Главная страница
Навигация по странице:

  • Психолого-педагогические принципы

  • Разминка “Испорченный телефон”. “

  • Деловая игра “Давление в коллективе социального учреж- дения”

  • Организация обучения персонала.

  • Тренинг развития креативности и творческих способно- стей.

  • Цель, задачи, материалы.

  • Технология социальной работы


    Скачать 1.24 Mb.
    НазваниеТехнология социальной работы
    Дата04.02.2020
    Размер1.24 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла[Holostova-E.I.,-Kononova-L.I.]-Tehnologiya-social(z-lib.org).pdf
    ТипУчебник
    #107050
    страница28 из 30
    1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   30
    Раздел 8. ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ
    ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ
    КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ
    Деловая игра. Это метод имитации принятия решений руко- водящих работников или специалистов в различных производ- ственных ситуациях, осуществляемый по заданным правилам группой людей или человеком с ПК в диалоговом режиме, при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопреде- ленности.
    Деловая игра зародилась как инструмент поиска управлен- ческих решений в условиях неопределенности и многофактор- ности.
    В настоящее время они используются в учебном процессе вузов как педагогическая технология, или один из методов ак-
    тивного обучения, при проведении социально-психологических
    тренингов и на производстве для решения производственных, социальных и психологических задач.
    Во всех случаях присутствует “двуплановость деловой игры” и решаются не только игровые или профессиональные задачи, но одновременно происходит обучение и воспитание участников.
    Психолого-педагогические принципы организации деловой
    игры:
    принцип имитационного моделирования конкретных условий и динамики производства. Моделирование реальных условий профессиональной деятельности специалиста во всем многообразии служебных, социальных и личностных связей является основой методов интерактивного обучения;

    453
    принцип игрового моделирования содержания и форм профессиональной деятельности. Реализация этого принципа — необходимое условие учебной игры;
    принцип совместной деятельности. В деловой игре этот принцип требует реализации посредством вовлечения в позна- вательную деятельность нескольких участников. Он требует от разработчика выбора и характеристики ролей, определения их полномочий, интересов и средств деятельности. При этом выявляются и моделируются наиболее характерные виды про- фессионального взаимодействия “должностных” лиц;
    принцип двуплановости отражает процесс развития реальных личностных характеристик;
    принцип диалогического общения. В этом принципе за- ложено необходимое условие достижения учебных целей. Только диалог, дискуссия с максимальным участием всех играющих способны породить поистине творческую работу. Всестороннее коллективное обсуждение учебного материала обучающимися позволяет добиться комплексного представления ими профес- сионально значимых процессов и деятельности;
    принцип проблемности содержания имитационной модели и процесса ее развертывания в игровой деятельности.
    Цели использования:
    — формирование познавательных и профессиональных мотивов и интересов;
    — воспитание системного мышления специалиста, вклю- чающее целостное понимание не только природы и общества, но и себя, своего места в мире;
    — передача целостного представления о профессиональной деятельности и ее крупных фрагментах с учетом эмоционально- личностного восприятия;
    — обучение коллективной мыслительной и практической работе, формирование умений и навыков социального взаимо- действия и общения, навыков индивидуального и совместного принятия решений;

    454
    — воспитание ответственного отношения к делу, уважения к социальным ценностям и установкам коллектива;
    — обучение методам моделирования социального проек- тирования.
    Структура деловой игры. В соответствии с представлением об общей структуре методов активного обучения ключевым, цен- тральным элементом является имитационная модель объекта, поскольку только она позволяет реализовать цепочку решений.
    В качестве модели может выступать организация, профес- сиональная деятельность, совокупность законов или физических явлений и т. п. В сочетании со средой (внешним окружением имитационной модели) имитационная модель формирует про- блемное содержание игры.
    Действующими лицами в деловой игре являются: участни- ки, организуемые в команды и выполняющие индивидуальные или командные роли. При этом и модель, и действующие лица находятся в игровой среде, представляющей профессиональный, социальный или общественный контекст имитируемой в игре деятельности специалистов.
    Сама игровая деятельность предстает в виде вариативного воздействия на имитационную модель, зависящего от ее состоя- ния и осуществляемого в процессе взаимодействия участников, регламентируемого правилами.
    Модель управления. Система воздействия участников на имитационную модель в процессе их взаимодействия можно рассматривать как модель управления.
    Вся игровая деятельность происходит на фоне и в соот- ветствии с дидактической моделью игры, включающей такие элементы, как игровая модель деятельности; система оценива- ния; действия игротехника и все то, что служит обеспечением достижения учебных целей игры.
    Разминка “Испорченный телефон”. “Придумайте про- стое повторяющееся движение. Например, такое (Тренер де- монстрирует. Движения берутся из утренней гимнастики.) Все придумали?

    455
    Теперь посмотрите на своего левого соседа. За его движе- ниями вы будете внимательно следить и запоминать их, а затем повторять. Я тоже участвую. И веду счет: “Раз... два... три...” На счет “Раз” каждый делает свое повторяющееся движение до тех пор, пока не услышит “Два”. На счет “Два” каждый из вас делает то движение, которое до этого делал ваш левый сосед.
    Все время смотрите на своего левого соседа, потому что на счет
    “Три” каждый из вас будет делать то движение, которое до этого видел у соседа.
    И так при смене счета происходит смена движения. Нас здесь 12 (например) человек. Поэтому я буду считать до 13. Тогда на счет “13” к каждому из нас должно вернуться его собственное движение. Разминку делаем молча! Начали!”
    Процедура проведения. Участники тренинга встают/садят- ся в круг вместе с тренером. Тренер инструктирует участников и тут же демонстрирует пример движения (например, руки вверх-вниз, вверх-вниз). Затем тренер запускает разминку. Если участники начали разговаривать, тренер прекращает разминку
    (в это время скорее всего многие запутались в движениях, так как были невнимательны к движениям своего соседа слева).
    Тренер задает вопросы группе: “Кто запутался? Что мешает выполнять упражнение? Кто не запутался? Что помогает все выполнять точно?”
    Затем тренер продолжает разминку, еще раз повторив, что разминка выполняется молча. В конце разминки тренер просит участников: “Поднимите руки те, к кому движение вернулось без изменений. Поднимите руки те, к кому вернулось движе- ние, но с изменениями. Поднимите руки те, к кому движение не вернулось”.
    Мостик к теме занятия. “Это было упражнение на рас-
    пределение внимания и на расстановку приоритетов. В работе нам приходится делать несколько дел одновременно. Это может снизить ее эффективность. Эффективность нашей команды мы только что измерили этим упражнением.

    456
    И мы видим, что нам есть чему учиться. Если расставить приоритеты в выполнении упражнения, то что имеет важность
    № 1? Правильно, наблюдать за движением своего левого соседа.
    Важность № 2! Правильно, слушать и делать то движение, которое до этого увидели у соседа. Все остальное не важно.
    Смотреть на остальных участников, раздавать советы, пытать- ся исправить чужие ошибки — все это ведет к потере общей эффективности”.
    Деловая игра “Давление в коллективе социального учреж-
    дения”
    Разбить на группы:
    Задание № 1. Определить формы психологического и про- фессионального давления социальных работников на завотде- лением.
    Задание № 2. Определить формы психологического и про- фессионального давления заведующей отделением на социаль- ных работников.
    Организация обучения персонала. Стратегия отделения — дифференциация:
    — деятельность по принципу “никто не делает лучше”;
    — достижение превосходства над другими в нескольких приоритетных направлениях деятельности;
    — широчайшие возможности для повышения квалифика- ции своих сотрудников;
    — частые инновации;
    — интенсивная рекламная и услуговая деятельность;
    — ориентация на тесное взаимодействие и сплоченность;
    — высочайший имидж и репутация;
    — концентрация усилий на приоритетных направлениях обслуживания и продажи социальных услуг;
    — достижение максимального качества предоставления услуг;
    — концентрация усилий на реализации нововведений.
    В состав службы управления персоналом входит заведую- щий отделением, который совместно с руководителем ЦСО и

    457
    заместителями широко использует имеющиеся возможности для проведения обучения с использованием как методов обучения на рабочем месте, так и вне его.
    Учебный процесс организован таким образом, что он пере- стал ограничиваться только передачей обучающимся необходи- мой суммы знаний и навыков по специальности, а направлен на развитие у них способности и желания осваивать новые знания, овладевать смежными специальностями, усиливает творческий элемент в обучении.
    На данный момент в отделении возникла необходимость провести обучение нескольких работников.
    Постановка задачи:
    — определить объективные признаки потребности в обу- чении;
    — составить заявки на проведение обучения;
    — предложить содержание программы обучения;
    — выбрать соответствующие методы обучения.
    Методические указания.
    Группа делится на следующие подгруппы:
    — признаки потребности в обучении социальных работни- ков;
    — признаки потребности в обучении заведующих отделе- ниями;
    — признаки потребности в обучении замдиректора по управлению персоналом;
    — признаки потребности в обучении директора и его перво- го заместителя.
    Каждая подгруппа должна решить задачи, отражающие процесс определения потребности в обучении и принятия соот- ветствующих мер по первой группе:
    1-я группа:
    — определить роль социальных работников в модерни- зации деятельности отделения, объективные и субъективные факторы, вызывающие необходимость повышения их квали- фикации;

    458
    — составить заявки на профессиональное обучение с ука- занием направлений и сроков повышения квалификации;
    — установить цели, преследуемые в ходе повышения ква- лификации.
    2-я группа:
    — определить роль заведующих в модернизации деятель- ности отделения объективные и субъективные факторы, вызы- вающие необходимость повышения их квалификации;
    — составить заявки на профессиональное обучение с ука- занием направлений и сроков повышения квалификации;
    — установить цели, преследуемые в ходе повышения ква- лификации.
    Тренинг развития креативности и творческих способно-
    стей. Креативность (от англ. create — создавать, англ. creative — созидательный, творческий) — творческие способности индиви- да, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем.
    Согласно авторитетному американскому психологу Абрахаму
    Маслоу это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды.
    Творчество — это деятельность, результатом которой яв- ляется создание новых материальных и духовных ценностей.
    Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество имеет психологический аспект: личностный и про- цессуальный.
    Оно предполагает наличие у личности способностей, моти- вов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.
    Изучение этих свойств личности выявило важную роль во- ображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, раскрытии и расширении своих созидательных возможностей.

    459
    Креативность (от лат. creatio — созидание) — это способ- ность человека порождать необычные идеи, оригинальные ре- шения, отклоняться от традиционных схем мышления.
    Креативность является одним из компонентов творческой личности и не зависит от эрудиции. Людей, обладающих высо- ким уровнем креативности, называют креативами.
    Как считает ряд ученых, в проявлении креативности, а точнее — дивергентного мышления, являющегося основой креа- тивности, роль генетического фактора в отличие от средового невелика.
    Основные черты, характерные для креативных личностей, это сознательность, ответственность, упорство, чувство долга, высокий контроль над поведением и эмоциями,решительность, предприимчивость, склонность к риску, социальная смелость и т. д.
    Развитие креативности идет по следующему механизму: на основе общей одаренности под влиянием микросреды и под- ражания формируется система мотивов и личностных свойств
    (нонконформизм, независимость, мотивация самоактуализации), и общая одаренность преобразуется в актуальную креативность, т. е. креативность — это синтез одаренности и определенной структуры личности.
    Препятствуют проявлению креативности низкий интеллект, нейротизм и тревожность.
    Цель, задачи, материалы.
    Цель: осознание креативности в себе и ее развитие. (Раз- витие способности участников находить новые нестандартные
    (креативные) решения задач; налаживание коммуникативных связей внутри группы.)
    Задачи: осознание и преодоление барьеров для проявления и развития творческого мышления, осознание характеристики креативной среды, формирование навыков и умений управления творческим процессом.
    Материалы: бумага, ножницы, карандаши, модели пред- метов, мяч, газеты.

    460
    Этапы работы:
    I. Разогрев.
    Упражнение “Перекинь мяч”.
    Цели: вербальное и невербальное общение сближает чле- нов группы. Оно направлено на раскрепощение членов группы, установление контактов друг с другом и поиск быстрого решения поставленной задачи.
    Материалы: мяч. Время: 2–5 минут.
    Процедура: участники стоят в тесном кругу, им дается не- большой мяч (размером приблизительно с теннисный) и фор- мулируется задание: как можно быстрее перекинуть этот мяч друг другу так, чтобы он побывал в руках у каждого. Ведущий фиксирует потребовавшееся на это время. Оптимальное число участников в кругу от 6 до 8; при большем их количестве це- лесообразно выполнять упражнение в нескольких подгруппах.
    Упражнение повторяется 3–4 раза, ведущий просит делать его как можно быстрее. Когда затраты времени доведены примерно до 1 с на каждого участника, ведущий просит изобрести и про- демонстрировать способ, которым можно перекинуть мяч так, чтобы он побывал в руках у каждого, потратив лишь 1 с на всю группу. Обычно через некоторое время участники придумывают и демонстрируют соответствующее решение. (Оно состоит в том, что все они ставят сложенные “лодочкой” руки друг над другом и поочередно разводят ладошки в стороны. Мяч, падая вниз, передается из рук в руки и таким образом успевает побывать у каждого участника.) Задача решена!
    Психологический смысл упражнения: демонстрация того, как проблема может быть решена более эффективно с помо- щью нетривиального подхода к ней и как этому препятствуют стереотипы (“перекинуть — значит подбросить вверх, а потом поймать”). Сплочение группы, обучение координации совмест- ных действий.
    Вопросы для обсуждения:
    Что мешало сразу же увидеть быстрый способ выполнения задания, какой стереотип при этом активизировался?

    461
    Кому первому пришла мысль перебрасывать мяч, не под- кидывая, а роняя его, и что подтолкнуло к этой идее?
    Какие ситуации, когда стереотипное видение мешало раз- глядеть простой и нетривиальный способ решения проблемы, встречались в жизненном опыте участников и как удавалось преодолеть эти ограничения?
    Упражнение “Островки” (5–10 минут).
    Цель: всем участникам разместиться на газете (на всей, на половине газеты, на трети).
    Материалы: газеты.
    Время: 5–10 минут.
    Процедура: участники разбиваются на группки по 4–6 че- ловек и на скорость выполняют задания.
    Смысл упражнения: создание условий для воплощения и выдвижения идей о способах действия нестандартной ситуации, сплочение группы, физическая разминка. Участники обменива- ются эмоциями и чувствами и озвучивают все свои идеи.
    II. Основная деятельность.
    Упражнение “Стоп-кадр”.
    Цель: развитие навыков экспрессии, дает возможность участникам в новом ракурсе взглянуть на свое отношение к тем жизненным сферам, которых касаются слова.
    Материалы: список слов.
    Время: 10 минут.
    Процедура: участники свободно перемещаются по ауди- тории. По команде ведущего, подаваемой с помощью хлопка в ладоши, они останавливаются и демонстрируют с помощью мимики и пантомимики (позы, жестов, движений тела) то слово, которое называет ведущий. “Стоп-кадр” продолжается 8–10 с, после чего по повторному хлопку ведущего участники опять начинают свободно перемещаться по помещению, пока не про- звучит следующий хлопок и не будет названо очередное слово.
    Желательно заснять “стоп-кадры” с помощью цифровой фото— или видеокамеры и продемонстрировать отснятые материалы участникам непосредственно после упражнения.

    462
    Можно использовать, например, такие наборы слов: время, прошлое, детство, настоящее, учеба, будущее, профессия, успех; встреча, общение, понимание, дружба, любовь, семья, счастье.
    Упражнение “Применение предметов”.
    Цель: развитие творческого интеллекта.
    Материалы: скрепка для бумаг, зубная щетка, карандаш, спичка и т. д.
    Время: 10–15 минут.
    Процедура: за 2 минуты найти как можно больше при- менений для обувного шнурка и записать их. Это упражнение, развивающее творческий интеллект, для рассмотрения можно брать любой другой предмет.
    Вопросы для обсуждения:
    Сложно было придумывать новое применение простым и знакомым вещам?
    Как можно применять ваш предмет?
    О чем заставило задуматься это упражнение?
    Упражнение “Арка”.
    Цель: развитие творческих способностей, поиска нестан- дартного решения поставленной задачи.
    Материалы: ножницы, бумага.
    Время: 10 минут.
    Процедура: участники объединяются в команды, получа- ют бумагу формата А4, и им дается задание: изготовить такую арку, чтобы через нее смог пройти любой из участников или все по очереди. Продемонстрировать как можно больше способов.
    Вопросы для обсуждения:
    Кому сначала казалось, что выполнить упражнение невоз- можно?
    Часто ли возникают такие ситуации?
    Кто подсказал решение или это коллективное?
    1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   30


    написать администратору сайта