Тематический философский словарь. Тематический философский словарь ( PDFDrive ). Словарь
Скачать 0.83 Mb.
|
НЕКРАСОВА Н.А. НЕКРАСОВ С.И. САДИКОВА О.Г. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ФИЛОСОФСКИЙ СЛОВАРЬ МОСКВА – 2009 2 ББК 1Ф Н20 Печатается по решению редакционно-издательского совета Мос- ковского государственного университета путей сообщения Некрасова Н.А., Некрасов С.И., Садикова О.Г. Н20 Тематический философский словарь: Учебное пособие. – М.: МГУ ПС (МИИТ), 2008. – 164 с. Данное учебное пособие предназначено для студентов всех специ- альностей всех форм обучения. Содержит основные требования (фе- дерального компонента) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста, бакалавра и ма- гистра Государственного образовательного стандарта по циклу гума- нитарных и социально-экономических дисциплин (по дисциплине «Философия»). Учебное пособие представляет собой свод необходи- мых сведений по основным понятиям курса философии. Особенно- стью данного учебного пособия является тематический подбор тер- минологического материала, что значительно облегчает подготовку студентов к занятиям. Пособие может быть использовано аспиранта- ми и соискателями. Рецензенты: д-р филос. наук Гаранина О.Д. (МГТУ ГА) д-р филос. наук, проф. Кретов Б.И. (МГУ ПС (МИИТ) ISBN © Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ), 2009 3 СОДЕРЖАНИЕ I. Философия – способ духовного освоения человеком мира….. 4 II. Становление философии в странах Древнего Востока ……....9 III. Античная философия …………………………………………..17 IV. Философия средних веков ……………………………………. 24 V. Философия эпохи возрождения ………………………………..33 VI. Философия нового времени и эпохи Просвещения ………….36 VII. Немецкая классическая философия …………………………. .41 VIII. Философия марксизма ………………………………………….46 IX. Русская философия ……………………………………………..50 X. Современная западная философия …………………………….56 XI. Проблема бытия в современной философии …………………63 XII. Теория развития ………………………………………………...73 XIII. Проблема сознания ……………………………………………..83 XIV. Философская гносеология ……………………………………...93 XV. Философские проблемы человека …………………………….112 XVI. Ценности и их роль в жизни человека и общества ………….133 XVII. Философия общества ………………………………………….144 4 I. ФИЛОСОФИЯ – СПОСОБ ДУХОВНОГО ОСВОЕНИЯ ЧЕЛОВЕКОМ МИРА АГНОСТИЦИЗМ (от греч. «недоступный познанию») – учение, отрицающее полностью или частично возможность познания объективного мира и доступность объективного мира, ограничивает роль науки лишь познанием явлений. АКСИОЛОГИЯ (от греч. учение о ценностях) – раздел фи- лософских знаний, в котором исследуется учение о природе ценностей, их месте в реальном мире и о структуре ценно- стей АНТРОПОЛОГИЯ (от греч. учение о человеке) – раздел философии, изучающий природу и сущность человека как социального существа. ГЕНЕЗИС (от греч. происхождение) – процесс зарождения и развития явления, приводящий к определенному состоя- нию. ГHOCEOЛОГИЯ (от греч. учение о познании) – раздел фи- лософии, в котором исследуется природа познания, его воз- можности, отношения знания к реальности, выясняются ус- ловия его достоверности и истинности, определяются мето- ды и формы познавательного процесса. ДИАЛЕКТИКА (от греч. искусство вести беседу) – понятие, обозначающее искусство аргументации, приѐм опроверже- ния в дискуссии (субъективная диалектика); на современном этапе представляет собой философскую концепцию разви- тия, противостоящую метафизическому методу (объективная диалектика). ДОГМАТИЗМ. (от греч. мнение) – склонность к утвержде- нию без обсуждения; доктрина, исходящая из предваритель- ной очевидности и оперирующая неизменными понятиями и фактами без учѐта новых данных практики и науки. ДУАЛИЗМ (от лат. двойственный) – философское учение, в противоположность монизму, признающее два начала - дух и материю, идеальное и материальное. 5 ИДЕАЛИЗМ (от греч. идея) – общее обозначение философ- ских учений, утверждающих, что сознание, мышление, ду- ховное первично, а материя природа, физическое вторично. Философский термин «идеализм» не следует смешивать с употребляемым в обыденном языке, в повседневных рассуж- дениях словом «идеалист», которое происходит от слова «идеал» и обозначающее бескорыстного человека, стремяще- гося к достижению возвышенных целей. Различают две главные формы идеализма: объективный и субъективный. ЛОГИКА – философская наука о законах и операциях пра- вильного мышления. МАТЕРИАЛИЗМ (от лат. вещественный) – философское направление, противоположное идеализму; утверждает пер- вичность материального, и вторичность духовного, идеаль- ного; считает сознание продуктом материи, рассматривая его как отражение внешнего мира; утверждает познаваемость мира. Философский материализм следует отличать от терми- на «материалист», употребляемого в обыденном языке для обозначения человека, который материальные интересы ста- вит превыше духовных. В философии принято выделять три исторических типа материализма: 1) наивный (стихийный) материализм античности («линия Демокрита»); 2) метафизи- ческий (механистический) материализм XVII-XVIII вв.; 3) диалектический материализм, где материализм и диалектика органически соединены. МЕТАФИЗИКА (от греч. то, что следует после физическо- го) – 1) философский метод, противополож- ный диалектике, отрицающий качественное саморазвитие бытия; 2) философия, предметом которой являются сверх- чувственные первопричины; 3) философия как учение о все- общем, о начале всего существующего. МИРОВОЗЗРЕНИЕ – система обобщенного знания, которая для человека приобретает значение собственного способа видения, понимания, оценки явлений, которое определяет характер отношения к ним, характер поступков и действии человека. Мировоззрение имеет свою структуру. Первона- чально знания о мире добываются на основе эмоций и 6 чувств, из которых складывается мироощущение. Целост- ные, наглядные представления и познавательные образы ми- ра формируют мировосприятие, а целостный познавательно- интеллектуальный взгляд на явления составляет миропони- мание. Выделяют следующие структурные уровни мировоз- зрения: элементарный, концептуальный и методологический. Принято выделять также три основный исторических типа мировоззрения мифологическое, религиозное и философ- ское. МИФОЛОГИЯ (от греч. учение о преданиях) – способ по- нимания мира, характерный для ранних стадиях обществен- ного развития, выступающий универсальной формой обще- ственного сознания, для которого свойственно глубокое оче- ловечивание природы, окружающего мира, наделение его свойствами человеческого бытия и овеществление человека, основанный на генетическом первоначале мира. Историче- скими формами мифологии были: тотемизм (период охоты и собирательства), антропоморфизм – боги олицетворяют раз- личные силы и стихии природы (период земледелия и ското- водства) и анимизм – индивидуализация богов (разложение родового строя и переход к классовому обществу). МОНИЗМ (от греч. один единственный) – способ рассмот- рения многообразия явлений мира, исходящий из одного на- чала, единой основы (субстанции) всего существующего и построения на этой основе теории. ОБЪЕКТИВНОСТЬ – характеристика явлений материаль- ного и духовного мира как существующих независимо от субъекта, противостоящих ему. Объективное противостоит субъективному как основанному только на частном опыте конкретного субъекта. ОПТОЛОГИЯ (от греч. учение о бытии) – раздел филосо- фии, изучающим фундаментальные принципы бытия, наибо- лее общие сущности и понятия сущего. ОСНОВНОЙ (ЦЕНТРАЛЬНЫЙ) ВОПРОС ФИЛОСОФИИ – вопрос об отношении мышления к бытию, сознания в природе: в зависимости от его решения трактуют- ся определенным образом и все остальные вопросы мировоз- 7 зрения. Принято различать две стороны этого вопроса: 1) что является первичным по происхождению – дух или материя? (онтологическая сторона); 2) может ли человеческий дух по- стичь, познать материальную действительность, то есть – по- знаваем ли мир? (гносеологическая сторона). При ответе на первый вопрос выделяется философский материализм и фи- лософский идеализм. При ответе на второй вопрос выделяют гносеологических оптимистов и агностиков. РЕЛИГИЯ (от лат. благочестие, святыня) – такая форма ми- ровоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на земной естественный, воспринимаемый ор- ганами чувств, и потусторонний – небесный сверхъестест- венный, сверхчувственный. Основу религиозного сознания составляет вера в существование сверхъестественных сил. СУБСТАНЦИЯ (от лат. сущность) – в обыденном понима- нии является синонимом материи, вещества, а в философ- ском понимании – нечто неизменное, в противоположность меняющимся состояниям и свойствам, то, что существует благодаря самому себе и в самом себе, а не благодаря друго- му и в другом. ФЕНОМЕН (от греч. являющееся) – явление, данное чело- веку в опыте чувственного познания, в отличие от ноумена, который является его сутью и основой и достигается разу- мом. ФИЛОСОФИЯ (от греч. любить мудрость) – теоретическое сформулированная система самых общих теоретических взглядов на мир, на место в нем человека, уяснение различ- ных форм отношения человека к миру. Возникла из необхо- димости выработки общего взгляда на мир, исследования его общих начал и законов, из потребности в рационально обос- нованном методе мышления действительности, в логике и теории познания. Зародилась в Индии, Китае, Египте, но сво- ей классической формы достигает в Древней Греции. Перво- начально была «пранаукой», со временем от философии от- делились естественные науки, а затем гуманитарные и она обрела свой предмет – исследование основ мироздания, оп- 8 ределение места человека в нем, то есть – взаимоотношение «человек – мир». ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ (от лат. исполнение) – обязан- ности, круг деятельности философии. К ним относятся: ме- тодологическая, методическая, гносеологическая, преобразо- вательно-прогностическо-эвристическая, гуманистическая и критическая. 9 II. СТАНОВЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ В СТРАНАХ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА АТМАН (искра Бога-творца Брахмы) – составляющая часть человеческой души, которая после смерти физического тела возрождается в новой телесной оболочке, либо исключается из круговорота перерождений. БРАХМА – космическое духовное начало, безличный абсо- лют, лежащий в основе всего сущего в индийской филосо- фии и религии индуизма. БУДДИЗМ – религиозно-философское учение, Древней Ин- дии в VI-V вв. до н.э. Основатель Гаутама (Будда) (623-544 до н.э.), «просветленный». Провозглашает равенство всех людей в страдании и праве на спасение, проповедуя смире- ние и покорность, пассивность и примирение с действитель- ностью. Отстаивает догмат о переселении душ и карме. Идеалом считает достижение нирваны как избавление от страданий. В центре буддизма – учение о четырех благород- ных истинах: о существовании страданий, их причине. воз- можности освобождения от них и восьмеричном пути к нему. В буддизме нет противопоставления субъекта и объекта, ду- ха и материи, нет бога как творца и абсолютно высшего су- щества. ВАЙШЕШИКА – древнеиндийская философская школа, признающая авторитет Вед. Основателем считается Канада. Близка к учению ньяя, с которой позже образовала единую школу. Важная сторона учения – атомистическая теория: все физические объекты состоят из четырех видов атомов. Ато- мы – несотворимые и вечные элементы, предельно малые. Мир создан из атомов, но движущей силой является закон кармы. ВЕДАНТА (буквально «завершение вед») - одна из ортодок- сальных систем индийской философии, возникшая на базе Упанишад (один из разделов вед, философские комментарии к ведическим гимнам). В веданте существует два направле- ния – адвайта (основатель – Шанкара VIII в. до н.э.) отстаи- вает идею о существовании одной духовной сущности 10 (Брахмана), полагая, что все, кроме бога, является иллюзией (майя). Второе направление – вишишта (основатель Рама- нуджа),считает, что существует три реальности: материя, душа и бог, которые находятся во вэаимноподчинении. Душа подчиняет себе материальное тело, а бог господствует над ними обоими. Целью усилий человека является освобожде- ние от материального существования, которое достигается путем духовной активности, знания и любви к богу. Адвайта связана с культом бога Шивы, а вишишта – с культом бога Вишну.. ВЕДЫ (буквально «знание, ведение») – древнейший памят- ник индийской религии, формировавшийся на протяжении многих веков (с середины II тысячелетия до н.э. до VI в. до н.э.). Состоят из четырех сборников: Ригведа – гимны мифо- логического и космологического содержания; Самоведы – песнопения, повторяющие тексты Ригведы и дополняющие их ритульно-обрядовыми наставлениями; Яджурведа – опи- сание ведических ритуалов, правил совершения жертвопри- ношений; Адхарваведа – магические заклинания и формулы. За Ведами следуют Брахманы – своего рода комментарии к текстам вед (особо выделяются среди них араньяки – тексты для отшельников). Заключительный этап вед (веданта, т.е. конец вед) составляют Упанишады – трактаты религиозно- философского содержания. ГУРУ (буквально «тот, кто просветляет») – духовный учи- тель, наставник, призванный вывести страждущего на пра- вильный духовный путь. ДАО (буквально «путь, дорога») – в китайской философии обозначает путь природы и ее закономерностей, а также жизненный путь человека (его этическая норма). В познании дао означает логику, аргументацию. У материалистов – это естественный путь вещей, а у идеалистов – идеальное начало мира (истинное небытие). ДАОСИЗМ – одно из распространенных в Китае учений (наряду с конфуцианством и буддизмом). Возник в VI в. до н.э. Основоположник – Лао-цзы. Даосизм учит, что жизнен- ный путь человека слит воедино с путем природы. Дао – это 11 основной закон, который не зависит ни от бога, ни от людей. Следовательно, человек должен подчиняться естественному ходу событий, отказаться от мудрствования, он обязан прин- ципу У-вей – недеяния, который означает действие, лишѐн- ное искусственности и произвольности, невмешательства в естественный порядок вещей и ход событий с целью их из- менения. ДЖАЙНИЗМ – индийское религиозно-философское учение, формировавшее-ся в VI-V вв. до н.э. Основатель – Джина (Махавира) отрицает авторитет Вед. Для этого учения харак- терен аскетизм, запрещение убийства живых существ и при- чинение им любого вреда (ахимса), сохранение веры в пере- воплощение душ и закон кармы. Освободить себя от закона кармы и спасти себя может только сам человек (никакая по- мощь со стороны других невозможна.). ДХАРМА (буквально «ведущий принцип») – положитель- ный образец, вечный моральный закон в древнеиндийских ортодоксальных школах, признающих авторитет Вед. Дхар- мы делятся на подчиненные карме и не обусловленные ею. Психическая и физическая стороны в дхархме всегда сопри- сутствуют, хотя одна из них может не проявляться. ЖЕНЬ (человечность, гуманность) – в китайской философии означает любовь и жалость к людям, совокупность всех ви- дов правильного отношения человека к другому человеку и обществу, а также взаимосвязь отдельного человека со всем сущим, включая неодушевленные предметы. Жень – основ- ное понятие конфуцианства, реализующее «золотое правило морали»: не навязывай другому то, чего не желаешь себе са- мому. ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ – философия, разви- вавшаяся параллельно с западной, и имеющая следующие особенности: 1) человек и мироздание рассматриваются как единая целостность; 2) признание субстанциального единст- ва всех существ); 3) признание всех аспектов опыта человека (чувственного и потустороннего), повышенное внимание по- знанию потустороннего; 4) универсальная практическая на- правленность (охватывает все ее сферы жизни: этическую, 12 психологическую, религиозную, познавательную, физиоло- гическую и т.д.);5) убеждение, что реальность может позна- ваться разными путями, то есть имеются разные пути к со- вершенству; 6) утверждение, что процесс совершенствования мира возможен лишь как процесс совершенствования каждо- го индивида. В историческом развитии И. ф. выделяют эта- пы: 1) ведийский период (1500-500 гг. до н.э.); 2) класси- ческий, или брахмано-буддийский, период (500г. до н.э. – 1000 г. н.э.); 3) послеклассический, или индуистский, период (с 1000 г. н. э. до наших дней). ИНДУИЗМ – национальное верование индусов, основанное на священном писании – Ведах («ведать, знать»), отстаи- вающее учение о бессмертной душе (Атман) и боге-творце (Брахма) и переселении душ в соответствии с законом возда- ния за добродетельное или дурное поведение (карма). Цель Атмана – освобождение от тела и слияние его с Брахмой. ИНЬ И ЯН (букв, «темное и светлое») – категории китай- ской философии, выражающие идею универсального. дуа- лизма мира: инь представляет женское начало, пассивность, холод, темноту, влагу, ян – мужское начало, активность, жа- ру, свет, сухость, твердость. Взаимодействие двух этих пер- вопринципов порождает все космические феномены. Пони- мание мира как процесса взаимодействия инь и ян определи- ло специфическую модель его развития; каждое из этих про- тивоположных начал содержит в себе другое. То убывание, то нарастание инь-ян приводит к постепенному преоблада- нию то одного, то другого элемента, что вызывает их взаи- мочередуемость, создающую движение по кругу. Взаимо- проникновение инь и ян позволяет сохранить целостность мира и в большом, и в малом. ЙОГА (от «соединение, сосредоточение мыслей, созерца- ние») – одна из шести ортодоксальных (брахманских) школ Древней Индии, выработавшая целый комплекс приемов для достижения особого духового состояния путем самопознания и освобождения человека от уз материального существова- ния (нирвана), достигаемое упражнениями по управлению психикой и физиологическими процессами организма, а так- 13 же системой приемов, позволяющих достичь этого. Разделя- ет основные положения индуизма, считая, что слияние души с божеством возможно путем упражнений, вводящих в со- стояние полного транса, мистического экстаза. Основателем школы считают Патанджали (около I в. до н.э.). |