рпрп. Сборник ЕЧ-2021 Педагогика. Т. И. Шукшина, доктор педагогических наук, профессор отв ред Ж. А. Каско, кандидат педагогических наук, доцент
Скачать 4.47 Mb.
|
БЕЛЯЕВА АННА ПЕТРОВНА магистрант кафедры психологии и специального образования ФГБУО ВО Томский государственный педагогический университет, г. Томск, Россия, Ключевые слова дислексия, техника чтения, беглость, правильность, сознательность, выразительность чтения. Аннотация В статье проанализированы ступени овладения чтением, этапы формирования навыка чтения, описаны качества чтения беглость, правильность, сознательность, выразительность. Также перечислены упражнения, направленные на развитие техники чтения. METHODOLOGICAL RECOMMENDATIONS FOR THE DEVELOPMENT OF READING TECHNIQUES IN STUDENTS WITH DYSLEXIA IN PRIMARY SCHOOL BELYAEVA ANNA PETROVNA Mastrant of the department of Psychology and Special Education, Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russia Key words: dyslexia, reading technique, fluency, correctness, consciousness, expressiveness of reading. Abstract: The article analyzes the stages of mastering reading, the stages of forming the read- ing skill, describes the qualities of reading: fluency, correctness, consciousness, expressiveness. Ex- ercises aimed at developing the reading technique are also listed. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мири самих себя. В. А. Сухомлинский Чтение служит основным проводником человека в информационной среде, во многом определяя его образовательные возможности и успешность дальнейшей социальной адаптации. Этим важнейшим навыком дети, как правило, овладевают в начальной школе. Но, к сожалению, у многих из них резко снижается учебная мотивация из-за трудности усвоения тех или иных дисциплин. Среди школьных предметов на первом месте в усвоении стоят нарушения чтения и письма [2]. Распространенность нарушений чтения среди учащихся общеобразовательной школы довольно велика. Среди нарушений чтения у детей исследователи выделяют специфические расстройства (дислексии), и неспецифические их варианты. Основными особенностями дислексических ошибок являются типичность, повторяющийся стойкий характера также то, что дислексия является следствием нарушений или несформированности ряда вербальных и невербальных высших психических процессов и функций, лежащих в основе формирования навыка чтения. Наличие дислексических ошибок создает значительные препятствия при усвоении программы не только по русскому языку и чтению, но и по другим учебным дисциплинам. Осваивая навык чтения, дети закономерно проходят определенные этапы, которые в определенной степени различаются по психологическому содержанию [6]. Т. Г. Егоров [1] выделял следующие ступени овладения чтением а) овладение звуко-буквенными обозначениями б) послоговое чтение в) ступень становления синтетических приемов чтения г) ступень синтетического чтения. Каждая из этих ступеней характеризуется своеобразием, качественными особенностями, определенной психологической структурой, своими трудностями, задачами и приемами овладения [7]. В методике АН. Корнева принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качества правильность, беглость, сознательность и выразительность. Правильность определяется как плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого. Беглость – это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного. Такая скорость измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени (обычно количеством слов в 1 минуту. Сознательность чтения трактуется как понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному. Выразительность – это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему. Научить детей правильному, беглому, осознанному и выразительному чтению одна из главных задач начального обучения. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение, по словам многих выдающихся отечественных ученых, педагогов и психологов играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. [3]. К современной методической науке и практике обучения детей чтению общество предъявляет высокие требования. И это вполне оправданно. Умение читать – важнейшее коммуникативное умение, на базе которого совершенствуются другие, например умения передавать свои и чужие мысли, понимать чужую речь, интерпретировать ее, передавать вкратце и делать выводы [6]. Выделяют три этапа формирования навыка чтения аналитический, синтетический и этап автоматизации. Аналитический этап характеризуется тем, что все три компонента процесса чтения в деятельности чтеца разорваны и требуют от ребенка отдельных усилий по произведению конкретных операций увидеть гласную букву, соотнести ее со слогом-слиянием, подумать, куда надо причитать буквы вне слияния, озвучить каждый увиденный графический слог, те. произнести плавно, так, чтобы узнать слово и понять его. Чтение по слогам – это признак того, что ребенок находится на самом первом этапе формирования навыка – аналитическом. Синтетический этап предполагает, что все три компонента чтения синтезируются, те. восприятие, произнесение и осмысление читаемого происходят одновременно. На этом этапе ребенок начинает читать целыми словами. Этап автоматизации описывается как этап, на котором техника чтения доведена до автоматизма и не осознается чтецом. Его интеллектуальные усилия направлены на осознание содержания читаемого и его формы идеи произведения, его композиции, художественных средств и т. д. Для этапа автоматизации характерно стремление ребенка читать про себя. Главным признаком того, что дети достигли уровня автоматического чтения, является их непосредственная эмоциональная реакция на самостоятельно прочитанное произведение, их желание поделиться первичными читательскими впечатлениями без дополнительных вопросов учителя, стремление обсудить прочитанное. Такой путь – от аналитического этапа до этапа автоматизации – может быть пройден школьником в рамках начальной школы при условии, если учитель обеспечит в классе определенный режим работы 1) упражнения в чтении должны быть каждодневными 2) отбор текстов для чтения не должен быть случайным, а должен производиться с учетом психологических особенностей детей и литературных особенностей текстов 3) учителем должна вестись систематическая работа по предупреждению ошибочного чтения 4) учителем должна быть использована в работе целесообразная система исправления допущенных при чтении ошибок 5) специально организовано обучение чтению про себя, предполагающее несколько ступеней чтение шепотом, беззвучное артикулирование читаемого, тихое чтение (в плане внутренней речи, собственно чтение про себя. Навыки осознанного чтения и умения самостоятельно работать с текстом можно формировать с помощью системы специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения технику, осмысленность, выразительность. Чтобы помочь ребенку преодолеть проблемы с чтением, можно использовать следующие упражнения. 1. Узнавание букв. 2. Чтение слоговых таблиц. 3. Игры со слогами. 4. Чтение зашумленных слов. 5. Чтение слов, напечатанных пунктиром. 6. Чтение слов, наложенных одно на другое. 7. Чтение строк с закрытой нижней половиной с закрытой верхней половиной. Поиск в тексте заданных слов. 9. Восполнение пропусков слов в предложении. 10. Чтение текста через слово. Приведенные упражнения совершенствуют операции и способности, которые являются составными элементами навыка чтения. Выполнение таких упражнений превращает чтение в необычное и занимательное занятие. Список использованных источников 1. Ананьев, Б. Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом / Б. Г. Ананьев // Известия АПН РСФСР. – Вып. 70. – 106 с. 2. Бунеев, Р. Н. Тетради почтению для 1–4 классов / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. – Москва : Баласс, 2001. 3. Вербицкая, МВ. Тексты почтению МВ. Вербицкая. – Москва : Дрофа, 2001. 4. Лалаева, Р. И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников : учебное пособие для студентов дефектологов факультетов педагогических институтов Р. И. Лалалева. – Москва : Просвещение, 2002. – 136 с. 5. Оморокова, МИ. Совершенствование чтения младших школьников / МИ. Омиоро- кова. – Москва : АРКТИ, 2001. 6. Максимук, Н. Н. Игры по обучению грамотеи чтению : пособие для учителей начальных классов / Н. Н. Максимчук. – Москва : ВАКО, 2007. – 128 с. 7. Узорова, О. В. Практическое пособие для обучения детей чтению / О. В. Узорова. – Москва : Астрель, 2004. – 268 с. УДК 378(045) ББК 74.58 ОСОБЕННОСТИ ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ БИРЯЕВА АЛЕНА ГЕННАДЬЕВНА аспирант кафедры педагогики ФГБОУ ВО Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия, Ключевые слова полихудожественное воспитание младших школьников, дистанционное обучение, электронные ресурсы. Аннотация В статье рассматриваются возможности осуществления полихудоже- ственного воспитания младших школьников через дистанционный формат работы, обозначаются его достоинства и недостатки. PECULIARITIES OF MULTIARTISTIC UPBRINGING OF ELEMENTARY SCHOOL CHILDREN THROUGH REMOTE LEARNING BIRYAEVA ALYONA GENNADEVNA Postgraduate, department of pedagogics, Mordovian State Pedagogical University, Saransk, Russia КА of el- ementary school children through remote learning. The article touches upon the advantages and dis- advantages of this upbringing Современная система образования претерпевает значительные изменения в связи со сложившейся санитарно-эпидемиологической обстановкой в мире в 2020 году Министерством просвещения Российской Федерации был рекомендован временный переход на дистанционную форму обучения из-за эпидемии коронавирусной инфекции. Данная смена формы обучения повлияла как на организацию образования, таки воспитания обучающихся, в особенности младших школьников, где значительная роль в процессе обучения и воспитания уделяется игровому компоненту, а координация и поддержка со стороны педагога является необходимой для обучающихся в начальной школе. В своем исследовании Д. Ю. Ануфриева характеризует дистанционное обучение как организацию интерактивного взаимодействия между учителем и учащимися на расстоянии, в процессе которого реализуются все компоненты процесса обучения (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения [1, с. 61]. В. В. Кольтинова определяет дистанционное обучение как форму осуществления образовательного процесса, которая реализуется посредством интерактивной коммуникации педагога и обучающихся в конкретной дидактической системе на основе информационно-педагогических технологий независимо от пространственно-временных ограничений для средств обучения [3]. В. Л. Шатуновский характеризует дистанционное обучение как учебный процесс, где взаимодействие учащегося и преподавателя осуществляется через электронные каналы передачи и получения информации (Интернет, электронная почта, те. без непосредственного контакта между ними [5]. Таким образом, в качестве дистанционного обучения выступает форма образовательного процесса, осуществляемая за счет интерактивного взаимодействия обучающегося и педагога посредством электронных образовательных ресурсов. Исследуя и участвуя в процессе дистанционного обучения, можно выделить такие достоинства – с педагогической точки зрения это возможность организации новой образовательной среды, направленной на повышение самостоятельности обучающихся, возможность организации как группового обучения, таки индивидуального на основе электронных ресурсов, осуществление индивидуального взаимодействия с каждым обучающимся – с социальной точки зрения главным достоинством выступает общедоступность и открытость образования, также возможность осуществления учеб- но-воспитательного процесса в связи с усугублением санитарно- эпидемиологической обстановки в мире, природными катаклизмами или катастрофой Однако, говоря об осуществлении воспитательного процесса младших школьников, следует понимать, что дистанционный формат не может заменить в полной степени очное взаимодействие между педагогом и ребенком. Дети младшего школьного возраста не владеют достаточным уровнем самостоятельности и усидчивости, им необходим постоянный контакт с учителем. В рамках же дистанционного обучения данная проблема обостряется в связи с нагрузкой на зрение, возникающей от длительной работы за компьютером. Становится важным постоянная смена деятельности, в том числе организация физкультми- нуток для снятия зрительного и мышечного напряжения у младшего школьника. Также переходя на дистанционный формат работы, необходимо помнить, что организация воспитательного процесса должна способствовать культурному и духовно-нравственному становлению личности младшего школьника. Интересующий нас процесс полихудожественного воспитания младших школьников подразумевает под собой воспитание через искусство, где в центре процесса воспитания находится не предмет искусства, а личность ребенка. При этом все виды искусства должны осуществлять равную степень воздействия на младшего школьника, исключая структуру, где доминирующим является какой- либо один предмет искусства (например, изобразительное, музыкальное или литературное. Подход, где главенствующим является определенный вид искусства, называется монохудожественным и реализуется в рамках общего среднего образования или учреждениях начального профессионального образования. В системе полихудожественного воспитания применение монохудоже- ственного подхода возможно лишь при дополнении основного вида искусства образами других видов, нов данном случае полихудожественное воспитание не будет осуществлено в полной мере. Автор полихудожественного подхода Б. П. Юсов в качестве отличительной черты выделяет иерархическую организацию компонентов развития. В качестве структуры данной организации автор представляет последовательно восходящие слои и их компоненты. На первом слое происходит синтез разных художественных проявлений, ион называется Обобщенные картины. Сюда относятся жизнеподобные картины – кино, зрелищные мероприятия, жанровые картины и т. п. Со второго по пятый слой выступает область реальных чувств. Второй слой включает в себя реальные чувства и действия – танец движение, живое пение, рисунок и т. пи характеризуется как «Звуко- двигательный слой. Третий слой носит название «Словесно-знаковый» и включает в себя знак, будь он рисованный или письменный, каллиграфию, живое слово, литературные произведения. В четвертом слое Визуально- символическом находятся форма, цвет и пространство. Пятый слой называется Резонансный и состоит из аромата (структуры, ритма и света-цвета. По мнению автора, каждый из видов искусства проходит одни и те же пути для осуществления синтеза, поэтому данная иерархия не подчиняется искусствоведческому принципу и не выделяет какой–либо вид искусства приоритетным, те, например, музыка может быть и темповой, и ритмичной, и речевой, атак- же цветовой и каллиграфичной [6]. Большое значение для осуществления полихудожественного воспитания имеет развитие воображения у младшего школьника. Именно благодаря воображению ребенок может преобразовывать накапливаемый опыт и моделировать его будущее проявление через мыслительный образ. Воображение играет ключевую роль в творческом развитии младшего школьника – благодаря воображению становится возможным обобщить собственное восприятие окружающего мира с новой полученной информацией. Воспитание творческой личности невозможно без занятий искусством, где каждый итоговый продукт выступает как самостоятельное творчество и заключает в себе определенную смысловую нагрузку. Полихудожественное воспитание способствует формированию устойчивой мотивации творчества, ведь именно в начальной школе младший школьник переживает наиболее яркое впечатление от искусства. Возникает вопрос каким же способом можно организовать воспитательный полихудожественный процесс в дистанционном формате Значительная роль будет уделяться применению интерактивной образовательной среды. Педагог может организовывать конференцсвязь с младшими школьниками, сохраняя возможность обеспечивать взаимодействие в реальном времени, ведя беседу и демонстрируя необходимый наглядный материал. Важно учитывать момент подключения учащихся, чтобы педагог мог наблюдать и контролировать вовлеченность школьников и организовывать рефлексию, те. их обратную связь. Осуществление рефлексии, беседы с классом, с каждым ребенком, помогает ему открыться педагогу, понимать, что его мнение будет услышано и принято коллективом. Еще один из способов осуществления дистанционного формата воспитательной работы это осуществление web-квеста. Педагог организует поисковую деятельность школьников через онлайн-ресурсы, входе которой дети мотивируются к самостоятельности добывания знаний. Педагог тем временем контролирует процесс, определяет его параметры и временные рамки. Данная технология может включать в себя элемент игры, что способствует заинтересованности младшего школьника. Для осуществления полихудожественного воспитания данный квест может включать в себя программы-тренажеры потому или иному виду искусства. В. В. Кольтинова в своей публикации приводит пример реализации скра- бинг-технологии, суть которой заключается в раскрытии заданной темы с помощью зарисовок, сделанных в режиме реального времени. Младшие школьники создавали собственный рисунок или подбирали подходящий, который бы ассоциировался с темой. Как итог детине были перегружены большим объемом информации, а освоение сложных моментов было упрощено [3]. Также автор вместе с детьми создал буктрейлер, заключающийся в создании короткого анимационного клипа, в произвольном порядке визуализирую- щего яркие моменты книги. Выполняя задание по иллюстрации литературного произведения, младший школьник переводил слово в цвет, те. осуществлял переход из одного вида искусства в другой, что подразумевается спецификой полихудожественного воспитания. Электронные ресурсы облегчают воспитательный процесс, но понять, как написать музыку или воспроизвести музыку, или как написать картину по записям других деятелей искусства сложно осуществить. Необходим педагог, который сопровождал бы творческий процесс. Необходимо понимать, что данные ресурсы являются вспоминающим элементом в рамках изучении предметов искусства. В дистанционном формате сформировать эмоциональную потребность в общении с искусством становится практически невозможно. Именно педагог мотивирует обучающегося к творческой самореализации, демонстрирует многогранность художественного образа задуманного автором, тем самым разжигая в ребенке творческую искру. Выделение связей между искусствами подводит школьников к опознаванию значения творчества в жизни человека и побуждает их к собственной творческой деятельности. Таким образом, полихудожественное воспитание в рамках дистанционного обучения носит характер непрерывного образования, когда любая информация может быть доступна и изучена. Однако полноправное становление творческой личности не может быть осуществлено только через цифровые технологии. В системе полихудожественного воспитания младшего школьника они рассматриваются как ресурс, способствующей становлению творческой личности, ноне заменяющий непосредственной деятельности педагога. Список использованных источников 1. Ануфриева, Д. Ю. Организационные условия дистанционного обучения младшего школьника / Д. Ю. Ануфриева, Е. А. Соколова // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. – 2015. – № 8 (4). – С. 61–64. 2. Дубровина, Ю. А. Воспитание младших школьников в реалиях дистанционного обучения // Ю. А. Дубровина, В. В. Артемьева // Воспитание как стратегический национальный приоритет. – 2021. – С. 61–65. 3. Кольтинова, В. В. Применение игровых методов в условиях дистанционного обучения младших школьников / В. В. Кольтинова, А. Ф. Нассер // Современные проблемы науки и образования. – URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=30340 4. Шкор, Л. А. Цифровые технологии в парадигме полихудожественного образования / Л. А. Шкор // Университет – территория опережающего развития. – 2020. – С. 248–251. 5. Шатуновский, В. Л. Еще раз о дистанционном обучении (организация и обеспечение дистанционного обучения) / В. Л. Шатуновский, Е. А. Шатуновская // Вестник науки и образования. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/eschyo-raz-o-distantsionnom-obuchenii- organizatsiya-i-obespechenie-distantsionnogo-obucheniya. 6. Юсов, Б. П. Стратегия взаимодействия искусств в воспитании школьников новая парадигма / Б. П. Юсов // Педагогическое образование, профили Музыка и Дополнительное образование. – 2013. – С. 424–431. |