Главная страница
Навигация по странице:

  • Пакт о гражданских и политических правах

  • Пакта об экономических, социальных и культурных правах (ПЭСКП)

  • права и свободы человека. Учебник для бакалавриата и магистратУры 2е издание, исправленное и дополненное


    Скачать 1.49 Mb.
    НазваниеУчебник для бакалавриата и магистратУры 2е издание, исправленное и дополненное
    Дата12.12.2022
    Размер1.49 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаправа и свободы человека.pdf
    ТипУчебник
    #841219
    страница10 из 28
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   28
    86
    87
    формы взаимного контроля здесь возможны и допустимы. Изменивши- еся отношения между народами и государствами не благоприятство- вали поиску консенсуса в этих вопросах. Атмосфера взаимного доверия и согласия, характерная для периода работы над Хартией ООН и ВДПЧ, сменилась атмосферой «холодной войны» и соперничества прежних союзников. На характере споров не могло не сказаться и разное пони- мание проблемы прав и свобод государствами Востока и Запада. Каж- дое из них идеализировало свои достижения и отвергало системы цен- ностей обществ-оппонентов.
    Как известно, страны с разными экономическими, политическими и социальными системами по-разному смотрят на одни и те же соци- альные явления (общество, коллектив, индивид, собственность, труд, свобода, справедливость, права человека) и по-разному трактуют их.
    Это закономерно. Недаром говорят: «что полезно для одних — смер- тельно для других». Это в равной мере относится к политическим и духовным ценностям.
    Западная политическая традиция считала, что права человека — это права только индивидов, в то время как восточная традиция всегда отдавала приоритет целому, коллективу и обществу, элементами кото- рых индивиды являются. Первая признавала только те права и свободы, которые поддаются точному измерению, оценке и контролю, а вторая ставила на первое место социальные, экономические и духовные права и свободы. «Права человека начинаются с полицейского участка», — заявляли сторонники западной традиции. «Права человека начинаются с повседневных завтраков»
    1
    , — отвечали им представители восточной политической традиции.
    Второй аргумент сводился к разной степени верификации этих прав, отсутствию единых критериев оценки и возможности проверки их соблюдения. Некоторые полагали, что только гражданские и полити- ческие права — это права индивидов, которые могут быть определены с точностью. Нарушение каждого из этих прав может быть рассматри- ваемо в суде и устранено немедленно. Экономические, социальные и культурные права якобы незримы и не поддаются оценке.
    Это справедливо, но лишь отчасти. Явления не перестают существо- вать оттого, что они не видны и не поддаются точному измерению, отвечали сторонники признания экономических, социальных и куль- турных прав человека. Есть права абсолютные, неотъемлемые и безот- лагательные, есть и права относительные, прогрессивные, без которых нет свободного человека. Эти права реализуются постепенно, и при активном участии государств. Гражданские и политические права являются абсолютными и безотлагательными, а часть экономических, социальных и культурных прав — относительными и прогрессивными, которые в разных странах реализуются в разных объемах или будут
    1
    См.: Sieghart P. The Lawful Rights of Mankind. Oxford, 1986. Р. 34. все полнее реализовываться по мере создания необходимых для этого условий.
    Долгое время считалось, (а многие и до сих пор считают
    1
    ), что гражданские и политические права имеют «отрицательный характер», поскольку требуют невмешательства государства в сферу прав и сво- бод граждан. А экономические права, напротив, требуют активного участия государства, поскольку степень их реализации зависит от име- ющихся средств и ресурсов, создаваемых деятельностью государства.
    Однако при внимательном рассмотрении прав и свобод человека ока- зывается, что в реальной жизни многое обстоит иначе. Выясняется, что некоторые гражданские и политические права требуют позитив- ных действий и активного участия государства, и могут быть реали- зованы только после создания некоторых предварительных условий.
    И в то же время отдельные экономические, социальные и культурные права требуют невмешательства государства, а соответственно, имеют как бы отрицательный характер. Стало быть, жесткое различение прав и свобод человека в двух международных пактах лишено всяких четких оснований.
    Некоторые права и свободы человека многогранны, охватывают множество сфер жизни, являясь одновременно и гражданско-поли- тическими, и социально-экономическими, и культурными. Действи- тельно, к какой группе прав относятся право человека на жизнь или право на самоуправление? А свобода совести и вероисповедания — к политической, социальной, духовной (культурной) или ко всем одно- временно? Религия возникла, прежде всего, как фактор социальной и духовной жизни и только после своего возникновения превратилась в важный фактор политической жизни. Право на образование, отно- симое преимущественно к культурным правам, на самом деле явля- ется одновременно и социальным, и экономическим, и политическим, и культурным, а, соответственно, и гражданским правом.
    После длительных споров договорились разработать проекты двух пактов: один из них назвать Пактом о гражданских и политических правах, а другой — Пактом об экономических, социальных и культур- ных правах.
    Как это не покажется парадоксальным, деление мира на две проти- воположные системы сыграло огромную положительную роль в обла- сти прав человека. Соревнуясь друг с другом, и, подталкивая друг друга, каждая сторона выступала с новыми и новыми инициативами, при- званными доказывать «демократичность», «народность», «гуманность» каждой из них. Предложение одной стороны, если оно казалось бес- спорным, тут же дополнялось другим, не менее бесспорным. Поэтому не случайно, что период самого острого соперничества двух систем —
    50—80-е гг. ХХ столетия — оказался самым продуктивным в области
    1
    См., например, Смыслов М. Д. Международно-правовая защита меньшинств //
    Московский журнал международного права. 1993. № 1. С. 107—108.

    88
    89
    международной кодификации прав и свобод человека. В эти годы ООН, ее специализированными учреждениями (ЮНЕСКО, ВОЗ, МОТ), конти- нентальными и региональными организациями были приняты сотни деклараций и соглашений в этой области. Многие из них обеспечены в настоящее время эффективными контрольными механизмами и дают неплохие результаты.
    Проекты двух пактов о правах человека были обсуждены и при- няты на XXI пленарной сессии Генеральной Ассамблеи ООН и подпи- саны 16 и 19 декабря 1966 года. Еще 10 лет ушли на процедуру рати- фикации
    1
    . Вступили в силу они 3 января (ПЭСКП) и 23 марта 1976 г.
    (ПГПП). Статья 48 Пакта о гражданских и политических правах и ста- тья 26 Пакта об экономических, социальных и культурных правах объ- являли их открытыми для подписания любым государством-членом
    ООН, ее специализированных учреждений, а также любым государ- ством-участником Статута Международного Суда или любым другим государством. Эти два пакта имеют не только отличия, но и немало общего, что обусловлено логикой самой жизни. В некоторых статьях обоих пактов провозглашены одни и те же права (право на образова- ние, право на брак и создание семьи и т. д.), но в одном случае они отнесены к гражданским и политическим, в другом — к экономиче- ским, социальным и культурным правам.
    Оба пакта объединены общей преамбулой. В ней провозглашается, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, равных и неотъемлемых прав является основой свободы, спра- ведливости и всеобщего мира, а эти права вытекают из присущего человеческой личности достоинства. Государства, подписавшие пакты, признают, что идеал свободной человеческой личности, пользующейся гражданской и политической свободой, а также свободой от страха и нужды, может быть осуществлен только в том случае, если будут соз- даны условия, при которых каждый человек может пользоваться сво- ими как экономическими, социальными и культурными, так и граж- данскими и политическими правами. Общей для обоих пактов является также их первая часть, состоящая из одной статьи, в которой призна- ется право народов на самоопределение и содержится обязательство подписавших их государств «поощрять осуществление права на само- определение и уважать это право». В обоих документах провозглашено также право на равенство и свободу от дискриминации.
    Пакт о гражданских и политических правах. Участвующие в Пакте
    о гражданских и политических правах
    государства обязуются уважать и обеспечивать всем находящимся под их юрисдикцией лицам при- знаваемые в Пакте права «без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения,
    1
    СССР, правопреемницей которой является Российская Федерация, ратифицировал оба пакта в 1973 г.
    имущественного положения, рождения или иного обстоятельства».
    Они должны принять такие законодательные акты или меры, которые могут оказаться необходимыми для осуществления признаваемых Пак- том прав. Число этих прав в Пакте выше, чем во ВДПЧ, причем в Пакте они более детализированы. Пункт 3 ст. 2 Пакта налагает на каждое уча- ствующее в нем государство следующие обязательства: а) обеспечить любому лицу, права и свободы которого, признавае- мые в настоящем Пакте, нарушены, эффективное средство правовой защиты, даже если это нарушение было совершено лицами, действо- вавшими в официальном качестве; б) обеспечить, чтобы право на правовую защиту для любого лица, требующего такой защиты, устанавливалось компетентными судеб- ными, административными или законодательными властями, или любым другим компетентным органом, предусмотренным правовой системой государства, и развивать возможности судебной защиты; в) обеспечить применение компетентными властями правовой защиты, когда она предоставляется.
    Пакт перечисляет права и свободы, которые не могут быть нарушены или ограничены ни при каких условиях — даже во время чрезвычайного поло- жения в государстве, когда жизнь нации находится под угрозой. Это: право на жизнь (ст. 6); свобода от пыток или жестокого бесчеловечного, унижаю- щего его достоинство обращения или наказания (ст. 7); свобода от рабства и подневольного состояния (ст. 8, пункты 1 и 2); запрет лишения свободы на том лишь основании, что человек не в состоянии выполнить какое-либо договорное обязательство (ст. 11); право оценки действий человека в соот- ветствии с законом, действовавшим в момент совершения деяния (ст. 15); право каждого человека на признание его правосубъектности (ст. 16); право на свободу мысли, совести и религии (ст. 18).
    В то же время, допускаются ограничения, предусмотренные законом и необходимые в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц (ст. 22).
    Согласно ст. 27 МПГПП, в странах, где проживают этнические, рели- гиозные и языковые меньшинства, лицам, принадлежащим к ним, не может быть отказано в праве совместно с другими членами той же группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком. В части IV
    (статьи 28—47) говорится о механизме контроля над осуществлением провозглашенных в Пакте прав и свобод. Им является Комитет по пра- вам человека. Принятый одновременно с Пактом Факультативный про- токолом к нему наделяет этот Комитет правом принимать и рассматри- вать заявления от отдельных лиц, считающих, что они стали жертвами нарушений какого-либо из прав, изложенных в Пакте. В 14 статьях этого Протокола определены условия, при наличии которых индивиды могут апеллировать к Комитету, а также действия самого Комитета

    90
    91
    и государств, против которых направлены заявления отдельных граж- дан
    1 15 декабря 1989 г. ГА ООН приняла Второй дополнительный прото- кол к МПГПП. Государства-участники данного протокола, полагая, что отмена смертной казни будет способствовать возвышению человече- ского достоинства и прогрессивному развитию прав человека (в пер- вую очередь права на жизнь), провозгласили, чтов пределах их юрис- дикции не должен быть казнен ни один человек. Никакие оговорки к протоколу не допускаются, за исключением тех, которые будут сде- ланы в период ратификации или присоединения к нему, а также при- менения смертной казни за серьезные преступления военного харак- тера в период войны. О таких оговорках государства должны сообщить
    Генеральному секретарю ООН, а их доклады, представляемые Комитету
    ООН по правам человека в соответствии со статьей 40 ПГПП, должны содержать раздел об усилиях государств по реализации данного про- токола.
    Государства-участники Пакта об экономических, социальных
    и культурных правах (ПЭСКП) согласились в индивидуальном порядке и в порядке международной помощи и сотрудничества принять меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление призна- ваемых в нем прав. Эти права должны быть осуществлены без какой бы то ни было дискриминации. Недостаточно развитые для немед- ленной реализации всех, признаваемых в Пакте, экономических прав страны сами с надлежащим учетом прав человека и своего народного хозяйства могут определять, в какой мере они будут гарантировать эти права лицам, не являющимся их гражданами. Государство «может устанавливать только такие ограничения этих прав, которые определя- ются законом, и только постольку, поскольку это совместимо с приро- дой указанных прав, и исключительно с целью способствовать общему благосостоянию …» (ст. 4).
    ПЭСКП гарантирует право на труд (работу) и право каждого на справедливые и благоприятные условия труда, включая возна- граждение, обеспечивающее, как минимум, справедливую зарплату и одинаковое вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия. Зарплата работников должна обеспечивать удовлетворительное существование для них самих и их семей. Условия работы должны отвечать требованиям безопасности и гигиены, одина- ковую для всех возможность продвижения в работе на более высокие ступени исключительно на основании трудового стажа и квалифика- ции. Гарантируются права на отдых, на досуг и разумное ограничение рабочего времени, а также на оплачиваемый периодический отпуск, равно как и на вознаграждение за праздничные дни. Подписавшие
    1
    К середине 2001 г. участниками этого протокола стали 98 государств мира. Еще
    4 государства были его подписантами.
    Пакт государства
    1
    обязаны обеспечивать право каждого человека соз- давать для осуществления и защиты своих экономических и социаль- ных интересов профессиональные союзы, признают их право на обра- зование национальных федераций или конфедераций и право этих последних основывать международные профессиональные организа- ции или присоединяться к существующим. Признается право на заба- стовки при условии ее организации в соответствии с законами страны.
    Пакт гарантирует каждому человеку право на социальное обеспече- ние, право на охрану семьи, право на оплачиваемый отпуск работаю- щим матерям до и после родов или отпуск с достаточными пособиями по социальному обеспечению.
    Все ратифицировавшие Пакт государства обязаны принимать осо- бые меры охраны и помощи в отношении детей и подростков, без какой бы то ни было дискриминации по признаку семейного происхождения или по иному признаку. Дети и подростки должны быть защищены от экономической и социальной эксплуатации. Применение их труда в областях, вредных для их нравственности и здоровья или опасных для жизни или могущих повредить их нормальному развитию, должно быть наказуемо по закону. Государства должны установить возраст- ные пределы, ниже которых пользование детским трудом запрещается и карается законом. Статья 11 ПЭСКП признает право каждого чело- века «на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, вклю- чающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни».
    Пакт исходит из того, что для реализации этих прав необходимо сотрудничество всех государств. Следует осуществлять конкретные программы улучшения методов производства, хранения и распределе- ния продуктов питания путем широкого использования технических и научных знаний, реформирования аграрных систем таким образом, чтобы достигнуть наиболее эффективного освоения и использования природных ресурсов, обеспечения справедливого распределения миро- вых запасов продовольствия.
    Провозгласив права каждого человека «на наивысший достижи- мый уровень физического и психического здоровья», на образование, на участие в культурной жизни, ПЭСКП определяет и меры, которые должны быть приняты государствами для их полного осуществления.
    В установленные сроки государства обязаны представить на имя Гене- рального секретаря ООН доклады о том, как предусмотренные Пактом права реализуются в соответствующих странах. Эти доклады подлежат изучению Экономическим и социальным советом ООН, являвшийся главным контрольным органом по данному Пакту, а его выводы — доведены до сессии Генеральной Ассамблеи.
    Всемирная конференция по правам человека, проходившая в июне
    1993 года в Вене в своих документах (Венская декларация и Программа
    1
    В октябре 2016 г. их было 164.

    92
    93
    действий
    1
    ) призвала Комиссию по правам человека продолжить рас- смотрение вопроса о факультативных протоколах к Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах. После обсуждения проекта такого Протокола летом 2006 г., Совет по пра- вам человека ООН решил продлить мандат подготовившей его Рабо- чей группы еще на два года для продолжения работы над ним с учетом пожеланий государств. Он был Принят резолюцией 63/117 Генераль- ной Ассамблеи от 10 декабря 2008 года. Протокол предусматривает учреждение Комитета по экономическим, социальным и культурным правам, к которому могут обращаться как государства-участники
    Пакта и государства, заявившие о признании ими компетенции Коми- тета, так отдельные лица и группы людей, «которые утверждают, что они являются жертвами нарушения этим государством-участником какого-либо из экономических, социальных и культурных прав, изло- женных в Пакте» (ст. 2), а также от их имени. Срок обращения к Коми- тету составляет один год после исчерпания внутренних средств право- вой защиты, за исключением случаев, когда автор может доказать, что невозможно было направить сообщение в течение этого срока. Коми- тет изучает их на предмет приемлемости, а в случае положительного решения данного вопроса, рассматривает его тщательнейшим образом, запрашивая у авторов жалоб дополнительную информацию. Приори- тет отдается «дружественному урегулированию» спора. Если не удается добиться этого, то составляется доклад Комитета, который представля- ется государству, на которое была подана жалоба, с рекомендациями исправить положение и изложить в течение полугода свои объяснения или заявления по докладу Комитета. В случае невыполнения государ- ством-нарушителем экономических, социальных и культурных прав человека решение включается в доклад Комитета, представляемому генеральной Ассамблее ООН с последующим опубликованием.
    Принято считать, что Устав ООН, ВДПЧ и два пакта ООН о правах человека образуют
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   28


    написать администратору сайта