Главная страница
Навигация по странице:

  • РАДОСТНЕЙ СДЕЛАТЬ ЖИЗНЬ

  • Задание 4.

  • Димаш

  • Ведущая

  • Журналист

  • ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА Каково назначение человека Быть им. Станислав Ежи Лец Как ваше здоровье

  • 10 классРУСС ЯЗ (1). Учебник для 10 классов общеобразовательных школ алматы 2019


    Скачать 4.84 Mb.
    НазваниеУчебник для 10 классов общеобразовательных школ алматы 2019
    Дата24.01.2022
    Размер4.84 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла10 классРУСС ЯЗ (1).pdf
    ТипУчебник
    #340340
    страница7 из 18
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   18
    Задание 6. Используя информацию, полученную при изучении этой темы, составьте программу самовоспитания в форме интеллект-карты. В задании дан примерный образец этой карты. Вы можете изменить его по своему усмотрению, дополнить его рисунками, отражающими ключевые понятия вашей программы.

    67
    Современница
    Т. Абдрахманова
    Кто не хочет жить вольней,
    Жить честней в труде и мире,
    Кто не хочет наших дней
    Берега раздвинуть шире?
    Кто, вперяя в космос взгляд,
    Не почувствует волненья,
    Кто свободен от сомненья,
    Застрахован от преград?
    Я иду одной тропой
    С теми рядом, с теми вместе,
    Кто не раз своей судьбой
    Утверждал понятье чести.
    Я иду через рассвет.
    Как бы путь ни длился долго,
    Ничего священней нет
    Для меня, чем чувство долга.
    Пусть споткнусь,
    Пусть упаду –
    Снова встану в полный рост я.
    По камням, по травам росным,
    В жизнь влюбленная, иду –
    И сломить меня не просто!

    68
    РАДОСТНЕЙ СДЕЛАТЬ ЖИЗНЬ
    Творящий бедности не знает.
    Далекий от мирских щедрот,
    Добычею богатств не занят, –
    Он из души их достает.
    Лев Болеславский
    Доспехи для кыпчака
    По А. Арцишевскому
    Посещение мастерской братьев Кулменовых побуждает душу к огромной созидательной работе. Душа как бы возвращается к детству, к началу начал, в мир сказок и преданий, в страну батыров и великих подвигов. В какой-то миг осознаѐшь, что слово «патриотизм» – не отвлечѐнное понятие, а не что иное, как твоя личная сопричастность к волнующей жизни далѐких предков, к жизни суровой, понуждавшей защищать от врагов семейный очаг, своих сородичей и дарованную твоему народу землю.
    Когда знакомишься со всем этим удивительным арсеналом степняков – искусно выкованными саблями, мечами, пиками, топориками-айбалта, кольчугами и шлемами, не можешь не поражаться тому, что вся эта боевая амуниция изготовлена под ветхим навесом с помощью старенького горна на небольшой наковаленке, да при посредстве двух-трѐх небольших изработавшихся молотов.
    Вы когда-нибудь слышали, как поѐт наковальня под ударами молота?
    Вслед за звонким ударом возникает голос металла. Плавный и звучный, он волна за волной заполняет пространство. И эти словно бы рыдающие звуки сливаются в непрерывный волнующий гул. Ему отзывается небо, его оторопело слушают деревья и дома, и сердце вибрирует в унисон этим звукам, замирая в неясном предчувствии то ли радости, то ли беды. И под ударами молота раскалѐнное упрямое железо становится податливым, меняет форму, покорно следуя воле кузнеца.
    И кузница, и мини-музей, и всѐ здесь созданное, а это не бутафория, это всѐ настоящие сабли, арбалеты, знамѐна древних племѐн, боевая амуниция лошади степняка – все эти экспонаты, как магнитом, притягивают самых разных людей. Здесь побывал наш замечательный писатель Герольд Бельгер и в журнале «Аманат» поместил восторженное эссе «Хранители искусства предков».
    Появились не менее восторженные и основательные статьи в журнале
    «Огонѐк», в целом ряде газет, на сайтах Интернета. «Преклоняюсь

    69 перед вашим трудом», – записал в книге отзывов французский кинорежиссер Эрве Партангуан, снявший фильм о наших кузнецах- оружейниках. «Рад, что посетил мастерскую, – это уже отзыв репортѐра телеканала ANN (Лондон) Зукира Латифа. – Вы хотите сохранить образ казахской истории».
    А какие изумительные фотографии искусных работ кузнецов- оружейников Турсынжана, Махмута и Айтбергена Кулменовых поместил в своей книге «Душа Казахстана» американец Уэйн Истеп (Нью-Йорк,
    2001)!
    Их имена внесены в Мировой каталог Евразийского этнографического музея в Кѐльне. Их уникальные работы находятся в
    Оружейной палате московского Кремля, во многих краеведческих музеях
    Казахстана. И, разумеется, в частных коллекциях по всему миру.
    Кулменовы – не просто искусные народные умельцы. Да, в их жилах течѐт кровь потомственных кузнецов-оружейников, так что мастерами они являются, так сказать, на генетическом уровне. Но все трое окончили институт культуры, все трое – члены творческого Союза дизайнеров Казахстана. Они исколесили вдоль и поперѐк весь
    Казахстан, собирая сведения о народных умельцах, собирая по крупицам знания, которые ещѐ сохранились в памяти народа о почти забытом мастерстве степняков-оружейников.
    Эти три человека ведут работу, сопоставимую с целым научно- исследовательским институтом – с действующей лабораторией- кузницей при нѐм. Лабораторией, сопоставимой с производственным цехом. Кстати, здесь собраны редкие книги по археологии, этнографии, истории костюма, по кузнечному и оружейному делу.
    Доходы у братьев более чем скромные: от трудов праведных не наживѐшь палат каменных. А они мечтают о том, чтобы у нас в
    Казахстане была своя Оружейная палата, как в Кремле. И обязательно
    Оружейная школа, в которой они передавали бы своѐ уникальное мастерство талантливым самородкам-пацанам из глубинки. Но при школе должно быть общежитие, учебные классы, производственная мастерская. И тот же музей. Их надо строить, на это нужны деньги. И это должно быть заботой государства.
    Мы любим порассуждать о патриотизме. А рядом с нами трудятся денно и нощно не очень-то говорливые скромные трудяги-мастера.
    Разводят огонь в старом горне, бьют молотом по наковальне, пытаясь понять и воссоздать те латы, кольчугу и шлем, что были некогда на наших батырах, куют оружие, которым они отстаивали право казахов на завтрашний день, защищая независимость своего народа.

    70 1. В чем проявляется творчество оружейников Кулменовых?
    2. Почему в век высоких технологий возникла необходимость воссоздавать старинное ремесло?
    3. Чем вдохновляется творчество героев очерка?
    4. Какие человеческие качества братьев Кулменовых помогли им достичь вершин в своем творчестве?
    Задание 1. Познакомьтесь с высказываниями о творчестве композиторов, писателей, ученых. Выделите главные признаки творчества.

    Высшая задача таланта – своим произведением дать людям понять смысл и цену жизни. В. Ключевский

    Какой главный признак настоящего таланта? Это постоянное развитие, постоянное самосовершенствование. В. Стасов

    Радость необходима для творчества. Э.Григ

    Чтобы иметь все основания для творчества, нужно, чтобы сама жизнь ваша была содержательна. Г. Ибсен

    Вдохновение – это такая гостья, которая не любит посещать ленивых. П.И. Чайковский

    В любой работе есть место творчеству. С. Довлатов

    У человека может быть много разных настроений, но душа у него одна и эту свою душу он неуловимо вкладывает во все свое творчество.
    Дж. Голсуорси
    Творческая деятельность человека разнообразна: искусство, наука, техника, социальные и политические проекты, творчество в отношениях между людьми, например, в воспитании детей... Разнообразны и творческие методы: один более полагается на вдохновение, внезапное озарение, другой – на кропотливый труд и мастерство.
    Творчество – проявление глубинной сущности человека, его истинное предназначение, и человек не может жить, не творя. Подобным образом рассматривают творчество многие мыслители и психологи.
    Например, философ Николай Бердяев утверждал, что «всякий творческий акт по существу своему есть творчество из ничего, то есть, создание новой силы, а не изменение и перераспределение старой».
    Психолог Эрих Фромм полагал, что творчество отличает людей от остальных живых существ. Предметом творчества могут быть не

    71 только произведения искусства и изобретения, но и сама человеческая жизнь. Простой землепашец по видению мира порой гораздо более творческая личность, чем, скажем, посредственный писатель.
    Творчество является одной из ведущих потребностей человека, так как позволяет ему быть не пассивным наблюдателем, а созидателем, творцом.
    В творчестве личность человека изменяется, обогащается и развивается. По сравнению с творческой деятельностью все другие формы самореализации (например, достижение богатства или власти) выглядят гораздо менее значимыми. Антон Чехов писал: «Кто испытал наслаждение творчеством, для того уже все другие наслаждения не существуют».
    Задание 2. Создайте коллаж на тему «Мои увлечения».

    72
    Киноискусство является одним из самых массовых видов искусства, и уже в силу этого его влияние в обществе значительно. Может ли искусство приносить вред?
    Познакомьтесь с противоположными по смыслу высказываниями социолога Александра Тарасова и голливудского режиссера Квентина
    Тарантино и проведите дискуссию на эту тему.
    А.Тарасов: К сожалению, в современном обществе все больше распространяется идеология насилия. Фашизация – это не обязательно когда везде свастики нарисованы. Фашизация – это и привычка к насилию, потому что фашизм – идеология насилия.
    Если у вас по всем каналам идут сериалы, где все время кого-то убивают, – это тоже одна из составляющих фашизации. Насилие становится нормой.
    К.Тарантино: Для меня жестокость в реальности и жестокость в кино – две совершенно разные вещи. Я демонстрирую разрушение, вывожу образы плохих парней, сеющих хаос и ног под собой от гордости не чувствующих, и от всего этого получаю огромное удовольствие.
    Мне это нравится, это помогает мне весело провести время. Но когда ты видишь, что кто-то творит подобное в реальной жизни, тебе не смешно, и ты понимаешь: рано или поздно за это придется заплатить. Если речь идет о выдумке, о драме, о кино – тогда насилие позволительно. Оно развлекает. Я не верю в то, что кино может привести к опасным последствиям.
    Задание 3. Напишите в форме письма своему другу о впечатлении, которое произвело на вас произведение искусства (песня, фильм, спектакль, книга, картина художника или что-либо другое). Изменило ли оно что-то в вас?
    Аргументируйте, почему с этим произведением обязательно надо познакомиться.
    Задание 4. Сделайте тематическую подборку мультфильмов и песен о дружбе, взаимопомощи. Проведите на эту тему классный час с учениками начальных классов в вашей школе.
    Интервью после победы
    Эти интервью были даны молодым казахским певцом Димашем
    Кудайбергеном после победы на конкурсе вокалистов «Славянский

    73
    базар» (Белоруссия, 2015) и во время выступлений на конкурсе «I am a
    singer» (Китай, 2017).
    Ведущая: Димаш, поздравляем тебя с победой, с достойным выступлением. Ты как-то очень тихо уехал на конкурс. Не было пиара: «Вот я отправляюсь, болейте за меня», чтобы знали, чтобы была поддержка.
    Димаш: А зачем? Зато теперь все знают.Я всегда люблю спокойствие.
    Нужно было сосредоточиться на конкурсе, поэтому я никому не говорил.
    Ведущая: На сцене ты держался очень уверенно, как будто нет никакого волнения. Но оно все-таки было?
    Димаш: Было, но немного. Вообще на конкурсах побеждает тот, кто более стрессоустойчив. Вы бы слышали, как другие пели на репетициях! Если бы они так пели на конкурсе, возможно, кто-то другой забрал Гран-при.
    Ведущая: А зачем ты слушал других на репетициях? Не боялся почувствовать себя слабее на их фоне? Или это, наоборот, твоя тактика изучать конкурентов?
    Димаш: На конкурсах все друг друга изучают. После первых репетиций стараются показать свои голосовые возможности. Но на концерте всѐ по-другому: нелегко петь перед многотысячной аудиторией, прямой эфир на все страны СНГ. Я более спокойно отнесся, мне удалось собраться на сцене.
    Ведущая: Кто помогал тебе в выборе песен?
    Димаш: На конкурсах песни я всегда выбираю сам. Структуру определяю сам. И понтуюсь тоже сам (смеется). Преподаватель мой, конечно, помогает, но, в конце концов, петь-то должен я. Я должен прочувствовать песню, пережить.
    Ведущая: Ты много участвовал в конкурсах. Тебе нравится это?
    Чувство борьбы, конкуренции?
    Димаш: Скорее, проверка на прочность, на стойкость. И еще, я всегда мечтал представить страну, представить казахскую музыку на таком конкурсе, как «Славянский базар». На конкурсах очень важным бывает первое впечатление. На отборочном туре я пел казахскую песню «Дайдидау».
    Ведущая: Ты рос в творческой среде. Старшее поколение знает твоих родителей – дуэт Каната и Светланы Айтбаевых. Ты решил посвятить себя творчеству и родители тебя не отговаривали.
    Димаш: Счастье, чтоя родился в семье музыкантов. В другой семье меня, наверное, стали бы отговаривать. Но мои родители всегда

    74 меня поддерживали. Они всегда мне доверяют, что бы я ни делал.
    Даже если я поступаю по молодости не совсем правильно, они на моей стороне. Я очень счастливый человек.
    Ведущая: Ты увлекаешься спортом?
    Димаш: В переходном возрасте я занимался таэквондо, играл в баскетбол, очень люблю плавать.
    Ведущая: И какие показывал результаты? Может, из тебя получился бы великолепный спортсмен?
    Димаш: Вряд ли, у многих получилось бы круче, чем у меня. Но даже если бы и получилось, не стал бы этим заниматься. Это не мое. С детства я видел себя артистом.
    Ведущая: В одном из интервью ты говорил об этом как о хобби.
    Димаш: Нет. Сложился такой стереотип, что любимое занятие – это хобби, а не профессия. Я считаю, что я – счастливый человек, благодаря моему любимому делу я могу еще и зарабатывать.
    Можно сказать, что моя профессия и мое хобби – одно и то же.
    Ведущая: Дружишь ли ты с исполнителями нашей казахстанской эстрады?
    Димаш: Я со всеми в хороших отношениях. И люди ко мне со всей душой. Но предпочитаю общаться с Алишером Каримовым. Он хороший друг, хороший человек. Простой, доброжелательный, совсем не «звезданутый», как думают некоторые.
    Ведущая: Твоя жизнь после «Славянского базара» изменилась?
    Можно ли сказать, что ты проснулся звездой?
    Димаш: Нет, не звездой.Я не люблю, когда каждого известного человека называют звездой. Человек должен пройти к этому определенный путь. Можно назвать звездами Розу Рымбаеву, группу «МузАрт», но никак не наших молодых исполнителей.
    Ведущая: А как изменилась твоя жизнь теперь? В чем это проявляется?
    Димаш: Чаще стали приглашать на различные мероприятия, концерты, в разные проекты. Почитателей моего творчества стало больше.
    * * *
    Журналист: Скажи, пожалуйста, в каком возрасте ты понял, что будешь певцом?
    Димаш: Когда ребенок начинает осознавать реальность? Примерно в
    1-2 года. Значит, скорее всего, в 2 года. В первый раз я вышел на сцену примерно в 4-5-летнем возрасте.

    75
    Практически все люди имеют мечты, но со временем они меняются. После окончания школы отходят от своих мечтаний и выбирают какую-то профессию. Для меня такой вопрос никогда не стоял. Я никогда не искал другую профессию. У меня никогда и в мыслях не было, что я не могу стать певцом. Пение и занятия музыкой для меня – смысл моей жизни. Естественно, после моих родных и близких.
    Журналист: Как ты думаешь, какое место ты займешь в конкурсе?
    Димаш: Не хочу хвастаться, но на конкурсах, в которых я выступал, я побеждал. Но не это главное. Главное – передать чувства, тронуть души, приносить радость людям, для которых я пою.
    1. Каково отношение молодого певца к творчеству? К людям?
    2. Какое влияние на его становление оказали отношения в семье?
    3. Каким человеком предстает Димаш Кудайберген в этом интервью?
    4. В западной массовой культуре популярные исполнители зачастую становятся для молодежи идолами, с которых берется пример. В чем можно захотеть подражать такому человеку, как
    Димаш Кудайберген?
    5. В чем вы видите главный смысл творчества?
    Задание 5. Подготовьте и проведите вечер «Увлечения нашей семьи» с участием ваших родителей. Пусть это будет вечер семейного творчества, где будут продемонстрированы таланты в разных областях: пении, танцах, игре на музыкальных инструментах, прикладных искусствах (создание различных поделок, вязание и др.), кулинарии и т.п.
    Задание
    6.
    Прочитайте стихотворение
    Толегена
    Мухамеджанова. Объясните, как вы понимаете его смысл, значение слов «...творить себя в своей судьбе».
    Т. Мухамеджанов
    …Принимаю дар с благословеньем –
    Жить, любить, бороться, побеждать.
    Быть собой и каждое мгновенье
    Радостным, счастливым провожать.

    76
    …Приношу себя в благодаренье
    Солнцу, небу, звездам и луне,
    Разуму, что дало озаренье
    Жить, творить себя в своей судьбе.
    С чистого листа
    М. Матусовский
    Любой счастливой мысли появленье,
    И дерзость строк, пришедших неспроста, –
    Всѐ возникало с чувства удивленья,
    Всѐ начиналось с чистого листа.
    Стремление постичь предметов свойства,
    Найти им надлежащие места –
    Всѐ предварялось жаром беспокойства,
    Всѐ начиналось с чистого листа.
    Тропа зимы и разнотравье лета,
    Земная и иная красота,
    «Война и мир», «Ромео и Джульетта» –
    Всѐ начиналось с чистого листа.
    У пульта, за роялем, на арене,
    Над глиной, на подмостках, у холста –
    Да что искусство – мира сотворенье –
    Всѐ начиналось с чистого листа.

    77
    ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
    Каково назначение человека? Быть им.
    Станислав Ежи Лец
    Как ваше здоровье?
    А. Алексин
    Бабушка считала моего папу неудачником. Она не заявляла об этом прямо. Но время от времени ставила нас в известность о том, что все папины товарищи по институту стали, как назло, главными врачами, профессорами или в крайнем случае кандидатами медицинских наук. Бабушка всегда так громко радовалась успехам папиных друзей, что после этого в квартире становилось тихо и грустно. Мы понимали, что папа был «отстающим» ...
    – Хотя все они когда-то приходили к тебе за советами. Ты им подсказывал на экзаменах! – воскликнула как-то бабушка.
    – Они и сейчас приносят ему свои диссертации, – тихо сказала мама, не то гордясь папой, не то в чем-то его упрекая. – Они получают творческие отпуска для создания научных трудов! А он и в обычный отпуск уже три года не может собраться. Каждый день эта больница!
    Операции, операции... И больше ничего. Хоть бы на недельку взял бюллетень: заболел бы, отдохнул, что ли...
    Вскоре мамино желание сбылось: папа заболел гриппом. Ему прописали лекарства.
    – А еще, – сказал врач, – нужен покой, тишина.
    Телефон у нас стал звонить каждые две минуты...
    – Как его здоровье? Как он себя чувствует? – спрашивали незнакомые голоса.
    Сперва меня это злило: папа не мог заснуть. И вечером я сказал маме, которая вернулась с работы:
    – Звонили, наверно, раз двадцать!
    – Сколько? – переспросила мама.
    – Раз тридцать, – ответил я, потому что почувствовал вдруг, что мама как-то приятно удивлена. – Они мешают ему спать, – сказал я.
    – Я понимаю. Но, значит, они волнуются?
    – Еще как! Некоторые чуть не плакали... от волнения... Я их успокаивал!

    78
    – Когда это было? – поинтересовалась бабушка. – Ты как раз ушла за лекарством. Или была на кухне... Точно не помню.
    – Возможно... Звонков действительно было много, – сказала бабушка и с удивлением посмотрела на дверь комнаты, в которой лежал папа. Она не ожидала, что будет столько звонков. Они обе не ожидали!..
    «Как здорово, что папа заболел! – думал я. – Пусть узнают... И поймут. Особенно мама!» Да, больше всего мне хотелось, чтоб мама узнала, как о папе волнуются совершенно посторонние люди.
    – Однажды мне довелось ухаживать за студентом Юрой. Ну, который живет в соседнем подъезде... – сказал я.– Вы помните?
    (Мама и бабушка кивнули в ответ.) Он тоже был болен гриппом. И ему тоже звонили. Человека два или три в день. Не больше. А тут прямо нет отбоя!
    В эту минуту опять зазвонил телефон.
    – Простите меня, пожалуйста... – услышал я в трубке тихий, какой-то сдавленный женский голос... – Я с кем разговариваю?
    – С его сыном!
    – Очень приятно... Тогда вы поймете. У меня тоже есть сын. Его завтра должны оперировать. Но я хотела бы дождаться выздоровления вашего папы. Если это возможно... Попросите его, пожалуйста. Если возможно... У меня один сын. Я очень волнуюсь. Если это возможно. Я хотела, чтобы ваш папа сам, лично... Тогда я была бы спокойна!
    – Повторите, пожалуйста, это его жене, – сказал я. – То есть моей маме... Я сейчас ее позову! – И позвал.
    Еще через час или минут через сорок мужской голос из трубки спросил:
    – С кем я имею честь?
    – С его сыном!
    – Прекрасно! Тогда вы не можете не понять. Моей супруге будут вырезать желчный пузырь. Обещали, что вырежет ваш отец. Именно

    79 поэтому я и положил ее в эту больницу. Хотя у меня были другие возможности! Но мне обещали, что ваш отец... И вдруг такая неприятная неожиданность! Как же так? Надо поднять его на ноги!
    Может быть, нужны особенные лекарства? Какие-нибудь дефицитные?
    Я бы мог... Одним словом, я хотел бы его дождаться. Это не театр: здесь дублеры меня не устраивают!..
    – Скажите все это его жене. Вот так, как вы говорили мне... Слово в слово! Может быть, она сумеет помочь. – Я опять позвал маму.
    В последующие дни я говорил всем, кто интересовался папиным самочувствием:
    – Сейчас ничего определенного сказать не могу. Вы позвоните вечером. Как раз его жена будет дома! Она вам все объяснит...
    Вернувшись с работы, мама усаживалась в коридоре возле столика с телефоном и беспрерывно разговаривала с теми, кого я днем просил позвонить.
    Иногда я говорил бабушке:
    – Может быть, ты ей поможешь? – И она «подменяла» маму у столика в коридоре.
    Больные, врачи, медсестры, которые звонили папе, каждый раз спрашивали:
    – А какая температура?
    К сожалению, температура у него была невысокая. А мне хотелось, чтобы все они продолжали волноваться о его здоровье!
    Однажды я сказал:
    – Температура? Не знаю... Разбил градусник. Но лоб очень горячий. И вообще мечется!..
    Так я в тот день стал отвечать всем. Я говорил шепотом в коридоре, чтобы папа не слышал. Мой шепот на всех очень действовал. Мне отвечали тоже чуть слышно:
    – Все еще плохо?
    – Да... Позвоните попозже, когда будет его жена! – Вечером нам принесли целых четыре градусника.
    – Хочется, чтобы у него была нормальная температура, – тихо сказала та самая женщина, сыну которой папа должен был что-то вырезать. И протянула мне градусник. – Он все еще мечется?..
    – Нет, уже лучше, – сказал я. – Гораздо лучше. Не волнуйтесь, пожалуйста...
    – Поставьте ему этот градусник, – попросила она. Будто от градусника что-то зависело.

    80
    – По-моему, есть заметное улучшение, – вновь успокоил я женщину. Она вынула платок, опустила голову и ушла...
    – Неужели вы думаете, – сказал я маме и бабушке, – что, если бы этот ваш... виолончелист заболел гриппом, ему бы столько звонили? И купили бы столько градусников?..
    – Ну что ты!.. Разве можно сравнить? – воскликнула бабушка. –
    Тут же речь идет о человеческих жизнях!
    – Да, он нужен людям! – сказал я.
    – Безусловно! – воскликнула мама.
    Не заболей папа вирусным гриппом, она бы ни за что этого не воскликнула. То есть она произнесла бы, может быть, то же самое слово, но не так громко, не так уверенно.
    Во всех газетах пишут, что с вирусным гриппом надо беспощадно бороться. А я думал об этих вирусах с нежностью и даже с любовью... Что поделаешь? Если они мне так помогли!
    В тот день я твердо решил, что если меня и дальше будут недооценивать, я тоже заболею. Хорошо бы заболеть на время, чтобы все поняли, какой я! Обязательно заболею! И весь наш класс (все сорок три человека!) будут звонить. Уж я постараюсь! Тогда все сразу поймут...
    1. Какие чувства испытал мальчик, когда его отец заболел?
    2. Почему в семье папу считали неудачником?
    3. О чем говорят многочисленные звонки этому человеку?
    4. Можно ли сказать, что отец мальчика живет согласно своему предназначению?
    5. Что вы вкладываете в распространенное сейчас понятие
    «лузер»? Как вы к этому относитесь?
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   18


    написать администратору сайта