Главная страница
Навигация по странице:

  • 4.1. различение прав человека в зависимости от их основательности, всесторонности и значимости Права человека и гражданина

  • «Поколения» прав человека

  • Права и свободы человека по «поколениям» Поколения Права и свободы

  • права и свободы человека. Учебник для бакалавриата и магистратУры 2е издание, исправленное и дополненное


    Скачать 1.49 Mb.
    НазваниеУчебник для бакалавриата и магистратУры 2е издание, исправленное и дополненное
    Дата12.12.2022
    Размер1.49 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаправа и свободы человека.pdf
    ТипУчебник
    #841219
    страница13 из 28
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   28
    Глава 4
    .
    еДинство, вЗаиМосвяЗь
    и вЗаиМообУсловленность Прав и свобоД
    человека
    Классификация прав человека по сферам жизни. Внимательно изучая декларации, пакты и конвенции о правах человека, невозможно не задумываться над исключительным многообразием используемых в них понятий и категорий: права человека и права гражданина, права абсолютные и неотъемлемые, и права относительные и прогрессивные, права естественные, универсальные, и права позитивные и приобретае- мые. Названия международных пактов и разделов (глав) континенталь- ных конвенций говорят о наличии как минимум пяти общепризнанных категорий прав и свобод человека: гражданских, политических, эконо- мических, социальных и культурных. Сам международный кодекс прав и свобод человека не делает четких различий между гражданскими, политическими, социальными, экономическими и культурными пра- вами. Попытки их разграничения предпринимались в международных инструментах о специальных правах. По существу впервые более или менее системно это было сделано в Конвенции ООН об устранении всех
    форм расовой дискриминации
    1 1
    Статья 5: Государства-участники конвенции «обязуются запретить и ликвидиро- вать расовую дискриминацию во всех ее формах и обеспечить равноправие каждого человека перед законом, без различия расы, цвета кожи, национального или этниче- ского происхождения, в особенности в отношении осуществления следующих прав: а) права на равенство перед судом и всеми другими органами, отправляющими правосудие; б) права на личную безопасность и защиту со стороны государства от насилия или телесных повреждений, причиняемых как правительственными должностными лицами, так и какими бы то ни было отдельными лицами, группами или учреждениями;
    в) политических прав, в частности права участвовать в выборах — голосовать и выставлять свою кандидатуру — на основе всеобщего и равного избирательного права, права принимать участие в управлении страной, равно как и в руководстве госу- дарственными делами на любом уровне, а также права равного доступа к государствен- ной службе; г) других гражданских прав, в частности: 1) права на свободу передвижения и про- живания в пределах государства, 2) права покидать любую страну включая свою соб- ственную, и возвращаться в свою страну, 3) права на гражданство, 4) права на вступле- ние в брак и на выбор супруга, 5) права на владение имуществом, как единолично,

    116
    117
    Наряду с международными и континентальными соглашениями о правах и свободах человека существует также множество специаль- ных деклараций и конвенций о правах женщин, детей, инвалидов, беженцев, военнопленных, лиц без гражданства, без государственно- сти и т. д. И здесь невольно возникают вопросы: в каком соотношении находятся права, скажем, женщин, детей, инвалидов с правами чело- века и гражданина, и отличаются ли они от упоминавшихся выше пяти категорий прав или они входят в их число?
    4.1. различение прав человека в зависимости
    от их основательности, всесторонности и значимости
    Права человека и гражданина. Совершенно очевидно, что человек и гражданин — это не одно и то же. Стало быть, и права человека раз- личаются от прав гражданина. Впрочем, как и обязанности. Чем кон- кретно?
    Человек — представитель рода Homo sapiens, заселяющий всю нашу планету. Он рассматривается вне границ государств и обществ, как основа и образующий всех социальных и политических обществ. Чело- век существовал задолго до возникновения политического общества.
    И в Европе, и в Америке, и в Африке он — основа и главный субъект любого социума и характеризуется некоторыми общими, едиными для всех его представителей признаками, потребностями и условиями существования. Везде человек дышит, ест, пьет, добывает себе средства существования, радуется, огорчается, болеет и умирает.
    Человек — творение природы. Природой обусловлены определенные параметры, стандарты или условия, при наличии которых только и воз- можна нормальная жизнь человека. Они и обусловливают некоторые его права, являющиеся, поэтому, естественными и неотчуждаемыми.
    Эти, человеческие права считаются фундаментальными и составляют основу всех остальных прав, прежде всего, гражданских и полити- ческих
    1
    . Отрицание их равнозначно отрицанию самой жизни. Лишь

    так и совместно с другими, 6) права наследования, 7) права на свободу мысли, сове- сти и религии, 8) права на свободу убеждений и на свободное выражение их, 9) права на свободу мирных собраний и ассоциаций; д) прав в экономической, социальной и культурной областях, в частности: 1) права на труд, свободный выбор работы, справедливые и благоприятные условия труда, защиту от безработицы, равную плату за равный труд, справедливое и удов- летворительное вознаграждение, 2) права создавать профессиональные союзы и всту- пать в них, 3) права на жилище, 4) права на здравоохранения, медицинскую помощь, социальное обеспечение и социальное обслуживание, 5) права на образование и про- фессиональную подготовку, 6) права на равное участие в культурной жизни, 7) права на доступ к любому месту или любому виду обслуживания, предназначенному для общественного пользования, как, например, транспорт, гостиницы, рестораны, кафе, театры и парки».
    1
    См.: The International Dimensions of Human Rights. Vol. 1. Paris, 1982. Р. 15.
    на определенной стадии развития человеческого общества его члены обретают статус поданного или гражданина, означающий, что он стал членом и политического общества, объектом и субъектом государ- ственной власти и властных отношений. Как люди мы обладаем есте- ственными правами, но, став членом социума, обретаем также и пози- тивные права, предоставляемые нам соответствующим социумом как его члену, и закрепляемые его нормами и законами.
    Некоторые исследователи законов природы и народов наряду с пра- вами человека и гражданина выделяли и так называемые случайные
    права
    (adventitious rights), возникающие из некоторых человеческих действий или других явлений. Их называли реальными или персональ-
    ными правами
    . К ним относили права обладания, пользования, распо- ряжения, получения, дарения и пр. Эти права возникают и исчезают по взаимной договоренности сторон или по другим причинам
    1
    Объем человеческих прав у всех людей одинаков. Количество же гражданских прав и мера их реализации различны, они зависят от типа государства, гражданином которого индивид является, суще- ствующего в нем политического режима, общественного строя и их воз- можностей.
    На соотношение прав человека и гражданина одним из первых обра- тил внимание один из идеологов войны за независимость США Т. Пейн.
    «Некоторые авторы так путают общество с государством, — писал он в начале своего памфлета «Здравый смысл», — что не делают малей- ших или никаких различий между ними; в то время как они не только различны, но и имеют разное происхождение. Общество порождено нашими потребностями, государство — нашими пороками и злом
    2
    ; первое способствует продвижению нашего счастья в положительном направлении, объединяя наши привязанности и интересы, послед- нее — отрицательно, ограничивая наши недостатки. Первое поощряет общение, второе создает различия. Первый — патрон, последний — каратель (punisher)»
    3
    . Общество в любом состоянии — это благо для людей, а государство, даже в своей наилучшей форме,— необходимое зло
    4 1
    Carmichael G. Op. cit. Р. 77 — 79.
    2
    «Многие авторы согласны с тем, что первые конституции правительств свои про- исхождением обязаны порочности и вероломству человечества», — писал Гордон за три с половиной десятилетия до памфлета Т. Пейна (Gordon T. An Assay on Government.
    London, 1747. p. 2)
    3
    Paine T. Common Sense. 1776. Liberty Fund, 2010. Р. 19.
    4
    The Writings of Thomas Paine /ed. by Moncure Daniel Conway, New York, 1967, vol. 1.
    P. 69. — Последующие исследователи государства приходили к не более радужным выво- дам. Государство понималось ими как коллекция привилегий, порождаемая и поддержи- ваемая нарушением естественного права, в то время как общество является предписан- ной природой формой человеческого единства в соответствии с естественным правом.
    Почти все они видели в государстве civitas diaboli (общество дьявола), а в гражданском обществе — civitas dei (общество бога) (Oppenheimer V. The State. NY. 1922. Р. 11).

    118
    119
    В работе «Права человека», изданной в Лондоне в 1791 г., Пейн обращает внимание и на различия между естественными и граждан- скими правами человека. Человек становится членом общества не для того, чтобы жить хуже, чем прежде, писал он, и не для того, чтобы иметь меньше прав, чем он имел прежде, но для того только, чтобы лучше защищать свои естественные права. Естественные права — это те, которые принадлежат человеку по праву его существования.
    К ним он относил прежде всего интеллектуальные права, или права придерживаться собственного мнения, а также все те права действо- вать в индивидуальном качестве для своего собственного комфорта и счастья, которые не ущемляют естественных прав других. Граж- данскими являются те права, которые человек приобретает как член данного политического общества. При этом Пейн исходил из того, что каждое гражданское право имеет своей основой определенное естественное право, которого человек не мог реализовать индиви- дуально из-за ограниченности его возможностей. Это относится, главным образом, к безопасности и защите человека. «Он вносит эти права в общее дело общества и берет руку общества, частью которого он является, как предпочтительную и как дополнение к его собствен- ный руке»
    1
    Соответственно, и гражданская власть обусловлена той совокупно- стью естественных прав человека, которые оказываются дефектными в индивидуальном качестве, но сильными и компетентными, когда они объединены воедино. Однако эта власть не правомочна вмешиваться в те права, которые остаются за индивидуумами. То есть рациональное государство, в отличие от тех, которые основаны на предрассудках или на завоевании, вырастает из общества, вторично по отношению к нему и не всегда существовало
    2
    Принципиальные различия между обществом и государством видел также французский экономист и политический мыслитель Ф. Бастиа.
    Общество для него это «система обмена услугами, основанными на личном интересе, частной собственности и на свободном соревнова- нии, чье объяснение — выгода потребителей». А государство — «вели- кая мистическая целостность, посредством которой одна группа людей стремится жить за счет других»
    3
    Марксистская школа социологии и политологии стоит на примерно таких же позициях в понимании общества и государства, что и Джеф- ферсон, и Пейн, из чего она и делает вывод о неизбежности отмирания государства как силы принуждения путем его засыпания, в то время как общество — вечно. Ведь всестороннее и гармоничное развитие личности, являющееся главной целью прогресса общества, неизбежно
    1
    Paine T. The Rights of Man. Р. 17.
    2
    Paine T. Там же.
    3
    Bastiat F. The law. NY. 1995. 5. 20.
    будет или должно сопровождаться уменьшением и, в конце концов, исчезновением «наших пороков», которые, согласно философии поли- тики, создают государства. После отмирания государства власть вновь растворится в обществе
    1
    Согласно Марксу, в человеке и в его правах государство постулиро- вало свое собственное бытие, зависимое от каждого, кто является субъ- ектом собственности. Человек — абстрактный субъект в отношении к государству, в то время как права человека претендуют быть есте- ственными правами, абстрактными естественными правами. Гражда- нин имеет права только как член политического общества. Это права, чья ценность ограничена. Права граждан ни абсолютны, ни безус- ловны, они не гарантированы человеку везде и всегда: они не являются врожденными правами
    2
    Не каждый человек является гражданином (например, в до госу- дарственных обществах, а также лица без гражданства в современном мире), но любой гражданин является человеком. Оставаясь абсолют- ными, неотъемлемыми и фундаментальными, права человека в поли- тическом обществе становятся одновременно и правами гражданина
    3
    , расширяясь и дополняясь новыми правами другого уровня, круг кото- рых в разных странах различен. Поэтому и говорят о правах человека и гражданина, а зачастую просто о правах и свободах человека. В раз- мышлениях защитников прав разных направлений человеческие права всегда рассматривались как основы всех остальных прав. Человек обла- дает первичными правами, писал английский общественный и поли- тический деятель Оберон Герберт, права, определяющие основы суще- ствования, права, не предоставленные ему какой-либо группой или большинством общества. Если отрицать или отнять у него эти права, то это будет равнозначно отмене слова «право» в любом человеческом языке
    4
    В настоящее время принято выделять следующие категории прав и свобод человека: а) права человека, имеющие целью защиту жизни, свободы, а также физической и моральной целостности личности, а именно: права
    1
    Подробнее см.: Мутагиров Д. З. Демократия как универсальная ценность. Курс лекций. М. : Логос. 2014.
    2
    См.: Маркс К. К еврейскому вопросу. Сочинения. Т. 1. С. 400, 405.
    3
    В пособии, написанном по поручению ЮНЕСКО международным авторским кол- лективом, имеются противоречия в понимании данной проблемы. По мнению одних авторов, правами человека считаются только те, которые соответствуют граждан- ским правам (См.: The International Dimensions of Human Rights. Vol. 1. P. 20). Другие же (Ф. Ньюман и К. Васак) проводят различия между гражданскими и политическими правами. По их мнению, гражданскими являются права, которые позволяют индивидам обладать личной свободой и автономией, а политические права необходимы им, чтобы быть способными организовать свое участие в общественных делах сообщества, к кото- рому они принадлежат (Там же. С. 158).
    4
    Herbert A. Right and Wrong of Compulsion by the State and Other Essays. Indianapolis,
    2004. Р. 18.

    120
    121
    на жизнь, на свободу от рабства, крепостного и принудительного труда, свобода от пыток или жестокого нечеловеческого, или деградирующего обращения или наказания, свобода от произвольного ареста или задер- жания, право на справедливый суд, право на частную жизнь, право на свободу мысли, совести и вероисповедания; б) гражданские и политические права (право на свободу мнения и выражения, право на мирные собрания и ассоциации, право изби- рать и быть избираемым); в) экономические, социальные и культурные права во всем их мно- гообразии.
    Конституции почти всех современных государств начинаются с про- возглашения этих прав.
    «Поколения» прав человека. Другой критерий классификации прав и свобод человека — это способ пользования ими. В связи с этим права и свободы человека делят на индивидуальные, групповые и коллектив- ные. Подобное деление также относительно, ибо не всегда можно с точ- ностью определить, какие права к какой группе относятся.
    Реализация большинства прав и свобод человека происходит в коллективах (в семье, в трудовом коллективе, в сообществе). А сама проблема прав и свобод человека и гражданина возникает только в обществе (социальном и политическом). На острове Робинзона про- блемы прав и свобод не существовало и не могло существовать. Тем не менее классическая политическая теория в качестве прав чело- века долгое время признавала только права первичных субъектов общественных отношений — индивидуумов. С позиций этой теории, никакие права, принадлежащие целостностям иного рода (обществу, государству, церкви, корпорации, профсоюзам и т. д.), хотя они могут быть желаемы, требуемы и действенны, не должны называться пра- вами человека. Право на ассоциации, считали сторонники данной теории — это права добровольно объединившихся для достижения каких-то совпадающих интересов и целей людей. Это право при- надлежит каждому индивиду в отдельности, а не ассоциациям как абстрактным целым
    1
    Безусловно, существуют права, которые по своей природе индиви- дуальны (права на жизнь, на свободу и на равенство, право на личное имущество, право на свободу мысли и т. д.). Именно с них начинается признание и закрепление прав и свобод человека. Они составляют основу всех гражданских прав (табл. 4.1)
    2
    . Их называют еще и правами
    первого поколения
    1
    Sieghart P. The Lawful Rights of Mankind. Р. 161.
    2
    При рассмотрении любой схемы или модели следует помнить об их условности.
    Тем более это относится к схемам или моделям жизни, которую, как гласит поговорка, под схемы не подгонишь.
    Таблица 4.1
    Права и свободы человека по «поколениям»
    Поколения
    Права и свободы
    I
    — на жизнь;
    — на свободу;
    — на равенство;
    — на безопасность (достоинство) личности;
    — на личное имущество (собственность);
    — на свободу мысли, совести и веры (религии);
    — на свободу от рабства, подневольного состояния и принуди- тельного труда дискриминационного характера;
    — на свободу от дискриминации по признакам религии, расы, национального происхождения, политического или иного мне- ния;
    — на свободу мнения и выражения;
    — на свободу от произвольного ареста, задержания и высылки;
    — на свободу мирных собраний, митингов и шествий;
    — на свободу от вмешательства в личную жизнь и переписку;
    — право каждого человека на признание его правосубъектности;
    — право принять участие в управлении (власти) напрямую или через выборы;
    — право рабочих-мигрантов и их семей на защиту и помощь;
    — на убежище от преследований;
    — на свободу перемещения и проживания;
    — на свободу от пыток и жестокого, бесчеловечного и деградиру- ющего обращения или наказания;
    — на справедливый и публичный суд
    II
    — на труд, его достойное вознаграждение и на защиту от безра- ботицы;
    — на равное вознаграждение за труд равной ценности;
    — на жилище и его неприкосновенность;
    — на досуг и разумное ограничение рабочего времени, на опла- чиваемый периодический отпуск, равно как и на вознаграждение за праздничные дни;
    — на определенный стандарт жизни и на наивысший достижи- мый уровень физического и психического здоровья;
    — на достаточный жизненный уровень для каждого чело- века и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, на непрерывное улучшение условий жизни;
    — на охрану семьи, на оплачиваемый отпуск работающим матерям до и после родов или отпуск с достаточными пособиями по социальному обеспечению;
    — на социальное обеспечение;
    — на образование;
    — на защиту научного, литературного и художественного творче- ства;
    — на свободный выбор профессии;
    — на создание ассоциаций;
    — на забастовки;
    — на участие в культурной жизни

    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   28


    написать администратору сайта