Холостова 2010 401 стр. Социальная работа
Скачать 1.54 Mb.
|
Раздел VI. КОНКРЕТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Глава 1. Технологии социальной работы с семьей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 473 § 1. Сущность социальных проблем современной семьи . . . . . . . . . . . 473 § 2. Технологии социальной работы с семьей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 488 § 3. Насилие в семье как социальная проблема . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 497 § 4. Социальный патронаж и участковая социальная служба. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 519 § 5. Замещающая семья . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 538 Вопросы для самоконтроля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 553 Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 553 8 9 Глава 2. Технологии социальной работы с дезадаптированными детьми и подростками . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 554 § 1. Система работы с дезадаптированными детьми и подростками. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 554 § 2. Положение дезадаптированных детей в Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 570 § 3. Формы и методы профилактики дезадаптации несовершеннолетних . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 582 § 4. Технологии уличной социальной работы с детьми группы риска. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 599 § 5. Психологические механизмы работы с дезадаптированными детьми и подростками . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 620 Вопросы для самоконтроля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 638 Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 639 Глава 3. Социальная работа с пожилыми людьми . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 640 § 1. Пожилые люди как социальная общность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 640 § 2. Социальное обслуживание пожилых людей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 647 § 3. Современные технологии социальной поддержки пожилых людей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 676 Вопросы для самоконтроля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 700 Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 700 Раздел VII. УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТОЙ И ПОДГОТОВКА КАДРОВ Глава 1. Менеджмент в социальной работе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 702 § 1. Основные направления социального управления . . . . . . . . . . . . . . 702 § 2. Сущность и содержание управления социальной работой . . . . 711 Вопросы для самоконтроля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 714 Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 714 Глава 2. Проблемы формирования профессионализма в социальной работе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 715 § 1. Формирование профессионального развития социальной работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 715 § 2. Личностные качества социального работника . . . . . . . . . . . . . . . . . . 732 § 3. Подготовка специалистов по социальной работе . . . . . . . . . . . . . . . 747 § 4. Проблемы профессионального сгорания в социальной работе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 767 § 5. Профессионализм социального работника. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 784 § 6. Духовно-нравственный портрет социального работника . . . . . . 796 Вопросы для самоконтроля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 798 Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 799 Лучшее, что можно сделать для людей, — это научить их самим себе помогать. И. Г. Песталоцци ПРЕДИСЛОВИЕ В начале 90-х гг. понятие “социальная работа” было новым не только в области теоретических разработок, но и в практи- ческой деятельности, а как учебная дисциплина оно только за- рождалось. Весной 1991 г. впервые мы услышали это слово из уст прорек- тора Российского социально-политического института при ЦК КП РСФСР профессора В. И. Жукова, именно он предложил заняться освоением новой специальности — делать первый набор студентов на базе кафедры психологии и педагогики, которую я тогда воз- главляла, а также разрабатывать учебный план и программы. Коллектив кафедры был небольшой — 14 человек, но очень творческий. Получив такое поручение, мы начали поиск инфор- мации по этой специальности, но она, к сожалению, практически отсутствовала. Чуть позже нам удалось принять участие в российско- шведском семинаре, проходившем в Институте молодежи (ныне Московский гуманитарный университет), где обсуждался первый вариант учебного плана. Представляла этот учебный план доктор психологических наук С. А. Беличева, которая возглавляла вре- менный творческий коллектив по разработке пакета документов для подготовки специалистов по социальной работе. Наши зарубежные коллеги рассказали о том, как готовятся специалисты этого профиля в различных зарубежных странах, как развиваются социальные службы, каким должен быть со- циальный работник и т. д. Для нас это было совсем новое на- 10 11 правление, но первый набор — 54 студента — был сделан уже в июле 1991 г. Прошло более 15 лет. Трудно представить, что за столь ко- роткий срок сделано так много. Более 130 вузов Российской Фе- дерации ведут подготовку специалистов по социальной работе, созданы и успешно функционируют учреждения социального обслуживания населения нового типа: комплексные центры по социальному обслуживанию семьи и детей, социальные приюты, реабилитационные центры для детей с ограниченными возмож- ностями, телефоны доверия, кризисные центры для женщин, центры психолого-педагогической помощи населению и т. д. Написаны сотни учебных и справочных пособий, монографий, тысячи статей по проблемам социальной работы, защищены десятки докторских и кандидатских диссертаций; выпускаются специализи- рованные журналы: “Отечественный журнал социальной работы”, “Социальная работа”, “Работник социальной службы” и др. Большой вклад в разработку теоретических и практических аспектов социальной работы внесли В. Г. Бочарова, доктор пед. наук, профессор; С. А. Беличева, доктор псих. наук наук, про- фессор; С. И. Григорьев, доктор соц. наук, профессор; Л. Г. Гус- лякова, доктор соц. наук, профессор; В. И. Жуков, академик РАН, доктор ист. наук, профессор; И. Г. Зайнышев, доктор ист. наук, профессор; И. А. Зимняя, доктор псих. наук, профессор; В. И. Колков, кандидат ист. наук, профессор; Л. И. Кононова; Т. Б. Ко- нонова; И. М. Лаврененко, доктор ист. наук, профессор; А. И. Ля- шенко, кандидат псих. наук; В. А. Никитин, доктор фил. наук, про- фессор; А. М. Панов, кандидат пед. наук; П. Д. Павленок, доктор фил. наук, профессор; А. С. Сорвина, доктор ист. наук, профессор; Е. Р. Смирнова-Ярская, доктор соц. наук, профессор; Л. В. Топчий, кандидат фил. наук, профессор; Т. В. Шеляг; Н. Б. Шмелева, доктор пед. наук, профессор; М. В. Фирсов, доктор ист. наук, профессор; В. Н. Ярская, доктор фил. наук, профессор и многие другие. Точки зрения и авторские позиции многих из них я разде- ляю и в раскрытии отдельных глав использую. Их вклад в это новое научное направление несомненно высок и будет оценен многими поколениями. Е. И. Холостова ВВЕДЕНИЕ Социальная работа — вид деятельности, которая направле- на на улучшение социального самочувствия человека в обществе, на преодоление разнообразных социальных проблем. Начало 90-х гг. для России ознаменовалось введением но- вой профессии — специалист по социальной работе. И хотя за рубежом подготовка кадров этого профиля ведется уже более столетия, наша страна, вступив в период развития рыночных отношений, интенсивно стала развивать систему социального обслуживания, требующую высокопрофессиональных кадров. К началу XXI столетия уже каждое пятое высшее учебное заведение ведет подготовку специалистов по социальной работе различной специализации: оказанию помощи семье, пожилым людям, дезадаптированным подросткам, безработным, детям, лишенным попечения родителей, а также организаторов соци- альных служб, социальных реабилитологов и т. д. Изменения в социальной практике, теоретико-методоло- гическое осмысление проблем социальной работы, появление новых технологий обусловили необходимость создания новых учебников, учебно-методических и справочных пособий, способ- ствующих подготовке, переподготовке и повышению квалифика- ции современных специалистов социальной сферы, обладающих чувством гражданской и социальной справедливости, умением работать с людьми, творческим мышлением, инновационными технологиями, а также иметь высокие духовно-нравственные качества. Востребованность такого подхода очевидна, так как в стране в последние годы созданы и функционируют тысячи государ- ственных, муниципальных и негосударственных социальных служб. Только в системе социального обслуживания населения 12 13 трудится свыше 500 тысяч человек, основная часть которых требует переподготовки и повышения квалификации с целью улучшения своего профессионального мастерства. В данном учебном пособии отражаются новые реалии государственной социальной политики, а также требования Государственного образовательного стандарта высшего профес- сионального образования по специальности 350500 “Социальная работа” второго поколения. Учебное пособие состоит из семи разделов. В разделе I рас- сматривается история развития социальной работы в России начиная с X в. по настоящее время, анализируются различные формы благотворительности, рассматривается становление го- сударственных форм социальной помощи, раскрывается роль земств и крестьянских общин по социальной поддержке населе- ния, а также описывается опыт церковно-монастырских общин по социальной защите убогих, одиноких стариков и брошенных детей. Особое место отводится развитию социального обеспече- ния в годы советской власти. Раздел II посвящен теоретико-методологическим аспектам социальной работы. В нем рассматриваются субъекты и объекты, функции, структура и уровни этого вида социальной деятель- ности. Анализируются взгляды и подходы российских ученых к разработке предмета, категорий и закономерностей социальной работы, ее месту в системе социальных наук, раскрывается ее интегративный и междисциплинарный подход. Раздел III анализирует социокультурные и социополитиче- ские факторы становления и развития социальной работы. Среди них особое место отводится духовно-нравственным ценностям общества, развитию целостности познания человека. Раскрыва- ется сущность и принципы социальной политики, направленные на повышение жизненного уровня людей, анализируется уро- вень реализации и защиты прав человека, становление системы социального обслуживания населения. В разделе IV рассматриваются особенности социальной рабо- ты в различных сферах жизни общества и раскрывается специфи- ка этой деятельности с разными категориями населения. Раздел V посвящен технологиям социальной работы. В нем рассматривается сущность и классификация социальных тех- нологий, описываются такие технологии социальной работы, как диагностика, адаптация, реабилитация, экспертиза, прогнози- рование и моделирование, технологии связи с общественностью и т. д. В разделе VI описываются конкретные технологии работы с различными категориями населения: семьей, дезадаптирован- ными подростками, пожилыми людьми и инвалидами. В разделе VII раскрываются проблемы социального ме- неджмента и подготовки кадров специалистов для социальной сферы, а также вопросы формирования профессионального мастерства и нравственно-этических качеств социальных ра- ботников. Каждая глава сопровождается вопросами для самоконтроля и списком литературы, работа с которым позволит расширить знание материала. 14 15 РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В ДРЕВНЕРУССКОМ ГОСУДАРСТВЕ (X—XIII вв.) § 1. Княжеские виды благотворительности на Руси Желание помочь ближнему возникает вместе со становле- нием общества. Потребность объединить усилия людей в борьбе с природой для получения пищи, при сооружении жилища — эти и многие другие факторы человеческого общежития неизбеж- но порождали сочувствие друг к другу, взаимную поддержку. Поэтому вся история человечества неотделима от благотвори- тельности. Однако ее содержание, материальные и духовные факторы, возможности и главные направления менялись и ме- няются в зависимости от конкретных условий. Начиная с X в. на Руси разрушаются родоплеменные от- ношения. Создавшаяся культурно-историческая ситуация по- требовала иных форм поддержки и защиты. Основные тенденции помощи в этот период были связаны с княжеской защитой и попечительством, которыев развитии претерпевают как бы два этапа своего становления. Первый связан с распространением христианства в Киев- ской Руси, который условно обозначается с периода крещения Владимира I до второй половины XII в. — образования удельных княжеств и распространения христианства на окраинах восточ- нославянских земель. И второй период — со второй половины XII в. по XIII в. вклю- чительно, когда благотворительные функции князя постепенно сливаются с монастырско-церковными формами призрения 1 Как отмечает Е. Максимов, простейшие виды благотвори- тельности заключались первоначально и почти исключительно в кормлении нищих 2 Практиковались они, как свидетельствуют летописи, отдель- ными “нищелюбцами”, из среды которых особенно выделялись князья, духовенство и лучшие люди земли. Все они, находясь под свежим и здоровым влиянием только что воспринятого хри- стианского вероучения, охотно поучались великим религиозным заповедям, главнейшие из которых повелевали любить Бога и ближнего, как самого себя. Практически это означало накормить голодного, напоить жаждущего, посетить заключенного в тем- нице, призреть хоть “единого из малых сих” и вообще, так или иначе, проявить свое милосердие и нищелюбие. Исходя из таких побуждений и выражаясь в таких формах, благотворительность была, по единогласному утверждению исследователей, не столь- ко вспомогательным средством общественного благоустройства, сколько необходимым условием лично-нравственного здоровья: она больше нужна была самому нищелюбцу, чем нищему. Древний русский благотворитель, “христолюбец”, менее помышлял о том, чтобы добрым делом поднять уровень обще- ственного благосостояния, чем о том, чтобы возвысить уровень собственного духовного совершенствования... Нищий был для бла- готворителя лучший богомолец, молитвенный ходатай, душевный благодетель. “В рай входят святой милостыней, — говаривали в старину, — нищий богатым питается, а богатый нищего молит- вою спасается”. При таком воззрении благотворительная помощь 1 См.: Фирсов М. В. Социальная работа в России: теория, история, общественная практика. М., 1996. С. 98–103. 2 См.: Максимов Е. Историко-статистический очерк благотворитель- ности и общественного призрения в России. СПб., 1894. 16 17 бедным была делом отдельных лиц, проникнутых идеями христи- анской нравственности, а не включалась в круг государственных обязанностей. Так относились к ней и князья, из которых многие восхвалялись летописцами за их нищелюбие. Святой Владимир, как известно, позволял “всякому нищему и убогому” приходить на княжеский двор, чтобы кормиться, а для больных, которые сами не могли приходить, отправлял повозки, нагруженные хле- бом, мясом, рыбой, овощами, медом и квасом. По свидетельству Иакова Мниха, это делалось не в одном Киеве, но и по все земле русской. Есть указания, что тот же Святой Владимир, празднуя в Васильеве (ныне Васильков Киевской области) устранение гро- зившей ему от печенегов опасности, роздал бедным много хлеба, меда и триста гривен серебра из своей казны. Некоторые писатели утверждают, что при этом же князе были учреждены первые на Руси больницы. Хотя прямого подтверждения этого в памятниках древней письменности не встречается, тем не менее известно, что больные во время его княжения получали не только призрение, но и, по-видимому, врачебную помощь. Наряду со Святым Владимиром христолюбием и нищелю- бием отличались великий князь Ярослав Владимирович и брат его Мстислав, князь Тмутараканский. При Ярославе было от- крыто первое в Новгороде училище на триста юношей; во второй половине XI в. широкой помощью бедным выделялись великие князья Изяслав Ярославович и Всеволод Ярославович, а также князья Тмутараканские Ростислав и Глеб. Но больше других, после Святого Владимира, нищелюбием прославился Владимир Мономах, который, по свидетельству современников, раздавал деньги и предметы первой необходимости обеими руками. Не- сомненным памятником нищелюбства Владимира Мономаха служит его завещание, в котором он говорит своим детям: “Всего ж паче убогих не забывайте, по сколько вам возможно по силе своей кормите”. Сестра его, Анна Всеволодовна, основала в Кие- ве училище для девиц, которых не только содержала на свой счет, но и учила их читать, писать и ремеслам. Из приемников Мономаха на почве благотворительности выдвигаются сын его Мстислав и затем Ростислав, раздавший бедным все имуще- ство дяди своего Вячеслава, полученное по наследству. Андрей Боголюбский, по примеру Святого Владимира, приказывал раз- возить по улицам и дорогам жизненные припасы и раздавать их бедным и заключенным в темницах. Всеволод Юрьевич (с 1177 по 1213 г.) после бывшего в 1185 г. во Владимире ильного пожара оказал большую помощь горожанам при возобновлении ими по- строек и помог им в обзаведении. Его примеру следовала и жена его великая княгиня Мария. Александр Ярославович Невский тратил значительные сум- мы на выкуп русских из татарского плена; Михаил Ярославович, замученный в Орде, наставляя сына своего, говорил: “странных и нищих не призирай, уг.но есть сие Богу”. Иоанн Данилович был прозван Калитой за тот мешок, который он носил с собою, раздавая из него милостыню. Дмитрий Донской был так внима- телен к бедным и страждущим, что кормил их из своих рук. Из удельных князей своим нищелюбием славился Николай Давыдо- вич, построивший в первой половине XII в. в Киеве больничный монастырь. Мстислав Ростиславович затрачивал значительные средства на выкуп пленных, а брат его Роман все свои доходы тратил на помощь бедным и не оставил даже ничего на свое по- гребение. Владимир Василькович роздал бедным все свое имение, золото, серебро, драгоценные камни, утварь, украшения и скот. Княгиня Василиса (жена князя Андрея Константиновича), раз- дав все свое имущество, приняла иноческий сан и кормилась от своих рукоделий. Во второй половине XII в. княжеская помощь и защита нуж- дающихся претерпевает изменения. Это обусловливается рядом причин: ростом монастырского и церковного призрения, ростом татаро-монгольских набегов и данничества, а также тем, что князья становятся хозяевами—вотчинниками своего удела. Удельное княжение вырабатывает свои виды помощи и поддержки, связанные с дальнейшим процессом принятия хри- стианства, строительством городов, защитой мигрантов, охраной земель от набегов соседей. Как пишут летописи о рязанском князе, “великий князь Ингвар Игоревич, обнови землю Рязанскую и церкви постави и 18 19 монастыри согради, и пришедши утеши, и люди многи собра” 1 Теперь можно наблюдать новые защитные функции князя, которые обусловлены адаптацией к новым условиям жизни людей. Такая деятельность характерна не только для рязанских князей. А. Экземплярский, изучая жизнедеятельность великих и удельных князей Северной Руси в период нашествия монголо- татарских племен, отмечает, что подобный вид поддержки в тот период распространен повсеместно. Так, в 1238 г. князь Ярослав Всеволодович, прибыв во Владимир, осуществил ряд мер по ор- ганизации восстановления города. “Первою заботой князя было очищение стольного города от трупов, которыми наполнены были не только улицы, дворы и жилища, но и сами храмы; нужно было собрать и ободрить разбежавшихся от татарского нашествия жителей” 2 . Захоронение в братских могилах — скудельницах — это тоже функция и задача князя, и здесь наблюдается не только христианско-нравственный долг, традиция, обряд, но и меры против распространения различных моровых поветрий (непре- менные спутники всех массовых пандемических событий). По мнению А. Преснякова, “князь — народная власть, а не внешний и случайный придаток волости. Он — необходимый орган древней государственности для удовлетворения насущных общественных потребностей населения — внешней защиты и внутреннего “наряда” 3 . Таковы были требования к нему на- селения земли — волости. Однако в тот период, когда русские княжества жили под властью Золотой Орды, выполнение этих требований практически было невозможно. Весь период харак- теризуется спадом княжеской охранной деятельности, и лишь отдельные князья находили новую парадигму действий по защи- те и поддержке земель — вотчин, а следовательно, и населения. 1 Иловайский Д. История Рязанского княжества. М., 1858. С. 135. 2 Экземплярский А. В. Великие и удельные князья Северной Руси в татарской период с 1238 по 1505 г. Т. 1. СПб., 1889. С. 15. 3 См.: Пресняков А. Е. Княжое право в Древней Руси: Лекции по рус- ской истории. Киевская Русь. М., 1993. С. 405. К ним относятся князья Александр Ярославич, а позднее Иван Калита, которые в качестве защиты и поддержки населения выбирают не средства войны, а средства дипломатии. Во всем этом просматриваются особенности в функциях поддержки нуждающихся на данном этапе. § 2. Монастырско-церковные формы призрения Исходя в своей благотворительности из нравственно- религиозных побуждений, князья, естественно, склонны были ставить ее под покровительство церкви и поручать осуществле- ние самого дела представителям религии, т. е. духовенству. Осо- бой щедростью в этом деле отличались иноки Киево-Печерского монастыря и между ними преподобные Антоний, Даминиан, Феодосий Печерский и др. Феодосий близ своего монастыря построил особый дом, в котором помещались нищие, калеки и прокаженные. Первые в государстве больницы, в которых бед- ные призревались и пользовались бесплатным лечением, были учреждены Переяславским епископом, впоследствии Киевским митрополитом Ефремом в 1091 г. При всех монастырях, имев- ших средства, производилось кормление нищих и убогих, для которых устраивались иногда отдельные помещения. Такая за- ботливость духовенства о благотворении, помимо религиозных побуждений, обусловливалась соответствующими церковными постановлениями. Так, уже в церковном уставе 996 г. упомина- ется об обязанностях духовенства по надзору и попечению за призрением бедных, причем на содержание церквей, монасты- рей, больниц, богаделен и на прием странных неимущих была определена “десятина”, т. е. десятая часть поступлений от хлеба, скота, судебных пошлин и т. д. Подобные отчисления на благотворительность делали и частные лица — лучшие люди земли. Так как само духовенство было при этом свободно от различных платежей и сборов, а позже и от татарских даней и, следовательно, пользовалось от- носительным богатством и достатком, то в руках его находились весьма значительные средства на нужды неимущих. Можно с уверенностью сказать, что никогда впоследствии, в течение 20 21 всей остальной истории государства, на дела благотворения не выделялось такой значительной части общих доходов, как в древнейший период княжеской власти. Этот век по вниманию общества к делам благотворения и по жертвам на него должен быть поставлен в тысячелетней жизни государства на первом месте. Отличительной чертой благотворительности этого перио- да была “слепая” раздача милостыни, при которой какие-либо расследования о нищих, расспросы и т. д. не только не произво- дились, но прямо воспрещались учениями святых отцов. Так, Св. Иоанн Златоуст говорит: “Ты не должен разузнавать бедных, что они за люди, потому что ты принимаешь их во имя Христа”. Русский народ, следуя этому указанию: “просящему — дай”, не считал себя вправе заниматься разбором нищенствующих и действительно слепо давал всем просящим. Больше всего, разумеется, раздавалось жизненно необходимых продуктов, так как денежное обращение в это время было еще очень слабо. Поэтому, несмотря на отсутствие всякого расследования нужды просящего, милостыня нередко помимо воли благотвори- теля достигала своей цели: голодный не имел надобности брать строительные материалы, а погорелец, не нуждавшийся в пище, не просил хлеба. Помощь поэтому была разнообразна и часто соответствовала действительной нужде. Она выражалась и в постройке жилища, и в выкупе пленных, и в обучении ремеслам. Больницы и богадельни появляются позже и реже, но и в них, по- видимому, никакого разбора нуждающихся не производилось; они тоже служили прежде всего для исполнения благотворите- лями евангельского учения “просящему — дай” и учреждались в религиозных целях. Такая форма общественной помощи ради собственного духовного совершенствования не преследовала целей общественного благоустройства, но она, несомненно, имела нравственно-воспитательное значение для тогдашнего общества, только что просвещенного светом христианского вероучения. Великий князь киевский Владимир Креститель уставом 996 г. вменил в обязанность духовенству заниматься общественным призрением, определив десятину на содержание монастырей, богаделен и больниц. На протяжении многих веков церковь и мо- настыри оставались средоточением социальной помощи сирым, убогим, увечным и больным. Монастыри содержали богадельни, больницы, детские приюты. В X—XIII вв. церковная практика помощи развивалась не только через монастыри, но и через приходы (так называемая приходская помощь). В отличие от монастырской помощи, приходская была более открытой. В ней сосредотачивалась вся общинная, гражданская и церковная жизнь. Деятельность приходов не ограничивается только оказанием помощи калекам, увечным, нищим — они осу- ществляют самую разнообразную поддержку от материальных вспомоществований до воспитания и перевоспитания. Приход также являлся территориальной, административ- ной и податной единицей. Памятники древней письменности свидетельствуют о том, что почти в каждом из приходов церкви существовали богадельни. К особо значимым формам приходской благотворительности можно отнести ссуды из церковной казны денег, хлеба, семян. Ссуды выдавались отдельным лицам, а также обществу, часто под залог имущества. На Севере и в Сибири церковная казна играла роль народ- ных благотворительных банков. Особо необходимо отметить значение приходов в насаждении грамотности и в защите слабых от сильных (особенно женщин от тиранов-мужей). Для детского призрения при богадельнях устраивались приюты для подки- дышей и сирот. Таким образом, по сути приходская благотворительность была не церковной, а гражданской, т. е. преследовала не только религиозные цели — спасение душ прихожан, но и цели соци- альной поддержки и помощи нуждающихся. Вопросы для самоконтроля 1. Назовите основные формы княжеской благотворитель- ности на Руси. 2. Каково влияние христианства на развитие благотвори- тельности в Древнерусском государстве? 22 23 3. В чем заключалась особенность монастырско-церковных форм призрения? Литература 1. Антология социальной работы. T. 1. История социальной помощи в России. М., 1994. 2. Благотворительность вчера и сег.ня. М., 1994. 3. Исторический очерк социальной работы в России / Под ред. Л. В. Бадя. М.,1994. 4. Максимов Е. Историко-статистический очерк благотвори- тельности и общественного призрения в России. СПб., 1894. 5. Некоторые сведения по истории социальной помощи в России и в Ивановском крае. Иваново, 1997. 6. Фирсов М. В. Социальная работа в России: теория, исто- рия, общественная практика. М., 1996. 7. Холостова Е. И. Генезис социальной работы в России. М., 1995. |