Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.3. развитие гуманистической концепции прав и свобод человека Великая хартия вольностей

  • права и свободы человека. Учебник для бакалавриата и магистратУры 2е издание, исправленное и дополненное


    Скачать 1.49 Mb.
    НазваниеУчебник для бакалавриата и магистратУры 2е издание, исправленное и дополненное
    Дата12.12.2022
    Размер1.49 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаправа и свободы человека.pdf
    ТипУчебник
    #841219
    страница7 из 28
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   28
    54
    55
    свою противоположность, превратилась в один из столпов монархизма и деспотизма, а также духовной уздой для доверчивого народа
    1
    Христианство воспринимает все другие религии как ложные и язы- ческие. Отсюда и требования к ново обращенным людям разрушать и уничтожать все, чему они и их предки преклонялись прежде, и пре- клоняться тому, что они ранее разрушали. В результате в странах, где христианство утвердилось как господствующая религия, оказались уничтоженными почти все дохристианские памятники культуры наро- дов. Вместе с ними христианская религия подавила и уничтожила и те слабые ростки философии прав и свобод человека, которые были взращены еще в древнем мире.
    Негативная роль всемирных религий, за исключением Буддизма, во всей жизни человечества, и особенно в области прав и свобод чело- века, очевидна и вряд ли требует доказательств. И на самом деле, пода- вляющее большинство войн в истории последних двух тысячелетий, гибель сотен миллионов людей, не прекращающаяся вражда между народами, дискриминация и геноцид по этническому или религиоз- ному признакам, изгнание людей с родных земель и превращение их в беженцев происходили и происходят и под религиозными лозун- гами и знаменами.
    Раннее христианство строго руководствовалось библейскими запо- ведями «не убий!», «возлюби врагов своих как самого себя», «подняв- ший меч от меча и погибнет». Оно рассматривало войны как деяния ангелов Сатаны и рассматривало своих приверженцев как сынов мира. Последние отказывались служить в армии, а солдаты, приняв- шие крещение, обязаны были покинуть ряды армии, если даже им гро- зила смерть
    2
    . Позже проповедники христианства в связи с доктриной повиновения властям, начинают проповедовать идею «вооружиться во имя защиты своей веры», «превращения в солдат Бога», проник- новения во власть и т. д. Война трактуется уже как инструмент боже- ственной справедливости, а верующие в Христа — как его воины
    3
    После провозглашения Константина императором, христианство целиком отбросило свои антивоенные постулаты и приняло импер- скую точку зрения, что, собственно, и привело к его огосударствле- нию, после чего изображение креста становится военной эмблемой, а императорская армия могла состоять (с 414 г.) только из христиан
    4
    «Отцы церкви» (Афанасий, Августин, Амброзий) стали провозглашать
    , что убийство врагов в войне не только законно, но и даже похвально.
    Как справедливо отмечают исследовали христианства, в результате
    1
    Подробнее см.: Мутагиров Д. З. Демократия как универсальная ценность. М. :
    Логос, 2014.
    2
    Cadoux C. J. The Early Christian Attitude to War. London, 1919. Р. 53—60. См. также:
    Wilson W. E
    . Christ and War. London 1913;Turnbull G. The Principles of Moral and Christian
    Philosophy. Indianapolis, 2005.
    3
    Cadoux C. J. The Early Christian Attitude to War. P. 116—117; 126—127.
    4
    Cadoux C. J. The Early Christian Attitude to War. P. 168.
    сделок христианской церкви с имперской властью «впервые смирен- ный и мирный Иисус становился Богом войны, а крест — священный символ христианского искупления — превращается в знамя кровавой распри»
    1
    Религия, особенно иудейская и христианская, привела к жизни и взлелеяла такие бесчеловечные явления, как геноцид и этноцид
    2
    , фак- тически лишила людей свободы совести, объявила иноверие и неверие преступлениями, освятила политическое и социальное неравенство в обществе, бесправие женщин и детей, регламентировала и строго контролировала повседневную жизнь и поведение людей. Масса рели- гиозных орденов, члены которых рыскали среди населения и доносили церковным и светским властям о всяких проявлениях свободомыслия, вольнодумства и просвещения, опекали думы и поступки людей.
    В то же время и в рамках христианского богословия появлялись взгляды, способствовавшие развитию философии прав и свобод чело- века. Так, Фома Аквинский считал, что человек обладает собственной свободной волей и сам направляет себя к определенной цели. Одним из первых в философии политики он дифференцировал законы чело- веческой жизни на законы вечные, божественные, естественные и человеческие. В дальнейшем теория естественного права будет раз- вита и конкретизирована философами-просветителями и их последо- вателями, станет основой философии прав и свобод человека в новое и новейшее время. Некоторые христианские миссионеры и авторитеты, как будет показано дальше, энергично выступали в защиту прав и сво- бод порабощаемых христианскими же правителями народов колони- зируемых стран. А некоторые направления протестантизма становятся пропагандистами свободы и равноправия и превращаются, говоря сло- вами А. де Токвилля, в «демократические и республиканские религии» и на самом деле посодействовали становлению в демократии и респу- блик
    3
    Ислам имеет много общего с иудаизмом и христианством, даже счи- тает себя их продолжением и завершением. Согласно Корану, Бог дал
    Книгу жизни евреям, но они не выполнили его Завета. Новый Завет был дан христианам, но и они не последовали по указанному Господом пути. Теперь он третий раз дает людям Книгу жизни (Коран, 41:45).
    В то же время как религия свободных людей, утвердившаяся с неви- данной быстротой и ставшая знаменем победителей, ислам многим отличается и от иудаизма, и христианства — религий рабов, зависи- мых и бесправных людей. Прежде всего, ислам отличается самим пони-
    1
    Milman H. H. History of Christianity. P. 287.
    2
    Целые главы Ветхого Завета воспевают истребление народов, проживавших на «дарованных» иудеям землях, объявляя их неполноценными. Христианские миссио- неры благословляли истребление десятков миллионов коренного населения в Северной и Южной Америке, в Австралии и Новой Зеландии, вывоз десятков миллионов африкан- цев в качестве рабов в Новый Свет.
    3
    De Tocqueville A. Democracy in America. NY. Vol. I. P. 739.

    56
    57
    манием статуса человека. В отличие от библейской доктрины грехо- падения первого человека, что должно быть искуплено покорностью и молитвами на протяжении всей жизни, ислам исходит из того, что
    Бог простил Адаму его неповиновение и не рассматривает человека как носителя первородного греха.
    Коран провозглашает, что человек создан как самое совершенное и благородное творение в мире. Человек сотворен Богом свободным существом, превращение его в раба противоречит воли Бога и сами люди должны оберегать свою свободу. Человек обладает свободой воли, является автором своих решений и, поэтому, ответственен за свои дей- ствия
    1
    . Все остальное в природе, даже «ангелы», сотворено Богом для поклонения и служения человеку. Призвание человека состоит в служе- нии и повиновении воле Бога, в соблюдении его заветов, в том, чтобы жить по его законам. Социальное вспомоществование людям, всяче- ское содействие облегчению страданий человека — таково направление поведения правоверного мусульманина. Основатель ислама Мухаммад сформулировал все это короткой фразой: «творить добро».
    Щедрость приумножает богатства, а скупость сокращает их, провоз- глашает Коран. Цель получения выгоды при даче долга исключается, ростовщичество (получение процентов) запрещено. Мусульмане (бук- вально: ал-муслимун — предавшие себя воле Аллаха) считают друг друга «братьями и сестрами», а свое сообщество (Умма) — наилучшим, призванием которого является «радоваться хорошему и запрещать зло».
    Здесь не должно быть «никакого порока и извращенности». Молитва призвана удержать человека «от грязных преступлений и от того, что осуждаемо» (Коран, 29:44). Помощь бедным, сиротам, женщинам и зависимым считается проявлениями благочестия. Ислам не отменял рабства, но относился к эмансипации рабов как к добродетели. Детоу- бийство девочек, во все времена распространенное среди некоторых народов из-за опасений бедности или позора, исламом запрещается.
    Коран не признает различий и привилегий, основанных на социаль- ном, племенном или расовом происхождении. Все люди являются «рав- ными детьми Адама». Единственное различие между ними — это раз- личие перед Богом, основанное на благочестии и хороших действиях людей. Эта мысль Мухаммада была развита его двоюродным братом и четвертым халифом Али, который призывал утверждать равенство и справедливость между всеми людьми, помня, что они делятся только на две группы. «Одна из них — ваши братья в вере, и другая — подобна
    Вам в сотворении».
    Правительство в исламском понимании призвано служить людям, а не быть их хозяином. Оно ответственно перед людьми, кому Бог пре- доставил право определять собственную судьбу. Поэтому даже такой традиционный для многих людей идеал достоинства как мужествен-
    1
    Собственно, и библейская формула «сотворить человека по нашему образу и подо- бию» означает, что человек также свободен, как и Бог, и не может иметь статуса раба.
    ность заменен в исламе более человечным идеалом «морального досто- инства и благочестия».
    Каждый мусульманин обязан работать и добывать себе хлеб личным трудом. Основателю веры приписывают слова: «Мусульманин должен работать сам и накормить себя своими трудами. Он не должен ожидать от кого-то какой-либо помощи». Это, кстати вполне согласуется с при- водившимся выше библейским принципом. В отличие от других рели- гий, ислам высоко ценит образование и науку. Как свидетельствует сура «Аль-Калям» (ручка), основатель Ислама считал, что «люди с высо- ким образованием — это высокие люди», что «требования науки обя- зательны для мусульманина» и «кто избрал дорогу в науку, тому Аллах облегчает путь в рай». Именно это способствовало тому, что средневе- ковье, ставшее для христианского запада годами мракобесия, пресле- дований науки и культуры (Сожжение Д. Бруно, Я. Гуса, преследования
    Н. Коперника, Г. Галилея и многих других), ознаменовались развитием астрономии, математики, медицины, химии и других наук в ислам- ском мире. Везде берите пример с тех, у кого есть глаза, учит Коран, т. е. умеет предвидеть, предсказать. Согласно исламской традиции, призвание философии (спутницы и приемной сестры права, каковым в исламе признается только божественное) — постоянные размышле- ния о смысле жизни.
    Ислам предписывает своим приверженцам строжайше придер- живаться в жизни определенных морально-этических норм: уваже- нию жизни человека, верности и порядочности, доброте и преданной благодарности родителям, помощи соплеменникам и единоверцам в их нужде, верности долгу, великодушию к зависимым от них. Ислам- ское милосердие — это добро не только к ближнему (что рассматри- вается как долг, а вовсе не как милосердие), и не только к людям. Оно распространяется на все живое в природе. Без крайней необходимо- сти не убивай, не вреди, поступи разумно, учит Коран. Правоверный мусульманин обязан всегда поступать разумно, сохранять свою способ- ность отличить хорошее от плохого, полезное от вредного. Различия мнений при этом естественны, поскольку люди и по опыту, и по своим знаниям, и по степени постижения истины отличаются друг от друга.
    Поскольку помутнение рассудка лишает человека возможности посту- пать разумно, по-человечески, ислам запрещает и потребление опьяня- ющих и одурманивающих вещей.
    Исламское общество складывалось одновременно и как социальное, и как религиозное, и как политическое. Между ними нет тех граней, которые характерны для других обществ Востока (Китай, Индия, Пер- сия) и Запада. Поэтому и нормы права в исламе охватывают сразу все аспекты жизни, в нем нет отдельных социальных, нравственных, поли- тических или иных норм. Есть только исламское (шариатское) право, регулирующее все отношения как между верующими и богом, так и между самими людьми. Это своего рода моральный кодекс поведения мусульманина в частной и в общественной жизни.

    58
    59
    В отличие от других обществ, где наряду с «божественными» и «веч- ными» законами признается существование и человеческих, рукотвор- ных, являющихся выражением воли общества и изменяющихся с его эволюцией, шариатское право считается выражением воли Аллаха, которая предшествует всем человеческим деяниям и предопределяет их. Более 80 стихов Корана содержат правовую интерпретацию разных аспектов частной и общественной жизни мусульманина. О прецедентах решения тех или иных вопросов жизни мусульманской общины самим пророком при его жизни говорится в тысячах свидетельствах современ- ников (хадисах) о его жизнедеятельности.
    Наказания за действия против человека в исламе носят возмездный характер: обидчик должен повторить судьбу его жертвы. Жертва или его семья (в случае убийства) имеет право преследовать преступника по суду или выбирать материальную компенсацию вместо возмез- дия. Для шести фиксированных преступлений установлены конкрет- ные наказания: смерть за вероотступничество и грабеж «на большой дороге»; отсечение руки за воровство; забивание камнями до смерти за внебрачные сексуальные отношения, если виновник — человек, состоящий в браке, и 100 ударов плетью, если виновник не состоит в браке; 80 ударов плетью, когда обвинения в не целомудрии не дока- зано (столько же ударов и за ложное обвинение в прелюбодеянии), а также за питье любого одурманивающего вещества. Остальные нару- шения права и норм жизни наказываются по усмотрению шариатского суда.
    Право вступать в брак и создавать семью принадлежит человеку
    «благоразумного суждения», достигшему физической и половой зре- лости, что происходит примерно к пятнадцатилетнему возрасту. Люди, не способные к такому суждению по причинам малолетства, умствен- ной болезни, безответственности и т. д. должны находиться под опекой разумных людей. Общая этика ислама строится на том, что брачная связь опирается на «взаимную любовь и милосердие». Супруги состав- ляют как бы предметы одежды друг для друга (Коран, 2:183/187), то есть дополняют и украшают друг друга. Семья в Коране рассматри- вается с позиции моногамии: муж, жена, дети и родители мужа. Однако исламское право допускает многоженство, мужчины могут иметь одно- временно до четырех жен (Коран, 4:3), если они могут содержать каж- дую из них. Жене надлежит быть послушной мужу во всех вопросах жизни. Непослушание лишает ее права на обслуживание и содержание мужем. В отличие от христианства, ислам, как и иудаизм (Исход, 21:
    3 — 4) допускает развод (Коран, 2:227/227 — 238/237). Он может быть осуществлен как по взаимному соглашению супругов, после попыток примирения (Коран,4: 39/35), так и по требованию жены, когда муж проявляет жестокость к ней, в течение шести месяцев не выполняет супружеских обязанностей или отказывается поддерживать матери- ально. Муж же может единолично и без объяснения причин разорвать брак троекратным повторением отказа от нее (talaq).
    Классический ислам толерантен к другим религиозным верованиям.
    «Люди книг», каковыми Коран называет иудеев и христиан, не должны принуждаться к принятию исламской веры. И вообще, «нет принужде- ния в религии» (Коран, 2:257). Насильственное превращение человека в мусульманина бесполезно, ибо выбор должен осуществляться в душе каждого человека. Да и самим мусульманам разрешено придержи- ваться разных мнений по одним и тем же вопросам. «Различия мнений среди моего сообщества — благословение», — говорил, согласно пре- даниям, Мухаммад. Подобная веротерпимость способствовала возник- новению и сосуществованию в Исламе многочисленных направлений веры, религиозных школ, течений и сект. И подобия католической инк- визиции Ислам не знал, если не считать кратковременных преследо- ваний оппонентов мутазелитизма
    1
    , объявленного доктриной халифата в период с 830 по 848 гг.
    Философия прав и свобод человека в различных регионах и странах мира, а вместе с нею и практика их признания и реализации, склады- валась и развивалась, таким образом, в неразрывной связи с утвер- дившейся здесь религией и в тесном взаимодействии с философией религии. Однако во все времена религиозные нормы и каноны больше служили укреплению власти, чем утверждению и соблюдению прав и свобод человека
    2
    . После начала эпохи Просвещения и реформации католической церкви христианский мир оказался центром движения за права и свободы человека.
    2.3. развитие гуманистической концепции прав
    и свобод человека
    Великая хартия вольностей. Формирование, институционали- зация и укрепление гражданского общества, осознание его членами своих интересов и объединение для их отстаивания вынуждают власти- телей сдерживать свое наступление на демократию. Иногда они даже вынуждены были согласиться с постепенным сужением круга их вла- сти и расширением поля действия закона. Каждый из подобных шагов
    (отступление властителя, вынужденный отказ его от некоторых своих прежних привилегий в пользу ближайшего окружения, а затем и более широких слоев общества) торжественно оформлялся в форме деклара- ций, хартий и манифестов. Одним из первых таких актов была «Вели-
    1
    Рационалистское учение, согласно которому человеческая воля свободна и обла- дает способностью отличить добро от зла. Человек свободен выбирать и действовать по собственному усмотрению и, поэтому, ответственен за свои действия. Мутазелиты признавали два начала и два действующих лица во вселенной: Бог правит в царстве при- роды, а человек — в области собственных моральных действий. Коран создан на время и не является вечным голосом Аллаха.
    2
    Dalberg-Acton J. E. The History of Freedom and other Essays. London, 1907. Р. 66.

    60
    61
    кая хартия вольностей», вырванная английскими баронами у короля
    Иоанна 15 июня 1215 г.
    Старая Англия в противоположность современной являлась стра- ной ничем не ограниченного произвола монархов и абсолютного бесправия ее народа. Феодальные войны, крестовые походы и связан- ные с ними огромные расходы сопровождались истреблением целых аристократических родов, конфискацией их собственности в пользу короны. Этот произвол не имел границ и вызывал объяснимое недо- вольство со стороны английской аристократии. В целях самозащиты она сплотила свои ряды и потребовала от короля ограничить его про- извол и признать некоторые права и свободы знати. В кровопролит- ной вооруженной борьбе бароны одержали победу над королевскими силами и вынудили короля подписать согласительный акт, полу- чивший название «Великой хартии вольностей». Документ условно делится на три части. В одной речь идет о привилегиях церкви и клира, в другой — о привилегиях знати и очень глухо — о правах свободных людей. «Ни один свободный человек не должен быть схвачен, заклю- чен в тюрьму, лишен его прав или владения, объявлен вне закона или выслан, лишен его состояния иначе…, как законным судом равных ему или по закону страны»
    1
    , — было записано в его статье 39. Король обязывался назначать в качестве судей способных и честных людей, им запрещалось осуждать любого человека без выслушивания свидете- лей. Законность не должна продаваться, отклонена или в ней отказано кому-то ни было (ст. 40).
    Активно поддерживаемая Римским папой
    2
    , корона долго не хотела мириться с этим, как она считала, ограничением ее права на абсо- лютную власть. Она пыталась взять реванш и забрать вынужденно сделанные уступки назад. По некоторым подсчетам, наследовавшие друг за другом престол короли 30 раз нарушали Хартию и 32 раза подтверждали ее законность
    3
    . Они пытались взять реванш и забрать вынужденно сделанные уступки назад. Но не меньше дорожили своей победой и те, кто заставил корону пойти на подписание Хар- тии. Упорная и продолжительная борьба сторон завершается следую- щей победой аристократии, отказом короны еще от одной своей при-
    1
    Позже известный английский юрист Э. Кок прокомментирует понятие «по зако- нам страны или земли» как «с должным процессом» (with due process), а американцы — как «с должным процессом права» (with due process of law) (См.: Carey G. W. In Defense of the Constitution. 1989).
    2
    В том же 1215 г. по просьбе короля Джона Папа Иннокентий III своей буллой аннулировал Хартию. В конце 1304 г. король Эдвард I походатайствовал перед Папой
    Клементом V., чтобы тот освободил его от обязательств по Хартии. Папа сделал это в январе 1305 г., объявив «все обязательства и уступки, сделанные Эдвардом, отменен- ными, аннулированными и недействительными» (Цит. по: Guizot F. Op. Cit. P. 283—285).
    3
    The Works of John Adams, vol. 4 (Novanglus, Thoughts on Government, Defense of the
    Constitution) Р. 253; Weston C. England: Ancient Constitution and Common Law, in The
    Cambridge History of Political Thought,ed. J. H. Burns and Mark Goldie (Cambridge, 1991).
    Р. 379. вилегии. В 1354 году король Эдуард, подтвердив Хартию, согласился добавить в нее: «Никому не может быть причинен вред, кроме как по закону».
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   28


    написать администратору сайта