Холостова 2010 401 стр. Социальная работа
Скачать 1.54 Mb.
|
РАЗДЕЛ III. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ И СОЦИОПОЛИТИЧЕСКИЙ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА И ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ § 1. Целостное представление о человеке и духовно-нравственные ценности общества Формирующаяся теория социальной работы проблему целостного постижения человека как объекта познания традици- онно выносит за скобки теоретического построения, акцентируя внимание на особенностях различных технологий по социальной поддержке людей, нуждающихся в социальной защите. В то же время используемый в социальной работе гума- нистический подход требует рассматривать человека с точки зрения целостного представления. Повышенное внимание к миру человеческого существования, в котором соединены и опыт, и наука, и рациональное, и эмо- циональное, и психологическое, и биологическое, и социальное, и духовно-культурное и т. д., а также к миру явлений и факторов составляет существенный аспект феноменологического видения события человека. Это позволяет открыть для него его собственный во многом уникальный опыт, сохранять преемственность и тради- ции, противостоять нежизненным формам социальной работы 1 1 См.: Теория социальной работы: Учебник / Под ред. Е. И. Холосто- вой. М., 1998. С. 159–162. Возрождение духовно-нравственного потенциала личности в современных условиях является важнейшей предпосылкой социального развития общества. В связи с этим исключитель- но актуальным остается научное осмысление истоков и путей возрождения традиций духовности общества, способствующих консолидации социальных групп и слоев. Нравственность является элементом общественной жизни в силу того, что нормы и принципы морали, воплощаясь в практи- ческих действиях людей, определяют их ценностные ориентации в поведении и поступках. Нравственный прогресс выражается прежде всего в гума- низации реально бытующих общественных нравов, обогащении содержания нравственных идеалов, с позицией которых оце- нивается жизнедеятельность индивида и общественная жизнь в целом. Именно нравы обусловливают связи морали со всеми дру- гими сторонами жизни социума, общества. Практическая жизнь общества свидетельствует, что без определенной объединительной идеи, высоких духовных прин- ципов и нравственных норм поведения личности государство не способно к социальному развитию. Необходимо активно форми- ровать общественную идеологию, чтобы создать атмосферу до- броты, справедливости, совестливости, человечности и веры. Духовно-нравственное самосохранение общества достига- ется посредством двух взаимных процессов: 1) постоянной заботы о сохранении и рационализации ис- пользования духовного наследия; 2) неустанного поиска возможностей обновления, творче- ского осмысления более эффективных форм культуры 1 Социальная культура — это исторический опыт, память социальных общностей и их поколений в сфере социальных от- ношений, воспроизводства и развития социальных субъектов, норм, правил их поведения, взаимодействия и общения в тех или 1 См.: Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие / Отв. ред. Е. И. Холостова, А. С. Сорвина. М., 2001. С. 73–74. 248 249 иных исторических условиях. Социальная культура — состав- ной элемент общей культуры, всей духовной жизни общества, социального знания каждого субъекта; она воплощает в себе социальную память и мудрость предшествующих поколений, является мощной защитной силой всего социума. Это особая социальная система, в рамках которой осущест- вляется деятельность индивидов и групп, реализующих свои потребности с учетом социокультурных норм и технологий. Содержательную характеристику объема понятия составляет широкая совокупность моральных идеалов и образцов, нрав- ственных нормативов и ценностей в области поведения субъек- тов, а также нравственно-правовых, социально-психологических (традиции, обычаи, мода и др.) механизмов регулирующего воздействия на социальные отношения. В этом смысле можно говорить о духовно-нравственном факторе как реально функ- ционирующем в обществе социальном механизме. К сожалению, духовность теряет традиционную важную роль в мотивации и регуляции деятельности, поведения. Очевидно тяготение к утилитарно-прагматическим ориентирам, безыдей- ности поступков. Увеличивается разрыв между общественными и индивидуальными ценностями, что отражается и воспроизводится в двойственности, “мозаичности” внутреннего мира личности, рас- хождении между чувствами и поступками, замыслами и делами, желаемым и действительным, официальным поведением и неофи- циальной жизнью. Все это обусловливает личностные синдромы неудовлетворенности, социальной усталости, агрессивности. С особой тревогой общество воспринимает разгул насилия и преступности. Этот показатель при массовых опросах по рейтин- гу опережает даже показатель тревоги, вызываемой кризисом экономики. Люди устали от насилия и произвола, мечтают о справедливости, верят, что добро восторжествует, а зло исчез- нет. Но в то же время не существует такого общественного идеа- ла, к которому люди стремились бы, во имя и ради достижения которого мотивировали свои поступки. Нарастает тенденция к дегуманизации общественных отно- шений. Ее интенсивность, “технизация” и “функционализация” не компенсируются и не корректируются соответствующими темпами гуманизации. Наиболее ярко дегуманизация переживаемого нами периода проявляется в упадке нравов, нравственности. Разгул вседозво- ленности, преобладание узкоутилитарной мотивации в поведе- нии людей, скептическое отношение к моральному идеалу, обе- счеловечение взаимоотношений людей — это только некоторые из агрессивных тенденций. Многим явно не достает моральной цельности и стойкости. Глубок разрыв между требованиями общественной морали и индивидуальной нравственностью. Нравственное возрождение общества требует прежде все- го улучшения условий и образа жизни людей, формирования нравственной экономики и политики, обеспечения необходимых прав и свобод для личности. Назрела потребность ввести экс- пертизу государственных и общественных проектов и решений с точки зрения морали, обосновать нравственно-гуманистические критерии оценки социальных действий, восстановить личность в полноценной роли субъекта моральных требований, обеспе- чить соответствующие условия и стимулы для нравственно- психологической состязательности. В современных условиях возрастает значение таких обще- человеческих ценностей, как право на жизнь, гуманизм, свобода, совесть, справедливость, достоинство, долг, солидарность, нормы нравственности и др. Ценности составляют ядро духовного мира человека, объеди- няют его чувства, мысли, волю в устойчивое целое и играют решаю- щую роль в формировании личности, проявлении его социальной активности, формировании социальных отношений в обществе. § 2. Социальные отношения и их роль в социальной работе Категория “социальные отношения” до сих пор однозначно не определена и находится в стадии исследования и философами, и социологами. В какой-то степени это объясняется неоднознач- ным толкованием категории “социальное” 1 1 См.: Теория социальной работы: Учебник / Под ред. Е. И. Холосто- вой. М., 1998. 250 251 Долгое время в отечественной философии понятие “соци- альное” рассматривали в двух смыслах. В широком понимании смысла термина подразумевалось, что данное понятие охва- тывает все, что относится к обществу, и противопоставлялось понятию “природное”. Так, М. Н. Руткевич отмечал, что “со- циальное” противополагается “природному”, “естественному” и, следовательно, речь должна идти о взаимосвязи социального и биологического человека. В узком понимании понятие “со- циальное” используется при описании социальной сферы, рас- сматриваемой как одна из мер общественной жизни, а также при анализе социальных отношений как специфических отношений, существующих между основными социальными субъектами. Не вдаваясь в дискуссии о статусе категории “социальное” в категориальном аппарате социальной философии, в данном случае будем рассматривать “социальное” в контексте “соци- альных отношений”. В отечественной научной литературе довольно широко об- суждается вопрос о специфике и месте социальных отношений в системе общественных отношений. Несмотря на разнообразие точек зрения, большинство из них как исходную принимают позицию М. Н. Руткевича, рассматривающего социальные от- ношения как “аспект”, “сторону” общественных отношений. Он подчеркивал, что социальные отношения — это отношения, определяемые положением людей, групп в социальной струк- туре общества. Стержнем социальных отношений являются от- ношения равенства и неравенства в положении людей и групп в обществе. Социальные отношения всегда присутствуют в эко- номических, равно как и политических и других общественных отношениях, но не исчерпывают их, не мешают специфике, соот- ветствующей критериям, отделяющим каждую из этих областей общественной жизни от всех остальных. Г. В. Осипов социальные отношения рассматривает как определенную устойчивую систему связей индивидов, сложив- шуюся в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества. Он отмечает, что “социальные отношения преломляются через внутреннее содержание (или состояние) человека и выражаются в его деятельности как его личные от- ношения к окружающей действительности”. Продолжая эту мысль, следует отметить, что одним из значимых фактов, определяющих социальные отношения (их формирование, функционирование и изменения), является человек, т. е. социальные отношения — это проявление в со- циальной деятельности и повествовании человека его социаль- ных качеств. А характер проявления этих качеств во многом обусловлен отношениями равенства или неравенства, прежде всего социального. Социальные отношения и социальные связи в разных обще- ственных системах существенно отличаются друг от друга. Их специфика обусловливается как раз существованием таких базо- вых, первичных социальных отношений, как взаимозависимость людей по поводу их жизненного пространства, средств воспро- изводства и совершенствования жизни. На этой основе выстраи- ваются вся системы общественных отношений от политических до социально-бытовых и от производственно-экономических до художественно-эстетических, духовно-культурных. В них на- ходят выражение, развертываются первичные взаимозависимо- сти, базовые отношения владения, пользования, распоряжения и распределения, присвоения, потребления, которые возникают и воспроизводятся в процессе взаимодействия жизненных сил человека и его средств к жизни, жизненного пространства. Такой подход позволяет подчеркнуть особое значение со- циальных отношений как предпосылку постижения сущности социальной работы, тем более что в самой социальной работе как совокупности различных видов деятельности сказывается исходное, базовое влияние первичных социальных отношений. В каком же смысле, контексте анализа первичные соци- альные отношения и общественные отношения в целом могут и должны рассматриваться как связанные с сущностью социальной работы? Следует иметь в виду прежде всего базовое значение, генетическую роль для воспроизводства человека как биопси- хосоциального существа, с одной стороны, взаимозависимости (социальные связи) людей по поводу условий воспроизводства их 252 253 индивидуально-личностного и коллективного бытия, их жизнен- ного пространства, средств к жизни, а с другой — многообразие особенностей общественных сфер, где такие взаимозависимости и связи реализуются, конкретизируются, развертываются в деятельности людей, в определенных конкретно-исторических, социокультурных формах. Прежде всего к таким связям относят: призрение нуждаю- щихся, социальную поддержку, социальную помощь, социаль- ную реабилитацию, социальную коррекцию, социальную защиту. Оптимизация этих связей важна в жизнеосуществлении каждого социального субъекта, что и является предметом исследования социальной работы. Важно определить в связи с этим контекст понимания соци- альных отношений как предпосылки осуществления социальной работы. Этот угол зрения на взаимозависимость социальных от- ношений и социальной работы позволяет заострить внимание, во-первых, на том, что социальный работник объективно обязан учитывать наличие сложившихся социальных отношений лю- дей, их социальной дифференциации, которые существовали до кризиса, переживаемого клиентом, сохраняются во время него и будут сохраняться после преодоления серьезных осложне- ний в жизни личности. Во-вторых, следует видеть и учитывать то обстоятельство, что социальные отношения закрепляются в виде определенных общественных механизмов, устойчивых взаимодействий социальных институтов, организаций, струк- тур, которые также являются предпосылкой решения проблем социальной работы, воздействуют на них как в прошлом и на- стоящем, так и в будущем. Следует отметить такое явление общественной жизни, как массовая урбанизация, ставшая следствием интенсивного про- мышленного развития ведущих индустриально развитых стран. Массовое переселение сельских жителей в города многократно увеличило в обществе долю маргинальных слоев, прежде всего горожан первого и второго поколений, слабо адаптированных к условиям жизни в городе. Массовая интенсивная урбанизация в ХIХ — ХХ вв. привела к ситуации, когда городское население стало доминировать по численности в большинстве индустриально развитых и средне- развитых стран. Отчетливо обозначилась специфика образа жизни людей не только в регионально-национальном, терри- ториальном разрезе, но и по различным типам, а также видам поселений (крупный город, средний или малый город, поселок городского типа, село, деревня, хутор и др.). При этом явными оказались и различия в системах жизнеобеспечения населения, проживающего в разных типах поселений, их зависимость от профиля хозяйственно-экономического развития регионов. Усложнение общественного производства, рост оснащен- ности работника, труда в целом, повышение в нем роли и от- ветственности человека за результаты деятельности больших коллективов, ассоциаций работников, усиление их взаимоза- висимости, разностороннего влияния на эффективность по- вышения общих результатов профессиональной деятельности потребовали особого внимания к носителю рабочей силы, его здоровью, настроению, благополучию, жизненным ориентациям. И государственные органы, и крупные фирмы во второй полови- не XIX — начале XX в. начинают все более активно вкладывать капитал не только в образование, профессиональную подготовку населения, что само по себе тоже весьма примечательно, но и в то, что называется сферой поддержания жизнеобеспечения человека, социальной сферой. В свою очередь опережающее развитие индустрии услуг в развитых странах приводит на рубеже веков, и особенно в XX в., к изучению закономерностей поведения человека во все более развитой и технически оснащенной социальной сфере. Не в по- следнюю очередь это произошло и потому, что индустрия услуг требовала точного прогнозирования и формирования определен- ного спроса на товары и услуги, а также вследствие кардиналь- ного изменения, усложнения материально-вещественной среды обитания современного человека, изменившей его образ жизни, типичные формы жизнедеятельности, способы поддержания своих жизненных сил, их формирование, реабилитацию. Еще одним важным фактором, способствовавшим форми- рующейся современной системе социальной работы, ее возник- 254 255 новению как общественного явления, была борьба трудящихся за свои права в XIX в. Рост концентрации работников на круп- ных предприятиях, в городах способствовал организованности рабочего движения, профсоюзов, которые оказали, несомненно, сильное влияние на правительства, предпринимателей и убедили их в необходимости широкой поддержки различных форм со- циальной работы, снимающих напряженность в обществе. Тем более, что на рубеже ХIХ — ХХ вв. очевидной была тенденция к росту стачечного движения, участились случаи вооруженной борьбы трудящихся за свои права, переходу к более справед- ливому общественному устройству, более гибким современным механизмам решения традиционных и новых социальных про- блем. Широкое распространение различных форм социальной работы, ее оформление как активно необходимого общественного явления и стало одним из основных путей решения современных социальных противоречий, обеспечения социального прогресса в целом. В этой связи следует иметь в виду и ряд глобальных про- блем, с которыми столкнулось человечество в конце XIX — пер- вой половине XX в. Они также во многом обусловили актуаль- ность возникновения и совершенствования социальной работы как общественного течения, а также ее научного обеспечения, создания теоретических и методологических основ. Наиболее остро и масштабно о себе заявили такие глобальные проблемы, как загрязнение окружающей среды, угроза демографического взрыва, массового голода в слаборазвитых странах и регионах, опасность самоуничтожения человечества в результате исполь- зования оружия массового поражения, проблема моральной деградации, социокультурного вырождения, распад семьи как традиционного социального института, составляющего основу воспроизводства общественной и индивидуальной жизни чело- века, распространение массовой культуры, обострение проблем миграции, выбор смысложизненных ориентаций населения ин- дустриально развитых и развивающихся стран. Необходимость защиты большей части населения планеты возникла вследствие растущей социальной дифференциации, увеличения различий в уровне жизни народов разных стран и регионов. Наконец, нельзя не отметить и такие характерные черты со- временного мира, обусловивших совершенствование социальной защиты, как развитие гуманистических традиций культуры, рост образованности, информированности населения, а также усложнение общества и человека, их жизнедеятельности, уси- ление риска для жизни в новых исторических условиях. Все это как никогда потребовало профессионализма, теоретического обоснования деятельности, направленной на оптимизацию соци- альной поддержки людей, тем более что человечество получило новые возможности для усиления социальной и индивидуальной помощи нуждающимся, особенно в обществах, достигших уровня “массового потребления”. Изучая социальную работу как специфическую форму социальной деятельности, мы отмечаем, что она может рассма- триваться на уровне индивида, группы, организации, общества в целом. Естественно, что на каждом из этих уровней много- мерность социальных отношений имеет свои особенности, и во многом они обусловлены спецификой социальных субъектов, между которыми и возникали социальные отношения. В качестве социальных субъектов, являющихся реальными носителями социальных отношений, выступают: 1) отдельный человек, являющийся личностью; 2) группа людей, приобретшая некие системные качества целого, не сводимые к сумме качеств элементов данной сис- темы; 3) определенный социум, обладающий высокой степенью внутренней организованности и целостности; 4) общество, взятое в целом, или человечество, выступающее как одно целое. Таким образом, как субъекты социальных отношений мо- гут выступать все субъекты общественной жизни, но в разных исторических общностях, причем в процессе реального обще- ния людей и внутри одной общности социальные отношения — многоуровневые, ведущая роль принадлежит отношениям, складывающимся между основными социальными субъектами. В свою очередь эти отношения во многом обусловливают и все 256 257 многообразие социальных отношений между другими социаль- ными субъектами, а также и внутри этих субъектов. Существуют различные основания структурирования и классификации социальных отношений. В своей деятельности специалист по социальной работе должен четко представлять, какое основание в данном конкретном случае используется (носитель социальных отношений, механизм взаимодействия социальных и общественных отношений и т. д.), так как это по- зволяет оптимизировать помощь, оказываемую клиентам. В реальной жизни формой осуществления социальных от- ношений выступают социальные потребности. Потребности, в том числе и социальные, являются объективными, так как они выражают нужду субъекта в чем-то — пище, одежде, жилище, знаниях, общении, взаимопонимании и т. д. Но каждый соци- альный субъект может предпочитать различные формы удо- влетворения потребностей. По этой причине можно говорить об объективно-субъективной природе потребностей. Противоречия между объективной и субъективной формами реализации со- циальных потребностей могут перейти в конфликты, которые в конечном счете и переводят субъектов из носителей социальных отношений в объекты социальной работы, нуждающиеся в по- мощи и поддержке. Подтверждением этому может служить изменение с начала 90-х гг. социальной структуры российского общества и, соответ- ственно, социальных отношений между основными субъектами, что в свою очередь привело к изменению соотношения между социальными гарантиями, определяемыми социальной поли- тикой государства, и потребностями различных социальных субъектов. В первой половине 90-х гг. увеличивается дифференциация между слоями, классами и социальными группами российского общества на фоне массового распространения бедности, раз- рушения социальной инфраструктуры, ослабления гарантий реальной социальной защиты населения, в особенности нера- ботающих и занятых в непроизводственной сфере. При этом население России в этот период не было сориентировано на социально-экономическую самозащиту. С ростом имуществен- ной дифференциации общая ситуация осложняется в связи с невозможностью оказать социальную помощь населению посред- ством традиционных учреждений старой системы организации социальной защиты (пионерские лагеря, службы по оказанию бытовых услуг и т. п.). Происходит массовое распространение бедности, а также резкое ухудшение условий жизни, отмечается разбалансированность потребительского рынка товаров и услуг фактически во всех регионах России. Старая и новая растущая социальная дифференциация по национально-этническим признакам усугубляется социально- территориальными противоречиями на национально- государственном на уровне в связи с массовой суверенизацией народов, населяющих бывший СССР. Все это привело к тому, что объектами социальной работы стали представители раз- личных типов социальных отношений. Например, такая группа, как малообеспеченные, характеризуется не только уровнем их прожиточного минимума, но и широким спектром социально- психологических особенностей, учет которыхочень важен для повышения эффективности социальной помощи этой категории населения. Основания для дифференциации объектов соци- альной работы, к которым относят малообеспеченных, могут быть самые различные, например, можно выделить группы, нуждающиеся в специальной психологической помощи: детей из малообеспеченных семей, одиноких престарелых людей, хронических больных, безработных, матерей-одиночек, бе- женцев и т. д. В связи с этим при формировании моделей социальной ра- боты и выборе технологий социальной помощи важно учитывать самые разнообразные факторы: — особенности социального положения и условий жиз- необеспечения различных социальных групп в отдельных регионах; — традиционно сложившиеся социальные отношения между существующими субъектами и новыми, появившимися в связи с изменением социальной структуры общества и др. 258 259 Социальная работа основывается на отношениях, суще- ствующих в обществе и обусловленных в свою очередь как со- циальной политикой государства, так и особенностями клиентов. Существующие отношения целесообразно подразделить на первичные, вторичные и третичные. Первичные отношения — это отношения, возникающие в социальной группе, которую составляют сам клиент, его семья и друзья. Представители та- кой группы часто одинаково субъективно оценивают сущность различных социальных явлений и процессов, поэтому знание основных характеристик такой группы порой позволяет со- циальному работнику довольно быстро выявить основные про- блемы клиентов. Вторичные отношения определяются членством клиента в различных социальных группах (территориальных, религиоз- ных, этнических и т. д.). Социально-психологические особенности таких групп, несомненно, оказывают влияние на проявление и протекание проблем клиентов, и это также важно учитывать при работе с ними. Третичные отношения обусловлены гражданскими ро- лями клиентов и их возможностями по реализации своей субъектности. Применительно к этому американские иссле- дователи рассматривают влияние социальных отношений на характер проблем клиентов. Они подчеркивают, что основу социальной работы составляет учет особенностей различных типов отношений. Так, проблема, возникающая при первичных отношениях, требует часто клинико-терапевтического вме- шательства, при вторичных — организационных изменений, при третичных — формирования новых ценностей и новой соцальной политики. Поэтому с целью формирования соци- альной работы как целостной системы важно рассматривать эти отношения комплексно, выявлять более четко контекст, который определяет тот или иной уровень организации со- циальной работы. Осмысление проблем общественного развития позволяет сделать ряд выводов, которые важны для понимания тенденций становления практики социальной работы в России. В настоящее время необходим комплексный, междисципли- нарный подход к анализу социальных процессов, происходящих в современном российском обществе, характера изменения социальных отношений и в связи с этим выявление основных тенденций изменения и развития социальной работы в других странах. Система социальной работы в России приобретает свой специфический облик. Она, опираясь на международный опыт, в значительной степени использует новую социальную поли- тику государства, тенденции развития социальных отношений, формирующиеся в современном оществе. Поэтому в настоящее время для российского общества в экономическом, политическом и социально-психологическом влиянии существенна интеграция всех форм и направлений как профессиональной, так и непро- фессиональной социальной работы в систему, способствующую гибким и эффективным изменениям, соответствующим прогрес- сивному развитию общества и формированию благоприятных для личности социальных ситуаций. Вопросы для самоконтроля 1. Почему необходимо духовно-нравственное возрождение личности в современных условиях? 2. Дайте понятие “социальная культура”. 3. Назовите типы социальных отношений. Литература 1. Руткевич М. Н. Диалектика и социология. М., 1980. 2. Смелзер Н. Социология. М., 1994. 3. Справочное пособие по социальной работе. М., 1997. 4. Социальные ресурсы и социальная политика / Под ред. Г. Г. Шаталина, В. Г. Гребенникова. М., 1990. 5. Теория социальной работы / Под ред. Е. И. Холостовой. М., 1998. 6. Энциклопедический социологический словарь. М., 1995. |