Главная страница

учебник по еонституционному праву. 621_1- Конституционное право России. В 2т. Т.1.-Авакьян С.А_2014. Учебный курсе издание, переработанное и дополненное Рекомендовано


Скачать 2.47 Mb.
НазваниеУчебный курсе издание, переработанное и дополненное Рекомендовано
Анкоручебник по еонституционному праву
Дата23.09.2019
Размер2.47 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла621_1- Конституционное право России. В 2т. Т.1.-Авакьян С.А_2014.pdf
ТипУчебный курс
#87465
страница26 из 59
1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   ...   59
§ 6. Социальное государство
Литература
Баев В. Г, Шуняева А. Е. Социальное государство понятие, содержание, конституционное закрепление // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 17; Вишняков В. Г. Конституционные основы социального государства // Журнал российского права. 2004. № 8; Га
лустова КР. Конституционно*правовые основы формирования Российской Федерации как социального государства и перспективы его развития в условиях модернизации дис. ... канд. юрид. наук. М, 2010;
Добрынин ЕЮ. Конституционно*правовая характеристика Российской Федерации как социального государства дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2011; Зорькин В. Д. Социальное государство в России:
проблемы реализации // Сравнительное конституционное обозрение. № 1 (62); Македонская Ж. Х. Правовая природа Российской Федерации как социального государства дис. ... канд. юрид. наук. М Мамут Л. С. Социальное государство сточки зрения права // Государство и право. 2001. № 7; Митюков МА. Конституционное совещание 1993 года дискуссии о социальном государстве // Правовые проблемы укрепления российской государственности. Ч. 7 / под ред.
В. Ф. Воловича. Томск, 2001; Нечаева Е. Г. Становление теории социального государства // Государственная власть и местное самоуправление. 2007. № 2; Сигарев А. В. Конституционные основы социального государства в Российской Федерации дис. ... канд. юрид. наук. Новосибирск, 2004; Танчев Е. Социальное государство (всеобщего благосостояния) в современном конституционализме // Сравнительное конституционное обозрение. 2007. № 4 (61); Черепенников Д. Г. Становление и функционирование социального государства в России:
конституционно*правовые основы дис. ... канд. юрид. наук. МВ ст. 7 Конституции РФ сказано. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей,
устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства,
отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии,
пособия и иные гарантии социальной защиты».
Категория социальное государство появилась в российской Конституции под влиянием конституционных положений ряда зарубежных стран, прежде всего Германии.
382
Раздел III. Основы конституционного строя России
С учетом ст. 7 Конституции РФ социальным считается государство, которое) создает необходимые условия для того, чтобы каждый человек своим трудом (в разрешенных формах, при условиях его охраны и гарантированной оплаты) мог обеспечить себе необходимый экономический уровень жизни) заботится о здоровье людей (в первую очередь о физическом здоровье, хотя неплохо сделать предметом направления усилий государства и заботу о моральном и нравственном здоровье общества) создает предпосылки для свободного развития личности (иначе говоря, прилагает старания к тому, чтобы человек мог иметь условия для жизни, отдыха, удовлетворения духовных и культурных интересов, занятия спортом и т. д либо само организует соответствующие сферы, либо поддерживает соответствующие инициативы физических и юридических лиц) берет на себя либо полную заботу, либо оказание помощи, в том числе материальной и организационной, в отношении тех категорий граждан, которые не в состоянии достойно жить на свои доходы.
Социальным может быть любое государство, независимо от его экономической и идеологической сути.
Принципиальная разница между социалистическими сегодняшним социальным государствами состоит в следующем.
Социалистическое государство, существовавшее в нашей стране,
было так называемым патерналистским государством. Оно взяло на себя заботы обо всех гражданах и во всей полноте практически вся экономика была государственной, рабочие места создавались государством, оно платило заработную плату, предоставляло квартиры
(остававшиеся в его собственности, организовывало медицинскую помощь, предоставляло места в детских учреждениях (являвшихся государственными, занималось снабжением населения продуктами питания через государственные торговые организации и т. д.
Нынешнее социальное государство в России отказалось от патернализма как своей главной функции. Да они невозможен в условиях плюрализма форм собственности и особенно в ситуации, когда более двух третей экономики уже стало негосударственным сектором и развивается на базе частной собственности. Безусловно, это государство также должно думать о том, чтобы создавались новые рабочие места и не было безработицы, но выполняет оно данную задачу не директивными методами, а содействием развитию экономики. Государство продолжает сохранять в своей собственности ряд предприятий, объектов жилищного фонда, социальных учреждений но наряду с этим
Глава 10. Российское государство — организация всего народа
оно стимулирует негосударственные формы удовлетворения запросов населения, тем более что эти формы все более расширяются.
Итак, социальное государство думает о создании равных стартовых условий для всех граждан РФ оно специально поддерживает, образно говоря, слабых и немощных, те. тех, кому будет трудно без помощи государства.
Как ив отношении других конституционных категорий, в отношении социального государства в России можно говорить сточки зрения должного и сущего. Читая приведенные строки Конституции,
можно сказать, что соответствующая им политика государства существует и какие*то мероприятия в интересах создания достойной жизни человека в стране предпринимаются. Но нельзя не видеть и того,
что Россия находится сейчас в очень трудном экономическом положении. Мы еще далеки от настоящего социального государства. Поэтому записанное в ст. 7 Конституции скорее можно рассматривать как стратегическую задачу общества и государства на ближайшие не только годы, но и десятилетия. Однако само по себе закрепление данной черты Российского государства в Конституции является концептуально правильным. Страна отдает себе отчет в том, что по*настоя*
щему свободными людьми могут быть те, кто живет достойно в социальном и экономическом отношениях, и ставит перед собой цель создания для этого необходимых условий 7. Светское государство

Литература
Бердников И. С. Новое государство в его отношении к религии (к вопросу о свободе совести. Казань, 1906; Бурьянов С. А. Реализация конституционной свободы совести и свободы вероисповедания в Российской Федерации дис. ... канд. юрид. наук. М, 2009; Введенский А. У.
Очерк взаимоотношений церкви и государства (1918—1922). М, 1923;
Воронкова МЛ. Конституционные основы светского государства в
Российской Федерации дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2006; Госу*
дарственно*церковные отношения в России. М, 1993; Дозорцев П. Н.
Развитие светской государственности в России история и современность. СПб., 1998; Залужный А. Г. Правовые проблемы государствен*
но*конфессиональных отношений в современной России. М, 2004;
Каневский КГ. Правовое регулирование государственно*конфессио*
нальных отношений в Российской Федерации дис. ... канд. юрид. наук. М, 2004; Карпушкин А. В. Конституционные основы и генезис взаимоотношений государства и религиозных объединений в Российской
Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2009; Кашеваров А. Н.

384
Раздел III. Основы конституционного строя России
Государство и церковь. СПб., 1995; Клименко Е. Н. Взаимоотношения государства и религиозных объединений в Российской Федерации:
Конституционно*правовые аспекты дис. ... канд. юрид. наук. М, Клочков В. В. Религия, государство, право. М, 1978; Куроедов В. А. Религия и церковь в советском обществе. М, 1984; Морозова Л. А. Государство и церковь особенности взаимоотношений // Государство и право. 1995. № 3; Орлов Д. Церковь и государство. СПб., 1910; Осаве
люк А. М. Государство и церковь. М, 2010; Персиц ММ. Отделение церкви от государства и школы от церкви. М, 1958; Подопригора Р. А.
Государство и религиозные организации (административно*правовые вопросы. Алматы, 2002; Понкин ИВ. Правовые основания светскости государства и образования. М, 2003; Он же. Светскость государства.
М., 2004; Придворов НА, Тихонова Е. В. Институт свободы совести и свободы вероисповедания вправе современной России. М, 2007; Пче
линцев А. В. Свобода вероисповедания и деятельность религиозных объединений в Российской Федерации конституционно*правовые основы. М, 2012; Рейснер МА. Государство и верующая личность. СПб.,
1905; Розенбаум Ю. А. Советское государство и церковь. М, 1985; Ста
шевский М. Социалистическое государство и религиозные объединения. М, 1979; Эзрин Г. И. Государство и религия. Религиозные организации в политической структуре общества. МВ ст. 14 Конституции РФ сказано. Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом».
Итак, Конституция исходит из того, что светским государством является такое государство, которое официально дистанцирует себя от религиозных объединений. Оно не дает никакой религии ранга государственной, те. официально поддерживаемой государством и оказывающей влияние на осуществление его политики. Государство дает гражданам свободу выбора религиозного вероисповедания или отказа от какого бы тони было вероисповедания. Это отражено в ст. 28 Конституции и Федеральном законе О свободе совести и о религиозных объединениях».
Названный Закон устанавливает следующие конкретные правила отношений между государством и религиозными объединениями. Государство) не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убе*
Глава 10. Российское государство — организация всего народа
ждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания) не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления) не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит данному Федеральному закону) обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных организациях.
Государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных организациях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством РФ об образовании.
Должностные лица органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии.
В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства религиозное объединение) создается и осуществляет деятельность в соответствии с собственной иерархической и институционной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно собственным установле*
ниям;
2) не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления) не участвует в выборах в органы государственной власти ив органы местного самоуправления) не участвует в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает имматериальную и иную помощь.
Отделение религиозных объединений от государства не влечет ограничений прав членов указанных объединений участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства, в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления,
деятельности политических партий, политических движений и других общественных объединений.
386
Раздел III. Основы конституционного строя России
По просьбам религиозных организаций соответствующие органы государственной власти в Российской Федерации вправе объявлять религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях.
Таким образом, в светском государстве все религии равны перед законом. Что же касается политики государства в отношении религиозных объединений, она имеет как бы две составляющие. С одной стороны, государство должно одинаково относиться ко всем конфессиям, в законном порядке действующим на его территории. С другой стороны, государство проявляет большее внимание к тем религиям,
которые охватывают широкий круг граждан страны, может оттенять историческую роль этих конфессий (но очень осторожно) в своих базовых законах по вопросам свободы вероисповедания, активнее сотрудничать сними, приглашать представителей этих конфессий на государственные мероприятия и церемонии.
Следовательно, светский характер государства не исключает его конструктивного сотрудничества с религиозными организациями,
однако без вмешательства в их деятельность и без вмешательства последних вдела государства. Не исключается и материальная поддержка государства в отношении религий, выражающаяся преимущественно в предоставлении зданий и другого имущества, выделении земельных участков, предоставлении налоговых льгот.
На прежних этапах отечественной истории при конституционном закреплении светского характера государства указывалось также на отделение школы от церкви, что предполагало светский характер получения общего образования в стране (и школьного, и вузовского).
Более того, официальная политика шла дальше, и во многих вузах,
особенно гуманитарного профиля, вводилось изучение атеизма. Теперь в Конституции (ст. 14) не зафиксировано отделения школы от церкви. Но Федеральный закон О свободе совести и о религиозных объединениях (ст. 4) говорит о том, что государство обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных организациях. Вместе стем Закон предусматривает:
«По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей,
обучающихся в названных образовательных организациях, администрация этих организаций по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы (п. 4 ст. Глава 10. Российское государство — организация всего народа
Глава 11. Институты непосредственной
и представительной демократии в конституционном строе
Российской Федерации 1. Понятие и институты непосредственной демократии
Литература
Барабашев Г. В, Шеремет К. Ф. Непосредственная демократия в
СССР. М, 1984; Горлачев Р. Ю. Конституционно*правовые гарантии непосредственной демократии в Российской Федерации дис. ... канд.
юрид. наук. М, 2003; Григорян Л. А. Народовластие в СССР. М, 1972;
Кабышев ВТ. Прямое народовластие в Советском государстве. Саратов, 1974; Ковалевский ММ. От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму. Рост государства и его отражение в истории политических учений. М, Т. I—II; Ковлер АИ. Исторические формы демократии. Проблемы по*
литико*правовой теории. М, 1990; Комарова В. Механизм непосредственной демократии современной России (система и процедуры. М Она же. Формы непосредственной демократии в России учеб.
пособие. е изд. М, 2010; Коток В. Ф. О развитии форм сочетания народного представительства с непосредственной демократией в
СССР // Сов. государство и право. 1960. № 12; Он же. Проблемы развития непосредственной демократии в Советском государстве дис. ...
д*ра юрид. наук. М, 1965; Мишин А. А. Концепция плебисцитарной демократии // Сов. государство и право. 1972. № 6; Мурашин А. Г. Непосредственное народовластие в системе социалистического самоуправления народа. Киев, 1989; Он же. Прямое правотворчество. Особенности принятия актов прямого народовластия // Государство и право. 2001. № 2; Нудненко Л. А. Непосредственная демократия и местное самоуправление в России. Барнаул, 2000; Она же. Теория демократии. М, 2001; Руденко В. Н. Прямая демократия модели правления, конституционно*правовые институты. Екатеринбург, В основе понятия непосредственная демократия — идеи прямого
правления народа, его руководства собственной жизнью, самоуправления и самоорганизации в общественных и государственных делах. Непосредственная демократия — это совокупность конституционно*
правовых институтов, посредством которых народ выражает свою волю, сам осуществляет государственную власть или власть местного са

моуправления.
Синонимами понятия непосредственная демократия являются также понятия прямая демократия, непосредственное народовластие, прямое народовластие».
388
Раздел III. Основы конституционного строя России
В одних случаях это выражение воли народа может иметь обязательный (императивный) и окончательный характер, те. принятые им

решения не требуют утверждения кемлибо. Соответствующие институты можно назвать императивными институтами непосредственной демократии. Сюда относятся) императивный референдум (те. референдум, решение которого окончательно и не требует оформления актом органа государственной власти или местного самоуправления) выборы депутатов и выборных должностных лиц) отзыв народом (избирателями) своих, те. избранных им (ими),
представителей.
В других случаях воля народа имеет так называемый консультативный характер. Консультативность в данном случае предполагает,
что официальное окончательное решение принимает компетентный

орган государства или орган местного самоуправления. Однако эти органы не могут пренебречь выраженной волей большинства и вынести решение, противоречащее этой воле. Консультативность также означает, что компетентный орган правомочен на выбор конкретной формулировки решения отражающей, ноне искажающей волю народа).
Соответствующие институты можно назвать консультативными
институтами непосредственной демократии. К ним относятся) опрос народа, или консультативный референдум) всенародное (народное) обсуждение проектов правовых актов органов государственной власти или местного самоуправления, других важных вопросов чаще государственной, порой общественно*
политической жизни) публичные слушания как форма контакта (диалога) органов публичной власти с населением) коллективные обращения граждан по вопросам общественного значения (петиции) народные правотворческие инициативы) российские общественные инициативы, реализуемые через специальные сайты в Интернете) наказы избирателей.
Могут существовать и смешанные институты непосредственной демократии, которые сочетают в себе черты императивного и консультативного характера. Примером таких институтов непосредственной демократии являются собрания (сходы) граждан по месту их жительства.
Глава 11. Институты непосредственной и представительной демократии
Наличие, набор и степень императивности институтов непосредственной демократии в значительной мере зависят от характера политической системы и концепции власти в соответствующем государстве. Институты непосредственной демократии свойственны нелюбой национальной системе конституционного права то, что есть водной стране, может отсутствовать в других вообще или в каких*либо сферах общественной жизни — например, далеко не во всех странах проводятся общегосударственные референдумы (их нет в США,
ФРГ).
Институты могут со временем трансформироваться, проявляясь как в императивной, таки консультативной форме. Это относится,
например, к голосованию народа по вопросам жизни государства.
Здесь имеет место и императивный референдум, и консультативный опрос.
Отдельные институты, возникнув как императивные, наделе несли консультативные начала и со временем переросли в консультативные институты. Например, при советской системе власти в нашей стране законодательно существовал такой институт прямой демократии, как наказы избирателей депутатам сегодня они не предусмотрены законами РФ и большинства ее субъектов, но ряд субъектов ввел институт наказов кроме того, именно наказы по мере развития перешли из разряда императивных в категорию консультативных институтов непосредственной демократии.
Возможность существования института непосредственной демократии порой становится предметом не только научного, но и идеологического спора. Например, существовавшая в советский период возможность отзыва избирателями депутатов до недавнего времени считалась едва лине одним из главных определяющих признаков непосредственной и представительной демократии при социализме. Но постепенно отношение к отзыву стало меняться. И если применительно к федеральному уровню власти сегодня в России такого института прямой демократии нетто в отдельных субъектах РФ был введен отзыв депутатов, а также выборных должностных лицместно*
го самоуправления. Затем этот институт для уровня власти субъектов РФ и местного самоуправления был отражен ив федеральном законодательстве. Когда было введено избрание глав исполнительной власти субъектов РФ путем прямых выборов населением, появился и институт их отзыва. С 2004 г. эти лица стали занимать должности по решению законодательного собрания субъекта РФ и возможность их отзыва населением была отменена. В 2012 г. федеральный законодатель вновь предусмотрел возможность выборов глав субъектов РФ, но
390
Раздел III. Основы конституционного строя России оставил это на усмотрение субъектов РФ — они сами устанавливают,
избирать ли главу голосованием населения или же оставить это введении законодательного органа субъекта РФ. В Закон об общих принципах организации органов власти субъектов РФ снова были включены нормы об отзыве избранного главы субъекта РФ голосованием на*
селения.
К числу институтов непосредственной демократии в советский период относили отчеты депутатов перед избирателями. В наше время обязательные отчеты депутатов и выборных должностных лицперед избирателями не проводятся, хотя они встречаются с избирателями и информируют их о своей работе, о деятельности представительных и иных органов власти. Нельзя исключать восстановления отчетов как конституционного института ив наши дни.
Сложность решения данного вопроса порой видят в том, что выдвижение кандидатов в депутаты происходит по партийным спискам на федеральном уровне (Государственная Дума, во многих органах государственной власти субъектов РФ, даже порой при избрании депутатов представительных органов муниципальных образований.
И вроде бы при этом депутаты становятся ответственными не перед избирателями, а перед своими партиями. Однако это абсолютно неубедительный аргумент — депутатов ведь избирают граждане (избиратели, и они вправе заслушивать тех, кто избран. Ив конце концов,
то, как называть такие выступления перед избирателями информацией или отчетом, не имеет принципиального значения главное,
чтобы сохранялась связь с избирателями. Кроме того, как будет показано далее, сейчас во многих субъектах РФ возрождаются наказы избирателей депутатам органов власти субъектов РФ и местного самоуправления, и даются такие наказы именно на собраниях*встречах депутатов с населением.
Ранее народные обсуждения проектов предусматривались законодательно (Закон РСФСР от 20 апреля 1988 г. О народном обсуждении важных вопросов государственной жизни. В наше время данный институт допускается — например, согласно п. 6 ст. 119 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации она может принять решение о всенародном обсуждении законопроекта, принятого в первом чтении. Указом Президента РФ
от 9 февраля 2011 г. Об общественном обсуждении проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов введена,
по существу, новая форма народных обсуждений — законопроектов по важным вопросам жизни страны, подготовленных в органах исполнительной власти, в период до их официального внесения в Госу*
Глава 11. Институты непосредственной и представительной демократии
дарственную Думу, стем чтобы узнать общественные настроения и учесть предложения граждан в проекте (см. об этом далее).
Ранее в законодательстве не говорилось о таких институтах непосредственной демократии, как коллективные обращения (петиции),
народная правотворческая инициатива, теперь они предусматриваются на федеральном и региональном уровнях.
В. В. Путин вначале г. водной из своих программных статей выступил с идеей публичного обсуждения в Интернете общественно значимых идей граждан и их предложений как о принятии нормативных правовых актов, таки относительно содержания таких актов. Со временем эта идея получила наименование российская общественная инициатива, она нашла правовое закрепление в Указе Президента РФ от 7 мая 2012 г. Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления, затем в документах
Правительства РФ, наконец, в Указе Президента РФ от 4 марта г. О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет*ре*
сурса Российская общественная инициатива, Указом утверждены
Правила рассмотрения общественных инициатив, направленных гражданами РФ с использованием названного интернет*ресурса
(см. подробнее об этом далее).
Проблема видов институтов непосредственной демократии и масштабов их применения существует в любом государстве, претендующем на то, чтобы считаться демократическим. В России это связано еще и с проблемой формирования гражданского общества, поскольку многие институты народовластия, непосредственной демократии связаны с развитием государства и общества. По большому счету возникает глобальный вопрос о том, как должны соотноситься правление народа и правление органов 2. Референдум в системе прямого народовластия
Литература
Аванесян А. А. Референдум как конституционно*правовой институт в современной России дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2004; Воло
ва ЛИ. Плебисцит в международном праве. М, 1972; Дмитриев Ю. А.,
Исраэлян В. Б, Комарова В. В, Макаров Б. А. Народные голосования в
Российской Федерации. М, 2010; Дмитриев Ю. А, Комарова В. В. Референдум в системе народовластия. М, 1995; Ковалев В. Предмет референдумов в России регулирование и проблематика // Право и жизнь. 2001. № 35; Комарова В. В. Виды референдумов в современной
392
Раздел III. Основы конституционного строя России
России // Конституционное и муниципальное право. 2003. № 5; Она
же. Референдумное право и процесс в России учеб.*метод. комплекс
(краткий лекционный курс, ситуационные задачи, тесты, схемы. М Она же.
Референдумный процесс в Российской Федерации. М Коток В. Ф. Референдум в системе социалистической демократии. М, 1964; Кривачев А. А. Роль и место выборов и референдумов в процессе становления и развития правового государства в России Государственная власть и местное самоуправление. 2000. № 1; Круг
лов Р. Б. Референдум как высшая форма непосредственной демократии дис. ... канд. юрид. наук. М, 1998; Курячая ММ. Право на референдум в системе публично*политических прав граждан Российской
Федерации / отв. ред. С. А. Авакьян. М, 2006; Лучин ВО. К вопросу о процедуре референдума в социалистическом государстве // Вестник
Ярославского унта. 1972. Вып. 4; Он же. Референдум и развитие социалистического самоуправления народа // Сов. государство и право. № 12; Маклаков В. В. Референдум в буржуазном государстве Правоведение. 1975. № 3; Он же. Референдум в странах — членах Европейского союза Справочник. М, 1997; Марченко МН. Институт референдума как форма непосредственной демократии // Вестник
Московского унта. Сер. 11 Право. 1991. № 6; Никитенко МН. Кон*
ституционно*правовые основы местного референдума в Российской
Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. М, 2009; Референдум как институт непосредственной демократии (Обзор Аналитического управления
Совета Федерации) // Государственная власть и местное самоуправление. 2007. № 6; Руденко В. Н. Конституционные модели референдума в странах Европейского союза, Швейцарии и России // Конституционное право Восточноевропейское обозрение. 2003. № 1 (42); Сафа
ров Р. А. Институт референдума в условиях общенародного государства // Сов. государство и право. 1963. № 6; Сергеев А. А. Об ограничении предмета референдума Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 19; Синцов Г. В. Конституционно*пра*
вовой институт референдума Российской Федерации и субъектов Российской Федерации дис. ... канд. юрид. наук. М, 2003; Собянин А. А.,
Суховольский В. Г. Демократия, ограниченная фальсификациями. Выборы и референдумы в России в 1991—1993 гг. М, 1995; Старости
на И. А. Законодательные новеллы в регулировании вопросов референдума субъектами Российской Федерации // Конституционное законодательство субъектов
Российской
Федерации:
проблемы совершенствования и использования в преподавании / под ред.
С. А. Авакьяна. М, 1999; Трайнин И. ПО непосредственном народном законодательстве в капиталистических странах (Референдум и законодательная инициатива) // Сов. государство и право. 1937. № 1—2; Фи
липова И. А. Конституционно*правовое регулирование референдума в
Российской Федерации дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, Глава 11. Институты непосредственной и представительной демократии

1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   ...   59


написать администратору сайта