права и свободы человека. Учебник для бакалавриата и магистратУры 2е издание, исправленное и дополненное
Скачать 1.49 Mb.
|
122 123 Поколения Права и свободы III — на экономическое, социальное, политическое и культурное самоопределение; — на суверенное равенство государств и наций; — на суверенитет народов над природными ресурсами в ареале своего проживания; — на экономическое и социальное развитие; — на социальный и международный порядок; — на пользование общим наследием человечества; — на экологически сбалансированную окружающую среду; — права народов, в том числе право на мир и самозащиту; — на помощь Некоторые полагают даже, что в данном случае речь идет о свободе от кого-то, а не о правах на что-то 1 . Это свобода от дискриминации по признаку пола, возраста, расы, религии; свобода от рабства и при- нудительного труда; свобода от пыток, жестокого и бесчеловечного обращения или наказания; свобода от произвольного ареста, задержа- ния и высылки; свобода от вмешательства в личную жизнь и перепи- ску; свобода перемещения и проживания; право на убежище от пре- следований; свобода мысли, совести и веры (религии); свобода мнения и выражения; свобода мирных собраний и ассоциаций; право принять участие в управлении (власти) прямо или через выборы; право на соб- ственность. Совершенно очевидно, что некоторые из этих так называемых прав индивидов никак не могут быть реализованы в одиночку: право на брак и семью, право на собрания и ассоциации, право на самоопре- деление и т. д. По форме они индивидуальны (хочу — женюсь, хожу на собрание, вступаю в ассоциацию, а хочу — нет), но по своему содер- жанию и способам реализации — групповые или коллективные (для брака нужно согласие и другого человека, а для собрания или создания ассоциации — согласие и желание многих людей) 2 Второе поколение прав человека включает в себя как индивидуаль- ные, так и групповые права. Они определенно характеризуются пра- вом на что-то и требуют не невмешательства, а, напротив, активного участия общества и государства, без которых они никак не могут быть реализованы 3 1 Sieghart P. The Lawful Rights of Mankind. Р. 162; Мутагиров Д. З. Философия «тре- тьего поколения» прав человека // Философия и политика. Т. 5. СПб., 1997. 2 К. Маркс считал, что гражданские и политические права осуществляются лишь в сообществе с другими людьми. Их содержанием является участие в политической общ- ности, в государстве (См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 1, с. 399). 3 См., например, Смыслов М. Д. Международно-правовая защита меньшинств // Московский журнал международного права. 1993, № 1. С. 107—108). До сих пор эти права многими связываются с социалистической традицией. Они перечислены в статьях 22—27 ВДПЧ, закреплены в МПЭСКП и ряде международных конвенций. Сюда относятся: право на социальное обеспечение; право на труд, его достойное вознаграждение и на защиту от безработицы; право на отдых, включая право на опла- чиваемые отпуска; право на определенные стандарты жизни и здоро- вья; право на образование; право на защиту научного, литературного и художественного творчества (интеллектуальную собственность); право на свободный выбор профессии; право на создание ассоциаций; право на участие в культурной жизни. Некоторые исследователи на основании этих и других различий делят права человека на позитивные и негативные. Подобное деле- ние встречается и в некоторых учебниках, что представляется нам не совсем корректным. Права человека не могут быть негативными, (даже применение такого выражения здесь не уместно), ибо они всегда имеют знак «плюс» (защита и возвышение человека). Что касается позитивных прав, то они действительно существуют, но в совершенно ином смысле. Философия отличает естественные законы, не зависящие от воли человека, от создаваемых им законов — законов человеческих, рукотворных, позитивных. Фундаментальные права человека есте- ственны, врожденны, абсолютны и неотъемлемы, а некоторые граж- данские права и объем их реализации определяются государствами, обществами в зависимости от уровня их развития и возможностей, а, следовательно, они относительны и прогрессивны. Поэтому они счита- ются позитивными правами человека. Парными позитивным являются естественные права. Отдельные права и свободы человека изначально выступали как права коллективные. Даже если они могут быть реали- зованы отдельными людьми, то только вместе, коллективно. Их стали признавать лишь во второй половине ХХ в. и называют правами тре- тьего поколения. Эти права предполагают перераспределение власти, богатств и других ценностей жизни. К данной группе прав относятся: право на экономическое, социальное, политическое и культурное само- определение; право на экономическое и социальное развитие; право на участие в пользовании общим наследием человечества (космиче- ским пространством, богатствами открытых морей и океанов, научно- технической информацией и прогрессом человечества); право на эко- логически сбалансированную окружающую среду; права народов, в том числе и право на мир и на самозащиту, право на компенсацию нанесен- ного ущерба, право на помощь. Многие права человека врожденные, универсальные и неотъемле- мые. Они нераздельны, взаимосвязаны и дополняют друг друга. Боль- шинство членов ООН признавало это, когда Организация приступала к разработке Международного пакта прав человека. «Обладание граж- данскими и политическими правами и экономическими, социальными и культурными правами взаимозависимо», — говорилось в резолюции Окончание табл. 4.1 124 125 пятой сессии ГА ООН. — В случаях, когда индивид лишен его экономи- ческих, социальных и культурных прав, он не представляет собой чело- веческой личности, рассматриваемой в Декларации как идеал свобод- ного человека». Уверенно и решительно единство всех прав и свобод человека признано в Декларации ООН «О праве на развитие» (4 декабря 1986 г.): «Все права человека и фундаментальные свободы неделимы и взаимозависимы; нужно уделять равное внимание осуществлению, продвижению и защите гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав» (ст. 2, п. 2). Речь идет, таким образом, о единой системе прав и свобод, обуслов- ленной самой многогранной жизнью человека, дифференцированной на множество сфер, областей и аспектов, в которых каждый из людей в той или иной степени принимает и должен принимать участие. Это экономическая, социальная, политическая, духовная сферы, кото- рые, в свою очередь многогранны. Необходимость участия в каждой из них порождает особую группу прав и свобод человека (см. рис 4.1) 1 На встречах в Вене (1988—1989 гг.) и в Копенгагене (1990 г.) по чело- веческому измерению ведущие государства мира вновь подтвердили свое убеждение в том, что продвижение экономических, социальных и культурных прав, так же как гражданских и политических прав, имеет первостепенную важность для человеческого достоинства и для дости- жения законных стремлений каждого индивидуума. В индивидуальной жизни человека различия между сферами, обла- стями и аспектами жизни менее заметны, а взаимосвязь и взаимозави- симость очевиднее. Есть цель и необходимость жить достойно — есть цель и необходимость создать условия для нормальной, с точки зрения каждого человека, жизни. Кто-то «живет для того, чтобы есть», наслаж- даться, кто-то — чтобы властвовать и господствовать над другими, а абсолютное большинство людей, — для того, чтобы реализовать свое человеческое призвание, выполнять возложенные на них природой функции, расти и воспитывать себе замену и во всем этом находить радость и счастье. Что первично, а что вторично, производно и зави- симо от первых? Каждый человек решает этот вопрос самостоятельно, по-своему, в полном соответствии со своим собственным жизненным опытом и пониманием смысла жизни. Но как бы люди не решали его, непреложная истина состоит в том, что каждый человек должен поддер- живать свою жизнь, для чего он должен есть, пить, иметь свое жилье, защищаться от холода, болезней, других опасностей. А для того чтобы есть, пить, одеваться, иметь жилье и другие необходимые условия жизни, люди должны трудиться, добывать себе средства существования (получать у природы в готовом виде или производить все необходимое для жизни собственным трудом). То есть сама объективная жизнь уста- 1 При всей относительности и, возможно, абстрактности данной таблицы, она позволяет графически представить себе систему прав человека, видеть ее составляю- щие, их неразрывное единство, а также и взаимосвязь всех прав и свобод. навливает свои приоритеты, определяет, что первично, определяющее, и что вторично, производно, зависимо от первых. С чего начинается жизнь человека — с молока матери, с каждод- невных завтраков, обедов и ужинов или с тайного голосования по пар- тийным спискам, с вопросов «давать ребенку молоко или не давать», «завтракать или не завтракать»? Ответы здесь очевидны. Примерно такой же характер имеют и споры о том, с чего следует начинать практическую защиту прав и свобод человека. Многие счи- тают, что она начинается с утверждения политической демократии, которая затем, по мере создания необходимых предпосылок, должна быть дополнена социальной демократией. Другие, напротив, полагают, что она начинается с утверждения подлинной социальной демократии, которая включает в себя и политическую демократию, ибо без послед- ней сама она невозможна. Реальная жизнь человека начинается не с власти или демократии, а с потребления, производства, распределения и регулирования всех связанных с ними отношений. Власть является всего лишь одним из инструментов и механизмов регулирования процессов производ- ства, распределения и обеспечения безопасности их участников. Тре- бования естественной жизни всегда будут сильнее искусственных норм и правил. Единство всех прав человека было подтверждено в декларации Теге- рана по поводу 20-летия Всеобщей декларации прав человека и в спе- циальной резолюции ГА ООН 1977 г. При решении проблемы прав человека, в системе ООН, говорится в резолюции ГА 32/130, следует принимать во внимание, что: а) все права человека и фундаментальные свободы неразделимы и взаимосвязаны; равное внимание и срочное обсуждение должно быть уделено осуществлению, улучшению и охране как гражданских и поли- тических, так и экономических, социальных и культурных прав; б) полная реализация гражданских и политических прав невоз- можна без обладания экономическими, социальными и культурными правами; достижение прочного прогресса в осуществлении прав чело- века зависит от правильной национальной и международной политики экономического и социального развития. «…Все права человека проис- текают из достоинства и ценности , присущих человеческой личности, и … человеческая личность является центральным субъектом прав человека и основных свобод и , соответственно, должна быть основным пользователем этих прав и свобод , и активно участвовать в их реали- зации », — говорится в преамбуле Декларации всемирной конференции по правам человека (Вена, июнь 1993 г.). «Форум Тысячелетия» с участием представителей свыше 1000 непра- вительственных институтов и организаций гражданского общества из более чем 100 стран (Нью-Йорк, 22—26 мая 2000 г.), вновь подтвер- дил универсальность, неделимость и взаимозависимость всех прав — гражданских, политических, социальных, экономических и куль- 126 127 турных — и призвал всех присоединиться к всемирному движению в защиту человеческого достоинства. Рис. 4.1. Древо прав и свобод человека Фундаментальные права человека и основные свободы присущи каждому человеку с момента его рождения (а некоторые — с момента зачатия). Стало быть, все они по своей природе социальны. Это нашло свое отражение в некоторых европейских и американских инструмен- тах прав и свобод человека. «Не существует водораздела между класси- ческими гражданскими свободами, охваченными Конвенцией, с одной стороны, и экономическими и подобными им правами, с другой», — вынужден был отметить Европейский Суд по правам человека в реше- нии по делу Айрей в 1979 г. 1 Многие гражданские и политические права имеют подтекст социального или экономического характера. Поэтому Суд, как и Комиссия, считает, что сам факт, что интерпретация Конвен- ции может выйти в сферу социальных и экономических прав, не должен 1 Основные решения ЕСПЧ опубликованы в книге: Европейский Суд по правам человека. Избранные решения. В 2 т. / отв. ред. В. А. Туманов. М. 2000. стать решающим против такой интерпретации; не существует водораз- дела, отделяющего эту сферу от поля, покрываемого Конвенцией. Таким образом, речь идет о единой и стройной системе прав и сво- бод, обусловленной многогранностью самой жизни. Она дифференци- рована на множество сфер, областей и аспектов, в которых все люди в той или иной степени принимают участие. Каждая из них порождает особую группу прав и свобод человека. Другие критерии прав человека. Права и свободы человека — сложное и многогранное явление и каждая его грань открывает свое- образное видение и понимание этого феномена. Человек — участник общественной жизни, и в каждой ее сфере на передний план выхо- дят актуальные для нее права и свободы. Поэтому принято говорить о гражданских, политических, экономических, социальных и культур- ных правах человека. Можно сказать также, что почти все права чело- века многомерны, являются одновременно и социально-экономиче- скими, и гражданско-политическими. Права человека могут быть классифицированы и по другим кри- териям. Например, если взять за основу не абстрактную обществен- ную жизнь и ее неосязаемые сферы, а самого человека, условия его существования, конкретные показатели или проявления человеческой жизни. Комиссия по правам человека ООН и ее подкомиссии вырабо- тали достаточно четкую и убедительную систему классификации прав и свобод человека, которая делит права человека на: а) общие права человека, которыми наделен каждый индивидуум, закреплены в Международном кодексе о правах человека, и составляют основу системы прав человека; они включают право на целостность человека, свободу действия, нормы участия в правовом процессе, поли- тические, экономические, социальные и культурные права. Их главная функция состоит в гарантировании общественной интеграции в усло- виях равного достоинства; б) дополнительные права, которыми обладают все люди, при- надлежащие к национальным (или этническим), религиозным или лингвистическим меньшинствам в соответствии с МПГПП (ст. 27), декларацией «О правах людей, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным или лингвистическим меньшинствам» (ст. 2. 2) и региональными инструментами прав меньшинств; они включают право наслаждаться своей собственной культурой; проповедовать свою собственную религию; использовать свой язык; устанавливать и под- держиватьсвободные и мирные контакты с другими членами своей группы и с людьми, принадлежащими к другим меньшинствам. Эти права могут быть реализованы человеком как индивидуально, так и в ассоциации с другими членами своей общины, однако они опреде- ляются как права людей и поэтому приравниваются к индивидуальным правам; в) специальные права местных народов и их представителей, пред- усмотренные в конвенции МОТ № 169 (относительно местных и пле- 128 129 менных народов в независимых странах) и в декларации ООН «О пра- вах местных народов» (принята в 2006 г.), Это права целостностей, а потому — коллективные права. Разумеется, и эта классификация может стать предметом дальней- ших размышлений.Наряду с отмеченными правами, целесообразно видеть также и специфические права различных социальных, воз- растных, профессиональных и иных групп общества (женщин и детей, работников, пенсионеров, инвалидов и т. д.). Есть права, общие для всех этнических, религиозных, лингвистических и иных групп. Суще- ствуют также права и человеческого сообщества в целом, призванные защищать его целостность от разрушительных действий отдельных индивидуумов, групп людей, отдельных народов или частей сообще- ства. Каждый из элементов триады прав (жизнь, свобода, равенство) лежит в основе относительно самостоятельных систем прав и свобод: системы прав человека на жизнь , системы прав на свободу, системы прав на равенство . Кроме того, наряду с ними с необходимостью можно выделить также права людей в экстремальных условиях, права работ- ников , дополнительные права женщин и детей, а также новые (чет- вертого поколения ) права человека, закрепленные в международных инструментах за последние два десятилетия. Основой основ человеческих прав и свобод является его жизнь и, соответственно, право на жизнь. Человек не просто животное, а животное одновременно и социальное, и политическое, и духовное. Есть жизнь, значит, есть индивидуум, личность. Каждый человек явля- ется своеобразным центром особого мироздания, имеет свою систему взглядов, ценностей, потребностей, интересов и совершает обуслов- ленные ими практические действия. Отсюда и такие параметры или измерители человеческой жизни, как ее качество, цель, продолжи- тельность, степень свободы, равенства, достоинства и стремления к счастью. Эти важнейшие моменты «функционирования» человека также составляют основу всех прав и свобод человека. Право на жизнь и ее составляющие являются общечеловеческими, неотъемлемыми и врожденными, действующими везде и во все времена. Различны только возможности и объем их реализации разными людьми, а также качество жизни. И так, после формирования политического общества и образования государств, особенно государств республиканского типа, эти права ста- новятся одновременно и гражданскими правами, которые, в свою оче- редь, делятся на экономические, социальные, политические и духовные (культурные) права. Статус гражданских прав налагает на них опреде- ленные ограничения в зависимости от поведения гражданина или сте- пени понимания им своей гражданственности. Свобода человека — это целая совокупность условий, при одно- временной реализации которых только и можно говорить о сво- боде человека и свободной жизни (от нужды, от рабства, от пыток, свобода поступать автономно, по своей собственной воле и разуме- нию, свобода выбора места жительства, профессии и рода занятий, свобода совести и религии и т. д.). То же самое относится и к праву человека на равенство. При этом важно знать, что есть права, кото- рые относятся ко всем рассматриваемым системам, являются общими или смежными также для этнических, религиозных, лингвистических и иных меньшинств. Безусловно, существуют и права человеческого сообщества в целом, призванные защищать его целостность от раз- рушительных действий отдельных элементов (индивидуумов, групп людей, народов). Традиционно отдельные права и свободы исследуются специали- стами по формулировкам международных пактов о правах человека (экономические, социальные, политические, гражданские и политиче- ские). В данном учебнике мы рассматриваем проблему, руководствуясь логикой самой жизни. 4.2. Международные измерения прав человека Как уже говорилось, каждое общество и каждый народ обладают своими собственными системами ценностей и, естественно, смотрят на права и свободы человека сквозь призму этих ценностей. Жизнь, свобода, равенство, стремление к счастью различными народами понимаются не совсем одинаково. Чтобы международно-признанные права и свободы человека могли реализоваться на деле, а националь- ные и международные институты защиты прав человека могли с опре- деленностью установить реальное состояние в этой области, необхо- димы единые, международные измерения признаваемых прав. Поэтому в каждом из соглашений о правах и свободах человека четко говорится о том, что именно понимается под тем или иным правом человека, каковы на сегодняшний день его согласованные, международные изме- рения. Ныне в картотеке международно признанных прав человека насчи- тывается более 80 пунктов. Конвенции и пакты, в которых эти права провозглашаются, четко и лаконично объясняют, каково согласованное содержание каждого из них. Надо сразу же отметить, что это понима- ние прав человека пока еще ограничено и отличается от житейского понимания соответствующих проблем. На сегодня то или иное призна- ваемое право человека фактически гарантирует лишь какой-то один аспект проблемы. В процессе изучения прав и свобод человека мы под- робнее рассмотрим содержание каждого из них. А сейчас посмотрим на проблему на примерах фундаментальных прав и свобод, лежащих в основе соответствующих подсистем прав и свобод человека. Все международные соглашения о правах человека провозглашают, что «человек имеет право на жизнь». Что это значит, и какое содержа- ние вкладывается в «право человека на жизнь»? 130 131 Жизнь дана каждому человеку фактом его рождения на определенный срок. Продолжительность этого срока у каждого своя, зависящая от условий среды обитания и его собственного поведения. За это время жизнь проходит через множество стадий или фаз, на каждой из которых ее качество претер- певает существенные изменения. Настает время, когда каждый человек без исключения «уходит из жизни» (умирает). Это вечный и естественный про- цесс, совершающийся по особым, неподвластным людям, законам. Здесь нет нарушения права человека на жизнь. Жизненный процесс нарушается и становится алогичным, когда в него вмешиваются человек, группы людей, государства. И, как следствие, появля- ются нормы и законы, регулирующие пределы отношений между людьми, пра- вила человеческого общежития с целью уменьшения угрозы для жизни граж- дан или, как полагают сами государства, для защиты жизни людей. Подоб- ные регуляторы, безусловно, необходимы, их формирует само гражданское общество. Но не только и не столько для защиты жизни, сколько для ее упо- рядочения. Риск для жизни уменьшается путем ее рационализации и упоря- дочения. Право на жизнь означает, что никто не может и не должен предна- меренно, по чьему бы то ни было усмотрению покушаться на жизнь другого человека. Виновниками нарушения этого «права» всегда являются общество и государство, которые допускают у себя порядки, опасные для жизни людей. Провозгласив тезис «каждый имеет право на жизнь», ВДПЧ предостере- гает государства от практики узаконенных расправ с критиками и против- никами существующих режимов путем вынесения им смертных приговоров. Европейская конвенция о правах человека и основных свободах понимает право на жизнь как право на защиту от произвольного лишения жизни госу- дарством. В других международных инструментах прав человека подписавшие их государства обязываются создавать все условия, необходимые для реали- зации прав и свобод человека, в том числе и права на жизнь. Нарушением права человека на жизнь является лишение жизни не только самими властями и их институтами, но также индивидами и группами граждан — конкурентами, противниками, мафиозными группами. Государство несет полную ответственность во всех этих слу- чаях, как и в случаях исчезновения людей, рассматриваемое междуна- родным сообществом как гибельное и скандальное нарушение прав человека и фундаментальных свобод. Все это становится возможным только потому, что государство оказывается неспособным добиться в пределах своей юрисдикции порядка, обеспечивающего безопасность человека. Право на безопасность человека понимается как отсутствие какой бы то ни было угрозы его жизни, свободе и счастью, а также уверенность в том, что ничто не будет угрожать им и в будущем. Как правило, каждый человек сам справляется с большинством возникающих в его жизни проблем и стремится свести к минимуму последствия неблагоприятных для жизни фак- торов. Но со многими из них он может справиться только усилиями всего общества. Государство и учреждается людьми для совместного обеспечения безопасности всех его граждан. Когда возникает какая-либо угроза для жизни индивида или группы людей, государство обязано предпринять меры по ее устранению или смягчению. В каждом государстве существуют свои законы о безопасности, учитываю- щие специфику страны, возможные источники и формы опасности, а также пути и способы их устранения. Обеспечение безопасности означает, прежде всего, недопущение общественной нестабильности, устранение не только угрозы жизни и свободе людей, но и ее последствий. Вся общественно-поли- тическая жизнь государства должна быть организована таким образом, чтобы в ней не было места для преступности и ничто не создавало опасности для его граждан. Важным фундаментальным правом человека является право на труд. Почему-то это право считается относительным и прогрессивным, что не вполне соответствует действительности. Труд не только способ добыва- ния средств существования, но и непременное условие формирования самого человека. Согласно пакту «Об экономических, социальных и культурных пра- вах» (ст. 6, п. 1), право на труд включает право каждого человека на получе- ние возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается. С правом на труд связано и право на справедливое вознаграждение. Согласно международным соглаше- ниям, его реализация должна обеспечивать удовлетворительное существова- ние для самих работников и их семей. ВДПЧ говорит о праве на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи и дополняемое при необходимо- сти другими средствами социального обеспечения. Свобода человека как право также существенно отличается от фило- софского понимания свободы. Свобода означает отсутствие каких бы то ни было искусственных ограничений и запретов при выраже- нии суверенной воли индивида, если при этом не ущемляются обще- ственные интересы, не оскорбляется общественная мораль и не нару- шаются права других людей. Человек разумен, он способен мыслить, оценивать, анализировать, обобщать и предвидеть. Отсюда — имма- нентное право человека мыслить, и, соответственно, свобода мнения, выражения и совести. Однако правовая наука понимает свободу лишь как отсутствие ареста или задержания . Всеобщая декларация уста- навливает критерии свободного человека: свобода от рабства и подне- вольного состояния; свобода от пыток или жестокого, бесчеловечного обращения и наказания; свобода от произвольного ареста, задержа- ния или изгнания; свобода от произвольного вмешательства в лич- ную и семейную жизнь, произвольных посягательств на неприкосно- венность его жилища, тайны корреспонденции, на честь и репутацию человека; свобода передвигаться и выбирать себе место жительства в пределах данного государства, покидать любую и возвращаться в свою страну; свобода вступать в брак, при достижении определен- ного возраста, создавать семью, владеть имуществом; свобода сове- сти и вероисповедания, свобода мысли, мнения и выражения, свобода информации и т. д. Суть права на свободу сводится к тому, что никакое ограничение свободы человека не допустимо, пока он живет в согласии с законами 132 133 природы и общества. Нарушение закона влечет за собой ограничение права нарушителя на свободу с тем, чтобы приостановить противоправ- ные действия, гарантировать свободу других и содействовать исправле- нию правонарушителя. Свобода слова всегда связывается с правом человека на получение и распространение информации. Как следует понимать формулировку «человек имеет право получать и распространять информацию»? Вся- кую ли информацию? Есть информация и дезинформация, информация, необходимая для нормальной жизнедеятельности человека, и не имею- щая такой ценности. Информация о различных сторонах жизни необ- ходима человеку в его повседневности для того, чтобы знать, как ему поступать в тех или иных ситуациях. Естественно, граждане государства, члены общества должны знать обо всем, чем занимаются государство и создаваемые им институты, содержащиеся благодаря их налогам, что они делают для упорядочения общественных отношений и реализации воли граждан. Это относится также к международной жизни и между- народным институтам. Государство и общество, делая все необходимое для того, чтобы каждый человек имел свободный доступ к источникам информации, должны в то же время охранять информацию, связанную с безопасностью государства, с защитой общественной морали, а также прав и свобод других граждан. Право на распространение информации — это право человека на правдивую, проникнутую уважением к каждому читателю или слу- шателю информацию, ибо неверная информация таит в себе угрозу для людей. КонвенцияООН «О международном праве на коррекцию» обязываеткорреспондентов информационных агентств передавать факты в таком виде, какими они есть, без всякого искажения. В случае, если в переданной информации будут обнаружены ложь, искажения, то об этом обязаны сообщать немедленно те же агентства и каналы. Соглашения о правах человека, принятые после ВДПЧ, устанавливают ряд ограничений и оправданий для государственного вмешательства. Европейская конвенция допускает лицензирование радиовещатель- ных, телевизионных или кинематографических предприятий. Согласно этой конвенции, осуществление любого права человека может быть сопряжено с ограничениями или штрафными санкциями в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или обще- ственного спокойствия, в целях предотвращения беспорядков и пре- ступлений, защиты здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, получен- ной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристраст- ности правосудия. МПГПП даже расширяет возможные ограничения «свободы слова» и других прав человека. Свобода совести и вероисповедания означает свободу человека менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или част- ным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуаль- ных порядков. Европейская конвенция расширяет сферу исповедания рели- гии включением в нее религиозной практики и исследований в области веры. Публичные демонстрации своих религиозных чувств группами людей в местах проживания лиц, придерживающихся других верований, могут превратиться в нарушение права на свободу совести и религии этих последних. Поэтому ПГПП обязывает государства запрещать подобные проявления. Что касается права человека на равенство, то современная концепция прав человека понимает его как «равенство перед законом», как конституционное равенство граждан с одинаковыми правами и обязанностями. Специалисты по правам человека убеждены в том, что фактическое равенство возможно только на словах. На деле пока еще не соблюдается даже равенства граждан перед законом. Таким образом, при всем своем многообразии права и свободы человека, в том числе абсолютные и неотъемлемые, имеют свои пределы. Жизнь сама устанавливает границы прав и свобод индивида, группы и социума. В любом обществе одновременно функционируют многочисленные нормы жизни: писаные и неписаные (социальные, нравственные, моральные, националь- ные и др.). Каждый субъект общественных отношений обязан уважать эти нормы, пользоваться своими правами и свободами так, чтобы делать мораль- ные и нравственные нормы общества еще более устойчивыми. Понимание прав человека и вкладываемого в них содержания связано с общим уровнем развития человечества в целом и отдельных стран. По мере прогресса челове- чества будут расширяться и сам перечень международно признаваемых прав и свобод человека, и их содержание. 4.3. стороны прав и свобод человека Субъекты общественных отношений, в том числе и правовых, мно- гообразны: индивид, группа, этнос, государство, его институты. Много- образны, стало быть, и возможные стороны общественных процессов (соглашений, союзов, конфликтов, тяжб). Область прав и свобод чело- века имеет свои отличительные особенности. Сторонами прав человека, как правило, являются не индивидуумы, человек и человек, как считают некоторые юристы 1 , а прежде всего человек и государство. Это вытекает из природы государства, его пред- назначения и призвания, соотношения гражданского и политического обществ. Люди, гражданское общество учредили государство как институт, необходимый для обеспечения безопасности всех людей и содействия их стремлению к счастью. Главное, чем человек обладает и пуще всего оберегает — это его жизнь, свобода, имущество, а также стрем- ление к счастью и безопасности. Учреждая государство как институт по их защите, социум и его члены согласились подчинить достижению общих целей свою жизнь, свободу и имущество, обязались повино- 1 Беломестных Л. Л. Права человека и их защита. В трех томах. Т. 1. М., 2003. С. 5. 134 135 ваться устанавливаемым государством легитимным правовым нор- мам и нести наказания за их нарушение. Но важно помнить, что люди всегда действуют себе во благо, а не во вред, а потому передают госу- дарству часть своих прав и свобод не раз и навсегда. Они сохраняют за собой право контроля над тем, как государство выполняет вытека- ющие из общественного договора обязательства, а также замены вла- стей и государственного строя в случае их крайней безответственно- сти. Многие теоретики политики и права (Г. Гроций, С. Пуфендорф) сформулировали правило: если правители (власть), которых народ выбирает или формирует, поступают должным образом и ответственно выполняют свои функции, народ повинуется им (ей), а если правят плохо — то народ должен заставить их (ее) должным образом выпол- нять свои функции 1 При всех условиях народ должен сохранить за собой свою прину- дительную власть над учреждаемыми им институтами власти и право наказывать их функционеров. В Декларации независимости США эта идея получила наиболее четкое выражение. Для обеспечения своих прав «люди создают правительства, справедливая власть которых основывается на согласии управляемых… Если какой-нибудь государ- ственный строй нарушает эти права, то народ вправе изменить его или упразднить и установить новый строй, основанный на таких прин- ципах и организующий управление в таких формах, которые должны наилучшим образом обеспечить безопасность и благоденствие народа». Если же власть совершает длинный ряд злоупотреблений и насилия, обнаруживает стремление подчинить народ абсолютному деспотизму, «то право и долг народа свергнуть такое правительство и создать новые гарантии обеспечения своей будущей безопасности» 2 Гроций сравнивал отношение между народом и властью с тако- выми кредитора и должника. Кредитор формулирует условия, и когда должник их нарушает, заставляет последнего, прибегая к помощи установленных институтов (суда), выполнить свои обязательства. Так и народ доверил управление принадлежащей ему властью (суверени- тетом) правителю или руководителю и вправе требовать от послед- них, чтобы те пользовались ею должным образом — только на благо общества, а не во вред. Власть же, полагая, что народ уступил ей неко- торые свои права и свободы навечно, отказался от права контроля над нею и на сопротивление на произвол с ее стороны, ведет себя проти- 1 Законодательство Визиготов гласило: «Король называется королем (rex) потому, что он управляет справедливо (recte). Если он действует в соответствии с законом, он по праву обладает именем короля; если он действует несправедлив, он жалким обра- зом теряет его. Наши отцы, следовательно, говорили не без основания: Rex ejus eris si recta facis; si autem не facis, не eris (ты будешь королем этой страны, если будешь делать правильные дела; однако если будешь делать неправильные дела, ты не будешь королем)». Двумя главными достоинствами правителя считались законность (справед- ливость) и истина (См.: Guizote F. The History of the Origins of Representative Government in Europe. Liberty Fund, 2001. Р. 188). 2 Джефферсон Т. Автобиография. Заметки о штате Виргиния. Л., 1990. С. 34. воестественно. Она чаще бывает озабочена не тем, как лучше служить формировавшему ее обществу (своему хозяину и верховному суве- рену), обеспечить людям мир и безопасность, а о том, В как удержать их постоянно в безусловном подчинении и наказывать за любое непо- виновение. Государства имеют тенденцию к абсолютизации своей вла- сти, присвоить себе новые права и полномочия, возлагать на народ новые обязательства и ограничения, не предусмотренные обществен- ным договором (Конституцией). Это часто происходит путем мини- мизации власти гражданского общества, огосударствления многих его функций, а также ограничения прав и свобод учредивших его людей. Своими позитивными законами государства настолько ограничи- вают общий стандарт действий людей, что в большинстве стран они способны, подобно попугаям или чуть больше, лишь повторять друг друга 1 То есть главным источником опасности правам и свободам чело- века является его же государство, как неправовые действия, так и без- действие этого института. Государство, как уже говорилось выше, создается людьми для обуздания их пороков. По мере социализации, совершенствования человека, роста его цивилизованности и усвоения им норм человеческого общежития государства должно стать меньше, а политическая власть ограничиваться. Однако это противоречит инте- ресам безответственных лиц, подчинившие доверенную им власть соб- ственным интересам. Государства, лишенные постоянного контроля со стороны гражданского общества и забывшие об их истинном пред- назначении, уподобляются могильщикам, гробовщикам и т. п., работа и благосостояние которых прямо зависит от степени смертности в обществе. Такие государства по определению не могут быть заинте- ресованы в гармонизации, умиротворении и бесконфликтности обще- ства, ибо в таком случае исчезают основания для самого их существо- вания 2 . Поэтому они сами будут провоцировать общество и отдельные его слои на не повиновение, порождать своими действиями болезни и проблемы, с которыми сами же будут затем «героически бороться», показывая вновь и вновь необходимость не только в их существовании, но и дальнейшего усиления. Отсюда и известный принцип «разделяй и властвуй!». Из института защиты общества и обеспечения безопас- ности человека такое государство превращается в угрозу им. Именно в этой, создаваемой действиями или бездействием государства, ситуа- ции 3 его граждане лишаются возможности поступать целесообразным 1 Goodwin W. Op. Cit. Р. 53. 2 См.: Oppenheimer F. The State. Liberty Fund, Inc. 2005. Р. 132. 3 «Государство накладывает свою руку на родники в обществе и останавливает их движение. Оно дает субстанцию и постоянство нашим ошибкам, переворачивает истинные склонности ума, и, вместо того, чтобы испытывать нас взглядом вперед, учить нас смотреть назад для совершенства» (Godwin W. An Enquiry Concerning Political Justice, and its Influence on General Virtue and Happiness. London, 1793. Р. 19). 136 137 образом, реализовать в полной мере свои способности и потребности, происходит нарушение их прав и свобод. Некоторые исследователи взаимоотношений гражданского обще- ства и государства сравнивают гражданское общество с Одиссеем, добровольно давшим привязать себя к мачте корабля и не освобождать его ни под какими угрозами, чтобы слушать пение сирень, не рискуя броситься в море. Но в отличие от Одиссея, сразу же после прохода опасного района, высвобожденного экипажем судна, гражданское общество и его члены привязываются к конституции все туже и туже, независимо от меняющихся условий в мире и того, что государство давно само стало нарушать его. Люди почему-то начинают привы- кать к этому и рассматривать это как норму. Конечно, этому в нема- лой степени помогает исключительная монополия государства на силу и законотворчество, его возможность направлять средства массовой информации в выгодном для него направлении. Правильные взаимоот- ношения гражданского и политического обществ состоят в том, чтобы первое строго привязало к конституции самое государство и его долж- ностных лиц, а не только самое себя. На самом деле общество стоит выше Конституции, оно ее автор, выражение его воли, которое может со временем измениться, а госу- дарство — учреждаемый в соответствии с волей общества (конститу- цией) и функционирующий строго в ее рамках политический институт. Безусловно, «в жизни люди страдают от ущемления своих важнейших прав, прежде всего, из-за несоблюдения должных обязанностей дру- гими людьми» 1 . Но в области прав и свобод человека это становится возможным в результате нелегитимной деятельности государства и не выполнения его функционерами своих конституционных обязан- ностей. Вспомним оценку государства Ф. Бастиа как большой фиктивной целостности, посредством которой каждый человек стремится жить за счет другого. Своим правом, узаконивающим подобные притязания, оно всегда благоприятствует одним группам людей и ставит в дискри- минируемое положение другие группы. За все, что происходит в рамках политического общества, отвечает государство. Когда оно строго выполняет свои обязательства перед учредившим его обществом, в нем царят мир, демократия и справед- ливость. В результате же нарушения им своих обязанностей становится невозможной строго упорядоченная правовыми нормами жизнь, гаран- тирующая все права и свободы каждого его члена. Даже несчастный случай (получение ушиба в результате падения на улице из-за рытвин на ней, попадание под транспорт, становление жертвой непредвиден- ных обстоятельств) в демократическом обществе с устойчивым правом рассматривается, прежде всего, как вина государства, следствие его 1 Вельяминов Г. М., Семенов В. С. Бог и право (много- или однополярный мир?) // Московский журнал международного права. 1999. № 3. С. 32. деятельности или бездеятельности. Оно не смогло организовать обще- ственную жизнь, четко определить права и обязанности каждого сво- его члена и меры ответственности каждого из них за невыполнение ими своих обязанностей, а также обеспечить их реализацию таким образом, чтобы на его территории стало невозможным нарушение прав и свобод кого бы то ни было из его граждан. Государство обязано не только организовать, обеспечивать им правовые гарантии во всех случаях, когда им угрожает опасность стать жертвами безответствен- ности кого-то, но и учить всех своих граждан их правам и свободам, способам их защиты, научить уважать права других людей 1 Свобода и счастье человека — единственная цель всех легитим- ных государств, считал Томас Джефферсон 2 . Эту же мысль отстаивал и Д. Бентам, говоря, что «счастье индивидуумов, из которых общество сформировано, их удовольствия и их безопасность, — цель и единствен- ная цель, которые законодатель должен иметь в виду» 3 . Эти положения ныне получили силу норм международного права и закреплены в Декла- рациях «Об основных принципах правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью» 4 , и «Основных принципах и руководящих положениях, касающихся права на правовую защиту и возмещение ущерба для жертв грубых нарушений международных норм в области прав человека и серьезных нарушений международного гуманитарного права» 5 и др. Согласно им, в случае грубых нарушений международных норм в области прав человека и серьезных нарушений международного гуманитарного права, являющихся преступлениями согласно междуна- родному праву, государства обязаны проводить расследования и, при наличии достаточных улик, обязаны подвергать судебному преследо- ванию лиц, предположительно совершивших эти нарушения, а в слу- чае доказанности вины — наказывать виновных. Кроме того, в таких случаях государства должны, в соответствии с международным правом, 1 В ноябре 2000 г. в Интернете появилось сообщение под рубрикой «Подросток получил компенсацию за то, что не стал жертвой аборта». В нем сообщалось о реше- нии французского суда о том, что родители больного подростка могут требовать денеж- ной компенсации с врачей, позволивших родиться больному ребенку. В 1983 году у его матери не смогли диагностировать краснуху, в результате чего мальчик родился глухим, с ослабленным зрением и психическими отклонениями. Суд постановил, что ошибка врачей не позволила матери прервать беременность. URL : http://www.Lenta. ru/ 18.11.2000. 14:23. С таким же удивлением российская печать писала об американцах, получающих по судебным постановлениям огромные компенсации за травмы, получаемые ими на улицах. Да, это действительно удивительно для страны, где на голову человеку может упасть сосулька или кирпич с крыши, где он может провалиться в люк городской канализации или оказаться под фонтаном горячей воды, выбивающейся из-под земли, и никто при этом не понесет за это ответственности. 2 Thomas Jefferson to Thaddeus Kosciusko. 1810. ME V. 12. Р. 369. 3 Bentham J. An Introduction to the Principles of Morals and Legislation. Ch. III: I. 4 Принята резолюцией Генеральной Ассамблеей ООН 29 ноября 1985 года (A/ RES/40/34). 5 Приняты резолюцией 60/147 Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 2005 года. 138 сотрудничать друг с другом и помогать компетентным международным судебным органам в расследовании этих нарушений и преследовании за них 1 . К сожалению, эти справедливые нормы взаимоотношений между гражданами и государством не всегда соблюдаются. Другая специфика проблемы прав и свобод человека состоит в том, что в гармонично функционирующем демократическом обществе она суще- ствует только теоретически: человек имеет такие-то и такие-то права и свободы, а государство четко и последовательно гарантирует их. Про- блема приобретает практический характер только тогда, когда одна из сторон нарушает основополагающие принципы общественного договора. Причем в случае нарушения их государством ущемляются права всех членов общества или групп людей. Нередко проблема при- обретает особое звучание по вине самих же людей и после того, когда своим собственным поведением, нарушением или игнорированием своих обязанностей, они вынуждают общество и государство прибег- нуть к мерам, призванным ограничить их свободу (надзор, изоляция от общества, ограничение той или иной формы деятельности и контак- тов с населением). Мера и способы ограничения свободы иногда оказы- ваются несоразмерными с совершенным человеком правонарушением. Некоторые права человека при этом могут быть не просто ограничены, что предусмотрено общественным договором, но и нарушены, что совершенно недопустимо. вопросы для самопроверки 1. По каким критериям классифицируются права и свободы человека? 2. Установите общее и отличное между правами человека и правами граж- данина. 3. Какое содержание вкладывается в понятие «поколение прав человека»? 4. Сколько «поколений прав человека» вы знаете? 5. Назовите международно-принятые категории прав и свобод человека. 6. Чем, по вашему мнению, отличаются права абсолютные и неотъемлемые от прав относительных и прогрессивных? 7. Что вы понимаете под международными измерениями прав человека? 8. Для чего подобные измерения необходимы и как они устанавливаются? 9. Как вам видятся перспективы расширения прав человека и содержания каждого права? литература 1. Абашидзе А. Х., Алисиевич Е. С. Европейская система защиты прав чело- века. М., 2018 1 Основные принципы и руководящие положения, касающиеся права на право- вую защиту и возмещение ущерба для жертв грубых нарушений международных норм в области прав человека и серьезных нарушений международного гумани- тарного права. III. 4. 2. Азаров, А. Я. Защита прав человека: международные и российские меха- низмы / А. Я. Азаров. — М., 2000. 3. Горшкова, С. А. Стандарты Совета Европы по правам человека и россий- ское законодательство / С. А. Горшкова. — М., 2001. 4. Гражданские права человека: современные проблемы теории и практики / под ред. Ф. М. Рудинского. — М., 2006. 5. Карташкин, В. А. Права человека: международная защита в условиях глобализации / В. А. Карташкин. — М., 2009. 6. Ковлер А. И. Государственный суверенитет и «Суверенитет прав челове- ка» // Труды института государства и права РАН. 2016. № 2. 7. Мутагиров Д. З. Права и свободы человека: классификация и междуна- родные измерения / Д. З. Мутагиров // Политический анализ. Доклады Центра эмпирических и политических исследований СПбГУ. Вып. 2. 2001. 8. Лукашева Е. А. Права человека : учебник для вузов — М., 2011. 9. Alston, P., Goodman, R. International Human Rights in Context: Law, Politics, Morals (2008) / P. Alston, R. Goodman. — Oxford University Press, Inc. 10. The International Dimensions of Human Rights / ed. K. Vasak. 2 Vols. — Paris, 1982. |