права и свободы человека. Учебник для бакалавриата и магистратУры 2е издание, исправленное и дополненное
Скачать 1.49 Mb.
|
Право на личную и частную жизнь. Человек — это член общества, а, соответственно, и субъект общественной жизни. Основная часть его жизни проходит в семье. Но у каждого человека есть и личная, инди- видуальная жизнь. Общественная жизнь — это функционирование индивидуума как члена общества, гражданина, производителя или про- фессионала. Частная жизнь связана с удовлетворением, прежде всего, основных физиологических потребностей человека, отдыхом, развле- чениями и т. д. К частной жизни некоторые относят также здоровье человека, его социальные, политические, религиозные и иные взгляды, профессиональную жизнь, материальное положение. Личная, частная, семейная жизнь — понятия, хотя и близкие по сво- ему содержанию, но не совпадающие. По мнению Европейской Комис- сии по правам человека, право на личную жизнь и частную жизнь — это право не только на закрытость от общественности, но и в некоторой степени на установление и развитие отношений с другими людьми, особенно в эмоциональной области, для развития и самореализации собственной личности. Это относится и к сексуальной жизни. Комис- сия, считая, что частная жизнь охватывает и эмоциональные отноше- ния, находит, что, когда двое-трое людей устанавливают между собой эмоциональные отношения, личная жизнь выходит за рамки семейной жизни. Несомненно, между личной, семейной и общественной жизнью существует тесная связь. Они взаимно дополняют и обогащают друг друга, особенно, если протекают в соответствии с историческими, национальными, религиозными и иными традициями общества, его социально-правовыми нормами. Поэтому абсолютизация какого бы то ни было из этих аспектов жизни нежелательна. Степень их вза- имосвязи во многом зависит от самих, участвующих в них, индивиду- умов, от степени их социализации. Как справедливо отмечает ЕКПЧ, «претензии на уважение частной жизни автоматически сокращаются в том же объеме, в каком индивид сам приводит свою личную жизнь в контакт с общественной жизнью или в близкую связь с другими охраняемыми обществом интересами» 1 . Такими интересами могут быть общественная мораль, здоровье людей и многое другое. Скажем, лечиться или не лечиться — личное дело каждого человека, но прину- дительное медицинское вмешательство (в случае обнаружении зараз- ной болезни) необходимо для защиты прав и свобод других людей. «Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на непри- косновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию, — провозглашает Всеобщая декларация прав чело- века. — Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств». Региональные конвенции развивают и предусматривают конкретный механизм их защиты. Так, ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека гласит: «1. Каж- дый имеет право на уважение его семейной жизни, его жилья и его переписки; 2. Вмешательства публичной власти в исполнение этого права не должно быть…», за исключением предусмотренных правом случаев. Некоторые видят в этой статье право каждого жить так, как он желает, будучи защищенным от общественности 2 Право на личную жизнь — это право на выражение и защиту инди- видуальности каждой человеческой личности. Разумеется, при усло- вии, если ее выражение происходит в формах, не противоречащих нормам общественной морали и не нарушающих права и свободы дру- гих людей. Никто из придерживающихся этих условий не может под- вергаться произвольному и незаконному вмешательству в его личную жизнь. Конфликт возникает тогда, когда общественная, семейная или индивидуальная жизнь некоторых членов общества не просто не согла- суется с социальными нормами данного общества, но и оскорбляет их. Государства призваны оградить частную жизнь своих граждан от любого вмешательства извне, в том числе и от проникновения в нее с помощью все более усовершенствующейся техники — аудиовизуаль- ного, электронного и др. МПГПП гарантирует человеку право на тайну его корреспонденции. Под корреспонденцией понимается всякое общение (письменное или по телефону, факсу, электронным средствам связи) между отдельными лицами. Пока что право на переписку признается словесно, но не гаран- тируется и не защищается практически. Сегодня невозможно этого добиваться, поскольку переписка остается одним из главных источ- 1 См.: Rees v. United Kingdom. Series A. № 106. 2 Cohen-Jonathan G. Respect for Private and Family Life / European System for the Protection of Human Rights Р. 406. 180 181 ников информации, ради добывания которой созданы тысячи служб, в том числе государственных. Отдельный гражданин часто оказывается совершенно беспомощным перед таким вторжением, а государства не всегда защищают его, как того требуют их конституции. С благо- словения многих государств ведется слежка за деятельностью поли- тических и общественных деятелей, да и простых жителей планеты. В феврале 2000 г. Комиссия по гражданским свободам и внутренним делам Европарламента обнародовала доклад. В нем приводились свиде- тельства установки в Европе универсальной системы контроля за сред- ствами коммуникации, начиная от телефонных линий и до электрон- ной почты. Ответственность за функционирование данной системы возлагается на США, Великобританию и их союзников. Справом человека на семью и частную жизньнеразрывно связано егоправо на жилище и его неприкосновенность. «Мой дом — моя крепость», — гласит поговорка многих народов. Дом, жилище — это «гнездо» семьи, где протекает основная часть жизни человека, где он отдыхает, восстанавливает затраченную энергию, справляется со своими проблемами в окружении родных, близких и самых доро- гих ему людей. Подобно тому, как мир разделен на народы и страны, а страны — на населенные пункты, так и сами населенные пункты раз- делены на отдельные дома, квартиры и даже комнаты, где проходит внепроизводственная часть жизни людей, в которой проживающие здесь индивидуумы являются главными действующими лицами. У мно- гих категорий населения — ученых, писателей, художников, некоторых мелких товаропроизводителей — дом, жилище является еще и местом их трудовой деятельности. По всем нормам — местным, национальным и международным (ст. 12 ВДПЧ, статья 8 ЕКПЧ, статья 17 МПГПП) — это место неприкосновенно. 5.4. Право на собственность Жизнь, семья и трудовая деятельность человека неразрывносвя- заны с собственностью, призваны приумножать ее и способствовать ее оптимальному функционированию как главного источника средств к существованию. Собственность — это то, что принадлежит индивиду лично или совместно с другими людьми, чем он (они) вправе свободно распоряжаться, что кормит и поддерживает человека, придает ему уве- ренность в завтрашнем дне. Это накопленные средства существования, их запас. Обладание ими делает жизнь человека стабильной, придает ему силу и оптимизм, позволяя сочетать производственную деятель- ность с непроизводственной. Эволюция форм собственности. Собственность бывает движимой и недвижимой, личной и частной, индивидуальной, групповой, корпо- ративной, государственной, общественной, а также общим достоянием всего человечества. Общее владение и пользование землей, ее плодами, природными ресурсами и средствами производства — естественное и наиболее гармоничное состояние существования человека. Согласно священным книгам народов, все на земле принадлежит верховному божеству. Он передал его на пользование людям: «…Плодитесь и раз- множайтесь и наполняйте землю, и обладайте ею… Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у кото- рого плод древесный, сеющее семя: вам сие будет в пищу» (Бытие, 1, 28—29). Традиционно считалось, что другие виды живых существ не могут разделить с человеком права на пользование плодами природы, поскольку «Бог не приказывает, чтобы люди поддерживали какое-либо общество с ними» 1 . Это некорректное понимание. На деле все живое на Земле обладает равными правами на ее плоды, поскольку их потре- бление и усвоение являются главными условиями поддержания также и их жизни. Сейчас все больше людей понимают истинность и справед- ливость именно такого понимания проблемы, о чем свидетельствует и все расширяющееся движение защитников живой природы. Но это тема особого разговора, выходящая далеко за рамки проблемы прав человека. Из 200 тысяч лет предполагаемой жизни разумного человека, 195—198 тысяч лет все находилось в общем пользовании социумов, за исключением нескольких предметов личного обихода, изготовлен- ных собственными руками и для личных нужд: оружия, одежды, пред- метов семейного обихода. Постепенно складываются понятия «наше» и «чужое». «Наше» — это ареал обитания и сфера жизнедеятельности (собирательства, охоты) рода, племени, этноса: земля, все находящееся на ней и под ней. Это общая собственность племени, всего социума. Общество могло распределять и землю, и виды деятельности между родами, а те, в свою очередь, — между отдельными семьями на праве пользования. Постепенно люди выработали четкие представления о том, что должно и может принадлежать лично им с правом свободного распоря- жения, и что — только всем (Богу, обществу, государству). «Все создан- ное твоими руками принадлежит тебе, можешь его продавать, обме- нять, дарить», — говорится в Библии. Но «Землю не должно продавать навечно; ибо Моя земля; Вы пришельцы и поселенцы у Меня» (Левит, 25:23). Эти правила и нормы, выработанные человечеством на протяжении тысячелетий, имеют глубокий общечеловеческий смысл. Созданное руками отдельного человека или группы людей всегда временно, пре- ходяще, подчинено удовлетворению какой-то отдельной человеческой потребности. Поэтому всем этим можно распоряжаться по усмотрению его создателей и их наследников. Творения природы — земля, воздух, вода, леса, нефть, газ, уголь, руда — это вечно рождающиеся и обновля- 1 Carmichael G. Op. cit. Р. 91. 182 183 емые в соответствии с объективными законами природы условия суще- ствования всего живого на Земле. Они принадлежат всем живущим на ней, всему животному миру, лишь незначительной частью которого является человечество. Сотни веков люди жили с таким пониманием, руководствуясь обу- словленными всем этим правилами, которые не сразу они стали нару- шаться и после возникновения частной собственности и государства, когда средства производства рассматривались как принадлежащие «земным богам» в лице царей и фараонов. Платон, живший в рабов- ладельческой Греции, все еще был убежден в том, что собственность должна быть общей, то ест находиться во всеобщем пользовании. Его ученик и младший современник Аристотель, на основании своих лич- ных наблюдений, полемизируя с Платоном, говорил, что «к тому, что составляет предмет владения очень большого числа людей, прилагается наименьшая забота. Люди заботятся всего более о том, что принадле- жит лично им; менее заботятся они о том, что является общим. Помимо всего прочего, люди проявляют небрежность в расчете на заботу со сто- роны другого, как это бывает с домашней прислугой: большее число слуг иной раз служит хуже, чем, если бы слуг было меньше». Поэтому лучшим Аристотелю казался вариант, когда собственность является частной, а пользование ее — общим 1 Лукреций называл землю «плодородным родителем и общей моги- лой» всех людей. Каждый человек берет из нее для личного пользова- ния и потребления какую-то ее часть. Цицерон сравнивал это общее достояние и отношение индивидов к нему с театральным залом и зри- телями, где все места являются общими, но каждый из зрителей считает место, на котором он сидит во время зрелища, его собственным. Право рабовладельческого Рима учитывало эти моменты. Римский юрист Гай считал, что все на свете определяется как божественным правом, так и человеческим правом. Божественным (естественным, природным) правом регулируется преимущественно принадлежащее всем, а чело- веческим правом — принадлежащее как всем вместе, так и отдельным людям 2 Различают право пользования и право распоряжения. Многотысяче- летний опыт человечества, обобщенный в Библии и других «Книгах», гласит, что человек вправе свободно распоряжаться тем, что создано его собственными руками, приумножено им. Даже Гроций, один из обо- снователей права человека на собственность, говоря о ней, цитировал Еврипида: «Поскольку сам Бог ненавидит насилие, он хочет, чтобы мы стали богатыми не грабежом, но законными достижениями. То изо- 1 Аристотель. Политика. II 7, 1267 в. 2 В Древнем Риме земля принадлежала индивидам-рабовладельцам. А все, что нахо- дилось за пределами Рима, считалось собственностью римского народа или императора, и могло быть передано отдельным лицам, не все из которых могли именоваться соб- ственниками. билие, которое являетсяплодом несправедливости, отвратительно. Воз- дух является общим для людей, земля также…» 1 . Локк также придержи- вался библейского понимания общего и частного. Как уже отмечалось, под собственностью он понимал все, что принадлежит человеку, его жизнь, свободу и имущество, а под имуществом — то, что создано, изменено или приумножено при его участии. Плоды дикорастущего дерева принадлежат всем, а сорванный человеком плод — лично ему. В Декларации прав человека и гражданина, принятой Конвентом Франции 24 июня 1793 г., собственность определялась как «право каж- дого гражданина пользоваться и распоряжаться той долей имущества, которая гарантирована ему законом» (ст. 6). «Под собственностью я понимаю право работника на ценность, созданную им его трудом», — писал Ф. Бастиа 2 Собственностью каждого человека являются его знания, способно- сти, в том числе и к труду, заработанные трудом деньги, купленные на них предметы длительного пользования, одежда, вещи повседнев- ного обихода. Человек одновременно связан с несколькими формами собствен- ности: личной, групповой и общественной. Все, что принадлежит человеку и служит удовлетворению его личных нужд и потребностей, квалифицируется как его личная собственность (жилье, одежда, денеж- ные сбережения, домашнее имущество, транспортное средство и т. д.). Имущество, приносящее ему доход, является частной собственностью. Очень часто личная и частная собственность выступают как единое целое и между ними трудно увидеть различия. То, что принадлежит группе, слою или социуму в целом, являясь источником необходимых для их существования средств существования, именуется групповой собственностью. Личная, групповая и общественная собственность — естественные, а потому вечные формы, а частная собственность — то, что присвоено индивидуумом у природы или социума и закреплено за ним с помощью государственных законов, — временна 3 Все социальные и политические революции в мире так или иначе, были связаны с перераспределением частной собственности и измене- нием отношений собственности. Особенно радикально вопрос о соб- ственности решают революции, целью и призванием которых явля- ются изменение социального статуса человека, достижение которого возможно при устранении искусственных различий между людьми и создании всем людям равных возможностей. Каждая последующая 1 Grotius H. On the Law of War and Peace. Book I. 1: X. 2 Bastiat F. The Law. NY. 1995. 3. 6. 3 «…Частная собственность есть форма общения, необходимая на известной сту- пени развития производительных сил , — писали К. Маркс и Ф. Энгельс. — …Эта форма общения до тех пор не может быть уничтожена , до тех пор является необходимым условием для производства непосредственной материальной жизни , пока не созданы про- изводительные силы , для которых частная собственность становится стесняющими оковами » (Марк К., Энгельс Ф. Сочинения. Т 3. С. 351). 184 185 революция более радикальна, чем предыдущая. Последняя социаль- ная революция, коммунистическая, призвана устранять основу соци- ального неравенства людей, эксплуатацию человека человеком путем обобществления собственности на основные средства производства. Социализм не отрицает ни личной, ни индивидуальной, ни групповой и даже ни частной собственности, а соответственно, и права человека на собственность, но идеализирует, воспевает и лелеет общественную собственность. Право человека на собственность никогда и никем, за исключением крайних экстремистов, под сомнение не ставилось и не ставится. Исследователи прав человека обычно группируют экономические права человека вокруг двух полюсов, олицетворяемых правом на труд (на одном полюсе) и правом на собственность (на другом). Но в отли- чие от права на труд, нашедшего отражение в МПЭСКП и в право- творческой деятельности МОТ, право на собственность недостаточно четко определено в международных инструментах 1 . Так, в Уставе ООН и в абсолютном большинстве международных соглашений о правах и свободах человека нет ни слова о частной собственности. Право человека на собственность как условие реализации им своего права на жизнь признается почти во всех декларациях, пактах и конвенциях о правах и свободах человека. ВДПЧ провозглашает право каждого человека владеть имуществом как единолично, так и совместно с дру- гими. Никто не должен быть произвольно лишен своего имущества, говорится в ее 17 статье. В ЕКЗПЧОС о праве собственности говорится не в основном тексте, а только в дополнительном протоколе 1, куда оно было включено после продолжительных дискуссий. И сделано это было не столько для международного признания данного права, сколько для уточнения оснований, в соответствии с которыми государства могут экспроприировать собственность «в национальных интересах». В конвенции об устранении всех форм расовой дискриминации 1966 г. (ст. 5), говорится о праве человека владеть своей собственно- стью как индивидуально, так и в ассоциации с другими людьми. В Аме- риканской конвенции прав человека говорится о праве на собствен- ность с запретом ростовщичества и любой другой формы эксплуатации человека человеком (ст. 21). Африканская хартия говорит о том, что право на собственность должно быть гарантировано. В каждой стране мира существует своя система прав собственности. При этом во всех случаях обнаруживается многоаспектность содер- жания этого права и форм пользования им: обладание, пользование, распоряжение. Право на что-то — скажем, на землю, на производство и реализацию алкогольной продукции, эксплуатацию рудников, нефтя- ных, газовых скважин и т. д. — часто подразумевает право на облада- ние чем-то. Лишение лицензии нередко приводит к лишению и права на собственность. 1 International Dimentions for the Human Rights. Vol. I. Р. 150—152. Частной собственности на землю не существовало фактически до конца феодализма. Земля продолжала считаться принадлежащей государству в лице его правителя и раздавалась им на правах пользо- вания и распоряжения находившейся у него на службе аристократии. Феод с проживающими на земле крестьянами — это не собственность феодала, а своего рода плата за службу государству (монарху). В любое время феод мог быть отнят и передан другому лицу или присоединен к «землям короны». Г. Гроций резонно полагал, что государство вправе отнять, обобществить, обратить в пользу всего общества любую соб- ственность 1 . Его младший современник из Германии правовед и исто- рик С. Пуфендорф, считая человека социальным существом с чувством достоинства, ратовал за свободу и равенство всех людей, в том числе в отношениях собственности. Английское право долгое время призна- вало собственностью индивида только вещи или предметы. С зарождением капиталистических отношений земля начинает пре- вращаться в предмет купли продажи. Масштабы этого процесса и его темпы во многом обусловливались историческими, национальными и социальными особенностями каждой страны и каждого общества. Относительно медленно это происходило в естественных обществах с устоявшимися на протяжении тысячелетий нормами жизни, и без- удержно — в сообществах людей, образовавшихся на захваченных ими территориях. В некоторых странах со смешанным населением (тузем- ным и пришлым) можно видеть сочетание того и другого. Так, согласно статье 27-й Конституции Мексики, принятой в 1917 г., земля, ее недра и воды этой страны принадлежат государству, которое имеет право передавать их во владение частным лицам. Имущество, связанное с религиозным культом, принадлежало и при- надлежит на правах собственности религиозным общинам, признавае- мым государством. Оно было и остается одной из форм групповой соб- ственности. Ею управляет церковь, которая регулирует имущественные отношения по своим канонам. Еще в начале Нового времени некоторые мыслители видели в част- ной собственности главную причину бедности людей. Так, английский мыслитель 17-го столетия Питер Чемберлен полагал, что бедность может быть устранена путем национализации королевского и церков- ного имущества, парков, лесов, шахт, земли и морей. Такую национа- лизацию он называл возвращением «не заработанного приращения» в производстве, торговле и сельском хозяйстве его истинным произ- водителям. Другие мыслители, напротив, абсолютизировали значе- ние частной собственности. Для Локка собственность, понимаемая им в широком и не традиционном смысле (жизнь, свобода и имуще- ство), — основа и главное условие экономической и политической неза- висимости человека, главная гарантия его свободы 2 . Тот, кто не обла- 1 Grotius H. On the Law of War and Peace. Book I. 1:VI. 2 Locke J. Second Treatise of Government. Chapter II. Sec. 6. |