Главная страница
Навигация по странице:

  • Право человека на участие в культурной жизни общества

  • 5.6. Права человека на осознанный отказ от продолжения своей жизни

  • Право на смерть.

  • права и свободы человека. Учебник для бакалавриата и магистратУры 2е издание, исправленное и дополненное


    Скачать 1.49 Mb.
    НазваниеУчебник для бакалавриата и магистратУры 2е издание, исправленное и дополненное
    Дата12.12.2022
    Размер1.49 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаправа и свободы человека.pdf
    ТипУчебник
    #841219
    страница22 из 28
    1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   28
    194
    195
    a) сделать первичное образование бесплатным, обязательным и одинаково доступным для всех на основе индивидуальных способно- стей; обеспечить согласие всех обязательно посещать школу в соответ- ствии с законом;
    б) гарантировать, чтобы стандарты образования были бы одинако- выми во всех общественных учреждениях образования одного уровня, а условия, обеспечивающие качество образования — эквивалентными.
    Рассмотрев жалобу о нарушении права человека на образование, провозглашенного в 1-м Протоколе к ЕКЗПЧОС (ст. 21), Европейская
    Комиссия по правам человека определила 23 июля 1968 г., что право на образование включает в себя детсад, первичное, вторичное и высшее образование. Однако позже, видимо, не без влияния государств-членов
    Совета Европы, не обеспечивавших в то время своим гражданам усло- вий для получения образования такого объема, ЕКПЧ пересмотрела свою первоначальную оценку и отнесла спорную статью преимуще- ственно к элементарному образованию.
    Конвенция «О не дискриминации в образовании» исходит из того, что образование должно быть направлено на полное развитие челове- ческой личности, на укрепление уважительного отношения к правам человека и фундаментальным свободам, на формирование взаимопо- нимания, терпимости, отношений мира и дружбы среди представите- лей всех народов, расовых или религиозных групп.
    Образование и обучение неразрывно связаны между собой, взаимно дополняют и углубляют друг друга.
    Обучение — это процесс овладения человеком знаниями и навы- ками жизни, выработанными предшествующими поколениями людей, его вхождение в жизнь, приучение к тем или иным практическим дей- ствиям, процесс выработки определенных навыков и привычек. Обра- зование — цель и результат обучения. Критериями образованности являются грамотность, соответствующий каждой эпохе объем знаний, широта общей культуры, критериями обученности — степень умения выполнять ту или иную работу, способность выдержать те или иные испытания, выполнить работу того или иного качества, продемонстри- ровать то или иное искусство.
    В руководящих органах Совета Европы по контролю над реализа- цией провозглашенного ЕКЗПЧОС права человека на образование пол- ная ясность в этих вопросах отсутствует. По мнению Европейского Суда по правам человека, образование — более широкое понятие, нежели
    «обучение». Оно охватывает «весь процесс…, посредством которого
    взрослые стремятся передать свои верования
    , культуру и другие ценно-
    сти молодым
    ». Что касается обучения, то в постановлении Суда по делу о языке обучения в Бельгии оно трактуется как: 1) свобода равноправ- ного, не дискриминирующего вступления в образовательные учрежде- ния, существующие в данный момент; 2) требование быть обученным на родном языке и 3. требование в получении официального призна- ния завершения учебы.
    Формулировки ст. 5 Конвенции против дискриминации в образова- нии, 1-го Протокола к ЕКЗПЧОС (ст. 2)
    1
    и ряд других инструментов прав человека требуют учета религиозных и философских убеждений родителей при организации обучения их детей, а также уважения к языку. Это не означает бесконечного многообразия школ в зависимо- сти от языковых и религиозных различий родителей. Речь идет о том, что родители могут выбирать школу для своих детей. Это можно уви- деть на примере Бельгии, которая разделена законом на четыре языко- вых региона: фламандский, французский, германский и брюссельский.
    Языковые границы, за исключением Брюссельского региона, где име- ются шесть двуязычных коммун, неподвижны. Каждый регион имеет свой, установленный законом язык, и обучение здесь должно вестись на языке территории. Родители могут отправлять своих детей в школы разных территорий или в частные школы в том же регионе, где язык может быть другим, нежели территориальный
    2
    . Но государство субси- дирует только те школы, которые ведут занятия на языке территории.
    Оно не признает сертификаты школ, где обучение ведется не на языке региона. Их выпускники могут поступать в высшие учебные заведения, лишь сдав дополнительный вступительный экзамен.
    Право на образование и право на уважение философских и рели- гиозных убеждений родителей предусматривает, в какой-то степени, и право последних влиять на содержание учебных дисциплин. Полити- ческая власть не вправе определять, что и кому преподавать. К примеру, в 1970 г. в школах Дании было введено половое воспитание, которое должно было начинаться не позднее третьего класса. Три семьи подали заявления в суд, а затем и жалобу в ЕКПЧ. Половое воспитание, счи- тали они, противоречит статьям 8 (вмешательство публичной власти в осуществление права человека на уважение его частной и семейной жизни), 9 (право на свободу мысли, совести и религии) и 14 (пользова- ние правами и свободами) ЕКЗПЧОС и ст. 2 протокола 1 к ней.
    Правительство Дании в своем объяснении институтам Совета
    Европы написало, что оно уважает религиозные и философские убеж- дения родителей уже тем, что в стране существуют частные школы, субсидируемые государством. Содержание же учебного процесса выходит за пределы прав родителей. Однако, Европейские Комиссия и Суд по правам человека отклонили этот довод правительства, ука- зав на обязывающий характер статьи 1-го Протокола и необходимость
    1
    Она гласит: «Никому не может быть отказано в праве на образование. При осу- ществлении любых функций, которые оно приняло на себя в отношении образования и обучения, государство должно уважать право родителей обеспечивать своим детям такое образование и обучение, которое соответствует их собственным религиозным и философским убеждениям».
    2
    В Бельгии, кроме четырех лингвистических регионов, установлены местности со специальным статусом. Здесь, по требованию 16 глав семейств, проживающих в рай- оне, может быть организовано обучение на ином языке, отличном от регионального
    (См.: Wildhaber L. The Right to Education // European System for the Protection of Human
    Rights Р. 540).

    196
    197
    уважения религиозных и философских убеждений родителей как в общественных, так и в частных школах. В то же время Суд определил, что государство может передавать через учебную и образовательную информацию знания прямо или косвенно религиозного и философ- ского характера. Поэтому оно должно заботиться, чтобы информация или знания, включенные в школьное обучение, передавалось в объек- тивной, критической и плюралистической манере без узкой цели док- тринизации. Датский закон о сексуальном образовании преследовал, по мнению Суда, цель дать детям информацию и знания, которые они могли получать иными способами, более корректно, точно, объективно и научно» и не означает «попытки доктринизации и защиты специфи- ческой формы сексуального поведения.
    Определенным достижением в реализации права человека на обра- зование можно считать утверждение международных измерений обра- зования, введение единых стандартов, международное признание атте- статов и дипломов. Предполагается, что образование во всех странах мира должно преследовать одинаковые цели, которые, безусловно, сочетают в себе национальные и цивилизационные ценности с обще- человеческими. Имеется ряд деклараций и конвенций по этим пробле- мам. Согласно им, окончательной целью гуманитарного образования должно стать формирование у каждого индивидуума понимания уни- версальных ценностей и типов поведения, на котором основана куль- тура человечества, а также умения выделять в них различные социо- культурные ценности. Образование должно развивать способности человека оценивать свободу, научить граждан управлять трудными и неопределенными ситуациями, формировать понимание персональ- ной ответственности и гражданских обязанностей, развивать способ- ность признавать и принимать ценности, которые существуют в раз- нообразии, способность сотрудничать с другими людьми, понимать и уважать друг друга. Оно призвано учить граждан уважать культурное наследие, защищать окружающую среду, воспринимать методы про- изводства и образцов потребления, которые ведут к жизнеспособному развитию.
    К сожалению, истинное положение в образовании не зависит от количества международных соглашений в этой области. Реальная ситуация была и остается весьма критической. Даже по официальным данным в начале XXI века в мире насчитывались 960 млн неграмот- ных взрослых людей. Две трети из них составляли женщины; 100 млн детей (из них 60 млн девочек), не ходили в школу. Особо критическим остается положение в Южной Азии, Африке и Арабском мире. В 2000 г. в 29 странах мира, по которым имелась соответствующая информация, школу посещали менее половины детей школьного возраста. Треть детей Африки по-прежнему не была охвачена ни одной формой школь- ного обучения. Неграмотность, как и бедность, все более обретала женское лицо: абсолютное большинство детей, страдающих от голода, и не посещающих школы, — девочки. Как справедливо считает Коми- тет по устранению дискриминации в отношении женщин, нарушение права человека на образование по принципу пола является важной причиной неравенства, несправедливости, насилия в отношении жен- щин дома, на рабочем месте, на улицах и в других местах.
    Согласно программе социального развития мира, одобренной на встрече в верхах в Копенгагене в 1995 г. и подтвержденной в 2000 г. в Дакаре, для предоставления возможности получения образования всеми нуждающимися в этом потребуется дополнительная финан- совая поддержка в 8 млрд. долл. в год. Где их взять? Ответ довольно прост. В 2017 г. в мире на военные расходы были затрачены около
    1 747 млрд долл. Сокращение последних только на несколько процен- тов позволяет дать всем людям Земли возможность полностью реали- зовать свое право на образование. Соответственно, это сделает мир более человечным, жизнеспособным и толерантным, ибо образование просвещает умы людей, освобождает их от невежества и предрассуд- ков. Но увы, и в последующие годы расходы на военные цели увеличи- вались опережающими темпами, а расходы на образование, напротив, сокращались.
    Право человека на участие в культурной жизни общества. Здесь речь идет о не менее важном аспекте жизни индивидуума и социума — о культуре, очеловечиванию, рационализации и оптимизации.
    Человек, соединяя в себе все начала животного мира, в первую оче- редь освоил, по примеру других живых существ, норы и пещеры. Затем он стал строить примитивное жилье, приручил других животных, под- нялся все выше и выше над землей, стал осваивать недра, вышел в кос- мос, и теперь стремится осваивать Вселенную. Развивался весь чело- веческий род, а не только отдельные индивидуумы. Благодаря чему?
    Этому способствовала особая культура жизни человека: накопление по крупицам всего положительного, успешного, удачного, и отбрасыва- ние, забвение, отказ от всего негативного, неудачного, безрадостного в жизни всех предшествующих поколений людей. Каждый человек уча- ствовал и участвует в этом процессе по-своему. Одни выступают как носители и хранители опыта и знания, культуры, традиций, другие — как экспериментаторы, третьи — просто наблюдая и порой мешая утверждению нового. А были и такие, кто разрушал созданное людьми на протяжении веков, показывая пример того, как не подобает чело- веку поступать.
    Все это реальности жизни, однако на определенном этапе развития, когда происходит деление общества на имущих и неимущих, на бога- тых и бедных, начинается тенденция к приватизации культуры, искус- ства, науки и знаний. Вслед за этим происходит монополизация куль- турной деятельности — для части населения она становится закрытой, недоступной, запретной. Нарушаются естественный ход общественного развития, и как следствие, естественные права человека. Его жизнь обедняется не только материально, но и духовно, становясь неполно-

    198
    199
    ценной. Человек сопротивляется этому, вследствие чего возникают новые аспекты социальной напряженности, новые конфликты.
    Естественно, государства, призванные утверждать социальный мир, демократию и справедливость в обществе, не могут не обращать внима- ния на это противоестественное состояние дел и не пытаться изменить его. Как сказано в ВДПЧ: «Каждый человек имеет право свободно уча-
    ствовать в культурной жизни общества
    , наслаждаться искусством,
    участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами
    » (ст. 27, п. 1). Согласно ст. 15 МПЭСКП, участвующие в Пакте государства при- знают право каждого человека на: a) участие в культурной жизни; б) пользование результатами научного прогресса и их практическое при- менение; в) пользование защитой моральных и материальных инте- ресов, возникающих в связи с любыми научными, литературными или художественными трудами, автором которых он является.
    Право свободно участвовать в культурной жизни по своей природе является таким же, как и право на образование. Оно накладывает определенные обязательства на государства. В частности, последние обязаны создавать такие условия и принимать такие меры, которые дали бы людям реальную возможность пользоваться ценностями куль- туры, искусств и науки. Эти меры, гласит МПЭСКП, включают в себя и такие, которые необходимы для охраны, развития и распространения достижений науки и культуры: уважение свободы, крайне необходимой в научных исследованиях и творческой деятельности, а также поощре- ние развития международного сотрудничества в научной и культурной областях. Африканская хартия прав человека и народов, поддерживая основные положения международных соглашений о правах человека в области образования, науки и культуры, обязывает государства кон- тинента уважать свободу ученых и художников, «необходимую для научных исследований и сознательной активности».
    5.6. Права человека на осознанный отказ от продолжения
    своей жизни
    Жизнь, честь и достоинство человека неразрывно связаны друг с другом. Нормальной считается жизнь, проходящая в радости и сча- стье. К сожалению, горе и страдания также сопутствуют жизни. Чаще всего они связаны с теми или иными ошибками, с болью человека за судьбы родных, близких и дорогих для него людей (болезни, несча- стья, утраты) или с нежелательными поворотами собственной жизни.
    Природа человека и логика жизни таковы, что многое излечимо и про- ходимо. Время лечит и стирает следы. Но всегда ли оно лечит и сти- рает, и что делать, если боль не только не проходит, но превращается в постоянные и все более усиливающиеся страдания? Для многих людей это становится как бы естественным состоянием. Они привы- кают к нему, иного и не представляют себе. А если человек, хорошо знающий и помнящий о том, что есть другая, нормальная и счастли- вая жизнь, не желает больше терпеть условий нечеловеческой, жизни?
    Вправе ли он самостоятельно решать этот вопрос или нет? Казалось бы, вправе, ибо каждый человек способен на автономное принятие реше- ний по вопросам, касающимся его личной жизни и судьбы. Такое суж- дение предполагает право человека не только на жизнь, но и на отказ от нее, на сознательный уход из нее, если жизнь, как он считает, уни- зительна, а тем более, мучительна.
    Право на смерть. Когда жизнь унизительна и недостойна чело- века из-за порожденных им же самим обстоятельств (наркомания, алкоголизм, лень или безответственность), все еще можно изменить, поправить, а содержание жизни может быть заполнено этим стремле- нием. Многое здесь зависит от самого человека. Если подобная цель будет достигаться в соответствии с нормами общественной морали, то такая жизнь уже сама по себе является достойной уважения. Неже- лание изменить жизнь в лучшую сторону, малодушие, капитуляция перед трудностями и неблагоприятными обстоятельствами, отказ от борьбы за счастье путем ухода из жизни осуждаются почти всеми народами мира, в первую очередь теми, которые считают человека частью общества с вытекающими из этого факта обязательствами.
    Человек не имеет права принимать решение уйти из жизни, возведя в абсолют сугубо личное, забыв не только о тех, кто за него в ответе, но и о тех, за кого он в ответе. Отсюда и соответствующее отношение к самоубийцам.
    Совершенно другой случай, когда жизнь превращается, особенно на склоне лет, после многих десятилетий счастья и радостей, в посто- янные и все усиливающиеся страдания, когда не только сам человек- страдалец, но и окружающие его прекрасно понимают, что изменить положение уже невозможно. Как быть в таком случае несчастному страдальцу? «Он должен ждать своего естественного конца, на все, мол, воля всевышнего», — считают одни. Пусть страдалец сам решает, как ему поступать, — полагают другие. На языке науки о правах и сво- бодах человека ответ должен (или может) звучать так: право человека
    на жизнь предполагает его право и на отказ от жизни
    , на доброволь-
    ный уход из нее
    , когда она превращается в невыносимую муку. Речь идет о «праве на смерть», о единственном стопроцентно реализуемом есте- ственном «праве» человека, от которого 99,99 % людей охотно отказа- лись бы, но не могут сделать этого, ибо так запрограммировано самой природой. Существуют разные способы реализации «права человека на отказ от продолжения своей жизни» или «права на смерть».
    Аристотель писал о бесчестии самоубийства. Но поскольку само бесчестие разно мерно, вошло в обычай избрания «меньшего бесче- стия»: в самоубийстве (или в уходе из жизни с помощью слуг и близ- ких людей) стали видеть спасение от бесчестия и унижений. Антоний покончил с собой, а Клеопатра, не желая быть провезенной по ули- цам Рима за колесницей Октавиана Августа, последовала примеру

    200
    201
    своего возлюбленного, подвергнув себя укусу змеи. Г. Гроций писал, что Брут, осудив Катона за самоубийство, вскоре сам последовал его примеру. Позже это стало формой достойного ухода из жизни неудач- ливых аристократов: военачальники, не справившиеся с боевым зада- нием, пускали себе пулю в лоб, совершали харакири или применяли другие способы ухода из жизни. Монтескье утверждал, что англичане способны совершать самоубийство самым необъяснимым образом: они уходят из жизни даже на вершине счастья. Он объяснял это клима- том Англии, который делает ненавистным ее жителям все, в том числе и собственную жизнь
    1
    . Но общественная мораль почти всех народов и все мировые религии осуждали и осуждают самоубийства.
    1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   28


    написать администратору сайта