Главная страница
Навигация по странице:

  • Метод мозгового штурма

  • Синектическое генерирование альтернатив

  • В методе разработки сценариев

  • Морфологический анализ

  • Деловую игру

  • методы принятия управленческих решений. методы принятия УР. Содержание введение 5 1 Основы методологии теории принятия решений 7


    Скачать 5.15 Mb.
    НазваниеСодержание введение 5 1 Основы методологии теории принятия решений 7
    Анкорметоды принятия управленческих решений
    Дата10.01.2020
    Размер5.15 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файламетоды принятия УР.doc
    ТипРеферат
    #103439
    страница7 из 27
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   27

    2.2 Методы генерации решений



    Генерирование альтернативных решений достижения целей является творческим процессом ЛПР и экспертов, требующим анализа и синтеза предшествующих элементов процесса разработки решений: проблемной ситуации, времени и ресурсов, целей и ограничений. В условиях ограничения времени и ресурсов главным источником информации при разработке решений являются знания и опыт ЛПР и экспертов в предметной области решений. Рекомендации относительно генерирования новых идей и альтернатив решения проблем изложены в ряде публикаций [3, 8, 9, 10].

    Все множество управленческих решений в зависимости от новизны проблемной ситуации можно разделить на три типа:

    • стандартные решения,

    • усовершенствованные решения,

    • оригинальные решения.

    Если данная проблемная ситуация уже неоднократно встречалась в прошлом (типовая), то необходимо воспользоваться известным стандартным решением. Если данная проблемная ситуация отличается некоторыми особенностями от типовой, то целесообразно только конкретизировать стандартные решения применительно к данной ситуации, получив видоизменение известных вариантов решений и пополнив банк данных типовых проблемных ситуаций и стандартных решений. Оригинальные решения разрабатываются, когда известные пути решения не годятся либо имеют низкую эффективность достижения целей.

    Для разработки новых и оригинальных решений используют наиболее часто экспертные методы [6], при этом обращают внимание на требования полноты множества альтернативных решений, рациональность достижения целей и возможности реализации решения. Количество сгенерированных альтернатив на начальном этапе не ограничивается. В дальнейшем каждый вариант решения должен быть комплексно проанализирован не только с позиции степени достижения целей, но и всех факторов, определяющих возможность его осуществления. Полнота генерируемого множества решений может быть достигнута путем генерирования промежуточных вариантов решений между двумя крайними — идеальным и наихудшим. Идеальный вариант решения характеризуется высокой степенью достижения целей любой ценой и, как правило, не реализуется. Наихудший вариант решения может характеризоваться бездействием. После формирования альтернативных решений приступают к выявлению их предпочтений.

    В практике управления и принятия решений хорошо зарекомендовали себя следующие способы генерирования решений [3, 4]: мозговой штурм, синектика, разработка сценариев, морфологический анализ, деловые игры. Эти способы в литературе достаточно подробно описаны, поэтому остановимся только на некоторых моментах. Метод мозгового штурма разработан специально для получения максимального количества идей. В состав экспертной группы (до 20 человек) входят специалисты с широкой эрудицией и богатой фантазией. Общение — свободное с запрещением критики в адрес любых высказываний по проблеме. Синектическое генерирование альтернатив в противоположность мозговому штурму предполагает формирование небольшого числа хороших альтернатив путем ассоциативного мышления, поиска аналогий поставленной задаче. В составе экспертной группы (до 7 человек, специально подобранных и подготовленных) ведется систематическое направленное обсуждение любых аналогий с подлежащей решению проблемой, спонтанно возникающих в ходе бесед. В ходе бесед критика высказываний разрешена.

    В методе разработки сценариев ключевыми понятиями проблемной ситуации являются действия и события, а альтернативными решениями являются различные последовательности действий (сценарии), приводящие к различным событиям и исходам. Например, проблема ликвидации аварии и последствий разлива нефти в гавани может быть решена с помощью определенных действий. В каждой проблемной ситуации последовательность действий может быть своя, приводящая к наилучшему результату. Важными этапами создания сценариев являются: составление перечня факторов, влияющих на ход событий; установление отношений между факторами; назначение лиц, ответственных за контроль этих факторов, и другие.

    Морфологический анализ заключается в генерировании альтернативных решений путем перебора возможных сочетаний значений параметров, характеризующих исследуемую либо проектируемую систему. Например, проблемная ситуация в учебном заведении, связанная с финансовыми ресурсами для организации учебного процесса [4], может быть разрешена с помощью ряда альтернативных решений. Одно из них — довести годовой объем финансирования из федерального бюджета до 50 %, из местного бюджета — до 10 %, из внебюджетных фондов — до 30 %, из других источников — до 10 %. Другие альтернативы будут иметь иные сочетания процентных соотношений. Количество вариантов решений ограничивается практическими возможностями.

    Деловую игру можно определить как имитацию реальных ситуаций, выполненную на модели объекта, в процессе которой участники игры ведут себя так, будто они в действительности выполняют порученную им роль. При условии достаточного соответствия реальным условиям, сравнительно небольшим затратам и высокой скорости проведения деловые игры являются весьма эффективным методическим средством обучения принятию решения в конкретной производственной практике.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   27


    написать администратору сайта