Тематический философский словарь. Тематический философский словарь ( PDFDrive ). Словарь
Скачать 0.83 Mb.
|
БИОСФЕРА – понятие, появившееся в науке в последней четверти XIX в. и обозначающее оболочку планеты, состав и структура которой определяются деятельностью живых ор- ганизмов от простейших до человека. Целостное учение о биосфере было создано в начале XX в. В.И. Вернадским, ко- торый создал учение о переходе в ноосферу, управляемую не только законами жизни, но и человечества. Это понятие при- обретает новый смысл в XIX в. в связи с проблемами пре- одоления экологического кризиса на планете и поисками внеземных форм жизни. БЫТИЕ (от лат. есть, существовать) – философская катего- рия, обозначающая, все то, что существует как таковое, дей- ствительность, реальность, которая является предметом осо- бого раздела философии – онтологии. Понятие «бытия» ввѐл в философию Парменид, поставив вопрос: может ли мысль независимо от опыта открыть объективную общезначимую истину? И дал ответ: бытие есть мысль о бытии, а мысль о бытии есть бытие. Этим он признал тождество мышления и бытия, что позволило утверждать: философская мысль может получить знание о сущем вне всякого опыта, открыть реаль- ность, данную только в мышлении, но обладающую объек- тивным содержанием. Такой вывод способствовал самоопре- делению философии как особой формы интеллектуальной деятельности, средством которой является теоретическое мышление, способное достичь истинных результатов, неза- висимо от опыта. Для метафизиков «истинное» бытие за- ключено только в «вещи в себе». Материалисты утверждают, что бытие охватывает как материальные, так и духовные яв- ления, поэтому они различают следующие его формы: 1) бы- тие вещей, тел, процессов: а) бытие вещей, процессов и со- стояний природы; б) бытие природы в целом; в) бытие вещей и процессов, произведенных человеком; 2) бытие человека: а) бытие человека в мире вещей; б) бытие специфически че- ловеческое; 3) бытие духовного, идеального: а) индивидуа- лизированное, духовное; б) объективированное духовное 65 (внеиндивидуальное); 4) бытие социальное: а) бытие обще- ства; б) бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории. ВЕЧНОСТЬ – бесконечная длительность существования, обусловленная несотворимостью и неуничтожимостью. Веч- ность как бы вмещает в себя все возможные события мира. К ней не применима характеристика быть во времени. Если ма- териализм трактует ее как атрибут материи, то идеализм – как атрибут бога или абсолютного духа. ВРЕМЯ – одна из основных форм существования субстан- ции (наряду с пространством), ее важнейший атрибут, еѐ универсальное свойство, выражающая измеримый период, континуум. В истории философии различают две концепции времени: субстанциональную и реляционную. Первая кон- цепция (Ньютон) рассматривает время как особую сущность, которая существует сама по себе (время подобно ѐмкости, внутри которой существует мироздание и происходят изме- нения; существование времени и его свойства не зависят от физического мира; время существовало бы, даже если бы не существовало мироздание; время не имеет ни начала ни кон- ца; оно линейно и непрерывно). Вторая концепция – реляти- вистская (Аристотель, Лейбниц) связывает время с матери- альными объектами и процессами (время – это последова- тельная смена явлений; это изменения, происходящие в фи- зическом мире). Эта концепция получила подтверждение в теории относительности Эйнштейна: время зависит от ско- рости движения материальных тел: при скоростях, близких к скорости света, темпы течения времени замедляются в 40 раз). Обычно различают реальное (физическое, объективное), концептуальное (математическое) и субъективное время, связанное с человеческой природой, историей и культурой. Физическое время характеризуется однонаправленностью (от прошлого через настоящее к будущему), историческое же, или социальное, время может отличаться разными направле- ниями (движение событий вперед и назад, вспять). В физиче- ском смысле слова время однородно, а в культурологическом — неоднородно (например, временные различия в западной 66 и восточной культурах). Время — необходимое условие осуществления любых способов жизнедеятельности человека (познания, общения, практики). Кроме того, принято разли- чать объективное и субъективное время. Объективное время (в материалистической трактовке) – это форма существова- ния движущейся материи; его свойства определяются уров- нями и видами материи. Субъективное время – это форма существования сознания, включающее переживание челове- ком реальных событий. ВСЕЛЕННАЯ – 1) весь мир как совокупность всех вещей (реально существующих предметов), бесконечные во време- ни и в пространстве и бесконечно разнообразный по формам бытия; 2) обитаемая часть мира; 3) объект космологии, дос- тупный астрономическому наблюдению. ДВИЖЕНИЕ – всякий процесс изменения и развитие мате- риальных объектов, процесс перехода этих объектов из одно- го состояния в другое. Движение является всеобщем, веч- ным, несотворимым, неуничтожимым, т.е. является абсо- лютным и коренным свойством, то есть атрибутом материи. Движение – материально, т.е. материя существует в движе- нии, без которого она не обладала бы ни какими свойствами, качествами, структурой, т.е. не обладала бы реальностью. Движение – это бытие материи: в мире нет материи без дви- жения, как и без движения нет материи. Покой – разновид- ность движения (сохранение его качества). Покой – относи- телен, а движение – абсолютно. Различают два типа движе- ния: количественные изменения и качественные изменения. По своему носителю движение классифицируется на два ти- па: материальное и духовное. Различают (по Энгельсу) пять форм движения материи: механическое, физическое, хими- ческое, биологическое и социальное. Современная наука от- крывает не только большое многообразие форм движения, но и раскрывает новые способности уже существующих форм и способов движения. Однако любая схематизация форм, ти- пов и способов движения всегда является неполной и отра- жает только достигнутый уровень в познании объективного мира. 67 КАРТИНА МИРА – это совокупность взаимосвязанных систематизированных представлений об устройстве мира, Вселенной, о месте в ней человека, его познавательных и творческих возможностях. Картина мира изменяется в ходе развития культуры. В соответствии с тем, какая форма по- стижения и восприятия мира является преобладающей, раз- личают религиозную, философскую и научную картины ми- ра. Современная картина мира является научной, так как со- ответствующие представления о реальности сформировались в ходе экспериментальных и теоретических исследований, обоснованы и подтверждены. Основаниями картины мира являются современные философские принципы и подходы. В основе картины мира лежит принцип объяснения мирозда- ния. МАТЕРИАЛЬНОЕ и ИДЕАЛЬНОЕ - философские кате- гории, обозначающие два «исходных» начала мира. Со вре- мен античной философии известна традиция, согласно кото- рой материальное трактуется как плотное, «вещественно- телесное» начало мира, «космос», а идеальное – как деятель- но-смысловая, логическая сторона, мир значений, область духовного, завершающаяся той или иной формой высшего духа (абсолютный разум, Бог). Категория идеального имеет непосредственное отношение к идеалу и входит в сферу ко- нечных целей и ценностей человеческого существования. По мере развития знания, особенно в новое время, под матери- альным стали понимать природу, телесную действительность и даже весь окружающий мир, противопоставив его созна- нию. Истолкование идеального концентрировалось в основ- ном на познавательных возможностях человеческого разума. В классической немецкой философии идеальное трактова- лось как духовно-творческая сила сущего, это позволило впоследствии отнести идеальное к человеку и его предметно- практической деятельности по преобразованию себя и окру- жающего мира. МАТЕРИЯ (от лат. вещество) – одна из основных категорий онтологии. Понятие материи изменялось в истории филосо- фии: сначала ее воспринимали как первоэлемент, затем как 68 прасвойство или качество. Существует несколько подходов к трактовке понятия материи. Объективно-идеалистический подход утверждает, что материя объективно существует как порождение первичного, абсолютного духа. Субъективно- идеалистический подход рассматривает еѐ как самостоятель- но не существующую реальность, продукт сознания челове- ка. Позитивистская трактовка: понятие материи ложно, ибо его нельзя доказать и изучить при помощи опытного научно- го исследования. Материалистический подход утверждает: материя есть основа бытия. Все иные бытийные формы (дух, человек, общество) – порождение материи. Признают суще- ствование материи все светские и религиозные мыслители, но расходятся в ответе на вопрос: сотворена материя или вечно пребывает? Христианство отрицает вечность материи, ибо вечность – атрибут Бога, творящего «все из ничего». Ма- териализм XVII в. отстаивал принцип «из ничего не возника- ет ничего», приписывая материи вечность существования, отождествляя ее с чувственным миром. В диалектическом материализме материя – «...философская категория для обо- значения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, ото- бражается нашими ощущениями, существуя независимо от них» (В.И. Ленин). Единственным свойством материи, имеющим значение для этой философии, является свойство «быть объективной реальностью», а потому никакие отдель- ные природные тела, вещества, элементы и т.д. не есть мате- рия. Марксизм строит понятие материи как метафизическое, ибо, во-первых, утверждает, что материя как таковая «это — чистое создание мысли и абстракции» и не является «чем-то чувственно существующим» (Ф. Энгельс), а, во-вторых, ма- терии приписываются атрибуты (неотъемлемые свойства): вечность, неуничтожимость, несотворимость и т.д., при- сущие трансцендентному Абсолюту. Философское понима- ние материи необходимо отличать от естественнонаучного его определения, т.е. от строения материи. Уровни материи – это ее структурные элементы, основными из которых явля- ются: элементарные частицы и поля (электромагнитное гра- 69 витационное); атомы, молекулы; земля, планеты, звезды, га- лактика метагалактика. МИР – совокупность всего, что существует. Понятие «мир», которое вплоть до XVIII в. (до Канта) обозначало весь ком- плекс творения, противостоящий Богу, сегодня обладает двумя основными значениями: 1) совокупность объектов, образующих физический универсум; это материальный мир, объект науки; 2) комплекс человеческих отношений, обра- зующих человечество; это мир в «экзистенциальном» смыс- ле, в его противопоставлении физическому универсуму. Это мир человеческих отношений, который Кант, исходя из ги- потезы, что все эти отношения выражают моральную и чисто рациональную интенцию, назвал «интеллигибельным ми- ром». В философии Хайдеггера понятие «мир» приняло осо- бенный смысл: оно означает «открытость» субъекта свету вообще (который представляет собой как физический свет, так и духовный свет) в его противостоянии темноте «земли» (обозначающей укорененность живого существа в его физи- ческой и исторической среде). ПРИРОДА – 1) первоначальная сущность, происхождение вещей; 2) совокупность всего сущего в материальном мире в противоположность духовным явлениям; 3) объект естество- знания. Представления о природе, как пространстве для раз- вертывания человеческих сущностных сил была особенно актуальна в XIX в., когда успехи естествознания давали на- дежду на использование сил природы для удовлетворения потребностей человека. Сегодня, используя вещество и энер- гию природных объектов, человек, в сущности, постоянно борется с природой, отстаивая свою жизнь, свое право на бытие. Экологический кризис, поставивший под вопрос вы- живание и дальнейшее развитие человечества, заставляет по- новому взглянуть на природу и ее эволюцию. Различают не- живую и живую природу. Неживая природа – это совокуп- ность природных объектов, в которых не обнаруживается феномена жизни. Живая природа – это совокупность живых организмов, обитающих на планете, среды их обитания (био- 70 сфера), включая человека и плоды его деятельности (ноосфе- ра). ПРОСТРАНСТВО – философская категория, обозначающая со-бытие явления, его сосуществования с другими явления- ми. В истории философии существовали различные концеп- ции пространства: субстанциональные (его как особую сущ- ность, которая существует сама по себе, независимо от мате- риальных объектов) и реляционное (это особое отношение между объектами и процессами вне их не существуют). Если материалисты рассматривают его как существующие вне и независимо от сознания (т.е. объективны), то идеалисты от- рицают объективность и признают его зависимость от раз- личных форм сознания, причем субъективные идеалисты рассматривали его как форму индивидуального сознания, то объективные идеалисты – как основанное богом вместилище тел. Понятие пространства характеризует протяжѐнность и взамное расположение материальных тел. Современные на- учные представления подтверждают материалистический ре- лятивизм на природу пространства, считая его неразрывно связанным со временем, с материей и движением (при скоро- стях, близких к скорости света, длина тела сокращается при- близительно в два раза). Пространство имеет свою специфи- ку не уровне микро-макро и мегамира, так же как и на уровне живой природы и социальной действительности. Общими свойствами пространства, которое обнаруживается на всех известных структурных уровнях материи, является трѐхмер- ность (имеет три измерения – длину, ширину и высоту) и об- ратимость (можно вернуться в любую точку пространства). СИНЕРГЕТИКА – новое направление междисциплинарных исследований, использующее нелинейное мышление (откры- тое, предполагающее выбор альтернатив, многовариантность и не поддающееся классическим методам описания) для вы- явления общих закономерностей самоорганизации, установ- ления устойчивых структур в открытых системах естествен- ного и искусственного происхождения. Термин происходит от греч. «синергос» – совместно действующий, имеется в ви- ду совместные усилия многих ученых разных областей по 71 поиску новых парадигм познания явлений природы, общест- ва и созданию общей картины мира, отвечающей современ- ным требованиям. ТЕОРИЯ «БОЛЬШОГО ВЗРЫВА» – одна из теорий разви- тия Вселенной. Современная наука относит время начала развития Вселенной к отметке 2 • 10 10 лет назад, когда произошел так называемый «Большой взрыв». Далее нача- лась эволюция галактик и звезд, в результате чего Вселенная предстает как расширяющаяся и пульсирующая. Две фунда- ментальные идеи науки XX в. – антропный принцип и синер- гетика, проясняют теорию «Большого взрыва». Суть антроп- ного принципа состоит в том, что любая сложная система, в том числе и человек возможны потому, что в эпоху «Боль- шого взрыва» элементарные процессы и фундаментальные физические константы имели, очень узкий диапазон. Пред- мет синергетики – механизмы самоорганизации, самопроиз- вольного возникновения, относительно устойчивого сущест- вования и саморазрушения упорядоченных структур. УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ – принцип по- стнеклассической науки, объединяющий идеи системного и эволюционного подходов. В основе эволюционного подхода (который был разработан в биологии Ч. Дарвиным, лежала идея о непрерывном появлении в мире все более сложно ор- ганизованных живых систем. Системный подход, возникший в 40-50-е гг. XX в., позволил выявлять целостность иссле- дуемого объекта в его взаимосвязи с окружающей средой, взаимодействие составляющих его элементов. С развитием синергетики, которая предложила идею универсального эво- люционизма, принципиально изменились как классическое учение об эволюции, так и содержание системного подхода, ибо процессы и явления живой, неживой и социальной мате- рии стали рассматриваться как самоорганизующиеся систе- мы, обладающие способностью «выбирать» из множества возможностей один путь развития. Под влиянием теории не- стационарной Вселенной, синергетики, концепций биосферы и ноосферы универсальный эволюционизм утвердился в ка- 72 честве принципа построения современной общенаучной кар- тины мира. УНИВЕРСУМ – совокупность всего, что существует. В ре- лигиозной философии термин универсум обозначает собой весь комплекс творения (мир и человека). В более широком смысле понятие охватывает собой физический мир – объект науки: комплекс отношений между феноменами, то есть комплекс законов, структурирующих мир. В этом смысле теория относительности дает нам законы познания уни- версума. Понятие мира уже, чем понятие универсума; она уже предполагает некоторую специфику: физический, биоло- гический, моральный или человеческий мир (говорят даже о «мире» птиц, «мире» рыб и т.д.); универсум же предполагает общую совокупность всех миров. ХАОС (от греч. зияние, разверстое пространство, пустое протяжение) – неупорядоченное, бесформенное состояние мира до образования упорядоченного космоса. В досокра- товский философии хаос — начало всякого бытия. Платон называет хаос свою первоматерию. Позже хаос начинает по- ниматься как первозданное беспорядочное состояние эле- ментов, но с присоединением творческого оформляющего начала. В неоплатонизме господствует концепцияхаос как всепорождающего и одновременно всеуничтожающего нача- ла. Фома Аквинский, отрицая существование материи до создания мира, под хаосом понимает пустое пространство Аристотеля, в котором происходит творение мира из ничего. В Новое время естественные науки отказались признавать хаос в качестве первопотенции мира. Современная наука си- нергетика понимает хаос как творческое начало, условие са- моорганизации или как очень сложную, ранее недоступную пониманию организацию. Xаосу противостоит порядок. 73 XII. ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЕ и ВНУТРЕННЕЕ – при анализе явления взаи- модополняемые понятия. Внешнее указывает на свойства предмета при взаимодействии с другими предметами, что находится на поверхности и непосредственно наблюдается. Внешнее связано с явлением и формой предмета, а внутрен- нее – с его сущностью и содержанием, это определяющее, организующее, активное начало, которое непосредственно не наблюдается. Внутреннее – это существенное качество явле- ния, которое постигается разумом, но разделения явления на внутреннее и внешнее не абсолютны, так как внешнее, обла- дая относительной самостоятельностью, влияет на внут- реннее и частично обусловливает его. В зависимости от ко- ординат и масштабов анализа они могут меняться местами. |