Главная страница
Навигация по странице:

  • 5.1. Право человека на жизнь и начало его действия Человеческая жизнь и факторы, влияющие на нее.

  • Способы отрицания государством права человека на жизнь

  • права и свободы человека. Учебник для бакалавриата и магистратУры 2е издание, исправленное и дополненное


    Скачать 1.49 Mb.
    НазваниеУчебник для бакалавриата и магистратУры 2е издание, исправленное и дополненное
    Дата12.12.2022
    Размер1.49 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаправа и свободы человека.pdf
    ТипУчебник
    #841219
    страница15 из 28
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   28
    Глава 5
    .
    систеМа Прав человека на жиЗнь
    Основа основ всех прав и свобод человека — это его право на жизнь.
    Жизнь — это процесс ее постоянного самообновления, который пред- полагает наличие определенных условий. Право на жизнь не провоз- глашается и не предоставляется человеку кем-либо и в каком-либо объеме, а даровано ему природой, то есть самим фактом его рожде- ния, и неотъемлемо от человека, пока он живет в гармонии с приро- дой и соблюдает все основные установления человеческого общежи- тия. Оно требует лишь бережного к себе отношения со стороны всех членов человеческого рода, всех обществ (социальных, политических, национальных, религиозных, культурных) как исключительно уникаль- ной, очень хрупкой и неприкосновенной ценности. Только бережное отношение к жизни каждого человека, сакрализация права на истинно человеческую жизнь в соответствии с общеустановленными нормами и правилами, выработка систем мер по его неукоснительному соблюде- нию, адекватная оценка каждого возможного и реального покушения на него — таковы формулы самого феномена «жизнь» в его социальном и философском понимании.
    И действительно, что есть жизнь человека? Когда она начинается и когда завершается? Каковы ее образующие, что составляет основные компоненты и условия человеческой жизни? В каких взаимоотноше- ниях находятся человек и его жизнь, то есть, принадлежит ли жизнь человеку или человек принадлежит жизни, является ее носителем?
    В каком соотношении находятся жизнь, свобода, честь и достоинство человека? Можно ли считать жизнью простое биологическое суще- ствование или существование лишь на физиологическом уровне, в глу- бокой нужде, нищете, нечеловеческих условиях? Что, кто, при каких условиях, по каким причинам и основаниям может лишить и вправе лишать человека жизни? Всякое ли безвременное прекращение жизни является отрицанием права человека на жизнь, или им является лишь принудительное прекращение жизнедеятельности?
    Существует бесчисленное множество трактовок данной проблемы и ответов на эти и многие другие, связанные с ними, вопросы. Их изу- чением под тем или иным углом зрения занимаются почти все науки, как естественные, так и общественные.
    5.1. Право человека на жизнь и начало его действия
    Человеческая жизнь и факторы, влияющие на нее. Человеческая жизнь — первичное условие существования, функционирования, вос- производства и защиты социума, называемого семьей, родом, народом, обществом и человечеством. Все, что подрывает условия существова- ния и воспроизводства жизни и создает ей угрозу, даже если это исходит от того же человека, должно признаваться врагом жизни, опасностью для нее. Право на жизнь — проблема, в первую очередь, социальная и философско-этическая, и лишь затем — политическая и юридиче- ская. Его правильное понимание возможно лишь на основе глубокого осмысления философии жизни.
    Некоторые философы XVII в. считали жизнь человека, наряду со свободой, равенством и принадлежащим ему имуществом, его собственностью
    1
    . Это не вполне корректное понимание феномена жизни. В действительности же жизнь не собственность индивидуума, а то загадочное и бесценное явление, дар природы, что позволяет материи дышать, самовозрастать, обретать способность действовать, мыслить, творить, любить и ненавидеть, воспроизводить саму себя и условия своего функционирования. В общем, это то, что придает белковому телу подвижность, способность расти и развиваться, улы- баться и плакать, радоваться и огорчаться, созидать и разрушать, быть умным и не очень, то есть то, что делает нас людьми, человеческими существами
    2
    . Однако и сегодня неверное понимание жизни как соб- ственности, которой человек волен распоряжаться по своему личному усмотрению, все еще встречается в некоторых публикациях. Среди прав и притязаний человека, считают некоторые юристы, «можно выделить и обособить группу таких, которые основываются на фун- даментальной мировоззренческой уверенности в “праве” человека самостоятельно распоряжаться своим телом: осуществлять его “модер- низацию”, “реставрацию” и даже “фундаментальную реконструкцию”, изменить функциональные возможности организма. Сюда же можно отнести права на смерть, изменение пола, гомосексуальные контакты, трансплантацию органов, употребление наркотиков или психотропных средств, право на искусственное репродуктирование, стерилизацию, аборт и клонирование…»
    3
    Да, человек во все времена мог поступать различно. Одни его деяния квалифицируются в социуме как возвышенные, героические, высоко моральные, истинно человечные, а другие — как жестокие, низкие,
    1
    Locke J. Second Treatise of Government. Chapter IX. Sec. 124; Chapter XV. Sec. 173.
    2
    Эразм Роттердамский считал, что жизнь — это «не что иное, как согласованный союз тела и души», а здоровье — «гармоничное сотрудничество всех частей и функций тела» (Erasmus Desiderius. The Complaint of Peace. Chicago, 1917. Р. 2—3).
    3
    Крусс В. И. Личностные («соматические») права человека в конституционном и философско-правовом измерении. К постановке проблемы // Государство и право.
    № 10. 2000. С. 43.

    142
    143
    аморальные и асоциальные. Люди всегда понимали, что не все на свете продаваемо и покупаемо.
    Современный человек так же может совершать все эти деяния, а в будущем круг его возможных деяний — как достойных, так и недо- стойных — вероятно, еще более расширится. Но всякое ли «может» c позиций индивидуума означает «может» с позиций общества и порож- дает соответствующее право человека? Поиску правильного ответа на вопрос может помочь статья 3 «Хартии фундаментальных прав Евро- пейского Союза», которая запрещает «превращение человеческого тела и его частей в источник финансовых выгод» и «репродуктивное клони- рование человека»
    Как уже говорилось выше, жизнь дана нам лишь на время. Важно подчеркнуть, что «мы» и «жизнь» — это не две самостоятельные сто- роны или элемента жизнедеятельности, а единое и неразрывное целое.
    Нет жизни — нет и человека. Жизнь — главное составляющее человека, его незаменимый двигатель, а человек — носитель жизни. Он при- ходит в мир живым существом и функционирует как человек только до тех пор, пока дышит. Собственность в любое время может быть отчуждена от ее владельца, перейти к другому человеку, претерпевать количественные и качественные изменения. Жизнь и ее составляющих
    (органы тела, поддерживающие жизнь) нельзя отчуждать
    1
    от ее носи- теля, ибо, перестав жить, он перестает быть человеком.
    Все, что делает нормальный человек, является конкретными прояв- лениями жизни и делается для поддержания жизни на как можно более высоком для каждого индивидуума уровне. Он есть, пьет, радуется, творит, отдыхает, воспроизводит жизнь, наслаждается жизнью и ради жизни. В совокупности все это и есть жизнь. Жизнь делает одних про- сто живыми существами, других — людьми. Она — чудесное творенье природы и подчиняется ее законам. Отсюда и «жизнь пестрая, много- образная, бесконечной неизмеримости» А. Августина
    2
    Существует биологический порог жизни, пока еще не вполне ведо- мый людям. Есть средняя продолжительность жизни, определяемая множеством реальных факторов (климатических, географических, социальных, поведенческих и т. д.). Человек, живущий в гармонии с законами природы и общественной морали, может прожить долго, весь отпущенный ему срок, приблизившись к биологическому порогу жизни. Библейские прародители человека, как полагают, первыми заселившие Землю, когда воздух, вода, земля и плоды на ней были кри- стально чистыми, жили в 10—12 раз дольше, чем проживают в среднем их нынешние потомки.
    1
    Если некоторые органы и отчуждаются (ампутация рук, ног, удаление некоторых внутренних органов), то только для защиты жизни, ее сохранения, уменьшения степени угрозы, исходящей от их разложения и дисфункции.
    2
    Августин А. Исповедь. 10:26.
    Жизненный путь и продолжительность жизни человека во многом зависят от него самого, но не во всем. На воздух, которым он дышит, на воду и продукты, которые он потребляет, на образ жизни, кото- рый он ведет, влияет человечество в целом. Факторами влияния явля- ются его производственная деятельность, образ жизни, общественная и общечеловеческая мораль, поведение, помыслы, чистота, аккурат- ность, ответственность. В разных странах и регионах мира условия и факторы жизни различны. И, в зависимости от последних, различна и продолжительность жизни людей.
    Жизненный путь и продолжительность жизни человека во многом зависят от него самого, но не во всем. На воздух, которым он дышит, на воду и продукты, которые он потребляет, на климатические условия, в которых он обитает, на его образ жизни, на моральные и нравствен- ные нормы, в соответствии с которыми он живет, влияют все народы и каждый живущий на земле человек в отдельности. Факторами влия- ния являются их производственная деятельность, образ жизни, обще- ственная и общечеловеческая мораль, поведение, помысли, чистота, аккуратность, ответственность. В разных странах и регионах мира условия и факторы жизни различны. И, в зависимости от последних, различна и продолжительность жизни разных людей. Так, на пороге второго и третьего тысячелетий в Андорре она составляла 83,49 года,
    Японии — 80 лет, в Уганде — 42,9 года, а в Зимбабве — около 37,8 лет,
    Мозамбике
    31,3 года
    1
    Каждый человек стремится жить как можно дольше и счастливее, понимая смысл «жизни» и «счастья» по-своему. Социум, общество являются формами существования и сосуществования людей, фор- мами организации взаимопомощи и взаимного сотрудничества. Они призваны максимально облегчить жизнь людей, защищать их, помо- гать им в их стремлении жить полноценно и счастливо, создавать условия для «полной самореализации каждого индивида». Это есте- ственно. Поэтому словосочетание «право на жизнь» звучит как искус- ственный и лишенный смысла бюрократический штамп. Человек может быть сильным или слабым, высоким или низким, счастливым или несчастным. Он может иметь, скажем, право быть услышанным окружающими его людьми, избранным для исполнения той или иной общественной функции, обладать собственностью и многим другим или не иметь их совсем (либо лишиться их на время). Но не иметь права на жизнь или лишиться его хотя бы на миг невозможно. Можно говорить лишь о том, является ли жизнью то, как существует тот или иной человек?
    За время своей жизни человек проходит множество стадий или фаз, на каждой из которых он качественно меняется (формирование, раз- витие, взросление, расцвет, старение, угасание). Настает время, и каж-
    1
    Statistical Abstract of United States. 2000. Section 30. Comparative International
    Statistics. № 1355. URL : http://mednovosti.ru/news/2005/01/13/longevity/.

    144
    145
    дый человек, исчерпав свой жизненный ресурс, «уходит из жизни».
    Это вечный и естественный процесс, совершающийся по особым, неподвластным людям, законам. Здесь нет нарушения права человека на жизнь.
    Может произойти разлад в системе жизнедеятельности человека
    (например, болезнь). Человек может стать жертвой природных стихий, собственной небрежности или неосмотрительности (неосторожного обращения с огнем, потребления табака, алкоголя, наркотиков и т. д.), отравиться, погибнуть от несчастного случая.
    Право на жизнь означает, что никто не может и не должен про- извольно, преднамеренно, по чьему бы то ни было усмотрению или указанию покушаться на жизнь человека, лишить его того, что безвоз- вратно, дается каждому человеку лишь один раз при рождении. Вино- вниками нарушения данного «права», а соответственно, и противое- стественного прекращения жизни человека всегда являются общество и государство.
    Способы отрицания государством права человека на жизнь.
    Государства создаются людьми для упорядочения отношений между членами общества таким образом, чтобы защищать жизнь каждого его члена в отдельности и всех вместе путем обеспечения свободы и равенства, содействия стремлению людей к счастью и максималь- ного уменьшения возможных угроз и опасностей, исходящих извне.
    С момента образования государства жизнь человека регулируется уже не только естественными законами. Она попадает под защиту и пози- тивного права. Складывается система наказаний для тех, кто пересту- пает за черту общепринятых норм.
    Гражданское общество передает право наказания людей за те или иные нарушения общественных установлений, вплоть до лишения жизни, учреждаемому ими политическому институту — государству.
    Но государство нередко проявляет склонность наказывать не только подлинных преступников, на что оно уполномочено гражданским обществом, но и тех членов общества, которые ревниво следят за тем, чтобы само государство не переступало общественных установлений, требуют от него строгого выполнения своих обязательств перед обще- ством и его членами.
    Государства могут лишить жизни не только отдельных индивидуу- мов, но и целых групп населения, а также целых народов. Это может быть сделано самыми разными способами — как вынесением «закон- ного» приговора с осуждением человека к смерти, так и соответству- ющей политикой, допускающей оставление целых групп людей без средств существования и медицинской помощи. Это может быть достигнуто также путем разрушения среды обитания тех или иных групп населения, создания им невыносимых условий жизни, умерщвле- ния их в газовых камерах и т. д.
    Политику государств по отрицанию права целых социальных общно- стей на жизнь международное сообщество квалифицирует как геноцид
    (от греч. genos — род и лат. caedare — уничтожать, т. е «уничтожение рода, племени»). В современном языке геноцид понимается как про- думанное и преднамеренное истребление государственной властью отдельных групп населения по расовым, национальным, религиозным и иным признакам. Признаки геноцида может приобретать и непроду- манная политика государства в отношении своего собственного насе- ления.
    Геноцид — явление древнее. За период после образования государств уничтожены тысячи племен и народов. Страшные свидетельства одних из первых примеров геноцида содержатся в Библии. Вторая ужасная волна геноцида связана с колонизацией Америки, Австралии, Африки и Новой Зеландии, в результате которой исчезли с лица земли многие народы, издревле заселявшие эти земли. Так, по данным, приводив- шимся на международной конференции против расизма, расовой дис- криминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости в Дурбане
    (ЮАР) в августе — сентябре 2001 г., в ходе колонизации Америки были уничтожены 70 млн индейцев. А торговля в мире черными рабами обо- шлась Африке примерно в 130 млн жизней.
    Осуждение геноцида как определенной политики связано со звер- ствами фашистов в оккупированных ими странах. В принятой ГА ООН
    декларации «О преступлении геноцида»(1946 г.)сформулировано определение данного явления. «Геноцид, — говорится в ней, — это отрицание права на существование целых групп людей, точно также как убийство — это отрицание права жить за отдельными индиви- дами». Объявив геноцид преступлением, судимым по международному праву, международное сообщество приступило к разработке специаль- ной конвенции о наказании преступлений геноцида.
    Конвенция «О предупреждении и наказании преступления гено- цида» была принята ГА ООН 9 декабря 1948 г.
    1
    Она четко определяет, что составляет собою политика геноцида. Подписавшие Конвенцию страны в ее статье 1 заявляют, что геноцид, независимо от того, совер- шается ли он во время войны или в мирный период, является престу- плением, организаторы которого будут судимы и наказуемы по между- народным законам. Ст. 2 дает определение геноцида, который означает любой из следующих актов, совершаемых с намерением разрушить, целиком или частично, национальную, этническую, расовую или рели- гиозную группу:
    1) убийство членов этой группы;
    2) причинение серьезного физического или духовного ущерба чле- нам группы;
    3) навязывание группе условий жизни, рассчитанных на ее физиче- ское разрушение в целом или частично;
    1
    Резолюция 260 A (III) от 9 декабря 1948 г. Конвенция вступила в силу 12 января
    1951 г.

    146
    147
    4) навязывание мер, имеющих целью предупреждение рождаемости в группе;
    5) принудительное перемещение детей из одной группы в другие.
    Конвенция осуждает все акты, направленные против жизни. Гено- цид, заговор с целью совершения геноцида, прямое и публичное под- стрекательство к совершению геноцида, попытки совершить геноцид и соучастие в нем составляют преступления, наказываемые везде и всегда, независимо от того, где и когда преступник будет пойман.
    Оценка геноцида как преступления, не имеющего срока давности, под- тверждена вмеждународной конвенции «О неприменении срока дав- ности к военным преступникам и преступникам против человечества», принятой ООН в 1968 г.
    Исследователи прав и свобод человека не без оснований полагают, что «человеческое право на жизнь рассматривается в первую оче- редь как защита от бессмысленного убийства его правительством»
    (государством)
    1
    . Заявив, что каждый человек имеет право на жизнь,
    Всеобщая декларация прав человека ограничивает произвол государств в отношении отдельных лиц, предостерегает их от практики узаконен- ных расправ с критиками и противниками существующих политиче- ских режимов путем вынесения им смертных приговоров.
    В Европейской конвенции о защите прав человека и основных сво- бод — первом документе подобного рода, принятом после ВДПЧ — нет специальной статьи, провозглашающей право человека на жизнь. Член
    Комитета по правам человека Т. Опсал объяснял это так: «В 1950 году одни могли рассматривать это право как самоочевидное и не нуждаю- щееся в анализе после недавних массовых насилий, войн и геноцида.
    В то же время другие могли думать, что для его защиты достаточно смертной казни за убийство»
    2
    . Поэтому Конвенция, понимая право на жизнь как самоочевидное и бесспорное, ограничилась провозглаше- нием в ст. 2:
    1) право каждого лица на жизнь охраняется законом. Никто не может быть намеренно лишен жизни иначе как во исполнение смертного приговора, вынесенного судом за совершение преступления, в отношении которого законом предусмотрено такое наказание;
    2) лишение жизни не рассматривается как совершенное в наруше- ние данной статьи, если оно является результатом применения силы, не более чем абсолютно необходимой: a) для защиты любого лица от противоправного насилия, б) для осуществления законного ареста или предотвращения побега лица, задержанного на законных основа- ниях, в) в случае действий, предусмотренных законом, для подавления бунта или мятежа.
    1
    Sieghart P. The Lawful Rights of Mankind. Р. 34.
    2
    Opsahl T. The Right to Life // European System for the Protection of Human Rights. P.
    208, note 8.
    ЕКПЧ считала, что первое суждение ст. 2 Европейской конвенции накладывает на правительства широкие обязательства. Формулировка
    «жизнь каждого должна охраняться законом» предписывает государ- ству не только воздерживаться от «взятия» жизни человека «наме- ренно», но и «предпринимать необходимые шаги для обеспечения без- опасности жизни…»
    1
    всех членов политического общества. Не только умышленное убийство, но и неумышленное убийство является наруше- нием ст. 2 ЕКЗПЧОС. Перечисляя случаи, когда убийство или лишение человека жизни законно, Конвенция нигде не говорит о праве на убий- ство или праве убивать. По мнению ЕКПЧ, такое право должно быть соответствующим образом сформулировано, обосновано и оговорено в деталях. Иначе полиция, жандармерия и власти могут совершать убийства неугодных им лиц, оправдывая это соображениями законной обороны.
    Где же границы между произволом и законной обороной? Эксперты по правам человека не без оснований считают это одним из самых трудных вопросов. Всякое живое существо обороняется, защищая свою жизнь, и это естественно. Защищаться приходиться не только от физи- ческого насилия, угрожающего жизни человека, но и от множества других проявлений подобной опасности. Устранение угрозы для жизни людей даже путем убийства террориста морально оправдано, но убий- ство предполагаемого террориста без предупреждения и попыток его захвата рассматривается как произвольный акт. Убийство солдатом невооруженного человека может рассматриваться как «несчастная ошибка», предполагающая выплату достаточной компенсации вдове и детям погибшего, а убийство сотен вооруженных солдат противопо- ложной воюющей страны — правомерный акт.
    Большая определенность в понимании права человека на жизнь и условий его реализации появилась после принятия двух междуна- родных пактов о правах человека. «Право на жизнь есть неотъемле-
    мое право каждого человека. Это право охраняется законом. Никто
    не может быть произвольно лишен жизни
    », — говорится в ст. 6
    МГПП.
    Нарушением права на жизнь является лишение человека жизни не только самими властями и их институтами, но и на территории госу- дарства. Не сумев создать соответствующего правового поля и гаранти- ровать безопасность своих граждан, государство несет ответственность и в случаях исчезновения людей, независимо от того, как это произо- шло
    2
    . Все это становиться возможным только потому, что государство оказалось не способным обеспечить в зоне своей юрисдикции порядка,
    1
    В решении по делу X. And Y. v. Netherlands Европейская Комиссия по правам чело- века, в соответствии с этим положением, отметила, что нидерландское правительство не обеспечило эффективной защиты жизни 16-летней девушки с умственными отклоне- ниями, изнасилованной преступником с такими же отклонениями.
    2
    Declaration on the Protection of all Persons from Enforced Disappearance. General
    Assembly resolution 47/133 of 18 December 1992. Art. 1.

    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   28


    написать администратору сайта