права и свободы человека. Учебник для бакалавриата и магистратУры 2е издание, исправленное и дополненное
Скачать 1.49 Mb.
|
Европейская социальная хартия подписана в 1961 г. и вступила в силу в 1965 г. и рассматривается Советом Европы как контра парт Европейской конвенции по правам человека. Она призвана содейство- вать реальному росту уровня жизни людей и социальной безопасности в Европе 4 . После почти тридцатилетнего опыта практической реализа- ции Хартии, она была пересмотрена в сторону расширения гарантиру- емых в ней прав человека. В первой части Социальной хартии в редакции 1961 г., подписавшие ее государства приняли на себя как цель их политики, которая будет проводиться всеми необходимыми средствами, как национальными, так и международными, обязательство создать условия, при которых провозглашаемые в ней права и принципы могут реализоваться эффек- тивно. В последующих 19 статьях эти права детализировались. Во вто- 1 Lalumière Catherine. Human Rights in Europe: Challenges for the Next Millennium // The European System for the Protection of Human Rights. Р. XY. 2 The European Convention on Human Rights at 50 // Human Rights Informational Bulletin. Special Issue № 50 — November 2000 Р. 4. 3 Travaux Preparatoires 1. Р. 194. 4 Там же. C. XYI. 100 101 рой части Хартии раскрывалось содержание каждого права и гово- рилось о том, что государства должны сделать для его реализации. В третьей части Хартии, состоящей из 20 статей, говорилось о том, что договаривающиеся стороны рассматривают первую часть этого доку- мента как декларацию о целях, которые должны реализовываться соот- ветствующим образом. Принявшие Хартию государства связывали себя определенным минимумом детализированных положений ее второй части и отбирали некоторые из них в качестве обязательных для себя. Согласно ст. 20 Хартии, государства-подписанты обязывались связать себя по меньшей мере пятью из семи основных прав, провозглашенных в ней, а именно: правом на труд или на работу, правом на организацию, правом на социальное обеспечение или безопасность, правом на соци- альную и медицинскую помощь, правом семьи на социальную, право- вую и экономическую защиту и правом рабочих-мигрантов и их семей на защиту и помощь. Участники Хартии должны были отобрать из нее такое количество обязательных для себя положений, чтобы в общей сумме их стало не менее 10 статей, 40 параграфов или 19 прав 1 В 1988 г. к Социальной хартии был принят Дополнительный прото- кол, а конференции по правам человека, состоявшиеся в Риме 5 ноября 1990 г. и в Турине 21—22 октября 1991 г., подчеркнув неделимость всех прав человека, и, желая придать Социальной хартии новый стимул, решили пересмотреть ее содержание с учетом расширившихся прав человека. В первой части пересмотренной Хартии провозглашаются уже 31 право человека, которые детально сформулированы в 31 статье второй части Хартии. Государства-участники взяли на себя обязатель- ства: а) рассматривать I часть Хартии как декларацию целей, к которым они будут стремиться всеми средствами; б) связывать себя, по меньшей мере шестью из девяти статей вто- рого раздела, а именно: 1 (право на труд), 5 (право на организацию), 6 (право на коллективные договора), 7 (право на защиту детей и под- ростков), 12 (право на социальное обеспечение), 13 (право на соци- альную и медицинскую помощь), 16 (право семьи на социальную, правовую и экономическую защиту), 19 (право рабочих-мигрантов и их семей на защиту и помощь) и 20 (право на равные возможности и равное обращение в вопросах занятости и должностей без дискрими- нации по принципу пола); б) рассматривать себя связанным в общей сумме не меньше чем 16 статьями или 63 параграфами. Cоздана система органов, призванная контролировать ход реализа- ции положений Европейской социальной хартии. Подписавшие ее госу- дарства обязаны представлять доклады о своей деятельности по защите социальных прав человека. Эти доклады будут изучаться Комитетом 1 Matti Pellonpaa. Economic, Social and Cultural Rights // The European System for the Protection of Human Rights. Р. 856—857. независимых экспертов, Европейским комитетом социальных прав, Парламентской Ассамблеей Совета Европы и Комитетом министров. Статья 29 Хартии наделяет Комитет министров правом «давать каждой из договаривающихся сторон любые необходимые рекомендации». Член Международного комитета по правам человека, профессор Хельсинкского университета М. Пеллонпаа видел в наличии двух евро- пейских инструментариев по правам человека и самостоятельных контрольных механизмов к ним аналогию с двумя международными пактами по правам человека и контрольными механизмами к ним 1 Возможно, что это и на самом деле так, но в части социальной защиты населения Европа действительно идет впереди остального мира. Евро- пейский Кодекс социального обеспечения и протокол к нему, открытый для подписания в 1964 г., устанавливают критерии защиты прав граж- дан стран-членов СЕ в различных сферах социального обеспечения (пенсии, пособия по безработице и инвалидности, медицинское обслу- живание и т. д.). В статях этого Кодекса указывается процент категорий населения (от 70 и более), которые должны быть охвачены социальной защитой в случаях наступления непредвиденных обстоятельств. Внешняя аналогия между инструментами прав человека европей- ского и других континентов, а также глобальными инструментами действительно существует, но с «небольшой» оговоркой: Европейская конвенция вступила в силу за 23 года, а Европейская социальная хар- тия — за 11 лет до вступления в силу международных пактов о пра- вах и свободах человека. Скорее наоборот, международные пакты и контрольные механизмы к ним испытали на себе сильное влияние Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. И на самом деле, европейские инструменты впервые предусмотрели механизм как истолкования тех или иных прав человека, вынесения рекомендательных и обязательных решений в случаях их наруше- ния, так и принуждения государств к исправлению допущенных ими нарушений. Нетрудно заметить также, что даже язык и формулировки международных пактов во многом напоминают язык и формулировки Европейской конвенции. Россия подписала пересмотренный вариант Европейской социаль- ной хартии в 2000 г. с обещанием ратифицировать ее в течение одного года. К сожалению, это обязательство не было выполнено вовремя. Государственная Дума ратифицировала Хартию только весной 2009 г., и президент РФ подписал ее 3 июня 2009 г. Однако это никак не ска- залось на положение дел с социальными правами населения России, поскольку требования Хартии остаются не только не реализован- ными, но и даже неизвестными абсолютному большинству населения страны. Третьим составляющим европейской системы защиты прав и свобод человека является Европейская конвенция по предупреждению пыток 1 Matti Pellonpaa. Economic, Social and Cultural Rights. Р. 857. 102 103 и бесчеловечного или деградирующего обращения или наказания , всту- пившая в силу в 1989 году. Она призвана защищать людей, лишенных свободы, от пыток и нечеловеческого обращения в местах заключе- ния путем установления неюридического механизма превентивного характера, основой которого являются посещения этих мест уполно- моченными на то лицами. Подобный механизм раньше отсутствовал где-либо в мире. Контент-анализ этого соглашения будет осуществлен ниже в разделе о свободе от пыток и другого унижающего человека обращения. Как и в случае с международным кодексом о правах человека, евро- пейская система защиты включает в себя дополнительно ряд специ- альных конвенций: Европейскую конвенцию о выдаче (экстрадиции) (13.12.1957 г.), Европейскую конвенцию по пресечению терроризма (1977 г.), Европейскую хартию о местных языках и языках меньшинств (5.11.1992 г.), Европейскую конвенцию об осуществлении прав ребенка (5.11.1992 г.), Европейскую конвенцию о гражданстве (14.5.1997 г.), Конвенцию о признании квалификаций, относящихся к высшему обра- зованию в европейском регионе 1 , Европейскую хартию о местном самоуправлении (15.10.1985 г.) и др. После того как Амстердамский договор о функционировании Евро- пейского Союза провозгласил, что свобода неразрывно связана с фун- даментальными правами человека, а потому он отводит им централь- ную роль, что этот Союз основан на принципах свободы, демократии, уважения к правам человека и фундаментальным свободам, а также верховенства права, началась работа над «Хартией основных прав Европейского Союза ».Проект документа обсуждался несколько раз, одобрен на встрече в верхах стран ЕС ипровозглашен как политиче- ская декларация ЕС в декабре 2000. В отличие от других международ- ных инструментов, в Хартии все права человека собраны воедино. Она рассматривается как первый шаг к Европейской Конституции. Евро- пейский парламент счел целесообразным инкорпорировать Хартию в Соглашение о Союзе с тем, чтобы гарантировать полную реализацию всех ее положений. Он включил в свои правила процедур обязательство принимать все свои законодательные акты с учетом провозглашенных в Хартии прав человека. 3.3. американская и африканская системы защиты прав и свобод человека Соглашения о правах человека западного полушария. Роль американского и африканского континентов в истории человече- ства несколько иная, чем таковая Европы. Сложившиеся здесь древ- ние и великие цивилизации и культуры испытали на себе длительное 1 Совместная конвенция совета Европы и ЮНЕСКО (Лиссабон, 11 апреля 1997 г.). деструктивное влияние со стороны выходцев из Европы. Европейские «цивилизаторы», грабя народы Африки и Америки в течение многих веков, обрекли их на экономическую отсталость и слабо развитость. Они породили политические общества нового, квази-европейского типа, начавшие складываться в Америке в начале XIX в., а на африкан- ском континенте — лишь в 60-х гг. ХХ в. Но, тем не менее, народы Азии, Америки и Африки сыграли и продолжают играть важную роль в скла- дывании и развитии современной философии прав и свобод человека, особенно философии второго и последующего поколений прав чело- века. Первая международная конвенция в защиту прав женщин — Конвен- ция о гражданстве женщины — принята на 7-й конференции предста- вителей американских государств в г. Монтевидео (Уругвай) 26 дека- бря 1933 г.Подписавшие ее страны согласились с тем, что «в вопросах гражданства, законодательства и в практике не должно быть разли- чий, основанных на признаке пола». Декларация в пользу прав женщин и Декларация в защиту прав человека приняты на конференции в Лиме в 1938 г. На конференции по вопросам войны и мира, проходившей в феврале-марте 1945 г. в Мехико, были приняты резолюции «Свобода информации » и «Международная защита основных прав человека». «Мир базируется на справедливости и моральном порядке, а потому — на признании и международной защите прав и свобод человеческой личности», — провозглашает Межамериканский договор о взаимной помощи, подписанный в Рио-де-Жанейро в 1947 г. Фунда- ментальным правам и обязанностям государств посвящена отдельная глава (статьи 10-23) в одобренном в 1948 г. Уставе Организации аме- риканских государств (ОАГ). В нем предусмотрен также и механизм контроля над соблюдением прав и свобод человека на континенте — Межамериканская комиссия по правам человека,— первый континен- тальный институт подобного типа. Континентальная концепция прав, свобод и обязанностей человека, сообществ и государств в система- тизированном виде изложена в Американской декларации прав и обя- занностей человека ,котораяразрабатывалась почти одновременно с Всеобщей декларацией прав человека и Уставом ОАГ. Она принята в апреле 1948 г., т. е. почти восемь месяцев раньше Всеобщей деклара- ции прав человека. Американская декларация и по своему содержанию, и по форме, и по объему отличается от ВДПЧ. Здесь права человека, в количестве большем, чем во ВДПЧ, неразрывно связываются с его обязанностями. Выполнение обязанностей каждым человеком названо требованием прав человека. «Если права возвышают свободу индивида, то обязан- ности выражают достоинство этой свободы», — говорится в ее преам- буле. Заметна и американская специфика понимания фундаментальных прав человека: «каждый человек имеет право на жизнь, свободу, без- опасность и целостность личности», — гласит ее первая статья. Про- возглашая право на образование, американская Декларация уточняет, 104 105 что оно должно основываться на принципах свободы, морали и чело- веческой солидарности (ст. XII). Во второй главе Декларации (статьи XXIX—XXXVIII) перечислены основные обязанности человека. Хотя государства американского континента признают обязатель- ность положений этой Декларации для себя, было принято решение разработать также и континентальный договор о правах человека, который учел бы исторические и культурные традиции Западного полушария. Принятие Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также учреждение Европейского Суда по правам человека не могли не только не подтолкнуть эту работу, но и опреде- ленным образом не ориентировать страны ОАГ в этом вопросе. Американская конвенция о правах человека, работа над кото- рой началась в 1959 г., подписана представителями государств-членов ОАГ на специализированной международной конференции по правам человека в г. Сан-Хосе (Коста-Рика) 22 ноября 1969 г. Естественно, что в распоряжении составителей проекта Американской конвенции имелись тексты обоих международных пактов по правам человека и ЕКЗПЧОС. Еще девять лет ушли на ратификацию Конвенции, и она вступила в силу в июле 1978 г. США — член ОАГ — отказались стать участниками этой конвенции 1 В первой части Американской конвенции рассматриваются обязан- ности государств и охраняемые права человека, во второй части пред- усмотрены средства защиты прав человека. В отличие от Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, в Американской конвенции провозглашаются как гражданские и политические, так и экономические, социальные и культурные права человека. Правда, основной акцент и здесь сделан на гражданских и политических пра- вах, а социальные, экономические и культурные права лишь названы 2 Статья 5 Конвенции провозглашает право человека на физическую, психическую и моральную целостность личности, а статья 11 — уваже- ние чести и признание достоинства личности. Статья 21 озаглавлена: «право на частную собственность», но в тексте статьи слово «частная» не употребляется. Она гласит: «1. Все люди имеют право пользоваться и наслаждаться своим имуществом. Закон может подчинить такое пользование общественному интересу. 2. Никто не может быть лишен его имущества, за исключением случаев, когда это делается посред- ством выплаты справедливой компенсации, по соображениям обще- ственной значимости и в интересах общества в формах, установленных законом». В случаях войны, общественной опасности и в других, угро- жающих независимости и безопасности государства, в установленном 1 «Существует только один суд, который имеет значение здесь. Это Верховный Суд США. Имеется только один закон, который применяется здесь. Это Конституция США», — заявил председатель сенатского комитета по иностранным делам Джесси Хелмс в 1998 г. 2 Так, в ст. 26 Американской конвенции говорится о неотъемлемых правах человека «на экономические, социальные, образовательные, научные и культурные стандарты». законом порядке временно могут быть ограничены некоторые права человека. Однако ни в коем случае не допускается приостановление или ограничение таких прав, как право на жизнь, право на признание человека юридическим лицом, право на целостность личности, запре- щение рабства и крепостной зависимости, свобода совести и религии, право на охрану семьи, право на имя, права детей, право на граждан- ство, политические права. Не могут быть отменены также и юридиче- ские гарантии этих прав. А в случаях вынужденного ограничения прав человека, соответствующее государство обязано немедленно через генерального секретаря ОАГ информировать об этом другие государ- ства. Конвенция исходит из того, что каждый человек имеет обязанности перед семьей, обществом и человечеством. Права каждого человека ограничены правами остальных, безопасностью всех, справедливыми требованиями сообщества и демократического общества. Позже к Американской конвенции о правах человека приняты дополнительные протоколы. Первый (Протокол Сан-Сальвадора) фор- мулирует экономические, социальные и культурные права человека. Второй протокол отменил смертную казнь. В соответствии со статьей 34 Американской конвенции по правам человека принят также «Пакт Сан-Хосе» (22 ноября 1969 г.), учредивший Межамериканский Суд по правам человека, решения которого обязательны для всех, подпи- савших Пакт стран. Американская система прав и свобод человека значительно шире и, судя по перечню конвенций о правах человека и институтам по их защите, глубже европейской системы. Организацией американ- ских государств приняты и реализуются (возможно, с разной степенью успеха) специальные конвенции о защите прав женщин и ребенка. Это Межамериканская конвенция о предоставлении женщинам граждан- ских и политических прав (Богота, Колумбия, 1948 г.) 1 , Межамерикан- ская конвенция о предупреждении, наказании и искоренении насилия против женщин (Белен, Бразилия, 1994 г.), Межамериканская конвен- ция о предупреждении и наказаниипыток и Межамериканская конвен- ция о насильственно исчезнувших людях 2 Важное место в американской системе прав человека занимает «Межамериканская демократическая хартия»,принятая на специаль- 1 «Женщинам предоставляются такие же гражданские и политические права, что и мужчинам», — говорится в ст. 1 Конвенции о предоставлении женщинам гражданских прав. Ст. 1 Конвенции о предоставлении женщинам политических прав гласит: «Высо- кие Договаривающиеся Стороны согласны, что право голоса и право быть избранным не должно отрицаться или затрудняться по причине пола». 2 США отказались признавать любые региональные соглашения прав человека, хотя Межамериканская Комиссия и Межамериканский Суд по правам человека объя- вили американскую Декларацию прав и обязанностей человека частью обычного права, связывающего всех членов Организации Американских Государств (См.: IACHR Case No. 2141/ Resolution 23/8 and No. 9647/ Resolution No.3/87; Inter-American Court of Human Rights, Advisory Opinion OC 10/89, 14 July 1989). 106 107 ной сессии Генеральной Ассамблеи ОАГ в Лиме (Перу) 11 сентября 2001 г. Она провозглашает право народов континента на демокра- тию и обязанность правительств обеспечивать ее. Представительная демократия рассматривается как основа правления закона и консти- туционных режимов государств— членов Организации американских государств. Хартия не только постулирует демократию, но и уста- навливает ее основные критерии. Согласно ст. 3 этой хартии, ими являются: уважение прав человека и фундаментальных свобод; осу- ществление власти в соответствии с принципом правления закона; проведение периодически свободных и справедливых выборов при всеобщем и тайном голосовании как способ выражения суверенитета людей; плюралистическая система политических партий и организа- ций и разделение власти на независимые друг от друга ветви. Гово- рится также и о том, каким образом каждый из этих критериев дол- жен реализоваться. Африканская философия прав человека. Африка — древнейший континент и колыбель политического общества — остается самой молодой в плане своей политической организации.Африканская хар- тия по правам человека и народов разрабатывалась тогда, когда уже вступили в силу международные пакты о правах человека, а на евро- пейском и американском континентах функционировали дополни- тельно еще и свои конвенции, а также созданные в соответствии с ними контрольные механизмы. Решение о подготовке предваритель- ного проекта Хартии прав человека и народов для Африки было при- нято на 16 сессии глав государств и правительств стран континента в Монровии (Либерия) в июле 1979 г. Учрежденная здесь комиссия составила проект документа, который был одобрен 18-й сессией глав государств и правительств в Найроби 27 июня 1981г. Он вступил в силу 21 октября 1986 г. Государства Африки не стали копировать идеи и формулировки уже действовавших международных договоров, а изложили свое собствен- ное видение и понимание философии прав и свобод человека. В основе ее лежат «свобода, равенство, справедливость и достоинство», традици- онно рассматриваемые африканцами как основные цели своих жизнен- ных устремлений. То есть рядом с западной классической триадой прав и свобод человека африканцы поставили свой квартет прав. Права и обязанности человека рассматриваются в Африканской хар- тии в тесном единстве. Хартия перечисляет все «права, обязанности и свободы» не только отдельного человека, но и целых народов. Граж- данские и политические права не отделяются от экономических, соци- альных и культурных прав. Осуществление последних является гаран- тией пользования гражданскими и политическими правами, говорится в ее преамбуле. Каждый человек равен перед законом и должен пользоваться рав- ной защитой закона, провозглашает Хартия. Человек неприкоснове- нен, он имеет право на жизнь и целостность личности. Никто не может произвольно лишать человека этого права. Согласно 5 статье Хартии, «каждый человек имеет право на уважение достоинства его личности и признание его легального статуса. Все формы эксплуатации и дегра- дации человека, особенно, рабство, работорговля, пытки, жестокость, нечеловеческие и унижающие наказания и обращение должны быть запрещены». Каждый индивид имеет право на свободу и безопасность личности, свободу совести и исповедания своей веры, свободу выбора профессии, и никто не должен произвольно нарушать эти права. Про- возглашается право людей «получать информацию» и «выражать, рас- пространять свое мнение в рамках закона». За каждым человеком при- знается право на свободу перемещения и выбора места жительства в пределах своей страны. Он может покидать страну и возвращаться в нее. Это право может быть ограничено законом в целях «защиты национальной безопасности, закона и порядка, общественного здо- ровья и морали». Каждый человек имеет право свободно участвовать (прямо или через своих выборных представителей) в управлении своей страной. За каждым индивидом признается «право доступа к общественной собственности и услугам» (ст. 13, п. 3). Право на собственность гаран- тируется. Оно может быть нарушено в интересах общественных нужд или общих интересов сообщества и в соответствии с законом. Призна- ются право на труд, права на равное вознаграждение за одинаковый труд, на охрану здоровья, на образование, на участие в культурной жизни. «Продвижение и защита морали и традиционных ценностей сообще- ства должны стать обязанностью государства» (ст. 17). Семья — при- родная ячейка и основа общества и должна находиться под защитой государства. Долг государства — помогать семье, являющейся оран- жереей человечества, хранительницей морали и традиционных цен- ностей, признаваемых сообществом. Государство должно стремиться устранять дискриминацию против женщин и охранять провозглашен- ные в международных соглашениях права женщин и детей. За преста- релыми и немощными гражданами признается право на «особые меры защиты с учетом их физических и моральных нужд». Африканская хартия содержит положения, которых не было в дру- гих международных инструментах по правам человека. «Все народы равны», — говорится в ее 19 статье. «Все они должны пользоваться оди- наковым уважением и одними и теми же правами. Ничто не должно оправдывать господство одного народа над другим». Все народы должны иметь право на существование, они должны иметь безусловное и неотъ- емлемое право на самоопределение. Они сами должны определять сво- бодно свой политический статус и следовать по пути экономического и социального развития в соответствии с этим выбором. Признавая права народов, находящихся под колониальной или полуколониальной зависимостью, на освобождение, Хартия провозглашает право каждого такого народа на помощь (экономическую, политическую или культур- 108 109 ную) со стороны государств-участников Хартии в их освободительной борьбе. Статья 21 Хартии провозглашает право всех народов свободно рас- поряжаться своими богатствами и природными ресурсами. Это право должно использоваться исключительно в интересах народа. Ни в коем случае народы не должны быть лишены их, а в случае лишения они имеют право бороться за их возвращение и на соответствующую ком- пенсацию. Африканские страны должны индивидуально и коллективно реализовать это свое право пользоваться их богатствами и природ- ными ресурсами для укрепления единства и солидарности Африки. Они обязуются предпринимать необходимые меры для ликвидации всех форм иностранной экономической эксплуатации, используемых меж- дународными монополиями, и использования национальных ресурсов в интересах коренных народов. Провозглашается право всех народов на экономическое, социальное и культурное развитие с учетом их самобытности и, используя общее наследие человечества. Долгом и обязанностью государств провозгла- шается обеспечение, индивидуально или коллективно, реализации сво- его права на развитие. За народами признается права на международ- ный мир и безопасность, а также на удовлетворительную окружающую среду. Все они должны благоприятствовать их развитию. Отношения между народами должны управляться солидарностью и дружбой. Признается право человека на убежище. Но в целях укрепления мира, солидарности и дружественных отношений, говорится в Хартии, подписавшие ее государства должны обеспечить, чтобы любой инди- вид, пользующийся правом на убежище на его территории, не участво- вал в подрывных действиях против страны своего происхождения или любой другой страны, подписавшей Хартию. Их территория не должна использоваться как база для подготовки подрывных или террористиче- ских акций против других государств. Вторая глава части первой Африканской хартии прав человека и народов (ст. 7—28) посвящена обязанностям человека и народов. Это тоже является новым моментом в международных документах подоб- ного рода. Контроль за реализацией провозглашенных в Хартии прав возлага- ется на Комиссию по правам человека и народов, которая будет рас- сматривать обращения как отдельных людей, так и государств. Эта Комиссия должна примирять стороны, давать им советы и рекомен- дации. Первоначально исходили из того, что африканская традиция, основанная на уважении самостоятельности каждого народа и государ- ства, исключает возможности вынесения обязательных постановлений, а соответственно, и учреждение Суда по правам человека и народов не целесообразно. Но реальная жизнь внесла сюда свои коррективы, и африканские страны приняли в 1994 г. решение иметь в континен- тальной системе защиты прав человека и Африканский Суд по правам человека. Однако, и двадцать два года спустя его подписали только 11 государств, а в силу решение о Суде вступит только после ратифика- ции его 15 государствами. «Африканская Хартия о правах и благосостоянии ребенка» вступила в силу в ноябре 1999 г. Она, повторяя все международно-признанные нормы прав и свобод ребенка, ответственности семьи и общества за социализацию подрастающего человека, запрещает вербовку людей моложе 18 лет или прямое участие лиц такого возраста в военных дей- ствиях или внутренней борьбе африканских стран. 3.4. системы защиты прав человека в азии В силу ряда объективных причин, государствам Азии пока еще не удалось создать континентального института по налаживанию содрудничества проживающих в ней народов, в том числе и в области прав и свобод человека. Однако существующие здесь региональные, цивилизационные и конфессиональные институты пытаются сформу- лировать философию прав человека и решить проблему в соответству- ющих сообществах. Так, статья VIII Устава Лиги арабских государств (ЛАГ) обязывает государства-члены этого института «уважать системы государственного устройства других государств и оценивать их как исключительно собственные интересы этих стран». Они должны воз- держиваться от любого действия, имеющего целью изменение госу- дарственного устройства любой арабской страны. Члены ЛАГ могут заключать между собой и с другими государствами соглашения, кото- рые установят между ними более прочные связи и отношения, нежели те, которые предусмотрены уставом Лиги. В то же время подобные соглашения «не должны связывать и ограничивать других членов». В задачи руководящего Совета ЛАГ входит регулирование сотрудниче- ства между Лигой и другими международными институтами в вопросах мира, безопасности, экономических и социальных отношений, в том числе и защита прав человека. Заметна роль ЛАГ в совершенствовании школьного образования в арабских странах, в борьбе с неграмотно- стью, в распространении науки и научных открытий, в борьбе с пре- ступностью и распространении наркотиков, в культурном сотрудниче- стве арабских стран 1 В 1968 г. Совет ЛАГ принял решение о создании постоянно действу- ющей Арабской комиссии по правам человека, которая в том же году провела в Бейруте первую региональную конференцию по правам чело- века. При ЛАГ создана и функционирует Комиссия по статусу женщин. В 1971 г. членам ЛАГ был представлен проект «Арабской хартии о пра- вах человека ». К сожалению, тогда ее рассмотрела и одобрила лишь незначительная часть государств-членов ЛАГ. Поэтому она не вступила 1 Macdonald R. The League of Arab States. A Study in the Dynamics of Regional Organization. New Jersey, 1965. Р. 220—224; Zacher M. W. International Conflicts and Collective Security/ 1946—1977. The UN, AOS, OAU and AL. New York, 1979. Р. 190—192. 110 111 в силу. Но Совет Лиги арабских стран более 20 лет спустя вернулся к этому документу и одобрил его (15 сентября 1994). Пересмотренная версия Арабской хартии о правах человека была принята 22 мая 2004, и вступила в силу15 марта 2008 г. Согласно статье 1 Хартии, она стремится, в пределах контекста национальной специфики арабских государств и их понимания при- надлежности к общей цивилизации, достигнуть некоторых целей. Ими признаются: 1. Поместить права человека в центр ключевых национальных про- блем арабских государств, превращая их в высокие и фундаментальные идеалы, которые будут формировать волю людей в арабских государ- ствах и позволят им улучшить свою жизнь в соответствии с благород- ными человеческими ценностями. 2. Учить людей в арабских государствах гордости за их идентич- ность, лояльности своей стране, преданности своей земле, истории и общим интересам, прививать им культуру человеческого братства, открытости и терпимости к другим в соответствии с универсальными принципами и ценностями, провозглашенными в международных инструментах прав человека. 3. Подготовить новые поколения в арабских государствах к свобод- ной и ответственной жизни в гражданском обществе, которое характе- ризуется солидарностью, основано на балансе между пониманием прав и уважением к обязательствам, и управляется ценностями равенства, терпимости и умеренности. 4. Укреплять принцип, что все права человека являются универсаль- ными, неделимыми, взаимозависимыми и взаимосвязанными. Арабская Хартия, как и международные Пакты, начинается с права на самоопределение и признает права народов на национальный суверенитет и территориальную целостность. Она рассматривает все формы расизма, сионизма, оккупацию и иностранное господство несо- вместимыми с человеческим достоинством и главными препятстви- ями на пути осуществления фундаментальных прав народов. Поэтому, народы имеют право сопротивляться иностранной оккупации. Муж- чины и женщины равны относительно человеческого достоинства, прав и обязательств в пределах структуры положительной дискрими- нации, установленной шариатом и другими божественными законами в пользу женщин. Смертная казнь допускается за самые серьезные преступления, «но ни в коем случае не должна быть вынесена за политические пре- ступления». Каждый человек имеет право на жизнь, свободу и безо- пасность личности. Государства должны защитить каждого человека на их территории от физической или умственной пытки, от жесто- кого, нечеловеческого и унижающего личность обращения. Хартия признает, что «народ является источником власти, и каждый граж- данин, достигший совершеннолетия, должен иметь право участво- вать в политической деятельности, которую он должен осуществлять в соответствии с законом». Признаются почти все права и свободы, которые гарантированы Всеобщей декларацией прав человека и Меж- дународными пактами о правах человека. У родителей или опекунов есть право определять характер образования их детей. Признаются права на информацию и на свободу мнения и выражения, так же как право искать, получать и передавать информацию и идеи любимыми средствами, независимо от географических границ. Хартия добав- ляет, что права и свободы должны быть осуществлены в соответствии с фундаментальными ценностями общества и должны быть подлежа- щими только таким ограничениям как гарантия уважения прав или репутации других людей, защита национальной безопасности, обще- ственного порядка, здоровья и нравственности. Семья — естественная и фундаментальная единица общества, основанная на браке между мужчиной и женщиной. Государство и общество должны гаранти- ровать защиту семьи, укрепление семейных связей и запретить все формы насилия в семье. Они должны также гарантировать необходи- мую защиту и заботиться о матерях, детях, пожилых людях и людях со специальными потребностями, предоставить подросткам и моло- дым людям наилучшие возможности для их физического и умствен- ного развития. Право работать квалифицировано как естественное право каждого гражданина. Государство должно пытаться обеспечить, по возможности, работой наибольшее число желающих трудиться, и регулировать условия труда. Однако «в чрезвычайной ситуации, которая угрожает жизни нации», государства могут принять меры, нарушающие их обязательства по Хартии. Для контроля над реализацией положений Хартии учрежда- ется Арабский комитет по правам человека. Он должен рассматривать доклады государств о принятых ими мерах по осуществлению положе- ний Хартии и на их основе составлять ежегодные доклады, содержащие его комментарии и рекомендации Совету Лиги. Более оперативна в формулировании прав человека с учетом своей специфики Организация исламской конференции (ОИК). В 1980 г. на международной конференции в Лондоне, посвященной пророку Мухаммаду и его посланию мусульманам, была принята Всеобщая исламская декларация с изложением исламской философии жизни. Через год конференция ОИК одобрила Всеобщую исламскую декла- рацию прав человека . В ней излагаются 14 принципов исламского миропорядка, каждый из которых гарантирует определенные права человека. Все люди равны, свободны. Рабство и каторжный труд запре- щены. Уважается и сохраняется институт семьи. Все люди равны между собой. Любая земная власть рассматривается как священная и времен- ная, ограниченная установленным законом сроком. Собственность божественна и все пользуются ею согласно законам Корана и Сунны. Все общественные дела ведутся после совета с верующими (Шуры). Должны приниматься усилия для устранения эксплуатации, несправед- ливости и угнетения. 112 113 Исламская декларация пронизана идеей о том, что только Аллах является творцом закона, по которому живут люди, и источником всех прав человека. Ввиду их божественного происхождения никакой руко- водитель или правительство, никакая ассамблея или власть не могут ограничить, отменить или нарушить каким-либо образом права чело- века, данные Аллахом. В их число входят права на жизнь, на свободу, на семью, на собственность, на образование, на жилье, на свободу перемещения в пределах исламского сообщества и многие другие. В совокупности они охватывают почти все права человека, содержащи- еся во ВДПЧ, МПГПП и в МПЭСКП, но в коранической интерпретации. В 1990 г. на своей конференции в Каире ОИК приняла Каирскую декларацию по правам человека , в 25 статьях которой провозглашаются фундаментальные права человека на жизнь, свободу, равенство, труд, семью, собственность, безопасность и т. д. 1 В формулировках статей содержатся косвенные ответы на дискуссионные вопросы, возникшие в мире в конце ХХ в. Непосредственное отношение к защите прав человека имеет и дея- тельность АСЕАН(Ассоциация стран Юго-Восточной Азии). Цели Ассо- циации определены в Бангкокской декларации пяти государств региона (Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур и Таиланд) 2 от 8 августа 1967 г. Ими являются: • ускорение экономического роста, социального прогресса и куль- турного развития региона; • содействие укреплению мира и стабильности в регионе путем уважения законности и справедливости во взаимоотношениях между странами; • усиление сотрудничества и взаимной помощи в вопросах общих для всех стран интересов; • оказание помощи друг другу в областях образования, техники и управления; • сотрудничество для лучшего использования сельского хозяйства, промышленности, торговли в целях повышения жизненного уровня народов; • совместные исследования проблем региона; поддержание и раз- витие связей с другими международными институтами. Активно действующей на азиатском континенте организацией по защите прав человека с конца 1990-х гг. становится Азиатско-Тихоо- кеанский форум национальных институтов по правам человека (АТФ). Учреждаемые им консультативные советы юристов тщательно изу- чают положение дел с правами человека в различных областях жизни и представляют свои выводы и рекомендации годичным конференциям 1 Подробнее см.: Жданов В. В. Исламская концепция миропорядка. М., 2003. При- ложения. 2 В 1984 г. членом АСЕАН становится Бруней, а в 1995 г. — Вьетнам. К 1998 г. ее членами стали также Камбоджа, Лаос, Мьянма (Бирма) и Папуа-Новая Гвинея. Форума, по решению которых они публикуются 1 с целью мобилизации общественности на борьбу с нарушениями прав человека. Таким образом, усилиями международного сообщества создана многоуровневая система защиты прав и свобод человека. Очень важно, чтобы все люди Земли знали об этой системе и научились участвовать в ней для продвижения как своих собственных прав и свобод, так прав и свобод всех людей. вопросы для самопроверки 1. Какие события ХХ века способствовали принятию ныне действующих соглашений о правах человека? 2. Проанализируйте содержание Всеобщей декларации прав человека. 3. Чем была вызвана необходимость разработки Международного пакта о правах человека? 4. Почему вместо одного запланированного Пакта было принято два? 5. Расскажите о каждом из этих Пактов. 6. Как вы представляете себе Международный билль о правах человека? 7. Какова роль Заключительного Акта Совещания в Хельсинки в защите прав и свобод человека? 8. Что вы знаете о европейской системе защиты прав человека. Назовите ее составляющие. 9. Как складывалась американская система защиты прав человека? 10. Что вы знаете об Африканской хартии прав человека и народов? Чем она отличается от других континентальных соглашений подобного рода? 11. Расскажите об основных положениях Арабской хартии и Исламской декларации о правах человека. литература 2 1. Американская декларация прав и обязанностей человека. — Богота, 30 марта — 2 мая 1948 г. 1 См.:Advisory Council of Jurists. Consideration of the Issue of Trafficking. 11—12 November 2002. New Delhi, India. Final Report. December 2002. 2 Часть международных соглашений о правах человека опубликована в сборниках документов и в журналах центров прав человека и обществ международного права, изда- ваемых небольшими тиражами. Не все они имеются в научных библиотеках. Самым быстрым и эффективным путем доступа ко всем без исключения соглашениям о правах человека является Интернет. Во всех вузах имеются компьютерные классы, где каждый желающий может получить текст любого соглашения. Это можно сделать по адресам: ООН (http://www.un.orgrussian/documen/cjnvents/hr.htm#); Верховный комиссар ООН по правам человека (http://www.unhchr.ch); ЮНЕСКО (http://www.unesco.org); МОТ (http://www.ilo.org/ilolex/english/cvlist/htm#msk); ВОЗ (http://who.int.entity/tn), СЕ (http://www.coe.ru/00mnu.htm); ЕС (http://europe.eu.int/index.tn.htm#); ОАГ (http://www.oas.org/OASpage/tng/documents); ОАЕ — АС ((http://www.africa_union.org/Official documents/treaties/conventions); ОБСЕ (http://www.osce.org/docs/english/hde.htm). 115 2. Американская конвенция прав человека. — Сан-Хосе, 22 ноября 1969 г.) 3. Африканская хартия прав человека и народов. — Найроби, 27 июня 1981 г. 4. Всеобщая декларация прав человека. — ГА ООН, 10 декабря 1948 г. 5. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. — Рим, 4 ноября 1950 г. 6. Международная защита прав и свобод человека : сб. документов. — М., 1990. 7. Международный пакт об экономических, социальных и культурных пра- вах. — ГА ООН, 16 декабря 1966 г. 8. Международный пакт о гражданских и политических правах. — ГА ООН, 19 декабря 1966 г. 9. Абашидзе А. Х., Алисиевич Е. С. Европейская система защиты прав чело- века. М., 2018. 10. Азаров, А. Я. Защита прав человека: международные и российские меха- низмы / А. Я. Азаров. — М., 2000. 11. Всеобщая декларация прав человека — начало новой философии прав человека и народов / отв. ред. В. А. Ачкасов, Д. З. Мутагиров. — СПбГУ, 2009. 12. Европейская конвенция о правах человека: теоретические проблемы и практика реализации в современной России / под ред. В. А. Ачкасова. — СПб., 2002. 13. Карташкин В. А. Права человека: международная защита в условиях глобализации. М., 2011. 14. Лукашева Е. А. Права человека : учебник. М., 2011. |