права и свободы человека. Учебник для бакалавриата и магистратУры 2е издание, исправленное и дополненное
Скачать 1.49 Mb.
|
2.2. Права и свободы человека с позиций мировых религий Если вы хотите знать все тайны народа, вы должны войти в тайны его религии, не без оснований считал французский поэт XIX в. Эдгар Кине. Это относится ко всем народам, в том числе и к их фундаменталь- ным представлениям и установкам о правах человека. В чем же состоят эти основополагающие «тайны» мировых религий в этой области, без учета которых трудно объяснить многообразие вариантов понимания народами прав человека? Естественные законы и права человека долгое время отождествля- лись людьми с законами Неба, творцом и верховным контролером кото- рых является некое Верховное существо (Бог). Люди верили и верят в существование порожденных самой природой, лишь частью которой человек является, порядков, законов и норм жизни, которым отдавали и отдают приоритет. Соблюдение этих законов — норма жизни, откло- нение от них, их нарушение — грех, зло. В древнеиндийских Ведах последние рассматривались как синонимы болезни, вражды, недостой- ного поведения, проклятия, своего рода загрязнение, которое может быть устранено лишь определенными ритуальными действиями. Грех или загрязнение человека могли быть вызваны его противоестествен- ным поведением, неподобающими словами, недобрыми мыслями или поступками. Индуизм представляет собой своеобразную конгрегацию древ- нейших верований людей. В отличие от мировых религий ближнево- 48 49 сточного происхождения, он не имеет своего основателя, церковной организации и своего клира. Индуизм включает в себя все божества, верования и обычаи, характерные для индийского субконтинента, что делает его весьма терпимым ко всем другим религиям. Его при- верженцы верят в вечный, совершенный и всеобъемлющий принцип, являющийся единственной действительностью, причиной, основой и целью всего сущего. Одна из важнейших характеристик индуизма — это ахизм (не наносить ущерба природе), являющийся одним из крае- угольных камней его этики и обоснованием вегетарианства подавляю- щего большинства индуистов. Согласно индуизму, мир представляет собой некое упорядочен- ное целое, где всякое живое существо имеет свое естественное, раз и навсегда установленное место, которое неизменно. Счастье и блажен- ство человека связаны с соблюдением им вечного трансцендентного закона. Этот закон предопределяет общественное неравенство, выра- жающееся в принадлежности людей к тем или иным кастам. Основных каст четыре: брахманы (священники и учителя), кшатрии (воины), вайшьи (обычные люди), и шудры (слуги). Священная книга инду- изма Ригведа утверждает, что брахманы олицетворяют рот божества Пурусы, кшатрии — его руки (оружие), вайшьи — бедра и шудры — ноги. Каждая из этих каст, в свою очередь, разделена на многочислен- ные устойчивые слои, в результате чего индуистское общество разде- лено на тысячи мелких каст. Все они живут изолированно друг от друга, руководствуясь своими собственными нормами и традициями. Браки между представителями разных каст редки и затруднены. Реальное место индуиста в мире и в жизни определяется через его моральное поведение. ««Каковы действия человека, каково его поведе- ние, таким он будет и сам», — говорится в «Упанишадах» (религиозных текстах индуизма). — Кто делает добро, тот станет хорошим, кто делает зло — тот плох». «Добро», «хорошо» понимаются весьма многопланово. Если для «Упанишад» — это отказ от радостей и удовольствий, воздер- жание, то так называемые дхарма (руководства о правилах поведения и обрядов, являющихся основой индуистского права) утверждают, что домохозяйство, поддержание его очага, рождение и воспитание детей являются благочестивыми делами. Дхарма содержит в себе социаль- ную доктрину основных стадий жизни. Согласно ей, члены трех выс- ших каст должны сначала стать целомудренными учениками, затем жениться, обзавестись домохозяйством, вернуть свои долги предкам и богам, родив сынов и принеся жертвы. После выполнения этих задач, они могут удалиться в уединенные места, посвятить себя духовному созерцанию, а затем — стать странствующими аскетами. Ранний инду- изм допускал возможность распада семьи, но позже брак в нем закре- пляется массой торжественных священных обрядов и становится фак- тически нерасторжимым. Общественное неравенство в индуизме, — это не что-то изначаль- ное, навязанное человеку извне, а результат его личной кармы — сово- купности мыслей, чувств и деяний, совершенных человеком в прошлом и определивших его судьбу. Человек может изменить свое обществен- ное положение, но только через мысли, чувства и деяния, через религи- озную самоотверженность, любовь и полную самоотдачу. Этого можно достичь, в том числе, путем отказа от страстных желаний. Необходимость жизни в гармонии с природой — главное и в буд- дизме, возникшем в той же историко-культурной среде. Однако буддизм отрицает кастовую систему и связанные с ней взгляды на обществен- ное неравенство. Согласно ему, бытие человека — это жажда жизни, а жизнь — сплошное страдание, проявляющееся в страхе смерти, старо- сти, болезнях, горе, заботах. Все зло общества проистекает из эгоизма человека, выражающегося в его приверженности к своему личному телу, личному бытию. Мера страданий и ответственности за страдания зависят от самого человека, его степени жадности и невежества. Своим моральным поведением он может уменьшить эту меру, но лишь в рам- ках предусмотренной для каждого человека судьбы (кармы). Буддизм понимает карму не как фатальную предопределенность свыше, а как судьбу, обусловленную действиями и поступками самого человека: будет так-то и так-то, если он поступит так-то и так-то. «Карма озна- чает действия, означает делать», утверждает буддистские проповед- ники, но действие это не спонтанное, не бессмысленное, а намеренное, сознательное, продуманное и волевое 1 Таким образом, буддизм не столько религия, сколько философия жизни, где главным действующим лицом является сам человек, дости- жение целей которого зависит от соблюдения им некоторых законов природы и жизни. Моральность, или достойное поведение, разви- тие ума и мудрость — основные факторы, определяющие место буд- диста в жизни 2 . Однако знаки активности, действия, мудрости здесь не вполне определены. Они состоят не в постижении бога, не в полу- чении его милости путем усердных молитв, как в религиях, зародив- шихся на Ближнем Востоке, а направлены внутрь самого человека. В то же время они подчинены не созидательной деятельности, про- изводству материальных и духовных благ, а изоляции человека, его уходу от общественной жизни, от ее проблем и конфликтов, в конеч- ном счете — отказу от жизни. Буддийская нирвана — это исчезнове- ние желаний, отказ, избавление, освобождение, отречение от страстей. Отсюда и соответствующее понимание прав и свобод человека, фак- тический отказ от стремления к счастью и возвышению своего досто- инства, что, согласно буддизму, способно породить новые страдания. Стало быть, и борьба за права и свободы человека может стать причи- ной новых страданий. 1 Santina P. D. Fundamentals of Buddism. Taipei, 1984. Р. 85. 2 Подробнее см.: Аббаев Н. В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. Новосибирск, 1989; Игнатьев И. П. Как стать Буддой? Л., 1991; Кочетов А. Н . Буддизм. 1983; Santina P. D. Fundamentals of Buddism. Taipei, 1984. 50 51 Иудаизм — выражение надежд и стремлений неизвестно откуда появившегося и скитавшегося по пустыне племени, мечтавшего найти место для постоянного и безопасного проживания. Отсюда и идеи о земле «обетованной», о едином Боге (Яхве), якобы избравшем ски- тавшееся племя для утверждения на Земле своего царства. Бог будто бы даровал «избранному» им народу земли, на которых испокон веков проживали другие народы, почему-то «не любимые» этим богом, кото- рых верующие в Яхве должны истреблять, занять их дома и земли, сде- лать обретенную, таким образом, страну «царством священников и свя- щенного народа», призванным стать образцом для всего человечества. Бог же открыл или продиктовал этому народу образцы и структуру общинной и индивидуальной жизни, потребовав взамен повиновения его учению (Торе, которая рассматривалась как конституция иудей- ского сообщества). Законы Яхве охватывают все области жизни. Они включают в себя индивидуальную и социальную этику — лояльность и повиновение Богу, соблюдение религиозного культа, жертвоприно- шения, клятвы и просьбы у алтаря. Основные нормы жизни этого сообщества в идеале сводились к десяти заповедям, изложенным в форме волеизъявления самого Бога Израиля (Исход, 20). Затем их круг и содержание расширяются, посте- пенно охватывая все аспекты человеческой жизни. Согласно иудаизму, законы диктуются свыше, с небес, сообщаются народу через избран- ных Богом лиц, а народ обязан беспрекословно соблюдать их и нести общую ответственность за отношение к ним всех его членов. Вера при- зывает своих приверженцев к солидарности с бедными и беспомощ- ными из числа единоверцев, к оказанию помощи им в нужде. Главным назначением общественных институтов (субботнего дня, седьмого года, когда земля отдыхает, находится под паром) является практиче- ское содействие милосердию. Поскольку главными постулатами иудаизма являются «дарованная» Богом или «обетованная» земля, которую нужно завоевать и сохранять за собой, эта религия имеет воинственный дух. Верующие организу- ются как армия (Исход, 12:41), сильное могущественное государство считается важным институтом, необходимым для борьбы с врагами Бога и Израиля. Во времена царствования Давида формулируется идея о том, что царь (монарх) назначается самим Господом и как его «пома- занник» неприкосновенен. В то же время, из язычества был заимство- ван взгляд на монарха как на «перворожденного сына Бога». Консервативный иудаизм XIX века считал свою веру не просто бого- словием этики, но историческим выражением опыта еврейского народа, называл его «положительно — историческим иудаизмом». И действи- тельно, разрушение Иерусалимского храма, бегство евреев в другие страны мира с иными правовыми системами, стремление к сохра- нению самобытности своего этноса и системы его ценностей выну- дили иудаизм приспосабливаться к постоянно и круто меняющимся условиям жизни его приверженцев. Так, еще царь Ирод распорядился установить памятники римским императорам в некоторых иудейских храмах, чем вызвал недовольство верующих. В начале средневековья складывается Мишна — литература, специально написанная в качестве руководств в каждой области жизни иудейской общины, рассеянной по всему миру. Провозглашается законность правительственной власти и обязанность иудеев повиноваться ей, покорность становится частью их религиозной теории. В то же время по всем вопросам гражданского права иудеи должны обращаться в свои, раввинские суды, а в вопросах семьи и бизнеса руководствоваться законами своей веры. Иудаизм оказал сильнейшее влияние не только на формирование института прав и свобод человека, но и на все развитие человечества. О масштабах влияния еврейского этноса на мировое развитие свиде- тельствует превращение почти всей системы иудейских ценностей, изложенных в Ветхом Завете, являющемся Священной книгой и хри- стианства, в систему ценностей примерно 1,5 млрд населения христи- анского мира. Более четверти всего населения мира носит библейские (иудейские) имена и фамилии, герои иудаизма превратились в героев всего христианского и исламского 1 миров. Огромно влияние еврей- ского этноса на развитие мировой культуры — науки, искусства, лите- ратуры. Он был основным двигателем мировой торговли, финансов, ремесел, промышленности. Но рассеявшиеся по всему миру, продолжая жить изолированно под руководством своих раввинов и кагал и, придерживаясь своих тради- ций и культуры, иудеи воспринимались местным населением, преиму- щественно христианским, с недоверием, усиливаемым религиозными предрассудками и некоторыми традиционными нормами иудейской жизни: давать взаймы только под проценты, стремлением извлечь максимальную выгоду из всех возможных обстоятельств. Зарождается антисемитизм. Еврейское население, особенно потомки иммигрантов, родивши- еся в новых странах, закономерно считая себя их гражданами, требо- вали снятия с них ограничений, налагаемых на иностранцев в странах их пребывания, равноправия со всем населением, свободы перемеще- ния, выбора места жительства, свободы предпринимательской дея- тельности, религиозного исповедания, получения и распространения информации, свободы слова и печати. И боролись за них, становясь часто не только теоретиками, но и руководителями политических партий и движений за практическое достижение этих целей. Любое выступление какой-либо части еврейской диаспоры спонтанно под- держивалось соплеменниками во всех странах мира и превращалось во всемирное движение. Образовались всемирные еврейские органи- зации, призванные координировать подобного рода движения. 1 Иудейские прародители человечества Авраам, Ной, «отцы еврейского народа Моисей, Давид, Соломон, основатель христианства Иисус Христос весьма почитаются в Исламе как великие и мудрые пророки. 52 53 Высока степень участия еврейского населения во всех социальных революциях, в деятельности политических партий и движений в мире и влияния на них. К еврейскому населению, как ни к кому более, отно- сится замечание Макиавелли о том, что люди всегда жаждут нового, но новое всегда оказывается хуже старого. В результате они начинают бороться и с новым, оказываются в состоянии вечного недовольства, чем опять-таки усиливают подозрения к нему со стороны коренных, не знающих проблем диаспоры народов. Феномен антисемитизма, ведущего к умалению и отрицанию прав человека и народов, является чистейшим недоразумением. Это явле- ние, возникшее в христианских странах, где, скорее по недомыслию, ревностно относились и относятся к иудаизму, из которого выросло само христианство. Недомыслие это выражается в том, что, распевая в храмах и церквях псалмы Давида, служители христианства и его при- верженцы в кругу своего общения рассказывали и рассказывают всякие небылицы и анекдоты о народе Давида, высмеивают обычаи, узаконен- ные в Ветхом Завете. В исламских же странах, где проживают родствен- ные евреям семитские племена, реальный антисемитизм практически немыслим, ибо он означал бы самоуничижение этих народов. Христианство как религия бесправных и гонимых людей занимает в вопросе о статусе человека в этом мире особое место. Оно является продолжением иудаизма и отражает дух времени и места своего про- исхождения. Новый Завет передает слова Иисуса из Нагорной пропо- веди, согласно которым «не нарушить закон или пророков» пришел Он, а исполнить их» (Матфея, 5, 17). Христианство не является выра- жением надежд и чаяний целого народа, как иудаизм, а лишь его мар- гинальных слоев. Отсюда бóльшая социальность и даже коммунизм. Оно призывает к моральному совершенствованию человека и отно- шений между людьми (братья и сестры во Христе), дополняет десять заповедей Ветхого Завета Нагорной проповедью Иисуса, в которой провозглашены новые, более человечные, принципы отношений между людьми. Гордыня и жадность человека объявляются его главными недостат- ками, а смирение и благодарность — главными достоинствами. При- знается право человека как на общую собственность, принадлежащую всем (по этому принципу строилась и продолжает строиться жизнь некоторых христианских общин), так и на индивидуальную собствен- ность. Именно христианству человечество обязано происхождением феномена филантропизма. Посещение нуждающихся и вспомощество- вание им считаются одними из самых очевидных свидетельств веры человека в Бога. Христианству же обязано оно и такими институтами человеколюбия и социального обеспечения, как сиротские (детские) дома, ассоциации по оказанию помощи старикам, больным, жертвам голода и болезней (Армия спасения). В то же время, христианство изначально принижает человека, при- писывая ему статус «раба божьего», а всему человечеству — «стада божьего», ведомого пастырями 1 . Приверженцы христианства возла- гают все надежды о своем спасении, которое возможно, по их убежде- нию, только после смерти, на Бога, который якобы управляет всеми процессами в мире и присутствует во всех человеческих деяниях. Эта религия призывает верующих к непротивлению злу насилием (если тебя ударили в одну щеку, то вместо отпора и сопротивления насиль- нику, подстав и вторую щеку), к отказу от всяких попыток изменить свой социальный статус. «Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу» (т. е. как богу — Д. М.), призывает Евангелие (Ефес., 6:5). «Будьте покорны вся- кому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступ- ников и для поощрения делающих добро», — призывал апостол Петр (1-е Петр. 2, 13—14). «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от бога» (Римлян., 13:1), — повторял апостол Павел. То есть «рабы божьи» должны стать рабами и правителей — «помазан- ников и избранников Бога». «Каждый оставайся в том звании, в кото- ром призван» (1-е Коринф., 7:20). Все это, вероятно, и дало маркизу Де Сад (1740—1814) законное основание утверждать, что «религии — это колыбели деспотизма» и Дж. Адамсу считать ее одним из столпов тирании. Христианство воспевает свободу, жаждет свободы, но понимание им свободы противоречиво. Свобода по-христиански — это свобода только для верующих в Христа. Папа Римский Григорий XVI даже денонсировал свободу совести и вероисповедания как безумную глу- пость, а свободу слова и печати как ядовитую ошибку, которую никак нельзя переваривать 2 Оно проповедует и упрямо отстаивает догму о естественном нерав- ноправии полов. «Муж есть глава жены», заявлял апостол Павел (Ефес., 5:23). Он же запретил женщинам ни «учить… ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии» (1-е Тим., 2:12). Евангелие от Матфея признает право на развод в случае прелюбодеяния супруги (Матф., 19:9), а Евангелие от Луки устами Иисуса осуждает развод и повторное замужество разведенной женщины (10:12). Растущее влияние христианской религии и ее многомерность, соб- ственно, и стали причинами того, что ее восприняли и господствующие классы, и она становится официальной религией сперва Римской импе- рии, а затем и всех европейских государств. Однако, превратившись в государственную религию, христианство обернулось в полнейшую 1 О «пастырской заботе» о «христова стаде» говорится даже в документах христи- анской церкви две тысячи лет спустя после возникновения этой веры (См.: Юбилейный собор русской православной церкви. Москва,13—16 августа 2000 года. Основы социаль- ной концепции русской православной церкви). 2 См.: Graper J. W. History of the Conflict between Science and Religion. New York, 1894. Р. 551. |