права и свободы человека. Учебник для бакалавриата и магистратУры 2е издание, исправленное и дополненное
Скачать 1.49 Mb.
|
156 157 Право на труд. Основным способом добывания и, в то же время, главным источником всех необходимых для поддержания его жизни средств существования и услуг является труд человека. Отсюда «если кто не хочет трудиться , тот и не ешь» (2 Фессалон. 3:10). Но не только способом добывания хлеба насущного является человеческий труд. Это и путь самореализации человека как особого существа. Труд является также непременным условием умственного развития и самосовершен- ствования человека, тем, что выделяет человеческую жизнь из сотен тысяч форм биологической жизни и возвышает ее над всеми осталь- ными. Без постоянного и систематического труда нет человека. Отсут- ствие труда именуется бездельем, а последнее не без веских на то осно- ваний считается «матерью всех пороков». И в самом деле, не только ради добывания хлеба возводились мно- гие древние храмы, высекались символы поклонения и алтари в горных скалах. Ради чего создавал древний человек свои наскальные и иные изображения? Посмотрите на детей, с каким усердием, умилением и радостью они рисуют, лепят разные фигурки из песка, глины, пласти- лина. Лишите их этой возможности — и они сделаются несчастными. Стало быть, трудовая деятельность, созидание чего-то — это челове- ческая потребность, один из источников радости и человеческого счастья. Абсолютное большинство выдающихся художников средне- вековья и нового времени жили в бедности, если не в нищете, но про- должали заниматься «недоходным», «неприбыльным» делом, потому что в этом состоял для них смысл жизни, их человеческое счастье. Скульптор, создавший выдающееся произведение искусства, радовался тому, что ему удалось реализовать свою мечту, свою идею, вызвать вос- хищение у людей. Также и архитектор, писатель, композитор. А истин- ный ученый, проникший в глубокие тайны природы или общественной жизни, врач, которому удается спасти жизни людей, избавлять чело- века от тяжелых болезней или облегчить его страдания? «Быть бездельником — значит быть мертвым», — говорил Цицерон. Беззаботную и без труда жизнь нередко сравнивали с безвременной могилой. Говоря о тех, кто даже гордился тем, что он ничего не делает, кроме проведения времени в питье, еде и в развлечениях, исследо- ватель законов природы Ж. Барбейрак спрашивал: «есть ли что-либо более недостойного в человека, наделенного природой так многими способностями и умом, чем проведение времени впустую и в лени?» 1 Само осознание важности совершенного им делает человека счастли- вым. Увы, не все люди правильно понимают этого. Когда мудрый чело- век говорит «не в деньгах счастье», не очень далекие люди добавляют: «а в их количестве». Древнегреческий историк Плутарх передавал, что царь Антигон, который долго не видел философа Клинфеса, сочетав- 1 Barbeyrac J. Discourse on What Is Permitted by the Laws // Pufendorf S. The Whole Duty of Man Р. 323. шего философские размышления с трудом на мельнице, желая напом- нить ему о его истинном статусе при людях, спросил при очередной встрече: «Ты, Клинфес, все еще молотишь?». «Да, ваше величество, я все еще молочу и делаю это для добывания себе средств существова- ния, и чтобы не расставаться с философией», — ответил ученый. Вос- произведя этот разговор, Плутарх добавлял: «Какими незаурядными должны были быть величие и мужество этого человека, который, придя с мельницы, теми же самыми руками, которыми он крутил жернова, собирал муку, делал тесто, писал о природе богов, луны, звезд и солнца. И мы еще полагаем, что труд — это дело рабов!» 1 Само осознание важности совершенного делает человека счастли- вым. Если бы не нужно было есть, пить, постоянно поддерживать жизнь и здоровье, такой человек вообще не нуждался бы в каком-нибудь воз- награждении за свой труд. Это действительно богатые люди, богатые знанием, талантом, мудростью. И все это дало им их труд, труд над самим собой, над своим саморазвитием. «Люби труд: он нужен тебе если не для добывания продовольствия, то для твоего физического развития, — писал известный английский просветитель В. Пенн (1644—1718). — Это полезно для твоего орга- низма и для твоего ума. Он предотвращает пороки безделья, которые очень часто проистекают из ничего не делания, и порождают самое злое. Сад, лаборатория, работный дом, усовершенствования и воспи- тание являются приятным и выгодным разнообразием жизни в проти- вовес праздности; здесь отсутствуют плохие сопутствующие, против- ные характеру природы и искусства. Такое разнообразие просвещает и сохраняет хорошую конституцию тела и ума» 2 . Ф. Энгельс называл труд нечто бесконечно большим, чем просто источником всякого богатства. «Он — первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека» 3 Планета Земля — своего рода мастерская труда, страны и обще- ства — ее павильоны и лаборатории, а ее обитатели — творцы. Труд — главное и непременное условие достойной жизни человека, его право и обязанность одновременно. Однако из-за несправедливого характера общественных отношений на определенном этапе развития человечества не все люди имеют возможность трудиться полноценно. Безработица — спутница мира, где собственность распределена крайне неравномерно, имеются огромные массы неимущих людей. Эти отно- шения лишают миллионы людей возможности жить даже по «законам божьим», зарабатывать себе хлеб насущный собственным трудом, развиваться физически и умственно, избегать пороков, оставаться 1 Plutarch. Morals. Vol. V. Р. 420. 2 Penn W. Some Fruits of Solitude. Creation of machine-readable version: Judy Boss. University of Virginia Library Electronic Text Center. 1999. P. 57—58. 3 Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 20. С. 486. 158 159 нормальными людьми. Там, где существует безработица, неизбежно будут существовать нужда, несправедливость и неравенство людей, а соответственно, и социальная напряженность в обществе. Это явля- ется в то же время и очевидным свидетельством того, что государства в таких странах все еще не соответствуют своему назначению — содей- ствовать свободе, равенству и стремлению людей к счастью. Сотни миллионов людей в мире, особенно в странах Азии, Африки, Латинской Америки, а теперь и в республиках бывшего СССР не имеют возможности удовлетворять потребности в пище даже на уровне физи- ологического минимума. «Всеобщая декларация по устранению голода и недоедания »,принятая международной конференцией по продо- вольствию в ноябре 1974 и одобренная ГА ООН, отмечала, что в раз- вивающихся странах, где проживают две трети всего населения мира, производится только около одной трети продовольствия мира. Такое состояние создает самую серьезную угрозу основным принципам и цен- ностям, связанным с правом человека на жизнь и человеческое досто- инство, провозглашенным во Всеобщей декларации прав человека. «Каждый мужчина, женщина и ребенок, — гласит Декларация, — имеет неотъемлемое право быть свободным от голода и плохого питания для того, чтобы полностью развивать и поддерживать свои физические и умственные способности. Фундаментальная ответственность пра- вительств состоит в том, чтобы работать совместно для производства большего продовольствия и более справедливого распределения его между людьми и внутри самих стран». Благополучие человечества зависит как от адекватного производ- ства и распределения продовольствия в каждой отдельной стране, так и от создания мировой системы продовольственной безопасности, которая могла бы обеспечить доступность продовольствия для всех и соответствующие цены на него. Решение этих задач требует нала- живания широкого международного сотрудничества, обмена опытом и достижениями науки и техники. Планета располагает всеми необходимыми условиями, здесь рас- тет, имеется и производится достаточное количество необходимого для жизни всех ее обитателей, но распределено имеющееся и произво- димое крайне неравномерно. Среда обитания, географические и при- родные условия, возможности производства у разных групп людей раз- личны. Одни владеют несметными богатствами, огромными массивами плодородных земель, предприятиями, месторождениями природных ресурсов (шахтами, рудниками, нефтяными и газовыми скважинами), а другие имеют ограниченные возможности, либо живут в суровых кли- матических условиях. Неравномерность распределения средств суще- ствования обусловливает и разные уровни жизни: физиологический минимум, прожиточный минимум, уровни умеренной и средней доста- точности, уровень высокого потребления. Оптимальными для жизни и здоровья наций, в том числе и духовного здоровья, являются уровни умеренной и средней достаточности. Уровень физиологического мини- мума унижает, а уровень высокого потребления, роскоши — развра- щает человека. Нищета существует не только в развивающихся странах, она явля- ется также скрытой от глаз реальностью и в промышленно развитых странах. Особенно страдают обездоленные и плохо представленные во власти группы населения: аборигенные (коренные) народы, инва- лиды, женщины, дети, молодежь и пожилые люди. Каким же образом предполагается устранить или смягчить эти социальные болезни? Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах отвечает: налаживая международное сотрудничество и реа- лизуя конкретные программы с целью улучшения методов производ- ства, хранения и распределения продуктов питания путем широкого использования технических и научных знаний, осваивания и исполь- зования природных ресурсов и обеспечения справедливого распределе- ния мировых запасов продовольствия в соответствии с потребностями и с учетом проблем всех стран и народов. В конституциях многих стран, принятых после Второй мировой войны, и в Уставе ООН 1 провозглашается право человека на труд илиправо на работу. Такое признание облегчило включение данного права во Всеобщую декларацию прав человека, в другие конвенции и пакты. Право на труд почему-то считается относительным и прогрессивным, т. е. реализуемым по мере создания необходимых для этого условий. В действительности речь должна идти о фундаментальном праве такой же важности, как и право на жизнь. Средства существования, необхо- димые для поддержания жизни, с неба не падают. Их необходимо про- изводить, либо продавать свои рабочую силу, знания и способности, чтобы зарабатывать деньги для приобретения средств существования. Ясно, что если не может быть жизни без средств существования, то без труда не будет и средств существования, материального благосостоя- ния индивида, не говоря уже о гармоническом развитии человеческой личности. Более того, реализация права на труд и справедливые усло- вия труда важны также и для поддержания социального мира. Впрочем, это последнее положение содержится и в преамбуле Устава Междуна- родной организации труда: «Условия труда, основанные на несправед- ливости, нужде и лишениях огромного числа людей, порождают такую смуту, что подвергают опасности мир и гармонию в мире». Право человека на благоприятные условия труда и справедли- вое его вознаграждение. Вознаграждение за труд (работу) должно обе- спечивать удовлетворительное существование для самих работников и их семей. ВДПЧ говорит о праве на справедливое и удовлетворитель- ное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существо- вание для него самого и его семьи и дополняемое, при необходимости, 1 Ст. 55 (а) Устава ООН гласит, что одной из целей этой международной организа- ции является содействие обеспечению высокого стандарта жизни и полной занятости. 160 161 другими средствами социального обеспечения. В разных вариациях эта формулировка повторена в международных пактах о правах человека, в Европейской социальной хартии и в конвенциях МОТ. Конечно, поня- тие «достойное человека существование» неконкретно 1 , поэтому и воз- награждение за труд варьируется от нескольких долларов (рублей) до сотен тысяч и даже миллионов в месяц. Государство призвано гарантировать каждому своему гражданину возможность трудиться в соответствии с его способностями и дарованиями, а также получать справедливое вознаграждение за свой труд в соответствии с его коли- чеством и качеством. Некоторые считают обеспечение справедливости вознагражде- ния функцией рынка, где цена рабочей силы, знаний и способностей определяются в зависимости от спроса и предложения. Но и рынок — это не нечто самодовлеющее и абсолютно независимое от каких бы то ни было правовых актов явление. Он функционирует в рамках общественной морали и государственного права, под юрисдикцией того или иного государства, по законам конкретного социального и политического обществ, в конце концов, по нормам, выработан- ным человечеством. Государственная власть призвана законодательно устанавливать пределы дозволенного в обществе и, в данном случае, не позволять оплачивать труд своего гражданина ниже стоимости товаров и услуг, необходимых работнику для восстановления затра- ченной энергии. Во многих странах это делается путем установления минимальной почасовой оплаты труда. В одних странах при этом учи- тывается стоимость средней потребительской корзины, включающей в себя набор товаров для прожиточного уровня, в других — для про- житочного минимума, в-третьих — без учета реальных потребностей человека. МПЭСКП (ст. 6, п. 1) провозглашает право на труд, которое вклю- чает право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается. В целях полного осуществления этого права, гласит этот Пакт, участвующие в немы государства должны принять меры, включающие в себя программы профессионально-технического обучения и подготовки, пути и методы достижения неуклонного эконо- мического, социального и культурного развития и полной производи- тельной занятости в условиях, гарантирующих основные политические и экономические свободы человека. С правом на труд неразрывно связано право каждого человека на справедливые и благоприятные условия труда. Согласно МПЭСКП, это право включает (ст. 7): 1 Международные институты (ФАО, ВОЗ, МОТ и др.) определяют некие средние показатели и критерии достойного существования (физиологический минимум, прожи- точный минимум, стоимость средней потребительской корзины) с учетом множества параметров (условий каждой страны, пола, возраста человека, вида деятельности, кли- матических условий и т. д.). a) вознаграждение, обеспечивающее, как минимум, всем трудя- щимся справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд рав- ной ценности без какого бы то ни было различия. Женщинам должны гарантироваться условия труда не хуже тех, которыми пользуются мужчины, с равной оплатой за равный труд. Вознаграждение должно обеспечивать удовлетворительное существование самих работников и их семей; б) условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гиги- ены; в) одинаковую для всех возможность продвижения в работе на соот- ветствующие более высокие ступени исключительно на основании тру- дового стажа и квалификации; г) отдых, досуг и разумное ограничение рабочего времени и оплачи- ваемый периодический отпуск, равно как и вознаграждение за работу в праздничные дни. МОТ установила также и минимальные стандарты условий труда, его продолжительности, оплаты и своевременной выплаты, коллектив- ных договоров и трудовых соглашений между работодателями и наем- ными работниками или их представителями (профсоюзами). Права на отдых и на досуг. Труд человека связан с огромными затратами жизненной энергии, наступлением усталости. Для сохра- нения здоровья и трудоспособности человека, сеансы труда должны обязательно чередоваться сеансами отдыха. Отдых может быть кра- тковременным (передышка, «перекур», перерывы для принятия пищи) и продолжительным (время после работы, проводимое в семье и посвя- щаемое воспитанию детей, досугу и сну). Чем интенсивнее труд, тем более продолжительным должен стать отдых, призванный восстанав- ливать организм. До начала ХХ в., а во многих странах и до середины ХХ в., люди тру- дились по 10 и более часов в день, не имея права на продолжительный отдых. Это вело к высокой ранней смертности населения. Средняя про- должительность жизни человека равнялась 35—40 годам. Под влиянием многих социальных движений и революций ХХ столетия условия труда улучшились, продолжительность рабочего дня сократилась при сохра- нении, а во многих случаях даже при росте заработной платы. Зако- нодательно закреплено право работников на оплачиваемые отпуска. Право каждого человека на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня, а также на оплачиваемый периодический отпуск признано ВДПЧ (ст. 24). МПЭСКП, развив формулировку ВДПЧ, провозглашает в ст. 7 право каждого человека на «отдых, досуг и раз- умное ограничение рабочего времени и оплачиваемый периодический отпуск, равно как и вознаграждение за праздничные дни». Современные международные стандарты продолжительности труда устанавливают 35—40 часовую рабочую неделю при двух выходных днях с ежегодными оплачиваемыми отпусками продолжительностью от двух до 8 недель. Однако эти нормы не всегда соблюдаются государ- 162 163 ствами и работодателями. Десятки миллионов людей в мире вынуж- дены трудиться в 2 и более раза больше установленных норм для того, чтобы заработать недостающих для жизни средств, что, безусловно, ведет к сокращению продолжительности свободного времени человека, в том числе и к уменьшению возможностей этих людей для полноцен- ного отдыха. Право на безопасность. Жизнь, свобода и счастье человека нахо- дятся под влиянием бесчисленного множества факторов, как известных ему, так и неизвестных. Одни факторы благоприятствуют жизни, а дру- гие представляют для нее опасность. Поэтому право на жизнь предпо- лагает одновременно и право на безопасность. Некоторые общества и государства ставят безопасность человека на третьем месте после жизни и свободы. Безопасность человека понимается как отсутствие какой бы то ни было угрозы для его жизни, свободе и счастью 1 , как уверенность в том, что ничто не будет угрожать им. Обеспечение безопасности для всех его граждан является одной из важнейших функций государства. Когда возникает определенная угроза для жизни индивида или группы людей, государство должно предпринимать меры по ее устранению или смягчению. В каждом госу- дарстве существуют свои законы о безопасности, учитывающие спец- ифику страны, возможные источники и формы опасности, пути и спо- собы их устранения. Обеспечение безопасности означает, прежде всего, недопущение общественной нестабильности, устранение не только угрозы жизни и свободе людей, но и ее последствий. Вся общественно- политическая жизнь государства должна быть организована таким образом, чтобы лица с отклоняющимся поведением, представляющим опасность для окружающих, были надежно изолированы от обще- ства и не могли создавать угрозы для его членов. Естественно также, что изоляция (арест преступников, содержание их в исправительных учреждениях) должна осуществляться на законных основаниях. После стихийных бедствий и катаклизмов (извержений вулканов, землетрясений, наводнений), а также разрушений, пожаров, дру- гих бедствий необходимо вывести людей из опасных зон, обеспечить им кров, пищу, другие условия жизни. Необходимо также компенсиро- вать людям потери их жилья, домашнего имущества, а часто и здоровья с тем, чтобы им не приходилось начинать свою жизнь с нуля. Наци- ональные и международные соглашения о правах человека исходят из того, что люди, оказавшиеся в трудных условиях, не должны быть брошены в беде. Получение нуждающимся человеком помощи со сто- роны общества и государства — не благотворительность, а законное право человека как гражданина. 1 Закон Российской Федерации «О безопасности», принятый 5 марта 1992 г., трак- товал безопасность как «состояние защищенности жизненно важных интересов лично- сти , общества и государства от внешних и внутренних угроз» (Российская газета. 1992. 7 марта). Право на безопасность включает в себя право на национальную, социальную, политическую, экологическую, психологическую, духов- ную безопасность. Пока человек молод, здоров, имеет постоянную работу и получает достойное вознаграждение за свой труд, все может быть нормально. Но ничто так не хрупко на свете, как жизнь и сча- стье человека. Он может заболеть, лишиться работы, а, соответственно, и заработной платы. Человеку свойственно думать о завтрашнем дне и создавать накопления в виде движимого и недвижимого имущества. Увы, и это может превратиться в прах (например, «лопнули» банки, где хранилась накопления, а стихийные бедствия и катаклизмы уничто- жили недвижимость). Или человек здоров, бодр, работает, но наводне- ния или засуха свели все его труды на нет. Как быть человеку в этих условиях, что его ждет? Во всех подобных случаях общество и государство обязано немед- ленно прийти ему на помощь. Такое обязательство закреплено в Между- народном кодексе о правах человека. Согласно статье 22 ВДПЧ, каждый человек, как член общества, имеет право на социальную безопасность, а в соответствии со статьей 25-й (п. 1) — право на обеспечение на слу- чай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старо- сти или иного случая утраты средств к существованию по не завися- щим от него обстоятельствам. МПЭСКП (ст. 9) признает право каждого человека на социальную безопасность, включая социальное страхо- вание. Содержание данного права подробно раскрыто в Европейской социальной хартии. Оно включает социальную помощь, медицинскую помощь, создание служб социального благосостояния, организацию отдыха, реабилитацию и профилакторий во время отпусков. Содер- жание отдельных аспектов права человека на безопасность раскрыто в КонвенцияхМОТ: «О социальном обеспечении [минимальных стан- дартах» (№ 102, 1952)], «Об охране материнства и детства» (103, 1952), «О возмещении за трудовые увечья» (№ 121, 1964), «Об обеспечении в случаях безработицы и потери кормильца», а также в рекомендациях «Об обеспечении доходами» (№ 67, 1944 г.), «О медицинском обслужи- вании» (№ 69) и др 1 Всеобщая декларация прав человека, провозглашая права каждого человека на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, указывает также, что несовместимо с этими правами и ограничивает их. «Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии; раб- ство и работорговля запрещаются во всех видах» (ст. 4); «никто не дол- жен подвергаться пыткам или жестоким бесчеловечным или унижаю- щим его достоинство обращению и наказанию» (ст. 5). Формулировка Всеобщей декларации как основа повторяется во всех международных соглашениях по правам человека. С небольшой редак- цией она повторена и в ст. 3 Европейской конвенции. При работе над 1 Электронные тексты всех конвенций и рекомендаций МОТ доступны через Интер- нет по адресу: http://www.ilo.org/ilolex/english/cvlist/htm#msk. |