Главная страница
Навигация по странице:

  • § 2. Переход общественного призрения в определенную систему и усиление государственного участия в ней

  • Вопросы для самоконтроля

  • Холостова 2010 401 стр. Социальная работа


    Скачать 1.54 Mb.
    НазваниеСоциальная работа
    Дата15.03.2022
    Размер1.54 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаХолостова 2010 401 стр.pdf
    ТипУчебное пособие
    #398159
    страница3 из 45
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   45
    ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРИЗРЕНИЕ
    В РОССИИ: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
    (вторая половина XVII — первая половина XIX в.)
    § 1. Начальный этап становления
    системы государственного призрения
    Сосредоточение дела призрения в государственных учреж- дениях началось после воцарения династии Романовых в 1613 г.
    Был учрежден Аптекарский приказ, а с 1670 г. при царе Алексее
    Михайловиче (1645–1676) — Приказ строения богаделен. Но эта мера, по-видимому, была вызвана не решением осуществить какую-нибудь систему общественного призрения, а только усилением благотворительной деятельности как самого царя
    Алексея Михайловича, так и ближайших к нему лиц. Но уже в этот период появляется необходимость перехода к системе общественного призрения. При этом более четко начинает обо- значаться и сама система общественного призрения, в задачу которой входит не только милостыня бедным, но и предоставле- ние трудоспособным нуждающимся заработка, а позднее даже наказания за тунеядство.
    Земский сбор 1681 г. (царствование Федора Алексеевича) побуждает правительство подготовить в 1682 г. особый акт, от- крывающий новые подходы к общественному призрению. Но, по-видимому, смерть Федора Алексеевича затормозила дей- ствие этого акта.
    С приходом к власти Петра I и Ивана V, в период их совмест- ного правления в 1682 г., при регентстве Софьи, мероприятия по искоренению нищенства и призрения вновь приобретают актуальность.
    Указ 30 ноября 1691 г. подтверждает, что “известно им Ве- ликим Государям, что на Москве гулящие люди, подвязав руки, также и ноги, а иные глаза завеся и зажмуря, будто слепы и хро- мы, притворным лукавством просят на Христово имя милостыни, а по осмотру они все здоровы”. Ввиду этого указ рекомендует
    “тех людей имать и расспрашивать... и по распростным речам ссылать посадских людей в те же посады, из коих они пришли, а дворцовых крестьян в дворцовые волости, а помещиковых и вот- чинниковых отдавать помещикам и вотчинникам, а буде те люди с сего Великих Государей указу впредь объявятся в Москве, в том же нищенском образе и в притворном лукавстве, и тем за то при- творное лукавство учинить жестокое наказание, бить кнутом и ссылать в дальние Сибирские города”. Применялся этот указ по- видимому слабо, потому что через три года правительство снова подтверждает его и распространяет на лиц духовного звания:
    “безместных чернецов и черниц, попов и дьяконов”, бродивших в
    Москве; их также велено “имать и приводить в Стрелецкий При- каз”, а из него отсылать “в Патриарший Приказ, чтобы отнюдь чернецы и черницы и безместные попы и дьяконы по улицам нигде не бродили и по кабакам не водились”. Этим, собственно, и ограничиваются мероприятия против нищенства во время со- вместного царствования Иоанна и Петра. Дальнейшее развитие их в более или менее полную систему, получающую во многих ча-

    24 25
    стях своих практическое осуществление, относится уже ко вто- рой половине единоличного царствования императора Петра I.
    Идея общественного призрения, как отрасли государственного управления, едва зародившаяся в начале царского периода нашей истории, назрела к концу его и требовала, по условиям времени, практического применения. Очень важно выяснить, в каком отношении находилась она к благотворительности, этой древнейшей форме общественного попечения.
    Таким образом, очевидно, что общественное призрение, как отрасль государственного управления, не отрицает благо- творительность, как проявление известного религиозного или морального настроения. Напротив того, признавая законность ее, видит в ней важнейший источник средств для призрения. При этом новое направление в общественном попечении о бедных стремится урегулировать и направить благотворительность, привести ее в известный порядок и более или менее подчинить ее государственным интересам, однако пока еще без всякого стеснения и насилия над благотворителями.
    Государство еще не налагает обязанностей на общество, не обязывает его различать нищенствующих, выделять из них по- рочных ленивцев и принимать по отношению к каждой отдельной категории нуждающихся определенные меры попечения. Эти обязанности оно склонно принять на себя и свои органы и поза- ботиться об устранении злоупотреблений нищенством; частные же благотворители могут по-прежнему подавать милостыню по своему усмотрению всем тем, кому правительство разрешит нищенствовать. Но помощь в закрытых заведениях, очевидно, предпочитается обязанной раздаче пособий, и благотворители приглашаются направлять свои пожертвования в богадельни, госпитали, школы. К концу царского периода нашей истории зарождается новая мысль, по которой помощь общества в деле призрения должна быть не только добровольной, но и обяза- тельной. Приведенный выше указ Федора Алексеевича ставит уже вопрос об обязательном участии в призрении монастырей, помещиков, крестьян и т. п. Однако разрешение этих вопросов переходит уже к следующему историческому периоду, когда идея общественного призрения как дела государственного по- лучает развитие и подавляет частную благотворительность.
    § 2. Переход общественного призрения в определенную
    систему и усиление государственного участия в ней
    Переход общественного призрения в определенную систему принадлежит уже императору Петру Великому. Системати- зируя обширный ряд его законов и распоряжений, нельзя не видеть, что им были затронуты все важнейшие и, так сказать, основные вопросы призрения. Он подробно останавливается на необходимости различать нуждающихся по причинам их нужды и определять помощь в соответствии с этой нуждой. Он указыва- ет на предупреждение нищеты как лучший способ борьбы с ней; выделяет из нуждающихся работоспособных, профессиональ- ных нищих и другие категории. Кроме того, принимает реши- тельные меры к урегулированию частной благотворительности, определяет организованную помощь общества, устанавливает органы призрения и необходимые для развития дела средства.
    Таким образом, применяемые им меры составляют уже не ряд разрозненных и не связанных между собой попыток, а цельную систему, отличающуюся известной выдержанностью и после- довательностью.
    Обращаясь к отдельным мероприятиям Петра Великого, отметим наиболее значимые из них.
    Заботясь “о пристройстве” истинно нуждающихся, импе- ратор в 1700 г. пишет о постройке по всем губерниям богаделен для старых и увечных, кои работать не могут, и о необходимости
    “старым зело и увечным кормовщикам, также и вдовам старым давать кормовых денег до их смерти, да недорослям малым до указной меры в полы прежних их окладов, а молодым и здоро- вым кормовых денег не давать и от кормовых денег им отказать”.
    В 1706 г. митрополитом Иовом основан близ Новгорода первый в России приют для “зазорных” (незаконнорожденных) детей.
    Император, очень сочувствовавший такому учреждению, не- медленно определил на содержание его доходы с нескольких монастырских вотчин.

    26 27
    Позже он повелел учредить в городах госпитали для не- законнорожденных, а затем и общие сиротские дома от маги- стратов. Затем, в 1710 г., ввиду злоупотреблений в пользовании богадельнями, великий преобразователь России предписывал произвести разбор и выселить из богаделен тех из них, которые имеют жен и детей и знают промыслы, а в 1712 г. Петр снова на- стаивает на принятии энергичных мер по призрению. Он требует повсеместного в губерниях устройства госпиталей “для увечных и самых престарелых, не имеющих возможности снискивать про- питание трудами”, а городским магистратам вменяет в обязан- ность изыскивать меры для оказания помощи и пособия бедным и заботиться о предупреждении нищеты. Не видя особой ревности в исполнении этого приказа, Петр вторично приказывает в 1715 г.
    строить в Москве в церковных оградах каменные госпитали, а в других городах деревянные и “объявить указ, чтобы зазорных младенцев в непристойные места не отметали, но приносили бы к вышеозначенным гошпиталям и клали тайно в окно чрез такое закрытие, дабы приносимых лиц не было видно”. За умерщвле- ние же незаконнорожденных государь грозил смертной казнью.
    При этом постанавливается, что когда принятые в госпитали дети вырастут, “то мальчиков отдавали бы в учение к какому- нибудь мастеру, а девочек помещали к кому-нибудь в услужение и, конечно, если представлялся случай, выдавали замуж. Если впоследствии они подвергались болезням или увечью или впа- дали в помешательство, то могли возвращаться в эти приюты, как родительские дома”. Число принимаемых младенцев чрезвы- чайно возрастало, так что в 1724 г. в одной Московской губернии их находилось уже 865 человек в возрасте не свыше 8 лет. На них расходовалось 4731 руб. Кормлением грудных младенцев занимались 218 кормилиц, которые, за отсутствием госпиталей, помещались в разных местах. В это же время в Москве насчи- тывали 90 богаделен мужских и женских; в них состояло 4000 нищих, в числе которых сильно преобладали женщины. На жа- лование этим нищим выходило 12 000 руб. в год, но кроме них в богадельнях проживало без жалования 207 прибылых нищих.
    Вероятно, под влиянием такого переполнения по отношению к безродным детям состоялось распоряжение, чтобы их раздавать на воспитание с вечным за воспитателями укреплением, а до- стигших 10 лет определять в матросы.
    В других указах (1713–1719 гг.) обращается внимание по- лиции на монахов и нищих, которые являются в Москву, чтобы нищенствовать. Всех их предписывалось забирать и приводить в Монастырский приказ. Разновременно великий преобразова- тель России обращал большое внимание и на призрение военных чинов. По отношению к ним были изданы распоряжения в 1716,
    1722, 1724 гг. и некоторые другие. По отношению к нищим, спо- собным к труду, Петр I постоянно подтверждал, что их нужно привлечь к работе, а больных и увечных помещать в богадельни.
    Следуя европейским примерам, он усиливает наказания для здоровых нищих: первый раз пойманных “бить нещадно бато- жьем и отдавать или отсылать по прежнему указу, в прежние их места, где они жили, хозяевам их с распискою и приказать тем, кому они отданы будут, дабы за ними накрепко смотрели, чтобы они, бродя по улицам и по рядам, милостыни не просили, а кормили бы их те, чьи они есть, помещики и вотчинники и прочие хозяева всяких чинов, как духовных, так и мирских, а дворцовых крестьян старосты и сотские, сбирая на тех бедных на хлеб и на одежду с обывателей тех сел и деревень. А зато прокормление, кроме престарелых и увечных, доставляли бы их, что потребно себе работать, дабы они не даром хлеб ели. Буде же такие в дру- гой раз или в третий пойманы будут, и таких бить на площади кнутом, посылать в каторжную работу, а баб в шпингауз (пря- дильный дом), а ребят, бив батоги, посылать на суконный двор и к прочим мануфактурам, а на помещиках и на хозяевах и на властях, также на старостах и на прикащиках брать штрафу за каждого человека за неусмотрение по пяти рублей”.
    В инструкции (1719 г.) земским фискалам поручалось разы- скивать в губерниях “какие беглые, гулящие подозрительные и другие подобные оным бездельные люди, которые уезду токмо больше ко вреду и к тягости, не велик пользе и к приращению происходят, понеже такие люди всякие злодейства татьбою, разбоем и воровством могут чинить, и о том земский фискал не-

    28 29
    медленно губернатору и воеводе имеет подать ведомость, дабы такие люди пойманы и по уложениям и уставам наказаны или к изгнанию их из губерний и из провинций учреждение могло быть учинено”. В регламенте духовной коллегии Петр взывает к разуму исполнителей его предначертаний. “Разсуди всяк,— го- ворит он,— сколько тысящ в России обретается ленивых таковых прошаков, толикож тысящ не делают хлеба, и потому нет от них приходу хлебного, а обаче нахальством и лукавым смирением чужие труды поедают и потому великие хлеба расход вотще.
    Хватать бы таковых всюду и к делам общим приставлять”. Далее регламент указывает на то, что эти “прошаки” отнимают хлеб от действительно нуждающихся и спрашивает: “И кто вкратце исчислит вред, от таковых бездельников деемый? По дорогам, где угодно водят, разбивают; зажигатели суть на шпионство от бунтовщиков и изменников подряжаются; клевещут на властей высоких, и самую власть верховную зло обносят, и простой народ к презорству властей преклоняют. Сами же никаких христиан- ских должностей касаются; в церковь входить не свое дело быти помышляют, только б им пред церковью непрестанно вопить.
    И что еще веру превосходит бессовестие и бесчеловечие оных: младенцам своим очи ослепляют, руки скорчивают и иные члены развращают, чтоб были прямые нищие и милосердия достойные.
    Воистину нет беззаконнейшего чина людей”.
    Особое внимание Петр Великий уделяет закрытым заведе- ниям: “Смирительным домам надлежит быть ради таких людей, которые суть непотребного жития и невоздержанного, яко сы- новья непослушны и от злого жития не престанут и ни к чему доброму склонны не будут, подобно ж которые и совершенного возраста впадут в непотребное житие, учтут имение расточать, домы разорять и прочие непотребности чинить, такожде и рабы непотребные, которых уже никто в службу не приемлет; еще же ленивые, здоровые нищие и гуляки, которые, не хотя трудитися о своем пропитании, едят хлеб вотще, и прочие сим подобные, то таковых всех надлежит сажать в смирительные домы, кто на какое время по злым его поступкам будет достоин, и посылать их на работы, чем бы они могли пропитание свое заработать, чтоб никогда праздны не были. А прядильные домы для непотребно- го ж и неистового женского пола, которых должно наказывать таким же образом. А гошпиталям быть ради призрения сирых, убогих, больных и увечных и для самых престарелых людей обоего полу”. Говоря далее о Западной Европе, Государь указы- вал, что “кроме гошпитали есть в тамошних больших и златных городах особливо сиротские домы, в которых определенное число убогих и после родителей оставшиеся дети содержатся и воспитаны бывают, также и другие есть домы, в которых от разных болезней бедных людей лечат и в призрении имеют”.
    Все эти узаконения Петра Великого в большей части направ- лены к тому, чтобы создать сознательное отношение к нищен- ствующим, стремление различать их по нуждам и по причинам нищеты и установить в зависимости от этих причин способы и виды призрения. Поэтому необходимо прежде всего выяснить как количество, так и разряды нуждающихся. И вот в этих целях император предписывает произвести перепись всех бедных.
    Относя призрение бедных к обязанностям общества, Петр
    Великий высказывался отрицательно о древнейшей форме благотворительности — о безразборчивой милостыне. В ней он видел зло, с которым нужно бороться. Говоря о том, что здравые и ленивые “прошаки Богу противны суть”, император добавляет, что “аще кто снабдевает оных, и той есть яко помощник, тако и участник оных же греха, и что-либо на такую щетную мило- стыни издерживает, все то вотще ему, а не в пользу духовную.
    Но из такой дурной милостыни еще и отечеству, яко же грехом, великий вред деется, от сего в первых скудость и дорог бывает хлеба”. Прямым следствием такого воззрения было воспрещение раздавать милостыню отдельным категориям нуждающихся, не заслуживающим помощи. Государь распорядился “буде которые люди станут таким нищим милостыню подавать”, то приводить их в Монастырский приказ и “имать на них штрафу, первой по 5,
    другой по 10 рублей”.
    В то же время следует отметить, что, несмотря на то что
    Петр Великий в общественное призрение вносит много нового, он не мог не сознавать крайней необходимости новых источников

    30 31
    средств на призрение. Без этих источников невозможна была реформа призрения, а потому при нем:
    1) вдвое против прежнего был увеличен сбор венечных денег за венечные памяти со всех вступающих в брак;
    2) воспрещена вольная продажа восковых свечей и предо- ставлена исключительно церквам (“понеже церковные имения нищих имения суть”);
    3) установлен вычет из жалованья у всяких чинов людей
    “кроме солдат, по одной копейке с рубля на содержание госпи- талей”;
    4) введено в монастырях обучение монахинь рукоделиям и ремеслам с целью обращения вырученных за эти работы денег
    “на общую монастырскую пользу, а не на собственные свои по- требы”;
    5) сбор доброхотных подаяний в церквах в два кошелька, из которых один предназначен был на покупку церковных потреб, а другой на госпиталь;
    6) штрафные деньги с раскольников установлено обращать на богоугодные дела. Как ни незначительны в общем были средства, получаемые от этих источников, но сам факт обосо- бления их, со специальным назначением, указывает на сильное желание прочно организовать и поставить дело общественного призрения.
    Таковы в общем важнейшие течения в области обществен- ного призрения, проявившиеся за время царствования Петра
    Великого. Несомненно, что великий преобразователь России, устанавливая деление нуждающихся на категории и виды при- зрения сообразно с нуждами этих категорий, принимая на себя и на государство законодательное упорядочение призрения и поручая выполнение его в значительной части организованным общественным силам, отрицая при этом безразборчивую раздачу милостыни, стоял на правильном пути.
    Император не успел упорядочить частную благотворитель- ность. Общественная жизнь в то время была развита мало, и организация частной благотворительности была чрезвычайно затруднительна. В остальном же завещанная им система борьбы с нищетой до сих пор может считаться заслуживающей внима- ния. К сожалению, Петр во многом не успел осуществить своих планов; даже духовная коллегия не сочинила порученного ей наставления.
    Непосредственно же после смерти Петра наступил период законодательного затишья. Ближайшие преемники его мало заботятся о полном проведении мер по призрению во всей их совокупности и лишь повторяют и усиливают указы о жестоких наказаниях нищенствующих. По некоторым отраслям призрения произошло даже заметное ухудшение дела. Так, хотя импе- ратрица Екатерина I, а затем и Елизавета и издавали указы о призрении незаконнорожденных, но не имели энергии настоять на исполнении, вследствие чего даже те приюты, которые были открыты при Петре I, постепенно закрылись. За этот период общее “число нищих умножилось, а паче при церквах и в рядах”.
    Так обстояло дело до Екатерины II.
    При преемниках Петра Великого и до издания учреждения о губерниях (7 ноября 1775 г.) заведование призрением лежало на
    Правительствующем Сенате, без определения которого никто не мог быть помещен в богадельню. До этого же времени в области призрения правительство придерживалось предначертаний
    Петра Великого. Екатерина II первые годы своего царствования тоже следовала им, значительно смягчив, однако, карательную систему по отношению к нищим. В это время ею были приняты меры к учреждению в каждой из 26 епархий по одной богадель- не; составлены правила о пристройстве безумных, предписано: нищих не пропускать через заставы, нищих из купечества, праздночинцев отдать, если они здоровы, на мануфактуры и фабрики, нищих из помещичьих крестьян отдавать в солдаты; подтверждено запрещение уличного нищенства, распоряже- ния о призрении нуждающихся в тех селениях, в которых они положены в подушный оклад, и об обязанностях помещиков и дворцовых управлений кормить своих бедных и не допускать их бродить, о высылке из Москвы праздношатающихся и о невы- даче паспортов нищенствующим и, наконец, постановлено и об учреждении Вдовьей ссудной и сохранной казны.

    32 33
    Крупнейшим же делом периода царствования Екатерины
    Великой было учреждение двух больших, по своим размерам, заведений для призрения незаконнорожденных детей. Вопрос о них был серьезно разработан под руководством известного филантропа И. И. Бецкого и получил практическое осущест- вление с основанием в 1763 г. в Москве Воспитательного дома.
    В Петербурге было открыто сначала (в 1770 г.) отделение этого дома, преобразованное в 1780 г. в самостоятельное учреждение.
    Устройством этих двух домов было положено прочное начало призрения незаконнорожденных детей если не во всей Империи, то в ближайших к столицам губерниях. Создание этих домов, равно как и принятие других указанных выше мер, служило лишь развитию и упрочению системы призрения, намеченной
    Петром Великим, а потому подробно останавливаться на этих мероприятиях императрицы не представляется необходимым.
    Продолжателем реформ становится Екатерина II, которая создает целую сеть специальных учреждений под названи- ем “Приказы общественного призрения”, открытых в сорока губерниях на основании “учреждения о губерниях” 1775 г. По этому закону “приказу общественного призрения поручается попечение и надзирание о установлении и прочном основании:
    1) народных школ, 2) установление и надзирание сиротских домов для призрения и воспитания сирот мужского и женского пола, оставшихся после родителей без пропитания; 3) установление и надзирание госпиталей или больниц для излечения больных;
    4) установление и надзирание богаделен для мужского и жен- ского пола, убогих, увечных и престарелых, кои пропитания не имеют; 5) установление и надзирание особого дома для неизле- чимо больных, кои пропитания не имеют; 6) установление и над- зирание дома для сумасшедших; 7) установление и надзирание работных домов для обоего пола; 8) установление и надзирание смирительных домов для обоего же пола людей”.
    Таким образом, законодательным актом от 7 ноября 1775 г., получившим название “Учреждения для управления губерний
    Всероссийской Империи”, была заложена государственная си- стема общественного призрения. Законодательство Екатерины II решительным образом поворачивало дело призрения от земского общественного принципа, где помощь бедным оказывали земские люди на общественные средства, в сторону централизации на государственной бюрократической основе, где призрением сирых и убогих занимались чиновники полиции и приказов.
    Приказы общественного призрения охватывали ту часть населения, которой была необходима помощь и поддержка. Из доходов губернии разрешалось “единожды” на содержание при- казов предоставлять 15 тысяч рублей. Причем эти деньги раз- решалось пускать в оборот, т. е. давать под процент, наращивая тем самым капитал. Но этих денег не хватало, поэтому ведется постоянный поиск путей дополнительного финансирования. Дея- тельность приказов общественного призрения разворачивалась не сразу и не во всех губерниях одновременно.
    С 1776 по 1787 г. приказы общественного призрения суще- ствовали только в 22 губерниях из 51.
    Приказ общественного призрения представлял собою административный орган, председателем которого являлся генерал-губернатор. Приказы подчинялись сначала Коллегии экономики, а с учреждением в 1802 г. министерств они вошли в ведение Министерства внутренних дел; с 1810 по 1819 г. они под- чинялись Министерству полиции, а с ликвидацией последнего они вновь перешли в подчинение Министерства внутренних дел и Правительствующего Сената.
    Центральным органом медицинского дела с 1763 г. стала
    Медицинская коллегия. В 1803 г. в связи с образованием Ми- нистерства Медицинская коллегия вошла в состав Министер- ства внутренних дел в качестве Медицинской государственной управы. Приказная система просуществовала свыше 80 лет и была ликвидирована в ходе буржуазных реформ 60–70-х гг.
    XIX столетия.
    Переход общественного призрения под юрисдикцию Мини- стерства внутренних дел переводит поиск его финансирования в организационные формы. К ним можно отнести такие, как раз- решение на ведение хозяйственных и имущественных операций
    (сдача в наем лавок, домов, кузниц, садов, мельниц, огородов

    34 35
    и т. д.; поощрение добывания торфа, распилки бревен, разреше- ние продажи игральных карт; открытие суконных фабрик).
    Тем самым приказы общественного призрения увеличивали свои капиталы за счет не только доходов губерний, но и банков- ских операций, частных пожертвований и в результате ведения самостоятельной хозяйственной деятельности.
    В этот же период начинает оформляться и организационная структура общественного призрения. Приказы общественного при- зрения управлялись коллегиально, но председательствовал непо- средственно губернатор. В состав правления входили заседатели
    Совместного Суда, по одному из каждого сословия: дворянства, купечества, поселян, при этом ведение дел возлагалось на одного из членов правления. Система ежедневных заседаний, составле- ния поощрений и разрешений, согласование их с Министерством внутренних дел создали достаточно громоздкую и неоперативную систему помощи и поддержки, что отмечалось современниками
    1
    С 1818 г. в приказы вводятся должностные лица и со стороны правительства — инспекторы врачебных управ. Но в каждой губернии были свои особенности в управлении приказами.
    К 1862 г. складывается определенная система учреждений социальной помощи:
    — лечебные заведения (больницы, дома для умалишенных);
    — заведения призрения (богадельни, инвалидные дома, дома для неизлечимых больных);
    — учебно-воспитательные заведения (воспитательные дома, сиротские дома, училища для детей канцелярских служащих);
    — институты пансионеров, местные благотворительные общества.
    Таким образом, реформой 1775 г. Екатерина II создала уни- версальную систему благотворительности.
    Следует подчеркнуть, что институты социальной помощи населению в губерниях не имели четкой структуры и принци- пов организации. Их деятельность не была постоянной, и они не могли удовлетворить потребности населения.
    1
    См.: Устройство общественного призрения в России. СПб., 1862.
    И тем не менее система призрения, созданная в этот период времени, процветала долго и сохранилась в общих чертах до наших дней.
    Вопросы для самоконтроля
    1. Назовите этапы становления и развития государственной системы общественного призрения.
    2. На какие годы приходится усиление государственного участия в системе общественного призрения?
    3. Назовите основные формы государственной поддержки нуждающегося населения.
    Литература
    1. Антология социальной работы. Т. 1. История социальной помощи в России. М., 1994.
    2. Воскресенский Н. А. Законодательные акты Петра I. Т. 1.
    М.; Л., 1945.
    3. Максимов Е. Очерк земской деятельности в области обще- ственного призрения. СПб., 1895.
    4. Милюков П. Государственное хозяйство России в первой четверти XVIII столетия и реформа Петра Великого. СПб., 1905.
    5. Общие основания организации общественного призрения.
    СПб., 1895.
    6. Свод законов Российской империи. Том тринадцатый.
    Устав об общественном призрении. Пг., 1915.
    7. Фирсов М. В. Социальная работа в России: теория, исто- рия, общественная практика. М., 1996.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   45


    написать администратору сайта