структуры ус- матривалось в способе производства материальной жизни и классовой борьбе. В концепциях социальной стратификации общества (М. Вебер, Т. Парсонс, П. Сорокин) – в уровнях дохода, занятости, образования, статуса и престижа, правах и привилегиях и т.п. Социальная структура состоит из ряда подсистем, которые могут быть естественного происхожде- ния (натурализм), духовного генеза («общественный дого- вор») либо материалистически понимаемыми (К. Маркс). В социальную структуру общества входят: а) такие формы общностей как семья, род, племя, нация, класс, сословие, каста; б) социальные связи и отношения между людьми в та- ких крупных сферах жизнедеятельности общества, как эко- номическая, политическая, духовная, религиозная, нравст- венная, эстетическая, которые реализуются в деятельности разнообразных социальных институтов (производственные предприятия, системы образования, здравоохранение и др.). Современная общественная система находится в неравновес- ном, неустойчивом и кризисном состоянии, что является следствием определенной исчерпанности традиционных ре- сурсов развития (вещество, энергия) и переходом к инфор- мационному этапу существования, угрозы глобального эко- логического кризиса и дегуманизации общественных отно- шений. ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ – модель, выявляющая возможности общих за- кономерностей единого исторического процесса, анализи- рующая сущность и пути взаимодействия различных нацио- нальных образований. А.Тойнби, предложил принципы сравнительного анализа истории разных цивилизаций, клас- сифицируемых по преобладающей в них религии. Специфи- ческое решение проблема единства и многообразия в исто- 158 рии получила в работах К. Ясперса, который считал, что на ранних этапах человеческой истории древнейшие культуры (Египта, Двуречья, Индии, Китая) развивались изолированно, независимо друг от друга, но затем мировая история стано- вится единым процессом. Перелом в истории Ясперс связы- вал с наступлением «осевого времени»(800 - 200 гг. до н.э.), когда одновременно в разных географических регионах фор- мируется философское знание. Становление философии оз- начало, что человек начал осознавать, осмысливать бытие в целом, самого себя и границы своих возможностей. Оценив опасности мира и осознав собственную беспомощность пе- ред ними, люди оказались способны обратиться к поиску высших духовных ценностей. Поэтому именно в осевое вре- мя – в эпоху «великих учителей» (Конфуция, Будды, Сократа и др.) – складываются основания общечеловеческой культу- ры, возникают мощные религиозные системы, оформляются базовые ценностные нормы и идеалы. Таким образом, от ло- кальных культур человечество переходит к единой культуре. |