Главная страница
Навигация по странице:

  • Социальная справедливость обеспечивает удовлетворение насущных потребностей человека и справедливое распреде- ление материальных ресурсов.

  • 6. Социальная ответственность

  • 7. Обеспечение мира и отказ от насилия

  • 8. Отношения между человеком и природой

  • § 2. Международные документы по правам человека

  • Вопросы для самоконтроля

  • Холостова 2010 401 стр. Социальная работа


    Скачать 1.54 Mb.
    НазваниеСоциальная работа
    Дата15.03.2022
    Размер1.54 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаХолостова 2010 401 стр.pdf
    ТипУчебное пособие
    #398159
    страница17 из 45
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   45
    ГЛАВА 4. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
    И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
    § 1. Историческое развитие ценности прав человека
    Содержание социальной политики многогранно. Одной из ее важнейших граней является международно признанные нормы и стандарты прав человека.
    Социальная политика представляет собой деятельность, ко- торая уже по своему определению призвана обеспечить защиту прав человека, “поскольку ее главная цель состоит в создании справедливых социальных структур, способных обеспечить безопасность и развитие человека без ущерба его достоинству”, как сказано в программном документе МФСР
    1
    Какие же права относятся к правам человека?
    Организация Объединенных Наций дает следующее опреде- ление прав человека: “В общих чертах права человека можно определить как права, присущие природе человека, без которых он не может существовать как человеческое существо. Права человека и основные свободы дают нам возможность полного развития и использования наших человеческих качеств, нашего интеллекта, наших талантов, совести и удовлетворения наших духовных и иных запросов. Они основаны на растущей потреб- ности человечества в такой жизни, при которой неотъемлемое достоинство и ценность каждой человеческой личности пользо- вались бы уважением и защитой”.
    “Отказ в предоставлении человеку прав и основных свобод является не только отдельной и личной трагедией, но и создает условия для социальных и политических беспорядков, сеет семе- на насилия и конфликтов в самом обществе и между обществами и государствами”. Как указывается в первом положении Всеоб- щей декларации прав человека, человеческое достоинство “яв- ляется основой свободы, справедливости и всеобщего мира”
    2 1
    IFSW, International Policy Papers (1988), Introduction.
    2
    Организация Объединенных Наций. Права человека: Вопросы и ответы. Нью-Йорк, 1990. С. 3.

    304 305
    Права человека являются универсальными, и ими могут пользоваться все люди без какой-либо дискриминации. Уваже- ние индивидуальных прав должно поощряться на постоянной основе независимо от существующих условий или политической системы. Права какого-либо лица или группы лиц могут быть ограничены только в том случае, если их осуществление огра- ничивает такие же или сопоставимые права других лиц.
    Представляется важным отметить получившую широкое распространение идею трех поколений прав человека, из кото- рых первое поколение, включающее “права, сформулированные в отрицательной форме”, представляет собой гражданские и по- литические права, провозглашенные в ст. 2–21 Всеобщей декла- рации прав человека. Эти права призваны обеспечить человеку защиту от любого ограничения его свободы. Второе поколение включает в себя так называемые “права, сформулированные в положительной форме” (экономические, социальные и культур- ные), которые закреплены в ст. 22–27 Декларации и направлены на обеспечение социальной справедливости, свободы от нужды и участие в социальной, экономической и культурной жизни. Тре- тье поколение включает в себя “коллективные” права, вскользь упоминаемые в ст. 28 Декларации, которая гласит, что “каждый человек имеет право на социальный и международный порядок, при котором права и свободы, изложенные в настоящей Декла- рации, могут быть полностью осуществлены”. Провозглашение права на удовлетворение материальных и нематериальных по- требностей и равноправное участие в производстве и распреде- лении ресурсов, чему предшествовала длительная борьба против угнетения, является логическим результатом роста социально- политического сознания и экономического развития прежде всего, но не во всех случаях в промышленно развитых странах.
    Тот факт, что основная масса людей в развивающихся странах живет в нищете и подвергается эксплуатации, обусловливает коллективное восприятие права на социальное и экономическое развитие, которое должно осуществляться не на уровне отдель- ного человека, а на национальном и региональном уровнях, на основе системы международной солидарности, главной целью которой является развитие.
    В сегодняшнем мире, где все с каждым днем становится все более взаимосвязанным, все большее признание получает взаимозависимость трех поколений прав человека. Хотя суще- ствуют различные международные договоры по правам чело- века, считается, что они образуют единое целое. В этой связи следует добавить, что наряду с правами человека существуют и обязанности, которые он должен выполнять. Возможно, в скором времени появится хартия обязанностей человека, которая до- полнит принцип неделимости всех прав человека, получающий все большее признание на исходе ХХ в.
    Зачастую считается, что современная концепция прав человека сформировалась в XVIII в. и нашла свое выражение в Американской декларации независимости и Французской декларации прав человека и гражданина. Однако важно при- знать, что многие из ключевых элементов прав человека уже существовали в культуре и обществе западных и незападных стран еще в древние времена. XVIII же век знаменателен тем, что права человека получили свое концептуальное оформление на основе индивидуальных прав на жизнь и свободу. В истоках этой концепции лежат принципы и традиции прошлых циви- лизаций.
    Развитие концепций прав человека является по своему характеру эволюционным. За гражданскими и политическими правами, необходимость защиты которых явилась первым толч- ком к разработке концепций прав человека в XVIII столетии, постепенно последовали экономические, социальные и культур- ные права. В настоящее время все большее признание получает третье поколение прав, которое отражает законные чаяния всего человечества: права на мир, развитие и охраняемую от разру- шения чистую окружающую среду.
    Развитие концепций экономических, социальных и культур- ных прав было более медленным, чем концепции гражданских и политических прав. Расширение участия в демократических структурах сначала представителей среднего и рабочего классов, а затем и женщин путем предоставления им права голоса явилось реализацией прав, которые сейчас бы назвали “гражданские и

    306 307
    политические”. Сначала внимание социальных реформаторов привлекли последствия промышленной революции: урбаниза- ция, эксплуатация труда, в частности детского, и невыносимая нищета рабочих классов.
    На начальном этапе решение этих проблем зависело от фи- лантропических учреждений и отдельных лиц, занимавшихся благотворительной деятельностью. Концепция коллективной
    ответственности за социальное зло получила развитие впо- следствии и приобрела форму трансфертных платежей в связи с развитием различных систем страхования. Но несмотря на то что первые признаки системы коллективной ответственности в
    Западной Европе можно увидеть в конце XIX в., когда в законо- дательство были внесены соответствующие изменения, именно в этот период страны Западной Европы расширили колонизацию
    Вест-Индии, Азии и Африки. Последствия этого колониализ- ма подтверждены многочисленными документами. Покорение народов и стран привело к разрушению социальных систем и структур. Социальные отношения в традиционных обществах были подорваны, а права человека, общин игнорировались ко- лониальными державами.
    Концепция организованного социального обеспечения на- чала развиваться после того, как была признана непригодность индивидуальных мер для решения коллективных проблем.
    Работники социальной сферы начали объединять свои усилия, обмениваться идеями и опытом, совершенствовать свои методы и принимать коллективные меры с целью решения возникавших перед ними проблем. Вместе с этим Первая мировая война и ее последствия показали людям, что все в нашем мире взаимозави- симо. Появилось общее желание осудить войну и создать инсти- туциональную основу для международного сотрудничества.
    Свидетельством этого нового подхода к сотрудничеству на международном, региональном и национальном уровнях стало учреждение Лиги Наций и Международной организации труда, а также появление в 1920 г. социально-попечительных органи- заций, например Международной конференции по вопросам социального попечения, Международного комитета школ соци- ального обслуживания и Международного постоянного секрета- риата социальных работников. Основное внимание организации социального обслуживания стали уделять вопросам подготовки работников социальной сферы и развитию соответствующих организационных структур в отдельных странах. Но хотя права человека лежали в основе системы ценностей социальной работы и все шире находили свое отражение в кодексах этики, которые принимались национальными, профессиональными ассоциация- ми, они не преподавались на формальной основе.
    Как это ни прискорбно, но потребовался еще один гло- бальный конфликт, т. е. Вторая мировая война, для того чтобы начался следующий важный этап в области развития прав человека. После Второй мировой войны страны мира приняли новую основу для международного сотрудничества. Широкое признание получила необходимость оформления норм между- народного поведения в качестве прав. В 1948 г. была принята
    Всеобщая декларация прав человека, которая стала основой для всей последующей деятельности. Ультранационализм XIX в. наконец сменился общим пониманием того, что международное сообщество не может оставаться в стороне, когда в какой-либо стране правам человека угрожает опасность.
    Создание этой новой основы для международного сотруд- ничества также имело последствия для национальных и между- народных организаций социального обслуживания. В качестве одного из принципов деятельности в социальной сфере стал утверждаться принцип глобальной солидарности. Увеличилось число организаций социального обслуживания, расширился охват и география их деятельности.
    1. Право на жизнь
    Осознание ценности человеческой жизни является основой основ всей работы в области прав человека. Ценность жизни человека и других живых существ — это источник всех других идеалов и ценностей. Это предполагает, что никто не может быть лишен жизни, а также то, что право на жизнь являет- ся неотъемлемым и абсолютным правом каждого человека.
    Поэтому социальные работники должны по возможности не

    308 309
    только противодействовать нарушениям прав человека, но и активно поддерживать всю деятельность в области обеспечения и улучшения жизни. Только так можно наполнить реальным содержанием существование человека. Все элементы и формы жизни, будь то жизнь человека или других живых существ, тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Нарушение любого из звеньев затрагивает социальную ткань или нить жизни и таким образом наносит ущерб всему человечеству. Ценность жизни означает, что страдания и смерть — это не личная трагедия какого-то одного человека; они затрагивают и всех других людей так же, как радость, счастье и сама жизнь.
    Физическое здоровье является важным аспектом ценности и качества жизни. Ухудшение состояния окружающей среды, кризис в области водных ресурсов, включая их загрязнение, отсутствие или сворачивание программ в области здравоохране- ния, представляют собой некоторые из тех серьезных факторов, которые создают опасность для жизни.
    2. Свобода
    Принцип, в соответствии с которым “все люди рождаются свободными”, провозглашается в первых двух статьях Всеобщей декларации прав человека. Основные свободы: право на свободу; свобода от рабства и подневольного состояния; свобода от пыток и жестокого, бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения и наказания; свобода от произвольного ареста, задержания или изгнания; свобода от произвольного вмешательства в личную и семейную жизнь и от произвольного посягательства на неприкосновенность жилища и тайну кор- респонденции, а также свобода передвижения и выбора места жительства — провозглашаются в следующих 19 статьях.
    Тот факт, что все люди рождаются свободными и имеют право на свободу, “предполагает, что каждый человек имеет свободу выбора образа его или ее жизни. Однако эта свобода за- частую ограничивается материальными и другими факторами.
    Кроме того, эта свобода ограничена принципом уважения права других лиц на свободу. Тем не менее, наряду с жизнью, свобода рассматривается в качестве одной из самых важных человече- ских ценностей, которая тесно связана с достоинством челове- ка и непреходящей ценностью жизни человека. Стремление к свободе побудило многих людей на борьбу с целью обретения территориальной и географической независимости. Стремление к духовной и интеллектуальной свободе побудило многих на ге- роические поступки. Что касается отдельных людей, то свобода или способность управлять своими чувствами может способ- ствовать душевному миру и гармонии. Социальные работники зачастую находятся на переднем крае борьбы за свободу. В тех районах мира, где отсутствует свобода, они подвергаются пре- следованиям за то, что следуют своим принципам.
    3. Равенство
    Основной принцип равенства всех людей провозглашен в первой статье Всеобщей декларации прав человека. Однако он не находит должного применения в повседневной жизни, не говоря уже о различных аспектах человеческих отношений. Он лежит в основе имеющего первостепенное значение принципа справедливости, что тем самым требует серьезного анализа справедливого и несправедливого равенства и неравенства на основе биологических факторов, духовных, социальных и куль- турных потребностей с учетом вклада каждого в благосостояние других.
    В случае принятия принципа равенства дискриминация в отношении какого-либо лица или группы лиц становится невоз- можной. Недискриминация основывается на двух составляющих одно целое принципах: равенство и уважение достоинства. Она также предполагает целостность личности человека, в то время как дискриминация определяет человека только по одному из конкретных признаков, будь то пол, раса, цвет кожи, религия и т. д. Дискриминация может превратить человека в безропотного и послушного исполнителя, поскольку при дискриминации чело- век уже не воспринимается с учетом уникального разнообразия и в то же время целостности его или ее личности.
    Можно сказать, что дискриминация представляет собой лишение всех людей их фундаментальных и универсально признанных прав в интересах узкой группы или групп лиц.

    310 311
    Дискриминация имеет различные формы. Перечень причин дискриминации, содержащийся во всех соответствующих международных договорах, “без какого бы то ни было разли- чия, как то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, рели- гии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения”, не является исчерпывающим. Постоянно появляются новые поводы для дискриминации, что вызвано происходящими в мире изменениями (например, тенденциями в области сексуальной ориентации, распространением вируса
    ВИЧ/СПИДа), признанием новых свобод, возникновением но- вых проблем, технологическими и другими тенденциями, ко- торые приводят к изменению образа жизни и существовавших традиций. Принцип противодействия дискриминации по таким причинам означает, что социальные работники должны в своей деятельности постоянно контролировать себя на предмет своих убеждений и принципов.
    4. Справедливость
    Необходимо учитывать различные аспекты справедливо- сти: правовые, судебные, социальные, экономические и другие, которые являются основой общества, построенного на принципе уважения достоинства его членов и обеспечения безопасности и неприкосновенности личности. В международных договорах
    Организации Объединенных Наций содержатся важные прин- ципы и обязательства с целью недопущения произвольного лишения свободы и вмешательства в личную жизнь и обеспе- чения защиты в соответствии с законом. В случаях нарушения закона лица имеют право на быстрое и справедливое судебное разбирательство их дел беспристрастным судебным органом. В случае их признания виновными они имеют право на гуманное обращение, цель которого состоит в исправлении и социальном перевоспитании. Во всех этих документах подчеркивается важ- ность независимости органов судебной власти.
    Однако поиски справедливости имеют более широкие по- следствия, некоторые из которых весьма трудно кодифициро- вать. Социальная справедливость обеспечивает удовлетворение
    насущных потребностей человека и справедливое распреде-
    ление материальных ресурсов. Деятельность в этой области направлена на обеспечение общего доступа к таким важным услугам, как здравоохранение и образование, создание равных возможностей на начальном этапе, защиту лиц или групп лиц, находящихся в неблагоприятном положении, и обеспечение сбалансированности в таких областях, как вознаграждение, по- требление и извлечение прибыли.
    Социальные реформаторы, в том числе и социальные работ- ники, которые стремятся обеспечить справедливость, считают, что справедливость и социальная справедливость являются основным средством защиты от угнетения во всех формах его проявления и основой для более справедливого развития чело- вечества.
    5. Солидарность
    Солидарность является еще одной важной ценностью, ко- торая означает не только понимание боли и страданий людей и умение поставить себя на их место, но и участие в борьбе этих людей за их дело. Можно быть солидарным с отдельными лица- ми, а также с семьями, группами, общинами, населением и даже целыми расовыми или этническими группами. Работники соци- альной сферы должны солидаризироваться с жертвами насилия, пыток, изгнания или ущемления свобод в любой точке мира.
    Солидарность имеет большое значение при стихийных бед- ствиях, а также во многих трагических ситуациях, обусловлен- ных нуждой, несправедливым распределением ресурсов, пре- небрежением и социальной несправедливостью. Нищета, голод, недоедание, бездомность и отсутствие средств существования являются, возможно, одними из самых серьезных нарушений прав человека, которые еще не получили достаточного при- знания. Проявление солидарности чрезвычайно необходимо в этих якобы не столь драматичных условиях, в которых люди испытывают огромные, хотя и неприметные, на первый взгляд, страдания. В заключение следует отметить, что оказание со- циальными работниками и многими другими людьми активной помощи уязвимым слоям населения и жертвам нарушений прав

    312 313
    человека может изменить их положение благодаря повышению активности этих слоев и их выводу из изоляции.
    6. Социальная ответственность
    Социальная ответственность — это деятельность, осу- ществляемая в интересах уязвимых слоев населения и жертв нарушения прав человека: оказание им поддержки, защита их интересов, предоставление им помощи. Таким образом, можно сказать, что социальная ответственность — это практическая сторона солидарности. Согласно большинству религиозных учений и философских концепций, добрые намерения и добрые слова должны сопровождаться добрыми делами. Большинство религий внушают своим последователям, что тот, кто находится в “привилегированном положении”, имеет определенные обя- зательства перед теми, кто находится в неблагоприятном поло- жении. Понятие “привилегированное” не означает богатство, а является относительным и подразумевает более благоприятное положение одного человека по сравнению с другими. Выражение
    “социальная ответственность” также несет дополнительную смысловую нагрузку и означает “попечительство”, в соответ- ствии с которым все, чем мы владеем, дано нам для его исполь- зования с целью улучшения положения других. Концепция
    “попечительства” предполагает, что человек не только должен делиться своим богатством, но и использовать свои таланты и способности во имя прогресса человечества.
    7. Обеспечение мира и отказ от насилия
    Вышеизложенные ценности и принципы являются не только основой концепции прав человека, но и факторами, определяю- щими качество отношений между людьми. Еще одной важной ценностью, безусловно, является мир, причем не только в форме отсутствия организованного конфликта. Необходимо принимать все меры для сохранения и обеспечения мира, при этом основная цель состоит в достижении гармонии с самим собой, другими и окружающей средой.
    Конфликты в отношениях между людьми неизбежны, однако способы их урегулирования могут быть мирными или насильственными, конструктивными или разрушительными.
    Революционный подход “разрушить все до основания и постро- ить заново” привлекал людей на протяжении многих веков, при этом его реализация на практике неизбежно приводила к не- слыханным страданиям людей. Эволюционный подход является более медленным и зачастую сразу не дает результатов, но в конечном счете он позволяет найти более надежное и соответ- ственно более эффективное решение. Именно этот подход часто используется социальными работниками для урегулирования конфликтов между отдельными людьми и группами. Этот под- ход не исключает конфронтации и противостояния при поиске свободы, справедливости и социальной справедливости, но он исключает насилие.
    Весь ход истории показывает, что насилие и кровопролитие дают лишь временное решение проблем и создают почву для новых революций с целью свержения вступивших на престол новых властителей — вчерашних угнетенных. Ненависть по- рождает ненависть, месть порождает месть. Непрерывное же противодействие или ненасильственные методы давления могут, напротив, дать более прочные результаты.
    И хотя сегодня мир еще не готов отказаться от использова- ния оружия и, без сомнения, существуют веские основания для революций, следует признать, что посредничество и примире- ние являются эффективными средствами для преодоления, на первый взгляд, непримиримых различий при условии, что они будут применяться последовательно, на основе уважения, по- нимания и знания.
    Мирное развитие по-прежнему остается целью для людей, которые стремятся к свободе, справедливости, социальной спра- ведливости и созданию мира, в котором бы конфликты могли разрешаться ненасильственными способами.
    8. Отношения между человеком и природой
    Накануне XXI столетия необходимость уважения других видов и поиска гармонии с природой начинает проникать в со- знание людей.
    Деградация окружающей среды является слишком оче- видной, чтобы ее можно было игнорировать. Существующий в

    314 315
    мире экономический порядок, несовершенные модели развития, различия в запасах ресурсов, радиоактивное, промышленное и другие виды загрязнения, а также тенденции в области по- требления в промышленно развитых и развивающихся странах являются причинами плачевного состояния, в котором находится наша Земля. Алчность, отсутствие информации и необходимость выживания, потребительское отношение и крайняя нищета соз- дают угрозу для природы и уязвимых слоев населения.
    Комплексные программы с целью предотвращения де- градации окружающей среды и, возможно, ее восстановления должны быть дополнены комплексными, формальными и не- формальными, программами экологического воспитания, а также кампаниями с целью охраны окружающей среды.
    Таким образом, провозглашенные во Всеобщей декларации права человека охватывают все стороны человеческой жизни и являются основными человеческими ценностями.
    § 2. Международные документы по правам человека
    В соответствии с международными актами права человека являются универсальными и ими могут пользоваться все люди без какой-либо дискриминации. Уважение индивидуальных прав должно поощряться на постоянной основе, независимо от существующих условий или политической системы. Права какого-либо лица или группы лиц могут быть ограничены только в том случае, когда их осуществление ограничивает такие же или сопоставимые права других лиц.
    В международном праве получили четкое определение принципы уважения прав человека, их международные нормы и стандарты. Так, общие принципы права — это принципы между- народного права, которые выражают общепризнанные нормы поведения субъектов международного нрава. В Статуте Между- народного Суда ООН (ст. 38) используется понятие “общие прин- ципы права, признанные цивилизованными нациями”.
    Следует обратить внимание на тип и характер документов, в которых сформулированы принципы прав человека, при- нимаемых ООН, ЮНЕСКО, МОТ, международными конгрес- сами, конференциями и другими форумами. Дело в том, что принимаемые документы имеют различный правовой статус.
    Декларации, принципы, руководящие положения, стандартные правила и рекомендации не имеют обязательной юридической силы. Вместе с тем эти документы обладают неоспоримым морально-политическим воздействием и служат практическим руководством для государств при осуществлении ими своей по- литики. Ценность этих документов заключается в их признании и принятии значительным числом государств, и, даже не имея обязательной силы, они могут рассматриваться как документы, декларирующие общепринятые принципы в рамках междуна- родного сообщества.
    Международные акты, к числу которых относятся конвен- ции, пакты, протоколы, обладают обязательной силой для тех государств, которые ратифицировали их или присоединились к ним. Договоры, принятые в рамках Организации Объединенных
    Наций, открыты для подписания и ратификации всеми госу- дарствами, в то время как условием для принятия договоров, утвержденных в рамках региональных организаций, является членство в соответствующей организации, например Совете
    Европы
    1
    Рассмотрим содержание Всеобщей декларации прав че- ловека и двух международных пактов, составляющих единое целое — Билль о правах человека и являющихся базовыми в понимании прав человека. Сформулированные в преамбуле и
    30 статьях Всеобщей декларации права человека можно систе- матизировать по трем группам или, как сейчас принято, трем поколениям прав человека. Первое поколение включает “пра- ва, сформулированные в отрицательной форме”, представляет собой гражданские и политические права, провозглашенные в ст. 2–21 Всеобщей декларации прав человека. Эти права при- званы обеспечить человеку защиту от любого ограничения его свободы. Второе поколение — “права, сформулированные в поло-
    1
    См.: Устав ООН. Статут Международного Суда. Нью-Йорк, 1948.
    С. 3.

    316 317
    жительной форме” (экономические, социальные и культурные), которые закреплены в ст. 22–27 Декларации и направлены на обеспечение социальной справедливости, свободы от нужды и участие в социальной, экономической и культурной жизни. Тре- тье поколение — “коллективные” права, вскользь упоминаемые в ст. 28 Декларации, которая гласит, что “каждый человек имеет право на социальный и международный порядок, при котором права и свободы, изложенные в настоящей Декларации, могут быть полностью осуществлены”
    1
    Билль о правах человека включает, помимо Всеобщей де- кларации, Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, которые были приняты в 1966 г. и вступили в силу в 1976 г. Их принятие было продиктовано необходимостью дополнить нормы Декларации, которые имеют нравственное и политическое значение, нормами и стандартами, имеющими юридическую силу, с помощью которой в судебном порядке может обеспечиваться защита прав человека в случаях их на- рушения.
    В 53 статьях Международного пакта о гражданских и по- литических правах и двух факультативных протоколах к нему сформулирована не только целая гамма прав человека, но и ме- ханизм их реализации на международном уровне и в масштабах отдельных стран. В этом пакте закреплены следующие права человека: право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность
    (ст. 6), право не подвергаться пыткам и бесчеловечному обраще- нию, не подвергаться произвольному аресту и задержанию (ст. 7,
    9), право на свободное передвижение и выбор места жительства
    (ст. 12), права на свободу слова, религии, собрания, ассоциаций, включая членство в профсоюзах (ст. 18, 19, 21, 22), право голосо- вать на основе системы всеобщего избирательного права (ст. 25), права меньшинств на защиту (ст. 27) и другие права
    2 1
    Лукашук И. И. Международное право. Общая часть. М., 1996.
    2
    См.: Международное гуманитарное право в документах. М., 1999.
    С. 25–28.
    О важности международных пактов говорит тот факт, что по состоянию на 1 сентября 1997 г. Международный пакт об эко- номических, социальных и культурных правах ратифицировали или присоединились к нему 136 государств. Международный пакт о гражданских и политических правах ратифицировали или присоединились к нему 138 государств, а первый факуль- тативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических нравах ратифицировали или присоединились к нему 92 государства.
    Развитием международных документов стало принятие пяти договоров, обеспечивающих защиту конкретных прав: Междуна- родная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискримина- ции (1965 г.), Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 г.), Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов об- ращения и наказания (1984 г.), Конвенция о правах ребенка (1989 г.),
    Международная конвенция о защите прав всех трудящихся — мигрантов и членов их семей (1990 г.).
    После принятия Международного пакта о гражданских и по- литических правах и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.) еще до вступления их в силу в 1976 г., пяти конвенций ООН по защите конкретных прав ее специализированные организации развернули значительную работу по информированию государственных деятелей, широкой общественности о важности норм и стандартов прав человека, изложенных в этих нормах.
    Важная роль также отводится Декларации социального про- гресса и развития, принятой в 1969 г. Генеральной Ассамблеей
    ООН. В ней получили дальнейшее развитие и углубление многие нормы прав человека, изложенные в пактах. В этой Декларации сказано, что целью социального прогресса и развития является постоянное повышение материального и духовного уровня жиз- ни всех членов общества при уважении и осуществлении прав человека и основных свобод. В ней изложены основные направ- ления социальной политики на национальном, региональном и международном уровнях; планирование социального прогресса

    318 319
    и развития как составной части общего пропорционального раз- вития; учреждение, где это необходимо, национальных систем по разработке и проведению в жизнь социальной политики и программ; содействие со стороны заинтересованных государств плановому региональному развитию.
    В последующие годы после принятия международных пактов, Декларации социального прогресса и развития были проведены многочисленные интернациональные акции, цель которых — решение конкретных задач социальной политики.
    Среди них: Международные конференции по проблемам на- родонаселения и развития (1974, 1994 гг.); Международный год женщины и Десятилетие женщины ООН: Равенство, Развитие,
    Мир (1976–1985 гг.) и соответствующие конференции (1975,
    1980 и 1985 гг.); Всемирная конференция по вопросам занятости
    (1976 г.); Международное десятилетие инвалидов Организации
    Объединенных Наций (1983–1992 гг.); Всемирная ассамблея по проблемам старения (1982 г.); Международный год молодежи
    (1985 г.); Международная конференция по борьбе со злоупотре- блением наркотическими средствами и их незаконным оборотом
    (1987 г.); Международный год обеспечения жильем бездомного населения (1987 г.) и ряд других встреч и совещаний.
    Рубежным этапом в защите прав человека в контексте со- блюдения международных норм и стандартов стала ратифи- кация беспрецедентно большим количеством стран междуна- родных пактов и вступление их в силу в 1976 г. В последующее десятилетие ООН приняла важные документы, в которых был сделан акцепт на социальное развитие. Так, в декабре 1986 г.
    Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о праве на развитие и резолюцию “Неделимость и взаимозависимость экономических, социальных, культурных, гражданских и по- литических прав”.
    Важное значение для понимания роли социальной полити- ки в защите прав человека имело проведение в сентябре 1987 г.
    (Вена) Межрегионального консультативного совещания по по- литике и программам социального обеспечения в целях развития с участием представителей 90 стран. На совещании состоялся обмен профессиональным опытом на глобальном уровне в обла- сти социальной политики, социального развития и социального обеспечения.
    В результате всесторонней и конструктивной дискуссии на основе консенсуса были приняты “Руководящие принципы” по- литики и программ социального обеспечения в целях развития на ближайшее будущее, которые позднее были одобрены Гене- ральной Ассамблеей ООН в ее специальной резолюции.
    Участники этого совещания акцентировали внимание на повышении роли социальной политики в решении жизненных проблем мирового сообщества. При этом было подчеркнуто, что
    “социальная политика должна быть достаточно гибкой, чтобы ее применять для решения возникающих новых проблем, что- бы она могла стать средством, содействующим развитию, а не барьером на его пути”
    1
    Большое значение имеет и Всемирная встреча на высшем уровне в интересах социального развития в марте 1995 г. (Копен- гаген). Эта Встреча готовилась три года; делегации многих стран возглавляли президенты, вице-президенты, премьер-министры и другие государственные деятели высокого ранга.
    Участники Встречи не могли обойти молчанием сложную и противоречивую ситуацию, характерную для современного мира. С одной стороны, несомненные достижения науки и техни- ки, с другой — их плодами пользуется только 1 из почти 6 млрд населения мира; 1,3 млрд человека живут за чертой бедности;
    1,5 млрд человек не имеют возможности пользоваться самой элементарной медицинской помощью; свыше 900 млн человек неграмотны и 100 млн детей не посещают школу.
    Внешняя задолженность развивающихся стран, включая страны Восточной Европы, составляет 1,3 трлн долларов, на обслуживание которых ежегодно тратятся десятки и сотни мил- лиардов долларов
    2 1
    Изменения в области социальной политики. Нью-Йорк, 1990.
    2
    См.: Всемирная встреча на высшем уровне в интересах социально- го развития. 6–12 марта, 1995. Копенгаген, 1995. С. 144.

    320 321
    В таких условиях, когда усиливается маргинализация целых стран и народов, растет разрыв между богатыми и бедными, на первый план выдвинулись вопросы бедности, социальной раз- общенности и продуктивной занятости.
    В принятой на этой Встрече Копенгагенской декларации о социальном развитии были сформулированы приоритетные цели социального развития: обеспечение социальной защиты индиви- да, содействие социальной интеграции и поддержание социаль- ного мира. Всемирная встреча на высшем уровне подчеркнула связь между борьбой с бедностью, изысканием возможностей социальной интеграции и созданием продуктивной занятости.
    Занятость сегодня представляет собой необходимый фактор интеграции. И наоборот, безработица — это форма изоляции, которая влечет за собой целый ряд социальных проблем.
    Соблюдением прав человека, развитием социальной по- литики занимаются многие международные организации. Так, система ООН включает целый ряд специализированных между- народных организаций (МОТ, ЮНЕСКО, ВОЗ), призванных за- ниматься конкретными социальными проблемами.
    Так, МОТ функционирует с 1919 г., и за это время его нор- мотворческая деятельность в сфере социально-трудовых от- ношений составляет свыше 170 конвенций, которые сыграли важную роль в налаживании социального партнерства между работниками, работодателями и государством. Неслучайно при вручении МОТ Нобелевской премии было отмечено, что МОТ
    “оказывала влияние на законодательство всех стран”.
    Права человека в области образования, науки, культуры и информации формирует на глобальном уровне ЮНЕСКО. За более чем 50-летний период деятельности эта организация при самом активном участии ведущих ученых и специалистов раз- работала и приняла ряд принципиально важных деклараций, рекомендаций, программ, которые сыграли большую роль в ликвидации неграмотности, в доступе широких масс к культуре, пользованию достижениями науки и прогресса.
    Наряду с конвенциями и декларациями всемирного мас- штаба имеются континентальные и региональные договоры по правам человека. Следует назвать Хартию Организации афри- канского единства (1963 г.), Африканскую Хартию прав человека и народов (1981 г.), Африканскую комиссию по правам человека и народов, Устав Организации американских государств — Аме- риканскую декларацию прав и обязанностей человека (1948 г.),
    Американскую конвенцию о правах человека (1969 г.), Межаме- риканскую комиссию по правам человека, Межамериканский суд по правам человека, Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Европейскую социальную хартию (1961 г.), Организацию по безопасности и сотрудниче- ству в Европе (1975 г.), Европейский суд защиты прав человека,
    Конвенцию Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (1995 г.), Хартию социальных прав и гарантий граждан независимых государств (1994 г.).
    В ООН функционирует два вида контрольных механизмов: институциональные и конвенциональные (договорные). Инсти- туциональными структурами, т. е. постоянными институтами
    ООН, являются Генеральная Ассамблея, Экономический и Со- циальный Совет, Комиссия по правам человека, Комиссия по положению женщин, Центр по правам человека, а с 1993 г. —
    Управление Верховного комиссара по правам человека, при- званное играть центральную роль в процедуре контроля за вы- полнением всех конвенций в области прав человека.
    Соблюдение прав человека в социальной сфере в соответ- ствии с принятыми международными актами наряду с выше- названными институциональными органами ООН обеспечивают такие механизмы, как конвенциональные структуры, которые учреждаются для контроля за выполнением каждого междуна- родного договора, вступившего в силу. Такими договорными ор- ганами ООН являются Комитет по правам человека, Комитет по экономическим, социальным и культурным правам, Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет по правам ребен- ка, которые призваны осуществлять контроль за соблюдением положений соответствующих международных договоров.
    В системе ООН за последнее десятилетие сформировался механизм и технология контроля за соблюдением положений

    322 323
    международных договоров по правам человека в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН (1982 г.), касающейся эффективного осуществления документов по правам человека.
    С 1984 г. проводятся совещания председателей органов, кото- рым поручено рассмотрение докладов государств — участников международных договоров, которые эти государства обязаны регулярно представлять, о выполнении взятых на себя обяза- тельств по соблюдению прав человека.
    Восьмое Совещание председателей договорных органов состоялось в сентябре 1997 г. (Женева). В его работе приняли участие представители многих стран — участников между- народных договоров, руководители и сотрудники органов и специализированных организаций ООН: Детского фонда ООН
    (ЮНИСЕФ), Объединенной программы ООН по ВИЧ/СПИДу
    (ЮНИДС), Фонда ООН в области народонаселения (ЮНФА),
    УВКБ, МОТ, ВОЗ.
    Участники этого совещания рассмотрели Доклад Генераль- ного Секретаря ООН о совершенствовании функционирования договорных органов по правам человека, заслушали высту- пления Верховного комиссара ООН по правам человека Мэри
    Робинсон, председателя Комиссии по правам человека и других официальных лиц, органов и организаций системы ООН.
    Анализ реализации интернациональных договоров по пра- вам человека показывает, что на международном уровне сделано немало для обеспечения основных норм и стандартов прав че- ловека. Этому способствовал тот факт, что благодаря принятым международным договорам по правам человека в международ- ном праве восторжествовал принцип уважения прав человека, что, в свою очередь, внесло изменение в саму концепцию между- народного права. Если раньше субъектами международного права были только отношения между государствами, то сейчас отношение государства к своему населению, уважение его прав и свобод становится объектом внимания мирового сообщества, его обязанностью соблюдать международно-признанные нормы и стандарты прав человека.
    При всей важности соблюдения прав человека на между- народном уровне следует иметь в виду, что решающее значение имеет внутригосударственное законодательство, его нормы, обычаи, практика. Российская Федерация ратифицировала большинство международных конвенций; Конституция 1993 г. признает примат международного права в международных де- лах. Российская Федерация после вступления в Совет Европы, например, ратифицировала три основополагающих документа —
    Европейскую конвенцию о правах и основных свободах, Кон- венцию против пыток и Хартию о местном самоуправлении, что позволило Российской Федерации стать полноправным членом
    Совета Европы. Однако предстоит большая работа для того, чтобы высокие международные стандарты сделать нормами повседневной жизни.
    Вопросы для самоконтроля
    1. Покажите взаимосвязь социальной политики и прав че- ловека.
    2. Дайте определение понятию “концепция коллективной ответственности за социальное зло”.
    3. В каком году была принята Всеобщая декларация прав человека?
    4. В чем состоит сущность социальной справедливости и социальной ответственности?
    Литература
    1. Всемирная встреча на высшем уровне в интересах соци- ального развития 6–12 марта 1995. Копенгаген, 1995.
    2. Лукашук И. И. Международное право. Общая часть. М.,
    1996.
    3. Медународное гуманитарное право в документах. М.,
    1999.
    4. Организация объединенных наций. Права человека: во- просы и ответы. Нью-Йорк, 1990.
    5. Теория социальной работы: Учебник / Под ред. Е. И. Хо-
    лостовой. М., 1998.

    324 325
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   45


    написать администратору сайта