права и свободы человека. Учебник для бакалавриата и магистратУры 2е издание, исправленное и дополненное
Скачать 1.49 Mb.
|
172 173 носителей ВИЧ/СПИД, а также лиц, наиболее уязвимых этой болезнью (представителей сексуальных меньшинств, наркоманов и пр.) перед ведущими здоровый образ жизни людьми. В данном случае речь должна и может идти не только и не столько о праве ВИЧ/СПИД больных на здоровье, сколько о праве еще здоро- вой части населения на свою защиту . Многие своим безрассудством сами навлекают на себя эту болезнь, пренебрегая средствами безопас- ности. Сотни тысяч молодых женщин и мужчин стали организаторами и участниками так называемого коммерческого секса, также участвуя в распространении передаваемых половым путем болезней. Должно ли общество тратить средства налогоплательщиков, чтобы попытаться излечить этих безрассудных? Почему человек, живущий в соответствии с нормами общественной морали, лечит свои, наступившие незави- симо от него, болезни (зубы, глаза, сердце и т. д.) на свои личные сбе- режения, а заболевший по причине попрания им норм общественной морали имеет право лечиться за счет общества и человечества в целом? Такое право должны иметь только жертвы сексуального насилия со сто- роны ВИЧ-инфицированных, а также заразившиеся им из-за халатно- сти медицинских работников (переливание зараженной крови, опера- ции зараженным инструментом и т. д.). Безусловно, такое право имеют и врачи, которые заболели, спасая больных ВИЧ/СПИД. Безусловно, больные ВИЧ/СПИД требуют к себе особого отноше- ния, в том числе и гуманного. Такое же отношение должно быть прояв- лено и ко всему человеческому роду. Холера, чума, туберкулез опасны, но излечимы, тем не менее больных ими изолируют от здоровой части общества во имя здоровья еще не заразившихся детей, родных, соседей. И ни у кого целесообразность подобной меры не вызывает сомнения. Здесь же вялотекущая, но смертельно опасная болезнь, и при этом — необъяснимая легкомысленность и безответственность, сознатель- ное сокрытие истинного положения дел от граждан. Ни в коем случае не следует забывать о правах других людей, составляющих абсолют- ное большинство в обществе, в частности об ихправе на безопасность и правдивую информацию. Среди девяти важнейших проблем человечества, решение которых считалось наиболее важным в плане социального развития в начале 3-го тысячелетия, семь были непосредственно связаны с реализацией права человека на здоровье. Это недостаток чистой питьевой воды; голод среди детей допятилетнего возраста; материнская и детская смертность; невысокая продолжительность жизни; смертность от маля- рии и заболеваемость от нее; проблемы обеспечения людей адекват- ным жилищем 1 Право на здоровье — одно из тех прав, реализация которого пред- полагает, требует и оправдывает не расширение, а временное ограни- чение и даже отрицание части прав человека. Допустим, что человек 1 A/S-24/8/Rev.1. Annex II. 5. подозревается в контактах с носителем опасной болезни. Морально оправдана его изоляция от общества на определенное время (каран- тин), срок которого научно определен. Или человек подозревается в том, что заражен такой болезнью. Можно ли проводить медицинские анализы без его добровольного согласия? То есть право на здоровье допускает временное ограничение дру- гих прав больного человека, осуществляемое в строгом соответствии с законом, и в целях его собственной безопасности. Закон определяет, когда лишение свободы оправдано и целесообразно. Временно ограни- ченный в свободе по причине опасной для окружающих болезни чело- век, в отличие от лишенного свободы за преступление против закона, продолжает обладать всеми человеческими и гражданскими правами. Ему должны сообщить, и как можно скорее, о причинах ограниче- ния его свободы. В случае лишения свободы по причине умственной болезни об основаниях задержания информируется адвокат больного. В случаях, когда задержание или лишение свободы осуществлено неза- конно, жертва вправе потребоватькак морального возмещения, так и компенсации нанесенного ему материального ущерба. Ст. 50 Евро- пейской конвенции говорит о «справедливой сатисфакции». Право на компенсацию закреплено в ст. 3 Седьмого протокола к Европейской конвенции. При этом важно иметь в виду, что как задержание, так и рассмотрение права на компенсацию осуществляется в соответствии с внутренним правом каждой страны. И вполне возможно, что на каж- дый довод жертв нарушения прав человека найдутся контрдоводы вла- стей и их представителей. 5.3. Право на любовь, семью и частную и жизнь Существенным условием непрерывного функционирования жизни на Земле является постоянное ее воспроизводство. Природа разделила носителей жизни на самок и самцов, слияние, совокупление или коо- перация которых является условием воспроизводства новой жизни, а также наделила их определенными способностями, необходимыми для поддержания и защиты жизни. В начале своего развития человек в этом отношении, видимо, мало отличался от остального животного мира. Однако свойственный ему разум научил его избирательности, самокритичности, способности обобщать и закреплять оптимальные формы организации своей жизни. Право человека на любовь и семью. Семья — один из самых пер- вых и наиболее прочных институтов удовлетворения определенных человеческих потребностей, продолжения рода и защиты его от мно- жества угрожающих ему опасностей — одним словом, одна из самых значимых ценностей в жизни человека. Люди всегда полагали, что Это институт, основанный на любви, взаимной ответственности и бескоры- стии людей в отношениях друг к другу. Семья — это среда, где любовь 174 175 и глубокие симпатии двух людей противоположного пола порождают новые жизни. Здесь рождается, обучается и проходит социализацию новый человек. Здесь протекает основная часть жизни каждого чело- века: сначала в родительском доме, затем, по достижении определен- ного возраста, в своей собственной семье и, наконец, в семье своих детей и внуков. Многие самые счастливые мгновения жизни человека связаны с благоприятным климатом семьи. Неслучайно поэтому, что почти все народы мира вкладывают в понятие «семья» одинаковое (или близкое) содержание. Древние греки полагали, что боги разделили человека на две разно- полые половинки и развели их по разные стороны. Согласно исламской традиции, Аллах сотворил Адама и Еву (мужа и жену) из единой души (Коран, 23:13/13—14/14). Жизнь становится полноценной и счастли- вой только тогда, когда эти половинки находит друг друга и соединя- ются. Поиск «спутника» жизни начинается на определенном этапе чело- веческой жизни, когда достигается соответствующий возраст. Каждый человек обречен быть любимым кем-то и любить кого-то. Это справед- ливо и отсюда вырастает естественное право человека на любовь,кото- рое реализуется вступлением в брак и созданием семьи. Встреча человека со своей естественной половиной — чудесная веха, изменяющая всю жизнь индивидуума, наполняющая ее внутренним светом, качественно новым содержанием и неведомым ранее смыслом жизни. Формируется новая разновидность любви, кардинально пере- страивающая жизнь охваченных ею людей, происходит переориен- тация систем их ценностей, под сенью которых (при благоприятном стечении обстоятельств), пройдет вся их дальнейшая жизнь. Но пове- дением людей часто управляют страсти и эмоции. Нетерпеливые люди могут принять за свою не ту половину или стремиться примерить их как можно больше. О любви существуют множество сочинений, и мы не ставим здесь перед собой задачу рассматривать ее как явления физиологии, психоло- гии, морали и этики. Ограничимся констатацией очевидного и доста- точного для нас постулата о том, что любовь — универсальное явле- ние, с неизбежностью поражающее каждого человека при достижении им определенного возраста. Она индикатор начала новой фазы жизни, некое магнитное поле особого свойства, формирующееся между двумя близкими людьми. В то же время она и возможный ориентир на то, с кем можно соединиться для счастья, продолжения рода, взаимной поддержки и заботы друг о друге и о потомстве на протяжении всей жизни. Чем шире круг общих для двух «половинок» ценностей жизни, представлений об окружающем мире — тем полнее будет гармония между ними. На такой основе формируется семья, рождаются и вырас- тают дети. «Где любовь да совет, там и горя нет», — гласит народная мудрость. По мере расширения семьи в отношениях супругов возникают новые элементы отношений, рождаются новые субъекты, на которые пере- носится часть любви и забот, точнее, с которыми отныне приходится разделять любовь и заботы, появляются моменты обыденности и при- выкания. Это никоим образом не является ослаблением чувств любви к своей второй «половинке». Напротив, любовь обретает новое каче- ство. Социальные и физиологические факторы, способствовавшие сли- янию двух людей, с рождением ребенка дополняются новыми: супруги перестают быть просто сторонами брака и семьи, партнерами, а обре- тают еще и самые близкие и не расторжимые кровнородственные связи между собой: она для него — мать его ребенка, а он для нее — отец ее ребенка. Таком образом дети выступают как новые, дополнительно скрепляющие семью факторы, и с этого момента она образует единое и неразрывное целое. Не случайно говорят, что «семья без ребенка что очаг без огня» или «семья без детей что цветок без запаха». Стремление к упрощению и облегчению процедур удовлетворе- ния потребностей человека, в том числе и физиологических, оказало свое влияние и на отношения людей к любви и к семье. Подлинная любовь — это беспокойство и тревоги за судьбы дорогих людей, стра- дания и трепетная боль разлук с ними. Но не все люди хотят и способны переживать эту самую человечную и облагораживающую «болезнь», связанные с нею переживания. Они до предела упрощают отношения между мужчиной и женщиной. В результате этого половые контакты превращаются почти в такое же легкое и обыденное дело, как глоток воды или рукопожатие. Честь, целомудрие, скромность и естествен- ная стеснительность, а вместе с ними и бережное отношение к семье невероятным образом девальвируются и выпадают из числа досто- инств человека. Некоторые женщины и мужчины стремятся привлечь к себе внимание не моральной чистотой, благородством души, добро- порядочностью, умом и талантом, а демонстрацией размеров и форм бюста, бедер, талии, мускулатуры, зубов, торгуя собой, как торгуют на базаре конями. Регулятором отношений между полами нередко становятся не столько истинная любовь, сколько половые инстинкты. Самое возвышенное человеческое чувство низводится порой до акта полового сношения. Кризис семьи становится (хотим надеяться, что временно) почти всемирным явлением. Однако рано или поздно сама жизнь заставит людей вернуться к строгости нравов и половых отно- шений. Право на любовь, как и право на семью, перманентно для человека, а пользоваться правом на вступление в брак и создание собственной семьи мужчина и женщина могут только по достижении определенного возраста. Международные пакты, конвенции и декларации признают такое право за человеком без всяких ограничений по признаку расы, национальности или религии. Классической и пока самой распростра- ненной формой семьи была, есть и, видимо, еще долгое время оста- нется семья, основанная на браке единоверцев и единоплеменников. Но по мере интернационализации общественной жизни, повышения мобильности населения, смешения рас и народностей увеличивается 176 177 количество смешанных браков, основанных зачастую на физиологиче- ской привлекательности или на расчете. Подобные отношения и браки во многих случаях оказываются непрочными. Согласно общепризнанным нормам (например, ст. 12 Европейской конвенции), право на брак реализуется в соответствии с национальным правом. Если в брак вступают представители двух наций и даже двух цивилизаций, культур и религиозных систем, то один из них вынужден будет жить по чужим для него законам и нормам, что не может быть признано укрепляющим брак фактором. Всеобщая декларация прав человека, развивая многовековые тради- ции и практику народов, провозглашает (ст. 16), что мужчины и жен- щины, достигшие совершеннолетия, имеют право без всяких ограни- чений по признаку расы, национальности или религии вступать в брак и основывать свою семью. Они пользуются одинаковыми правами при вступлении в брак, в период брака и при его расторжении. Признается, что брак может быть заключен только при свободном и полном согла- сии обеих вступающих в брак людей, а семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства. В сентябре 1954 г. ГА ООН приняла резолюцию, в которой реко- мендовала установить возраст и другие условия, необходимые для создания семьи. Это и было сделано в конвенции «О согласии на брак, минимальном возрасте для вступления в брак и регистрации брака ». Конвенция рекомендовала всем государствам установить брачный возраст не ниже 15 лет. Брак должен быть оформлен в соответствии с национальным законодательством и обязательно зарегистрирован специально назначенными для этой цели лицами. Только в таком слу- чае возникает законная семья, рассматриваемая всеми как естествен- ная основа общества и находящаяся под защитой государства. Когда брак не зарегистрирован, складывается фактическая семья, права и обязанности сторон в которой не имеют четкого юридического обо- снования. Право на семью развито и закреплено в Пакте об экономических, социальных и культурных правах. Согласно его статье 10, государ- ство должно предоставлять семье по возможности самую широкую защиту и помощь, в особенности в момент ее создания и период заботы о несамостоятельных детях. Брак должен заключаться по сво- бодному согласию вступающих в него лиц. Особая охрана должна предоставляться матерям (в течение разумного периода) до и после родов. В течение этого периода работающим матерям должен предо- ставляться оплачиваемый отпуск или отпуск с достаточными пособи- ями по социальному обеспечению 1 . Региональные конвенции конкре- 1 Еще до принятия данного пакта МОТ были решены некоторые аспекты реали- зации права женщины-матери на социальное обеспечение. Ее конвенция «Об охране материнства» (№ 138, 1952 г.) установила 12 недельный отпуск до и после родов тизируют эти общие формулировки с учетом традиций континентов, цивилизаций и стран. Всеобщая декларация прав человека (ст. 16), провозглашая, что муж- чины и женщины пользуются одинаковыми правами в отношении всту- пления в брак, во время состояния в браке и во время его расторжения, признает тем самым и право на развод, но ни в одном из международ- ных инструментов прав человека ХХ в. такое право не провозглашается. Объясняется это прежде всего тем, что на момент подписания между- народных пактов и конвенций о правах человека ни в одной стране не существовало закона о разводе. Такие законы появились позже. В некоторых странах по этому вопросу проводились даже общенаци- ональные референдумы. Европейская Комиссия по правам человека считала, что Европейская конвенция должна трактоваться с учетом происшедших в мире социальных и политических изменений, в том числе и перемен в общественном мнении. В 1984 г. некоторые страны пытались включить право на развод в 7-й протокол к Европейской кон- венции, но сделать этого тогда не удалось. Отношение большинства людей к разводу остается и должно оста- ваться негативным, так как в таком случае права на благоприятные условия развития и формирования личности лишаются дети — самые беззащитные существа. Для них семья — это не только естественное право, но и жизненная необходимость. Однако взрослые люди, разра- батывающие правовые акты, думают главным образом о себе. К сожа- лению, право ребенка на жизнь и на семью ни при абортах, ни при разводах должным образом не учитывается. Правда, в ряде европей- ских стран установлены сроки, в течение которого виновник развода не может вступать в новый брак, чтобы в этот период имеющийся ребе- нок оставался в центре его внимания 1 Личная и семейная жизнь имеет не только важные функции, но и определенные границы, выход за рамки которых порождает про- блему прав и свобод других. Индивидуумы, эго которых направлено только на себя, не всегда считаются с этим. Вмешательство публич- ной власти в таких случаях не только не является нарушением права на частную жизнь, но и общественной необходимостью. Главная функ- ция семьи — это самоорганизация двух индивидов противополож- ного пола и воспроизводство потомства. В основном ради этой функ- ции общество и государство берут ее под свою защиту, поддерживают ее и регулируют семейные отношения. К сожалению, человек, подвергаясь определенной эволюции, сам разрушает основы проверенной тысячелетиями организации человече- с сохранением содержания. Конвенция запрещает увольнение женщины с работы в период беременности и отпуска по родам. Конвенциями МОТ о социальном обеспече- нии предусмотрены дополнительные выплаты денег на содержание детей. 1 Gerard C.-J. Respect for Private and Family Life // European System for the protection of Human Rights. Р. 434. 178 179 ской жизни. Вначале это происходит в форме проявлений определен- ных извращений в той или иной области жизни — к ним постепенно привыкают. Порой эти аномалии начинают не только оправдывать, но и культивировать, пропагандировать и, наконец, узаконивать. В рассматриваемой области к числу таких явлений относится однопо- лая любовь. Конечно, каждый человек волен выбирать свой собствен- ный образ жизни и решать, с кем ему (ей) жить. Но при условии, если все это остается частным делом этих людей, если при этом соблюда- ются границы прав и свобод человека — общественная мораль, права и свободы других людей, религиозные чувства, безопасность общества и многое другое. Ясно, что терпимость к слабостям людей ни в коем случае не должна приносить вреда, вносить опасный своими последствиями беспоря- док в естественный ход человеческой жизни, приводить к девальва- ции фундаментальных ценностей человечества. Легитимация однопо- лых браков, именование сожительства двух однополых людей семьей с неизбежностью создает такую угрозу. Здесь нет ни брака, ни семьи, ибо отсутствует главное, во имя чего люди вступают в брак и создают семью — воспроизводство рода. |