Главная страница
Навигация по странице:

  • Съезда лидеров мировых и традиционных религий.

  • Становление и развитие современной Казахстанской государственн. Становление и развитие современной казахстанской государственности


    Скачать 1.82 Mb.
    НазваниеСтановление и развитие современной казахстанской государственности
    Дата17.10.2022
    Размер1.82 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаСтановление и развитие современной Казахстанской государственн.pdf
    ТипКнига
    #737631
    страница14 из 30
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   30
    Шан-
    хайскую организацию сотрудничества. Данная организация зарож да - лась, можно сказать, мучительно, в условиях резкой конфронтации между
    СССР и КНР. После начала нормализации советско-китайских отно ше - ний было принято решение создать объединенную группу для рассмот- рения воп росов об укреплении мер доверия в районе границы. Эту до- говоренность оформили своими подписями тогдашние министры Эдуард
    Шеварднадзе и Цянь Цичэнь. В советской части группы тогда работали опытные китаеведы Генрих Киреев и Виталий Воробьев, внесшие боль - шой вклад в продвижение этого сложного процесса.

    165 26 апреля 1996 года в Шанхае в торжественной обстановке главами пяти государств, имеющих общую границу, было подписано соглашение, не имевшее аналогов в международных отношениях: об укреплении мер доверия в районе границы. Надо ли говорить о том, насколько важным был этот документ для Казахстана! Во всяком случае, Нурсултан
    Назарбаев после церемонии подписания сказал, что начинается новый этап взаимоотношений с Китаем на принципах взаимного доверия и сотрудничества.
    24 апреля 1997 года в Москве президенты пяти государств подписали новое соглашение о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы. Таким образом, оба соглашения – об укреплении мер доверия в военной области в районе границы и о взаимном сокращении воору- женных сил в районе границы, заключенные сроком да конца 2020 года, –
    стали первыми военно-политическими документами на азиатском конти- ненте, положившими начало сотрудничеству в военной сфере с целью обеспечения спокойной обстановки на границе. Без преувеличения эти документы можно было бы приравнять по их значению к пактам о нена- падении.
    3 июля 1998 года в Алматы состоялась теперь уже очередная встреча
    «Шанхайской пятерки» – так теперь стали называть эту группу пяти государств. В отношении этого заседания у России, Китая и Казахстана были разные мнения. Мы, конечно, выступали за то, чтобы продолжить работу над укреплением мер доверия в районе границы, в том числе путем налаживания сотрудничества в торгово-экономической и транспортной сферах. Н.А. Назарбаев также придерживается точки зрения о важности взаимодействия и в сфере безопасности. Встреча прошла на редкость продуктивно. Всем запомнилась речь Цзян Цзэминя, выступившего по существу с программой развития сотрудничества пяти приграничных государств. Участникам встречи стало ясно, что Китай уделяет перво сте- пенное вни мание развитию «Шанхайской пятерки» и вынашивает цель преобразования ее в дееспособную организацию.
    В таком же ключе выступил и наш Президент. По его предложению было подписано Совместное заявление, в котором говорилось о необхо- димости регулярных встреч на уровне министров иностранных дел, глав правительств и глав государств для рассмотрения проблем безопасности и расширения сотрудничества на азиатском континенте.
    Поэтому я с уверенностью говорю о том, что алматинское заседание
    «Шанхайской пятерки» стало своеобразным про рывом в развитии сот- рудничества приграничных государств.

    166
    «Шанхайская пятерка» стала набирать обороты и привлекла к себе внимание многих государств и международных инсти тутов. Все обра - тили внимание на то, что в рамках этой группы без каких-либо сбоев, регулярно проходили встречи руково дителей ведомств по всем направ - лениям сотрудничества, включая военную сферу. Разрабатывались меро- прия тия по совместному противостоянию международному терроризму, контра банде оружия и наркотиков. Приступили к работе национальные координаторы, создавшие собственный Совет. В последующем этот орган сыграл очень важную роль в подготовке уставных органов Шанхайской организации сотрудничества.
    К работе «Шанхайской пятерки» проявил практическое внимание и Узбекистан. Руководитель этого государства обратился с просьбой к соответствующим странам-членам «Шанхайской пятерки» принять
    Узбекистан в качестве полноправного члена. Больших дискуссий на эту тему не было. Китай и среднеазиатские государства, граничащие с
    Узбекистаном, понимали военно-политический и экономический потен- циал этого государства, поэтому было принято согласованное решение удовлетворить просьбу Ислама Каримова. 5 июля 2000 года в ходе пятого саммита «Шанхайской пятерки» Узбекистан впервые принял участие в работе этого форума. «Пятерка» превратилась в «шестерку».
    Большое значение имела встреча глав шести государств в середине июня 2001 года в Шанхае. Участники саммита объя вили о создании новой международной организации и под писали Декларацию о создании
    Шанхайской организации сотрудничества.
    Показателен тот факт, что главенствующую роль в новой организации взял на себя Китай, ранее не вступавший ни в один блок, ни в одну организацию. В 70-х годах в китайской международной лексике суще- ствовал термин «бу цземэн», означавший невступление в какие-либо международные организации ни под каким предлогом. Но с изменением геополитических реалий Пекин проявил заметный прагматизм, по су - ществу, заявив о собственных претензиях на влияние в таком важном регионе, как Центральная Азия.
    Такое решение оказалось мудрым предвидением наступ ления серьез - ных событий, связанных с трагедией в США и военной операцией в
    Афганистане. Показательно, что именно в Шанхае в июне 2001 года была подписана Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экст ре- мизмом. Этот документ доказал свою практическую актуальность после появления американских военных баз в центральноазиатском регионе.

    167
    Активная работа по организационному оформлению Шанхайской орга низации сотрудничества велась в 2002 году. Руководители внешне- поли тических ведомств вместе с Советом национальных координаторов сумели разработать проекты Хартии организации, соглашения о Регио- нальной антитеррористической структуре и Декларации глав госу дар ств.
    Все эти документы были подписаны 7 июня в Санкт-Петербурге. Кроме того, главы государств договорились приступить к созданию Секретариата
    ШОС со штаб-квартирой в Пекине.
    С самого начала функционирования ШОС стала приори тетным нап- равлением отечественной дипломатии, поскольку эта организация решает широкий круг проблем, связанных с экономическим, инвести ционным и гуманитарным сотрудничеством, противодействием вызовам терроризма, экстремизма и сепаратизма. Такой уникальный формат позволяет обес пе- чить почву для взаимовыгодного сотрудничества и сближе ния позиций всех участников объединения.
    За прошедшие годы сформировались организационные основы ШОС, заработали механизмы, обеспечивающие действенность и эффективность объединения, укрепился ее международный авторитет. ШОС стала очень важным инструментом обеспечения не только региональной, но и гло- бальной безопасности.
    О том, что эта Организация в силу универсальности ее повестки обла- дает мощным потенциалом к дальнейшему усилению, свидетельствует и ее расширение. На саммите ШОС в Астане в июне 2017 г. в ШОС всту - пили такие крупные азиатские игроки, как Индия и Пакистан. Это, безу- словно, прибавит дополнительный экономический и политический вес альянсу, который объединяет около 45% населения планеты, 60% тер- ритории Евразии, треть мировой экономики. Не случайно Организацию уже называют «краеугольным камнем многополярного мира», она может стать мощным драйвером формирования единого экономического прост- ранства Большой Евразии.
    В интересах Казахстана и активное вовлечение в деятельность ОБСЕ.
    Кульминацией нашего участия в этой организации стали председатель- ство и проведение саммита организации в 2010 году. Само стремление возглавить это авторитетное объединение привлекло внимание всего мирового сообщества к нашей стране.
    ОБСЕ, история которой восходит к периоду обострения «холодной войны», сыграла определяющую роль в сохранении мира и стабильности на огромном пространстве Евразии. Организация выступала в качестве достаточно эффективного механизма поддержания оптимальной темпе ра- туры в международных отношениях после завершения «холодной войны».

    168
    Саммит ОБСЕ в Астане состоялся после более 10-летнего вынужден- ного перерыва и придал значительный импульс трудному процессу достижения консенсуса по проблемам безо пасности. Итоги форума в столице Казахстана можно наз вать историческими. Именно здесь было введено в оборот понятие «сообщество безопасности» взамен прежнего термина «пространство безопасности». Под сообществом безопасности понимается географическая зона на огромном пространстве от Ванкувера до Владивостока, свободная «от разделительных линий, конфликтов, сфер влияния и зон с разными уровнями безопасности». В итоговой декларации Саммита было заявлено, что «безопасность каждого госу- дарства-участника неразрывно связана с безопасностью всех других».
    Неделимость безопасности – это и есть «дух Астаны», давший старт формированию единого Евро-Атлантического и Евразийского сообщества безопасности.
    Казахстан в рамках своего председательства направил серьезные уси- лия на укрепление юридической основы организации. Эта работа тре - бует дальнейшего продолжения и должна присутствовать в повестке дня теку щей и будущей работы в ОБСЕ.
    Актуальность данной задачи усиливается в связи с необходимостью пересмотра прежних подходов к проблемам безопасности с учетом качественно новых геополитических реалий. Прежде всего, ОБСЕ должна стать ведущим инструментом в укреплении доверия между государст - вами, ведь именно доверие является основой предсказуемого развития между народной ситуации. К сожалению, этот связующий элемент между- народных отношений сейчас в большом дефиците.
    Противоречия между крупными державами, которые по-разному пони- мают и интерпретируют те или иные события в мире, испокон веков присутствовали в международных отношениях, но высшая государствен - ная мудрость состоит в том, чтобы находить точки соприкосновения в целях недопущения войн, что в интересах всего человечества. Столк но- вение стратегических интересов государств не должно быть домини рую- щей тенденцией в современном мире. На первый план следует поставить безопасность и сотрудничество, как это указано в самом названии этой
    Организации. Поэтому казах станское председательство поставило во главу угла восста новление и укрепление доверия между государствами.
    В Казахстане рассчитывают на то, что ОБСЕ может играть более замет ную роль в разрешении кризисных ситуаций. Конфликты всех видов и уровней – международные, локальные, межрелигиозные и внутри рели- гиозные – не только угрожают безопасности миллионов людей, но и

    169
    подрывают основы мировой экономики с далекоидущими последствиями для буду щего человечества. Именно с этих позиций Президент Казах стана инициировал первую встречу глав России и Украины, которая состоялась в Минске и стала отправной точкой прекращения кровопролития и урегулирования кризиса на востоке Украины.
    Необходимо отметить все возрастающую роль Азии в сов ременном мире. В интересах ОБСЕ – укреплять сотрудничест во с азиатскими структурами, работающими в сфере безо пас ности, в том числе с СВМДА и ШОС. Саммит в Астане в пол ной мере продемонстрировал важность развития сотруд ничества в восточном направлении.
    Сегодня ОБСЕ остается безальтернативным форумом для совмест - ного поиска решения наиболее острых проблем региональной безо пас - ности. Провозглашенная в Астане цель построения «сообщества безо- пасности» от Ванкувера до Владивостока определила главное направ - ление развития ОБСЕ на годы вперед. Между тем, чтобы сохранить свою ключевую роль в системе безопасности, Организация должна стать подлинным генератором положительных тенденций в мировой и европейской политике.
    Очень важное значение в условиях нынешнего цивилизационного кри зиса имеет инициатива Н.А. Назарбаева по созыву Съезда лидеров
    мировых и традиционных религий. В XXI веке мир по-прежнему вынужден искать ответы на ключевые вызовы современности, такие как угроза войны, межэтнические и межконфессиональные конфликты, бедность, неравенство, бездуховность, экологический кризис и так далее.
    Особую тревогу вызывают попытки использовать религию для оправда- ния насилия, экстремизма и терроризма. В этих условиях стало очевид - ным, что созидательные возможности религии задействованы не в полной мере. На религиозных деятелей возлагается ответственность за поиск духовной платформы, которая поз волила бы на основе общих ценностей привести человечество к позитивным решениям. Веское слово духов- ных авторитетов может стать решающим в ситуации, когда поли тики и дипломаты не могут найти общий язык.
    Именно этим руководствовался наш Президент, когда предложил собрать глав мировых и традиционных религий для поиск а совмест - ного ответа на глобальные вызовы современности. Площадкой для такой встречи стал Съезд лидеров мировых и традиционных религий, который, начиная с 2003 года, созывается в Астане каждые три года.
    Казахстан с полным правом принимает столь представительный форум, поскольку с нашей земли никогда не исходили насилие, агрессия

    170
    и ненависть. На территории нашего государства всегда находили кров те, кто бежал от преследований и угнетения, голода и войн. На нашей земле в течение многих столетий мирно сосуществуют ислам, христианство и другие вероисповедания.
    Надо отметить, что организация диалога глав религиозных общин – это не только почетная миссия, но и огромная ответственность. Успеш- ность диалога зависит от соблюдения целого ряда принципов. Президент
    Н.А. Назарбаев еще в 2006 году в выступлении на ІІ Съезде сформулиро- вал принципы понимания, которые должны стать основой взаимодейст - вия религий и цивилизаций: «Во-первых, непредвзятость, отказ от сло- жив шихся веками стереотипов взаимного восприятия... Во-вторых, созна- тельный отказ от вторжения в чужие сакральные сферы. То, что свято для одного, не может быть предметом юмора или насмешек для дру гого...
    В-третьих, совместный ответ мировых и традиционных религий на новые, нестандартные угрозы. Если в мире политики такие нестандартные угро- зы связаны с терроризмом, распространением оружия массового пораже- ния, трансграничной преступностью, то в мире духовном возникает угроза более фундаментальная. Это разрыв с тысячелетними духовными тради- циями».
    Съезд в Астане стал площадкой, объединяющей духовных лидеров всех мировых религий. Можно отметить рост авторитета и значимости
    Съезда. Шире становится палитра религиозных общин, представленных на форуме. Если в 2003 году в работе I Съезда принимали участие
    17 делегаций, то в 2015 году в V Съезде участвовали уже 80 делега ций, представляющих 42 государства Европы, Азии, Ближнего Востока и
    Америки, а также крупнейшие международные организации.
    Форум поднялся до уровня диалога ведущих религиозных и полити- ческих деятелей мира. Организовать такой уникальный и масштабный диалог по силам только авторитетным и влиятельным лидерам глобаль- ного масштаба. Таким образом, Президент Н.А. Назарбаев подтвердил свое реноме выдающегося политика, его инициатива, по сути, не имеет аналогов в современном мире.
    В повестку V Съезда, состоявшегося 10-11 июня 2015 года, вошли самые острые проблемы современного мира, вновь балансирующего на грани глобальных войн и конфликта цивилизаций. Тема Съезда, сформулиро- ванная как «Диалог рели гиозных лидеров и политических деятелей во имя мира и развития», очень точно отразила специфику мероприятия в Астане. Главной целью дискуссии стала реализация созидательного потенциала религий в сотрудничестве с политичес кими деятелями в глобальном масштабе.

    171
    В рамках Съезда были проведены четыре секционных заседания по таким актуальным вопросам, как «Религиозные и политические лидеры: ответственность перед человечеством», «Влияние религии на молодежь: образование, наука, культура и средства массовой информации», «Диалог на основе взаимного уважения и понимания между лидерами мировых и традиционных религий ради мира, безопасности и гармонии» и «Рели гия и политика: новые тенденции и перспективы».
    Весь мир признал значимость Съезда и его особое место в диалоге цивилизаций и религий. Уникальность форума связана, прежде всего, с тем, что его инициатором стал не один из рели гиозных лидеров, а глава светского государства Нурсултан Назарбаев. Во-вторых, столица Казах- стана собирает самый представительный состав делегатов, что в полной мере позволяет представить религиозную палитру планеты. В-третьих, в работе форума активно участвуют политики мирового уровня, что позволяет говорить о действенности диалога и воз можности реализации принятых решений через авторитетные международные и национальные институты.
    Заседания Съезда приковывают внимание всего мирового сообщества, особенно на фоне распространения конфликтов с явным религиозным подтекстом. О возросшем международном влиянии астанинского съезда свидетельствует представительный состав участников. На V Съезд наряду с ведущими религиозными деятелями в Астану прибыли Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, Король Иордании Абдалла II, Президент
    Финляндии Саули Нийнистё, руководители ОБСЕ, Альянса цивилизаций
    ООН, Организации исламского сотрудничества, ИСЕСКО, представители
    СМИ, религиозных и общественных организаций.
    В выступлении на форуме Президент Н.А. Назарбаев сформулировал
    «пять призывов», отражающих боль и надежды миллиардов людей по всему свету. Идеи и предложения главы Казахстана были поддержаны всеми участниками съезда и вошли в итоговую Декларацию. Речь идет о прекращении всех военных конфликтов и объявлении перемирия, отказе от силовых методов решения политических противоречий, устранении пропасти недоверия между ведущими державами. Казах станский лидер также высказался за прекращение практики использования средств мас- совой информации для разжигания межконфессиональной розни, а также объединение усилий для решения проблем нищеты, голода, эпидемий, безработицы, борьбы с последствиями природных стихий и техногенных катастроф. По сути, это программа создания новой архитек туры безопас- ного и гармоничного мира действий.

    172
    Очень важным стал призыв к противодействию экстремизму и тер ро- ризму, а также провокациям и действиям, направленным на разжи гание вражды под прикрытием псевдорелигиозной риторики. Очевидно, что без прямого вовлечения духовных лидеров невозможно изъять религиозный фактор из современных конфликтов. Именно религиозным деятелям предстоит довести до масс подлинную суть так называемого «Исламского государства», варварская деятельность которого противоречит шариату.
    Не случайно, выступая на съезде, Король Иордании Абдалла II назвал боевиков ИГ отщепенцами и хариджитами (то есть еретиками).
    Ряд духовных деятелей, с которыми мне довелось общаться «на полях» съезда, серьезно подходят к решению проблемы сближения суннитов с шиитами, составляющих единую мусульманскую умму. Это, конечно, архисложная миссия, но ее успешное выполнение значительным образом способствовало бы нормализации ситуации в Ираке, Сирии, Йемене, других странах. Звучали и предложения, на мой взгляд, вполне обос но- ванные, чтобы на международно-правовом уровне установить границу между свободой слова и богохульством.
    Религиозный саммит в Астане позволил выявить точки соприкосно ве - ния в подходах государственных деятелей и лидеров религий к самым острым проблемам современности. Эти совпадающие позиции были отражены в итоговой декларации, ставшей беспрецедентно содержатель- ным документом не только в 12-летней истории данного форума, но и многих международных мероприятий, посвященных урегулированию кровоточащих конфликтов.
    Участники съезда высказали убеждение, что с радикализмом невоз- можно бороться лишь силовыми методами, на передний план должны выйти просвещение, религиозная грамотность, вовлечение молодежи в активную социальную, политическую и экономическую жизнь.
    Коль скоро внешняя политика есть продолжение политики внутренней, то инициатива Президента Н.А. Назарбаева о созыве съездов мировых религиозных деятелей стала отражением его неустанных усилий по укреп- лению общественного согласия и единства внутри Казахстана. Одно вре- менно в мировом сообществе укрепляется понимание, что прод вижение диалога цивилизаций – это вовсе не абстрактная миссия, а нас тоятельная потребность оздоровить международную ситуацию, вступившую в полосу нестабильности и турбулентности. Причем это непосредственным обра - зом затрагивает безопасность и развитие нашего ближайшего геогра фи- ческого окружения. Елбасы в своем емком выступлении сказал, что нель зя допустить рецидива как «горячей», так и «холодной» войны. Это в выс-

    173
    шей степени мудрое напутствие религиозным лидерам и политическому сообществу, ибо в противном случае мир столкнется с непреодолимыми вызовами и будет ввергнут в катастрофу. Поэтому последовательные уси лия казахстанского лидера в области межрелигиозного диалога востре- бованы сообществом цивилизованных государств, но они также полностью соответствуют нашим национальным интересам как миро любивого госу- дарства, стоящего на пороге фундаментальной трансфор мации.
    Н.А. Назарбаев в книге «На пороге XXI века» отмечал: «Наши ини- циативы в области внешней политики исходили не только из необ хо- димости укрепления безопасности, но и из осознания другой не менее важной долгосрочной перспек тивы. Это проблема формирования нового миропорядка и нового типа отношений государств после окончания холодной войны и крушения двухполюсного мира».
    Принятие мировым сообществом общих норм и правил поведения, на что направлены усилия ООН, не ведут к стиранию различий между государствами, народами и цивилизациями, в основе которых лежат различные религии, традиции и ценности. Как подчеркнул Н. Назарбаев, разнообразие, асимметричность и противоречивость современного мира не являются основа нием для вывода о фатальной неизбежности столкно- вений между его отдельными частями: пора прекратить рассмат ривать мир с точки зрения противостояния: Запад – Восток, Север – Юг, сверх- державы – третий мир, ядерный клуб – остальной мир. Такой подход был порожден всей предшествующей историей дипломатии, историей борьбы за передел мира и сфер влияния, столкновений блоков и социаль- ных систем. Все это постепенно уходит в прошлое. На смену концеп- циям столкновений должна прийти концепция мира миров, концепция сотрудничества народов, цивилизаций, стран, регионов.
    Успешно прошедшая в Астане
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   30


    написать администратору сайта