Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопрос 1. Понятие общественного строя в зарубежных странах.

  • Форма общественного строя во многом определяется государством.

  • Структура общественного строя складывается из четырех основных подсистем, которые сами представляют собой системы общественных отношений в соответствующих сферах жизни общества

  • Взаимодействие подсистем в значительной своей части входит в предмет правового регулирования, а основные его принципы регулируются конституционным правом.

  • Государство воздействует на общественный строй, прежде всего, посредством правового регулирования общественных отношений — установления или санкционирования правовых норм и обеспечения их реализации.

  • Вопрос 2. Конституционное закрепление экономических отношений.

  • Вопрос 3. Конституционное регулирование социальных отношений.

  • Социальная система, социальная структура и социальная справедливость.

  • Вопрос 4. Духовно-культурные отношения в зарубежных странах.

  • Вопрос 5. Конституционное регулирование политических отношений в зарубежных странах.

  • Осуществляется политическая власть

  • Вопросы для самопроверки

  • Конституционное право зарубежных стран. Тема Предмет, источники и система Конституционного права зарубежных стран Цель изучения темы


    Скачать 1.76 Mb.
    НазваниеТема Предмет, источники и система Конституционного права зарубежных стран Цель изучения темы
    Дата29.01.2022
    Размер1.76 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКонституционное право зарубежных стран.docx
    ТипДокументы
    #345700
    страница2 из 22
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22
    Тема 2. Конституционное закрепление основ общественного строя в зарубежных странах

     

    Цель изучения темы: формирование у обучаемых целостного представления об основах государственного и общественного строя в зарубежных странах. Уяснение роли и значения конституций зарубежных стран для определения и закрепление общественного строя в зарубежных странах.

     

    Задачи изучения темы:

         определить общественные отношения, определяющие структуру общественного строя каждого государства;

         определить конституционно-правовые нормы, регулирующие эти отношения;

         раскрыть сущность и понятие общественного и государственного строя зарубежных стран.

     

    Вопросы темы:

    1.  Понятие общественного строя в зарубежных странах.

    2.  Конституционное закрепление экономических отношений.

    3.  Конституционное регулирование социальных отношений.

    4.  Духовно-культурные отношения в зарубежных странах.

    5.  Конституционное регулирование политических отношений в зарубежных странах.

     

    Вопрос 1. Понятие общественного строя в зарубежных странах.

     



     

    Общественный строй (или устройство) — это исторически сложившаяся на определенной территории и в конкретное время систематизированная совокупность общественных отношений. Другими словами — организация общества, обусловленная определенным уровнем производства, распределения и обмена продуктов, характерными особенностями общественного сознания и традициями взаимодействия людей в разных сферах жизни, охраняемая государством и правом. Что касается указанных факторов, обусловливающих общественный строй, то следует иметь в виду, что между ними и конкретными формами организации общества в той или иной стране зависимость не линейная. Изменения, например, в производственной сфере отнюдь не всегда немедленно влекут соответствующие изменения в той или иной подсистеме общественного строя. Обычно проходит какое-то время, изменения накапливаются, становятся устойчивыми, и лишь тогда можно обнаружить, какие-то изменения в той или иной подсистеме общественного строя. Еще медленнее изменяются общественные традиции, которые подчас препятствуют своевременному изменению общественного строя, порождая противоречия и даже кризисы в общественной жизни.В таких случаях изменение общественного строя происходит лишь после преодоления кризиса.

    Общественный строй постоянно находится под воздействием государства, которое создается обществом для защиты своих общих интересов, в том числе для охраны общественного строя. Но государство приобретает самостоятельность и зачастую становится над обществом, подчиняя интересы общества интересам аппарата государственной власти, располагающего мощными средствами принуждения. И как следствие оказывает воздействие на общественный строй своей политикой, т. е. организованной и целенаправленной деятельностью государственных органов, учреждений и должностных лиц.

    Форма общественного строя.

    Форма общественного строя во многом определяется государством. При этом государство часто используется для волюнтаристского преобразования общественного строя, когда воздействие оказывается не только на его форму, но и на существо. Такое влияние особенно заметно, когда при более или менее сходных условиях жизни общества в разных странах, часто наблюдаются заметные различия в общественном строе этих стран.

    Структура общественного строя складывается из четырех основных подсистем, которые сами представляют собой системы общественных отношений в соответствующих сферах жизни общества:

    1)       экономические отношения;

    2)       социальные отношения (в узком смысле слова);

    3)       духовно-культурные отношения;

    4)       политические отношения.

     

    Эта классификация, как и любая другая, разумеется, условна. Далеко не всегда возможно провести четкую грань, например, между отношениями экономическими и социальными, а уж политические отношения при государственной организации общества присутствуют практически в большинстве общественных отношений или, во всяком случае, во многих из них.

    Каждая подсистема тесно взаимодействует с остальными подсистемами общественного строя, причем это именно взаимодействие, а не одностороннее воздействие одной подсистемы (например, экономической) на другие. Взаимодействие подсистем в значительной своей части входит в предмет правового регулирования, а основные его принципы регулируются конституционным правом.

    Государство воздействует на общественный строй, прежде всего, посредством правового регулирования общественных отношений — установления или санкционирования правовых норм и обеспечения их реализации. В современном демократически организованном обществе правовое регулирование опирается на конституцию и на иные источники права, имеющие конституционное значение. При отсутствии демократии или недостаточном ее развитии воздействие государства на общественный строй — исключительно или преимущественно силовое. При этом внешне оно может выглядеть как правовое: издаются конституции, законы и другие нормативные акты, однако содержание их нередко антиправовое, отражающее интерес лишь узкой правящей группы. Этот интерес может быть замаскирован, однако реализация его неизбежно вредит интересам общества и потому обязательно требует насильственных средств.

    В ряде конституций наблюдаются тенденции к социализации конституционного права, которые выражаются, прежде всего, в том, что конституции стали регулировать основы общественного строя более или менее целостным образом. Эти нормы не столько санкционируют или устанавливают определенные правила поведения субъектов конституционного права, сколько провозглашают принципы государственной политики в соответствующих сферах жизни общества, обязывают государство в лице его органов, учреждений, должностных лиц действовать в этих сферах определенным образом.

    Социалистические конституции, начиная со сталинской Конституции СССР 1936 г., в своих первых главах или разделах регулируют именно основы общественного строя (устройства). Это, с точки зрения их составителей, самое главное и основное в конституции, из чего вытекает все остальное, включая права и свободы граждан.

    Так, в Социалистической конституции Корейской Народно- Демократической Республики 1972 г. три первые главы именуются соответственно «Политика», «Экономика», «Культура». В Конституции Китайской Народной Республики 1982 г. отчасти во введении и главным образом в гл. I «Общие положения» сосредоточены нормы, регулирующие основы общественного строя (наряду с некоторыми другими нормами). Конституция Республики Кубы 1976 г. открывается гл. I «Политические, социальные и экономические основы государства».

    В большинстве конституций, нормы, регулирующие основы общественного строя, рассредоточены по разным главам и разделам, регулирующим права и свободы человека и гражданина, где они устанавливают обязанности государства (вообще учреждений публичной власти) проводить политику, обеспечивающую реализацию соответствующих прав и свобод.

    Например, Конституция Итальянской Республики 1947 г. содержит нормы, регулирующие общественный строй, как во вводной части «Основные принципы», так и в ч. I «Права и обязанности граждан», главы которой именуются соответственно «Гражданские отношения», «Этико-социальные отношения», «Экономические отношения» и «Политические отношения». В этих главах наряду с правами, свободами и обязанностями человека и гражданина записаны и соответствующие принципы государственной политики. Так, ст. 35 гласит:

    «Республика охраняет труд во всех его формах и проявлениях.

    Она заботится о подготовке и профессиональном росте трудящихся.

    Она содействует международным договорам и организациям, имеющим целью утвердить и урегулировать трудовые права.

    Она признает свободу эмиграции при условии выполнения обязанностей, установленных законом в общих интересах, и охраняет труд итальянцев за границей».

    Сходным в принципе образом регулируются основы общественного строя Испанской конституцией 1978 г., однако в ее ч. I «Об основных правах и обязанностях» помещена глава третья «О руководящих принципах социальной и экономической политики», где формулируется целый ряд обязанностей публичных властей и государства по отношению к человеку и обществу. Однако, согласно ч. 3 ст. 53 Конституции, суды могут непосредственно применять не положения этой главы, а развивающие их законы. Кроме того, в Конституцию включена ч. VII «Экономика и финансы», где также установлен ряд обязанностей публичных властей и государства в социально-экономической сфере.

    Так же и в Конституции Индии 1949 г. за ч. III об основных правах следует ч. IV, формулирующая руководящие принципы государственной политики. В соответствии со ст. 37 положения этой части не будут применяться судом, но содержащиеся в них принципы являются, тем не менее, основополагающими для управления страной и государство обязано применять их при издании законов.

    Особенность Конституции Федеративной Республики Бразилии 1988 г. заключается в том, что наряду с регулированием отдельных сторон общественного строя и воздействием на него государственной политики (ч. I и II, посвященные соответственно основным принципам и основным правам и гарантиям) она содержит ч. VII «Экономический и финансовый строй» и ч. VIII «Социальный строй», где довольно подробно урегулированы общественные отношения во всех четырех сферах, образующих в своей совокупности общественный строй. Так, в упомянутой ч. VIII регулируются такие группы общественных отношений, как социальная защищенность, образование, культура и спорт, наука и техника, социальная коммуникация, экология, брак и семья, статус индейцев.

    Но сколь бы подробным ни было конституционно-правовое регулирование отношений, составляющих общественный строй, оно не может и не должно быть исчерпывающим. Поэтому конституционно-правовым институтом является не общественный строй в целом, а лишь основы общественного строя, т. е. предмет соответствующих конституционно-правовых норм составляют лишь основополагающие экономические, социальные, духовно-культурные и политические общественные отношения. При этом политические общественные отношения регулируются обычно более широко, чем остальные.

    Для комплексного уяснения основ общественного строя целесообразно рассмотреть составляющие его подсистемы. Важнейшая подсистема - собственность как институт гражданского общества, неотъемлемая часть его экономической системы, что представляет собой иной конституционно-правовой институт, чем субъективное право собственности. Тот факт, что нормы конституций, регулирующие основы общественного строя, включая принципы государственной политики в соответствующих сферах жизни общества, зачастую в судебном порядке не защищаются, означает их принципиальное отличие от нередко сходных по содержанию норм, провозглашающих права и свободы. А главное, здесь формулируются не субъективные права, а обязанности государства и иных публичных властей.

     

    Вопрос 2. Конституционное закрепление экономических отношений.

     



     

    Система экономических общественных отношений, которую можно называть экономической системой, как это было сделано в советских конституциях и в ряде других, — это отношения собственности, производства, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ. Правда, следует оговориться, что общественные отношения, связанные с распределением и потреблением благ, преимущественно принадлежат к другой подсистеме общественного строя — социальной, однако небольшой частью входят и в экономическую.

    Примечательна в этой связи ст. 170 бразильской Конституции, в которой содержится перечень принципов экономического строя, основанного на оценке труда человека и свободной инициативе. Конституция считает соблюдение этих принципов необходимым для обеспечения всем достойного существования согласно требованиям социальной справедливости. Эти принципы состоят в следующем: национальный суверенитет, частная собственность, социальная функция собственности, свободная конкуренция, защита потребителя, защита окружающей среды, сокращение регионального и социального неравенства, стремление к полной занятости, благоприятствование малым предприятиям, учрежденным по бразильским законам и находящимся в стране, включая их органы управления.

    Обратимся к конституционно-правовым институтам, относящимся к экономической системе.

    1.  Собственность. Объем и характер конституционно-правового регулирования отношений собственности за два столетия истории конституционного строя претерпели ряд изменений.

    Следует, прежде всего, отметить, что в обыденной речи, а подчас и в законодательстве, в том числе конституционном, термин «собственность» понимается, по крайней мере, в двух смыслах. Более общий, философский и точный смысл данного термина — это форма присвоения благ, отношения между людьми по его поводу. Право собственности в этом смысле, как установили еще древнеримские юристы, — это право владеть, пользоваться и распоряжаться конкретным имуществом. «Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства» — гласит положение второе части четвертой ст. 13 Конституции Республики Белоруссии 1996 г. Следовательно, государство, по этой Конституции, является собственником всех таких земель и вправе, в частности, получать от них доход даже в том случае, если право их использования уступит другим лицам. Но, с другой стороны, свобода распоряжения природными богатствами такой конституционной нормой ограничена: государство не может уступить право собственности на них.

    Другое значение термина «собственность» — имущество. Например, первое положение, предшествующее цитированному выше, определяет: «Недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства», т. е. имущество, собственником которого может быть исключительно государство. Мы, однако, постараемся в дальнейшем избегать употребления термина «собственность» в этом втором значении, чтобы не допускать смешения понятий.

    Говоря о понятиях, следует еще упомянуть о таком, как «достояние», которое также порой встречается в конституциях. Иногда оно служит синонимом понятиям «собственность», «имущество», однако чаще не имеет гражданско-правового содержания и означает, что данное имущество в силу своей особой ценности состоит под юрисдикцией государства или само управленческой публичной власти, независимо от того, в чьей собственности находится. Для собственника могут быть установлены определенные ограничения. Например, ч. 5 ст. 5 Конституции Республики Монголии 1992 г. предусматривает, что «скот является национальным достоянием и находится под защитой государства».

    По своему характеру собственность делится на два вида: публичную и частную. Публичная собственность отличается своей неделимостью и обычно изъята из гражданского оборота. Напротив, частная собственность делима и находится в обороте.

    Субъектом права публичной собственности может быть государство, субъект федерации (штат, провинция и т. п.), самоуправляющаяся местная территориальная общность (регион, город, община и т. п.), а в ряде случаев — общественное формирование (политическая партия, церковь и др.). Например, поселяясь в городе, лицо автоматически включается в число собственников городского имущества, а покидая город, чтобы поселиться в другом месте, столь же автоматически утрачивает это качество без права забрать свою долю. Публичная собственность всегда коллективна. Коллективность же предполагает равный для всех собственников объем прав на имущество. Иногда, впрочем, законодательство признает носителями права публичной собственности не коллективы людей, а органы этих коллективов (муниципальные советы и т. п.). Эти органы независимо от того, считаются они собственниками или нет, как правило, осуществляют текущее распоряжение имуществом, находящимся в публичной собственности соответствующих коллективов.

    Субъектом права частной собственности может выступать любое физическое или юридическое лицо, т. е. частная собственность может носить индивидуальный, семейный, групповой, коллективный характер. В случае групповой собственности объем прав отдельных собственников на общее имущество может быть равным и неравным, может зависеть, в частности, от размера доли, выступающей в форме пая, акций и др. Следует особо отметить, что государство, город и иные так называемые корпорации публичного права могут быть субъектами и частной собственности, владея, например, пакетом акций какой- либо частной фирмы.

    Таким образом, следует подчеркнуть, что публичный или частный характер собственности определяется, прежде всего, режимом имущества, а не тем, кто является собственником — корпорация публичного права или частное лицо. Подчеркнуть следует и то, что городская (муниципальная) и общинная (коммунальная), равно как и региональная (областная, уездная и т. п.) собственность, будучи публичной или частной, не является государственной. Это собственность соответствующих территориальных коллективов и их объединений (иногда, как отмечалось, их органов самоуправления), и управляют ею не местные государственные органы, а органы местного самоуправления. Так обстоит дело, по крайней мере, в демократических государствах.

    Перевод имущества из публичной собственности в частную именуется приватизацией, а из частной в публичную — национализацией, если собственником становится государство, или социализацией в остальных случаях.

    Первоначально в конституциях собственность гарантировалась общим образом, без конкретизации ее видов и субъектов права на нее. Разумеется, в первую очередь эта гарантия распространялась на собственность частную, ибо доля имущества, находившегося в публичной собственности, была невелика. Примером здесь может служить ст. 17 французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г., которая гласит: «Так как собственность есть право неприкосновенное и священное, никто не может быть лишен ее иначе как в случае установленной законом явной общественной необходимости и при условии справедливого и предварительного возмещения». Из приведенной краткой формулы вытекает целый ряд юридических последствий, а именно:

    а)       право собственности неотъемлемо;

    б)       лишение этого права возможно только как исключение;

    в)       порядок лишения должен быть установлен только законом;

    г)        только закон должен определить случаи общественной необходимости, при которых возможно лишить субъекта права собственности;

    д)       эта необходимость должна быть очевидной (данное требование относится не только к правоприменителю, но и к законодателю);

    е)        лишение права собственности возможно только с возмещением;

    ж)     возмещение должно быть справедливым (критерии справедливости должны определяться законом; таким критерием может быть, например, рыночная цена отчуждаемого имущества, а может учитываться при этом и упущенная выгода от его использования и т. д.);

    з)        возмещение должно быть предварительным, т. е. выплачиваться до отчуждения имущества.

     

    Таким образом, из конституционного провозглашения права собственности в приведенной формуле следует блок юридических гарантий, составляющих предмет гражданско-правового и административно-правового законодательства. Конечно, на практике бывало и бывает всякое, но юридическая модель конституционной гарантии именно такова. Следует отметить, что здесь гарантируется не только частная собственность, но и негосударственная публичная собственность, например коммунальная.

    Существенное усиление в первой половине XX в. социально- экономической роли государства, а также влияние социалистических идей, распространению которых способствовали разрушительные экономические кризисы, наложили известный отпечаток на конституционное регулирование отношений собственности. Если мы обратимся к опыту той же Франции, то в действующей ныне преамбуле Конституции 1946 г. увидим следующий принцип: «Всякое имущество, любое предприятие, эксплуатация которого имеет или приобретает характер национальной публичной службы или фактической монополии, должно стать собственностью всех». Здесь уже речь идет об обязательной национализации, причем о возмещении не говорится; впрочем, эта норма должна толковаться в совокупности с цитированной ст. 17 Декларации прав человека и гражданина, но, будучи издана позже, имеет преимущество. В дополнение к этому часть третья ст. 34 Конституции Французской Республики 1958 г. предусматривает, что национализация предприятий и перевод их имущества из публичного сектора в частный регулируются законом.

    Здесь находят свое проявление идеи социальной функции собственности, которыми были пронизаны многие конституции, изданные после Первой мировой войны, и которые нашли развитие в большинстве современных конституций. «Собственность обязывает — гласит ч. 2 ст. 14 Основного закона для Федеративной Республики Германии 1949 г. — Ее использование должно служить общему благу». Согласно же ч. 3 этой статьи лишение собственности допускается только для общего блага; оно должно осуществляться только законом или на основе закона; возмещение должно определяться при справедливом соотнесении интересов общих с интересами затрагиваемых лиц, которые вправе оспаривать размер возмещения в общих судах. В дополнение к этому ст. 15 предусмотрела, что земля и недра, естественные богатства и средства производства могут в целях обобществления переводиться в общественную собственность или в другие формы общественного хозяйства законом, регулирующим вид и размер возмещения.

     

    Вопрос 3. Конституционное регулирование социальных отношений.

     



     

    Под социальной системой понимается система социальных отношений (в узком значении термина), сложившаяся и развивающаяся в данном обществе. Ее характеризует известная целостность, обусловленная тем, что существующие в обществе социальные противоречия проявляются в рамках определенного равновесия. Если оно нарушено, имеет место социальный конфликт, который может приобрести различную степень остроты, и в ходе разрешения которого возможно более или менее резкое изменение социальной системы, влияющее и на структурно-функциональные характеристики других подсистем общественного строя. Поддержанию существующей социальной системы, плавному ее развитию способствует право в целом, и в первую очередь конституционное право. Острые социальные конфликты (социальные взрывы) означают определенное отставание права от жизни, в результате чего ослабляется или утрачивается на время его регулирующее воздействие на общественные отношения. Они означают вместе с тем и нарушение права, восстановление которого влечет зачастую разрешение конфликта. Социальные конфликты разрушительно влияют на все стороны общественной жизни, и поэтому особое значение приобретает своевременность прогрессивного развития конституционного права, как и других отраслей права.

    Еще сравнительно недавно в любом учебнике советского государственного права можно было прочитать, что эта отрасль права в социалистических странах закрепляет среди прочего классовую структуру общества, включающую рабочий класс, крестьянство и «социальную прослойку» (И. В. Сталин) — интеллигенцию. В действительности социалистические конституции фиксировали не социальную структуру, а формальную принадлежность власти «трудовому народу», якобы состоявшему из указанных социальных групп. Такое описание социалистической социальной структуры маскировало ее действительное содержание и наличие в социалистическом обществе серьезных социальных противоречий. Социалистическое конституционное законодательство и его доктрина стремились создать впечатление движения к полной социальной однородности общества и достижения тем самым социальной справедливости.

    В странах с рыночной экономикой, как правило, не было необходимости фиксировать в конституциях социальную структуру общества и даже как-то отражать ее. Немыслимо записывать в демократической конституции, что власть принадлежит какой-то части населения страны, будь то даже его большинство. В таких конституциях записано как раз обратное: власть принадлежит всему народу

    Что же касается социальной справедливости, то хотя и в новейших конституциях этих стран такая амбициозная задача обычно не ставится (впрочем, отдельные примеры встречаются), однако в них все чаще можно встретить положения, которые имеют целью не допускать открытых проявлений социальной несправедливости, обусловленной стихийным действием рыночных сил. Мы уже приводили характерные положения итальянской Конституции. Часть 2 ст. 25 Конституции Греции народных представителей и в местные собрания народных представителей 1982 г., гл. 2 которого предусматривает при формировании представительных органов преимущество городского населения перед сельским. «Союз рабочих и крестьян» оказывается, таким образом, союзом не на равных.

    На деле, разумеется, в стране имеет место диктатура отнюдь не народа, не рабочего класса, а действующей от их имени партийно-государственной и хозяйственной бюрократии, как это было и у нас. Каких-либо юридических гарантий для работников и частных работодателей Конституция не содержит, но очень сомнительно, чтобы работники осуществляли диктатуру в отношении своих отечественных и иностранных, государственных и частных работодателей.

     

    Социальная система, социальная структура и социальная справедливость.

    Под социальной системой понимается система социальных отношений (в узком значении термина), сложившаяся и развивающаяся в данном обществе. Ее характеризует известная целостность, обусловленная тем, что неизбежно существующие в обществе социальные противоречия проявляются в рамках определенного равновесия. Если оно нарушено, имеет место социальный конфликт, который может приобрести различную степень остроты и в результате разрешения которого возможно более или менее резкое изменение социальной системы, влияющее и на структурно-функциональные характеристики других подсистем общественного строя. Поддержанию существующей социальной системы, плавному ее развитию способствует право в целом, и в первую очередь конституционное право. Острые социальные конфликты (социальные взрывы) означают определенное отставание права от жизни, в результате чего ослабляется или утрачивается на время его регулирующее воздействие на общественные отношения. Они означают вместе с тем и нарушение права, восстановление которого влечет зачастую разрешение конфликта. Социальные конфликты разрушительно влияют на все стороны общественной жизни, и поэтому особое значение приобретает своевременность прогрессивного развития конституционного права, как и других отраслей права.

    Еще сравнительно недавно в любом учебнике советского государственного права можно было прочитать, что эта отрасль права в социалистических странах закрепляет среди прочего классовую структуру общества, включающую рабочий класс, крестьянство и «социальную прослойку» (И.В. Сталин) — интеллигенцию. В действительности социалистические конституции фиксировали не социальную структуру, а формальную принадлежность власти «трудовому народу», якобы состоявшему из указанных социальных групп. Такое описание социалистической социальной структуры маскировало ее действительное содержание и наличие в социалистическом обществе серьезных социальных противоречий. Социалистическое конституционное законодательство и его доктрина стремились создать впечатление движения к полной социальной однородности общества и достижения тем самым социальной справедливости.

    В странах с рыночной экономикой, как правило, не было необходимости фиксировать в конституциях социальную структуру общества и даже как-то отражать ее. Немыслимо записывать в демократической конституции, что власть принадлежит какой-то части населения страны, будь то даже его большинство. В таких конституциях записано как раз обратное: власть принадлежит всему народу.

    Что же касается социальной справедливости, то хотя и в новейших конституциях этих стран такая амбициозная задача обычно не ставится (впрочем, отдельные примеры встречаются), однако в них все чаще можно встретить положения, которые имеют целью не допускать кричащих проявлений социальной несправедливости, обусловленной стихийным действием рыночных сил. Мы уже приводили характерные положения итальянской Конституции. Часть 2 ст. 25 Конституции Греции предусматривает при формировании представительных органов преимущество городского населения перед сельским. «Союз рабочих и крестьян» оказывается, таким образом, союзом не на равных.

    В реальности, в стране имеет место диктатура не народа, не рабочего класса, а действующей от их имени партийно-государственной и хозяйственной бюрократии, как это было и у нас. Каких-либо юридических гарантий для работников и частных работодателей Конституция не содержит, но очень сомнительно, чтобы работники осуществляли диктатуру в отношении своих отечественных и иностранных, государственных и частных работодателей.

     

    Социальная система, социальная структура и социальная справедливость.

    Под социальной системой общественного строя понимается система социальных отношений (в узком значении термина), сложившаяся и развивающаяся в данном обществе. Ее характеризует известная целостность, обусловленная тем, что неизбежно существующие в обществе социальные противоречия проявляются в рамках определенного равновесия. В случае его нарушения, возникнет социальный конфликт, который может привести к резкому изменение социальной системы, что повлияет и на структурно-функциональные характеристики других подсистем общественного строя. Поддержанию существующей социальной системы, плавному ее развитию способствует право в целом, и в первую очередь конституционное право. Острые социальные конфликты (социальные взрывы) означают определенное отставание права от жизни, в результате чего ослабляется или утрачивается на время его регулирующее воздействие на общественные отношения. Они означают вместе с тем и нарушение права, восстановление которого влечет зачастую разрешение конфликта. Социальные конфликты разрушительно влияют на все стороны общественной жизни, и поэтому особое значение приобретает своевременность прогрессивного развития конституционного права, как и других отраслей права.

    Еще сравнительно недавно в любом учебнике советского государственного права можно было прочитать, что эта отрасль права в социалистических странах закрепляет среди прочего классовую структуру общества, включающую рабочий класс, крестьянство и «социальную прослойку» (И. В. Сталин) — интеллигенцию. В действительности социалистические конституции фиксировали не социальную структуру, а формальную принадлежность власти «трудовому народу», якобы состоявшему из указанных социальных групп. Такое описание социалистической социальной структуры маскировало ее действительное содержание и наличие в социалистическом обществе серьезных социальных противоречий. Социалистическое конституционное законодательство и его доктрина стремились создать впечатление движения к полной социальной однородности общества и достижения тем самым социальной справедливости.

    В странах с рыночной экономикой, как правило, не было необходимости фиксировать в конституциях социальную структуру общества и даже как-то отражать ее. Немыслимо записывать в демократической конституции, что власть принадлежит какой-то части населения страны, будь то даже его большинство. В таких конституциях записано как раз обратное: власть принадлежит всему народу

    Конституция Словацкой Республики 1992 г. (ст. 33) установила, что принадлежность к какому-либо национальному меньшинству или к какой-либо этнической группе не должна никому наносить ущерб. Гражданам, принадлежащим к такому меньшинству или такой группе, ст. 34 гарантирует всестороннее развитие, в частности право совместно с другими такими же лицами развивать собственную культуру, распространять и получать информацию на родном языке, объединяться в национальные общества, создавать и содержать образовательные и культурные учреждения. При установленных законом условиях указанным гражданам гарантируются наряду с правом на изучение государственного языка право на образование на своем языке, право пользоваться своим языком в официальных отношениях, право участвовать в решении вопросов, касающихся национальных меньшинств и этнических групп. Осуществление перечисленных прав не должно угрожать суверенитету и территориальной целостности Словацкой Республики и приводить к дискриминации остального ее населения.

    В Восточной Европе под национальным меньшинством понимается этническая общность, у которой национальное государство находится за пределами данной страны (вспомним, что под нацией обычно понимается государство). Таковы венгры в Словакии, на Украине, в Румынии, Югославии, немцы (швабы) в Румынии, Венгрии и т. д. Этническая группа в отличие от национального меньшинства своего национального государства не имеет (например, в восточноевропейском регионе цыгане, до 1948 г. евреи).

    Действующая в Чехии Хартия основных прав и свобод 1991 г. (конституционный закон) предусмотрела ряд прав национальных и этнических меньшинств.

     

    Вопрос 4. Духовно-культурные отношения в зарубежных странах.

     



     

    Данная сфера общественных отношений регулируется конституционным правом в наименьшей мере по сравнению с остальными подсистемами общественного строя. Это и понятно, ведь речь идет, по существу, о внутреннем мире человека. Только тоталитарные режимы претендуют на полный контроль и над этой сферой жизни общества, в демократическом же обществе человек самоценен и автономен и его внутренний мир принадлежит ему одному. Задача государства и права, прежде всего, конституционного, сводится здесь к тому, чтобы обеспечить наилучшие условия для духовно-культурного развития личности человека.

    Духовно-культурные отношения в обществе — это отношения между людьми, между человеком, обществом и государством по поводу духовно-культурных благ. Эти отношения обусловлены, в конечном счете, существующей системой политических, экономических и социальных отношений. Более того, духовно-культурные отношения в свою очередь оказывают воздействие на отношения экономические, социальные и политические. Предмет экономических, социальных и политических отношений включает все духовно - культурные явления — науку, искусство, образование, религию, прочие области общественного сознания.

    Подчас духовно-культурные отношения приобретают политический характер. Особенно часто это случается в сфере религии, которая нередко выступает в качестве фактора, образующего нацию и государство.

    Мы не вводим термина «духовно-культурная система», ибо если духовно-культурные отношения и образуют систему, то, на наш взгляд, лишь суммативную, лишенную целостности.

    Немаловажную часть этой системы представляет образование. Оно представляется основополагающим для всей духовно-культурной сферы, так как без образования не может быть культуры и полноценной духовной жизни. Образование как часть подсистемы общественного строя довольно подробно регулируется Основным законом Германии, или в Конституции КНДР.

    В ст. 27 Испанской конституции указывается, «что образование будет иметь целью полное развитие человеческой личности в уважении к демократическим принципам общежития и основным правам и свободам». Публичные власти должны гарантировать родителям возможность давать своим детям религиозное и моральное воспитание в соответствии с собственными убеждениями. Основное обучение обязательно и бесплатно. Публичные власти гарантируют всем право на образование посредством общего программирования обучения при эффективном участии заинтересованных секторов и создания учебных заведений. За физическими и юридическими лицами признается свобода создавать учебные заведения в рамках соблюдения конституционных принципов. Преподаватели, родители и в соответствующих случаях учащиеся участвуют в контроле и управлении во всех учебных заведениях, которые содержатся администрацией за счет публичных фондов. На публичные власти возлагаются инспектирование и освидетельствование системы образования, чтобы гарантировать соблюдение законов. Публичные власти будут поддерживать учебные заведения, которые отвечают требованиям, установленным законом. Признается автономия университетов на установленных законом условиях.

    Таким образом, здесь, как и в Германии, мы наблюдаем либеральную систему с минимально необходимым руководством публичных властей. Пример противоположного подхода к образованию дает Конституция Кубы. Так, в ст. 38, в частности, сказано: «Государство направляет, развивает и поощряет образование, культуру и науку во всех их проявлениях.

    В своей политике в области образования и культуры государство придерживается следующих принципов:

    a)       основывает свою политику в области образования и культуры на научном мировоззрении, установленном и развиваемом марксизмом-ленинизмом;

    b)       обучение находится в ведении государства. Поэтому учебные заведения являются государственными. Осуществление функции образования представляет собой такую задачу, в выполнении которой участвует все общество; выполнение этой задачи базируется на выводах и достижениях науки и на самой тесной связи учебы с жизнью, трудом и производством;

    c)        способствует коммунистическому воспитанию новых поколений и подготовке детей, молодежи и взрослых к общественной жизни.

    Для осуществления этого принципа общее образование и специальное образование научного, технического или художественного характера сочетается с трудом, прикладными исследованиями, физическим воспитанием, спортом, участием в общественно-политической деятельности и в военной подготовке;

    d)       обучение является бесплатным. Государство устанавливает широкую систему стипендий для учащихся и предоставляет разнообразные возможности учебы работающим в целях достижения всеобщего обучения».

     

    А часть первая ст. 39 устанавливает: «Образование детей и молодежи в духе коммунизма является обязанностью всего общества». Вот так, не больше и не меньше. Поскольку ставится задача коммунистического воспитания новых поколений, то очевидно, что выполнять эту задачу может только государство.

    Надо признать, что в деле расширения образования послереволюционная Куба преуспела.

    В известной мере, промежуточный подход выявляется в греческой Конституции. Согласно ст. 16 академические свободы и свобода преподавания не освобождают от долга подчинения Конституции. Образование характеризуется в указанной статье как важнейшая задача государства и имеет целью моральное, духовное, профессиональное и физическое воспитание греков, развитие их национального и религиозного сознания и формирование их как свободных и ответственных граждан. Обязательное обучение должно длиться не менее девяти лет. Это нормально, хотя насчет развития религиозного сознания, может быть, и стоило бы оговориться. Все греки имеют право на бесплатное образование на всех его ступенях в государственных учебных заведениях, причем государство поддерживает отличившихся, а также нуждающихся учащихся в соответствии с их способностями. Таким образом осуществляется реализация принципа социального государства.

    Далее закрепляются особенности. Высшее образование дается исключительно учебными заведениями, которые имеют статус юридического лица публичного права и полностью самоуправляются. Они находятся под надзором государства, имеют право на его финансовую поддержку и действуют на основе специальных законов, предусматривающих, в частности, порядок их слияния и разделения. Особый закон регулирует статус студенческих ассоциаций. Профессора высших учебных заведений являются государственными чиновниками, а остальной их персонал также выполняет публичные функции. Пока законом не определен иной возрастной ценз для профессоров, они обязаны уйти в отставку по истечении учебного года, в котором им исполнилось 67 лет. Трехгодичные средние специальные училища также принадлежат государству. Допускаются негосударственные учебные заведения, но создавать высшие учебные заведения частным лицам запрещено.

    В сфере науки и культуры государство также может обеспечить лишь материальную сторону дела. Однако это достаточно сильный инструмент, позволяющий целенаправленно воздействовать на развитие данной сферы в определенных направлениях. Демократическое государство в принципе воздерживается от такого воздействия, ибо оно сковывает развитие науки и культуры, подчас уродует его и, в конце концов, ведет к отставанию общества во всех отношениях, за исключением, может быть, каких-то узких особо поощряемых участков. Но и на этих участках наука и культура в случае такого одностороннего государственного воздействия неизбежно отстают, поскольку нарушена их целостность.

    Современные конституции, устанавливают специальные гарантии. Итальянская Конституция, например, устанавливает, что «искусство и наука свободны, и свободно их преподавание» (часть первая ст. 33). А ст. 9 гласит:

    «Республика содействует развитию культуры и научных и технических исследований.

    Она охраняет природу и историческое и художественное наследие Нации».

    Конституция Венгерской Республики 1949 г. в редакции 1990 г. в § 70-g содержит следующие положения:

    «1. Венгерская Республика уважает и поддерживает свободу научной жизни и художественного творчества, свободу получения знания и преподавания.

    2.  Принимать решения в вопросах научной истины, определять научную ценность исследований правомочны исключительно деятели науки».

     

    Вопрос 5. Конституционное регулирование политических отношений в зарубежных странах.

     



     

     

    Общественные отношения, возникающие в ходе организации и реализации политической власти, образуют в своей совокупности политическую систему, конечной целью которой является государственная власть.

    Властныеобщественное отношение, характеризуется способностью и возможностью одних людей или групп (властвующих) добиваться осуществления своей воли другими людьми или группами (подвластными). Подобные отношения наблюдается в самых различных общностях людей — от всего общества в целом до семьи, дружеской компании и т. п. В современной цивилизованной семье, а тем более в дружеской компании власть лидера никак не оформлена и опирается исключительно на его личный авторитет. В коммерческой фирме власть ее главы получает известное оформление и опирается на его долю в капитале, а власть менеджера — на уполномочие собственников капитала. Власть церкви над прихожанами четко оформлена и опирается на их конфессиональную принадлежность, на их твердость в вере. Власть руководителей партии, профсоюза и тому подобного общественного объединения, а также коллективной хозяйственной структуры (кооператива, акционерного общества и т. п.) в отношении их членов обычно также оформлена и опирается, помимо личного авторитета, на легитимно (например, посредством выборов) полученное уполномочие членов общественного объединения или хозяйственной структуры.

    Политическая власть — это власть определенной группы людей (элиты) над всем обществом, характеризуемая использованием в случае неповиновения насильственных принудительных средств. Поскольку это власть над обществом (его частью), она является публичной властью. Осуществляется политическая власть через политические институты, регулируемые обычно в той или иной мере конституционным правом и представляющие собой в силу этого также конституционно-правовые институты. Главный из них является государство, власть которого легитимно (законно) распространяется на все общество и которое обладает монополией на применение в определенных случаях, закрепленными способами и в установленной степени физического насилия к подвластным. В демократических странах таким важным институтом является также система местного и иного (чаще всего социально-профессионального) самоуправления, также обладающая публичной властью, которая обычно производна от власти государственной. В зарубежных странах большей частью, местное самоуправление не рассматривается как составной элемент государства. Государство и система местного самоуправления (подчас также иного самоуправления) в совокупности своей, стало быть, суть институты публичной власти. Именно в этом смысле в ряде конституций (например, в испанской) говорится о публичных властях.

    В осуществлении политической власти участвуют также правящие партии и близкие к ним иные общественные объединения. Оппозиционные к правящим, либо нейтральные общественные объединения, тем не менее, оказывают в различных формах воздействие на формирование и функционирование институтов публичной власти. Велико такое воздействие и со стороны средств массовой информации, а порой церкви и иных религиозных структур.

    Совокупность всех институтов, содействующих в организации и реализации государственной власти, образуют политическую систему — механизм осуществления политической власти. В отношении структуры политической системы в литературе высказано много суждений, как взаимно противоположных, так и совпадающих в большей или меньшей части. Одни, например, американский социолог Толкотт Парсонс (1902 – 1979) считают, что политическая система исчерпывается указанными выше институтами и установленным или сложившимся порядком отношений между ними, другие, например, американский ученый Дэвид Истон полагают, что политическая система состоит из политических институтов, политических норм, средств политической коммуникации, политического сознания, третьи, соглашаясь в основном со вторыми, убеждены, что политическое сознание — это часть существенной среды, в которой функционирует политическая система, и т. д. Аргументы за и против позиции каждого автора можно находить без конца, но это — дело политологии. Мы же констатируем, что политические институты и нормы, регулирующие отношения между этими институтами, признаются в качестве компонентов политической системы практически всеми исследователями. Институты — это структурная характеристика политической системы, а нормы отношений — функциональная. Правовой статус политических (полностью и частично) институтов и правовые нормы, регулирующие отношения между ними, обычно в той или иной степени входят в предмет конституционного права.

    Для эффективного функционирования политической системы, ее институтов, включая взаимоотношения между ними, сложилась особая система общественных отношений, которую можно охарактеризовать как политический процесс. Следует сразу же отметить, что это — не юридический процесс в чистом виде. Понятие «политический процесс» охватывает самые различные формы, способы и направления политической деятельности самых различных субъектов. Регулируется он как нормами права (прежде всего конституционного), так и разнообразными писанымиинеписаными социальными, неправовыми нормами (корпоративными нормами — уставами и другими документами партий, иных общественных объединений, обычаями, традициями, этико-моральными нормами и др.), а подчас и вообще ничем не регулируется, протекает спонтанно, непредсказуемо.

    Толчок политической деятельности людей и их групп дают их социальные потребности. Будучи осознаны (другое дело — правильно или неправильно), эти потребности превращаютсявинтересы. Как только субъект осознает, что для удовлетворения его интереса необходимо какое-то использование публичной власти, а для этого на нее нужно соответствующим образом воздействовать, интерес приобретает политический характер. Удовлетворение интереса либо осознание ошибочного его понимания или невозможности реализовать влечет прекращение данной политической деятельности или замену ее другой. Из совокупности такой деятельности субъектов политической жизни и складывается общий политический процесс.

    Правовое, прежде всего, конституционно-правовое, регулирование получает преимущественно та часть политического процесса, в которой прямо участвуют носители публичной власти. Политический процесс в этой части становится процессом юридическим и имеет четко выраженные стадии. В качестве примера можно привести рассматриваемые ниже институты конституционного права — избирательный процесс, законодательный процесс, административный процесс, бюджетный процесс. Можно констатировать, что и судебный процесс по делам публичного права есть тоже проявление политического процесса. Основные принципы различных видов юридического процесса обычно устанавливаются конституциями, а подробное регулирование осуществляется законами и иными актами (регламентами, договорами и др.).

    Надо также иметь в виду, что понятие «юридический процесс» имеет обычно два значения:

    1)       деятельность, протекающая в установленном порядке;

    2)       система правовых норм, эту деятельность регулирующих, т. е. определяющих порядок ее проведения.

     

    От эффективности осуществления политического процесса зависит эффективность решения задач политической системой в формировании государственной власти.

     

    Вопросы для самопроверки:

     



     

    1.       Что такое общественный строй и каким образом его основы регулируются конституциями?

    2.       Что представляет собой конституционно-правовой институт экономической системы?

    3.       В чем различие между публичной и частной собственностью? В каких формах выступают оба типа собственности? Может ли орган публичной власти быть частным собственником? А должностное лицо?

    4.       В чем заключается социальная функция собственности?

    5.       Сравните конституционное регулирование экономических отношений в Конституции КНР (с изменениями), Основном законе для ФРГ и действующей российской Конституции.

    6.       Сравните регулирование вопросов о государственных финансах в Конституциях КНР и Японии, а также в действующей российской Конституции.

    7.       Как современные конституции регулируют отношения между трудом и капиталом?

    8.       Какими конституционно-правовыми институтами регулируются национальные отношения?

    9.       Каковы современные тенденции в конституционно-правовом регулировании семейных отношений?

    10.  Как отражаются в современном конституционном праве проблемы экологии?

     

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22


    написать администратору сайта