Технология социальной работы
Скачать 1.24 Mb.
|
Раздел 7. РЕСУРСОРАЗВИВАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ 7.1. Образовательные технологии в учреждениях социального обслуживания Традиционным институтом, обеспечивающим усвоение людьми знаний, ориентаций и опыта, накопленного в обществе, является образование. Образование — это самостоятельный феномен, имеющий философские основания, ценностные ориен- тации. Отвечая потребностям общества, образование выступает в качестве ключевого фактора социализации личности в посто- янно изменяющейся экономической, социальной и культурной среде, условием горизонтальной и вертикальной мобильности, способности к усвоению и продуцированию инноваций. Процесс социальной работы с индивидом — это прежде всего процесс взаимодействия и отношений, которые можно свести к основным ее целям: помощь, содействие, консультация, посред- ничество, социализация, адаптация, реабилитация, коррекция, обслуживание, профилактика, опека, попечение, усыновление (удочерение), сопровождение. Решение любой из этих задач социальной работы требует от специалиста вступать с индивидом или группой в отношения по развитию, восстановлению или коррекции их личностных ресурсов, что напрямую связано с образованием, обучением, развитием, воспитанием, формированием. Образование в буквальном смысле означает формирование образа хорошо обученного, воспитанного человека. Воспитание является педагогическим компонентом социализации, реабили- 429 тации и адаптации. Обучение выступает целенаправленным про- цессом передачи индивиду или группе необходимых для жизни программ (знаний, умений и навыков). Развитие — это процесс изменения индивида или группы от простого к сложному, от ме- нее сложных форм деятельности к более сложным посредством приобретенных знаний, умений и навыков, обеспечивающих самостоятельное функционирование. Наличие в технологическом процессе социальной работы педагогического компонента требует применения образователь- ных технологий. Образовательная технология в социальной работе — это система педагогических форм, методов и средств, с помощью которой формируется представление об исходных данных ин- дивида или группы, планируются и осуществляются действия, связанные с выбором моделей обучения для конкретного случая. Образовательные технологии в социальной работе — это явление многомерное; в практике работы социальных учреж- дений и служб существует множество моделей их применения. К ним относятся: университет третьего возраста, школа молодых родителей, школа молодых инвалидов, кружки изуче- ния компьютерных технологий, иностранного языка, клубы любителей поэзии и т. д. Каждое социальное учреждение привносит в образова- тельные технологии что-то свое, индивидуальное, объективно отражающее уровень состояния образовательных ресурсов, в связи с чем можно говорить об авторских образовательных технологиях в социальной работе. Многообразие существующих образовательных технологий в социальной работе классифицируется по общим и специфиче- ским, существенным и случайным, теоретическим и практиче- ским признакам. В основу объединения образовательных технологий в со- циальной работе положены наиболее существенные стороны и признаки: 1) уровень применения; 430 2) философская основа; 3) методологический подход; 4) ведущий фактор развития индивида или группы; 5) научная концепция (механизм) передачи и освоения опыта; 6) ориентация на личностные сферы и структуры индивида; 7) характер содержания и структуры; 8) основной вид социально-педагогической деятельности; 9) методы и средства обучения; 10) типы социальных учреждений, где применяются обра- зовательные технологии; 11) средства обучения; 12) подход к индивиду и ориентация педагогического взаи- модействия. 1. Уровень применения. По уровню и характеру примене- ния образовательных технологий в социальной работе образу- ют вертикальную структуру — иерархию: метатехнология (социально-педагогическая), макротехнологии (отраслевые, частнометодические, предметные), мезотехнологии (модуль- ные, локальные), и микротехнологии (конкретно-личностные), также горизонтальный ряд: монотехнологии, групповые технологии. 2. Философская основа. По философской основе выделяются следующие типы: гуманистические, экзистенциалистские, природосообразные, прагматические, религиозные, антропо- логические. 3. Методологический подход. Методологический подход определяет ведущие принципы организации образователь- ного процесса и деятельность его участников. Наиболее рас- пространенные: гуманистический, системный, групповой, знаниевый, личностно-ориентированный, ситуативный, алгоритмический, социокультурный, информационный, при- родосообразный, возрастной, в соответствии с социальной проблемой, комплексный, дифференцированный, ценностный, поисковый, средовой, валеологический, задачный, практико- 431 ориентированный, коммуникативный, индивидуальный, компетентностный, деятельностный, творческий, диагно- стический 4. Ведущий фактор развития. По ведущему фактору раз- вития различают: биогенные, психогенные и социогенные об- разовательные технологии. Принято считать, что развитие индивида есть результат влияния биогенных, психогенных и социогенных факторов. Однако применение конкретной обра- зовательной технологии в социальной работе зависит от того, на что ориентируется специалист и какой из этих факторов он считает основным. Если в социальном учреждении создана шко- ла общения, значит, в основе лежит психогенный фактор, если работает кружок “Умелые руки”, то в основании — социогенный фактор и т. д. 5. Научная концепция освоения опыта. По научной концеп- ции процессов обучения, воспитания, адаптации и социализации индивидов в социальных учреждениях и социальных службах выделяются следующие: деятельностные, развивающие, ин- териоризаторские, бихевиористские, гештальттехнологии, психоаналитические, социоэнергетические, обучающие. Примером использования образовательных обучающих технологий в работе с пожилыми людьми может быть работа в рамках целевой программы “Социальная геронтология”, широко применяемая в центрах социального обслуживания. Основная цель программы — проведение комплекса обучаю- щих, медицинских, психологических и иных мер, обеспечи- вающих замедление процесса старения и продления активного долголетия, Реализацию программы каждым клиентом разделяют на два блока: 1-й блок — пребывание клиента в течение 1 (одного) кален- дарного месяца в Программе социальной геронтологии с получени- ем полного объема услуг в отделении дневного пребывания, вклю- чая горячее питание и получение всех реабилитационных услуг, которые не противопоказаны поликлиническим учреждением; 432 2-й блок — рассчитан на 3 месяца (включая 1-й блок), пред- полагает участие в программе социальной геронтологии каждого пожилого клиента. Основная цель программы — обучение по- жилых людей правильному отношению к себе, к своему изме- нению, связанному с физиологическими процессами старения организма. Суть занятий — обучение навыкам работы над собой для сдерживания темпов биологического старения, продления ак- тивного долголетия, которое происходит в процессе освоения материала и его практического применения. С этой целью созда- ются так называемые школы различного направления, где при- меняются современные образовательные технологии. К наиболее востребованным можно отнести игротерапию. Игровая терапия — это комплекс игровых методик, с по- мощью которых решаются образовательные, а следовательно, и реабилитационные задачи. Часто игротерапия рассматривается как средство для раскрепощения патологических психических состояний человека. Будучи уникальным средством комплекс- ной реабилитации, эта технология может выполнять функции социализации, развития, воспитания, адаптации, релаксации, рекреации и др. При этом травмирующие жизненные обстоя- тельства переживаются в условном, ослабленном виде. Игротерапия помогает опробовать и усвоить человеком типы поведения, выделив наиболее подходящие в определенной жизненной ситуации. Именно ролевое поведение отражает пси- хологическое состояние и функциональные тенденции человека. К видам направленной игротерапии относятся: познавательные и развивающие игры, настольные и компьютерные игры, кон- курсы, турниры, соревнования, подвижные игры. Любая игра может быть адаптирована к возможностям человека любого возраста путем корректировки соответствую- щего игрового элемента (облегчение условий игры, сокращение численности участников, времени проведения и т. д.). Участие человека в игре формирует и закрепляет у него устойчивую установку на рациональное, содержательное, целенаправленное 433 использование свободного времени. Для многих людей игра — любимый вид деятельности и общения. Целесообразность ис- пользования игры в социальной работе обусловлена тем, что этот вид деятельности и общения наиболее приемлем для любого воз- раста, где человек может свободно выражать себя, освободиться от напряжения и разочарования повседневной жизнью, опробо- вать себя в конкретной социальной роли, установить общение, овладеть социальными навыками и т. д. Различные методы оздоровления применяются в деятельно- сти клубов и кружков: любителей песни “Посиделки”, любителей искусства “Ярославна” (вокальный коллектив), литературный салон, настольных игр, компьютерной грамотности, интернет- клуб “Прогресс”, любителей кино, кружок рукоделия, глухих “Вдохновение”, домоводства “Бабушкин сундук”. “Страницы великого прошлого”, “Сударушки”, клуб “Театрал”. Так, программа “Школа молодой семьи” создается с целью: 1) информирования молодой семьи о правах и возможностях их реализации; 2) обучения молодых семей навыкам эффективной коммуникации. Задачи программы: 1. Проведение серии информационных и обучающих меро- приятий для молодых семей. 2. Оказание консультативной помощи молодым семьям. 3. Проведение дискуссии по вопросам семьи. Предварительно: • проводится психологическое исследование с целью выяв- ления молодых семей, которые находятся в кризисной ситуации и хотят принимать участие в проекте, а также с целью изучения актуальных проблем молодых семей; • выявление добровольцев проекта путем анкетирования. Мероприятия реализуются силами самой молодежи, в ак- тивном взаимодействии со службой занятости, биржей труда, психологической службой. Публикации в СМИ обеспечивают привлечение внимания к проблемам молодых семей. Добро- вольцы из числа молодых семей проходят обучение в “Школе молодой семьи”. 434 Тематика занятий в школе: 1. Психологические вопросы семейных взаимоотношений. 2. Права молодежи. 3. Права молодого специалиста (изучение основ трудового права). 4. Эффективное трудоустройство (навыки прохождения интервью, написания резюме). Кроме обучающих семинаров может проводиться ролевая игра “Я и работодатель”. Добровольцы (молодые семейные пары) вовлекают других в активную деятельность по проекту путем создания на базе ЦПСиД дискусс-клуба для молодых семей и проведения заседаний. В ходе организации и проведения ме- роприятий молодые люди приобретают навыки эффективного, бесконфликтного и самостоятельного разрешения возникающих жизненных проблем. Организаторы школы оказывают консультативную помощь молодым семьям. Издается информационно-консультационная брошюра для молодых семей “Семья и дети”. Брошюра распро- страняется среди добровольцев и молодых семей. Обучающие адаптивные кружки. В кружке “Мы и окру- жающий мир” молодые семьи получают общие знания о месте и роли в семейных отношениях природы, животных, растений, учреждений отдыха и развлечений. Узнают об особенностях организма человека, усваивают уроки вежливости, правила поведения, жизни в городе, на транспорте, получают уроки со- блюдения личной гигиены. “ОБЖ” — это кружок, обеспечивающий знаниями по безо- пасному поведению в общежитии, на природе, на улицах города, ПДД в чрезвычайных ситуациях, при контактах с незнакомыми людьми или если есть вредные привычки. “Умейка” — обучает мастерству работы с бумагопластикой, изонитью, оригами, выжиганию, аппликации из природного ма- териала, папье-маше. “Семьеведение” — учит культуре быта, питания, расходо- вания средств, одежды, семейных отношений, семейного отдыха. 435 “Папа, мама и я” — это обучение культуре сексуальных отношений в семье, поведению при ожидании малыша, учит методам ухода и воспитания. “Права и обязанности” — изучение Конституции, Семейного кодекса, закона об образовании, Гражданского кодекса и т. д. Программа “Формула любви” предназначена для учащихся старших классов школ и колледжей по подготовке к семейной жизни (14–19 лет) и студентов вузов и молодых людей, плани- рущих создать семью (18–30 лет). Занятия по программе проходят в виде тренинга личност- ного роста, цель которого — осознание собственных интересов, потребностей и целей, формирование осознанного отношения к семейным и диадным взаимоотношениям, рождению и воспита- нию детей, повышение самооценки формирование позитивного мышления. Цикл социально-психологических тренингов и тренингов личностного роста “Благополучная семья” с молодыми людьми, планирующими в будущем создать семью, и молодыми семьями. Цель тренинга: психологическая подготовка молодых лю- дей к семейной жизни. Тренинг представляет собой двухдневный интенсив по 6–8 часов работы в день. В ходе работы участники тренинга могут: • осознать и проанализировать собственные установки и убеждения детства, касающиеся семейных отношений, ин- дивидуального восприятия степени близости в отношениях с окружающими людьми; • узнать о психологических проблемах людей, о разнице в психологии мужчины и женщины, о гендерных стереотипах, смоделировать свою идеальную семью; • понять сущность разработки и реализации системы, вклю- чающей социальные и рыночные механизмы решения жилищной проблемы семей; • сформировать ценности семьи и семейного образа жизни. 436 7.2. Технологии развития творческих способностей клиентов социальных учреждений Творчество — это деятельность, результатом которой яв- ляется создание новых материальных и духовных ценностей. Творчество предполагает наличие у личности способностей, мо- тивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью и уникальностью. Определяет способность человека к творчеству его “бес- конечная сложность”, дающая ему возможность созидать, при- обретать новые знания, умения, навыки, связи, роли, отношения и т. д. Противодействовать внешним силам человек может только потому, что способен стать бесконечно сложным, непредсказуе- мым в своих проявлениях, особенно в пограничных ситуациях. Например: • человек находит в себе силы и начинает вести жизнь без наркотиков и алкоголя; • ведет борьбу за жизнь в экстремальных ситуациях и т. д. Благодаря своей бесконечности, сложности, человек может противопоставить себя внешнему давлению и стать законодате- лем нового, значимого для себя порядка. Творчество побуждает в человеке мотивацию к активной деятельности, часто для человека важен сам акт творения, а не его плоды. Каждый человек способен к творчеству. Основанием к творчеству является его творческий потенциал (лат. — poten- tial) — это: • возможность, мощность, источники, средства, запасы, ко- торые могут быть использованы для решения задач, достижения определенной цели; • деятельностная сторона бытия человека, его ресурс воз- можных действий. Большинство исследователей определяют творческий по- тенциал как: “системное качество интеллектуальных и физи- ческих сил человека, ориентированного на созидание новых, положительно значимых социальных ценностей”. 437 Творческий потенциал проявляется: • в процессе активного бытия с миром; • в системе надприродных отношений, в которой образуется человеческая сущность, бесконечность и сложность мира; • если в процессе взаимодействия мира и человека стано- вится возможным его творчество. В процессе взаимодеятельности образуются предпосылки формирования и развития творческого потенциала, который является выражением качественной характеристики субъекта творчества. Содержание творческого потенциала человека — это сово- купность различных способностей и потенциалов: • преобразовательно-предметных (навыки, умения, способ- ности); • познавательных (интеллектуальные способности); • аксиологических (ценностные ориентации); • коммуникативных (нравственно-психологические каче- ства); • художественных (эстетические способности). Связывают творческий потенциал со способностью чело- века самостоятельно ставить и решать в том или ином виде деятельности общественно значимые проблемы. Творческий потенциал личности определяется: • полученными личностью и самостоятельно выработанны- ми умениями и навыками; • способностями к действию, созидательному и (или) раз- рушительному, продуктивному или репродуктивному; • мерой реализации способностей в той или иной (или не- скольких) сфере: труде, общении, социально-организаторской и революционно-критической деятельности”. Творческий потенциал человека — это внутреннее условие его саморазвития и качественная характеристика состояния его способностей и готовности осуществлять социальное функцио- нирование, констатирующие уровень развития человека. 438 Формы проявления творческого потенциала: взаимодей- ствие с миром, труд, общение, игра. Творческий потенциал фиксирует источники саморазвития индивидуума, реализующего себя вовне, т. е. актуализирующе- гося, выражает меру свободного деятельностного отношения человека к миру, фиксирует реально существующие образова- тельные, информационные, морально-нравственные, коммуни- кативные ресурсы. Творческий потенциал — это интегрирован- ный признак социальности человека. Творческий потенциал позволяет человеку: • успешно адаптироваться к постоянно меняющейся эконо- мической, политической, социальной и культурной ситуации в стране, проявлениям социальных противоречий и социальных рисков; • активно влиять на их преобразование; • ощущать потребность в проявлении, самостоятельности и ответственности в деятельности, социальном функционировании и социальном взаимодействии. Состояние творческого потенциала человека отражает: • социальные проблемы человека и их характер; • способность человека к их решению; • определяет уровень его социальности. Социальность человека определяется: • способностью к свободному взаимодействию с окружаю- щим миром; • самообеспечением жизнедеятельности; • включенностью в социальные отношения и выполнением социальных ролей и функций. Элементы структуры социальности — социальные спо- собности, потребности, интересы и мотивы. Именно они обуслов- ливают степень возможностей и потребности человека осущест- влять свободную жизнедеятельность. Условием развития социальности является вовлечение че- ловека в деятельность, направленную на расширение горизонта его отношения к миру и самому себе. 439 Каким образом человек становится обладателем творческих дарований? Существует несколько точек зрения. 1. Способности индивида формируются и развиваются в процессе его жизни в конкретных условиях. 2. Человеческая природа стабильна и неизменна. 3. Свойства человека формировались в ходе длительной биологической и социокультурной эволюции. 4. Биологическая эволюция не могла произвести такого переворота в развитии человеческой природы, какой произвела культура. 5. Именно под воздействием культуры атрибутивные свой- ства человека находят свое социокультурное выражение в спо- собностях человека. Деятельность может осуществиться только при наличии способности субъекта реализовать ее в действительность. Особенности способностей: • способности — это не всякие индивидуальные особенно- сти, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности вы- полнения какой-либо деятельности или многих деятельностей; • способности не сводятся к знаниям, навыкам или умениям, которые уже имеются у данного человека. Способности человека можно представить четырьмя основ- ными группами: • интеллектуальные; • духовно-нравственные; • преобразовательные; • социальные. Интеллектуальные способности выражают: • социально-психологические возможности человека; • знания, навыки, умения. В структуру интеллектуального потенциала входят также: духовные ценности, идеалы, убеждения, ориентации, интересы человека. 440 Духовно-нравственные ценности человека: • потенциальный источник творческих сил человека фор- мируют готовность включиться в деятельность; • являются нравственным базисом его деятельности; • обеспечивают рационализацию жизнедеятельности чело- века, т. е. постановку, обоснование и принятие целей в соответ- ствии с его нравственными установками, выбор способа, вида и сферы приложения своих сил; • обеспечивают соотнесение целей и средств с планируемы- ми результатами своей деятельности; • духовно-нравственные способности лежат в основе регла- ментации творческой деятельности. Преобразовательные способности: • способности к деятельности, к преобразованию природы и вещества с целью удовлетворения своих материальных и ду- ховных потребностей; • основа для воспроизводства и развития жизни человека и общества. К способностям такого рода относятся способности к труду, потреблению, созданию необходимого и прибавочного продукта, получению дохода. Социальные способности — это способности к общественной коммуникации. Развитость социальных способностей обеспечивает индивиду успешное взаимодействие с другими людьми, обществом в целом. Для того чтобы человек включился в преобразовательную деятельность, недостаточно одних способностей. Важно также, иметь внутреннюю потребность их проявить, чтобы он был готов их применить и имел для этого соответствующие возможности. По характеру и содержанию проблем, которые решает чело- век, можно измерить результаты жизнедеятельности человека, т. е. определить состояние его творческого потенциала. Cоциальные проблемы человека — это: • показатель кризиса социального функционирования че- ловека в обществе; 441 • показатель состояния творческого потенциала человека, который не позволяет ему гармонично взаимодействовать с окружающим его миром; • взаимодействие человека с окружающим миром в усло- виях макро-, мезо- и микросреды. Для того чтобы человек мог себя реализовать, необходимо создать условия для его творческого отношения к жизни, сфор- мировать необходимую среду, создающую условия для преодо- ления человеком кризиса социального функционирования. Важным средством содействия и помощи человеку в реше- нии его социальных проблем выступает социальная работа как вид деятельности и средство развития способностей и готовности человека к свободному взаимодействию с окружающим его миром. Развитие или восстановление творческого потенциала в процессе социальной работы — это развитие способностей, по- требности и готовности к решению своих проблем. Главные цели процесса социальной работы с человеком: • выявление степени возможностей человека осуществлять деятельностное свободное взаимодействие с миром; • разработка и реализация путей практической помощи, содействия для восстановления или развития социальности че- ловека как способности, потребности и готовности к социальному функционированию. Без активного включения личностного творческого потен- циала человека в решение своих проблем невозможно достигнуть должного эффекта в процессе социальной работы. Кроме этого труд социального работника без активного включения своего личностного потенциала, творческого видения способов и форм реализации тех или иных технологий социаль- ной работы будет носить ремесленный, формальный характер, а поэтому будет непродуктивным. Направления социальной работы для достижения социаль- ности человека: • вовлечение в деятельность; • развитие; 442 • реабилитация; • коррекция; • воспитание. Использование технологий творчества в социальной работе позволяет активизировать реабилитационный потенциал чело- века, сделав его активным субъектом реабилитационного про- цесса, за счет повышения личностной мотивации к творчеству. Технологии творчества направлены на выявление и раз- витие креативных способностей индивида и их развитие в раз- личных видах деятельности. Виды творческой деятельности специалиста социальной работы: • диагностическое и методическое творчество — поиск и нахождение новых способов изучения особенностей “человека в проблеме”, применение и создание новых методов и диагно- стических приемов; • коммуникативное творчество, т. е. креативность общения — поиск и нахождение путей решения новых коммуникативных задач, новых средств мобилизации межличностной взаимодея- тельности в процессе социальной работы, создание новых форм общения в групповой работе; • самореализация специалиста социальной работы на основе осознания себя творческой индивидуальностью, определения индивидуальных путей своего профессионального роста. Уровни творчества в процессе социальной работы: • уровень элементарного взаимодействия с индивидом, группой — специалист социальной работы использует обратную связь, корректирует свое взаимодействие по его результатам; • уровень оптимизации взаимодействия в процессе социаль- ной работы — творчество здесь состоит в умелом, эффективном выборе и целесообразном сочетании и применении известных технологий решения проблемы индивида; • эвристический уровень — творчество на этом уровне состоит в конструировании технологий взаимодеятельности в решении проблем конкретного индивида; 443 • самостоятельность действий индивида как высший уро- вень творчества специалиста социальной работы. Технология терапии творчеством. Терапия творчеством в философском понимании есть терапия творческими занятиями, сопряженными с поисками смысла жизни, своего места среди людей и природы. Терапия творчеством постепенно складывалась из сле- дующих самостоятельных воздействий, соединившихся впо- следствии в психологической и терапевтической практике в не- разделимое целое: терапевтической увлеченности различными творческими занятиями и терапевтического самораскрытия в творчестве, целебного поиска смысла жизни. В Англии в 1796 г. священнослужитель У. Тук открыл “Йоркское убежище”, где впервые в средневековой Европе ле- чение душевнобольных жестокими наказаниями было заменено лечением впечатлениями и трудовыми занятиями. Российский естествоиспытатель, писатель, энциклопедист А. Т. Болотов считал, что справляться с болезнями помогают “блаженное искусство увеселяться красотами натуры”, занятия литературно-художественным творчеством, рисование, выра- щивание цветов. В 1834 г. известный врач П. А. Бутковский отмечал, что “упражнения в любых предметах, в рисовании, живописи, грави- ровании, разборе камней, растений и проч. исправляет умствен- ные силы”, а игры, увеселения, музыка, зрелища, путешествия возбуждают “желательную силу”. Российский психиатр доктор Малиновский в 1847 г. написал первый российский учебник психиатрии, где четко разделил: • “лечение гигиеническое”; • “лечение посредством впечатлений (моральное, ду- шевное)”; • “лечение аптечное”. Президент Всемирной ассоциации динамической пси- хиатрии профессор М. М. Кабанов считает, что цель терапии увлекающими занятиями (трудотерапии) — не просто вернуть 444 человека к труду, а, опираясь на личность, восстановить или со- хранить его индивидуальную и общественную ценность, что, по его мнению, невозможно без увлеченности и творчества. Терапия увлеченностью, творчеством способствует разви- тию личности, порой не только восстанавливает или сохраняет индивидуальность, но и позволяет поднять личность на новый, более высокий уровень в процессе социальной работы. Механизмы терапевтического творческого самораскрытия проявляются в увлекающих занятиях, так как человеку свой- ственно увлекаться, как правило, тем, что ему созвучно, выражая себя в этом увлечении. В приемах творческого самораскрытия творчество есть основное воздействие, раскрывающее личность и переживания человека, более или менее осознающего это самораскрытие. В этом случае именно творчество облегчает со- стояние, помогает увидеть, почувствовать, понять существенное в себе для других, а значит, и для себя. Конкретные приемы терапии увлеченностью и творчеством: игровая терапия, музыкотерапия, арттерапия — возникли из клинико-терапевтического, лечебно-педагогического, психоа- налитического изучения воздействия творчества и культуры на человека и постепенно становятся самостоятельными направле- ниями психологической, социально-медицинской и социально- педагогической деятельности. В XX в. терапия самораскрытия в творчестве все больше подчеркивает значение творческого самораскрытия человека. Сущность терапии творчеством — прояснение, укрепление, поддерживание духовной индивидуальности человека, что по- настоящему возможно лишь в творческих занятиях. Современные технологии творчества в социальной работе: • библиотерапия, • музыкотерапия, • эстетотерапия, • ландшафтотерапия, • арт-терапия, • куклотерапия, 445 • сказкотерапия, • изотерапия и т. д. Технологии творчества — наиболее эффективные тех- нологии комплексной реабилитации, так как это не только позволяет развить творческие возможности человека, но и продуктивно влияет на предупреждение и решение многих социально-психологических, и социально-педагогических проблем, возникающих у человека в процессе реабилитации и жизнедеятельности. Технологии творчества как эффективные технологии при- меняются в комплексной реабилитации инвалидов, наркоманов, алкоголиков, склонных к бродяжничеству, психически больных и т. д. Они формируют активную социальную позицию и способ- ствуют максимальному раскрытию их потенциала. Сочетание технологий творчества с двигательно-ориен- тированными практиками позволяет ребенку с ДЦП осознавать возможности своего тела, вследствие чего меняется его отно- шение к внешнему миру и окружающим людям и социальная позиция. Арт-терапия. Понятие арт-терапии (художественная терапия, терапия искусством) возникло в контексте идей З. Фрейда и К. Юнга и рассматривается как один из методов тера- певтического воздействия посредством художественного (изо- бразительного) творчества. Арт-терапия имеет несколько значений: 1) рассматривается как совокупность видов искусства, ис- пользуемых в лечении и коррекции; 2) как комплекс арттерапевтических методик; 3) как направление психосоциальной и психокоррекционной практики; 4) как метод. Цели арт-терапии: • гармоничное развитие человека; • расширение возможностей его социальной адаптации по- средством искусства; 446 • участие в общественной и культурной деятельности в микро- и макросреде; • самовыражение; • самопознание; • личностный рост в своем развитии. Арт-терапия используется как самостоятельно, так и в сочетании с медикаментозными, социально-педагогическими средствами. Основные функции арт-терапии: • катарсистическая (очищающая, освобождающая от не- гативных состояний); • регулятивная (снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование по- ложительного состояния); • коммуникативно-рефлексивная (обеспечивающая коррек- цию нарушений общения, формирование адекватного межлич- ностного поведения, самооценки). Арт-терапия в широком понимании включает: • изотерапию (терапевтическое воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно- прикладным искусством и др.); • библиотерапию (терапевтическое воздействие чтением); • иммаготерапию (воздействие через образ, театрализацию); • музыкотерапию (воздействие через восприятие музыки); • вокалотерапию (лечение пением); • кинезитерапию (танцетерапия); • хореотерапию, коррекционную ритмику (воздействие движениями). Библиотерапия. Основная идея этой технологии — излечи- вать и корректировать настроение и эмоциональное состояние с помощью книг. Начиная с Платона считалось, что книга — замечательное средство помощи в трудной жизненной ситуации. Полагали, что книги воздействуют на мышление человека, его характер, 447 формируют те или иные способы поведения — и в силу этого способны помочь в поиске выхода из трудной ситуации. Исследователи библиотерапии любят подчеркивать ее “первородство” ссылкой на одну из сказок “1001 ночи”, где при- дворный врач прописал своему пациенту, страдающему непо- нятной болезнью и страхами, перелистывать страницы книги. Пациент, между прочим, выздоровел. В России первые попытки целенаправленно использовать чтение книг с лечебной целью относится к ХIХ в. Первые исследователи этого вопроса считали, что ее эффек- тивность обусловлена тем, что текст дает читателям возмож- ность идентифицировать себя с героем, находящимся в трудной жизненной ситуации. В ходе чтения человек осознает, что он — не единственный с подобной проблемой. По мере того как герой решает проблему, читатель эмоционально включается в процесс и обретает пони- мание своей собственной ситуации. Три основных подхода к библиотерапии: • узкий, или библиоведческий; • медицинский подход; • социально-психологический. Узкий, или библиоведческий, подход. В нем книги рас- сматриваются только как фактор, отвлекающий от тяжелого душевного состояния. Как правило, для этого используется беллетристика. Около 80% зарубежных исследователей при- держиваются именно этой точки зрения. Медицинский подход. Библиотерапия понимается как ком- понент психотерапии людей, страдающих неврозами или даже психическими заболеваниями. В этом случае “лечение книгой” проводит врач-психотерапевт или психиатр. Этот подход наи- более распространен в Германии. Социально-психологический подход. Библиотерапия здесь выполняет функции средства социально-психологической по- мощи здоровым (с точки зрения психиатрии) людям в трудных жизненных ситуациях. Она, как правило, выступает как вспо- 448 могательное средство, но в ряде случаев (или на определенном этапе процесса) может стать и основным средством. Проводит библиотерапию тот представитель “помогающей профессии” (психолог, социальный работник, социальный педа- гог и др.), который подготовлен к проведению такой работы и в настоящий момент оказывает поддержку и помощь человеку, находящемуся в трудной жизненной ситуации. Библиотерапия помогает выполнять следующие функции: • проявить индивидуальное самосознание; • улучшить понимание человеком своего поведения или мотиваций; • способствовать формированию адекватной самооценки; • определить человеку свои интересы и склонности; • облегчить последствия стресса; • показать личности, что он или она — не первый человек, столкнувшийся с такой проблемой; • показать человеку, что есть более чем одно решение дан- ной проблемы; • обсудить проблему более свободно; • спланировать правильный путь действий в решении про- блемы; • выйти на путь самопознания, самореализации и в конечном итоге самоактуализации, достичь психологической зрелости. Принципы подбора книг при работе с людьми, находящи- мися в трудных жизненных ситуациях: • книги должны быть созвучны той жизненной ситуации, которую переживает человек; • книга может использоваться для регуляции эмоциональ- ного состояния человека, либо стимулировать его активность, либо помочь взглянуть на ситуацию с другой точки зрения; • тексты должны помогать разрядить ситуацию, справиться с невыносимыми для психики страхами. Для этого используются черный юмор, страшилки и др. Понять эту работу текста по- может упоминание о появлении сразу после 11 сентября 2002 г. в США интернет-сайта, который был буквально переполнен 449 черным юмором. Так потрясенные жители Америки и других стран “отреагировали” свои катастрофические ожидания и страхи после падения башен-близнецов и т. д.; • степень доступности изложения (или степень сложности предлагаемой книги); • герой книги должен быть больному “по плечу”; • максимальное сходство ситуаций в книге и ситуации, в которой находится клиент. Деятельность специалиста социальной работы, психолога и библиотекаря при решении проблем клиента должна быть согласована. Они четко должны представлять, какую проблему клиента они решают. Принято различать индивидуальную и групповую формы осуществления библиотерапии. В индивидуальном варианте библиотерапии применяется следующая технология: 1. Специалист, осуществляющий социально-психоло- гическую помощь (психотерапевт, психолог или социальный работник), рекомендует книгу клиенту. 2. Составляет специальный список книг для чтения в раз- личных трудных жизненных ситуациях. Хорошо, если он так- же составит примерный план чтения книг. В своем опыте мы предпочитаем даже не рекомендовать книгу, а в соответствии с ситуацией, возникшей непосредственно в консультации (как принято говорить у профессиональных консультантов, “здесь и теперь”), снимать с полки созвучную книгу и давать человеку из рук в руки, сопроводив соответствующей репликой: “Люблю эту книгу! Думаю, вам тоже будет интересно прочитать ее. Если возникнет желание, на следующей консультации мы можем обговорить и сравнить наши впечатления”. 3. После прочтения книги специалист и клиент обсуждают ее содержание, обращая внимание на те чувства, мысли, ассо- циации, которые возникли у клиента во время чтения. 4. Может возникнуть и четвертый этап: образы, метафоры книги будут “присвоены” клиентом и станут частью общего жиз- 450 ненного опыта специалиста и клиента. Само упоминание той или иной фразы, метафоры будут своеобразным “якорем” (термин НЛП), вызывающим связанное с ситуацией обсуждения состояния. 5. В ходе библиотерапии клиент может вести читательский дневник, но это не обязательный компонент процесса. Наиболее приемлемым является проведение библиотерапии в группе из 5–8 пациентов. Кроме требований, которые учитываются при создании любой психотерапевтической группы, появляется новое тре- бование: подбор членов группы по степени начитанности и чи- тательским интересам. Подбираются небольшие по объему произведения, которые либо читаются во время группового занятия, либо дома. В ходе терапии возникает дискуссия, в результате которой четко вырисовывается структура межличностных отношений в группе, определяется отношение членов группы к чтению художественной литературы, у малочитающих пробуждается интерес к чтению. Беседы записываются на магнитофон и ана- лизируются психотерапевтом, ведущим группу. Этапы библиотерапии возможно представить следующим образом: I. Мотивационный этап: • вводная мотивировка к занятиям; • целеполагание и целеприятие. II. Основной этап: • обеспечение времени для чтения литературы; • обеспечение времени для обдумывания; • руководство дискуссией или организация диалога, исполь- зование вопросов, которые переведут читателей с буквального понимания информации к интерпретации, практическому при- ложению, анализу, синтезу и оценке этой информации. III. Этап рефлексии: • оценка эффективности библиотерапевтического процес- са посредством анализа психологического состояния личности пациента-читателя; 451 • самооценка личности пациента-читателя. Основными коммуникативными методами объективации творческого потенциала человека технологиями социальной ра- боты являются диалог и дискуссия. Диалог как метод технологий социальной работы является формой коммуникации, которая осуществляется путем взаимодействия в той или иной степени различных, но не соперничающих точек зрения, подходов, взгля- дов. В диалоге коммуникативный процесс развивается не только за счет принятия мыслей другого, но и за счет идей, стимулиро- ванных этими мыслями. Именно поэтому диалог в технологиях социальной работы является эвристическим коммуникативным механизмом. Свою устойчивость коммуникативный механизм приобретает благодаря формированию результата, который содержит и сохраняет общность, развивающуюся благодаря взаимодействию двух субъектов, каждый из которых вносит вклад в развитие этой общности посредством повторных дей- ствий друг на друга. |