Хрестоматия Хомской. Содержаниепредисловие ко второму изданию теоретические основы нейропсихологии
Скачать 4.93 Mb.
|
Рис. 2. Распределение ответов различного типа (%) при опознании мелодий: А — до припадка Б и В — в период инактивации правого и левого полушарий — количество узнанных и правильно названных мелодий — тоже узнанных, ноне названных мелодий 3 — тоже неузнанных мелодий Проблемы межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия вая...», все играет одно и тоже. В тоже время, если действительно предъявляется одна и та же даже очень хорошо знакомая мелодия, то испытуемые один разузнают ее, другой разговорят это как будто что то знакомое, а в третий раз либо утверждают, что никогда этой мелодии не слышали, либо грубо ошибаются. Ошибки, которые допускаются в период инактивации правого полушария при опознании мелодий, часто чрезвычайно грубы и нелепы. Так, песня Из за острова на стрежень опознается как Румба песня Степь да степь кругом — как марш Мы молодая гвардия романс Гори, гори, моя звезда — как песня Не видала ты подарка от донского казака романс Очи черные — как песня «Семен, Семен, ты мне нравишься и т. п. Все эти мелодии дои после периода инактивации правого полушария оценивались как знакомые и правильно назывались. Даже о правильно узнанных мелодиях испытуемые говорят в период инактивации правого полушария крайне неуверенно — похоже на Катюшу, будто знакома...», «не знаю точно, знакома. ужине знаю...». Характерной особенностью процесса опознания мелодий в период инактивации правого полушария является труднопреодолимое стремление к их классификации. Вместо того чтобы назвать предъявленную мелодию или сказать, знакома она или нет, испытуемые настойчиво их систематизируют — это марш, это не марш», «это революционная, это народная, это военная, это плясовая и т. п. «Классифицируя» услышанные мелодии, испытуемые путают жанры и не замечают своих ошибок Из за острова на стрежень они называют военной музыкой, «Калинку» и даже Гори, гори, моя звезда — маршем и т. п. Иногда все предъявляемые мелодии оцениваются либо как марш, либо как народная песня. Эту тенденцию классифицировать услышанные мелодии не удается преодолеть ни повторными инструкциями, ни просьбами говорить о каждой мелодии более конкретно. Еще одна особенность процесса опознания мелодий в период инактивации правого полушария заключается в том, что испытуемые, которые не уверены, правильно ли они узнали предъявляемую мелодию, а также испытуемые, которые отрицают, что вообще когда либо ее слышали, в тоже время гораздо легче, чем в контрольных исследованиях, вспоминают и декламируют тексты различных хорошо знакомых песен и романсов. Обычно эти тексты не имеют отношения к предъявляемым мелодиям. Также как и попытки классифицировать мелодии, эта декламация носит характер своеобразной навязчивости — она продолжается и после того, как предъявляемая мелодия уже отзвучала. Инактивации правого полушария сопутствует избирательное снижение внимания к предъявляемым мелодиям. Часто на вопрос, знакома ли мелодия, испытуемые равнодушно отвечают прослушала, не заметили т. п. В период инактивации правого полушария обнаруживается также нарушение возможности воспроизведения мелодий. Испытуемые отказываются напеть услышанную мелодию, ссылаясь на неспособность, неумение петь, отсутствие слуха, или напевают неправильно, смешивая самые разные мелодии и не замечая своих грубых ошибок. Следует подчеркнуть, что те же самые испытуемые, которым в период инактивации правого полушария бывает так трудно воспроизвести услышанную мелодию, в контрольных исследованиях и после того как явления инактивации полу Восприятие сложных неречевых звуковых образов в условиях инактивации 259 шария сглаживаются, легко выполняют просьбу экспериментатора, правильно напевают услышанные знакомые мелодии. По мере восстановления функций правого полушария раньше появляется узнавание мелодий и гораздо позже — способность правильно ее воспроизвести. В период инактивации левого полушария опознание мелодий облегчается несколько увеличивается, хотя и несущественно, количество правильно узнанных мелодий и укорачивается до 5,8 ± 0,3 с латентный период ответов (р < 0,001). Прослушав мелодию или даже не дождавшись ее окончания, испытуемые быстро и уверенно сообщают, узнали они ее или нет, — знаю, конечно, знаю, «знакома». Они проявляют большую, чем в контрольных исследованиях, заинтересованность в эксперименте, бывают очень довольны, когда узнают мелодию, и огорчаются не удаче. Облегчение опознания мелодий обнаруживается ив тех случаях, когда инактивация левого полушария сопровождается афатическими нарушениями и парафа зиями. Обычно испытуемые ив этой ситуации находят способ сообщить, знакома им предъявленная мелодия или нет. Существенно возрастает (р < 0,001) количество мелодий, о которых испытуемые говорят помню, узнаю, знаю и т. п. Нов период, когда еще имеют место речевые расстройства, они гораздо реже, чем в контрольных исследованиях, могут вспомнить название и слова из текста прослушанных песен и романсов (р < 0,001) (рис. 2, В. Испытуемые сами с удивлением и недоумением замечают эту свою забывчивость — знакомая, а забыла слова...», «ну знала же. и забыла. Следует подчеркнуть, что они не могут вспомнить в период инактивации левого полушария названия и слова тех песен и романсов, которые помнили в контрольных исследованиях и которые легко вспоминают снова, когда явления инактивации полушария минуют. При инактивации левого полушария наряду с облегчением узнавания мелодии облегчается и их воспроизведение. Испытуемые легко вспоминают мелодии ив подавляющем большинстве правильно их напевают, даже со значительно большей, чем в контрольных исследованиях, экспрессией они не только громко и подолгу распевают услышанную мелодию, но и сопровождают пение жестикуляцией и размашисто дирижируют. Если предъявляется относительно сложная и редко исполняемая мелодия (например, романсы Утро туманное или Гори, гори моя звезда»), то испытуемые часто сначала только напевают мелодию и лишь позже вспоминают название и слова. Как и декламация в период инактивации правого полушария, так и стремление пропеть услышанный мотив в период инактивации левого полушария приобретает характер насильственных действий, характер своеобразной навязчивости — испытуемые, пренебрегая инструкцией, продолжают громко распевать ив паузах между предъявляемыми мелодиями. Вся гамма изменений опознания мелодий, наблюдающаяся в период инактивации доминантного и недоминантного полушарий, выявляется при подведении музыкальных отрывков и к правому и клевому уху. Эти изменения сохраняются в течение 2–3 часов. Изменения опознания знакомых мелодий, выявляющиеся у одного итого же испытуемого при инактивации правого и левого полушарий, иллюстрируются выписками из протоколов исследований (табл. 2). Проблемы межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия В период инактивации До припадка (контроль) правого полушария левого полушария Испытуемый Предьяв- ленная мелодия латентный период, с ответ Латентный период, с Ответ Латентный период, с Ответ Па Степь да степь кругом Песня о Родине 5 30 Знакомая Песнь о Родине 20 35 Марш какой-то не знаю. марш, что ли. совсем не знаю. 10 Слышала. хорошо знакомая. названия не могу вспомнить. степь кругом. Знакомая. конечно, слышала ... ноне назову. долго напевает правильной «Из-за острова на стрежень Очи черные 5 4 Знаю. знакомая, но название забыл. Очи черные напевает правильно) 12 8 Румба Песня. (напевает неправильно) 12 2 Свадьбу новую справляет. напевает правильно) напевает правильно) слова не помню продолжает петь) Ка «Калинка» Очи черные 5 17 Калинка Очи черные. как люблю я вас 13 40 не слушает, мелодия предъявлена повторно) не знаю (пожимает плечами) Это как сказать. не знаю. после повторного прослушивания) даже не знаю не романс 3 11 Калинка (долго и правильно напевает по собственной инициативе) Слышала очи черные. Таблица Опознание знакомых мелодий после унилатеральных электросудорожных припадков ЗАКЛЮЧЕНИЕ (...) Было показано, что изменения восприятия тональных сигналов идентичны при инактивации как левого, доминантного, таки правого, недоминантного, полушарий. Иное значение имеет инактивация одного полушария для восприятия предметных звуков и мелодий, те. для анализа сложных звуковых сигналов, требующих Восприятие сложных неречевых звуковых образов в условиях инактивации 261 категориального опознания. В этих случаях влияние инактивации доминантного и недоминдантного полушарий оказывается различным. Инактивация правого полушария резко затрудняет опознание неречевых звуковых образов — музыкальных и немузыкальных. Уменьшается количество правильно узнанных сигналов, возрастает время, необходимое для их опознания. Самые разнообразные предметные звуки, самые разнообразные мелодии воспринимаются как одинаковые, не отличающиеся друг от друга. В условиях инактивации правого полушария страдает не только узнавание давно знакомых мелодий, но и возможность сравнивать музыкальные фразы, впервые услышанные. Наряду с нарушением восприятия мелодий невозможным становится их воспроизведение. Таким образом, инактивации правого полушария неизменно сопутствуют синдром слуховой агнозии и синдромы сенсорной и моторной амузий. Все эти нарушения выявляются при подведении сигналов и к правому, и клевому уху. Затруднения восприятия предметных звуков и мелодий нельзя связать с нарушением их акустического анализа. Полученные нами факты свидетельствуют, что инактивация любого — и правого и левого — полушария не оказывает существенного влияния на различение сложных тональных частотно модулированных сигналов. О том же говорят и электрофизиологические исследования, в которых показано, что описание свойств частотно и амплитудно модулированных сигналов возможно уже в импульсной активности нейронов нижних отделов слуховой системы (И. А. Вартанян, 1968; T. Watanabe et al., 1968; Я. А. Альтман, 1972; Я. А. Альт мани др, Нет оснований рассматривать эти затруднения и как дефект словесной символизации. При инактивации правого полушария в полной мере сохранен словарный запаси обычно отсутствуют речевые расстройства. Все это позволяет предположить, что нарушения восприятия предметных звуков и мелодий зависят от утраты способности классифицировать эти сигналы по определенным признакам, относить их к известной категории приобретенных в течение жизни и хранящихся в памяти звуковых образов. Иначе говоря, явления слуховой и музыкальной агнозии можно рассматривать как нарушения надсенсорного уровня анализа звуковых сигналов. Вероятно, такой анализ осуществляется ассоциативными зонами слуховой коры правого полушария. Инактивация левого полушария не только не затрудняет, но и облегчает опознание неречевых звуковых образов — музыкальных и немузыкальных. Возрастает количество правильно узнанных предметных звуков и мелодий, улучшается различение музыкальных фраз, впервые услышанных, уменьшается время, необходимое для опознания этих сигналов. Облегчение опознания выявляется при подведении сигнала и к правому, и клевому уху. Одновременно улучшается и воспроизведение услышанных мелодий. Улучшение слухового и музыкального гнозиса, развивающееся при инактивации левого полушария, свидетельствует о том, что в норме оно оказывает тоническое тормозное влияние на структуры правого полушария, осуществляющие эти гностические функции. Однако инактивация левого полушария, облегчая восприятие звуковых образов, привносит в этот процесс некоторые особенности. На фоне преходящих речевых расстройств, часто сопровождающих инактивацию левого Проблемы межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия полушария, опознание предметных звуков и мелодий не оживляет обычно спаянных сними словесных ассоциаций. Испытуемые не могут назвать предмет, с которым связан услышанный звук, хотя легко находят его на картинке они не могут назвать услышанную мелодию или вспомнить слова, относящиеся к ней, хотя узнают эту мелодию и правильно ее напевают. В последние годы, как указывалось, накапливаются факты, говорящие о преобладающем значении правого полушария в восприятии и воспроизведении звуковых образов. Результаты наших исследований также свидетельствуют о том, что восприятие предметных звуков и мелодий и воспроизведение мелодий являются функцией структур правого, недоминантного, полушария. Вместе стем приведенные факты говорят о том, что и левое, доминантное, полушарие вносит свой вклад в опознание этих образов. Оно обеспечивает их словесную символизацию и, оказывая тормозное влияние на структуры правого полушария, регулирует объем неречевой звуковой рецепции Я. А. Меерсон ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ ПОЛУШАРИЙ МОЗГА И ПРОЦЕССЫ ПЕРЕРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ 1 Вопрос о принципах переработки информации полушариями мозга является основным в проблеме межполушарной асимметрии и весьма существенным в нейропсихологической диагностике. В последние десятилетия накопилось немало клинико психологических и экспериментальных работ по этой проблеме (В. Д. Глезер, 1966; В. Л. Бланки, 1985; Я. А. Меерсон, 1986; Н. Н. Брагина, ТА. Доброхотова, 1988; А Г. Зальцман, 1990; А. Г. Зальцман, Я. А. Меерсон, 1990; А. А. Невская, Л. И. Леушина, 1990; Э. Гольдберг, Л. Д. Коста, 1995; В. Л. Деглин, 1996; T. Bever, 1975; V. Polich, 1978; J. Bradshaw, 1981; Ми др. Вместе стем теоретическое осмысление результатов многочисленных исследований позволяет утверждать, что проблема переработки информации правыми левым полушариями головного мозга требует дальнейшего изучения на междисциплинарном уровне. За последние годы на смену господствовавшему длительное время представлению о ведущей роли левого полушария в обработке вербальной и правого — невербальной информации, поступающей по традиционным каналам связи, сформирована концепция об относительной доминантности полушарий (концепция парциальной доминантности полушарий, согласно которой доминирование каждого из полушарий мозга в процессах переработки информации распространяется лишь на определенные функции либо нате или иные компоненты этих функций и носит динамический характер. При этом оно сравнительно мало зависит от степени вербализации и больше от этапа решения задачи. Как указывалось (...), постепенно намечается стремление подойти к вопросу о различиях в характере переработки информации структурами левого и правого полушарий сточки зрения различий в самих стратегиях и способах переработки. Наряду с такой точкой зрения в литературе представлен ряд дихотомий, акцентирующих внимание или на характере предъявляемых стимулов, или на принципах, отражающих какие либо отдельные стороны процесса переработки информации. Помимо дихотомии по критерию вербальное невербальное описаны следующие основные виды полушарных дихотомий: 1) Дихотомия по принципу восприятия простых, хорошо знакомых стимулов левое полушарие, и сложных в перцептивном отношении, трудноразличи мых, малознакомых стимулов — правое полушарие) Дихотомия по принципу оценки временных — левое полушарие и пространственных правое полушарие — параметров стимулов Вассерман ЛИ, Дорофеева СИ, Меерсон Я. А. Методы нейропсихологической диагностики. СПб.: Стройлес печать, 1997. С. 194–202. Проблемы межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия) Дихотомия по принципу анализа — левое и синтеза — правое полушарие) Дихотомия по принципу последовательного восприятия стимулов — левое и одновременного их восприятия — правое полушарие) Дихотомия по принципу абстрактного восприятия — левое и конкретного восприятия — правое полушарие. Здесь указаны лишь наиболее часто упоминаемые в литературе дихотомии, но и они не являются общепризнанными, поскольку большое число фактов не укладывается в их рамки. Вместе стем были получены данные, позволяющие выделить и сформулировать иные важные и принципиальные подходы к закономерностям, лежащим в основе межполушарной асимметрии (V. Polich, 1978; S. Springer et al., 1983; Я. А. Меер сон, 1986; А. Г. Зальцман, 1990). Было продемонстрировано, что в определенных условиях те или иные стороны вербальной деятельности могут обеспечиваться правым, а невербальной — левым полушарием у правшей. При этом ведущая роль правого полушария выступает в процессах, требующих оценки перцептивных свойств вербальных стимулов (например, установления идентичности букв без их фонетического и лингвистического анализа, ведущая же роль левого полушария выступает в процессах, связанных с оценкой категориальных, семантических характеристик стимулов (например, различение букв по их фонетическим свой ствам). Трактовка этих данных оказалась возможной благодаря представлениям, получившим в последние годы сравнительно широкое признание в рамках когнитивной психологии. Сущность последних заключается в том, что роль каждого полушария в анализе и синтезе тех или иных стимулов определяется не столько характером стимульного материала (вербальным или невербальным, сколько характером той задачи, которая решается субъектом и соответственно тем функциональным уровнем переработки информации, с которым это решение преимущественно свя зано. Функциональный уровень, к которому главным образом адресуется стоящая задача, определяет ту ведущую стратегию, с помощью которой эта задача решается. В основном выделяются два функциональных уровня переработки информации) более низкий уровень, который обозначен как перцептивный и связан в большей мере с правым полушарием. На этом уровне протекают процессы анализа пер цептивно образных свойств стимулов без учета семантических, категориальных их характеристик 2) более высокоорганизованный уровень, который обозначен как категориальный, семиотический, связан главным образом с левым полушарием. На этом уровне анализируются семантические, категориальные характеристики стимулов, оценивается их содержательная сторона. Наиболее четко зависимость особенностей межполушарной асимметрии от функционального уровня переработки информации может быть продемонстрирована на примере исследований, в ходе которых при предъявлении идентичного материала решаются различные по характеру задачи, как, например, при восприятии букв, которые, как известно, сочетают в себе как перцептивные, таки фонетические семиотические свойства. Каждая буква представляет собой графический, перцептивный образ, обладающий Функциональная асимметрия полушарий мозга и процессы переработки информации |