права и свободы человека. Учебник для бакалавриата и магистратУры 2е издание, исправленное и дополненное
Скачать 1.49 Mb.
|
Глава 6 . Права, ГарантирУЮщие свобоДУ человека В числе первоочередных и неотъемлемых прав человека наряду с правом на жизнь мыслители всех времен и народов называли право на свободу, равенство, достоинство и стремление к счастью. Речь при этом всегда шла о неразрывно связанных друг с другом явлениях — о человеческом бытии, его условиях, а также качестве и статусе его субъектов. По сути дела, мы говорим здесь о четырех столпах, обра- зующих фундамент жизни, или четырех разветвленных системах прав, подчиненных единой цели и взаимно дополняющих друг друга. Рас- суждения на тему, что здесь главное, видимо, не совсем продуктивны. Жизнь является основой основ всего, она и порождает все права, сво- боды и обязанности человека. Печально знаменитая формула «есть человек, есть проблемы, нет человека, нет и проблем», повторяемая некоторыми людьми с иронией, не является ни жестокой, ни цинич- ной. Она — реальность, полная глубокого философского смысла. Жизнь человека должна быть обеспеченной на уровне, достаточном для компенсации затрачиваемой жизненной энергии. Достаточность и обеспеченность жизни в разных обществах понимаются по-разному. Что касается свободы человека, то это сверхсложная философская про- блема, которой посвящены тысячи трактатов. Вопрос свободы и потреб- ности — один из самых спорных вопросов науки, не без оснований счи- тал Дэвид Юм. Люди во все времена соглашались с доктриной свободы и потребности в ней, но спор об этом часто носил абстрактный харак- тер 1 . Одни говорили о свободе вообще, другие — о конкретных формах и проявлениях этой свободы, о философии свободы, о политической свободе, экономической, духовной и т. д. 6.1. суть свободы человека Свобода — одна из главных ценностей человеческой жизни, опти- мальное условие разносторонней человеческой деятельности. Она 1 Hume D. An Enquiry Concerning Human Understanding. Sect. VIII. P. 73. 220 221 часто выдвигается на первое место в жизни и во многом определяет смысл самой жизни: «это сладкое слово свобода», «жить на коленях или умереть стоя», свободным. Первое из известных упоминаний слова «свобода» (amagi) встреча- ется в древне шумерских клинописях, относящихся к примерно 2300 г. до н. э. Встречается это слово (свараджа) и в древнеиндийских ведах. Среди языческих божеств Рима имелись божества по именам Либер и Либера, отвечавшие за освобождение мужчин и женщин от семени. Достаточно развернуто о них писал А. Августин. Некоторые философы понимали свободу как силу и власть души, посредством которых она модифицирует и регулирует свои действия так, как она желает 1 . По мнению английского демократа Алджернона Сидни (Algernon Sidney), свобода состоит исключительно в незави- симости от воли другого человека 2 . Согласно Д. Локку, свобода чело- века в государстве означает наличие твердых, общих для всех членов содружества и выработанных учрежденной содружеством законода- тельной властью правил, по которым следует жить и следовать соб- ственной воле, когда закон этого не запрещает, а также не быть под- чиненным неустойчивой, неопределенной, неизвестной, произвольной воле другого человека 3 . Такая свобода необходима человеку, и она так неразрывно связана с его самосохранением, что он не может делиться ею ни с кем. Мыслители выделяли несколько аспектов свободы: физическую свободу, моральную свободу, религиозную свободу и гражданскую свободу. Политическую или гражданскую свободу отличали от соци- альной свободы. То есть, свобода — это комплексное явление, охва- тывающее все стороны человеческой жизни. Быть свободным — один из первостепенно важных факторов жизни людей, а потому и одно из самых священных прав человека, как и право жить. Эти два права не отделимы друг от друга. «Дайте мне свободу или дайте мне уме- реть», — слова, принесшие вечную славу Патрику Генри — первому губернатору независимой Вирджинии. Или знаменитое восклица- ние Мартина Лютера Кинга, высеченное на его надмогильной плите: «О Господи, наконец, я свободен, свободен, свободен!». Во всех этих случаях свобода является не сама ценностью, а состоянием жизни, придающим ей определенное качество. Быть не свободным — это значит, что жизнь не принадлежит ее обладателю, она протекает по чужой воле и ради кого-то другого. Неслучайно мыслители при- давали свободе для жизни человека такое же значение, какое свет и солнце имеют для жизни всей планеты. «Свет, как и солнце, является повелителем жизни; его лучи не просто пронзают облака, но и поддерживают все растущее, снабжает энергией 1 Burlamaqui J.-J. The Principles of Natural and Politic Law [1747]. 2010. Р. 26. 2 Sidney A. Discourses Concerning Government. Indianapolis: Liberty Fund 1996. 1. 5. 3 Locke J., Two Treatises of Government. 2: 22. все бесконечное разнообразие сущего и красоты, без которых они были бы холодной и инертной массой. Так и свобода для человечества… — писал Г. Джордж. — Мы говорим о свободе как об одном явлении и достоинстве, богатстве, как о знаниях, изобретениях, национальной силе и национальной независимости. Из всех из них свобода является источником, матерью и необходимым условием. Она для достоинства (человека) то же самое, что свет для цвета… Она — гений изобрете- ния, мускулы национальной силы, дух национальной независимости. Где свобода расширяется, там достоинство возрастает, богатства уве- личиваются, знания расширяются, изобретения умножают человече- ские силы... Где свобода подавлена, там достоинство линяет, богатство уменьшается, знание забыто, изобретения прекращаются» 1 Защищая свою свободу, человек защищает право на достойную жизнь, а, защищая право на свободу, он отстаивает свое право посту- пать суверенно, в соответствии со своей собственной волей. Вот почему жалобы на нарушения свобод человека занимают второе место среди поступающих в международные институты по защите прав человека заявлений. Они составляют половину всех рассматриваемых органами Европейской конвенции дел 2 Критерии права человека на свободу. Право человека на свободу возникает только тогда, когда, из-за вмешательства общества, государ- ства, групп людей или отдельных лиц возникает реальная угроза сво- боде индивидуума. Это право предполагает прежде всего то, что сама жизнь должна быть свободной, свободной от рабства, от унижающей человека зависимости, она должна быть свободной от нужды и лише- ний, от страха и неуверенности, от пыток и унижающего человеческое достоинство обращения. Мир, процветание, свобода и мораль тесно связаны между собой, считал Т. Джефферсон 3 . Человек в постоян- ной нужде и нищете не может и не должен считаться ни свободным, ни счастливым. Более того, такое существо уже перестает размышлять над ставшими слишком высокими и недоступными для него идеалами, как свобода и счастье. Все его помысли и дела сосредоточены на про- блеме добывания элементарных средств к существованию. Следующим важным критерием достойной жизни является свобода от зависимости, гнета, унижений, страха. Совершенно очевидно, что вместе с рабочей силой, знаниями и способностями человек продает и свою свободу, поскольку попадает в зависимость от работодателя. Или, во всяком случае, он вынужден соглашаться со значительным ограничением своей свободы. «Зависимость порождает подобострастие и продажность, душит зачатки достоинства» 4 , — считал Джефферсон. Лишь после того как человеку будет обеспечен соответствующий уро- 1 George H. Progress and Poverty.NY. 1912. Р. 339. 2 Trechsel S. Liberty and Security of Person. Р. 277. 3 The Writings of Thomas Jefferson. Millennium Edition. 1905. Vol. 13. Р. 384. 4 Там же. V. 2. Р. 219. 222 223 вень жизни, ослабнет его страх перед нуждой, он снова вспомнит о сво- боде и счастье. По мере возрастания жизненных показателей, усиления социальных гарантий он станет больше ценить свободу. Свобода — это не возможность для человека поступать только по своему собственному хотению, и не вседозволенность, а оптималь- ное условие всестороннего функционирования индивида как личности, члена общества, разумного существа, творца и гражданина. Свобода пронизывает все права человека, выступает своеобразным внутрен- ним светом, придающим окраску всей его жизнедеятельности. Грани- цами свободы, как и любого другого права человека, является свобода других людей, а ее ограничителями выступают общественная мораль, социальные нормы общества и его образующих. Свобода человека предполагает отсутствие каких бы то ни было искусственных ограни- чений и запретов в выражении суверенной воли индивидуума, если при этом не ущемляются общественные нормы и интересы, не нару- шаются и не оскорбляются мораль общества и права других людей. «Свобода — это право делать все, что закон позволяет, — считал Мон- тескье — и, если бы гражданин мог делать то, что законом запрещено, это означало бы, что он более не обладает свободой, потому что все его сограждане обладали бы таким же правом» 1 . А его соотечественник Ф. Бастиа, задав вопрос «что такое свобода?», отвечал: «это сумма всех наших свобод» 2 . То есть чем больше сумма свобод, тем выше степень свободы человека. Философия понимает свободу человека в первую очередь как воз- можность поступать суверенно, в согласии со своей собственной волей и не конфликтуя с волей других людей 3 . Началом и первым проявле- нием свободы человека является его «самостность», автономия, «само- правление» личности — то, что Аристотель называл «принадлежать самому себе», а Гегель — возможностью поступать всегда по собствен- ному разумению. Свобода отдельного человека лежит в основе права, считал Гегель, а право заключается в том, чтобы «я обращался с другим как со свободным человеком». Всякий произвол является отрицанием или ограничением свободы 4 Ш. Монтескье отличал философскую свободу (свободу воли) от поли- тической свободы, понимаемой им как безопасность или осознание человеком этой безопасности 5 . Д. С. Милль проводил различие между свободой воли как философской доктриной и гражданской (социаль- ной) свободой. Последнюю он понимал как вытекающую из характера 1 Baron de Montesquieu. The Spirit of the Laws. Р. 497. 2 Bastiat F. The Law. 9. 50. 3 Ст. 4 Декларации прав человека и гражданина Французской революции 1789 г. гласила: «Свобода есть возможность, которой обладает каждый человек, осуществлять по своему усмотрению все свои способности. Ее правило — справедливость, ее гра- ницы — права других, ее принцип — природа, ее гарантия — закон». 4 Гегель Г. Ф. В. Философская пропедевтика. Учение о праве. Глава 1. Пар. 3. 5 Baron de Montesquieu. The Spirit of the laws. Р. 571. и пределов власти, которая может быть законно осуществлена обще- ством над индивидуумом, прежде всего, как защита от тирании поли- тических правителей. Говоря о пределах власти общества над индиви- дуумом, Милль ставил под вопрос законность запрета продаж спиртных напитков в некоторых английских колониях. Запрет на их употребле- ние ограничивает свободу человека 1 Естественной формой ограничения свободы человека является его зависимость от природы. Можно лишь уменьшать степень этой зави- симости, овладев ее законами и тайнами, но совсем не быть зависи- мым от природы человек никогда не сможет и не должен стремиться к этому. Он сам — часть природы, ее творенье, дитя и потому будет пре- терпевать изменения вместе с изменением среды своего проживания. Это общечеловеческое, философское понимание свободы. Оно может и должно лежать в основе концепции прав и свобод человека. Правовая наука понимает свободу весьма ограниченно — как отсут- ствие ареста или задержания. Всеобщая декларация прав человека вкладывает в нее более широкое содержание и указывает на факторы и условия, при наличии которых человек может считаться свободным. В их числе: свобода от рабства и подневольного состояния (ст. 4); сво- бода от пыток или жестокого, бесчеловечного или унижающего досто- инство человека обращения и наказания (ст. 5); свобода от произволь- ного ареста, задержания или изгнания (ст. 9); свобода от произвольного вмешательства в личную и семейную жизнь, от произвольного пося- гательства на неприкосновенность его жилища, тайны корреспонден- ции, на его честь и репутацию (ст. 12); свобода передвигаться и выби- рать себе место жительство в пределах данного государства, покидать любую страну и возвращаться в свою страну (ст. 13); свобода вступать в брак, при достижении определенного возраста, создавать семью, вла- деть имуществом (ст. 17); свобода совести и вероисповедания, свобода мысли, мнения и выражения, свобода информации и пр. Формы несвободы человека. Исторически самыми продолжитель- ными и несправедливыми, искусственно поддерживаемыми формами отрицания или ограничения свободы человека являются социальное порабощение и зависимость (рабство, крепостничество, принуждение одной части общества к труду в пользу другой его части). Правда, они долгое время рассматривались частью людей как естественные явле- ния. Попытки их ограничения и запрета начали предприниматься чело- вечеством лишь в Новое время. Первые правовые шаги по борьбе с рабством были сделаны лишь в ХIХ в. Но тогда рабство процветало в США, а потому надеяться на сколько-нибудь положительный результат своих шагов инициаторы борьбы с ним не могли. В 1885 г. в Берлине и в 1890 г. в Брюсселе были приняты первых международные документы, в которых говори- лось о необходимости покончить с торговлей рабами из Африки. Кон- 1 Mill J. St. On Liberty // Harvard Classics, 1909. Vol. 25. Introduction. 224 225 венция Сен-Жермен (1919 г.) выражала желание подписавших ее госу- дарств в ближайшее время полностью искоренить рабство во всех его формах. В июне 1924 г. Совет Лиги Наций учредил комиссию для изучения проблем рабства в мире. Заслушав ее доклад, Лига в 1926 г. приняла Конвенцию о рабстве. В этом документе рабство определяетсякак ста- тус или условие жизни человека, над которыми осуществляют право собственности отдельные люди или власти. В работорговлю включа- ются все действия, влекущие за собой захват, приобретение человека или распоряжение им с намерением превращения его в раба, все акты по приобретению человека с целью продажи или обмена, а также любой акт торговли подневольными людьми и транспортировки их. Подписавшие эту Конвенцию государства обязывались предупреждать и подавлять торговлю рабами на всех подвластных им и контролиру- емых ими территориях и как можно скорее добиться полной отмены рабства во всех его формах, оказывать друг другу необходимую помощь в этом деле. Они обязывались также ограничивать обязательный и при- нудительный труд, осуществляемый в условиях, аналогичных рабским. Обязательный или принудительный труд разрешался только в обще- ственных целях и желательно с последовательным сокращением его масштабов 1 . «Никто не должен содержаться в рабстве или в подневоль- ном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех видах», — провозглашает ВДПЧ (ст. 2). Учитывая, что рабство, торговля рабами и рабские методы эксплуата- ции человека еще не были устранены во всех частях мира, конференция полномочных представителей государств-членов ООН, созванная реше- нием ЭКОСОС в Женеве в сентябре 1956 г., приняла Дополнительное соглашение об отмене рабства , торговли рабами, институтов и мето- дов , подобных рабству. Как полагали участники Конвенции, она при- звана была интенсифицировать борьбу с узаконенными институтами рабства во всемирном масштабе. К числу таковых относились долговая кабала, крепостная зависимость, выдача женщин замуж за плату, пере- дача женщины ее мужем или родственниками другому человеку за долг или другое вознаграждение, переход женщины в качестве наследства другому человеку после смерти ее мужа. К институтам и методам раб- ства приравнивалась также передача детей моложе 18 лет для их экс- плуатации другим лицам за вознаграждение или без него. Чтобыположить конец рабскому статусу женщин, Дополнительное соглашение обязывало его подписантов установить минимальный воз- раст для вступления в брак, определить способы выражения воли лиц, вступающих в брак, в присутствии компетентных гражданских или 1 Конвенция о принудительном труде, принятая в 1930 г., развивала эти положе- ния, а Конвенция об отмене принудительного труда(1957 г.) возлагает на государство обязательство полностью исключить применение такого труда. Инструментом борьбы с применением принудительного труда является конвенция МОТО защите заработок (1949 г.), предусматривающая регулярную выплату работникам заработной платы. религиозных властей и поощрять регистрацию браков. Преступными, подлежащим суровым наказаниям актами считаются перевозка или попытки перевозки невольников из одной страны в другую и соуча- стие в них. Государства обязаны принимать все необходимые меры для того, чтобы суда и самолеты, плавающие и летающие под их флагами, а также их порты и аэродромы не использовались в подобных целях. «Любой раб, который спасается на борту любого судна государства- стороны этого соглашения , будет ipso facto свободным», — гласила статья 4. Нанесение увечий, меток с целью фиксации рабского статуса человека считаются уголовными преступлениями. Преступлениями считаются и превращение другого человека в раба, принуждение его к зависимому статусу и соучастие в подобных актах.Статья 6 Допол- нительного соглашения объявляет уголовным преступлением, подле- жащим наказанию, превращение человека в раба, принуждение к раб- скому труду и соучастие в подобных действиях. МПГПП, повторяя формулировку ВДПЧ о запрете рабства и работор- говли во всех формах, продолжает: «…2.Никто не должен содержаться в подневольном состоянии. 3. a) Никто не должен принуждаться к при- нудительному или обязательному труду» (ст. 8). Запрет рабства закре- плен также в ст. 4 ЕКЗПЧОС и в ст. 6 Американской конвенции о правах человека. На деле же торговля людьми продолжается и в наше время. Так, орга- низация «Международная христианская солидарность» в своем письме специальному репортеру Комиссии по правам человека ООН в октябре 1997 г. сообщала о практике черного рабства в Судане. В рабов пре- вращались чернокожие жители Южного Судана, попадавшие в плен во время гражданской войны, бушевавшей в стране, начиная с 1983 г. 1 В достаточно широких масштабах то же самое происходило в Чечен- ской республике и в некоторых субъектах РФ в конце ХХ — начале ХХI вв. По данным МОТ (май 2005 г.), по меньшей мере 2,45 млн людей постоянно являлись объектами торговли. Наибольшее их число (43 %) использовалось в сексуальных целях. Затем шла эксплуатация с целью получения денег (32 %), и другие — не установленные цели (25 %), включая торговлю органами тела. Торговля людьми стала третьим, из самых прибыльных видов уголовной деятельности в мире, после нар- котиков и торговли оружием. Доход от него оценивался в 32 миллиарда долларов в год 2 Рабские формы эксплуатации продолжают широко практиковаться в наше время, особенно в связи с расширением почти во всем мире сети учреждений по оказанию разнообразных услуг, на одно из первых 1 Commission on Human Rights. Fifty-fourth session (E/CN.4/1998/79. 14 January 1998); Racism. Racial Discrimination, Xenophobia and Related Intolerance. IV. 35. (E/ CN.4/2000/SR.9 30 June 2000. P. 86). 2 Interview with the Deputy Secretary General at the Council of Europe Open Day on the subject of combating human trafficking (extracts) // Human Rights International Bulletin. № 66, 1 July — 31 October 2005. P. 8. |