Технология социальной работы
Скачать 1.24 Mb.
|
Активные методики. “Интерактивный театр” — мето- дика, которая позволяет оттачивать навыки и мастерство раз- решения конфликтов, умение отстаивать собственную точку зрения, понимать и прогнозировать влияние действий социаль- ного специалиста на несовершеннолетнего. Здесь особое внимание уделяется удерживанию ролевой по- зиции при принятии решений. В “Интерактивном театре” модели- руются условия формирования социальных навыков, связанных с отношениями между взрослыми и детьми. Все решения не просто принимаются или обсуждаются, они обязательно проигрываются, многократно повторяются разными участниками. Отличительной характеристикой данной методики являются ролевые, жесткие позиции, которые строго удерживаются в ходе всего действия. Деятельностная игра. Здесь каждый участник пробует найти причины возникновения проблем и возможные выходы из них. Для деловой игры характерно обращение внимания не только на внутренние процессы жизни человека, но и фокуси- ровка на социально-адаптивные стороны жизнедеятельности. Организационно-обучающая игра. Название этой формы подчеркивает особый способ обучения участников, т. е. игра на- правлена именно на обучение. Этот тип игр позволяет моделиро- вать процесс управления развития личности. В организационно- обучающей игре осуществляется имитация полного цикла деятельности: от подходов к решению какой-либо ситуации до обобщенной оценки найденного способа решения. Результатом применения данной методики является сумма предметных знаний и умения коллективно мыслить, творчески подходить к решению задач, переосмыслять свое место и отношение к жизни. Наиболее интегральной формой воздействия являются тренинг и видеотренинг. 47 Тренинг представляет собой систему воздействия упраж- нений, направленных на развитие, формирование и коррекцию необходимых качеств участников. Основные функции тренинга: преобразующая, корректирующая, профилактическая. Тренинг позволяет решить целый ряд задач: развивать мотивационно- волевую сферу личности, помогать в овладении новыми техни- ками, технологиями общения и взаимодействия, стимулировать повышение статуса и уровня развития личности, способствовать саморазвитию. Результатами тренинга и критериями его эффек- тивности могут быть: переход клиента на новый уровень восприя- тия, понимания проблем, способность к анализу, позитивные сдви- ги в изменении самооценки, становлении “Я-концепции”, развитие нравственно-этических составляющих личности. Кроме этого тренинг позволяет в минимальный временной отрезок получить результат в ситуации “здесь и теперь”, приобрести новую инфор- мацию о себе и других, построить перспективы собственного роста. Видеотренинг — это тренинг, основанный на использовании видеозаписи для осуществления обратной связи. В этом случае запись осуществляется по ходу выполнения задания, затем ор- ганизуется ее просмотр и анализ действий самих участников. Такая форма организации элемента тренинга помогает участ- никам совершить переход от непосредственно прожитого к его осмыслению, рефлексии. Семейные практикумы. Они могут посвящаться пробле- мам, волнующим всю семью или отдельно родителей и детей. Занятия проводятся в формах сюжетно-ролевой игры, мозгового штурма, путешествия по карте семейной жизни и могут носить как групповой, так и индивидуальный характер. На практикумах все члены семьи ищут пути выхода из проблемы и договаривают- ся о дальнейших действиях. Практикум может быть рассчитан на несколько занятий. Мастер-классы наставников. Давать мастер-классы могут семьи, имеющие положительный опыт в воспитании детей. На подобных мероприятиях родители могут поделиться опытом с участниками. 48 Пассивные методики и формы. Досуговые мероприятия, проведение которых должно быть приурочено к календарным праздникам. Такой подход, например, создает возможность при- влечения к мероприятиям всех членов молодой семьи, так как отцы, в обычное время занятые на работе, имеют возможность провести выходные дни вместе со своей семьей. Актуальны- ми для досуговых мероприятий являются такие календарные праздники, как День семьи, День матери, Новый год (традици- онный семейный праздник), День защиты детей. Организация праздничных мероприятий для семей должна подразумевать высокую активность целевой группы. Целесообразно привле- чение к подготовке праздничных мероприятий наставников. К мероприятиям досугового характера предъявляется значимое условие — участие семьи как команды. Соответственно конкурсы должны подразумевать подобную командность. Командное уча- стие семей в конкурсах повышает сплоченность и стимулирует развитие навыков сотрудничества супругов. Тематика конкурсов должна подразумевать в первую очередь родительские функции супругов. Для свободного общения родителей нужны традици- онные встречи под названием “Душевная суббота”. Акции “Остановим насилие в семье”. Акция проводится один раз в год в преддверии Международного Дня семьи. Се- мьи, посещающие занятия в “Школе”, являются ее активными участниками и помощниками организаторов. В программу входит комплекс мероприятий, каждое из которых имеет конкретные задачи. Одни из них могут носить рекламный характер, другие направлены на реализацию воспитательных задач. Объеди- няющим началом должно быть то, что все мероприятия акции в первую очередь имеют цель информирования и просвещения различных аудиторий (радиослушателей, телезрителей, семей и детей, специалистов различных ведомств), т. е. широкой обще- ственности по обозначенной теме. Главным событием акции, ее кульминацией должен стать “Открытый микрофон”. Его участ- ники должны получить возможность свободно выразить личное и профессиональное отношение к обозначенной теме мероприятия. 49 Для реабилитации детей, пострадавших от насилия, ис- пользуются разнообразные методы, технологии, подходы. Из числа наиболее действенных являются арттерапия и игроте- рапия, символдрама, визуальные образы и т. д. Обоснованность применения когнитивно-бихевиорального подхода заложена в представлении о том, что мысли, эмоции и поведение чело- века тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы в специфическом воздействии на одну из этих сфер и происходят изменения других. 1.3. Технологизация социального пространства Технологизация социального пространства — это деятель- ность по созданию условий, обеспечивающих доступность насе- ления к социальным учреждениям, способным оказать помощь и поддержку в трудных жизненных ситуациях, и услугам, свя- занным с удовлетворением социальных потребностей. Технологизация социального пространства означает прида- ние социальному действию динамического, целенаправленного и конструктивно-созидательного характера, обеспечение его эффективности. Социальные действия по обеспечению эффек- тивной включенности человека в социальные связи должны быть подкреплены технологичностью всей социальной сферы общества. Технологизация определяет направления деятельности по созданию новых учреждений и социальных служб, способных решать существующие социальные проблемы индивида и груп- пы, о целесообразности которых свидетельствует мониторинг социального самочувствия населения территории. Технологизация социального пространства призвана: • создавать удобства, повышать эффективность, качество, оптимизировать усилия человека в преодолении появившихся проблем, отбирать приемлемые варианты; • гуманизировать систему социальных отношений в области предоставления субъекту более широкого выбора действий. 50 Технологизированное социальное пространство позволяет человеку или семье использовать все виды технологий социаль- ной работы, которыми владеют социальные службы для преодо- ления имеющихся проблем. Главными целями технологизации являются: • создание учреждений, способных оказать помощь, осу- ществить уход и поддержку тех, кто нуждается в помощи на основании закона и в зависимости от материального положения; • обеспечение социальной профилактики, реабилитации и активизация внутренних ресурсов для активного, самостоятель- ного проживания тех, кто имеет силы и способности осущест- влять социальное функционирование. Основные направления деятельности социальных учреж- дений: • помощь и поддержка в ситуациях естественного или со- циального риска; • восстановление утраченных социальных связей и ролей; • психологическая поддержка и помощь; • обучение реальным методам занятий в свободное время; • создание новых социальных связей; • развитие потребности в деятельностных занятиях; • обучение навыкам безопасного проживания; • организация досуга и эмоциональной поддержки. Технологизация социального пространства предполагает: • соблюдение принципов социальной работы; • использование форм, методов и средств социальной работы с человеком; • формирование стратегии деятельности в зависимости от личностных ресурсных возможностей клиента, его способностей и мотивов; • использование возможностей и условий, создаваемых в обществе для реализации ресурсных возможностей человека. Исходя из того что человек находится в постоянном диа- лектическом взаимодействии и взаимосвязи с окружающими мирами — экзистенциальным, трансцендентным и трансцен- 51 дентальным, все процессы взаимодействия можно разделить на три основные формы: 1) “неорганические” взаимодействующие центры и взаимо- действие физико-химическое (мир неорганический), изучаемые физико-химическими науками; 2) живые “органические” взаимодействующие центры и взаимодействие биологическое (мир органический, явления жизни), изучаемые биологическими науками; 3) взаимодействующие центры, одаренные психикой, осо- знанием, и взаимодействие психическое, т. е. обмен идеями, чувствами, волевыми актами (явления культуры, мир социаль- ности), изучаемые социальными науками 1 Таким образом, форм взаимодействия человека с миром бесконечное множество. Вне свободного осознанного взаимодей- ствия человека с миром нет и не может быть никакого продукта, ассоциации или общества и вообще социального явления. С другой стороны, взаимодействие человека с миром имеет свою структуру (цель, средства, процесс и результат). Если речь идет о приспособлении человека к ситуации и окружающему миру, а деятельность человека связана с поиском возможных средств достижения целей, ее называют целенаправленной, целесообразной. Если же речь идет о взаимодеятельности, свя- занной с перестройкой субъекта деятельности, или объекта- субъекта деятельности, то она предполагает целеполагание, а потому ее называют целеполагающим взаимодействием. Человек одновременно живет в нескольких “мирах”. Кро- ме мира физического каждый человек живет в социальном и индивидуально-личностном мире, который конструирует пер- вичную реальность его жизни. Эти “миры” играют различную роль в жизни человека и являются отражением его потребностей, социального положения, типа личности, способностей, образова- ния, ценностных ориентаций, мировосприятия, “включенности” 1 Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. — М.: Политиздат, 1992. — С. 28. 52 в мир и т. д. Особенность этих миров в том, что они составляют жизненную реальность, жизненный мир человека. Жизненный мир дан человеку в модусе практики, в виде практических целей. Это мир жизни каждого конкретного чело- века. Его можно представить и как культурно-исторический мир, точнее культурно- и исторически обусловленный образ мира, так как он выступает в сознании социальной группы, класса, цивилизации на определенном этапе развития, имеет телеоло- гическую структуру, поскольку все его элементы соотнесены с целеполагающей деятельностью человека. В жизненном мире все реалии отнесены к человеку и его практическим задачам; жизненный мир представляет собой историю, он открыт, непо- средственен и понятен, он просто дан и просто есть. Вместе с тем это различные формы взаимодействия человека с действитель- ностью, уровень сознательного отношения человека к реальности своего существования, к реальности жизни. Любое предпринимаемое человеком действие рождается в результате соединения, согласия различных его составляющих и его многоуровневого опыта, поэтому каждый человек про- живает свою неповторимую, индивидуальную и уникальную жизнь. Орудием и средством познания, осознания человеком своей жизни, которое позволяет действовать в соответствии с характером познанного, является его разум. Мир человека как реальность зависим от многих факторов, но прежде всего от самого человека. Изменение, преображение человека ведет к преображению его жизненного мира, который, в свою очередь, влияет на человека. Жизнь человека — это про- ект, программа существования, а бытие индивида не данность, а возможность. “Именно эту, изобретенную, выдуманную, как роман или театральная пьеса, жизнь человек называет челове- ческой. А значит, человеческая жизнь выходит за рамки при- роды. Жизнь не дана человеку подобно тому, как камню дано свойство падать, а животному — довольствоваться жестким, неизменным набором естественных актов. Вероятно, бытие человека отвечает тому странному условию, в силу которого в 53 одних моментах он сродни природе, а во всех остальных — нет. Человек одновременно и естествен, и сверхъестествен. Это своего рода онтологический кентавр, одна половина которого вросла в природу, а другая — выходит за ее пределы, т. е. ей трансцен- дентна. Данте мог бы сказать, что человек находится в природе, как лодка, вытащенная на берег, когда одна половина ее лежит на песке, а другая в воде” 1 Собственно человеческая жизнь создается самим челове- ком, и это созидание есть противопоставление себя природе. По степени осознания своей жизни индивиды отличаются друг от друга. В силу этого основополагающего различия представляется проблематичной полная связь между проявляемой человеком активностью и его жизнью во многих человеческих мирах. Человек становится субъектом жизнедеятельности не на уровне витального приспособления, а на уровне его способности и готовности к активному взаимодействию с окружающим миром. Активность человека зависит от конкретного его состояния и условий его окружающих. Условия формируют среду взаимо- действия человека с окружающим миром. Человек формирует и развивает условия своей жизни постоянным взаимодействием с действительностью, а результаты этого взаимодействия ока- зывают влияние на формирование человека. Взаимодействие человека с окружающим его миром на- правлено на удовлетворение потребностей. Непрерывное возник- новение, “возвышение” новых потребностей — закон развития общества. Жизнь человека — это его деятельность. Главным содержанием ее является удовлетворение потребностей путем взаимодействия с миром и его преобразования. Структурными элементами взаимодействия являются субъект, объект, цель, средства, процесс и результат. Устой- чивую целостность данной системе придает “замкнутая” взаимосвязь “объект, процесс, результат”. В ней объект и ре- зультат составляют единое целое, различающееся во времени 1 Ортега-и-Гассет Х. Размышления о технике // Вопросы фило- софии. — 1993.— № 10. — С. 44. 54 и по своему состоянию. Сам объект взаимодействия является продуктом предшествующего взаимодействия, а его результат станет, в свою очередь, объектом для будущего взаимодействия. Результатом субъектно-объектного и субъектно-субъектного взаимодействия являются “продукты”: открытия, изобретения, новые виды продуктов и средств, обеспечивающие потребности человека. Это также связи или отношения, роли, статус, поло- жение либо их изменение или преобразование. Качество продукта субъектно-объектного взаимодействия зависит от множества факторов, но в первую очередь от состоя- ния субъекта, объекта и процесса взаимодействия. Человек является бесконечно сложной сущностью.“Мы никаким образом не сможем выйти из области понимания че- ловека и личности, как парадоксально бесконечного-конечного существа”, отмечает А.С. Арсеньев 1 . Эту особенность человека неоднократно подчеркивал Н.А. Бердяев: “Человек есть микро- косм и микротеос…” 2 . “Весь трагизм жизни, — отмечал Бердя- ев, — происходит от столкновения конечного и бесконечного, временного и вечного, от несоответствия между человеком как духовным существом и человеком как природным существом, живущим в природном мире”. “Бесконечная сложность” — это основание человека. Это то, что дает ему возможность, с одной стороны, созидать, при- обретать новые знания, умения, навыки, связи, роли, отношения и т. д., а с другой — быть ленивым, жестоким, слабым, дезадап- тированным, асоциальным и т. д. Именно поэтому социальные действия, связанные с удовлетворением потребностей человека, будут разные. В первом случае человек противодействует внешним силам и может это только потому, что способен стать бесконечно слож- 1 Арсеньев А. С. Философские основания понимания личности. Цикл популярных лекций-очерков с приложениями. — ИЦ “Академия”, 2001. — С. 274. 2 Бердяев Н. А. О русской философии. — М., 1991. — Ч. 1. — С. 20–21. 55 ным созидателем. Это особенно ясно проявляется, когда человек находится в “пограничных” ситуациях, ситуациях проблемности и неопределенности, в случаях, когда ему бросается вызов и ему необходимо на него отвечать.В нормальных, стабильных услови- ях мыследеятельность человека осуществляется по “генератив- ным планам культуры” (традиции закона, нормы, методы и т. д.), определяющим его нормальное и предсказуемое поведение. В другом случае человек использует свои бесконечные воз- можности для разрушения себя и окружающего его мира. Отношения и жизненные обстоятельства могут создать условия для возникновения и реализации человеческой бес- конечной сложности в любой момент жизни. При этом возрастает психологическое и социальное напряжение, человек должен из- менить систему генеративных правил: выбрать другие правила (существующие в культуре и известные ему) или создать для себя и своей культуры новые поведенческие стандарты. Они могут быть как прогрессивного, так и негативного плана. На- блюдаемые сегодня поведенческие стандарты человека: с одной стороны, активное включение в новые отношения, проявление инициативы, творчества, а с другой — отсутствие потребности трудиться, рост употребления алкоголя и наркотиков, бродяж- ничества и т. д. — подтверждают тезис о бесконечности человека в выборе своего поведения. В своих действиях во всех случаях опирается человек на свои внутренние силы. Оказываясь на некоторое время “ве- щью” во внешних детерминирующих причинно-следственных связях и при определенных (неизвестных, непредсказуемых) обстоятельствах, человек становится бесконечно сложным и разрывает эти связи. В самом деле приспособиться к жизни на улице, самостоя- тельно обеспечить себя пищей, одеждой и при этом сохранить свое человеческое достоинство способен сильный и неординар- ный человек. Именно этим можно объяснить ситуацию, когда человек находит в себе силы и начинает вести жизнь без нар- котиков и алкоголя, ведет борьбу за жизнь в экстремальных 56 ситуациях. Только благодаря своей бесконечности, сложности человек может противопоставить себя внешнему давлению и стать законодателем нового, значимого для себя порядка. Человек, обладающий сложной внутренней структурой и специфической формой взаимодействия с окружающим миром, является субъектом, который может определяться как само- развивающаяся, самофункционирующая биопсихосоциальная система. Под самоорганизующейся, самофункционирующей системой обычно понимают сложную динамичную систему, способную при изменении внешних и внутренних условий ее функционирования и развития сохранять или совершенствовать свою организацию с учетом прошлого опыта. Ресурсы человека выступают основой формирования со- циальности человека в процессе социальной работы. Ресурсы — это продукты свободного взаимодействия чело- века с миром, приобретаемые им качества. Как в любом продукте взаимодействия, в них запечатлеваются средства, которыми пользовался субъект, его умения, способности, потребности, цели и т. д. Это системообразующее ядро человеческой сущности, величина, которая характеризует потенциальную энергию субъ- екта деятельности. Как синтез природного и социального, бытия и сознания, индивидуального и общественного, объективного и субъективного, действительного и возможного они позволяют человеку проявлять во взаимодействии с окружающим миром свои биосоциальные и духовно-креативные способности. Они дают ему возможность быть одновременно и функцией общества, и его творцом, отражением объективной реальности и носителем возможностей субъективного выбора. Кроме этого ресурсы выполняют интегрирующую функцию в структуре качественных характеристик и в системе становле- ния личности. Они проявляются в процессе активного бытия с миром, в системе надприродных отношений, в которой образу- ется человеческая сущность, бесконечность и сложность мира. Если в процессе взаимодействия мира и человека становится возможным использование имеющихся ресурсов, то в процессе 57 взаимодеятельности образуются предпосылки их формирования и развития. Эти процессы относительно самостоятельны, однако они на- ходятся в диалектическом единстве. Чем свободнее деятельность человека, тем выше уровень развития его ресурсов, а высокий уровень развития ресурсов определяет уровень способности человека осуществлять социальное функционирование. Именно поэтому ресурсы человека являются выражением качественной характеристики человека. Так как по своей сути ресурсы являются результатом взаимодеятельности человека с окружающим его миром, органически включающие деятельность, сознание и общение, они определяют уровень сформированности и развития способностей и внутренней потребности человека свободно осуществлять социальную и предметную деятельность. Таким образом, ресурсы человека — это качественные характеристики состояния его способностей и готовности осу- ществлять социальное функционирование, констатирующие уровень развития человека и внутреннее условие его самораз- вития. Человек с развитыми способностями взаимодействия с окружающим его миром и психологической готовностью ее осу- ществлять отличает себя как деятеля от процесса и результата деятельности, возвышается над ними, делает свою собственную жизнедеятельность предметом своей деятельности. Человек с развитыми ресурсами способен осознать себя организатором условий для своего развития и саморазвития. Жизнь человека во всей полноте ее проявлений социаль- ности, асоциальности, девиантности и т. д. — это показатель состояния его способности и готовности к свободному взаимо- действию с окружающим миром. Человек переживает то, чем живет, чем наполняет свою жизнь. Однако если человек дезадаптивен, асоциален, это не означает, что причины находятся только в природе или только в обществе. Источником проблем жизни человека является и характер его взаимодействия с окружающим миром. Она может изменить- 58 ся, если причина, которая делает проблемной его жизнь, будет преобразована, устранена или самим человеком, или с помощью других людей, если самостоятельно человек этого сделать не может. Именно поэтому в обществе развивается профессио- нальная социальная деятельность, направленная на развитие, восстановление или коррекцию ресурсов человека. Однако для того чтобы человек мог себя реализовать, не- обходимо создать условия для проявления ресурсов в процессе его жизнедеятельности. Ибо только ставя и решая жизненные задачи, человек развивается, формирует свой ресурс и стано- вится способным к его реализации. При этом важно подчеркнуть, что границ, пределов человеческих возможностей для решения жизненных проблем не существует. Ресурсы человека обусловливают способность индивидуума строить и осуществлять свою программу действия, реализовы- вать свои конструктивные возможности, преодолевая давление любых препятствующих этой реализации детерминант, будь то внешняя природная среда, социальные порядки, эгоистические интересы окружающих людей или собственная личностная не- развитость. Они отражают степень способностей, готовности и возмож- ности человека осуществлять социальное функционирование в обществе. Однако как синтез способностей, готовности и возможно- стей человека к свободному социальному функционированию ресурсы не даются человеку в готовом виде с рождения. Они приобретаются человеком в процессе его взаимодействия с окружающим миром. Отсутствие возможности трудиться, учиться, справляться с социальными проблемами ведет к дезадаптации, девиации, асо- циальному поведению, что находит свое отражение в появлении социальных проблем, которые являются показателем кризиса человеческой индивидуальности. В свою очередь, дезадаптированный, асоциальный человек не в состоянии воспроизводить и создавать связи и отношения, 59 необходимые ему во взаимодействии с окружающим миром, поэтому он не может развивать свои ресурсы и осуществлять со- циальное функционирование, направленное на удовлетворение своих жизненных потребностей. Проявлениями этого противо- речия являются социальные проблемы человека, справиться с которыми он в большинстве случаев не может. Человек попадает в “замкнутый круг”: он дезадаптирован, асоциален, потому что не способен взаимодействовать с окружающим миром и решать повседневные задачи жизнедеятельности, а сделать этого не может, потому что дезадаптирован и асоциален. Это противоречие объективно, потому что глубинным его источником является человек и его способность, потребность и готовность осуществлять свободное взаимодействие с миром. Так как дезадаптация, девиация и другие асоциальные прояв- ления угрожают безопасности не только человека, но и общества в целом, то объективной потребностью и гуманной сущностью государства становится формирование необходимой среды, создающей условия для преодоления человеком кризиса соци- ального функционирования. Важными условиями содействия и помощи человеку в решении его социальных проблем является технологизация социального пространства, формы, виды и средства помощи, направленные на решение проблем и развитие его способностей и готовности к свободному взаимодействию с окружающим миром. 1.4. Технологическая культура: сущность и содержание Понятие “культура” многозначно. Попытки его определения показывают, что его содержание зависит от исследовательской позиции автора. В одном исследователи единогласны, что куль- тура возникла вместе с появлением на Земле человека и развива- лась по мере овладения им силами природы, совершенствования общества и его самого. 60 Изменяя естественный природный мир, приспосабливая его к своим нуждам и потребностям, человек создает куль- турную среду, в которую входят техника, жилища, средства общения, связи, сообщения, предметы быта, произведения искусства и т. д. Культура определяет уровень развития обще- ства, творческих сил и способностей человека, а также уровень достижений в материальной, социальной и духовной сферах деятельности. Одной из сторон общей культуры является технологическая культура. Ее сущность и содержание связаны с понятием “техно- логия”. Технологическая культура — это результат современных научно-технических и социально-экономических достижений. Развитие понятия “технологическая культура” связано с потребностью влияния на негативные последствия для человека и окружающей его среды непродуманного, а иногда варварского применения технических средств, новых методов и технологий для достижения определенных целей. Так, интенсивное при- менение человеком новейших технических систем привело к истощению ресурсов природы и нарушению природного равно- весия. Эти разрушительные действия человека угрожают су- ществованию самой жизни на Земле. Не изучено пока и влияние современных технологических средств (компьютеров, промыш- ленных роботов, управляемых биологических реакций и др.) на еще не известные людям силы природы. Таким образом, под технологической культурой следует понимать такую преобразовательную деятельность человека в материальной, духовной и социальной сферах, когда главным критерием оценки и применения им новых технологий и техно- логических процессов становится их способность обеспечивать гармоничное взаимодействие человека и природы, человека и общества, человека и человека. В основе технологической культуры лежит преобразова- тельная деятельность человека, в которой проявляются его знания, умения и творческие способности. Преобразовательная деятельность сегодня проникает во все сферы человеческой 61 жизни и труда — от промышленности и сельского хозяйства до социальной сферы: медицины, педагогики, досуга и управления. Технологическую культуру можно рассматривать в соци- альном и личностном плане. В социальном плане это уровень развития общества на основе целесообразной и эффективной преобразовательной деятельности людей, совокупность достигнутых технологий в материальном производстве, социальной и духовной жизни. В личностном плане технологическая культура определяет уровень овладения человеком современными способами позна- ния и совершенствования себя и окружающего мира. Поэтому технологическая культура является фундаментальным компо- нентом общей культуры, а также основой и условием развития современного общества и производства. Технологическую культуру в системе социальной работы необходимо рассматривать на трех уровнях: социальной сферы, специалиста социальной работы и клиента. Технологическая культурасоциальной сферы определя- ется характером технологического обеспечения решения соци- альных проблем его членов. Технологическая культура специалиста социальной ра- боты определяется уровнем его овладения исследованными и проверенными на практике способами, методами, методиками и средствами, качественного и эффективного решения или со- действия решению проблем клиента или группы. Технологическая культура клиентаопределяется степе- нью владения технологическими средствами общества в реше- нии социальных проблем. Технологическая культура социальной работы — часть об- щей технологической культуры социальной сферы — составной части технологической культуры общества. Формирование технологической культуры специалиста социальной работы связано прежде всего с профессиональным образованием и формирование технологической компетентности, включающей приобщение ко всем благам человеческой куль- 62 туры, включая науку, технику, общую культуру, социальные и общечеловеческие ценности. Это ориентировка на социального специалиста знающего, умеющего и владеющего достижениями научно-технического прогресса в интересах себя, клиента и общества в целом. С одной стороны, этот поворот означает “учиться у буду- щего”, уметь применить знание для разработки и применения новых технологий, владеть необходимыми умениями, навыками в соответствии с потребностями профессиональной деятельности, рассматривая клиентов с точки зрения человеческой личности; с другой — используя содержательную ценность полученных знаний, проявлять гуманную заботу о всестороннем развитии клиента, ориентируя его на самостоятельное социальное функ- ционирование, для того чтобы он мог получать удовлетворение от жизни в своем обществе. Все, что происходит с человеком, его окружением, — технологично или осуществляется с помощью технологии. В производственном процессе технология — это система пред- ложенных наукой алгоритмов, способов и средств, применение которых ведет к заранее намеченному результату деятельности, гарантирует получение продукции заданного количества и ка- чества. В системе социальной работы решение многих проблем не алгоритмизировано. Поэтому если технология не создана, то при решении проблем клиентов господствует индивидуальное мастерство. Технологическая культура социального работника опреде- ляется как преобразующая творческая деятельность, вклю- чающая знания, умения и навыки, эмоционально-нравственное отношение деятельности и готовность действовать с учетом ответственности за свои действия. Технологическая культура социального работника включает в себя следующие компоненты, которые проявляются в деятель- ности и поведении. Это культура труда; культура человеческих отношений; культура учреждения, его эстетика и состояние; информационная культура; предпринимательская культура; 63 экологическая культура; потребительская культура; проектная культура. Особенности технологической культуры социального ра- ботника. Технологическая культура помогает концентрироваться на том, что и как надо сделать. “Ценностное измерение” при- сутствует в виде оценки параметров деятельности социального работника. Технологические ценности — это удовлетворенность клиентов, точность, полнота, экономичность, своевременность и т. п. Это также инструментальные ценности, которые выступают в качестве средств достижения фундаментальных ценностей, заданных духовной и социальной культурой — обеспечение безопасности общества, ценности человека в обществе и т. д. Технологическая культура социального работника ути- литарна. Она не может выступать как нечто противоположное культуре духовной. Если специалист допускает “перекос” в поль- зу технологической культуры, то это грозит забвением духовных ценностей, ведет к формированию потребительских настроений. По отношению к духовной и социальной культуре техно- логическая культура социального работника играет подчинен- ную, служебную роль. Методы и средства работы с клиентом, внедряемые инновации и новшества должны оцениваться и контролироваться с общечеловеческих ценностных позиций, гуманизма. Технологическая культура социального специалиста явля- ется непременным условием его профессиональной деятельно- сти. В какой бы сфере или категорией клиентов он ни работал, должен владеть технологией своего дела. Технологическая культура социальной сферы — это часть культуры современного технологически насыщенного общества. Это новое отношение к человеку, основанное на преобразовании и улучшении, а также совершенствовании его среды обитания, удовлетворения различных потребностей. Стандартизация яв- ляется составной частью технологической культуры социальной работы. 64 С позиции современных понятий технологическая культура социального работника включает: — творческий подход ко всему, что его окружает; — творческое самовыражение. Понятие “технологическая культура специалиста социаль- ной работы” олицетворяет новый слой профессионалов, владею- щих высоким уровнем научных знаний и профессиональных умений в осуществлении технологического процесса. Важнейшей целью системы технологического образования в формировании технологической культуры специалистов со- циальной работы является воспитание потребности в овладении системой научных знаний. На основе научного знания рождаются новые технологии, ведущие к внедрению в практику эффективных инструментов воздействия на социальные процессы ресурсоразвития, ресур- сорасходования и ресурсосбережения, совершенствование со- циума и его социальную защиту. Непрерывность образования, как явление технологизации общества и распространения научных знаний, становится веду- щим фактором развития, технологической культуры специали- стов социальной сферы. Овладеть технологической культурой в условиях техноло- гического образования означает овладеть функциональными методами и способами усвоения технологических знаний, не- обходимых во всякой деятельности, т. е. овладеть алгоритмом преобразовательной деятельности. Формирование технологической культуры студентов вузов определено в требованиях нового государственного стандарта. Выпускник должен обладать следующими профессио- нальными компетенциями (ПК): • социально-технологическими: — быть готовым к разработке и реализации социальных технологий, учитывающих особенности современного сочетания глобального, национального и регионального, специфику социо- культурного развития общества (ПК-1); 65 — быть способным обеспечивать высокий уровень соци- альной культуры технологий социальной защиты слабых слоев населения, медико— социальной поддержки, благополучия граждан (ПК-2); — быть готовым к посреднической, социально-профилак- тической, консультационной и социально-психологической деятельности по проблемам социализации, абилитации и реа- билитации (ПK-3); — быть готовым к обеспечению социальной защиты, помощи и поддержки, предоставлению социальных услуг отдельным лицам и социальным группам (ПК-4); — быть способным к созданию социально и психологически благоприятной среды в социальных организациях и службах (ПК-5); — быть способным к инновационной деятельности в со- циальной сфере, оптимизации ее сочетания с традиционной культурой личной и общественной жизни (ПК-6); — быть готовым решать проблемы клиента путем привлече- ния соответствующих специалистов, мобилизации собственных сил, физических, психических и социальных ресурсов клиента (ПК-7); — быть готовым к предупреждению и профилактике личной профессиональной деформации, профессиональной усталости, профессионального “выгорания” (ПК-8); — быть способным целенаправленно и эффективно реализо- вывать современные технологии психосоциальной, структурной и комплексно— ориентированной социальной работы, медико- социальной помощи населения (ПК-9); — быть способным осуществлять оценку качества социаль- ных услуг на основе достижений современной квалиметрии и стандартизации (ПК-10); — быть способным к компетентному использованию за- конодательных и других нормативных актов федерального и регионального уровней (ПК-11); 66 — быть готовым соблюдать профессионально-этические требования в процессе осуществления профессиональной дея- тельности (ПК-12); • исследовательскими: — быть способным исследовать особенности культуры со- циальной жизни, благополучия, поведения в социальной сфере различных национально-этнических и половозрастных, а также социально-классовых групп (ПК-13); — владеть способностью анализа специфики социокультур- ного пространства, инфраструктуры обеспечения социального благополучия представителей различных общественных групп (ПК-14); — быть способным выявлять, формулировать и разрешать проблемы в сфере психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, медико-социальной по- мощи (ПК-15); — быть способным определять научную и практическую ценность решаемых исследовательских задач в процессе обе- спечения социального благополучия (ПК-16); — быть готовым к систематическому использованию резуль- татов научных исследований для обеспечения эффективности деятельности социальных работников, профессиональной под- держки благополучия различных слоев населения, обеспечения их физического, психического и социального здоровья (ПК-17). Формирование технологической культуры специалиста социальной работы связано и с этической проблемой его от- ветственности за свои действия в технологических ситуациях и отношениях, когда многое зависит от его нравственности, разумности и ответственности. Технологическая культура социальной сферы — это еще и этика, это новая философия, философия нового видения чело- века в обществе и способов и средств решения его социальных проблем. В настоящее время технологический этап развития со- циальной сферы призван установить приоритет способа над 67 результатом деятельности. Поэтому специалистам необходимо комплексно подходить к выбору способов (включая материаль- ные и интеллектуальные средства) своей деятельности из массы альтернативных вариантов и к оценке ее результатов. Основной же целью деятельности специалистов становится то, чтобы технологические возможности повышали качество обслуживания человека, т. е. изменение социальной, экономи- ческой и культурной жизни общества осуществлялось таким образом, чтобы оно стимулировало развитие человека. Вопросы для самоконтроля 1. Технология как понятие. 2. Технология социальной работы и ее особенности. 3. Технология как процесс работы с клиентом. 4. Принципы технологического процесса. 5. Технология социальной работы как творческий процесс. 6. Технологизация социального пространства и ее сущность. 7. Технологическое пространство социальной работы. 8. Технологический инструментарий социальной работы. 9. Классификация технологий социальной работы. 10. Социальные практики и их основания. |