Главная страница
Навигация по странице:

  • Право на интеллектуальную собственность.

  • Авторское право

  • Патентное право

  • 5.5. Права человека на образование, обучение, а также на свободное участие в культурной жизни общества

  • права и свободы человека. Учебник для бакалавриата и магистратУры 2е издание, исправленное и дополненное


    Скачать 1.49 Mb.
    НазваниеУчебник для бакалавриата и магистратУры 2е издание, исправленное и дополненное
    Дата12.12.2022
    Размер1.49 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаправа и свободы человека.pdf
    ТипУчебник
    #841219
    страница21 из 28
    1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   28
    186
    187
    дает ею и по этой причине вынужден продавать свое тело и рабочую силу за плату, лишен свободы и независимости. По его мнению, глав- ной целью объединения людей в сообщество (содружество) является сохранение их собственности. Только во имя этого люди соглашаются подчиниться власти государства. Индивидуум, по мнению Локка, явля- ется собственником своих способностей, обретенных им в ходе его практической деятельности. Общество образуется из множества таких свободных и равных индивидов, связанных друг с другом как собствен- ники способностей. Они встречаются на рынке как продавцы, поку- патели и соперники. Бедные, неимущие, нетрудоспособные остаются в стороне от общества. Они также могут встречаться на рынке, но как продавцы своего тела, своих способностей (не только положительных, созидательных, но и негативных, разрушительных и разлагающих), а также рабочей силы.
    Индивидуализация, обобществление и огосударствление соб- ственности. В США, в силу их специфики, произошла крайняя абсо- лютизация частной собственности. Здесь не существовало общества и государства, которым что-либо принадлежало в прошлом. Индей- ские общины совершенно не принимались во внимание. Пришлые люди истребляли или сгоняли коренное население с их земель и тут же делили все отнятое («добычу») между собой. Поэтому индивидуали- зация частной собственности принимает здесь, как и в других подоб- ных обществах белых пришельцев (Австралия, Новая Зеландия), абсо- лютный характер. Но, создавая новое государство, отцы-основатели
    США осознавали необходимость и в существовании государственной собственности. Они признавали право государства не только охра- нять частную собственность в существовавшей в тот момент форме, но и модернизировать ее с учетом целей определенных социальных групп и существующей здесь системы отношений в целом. Это нашло свое отражение в Конституции США, которая предоставляет власти
    (федеральной и штатам) право забирать земли, находящиеся в част- ной собственности, под государственные нужды, если в этом возник- нет острая необходимость.
    Жесткому государственному регулированию подлежит также соб- ственность, функционирование которой затрагивает интересы мно- жества людей: железные дороги, оказываемые ими услуги, взаимо- отношения предприятий и железных дорог. Железные дороги в США изначально стали корпоративной формой деятельности, регулируе- мой законодательством нескольких штатов, по территории которых они прокладываются. Разрешение на строительство железной дороги дается только после представления соответствующим властям одо- бренного устава акционерного общества, в котором определяются все параметры его деятельности и обязательства (условия безопасности, финансовая администрация, перечень оказываемых услуг, порядок установления цен, взаимоотношения с государством). Здесь приняты десятки законов, которые постоянно усиливают роль государства в управлении железными дорогами страны. В соответствии с ними соз- даны различные федеральные управления, администрации и отделы, призванные наблюдать за разработкой национальных транспортных программ и обеспечением безопасности железнодорожного транс- порта.
    В общественной собственности остается все то, что не может при- надлежать одному лицу. И не только потому, что трудно представить себе, как этим можно распоряжаться. А потому, что им на самом деле ежеминутно и ежесекундно пользуется все живущее на земле.
    Не может рассматриваться как частная собственность вода, земля под нею в реках, морях и озерах, а во многих странах — и близлежащее побережье. Судоходные водные артерии и их побережье с древнейших времен считались общими, что нашло отражение и в праве (например, римском). В Новое время они также рассматриваются как принадле- жащие государству. В Англии судоходные водные артерии и их побере- жье считаются принадлежащими Британской монархии и теоретически доступны всем ее подданным. Не признается частной собственности и на диких животных. Только тогда, когда они пойманы или убиты, они поступают в распоряжение ловца или охотника. Так же обстоит дело с рыбой. Все это рассматривается как принадлежащее всему государ- ству. Поэтому рыболовство и охота во всех странах регулируются осо- быми государственными законами.
    Во многих странах долгое время и природные ресурсы не могли находиться в частной собственности. Они считались государственной собственностью, либо же государство строго регулировало добычу и использование природных ресурсов. Так, добываемые на территории
    Британской империи золото, серебро и свинец всегда рассматривались как достояние Британской короны.
    Право контроля государства за использованием собственности, а в определенных условиях — и право конфискации (с выплатой ком- пенсации), признается Европейской конвенцией о защите прав чело- века и основных свобод, а также почти всеми странами современного мира. Статья 82 Конституции Португалии предусматривает, что экс- проприация крупных земельных владений, крупной собственности, предприятий и акционерных обществ при определенных условиях, предусмотренных законом, может осуществляться и без компенса- ции. «Всякое имущество, всякое предприятие, эксплуатация которого имеет или приобретает черты национальной общественной службы или фактической монополии, — провозглашалась в преамбуле Кон- ституции Франции 1946 г., — должно стать коллективной собствен- ностью».
    Интересно проследить влияние социализации собственности и обще- ственных отношений на некоторые глобальные проблемы, в частности, на формирование новых прав человека. Так, начиная с конца 50-х годов прошлого столетия в связи с начавшимся освоением космического про- странства сложились качественно новые понятия — «общее достояния

    188
    189
    человечества» и «общее наследие человечества». К ним отнесены кос- мос, глубоководное морское и океанское дно, а также имеющиеся здесь минеральные ресурсы
    1
    . Изменяется отношение народов и государств и к таким глобальным проблемам человечества как нехватка чистого воздуха, чистой воды, энергоносителей, продуктов питания. Соответ- ственно, должно быть изменено само отношение к обладанию ими.
    Они должны быть возвращены в общую собственность (там, где при- ватизированы) или оставаться в общественной собственности, во все- общем пользовании под контролем государств и даже международного сообщества в лице специальных институтов.
    И общества в целом, и правительства, стремящиеся учитывать в своей политике интересы своих народов, объективно заинтересованы в увеличении доли богатств, находящихся в общей собственности. Поэ- тому государства, стремящиеся проводить социально ориентирован- ную политику, поощряют социализацию собственности и содействуют ей путем национализации ведущих отраслей экономики. А правитель- ства, выражающие интересы частного капитала, напротив, борются с социализацией и всячески противодействуют национализации.
    Право на интеллектуальную собственность. Собственность может принимать не только материальную, но и духовную форму. «Не хлебом единым жив человек» — он является и высоко духовным существом.
    Если материальные потребности человека удовлетворяются усвое- нием определенных материальных ценностей, создаваемых природой и самим человеком с помощью средств производства и орудий труда, то все возрастающие по мере прогресса человечества духовные потреб- ности удовлетворяются иными способами — приобщением к духовным ценностям. Поэтому в любом обществе наряду с материальным произ- водством всегда существовало и будет существовать духовное произ- водство. Духовные ценности, удельный вес, роль и значение которых в жизни человека постоянно растут, также относятся к формам соб- ственности. В Новое время их стали называть интеллектуальной соб- ственностью. К ней относятся научные, литературные, художественные произведения, научно-технические изобретения, фотографии, аудиови- зуальная продукция, торговые знаки, промышленный дизайн, ориги- нальные наименования.
    Международное сообщество признает право человека на интел- лектуальную собственность и право ее наследования. Одна из первых конвенций о правилах использования межевых знаков, торговых зна- ков и индустриального дизайна, была подписана в Париже в 1883 г.
    2
    В 1886 г. в Берне подписана конвенция«Об авторском праве на лите- ратурные и художественные произведения».Онамногократно пересма- тривалась и дополнялась новыми положениями в последующие деся- тилетия. В начале 3 тысячелетия участниками Бернской конвенции
    1
    Подробнее об этом см.: Клименко Б. М. Общее наследие человечества. М., 1989.
    2
    Эта Конвенция была пересмотрена в 1979 г. с учетом требований современности.
    являлись более 130 государств мира. Основная ее идея состоит в том, что творческие работы (научные, художественные, артистические), созданные в одной из подписавших Конвенцию стран, во всех осталь- ных странах должны защищаться так же, как и работы своих собствен- ных граждан.
    В наше время под интеллектуальной собственностью понимаются три традиционные правовые сферы: авторское право (англосаксон- ского и континентального толка), патентное право и право на товар- ные знаки
    1
    Авторское право — право автора распоряжаться своим произведе- нием в течение определенного срока, а иногда до 99 лет. Оно порож- дает ряд дополнительных прав, закрепленных Бернской конвенцией за автором научного, литературного, художественного произведения: право на перевод, право на адаптацию и аранжировку произведений, право представлять их публике, право публичных чтений художествен- ных произведений, право передачи по радио, право делать репродук- ции любого рода, право использования произведений как основы для аудиовизуальных работ, право на его размножение и распространение.
    Кроме перечисленных здесь прав признаются и моральные права, при- званные гарантировать автора от каких бы то ни было искажений, деформации, модификации его произведения или других действий, способных наносить ущерб его чести и репутации.
    Согласно Конвенции, авторское право сохраняется за автором всю его жизнь, а за его наследниками — в течение 50 лет со дня смерти автора произведения. В случаях, когда автор выступает под псевдо- нимом или анонимно, авторское право прекращается через 50 лет с момента первого узаконенного издания, представления или демон- страции произведения. В прикладном искусстве и фотографии автор- ское право сохраняется в течение 25 лет со дня первой демонстрации произведения. Авторы и их наследники могут разрешить пользоваться перечисленными выше правами другим лицам и организациям любой страны мира за адекватное вознаграждение. Странам, относимым ООН к разряду развивающихся, разрешено, при строгом соблюдении ряда обязательных условий, переводить эти произведения и делать с них репродукции.
    Патентное право — монопольное право, предоставляемое государством изобретателю на ограниченный срок (александр белл и томас Эдисон получали патенты на срок в 17 лет) в обмен на обнародование изобрете- ния с тем, чтобы другие могли его использовать во благо людей. любое такое использование возможно только с разрешения его владельца.
    1
    Чапмен О. Подход к интеллектуальной собственности как к праву человека: обя- зательства по статье 15 (1) (с) // Авторское право. Бюллетень ЮНЕСКО. Т. ХХХV. № 3.
    2001. С. 6.

    190
    191
    Товарный знак является маркой или названием; он индивидуализирует товары определенного предприятия так, чтобы по ним можно было уста- новить источник и тем самым отличить их от товаров конкурентов.
    ВДПЧ провозгласила право каждого человека «на защиту его мораль- ных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он явля- ется» (ст. 27, п. 2).Право на интеллектуальную собственность стало предметом продолжительного обсуждения международной конферен- ции, организованной ЮНЕСКО в Гааге с 12 апреля по 14 мая 1954 года.
    Здесь были разработаны и одобрены Конвенция о защите культурной собственности в случае вооруженного конфликта, правила исполне- ния этой конвенции и протокол об охране культурной собственности в период вооруженного конфликта.
    26 октября 1961 г. принята международная конвенция«О защите
    прав исполнителей
    , производителей звукозаписи и передающих органи-
    заций
    ». Конвенция признает авторское право за лицами или организа- циями, которые первыми, с соблюдением всех норм права, исполняют музыкальные, художественные и иные произведения. Первое исполне- ние должно быть зафиксировано соответствующим образом. Все, кто исполняет их в последующем, обязаны получать у авторов или первых исполнителей разрешение на исполнение, передачу или копирование.
    Сроки и условия получения разрешения регулируются внутренним законодательством государств, подписавших Конвенцию
    1
    На конференции в Стокгольме в 1967 г. был принят специальный документ, призванный защищать права авторов на их литературные и художественные произведения, а также решение о создании Всемир-
    ной организации интеллектуальной собственности
    (WIPO). Целью этой организации является содействие защите интеллектуальной соб- ственности посредством налаживания сотрудничества между госу- дарствами и обеспечение соблюдения международных соглашений о защите данной формы собственности. В 1970 г. принят, а в 1985 г. пересмотрен Договор о патентном сотрудничестве, который подпи- сали 79 стран. В 1994 г. был подписан также и Договор о праве торго-
    вых знаков
    Кроме универсальных соглашений и организаций по защите интел- лектуальной собственности существуют также континентальные соглашения и организации подобного рода. Законы отдельных стран об авторских правах являются конкретизацией положений междуна- родных соглашений применительно к их условиям. В некоторых стра- нах, в том числе и в Российской Федерации, все ратифицированные ими соглашения являются документами прямого действия. «Если меж-
    1
    Эти положения развиты в Конвенции о защите производителей фонограмм от неразрешенного копирования их фонограмм, подписанной в Женеве 29 октября
    1971 г. Она вступила в силу 18 апреля 1973 г.
    дународным договором
    , в котором участвует Российская Федерация,
    установлены иные правила
    , чем те, которые содержатся в настоящем
    Законе
    , то применяются правила международного договора», — гово- рится в ст. 3 ЗаконаРФ «Об авторских правах».
    В то же время обнаруживается несовершенство, и даже несостоя- тельность некоторых норм защиты интеллектуальной собственности.
    Это связано с множеством новых явлений, таких как приватизация отдельными лицами национальных и даже общечеловеческих памят- ников духовной культуры, смена поколений, истечение срока автор- ских или патентных прав и т. д. Кому принадлежит, скажем, право на музыкальные, художественные и иные произведения авторов древ- ности, средневековья и нового времени? Даже национальную и госу- дарственную принадлежность многих из них определить сейчас трудно, поскольку многие государства, в которых они создавались, перестали существовать. Вопрос звучит столь же остро в случае, если государства даже продолжают существовать. С произведениями живописи и памят- никами архитектуры более или менее ясно: они находятся в определен- ных странах, в музеях и в частных коллекциях, их владельцы известны.
    А как быть с шедеврами Моцарта, Баха, Бетховена, Шекспира, Байрона,
    Пушкина, Толстого? Или же с опытом народной медицины, на основе которого фармацевтические предприятия производят лекарства под разными названиями? Почему использование музыкального сочине- ния, скажем, Бетховена, исполнителем Х для получения им доходов законно, а продажа этой записи каким-то мелким товаропроизводите- лем является пиратством, наказываемым по закону? Ведь и в первом и во втором случаях до массы потребителей доводится произведение давно умершего автора, наследие которого стало общечеловеческим достоянием. В обоих случаях оно доносится до потребителя с прило- жением дополнительного труда — в первом случае в форме озвучива- ния указанных автором произведения нот на соответствующем музы- кальном инструменте. Во втором случае это сделано в форме записи, тиражирования, художественного оформления и т. д. И авторство произведения, и право исполнителя при этом соблюдаются указа- нием их фамилий, как это делается и в любом научном исследовании.
    Конечно, исполнитель хотел бы получить доход с каждой копии распро- страняемого произведения, но ведь сам он пользовался произведением давно умершего гения бесплатно.
    Или другой пример. Исполнитель выпустил альбом своих песен и успешно продал весь тираж. Вправе покупатель альбома использо- вать его во время своей работы, скажем, в кафе или ресторане? Оказы- вается, не вправе, а если использует, то должен платить второй, третий и т. д. раз. Порою трактовка права на интеллектуальную собственность принимает совершенно немыслимый характер. Так, граждан Рос- сии обязали платить дополнительно один процент стоимости любого аудиовизуального товара некой организации, поскольку-де они будут использоваться для эксплуатации произведений деятелей культуры.

    192
    193
    А может быть человек приобрел хранители информации для копирова- ния собственных сочинений и создания архивов своих файлов? Боль- шинство депутатов Государственной Думы, в нарушении Конституции
    Российской Федерации, провозглашающей презумпцию невиновности, заподозрило всех покупателей подобного товара в хищении творе- ний деятелей культуры. Деятели науки и искусства при этом во вни- мание не принимаются, хотя их произведения цитируются и копиру- ются гораздо чаще. Здесь имеет место абсолютизация прав немногих и нарушение или даже отрицание прав подавляющего большинства людей. Так что в области права на интеллектуальную собственность есть много такого, о чем следует хорошо подумать и что требует даль- нейшего совершенствования.
    5.5. Права человека на образование, обучение,
    а также на свободное участие в культурной жизни общества
    Как известно, человек — разумное существо. Трудно представить себе индивидуума, который, будучи в состоянии бодрствования, не раз- мышлял бы над чем-либо. Процесс этот происходит параллельно с удов- летворением других потребностей — принятием пищи, трудовой дея- тельностью, отдыхом. Нормальная человеческая жизнь — это процесс удовлетворения одновременно и материальных и духовных потребно- стей — в начале жизни основных, физиологических, а затем и новых, формирующихся под влиянием первых. Обобщение опыта прошлой деятельности, накопление знаний, обмен ими — естественные прояв- ления и потребность общественной жизни.
    Образование является одним из важнейших факторов, определяю- щих многие параметры жизни человека: характер его труда, профес- сию, социальный статус, размер доступных ему доходов и, как итог, уровень и качество его жизни, а также степень и направленность соци- альной активности.
    Право на образование — одно из основных человеческих прав, а его реализация — действенное средство достижения свободы и равенства людей. Исходя из этого, ВДПЧ (ст. 26), ЕКЗПЧОС (ст. 2 Протокола 1),
    Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (статьи 13 и 14), Конвенция о правах ребенка (ст. 29) провоз- глашаютправо каждого человека на образование.
    Образование призвано содействовать развитию человеческой лич- ности, включению его в жизнь гражданского и политического обществ, формированию и укреплению уважительного отношения к правам человека и фундаментальным свободам, улучшению взаимопонимания народов и поддержанию международного мира.
    Что значит иметь право на образование? При всей популярности и распространенности слова «образование», его истинный смысл часто остается недостаточно понятым. Речь здесь идет не только о том, что каждая эпоха вкладывает в это слово соответствующее ей содержание.
    По своей этимологии слово образование означает «процесс продвиже- ния или воспитания», то есть приучения людей стандартным формам социальной деятельности. Как верно заметил известный просветитель
    Дж. Дьюи, формируя молодые поколения, общество формирует свое собственное будущее
    1
    Вплоть до начала ХХ в. образованным считался человек, умеющий читать и писать. В эпоху научно-технической и информационной революций образованность понимается несколько иначе, хотя и здесь не всегда существует единое понимание ее критериев. ЮНЕСКО реко- мендует понимать образование как «целостный процесс социальной жизни, посредством которого индивидуумы и социальные группы учатся сознательно развивать для своей пользы в рамках национальных и международных сообществ, все их личные способности, отношения, дарования и знания»
    2
    Поскольку образование начинается с детского возраста, наибо- лее четко содержание процесса образования определено в Конвенции
    «О правах ребенка». Образование ребенка, гласит ее ст. 29, должно быть направлено на: а) развитие его индивидуальности, талантов, умственных и физиче- ских способностей в их самом полном объеме; б) воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе ООН; в) воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной само- бытности, языку и национальным ценностям страны, в которой ребе- нок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отлич- ным от его собственной; г) подготовку к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населе- ния; д) воспитание уважения к окружающей природе.
    Составители ВДПЧ, пактов и конвенций, видимо, отдавали себе отчет в том, что уровень развития многих стран не позволяет им сразу же реализовать право на бесплатное среднее образование. Поэтому появляется новая формулировка права на образование: «никто не дол- жен быть лишен права на образование». Согласно статье 4 Конвенции
    о не дискриминации в образовании
    (ГА ООН, 14 декабря 1960 г.), под- писавшие ее государства обязуются:
    1
    Dewey J. Democracy and Education: An Introduction to the Philosophy of Education.
    NY. 2001 Р. 23, 25, 93.
    2
    The Recommendation Concerning Education for International Understanding,
    Co-operation and Peace and Education Relating to Human Rights and Fundamental Freedoms.
    19 November 1974.

    1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   28


    написать администратору сайта