Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.1. начальные представления человека о своих правах и обязанностях

  • Начало осознания прав и обязанностей человека.

  • права и свободы человека. Учебник для бакалавриата и магистратУры 2е издание, исправленное и дополненное


    Скачать 1.49 Mb.
    НазваниеУчебник для бакалавриата и магистратУры 2е издание, исправленное и дополненное
    Дата12.12.2022
    Размер1.49 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаправа и свободы человека.pdf
    ТипУчебник
    #841219
    страница5 из 28
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28
    Глава 2
    .
    ЗарожДение и раЗвитие иДей о Правах
    и свобоДах человека
    Формирование гражданских обществ, их эволюция и прогресс нераз- рывно связаны и обязаны своим существованием стремлению чело- века к обеспечению безопасности для своей жизни, а также условий равноправного сосуществования со всеми своими соплеменниками Это стремление, все более усиливаясь и упорядочиваясь, способствовало ускорению процессов эмансипации человека, вело к грандиозным, имевшим всемирно-историческое значение, социальным революциям, которые оказывали активное обратное влияние на понимание прав и свобод, также меры справедливости отношений между членами соци- умов. Каждое поколение людей вступает в жизнь, располагая опреде- ленной степенью свобод, и, опираясь на нее, двигается дальше вперед, то чуть-чуть поднимаясь выше, то опускаясь ниже. Процесс этот неот- делим от всемирно-исторического процесса в целом, от социального прогресса (регресса, застоя, кризисов и коллапсов), хотя темпы послед- него в разных сферах жизни различны. Как и во всей общественной жизни, политический прогресс, демократия следуют за экономическим прогрессом, становятся его закономерным следствием, хотя временами происходит и наоборот.
    На протяжении десятков тысяч лет жизни человечества до возник- новения государств человек рассматривался как часть социума (семьи, рода и племени), где почти все было нашим — принадлежащим семье, роду и племени. Внутри них статус индивидуума, его престиж и автоно- мия (дозволенное ему) определялись его личными способностями, зна- ниями и умением, а также выполняемыми им в социуме функциями.
    После появления имущественного и социального неравенства, воз- никновения государства и закрепления неравенства в праве, единство между индивидом и социумом, особенно его политическим институтом в лице государства все более разрушается, и возникает естественная необходимость в закреплении прав и свобод человека и на индивиду- альном уровне.
    Специфика прав и свобод человека такова, что, раз получив свое признание, они не исчезают и не забываются, как некоторые другие явления жизни, а напротив, расширяются и становятся богаче по сво- ему содержанию.
    Философия прав и свобод человека складывалась на протяжении тысячелетий и несет на себе следы основных вех развития человече- ства. Чередуются способы общественного производства и политиче- ские системы, претерпевают изменения критерии свободы и справед- ливости, представления о человеке как главной ценности, о его месте в обществе и в государстве, понимание предназначения государства, а также взаимоотношений гражданского и политического обществ.
    Религиозно-мистические представления о человеке, обществе и госу- дарстве, доминировавшие на протяжении тысячелетий, под влиянием эпохи Просвещения и социальных революций XVIII—XX вв. заменя- ются научно-теоретическими концепциями. В Новое время государство стало рассматриваться как институт, формируемый обществом для защиты жизни, свободы, равенства его членов, для допущения неспра- ведливости, вражды и анархии в социуме, защиты последнего от всех угроз, исходящих как изнутри, так и извне, а человек и гражданин — как главная цель, на которую должна быть ориентирована вся деятель- ность государственных и общественных институтов.
    2.1. начальные представления человека о своих правах
    и обязанностях
    По структуре ценностей, по критериям свободы и справедливо- сти, которыми люди руководствовались в те или иные исторические эпохи, можно судить о степени социализации самого человечества.
    Эволюция системы ценностей жизни, выдвижение на передний план то одних, то других из них отражают логику и последовательность его развития.
    Первоначально в системе человеческих ценностей преобладают потребности преимущественно физиологического характера. Пре- жде всего, человек воспринимает себя как часть живой природы, как представитель животного мира. Как и любое другое живое существо, он уделял главное внимание и тратил всю свою энергию на добыва- ние пищи, поддержание и защиту своей жизни, отражению угроз, исходивших от других живых существ и неведомых для него сил при- роды. В процессе длительной эволюции Homo erectus (прямоходящий) и Homo habilis (умелый) постепенно отделяется от других животных, как бы возвышается над ними, превращаясь в существо разумное —
    Homo sapiens
    Структура потребностей и система ценностей Homo sapiens суще- ственно отличаются от таковых у Homo habilis. Имеется в виду не только и даже не столько то, что одни ценности и потребности сменяются дру- гими. Происходит расширение системы ценностей. Человек начинает находить в себе некое духовное начало и некую индивидуальность

    42
    43
    со специфическими данными, отличающими его от других ему подоб- ных существ. Он начинает осознавать свои способности и дарования, испытывает радость и наслаждение в процессе их реализации.
    Но и здесь люди еще не вполне дифференцированы друг от друга.
    Нет еще четких норм жизни, не сформировались понятия права, сво- боды, личной жизни. Они почти целиком совпадают с понятием жить
    (на уровне существования), как бы входят в него. Все отношения между людьми определяются их силой, сноровкой, ловкостью. Жить — зна- чит добывать пропитание, отражать опасности, исходящие отовсюду: от стихийных сил природы, от остальной части животного мира, от иноплеменников и т. д. Каждый обязан принимать посильное уча- стие в жизни своего рода и племени. Все это, как и право на долю совместно добытого съестного, право на помощь и на поддержку со стороны соплеменников в случае нужды и опасности, понимается как естественное, само собою разумеющееся.
    Постепенно происходит естественная дифференциация обществен- ных функций и обязанностей: наиболее сильные и ловкие охотятся, физически слабые (женщины и дети) собирают растительную пищу поблизости, готовят еду, присматривают за детьми. Члены социума с ярко выраженными интеллектуальными данными обобщают жизнен- ный опыт, размышляют над многообразными проявлениями природы, ее повторяющимися явлениями, прогнозируют события, становятся прорицателями и жрецами.
    Удовлетворенные физиологические потребности порождают цепь новых потребностей и ценностей. Складываются семьи с отдельным
    (собственным) жильем, появляется потребность в отдыхе, формиру- ется духовная культура. Поддержание духа, развитие ума становятся столь же важными, как и поддержание тела. Формируется потреб- ность в накоплении знаний, обобщении опыта, в их распространении и передаче детям. Все эти функции закрепляются за отдельными чле- нами рода, общины, племени, а иногда и за целыми семьями и родами.
    Ветхий Завет, Книги Моисея сообщают нам о том, как это происхо- дило у древних иудеев: Бог продиктовал Моисею, кто чем и для какой цели должен заниматься. Если полагать, что Бог — это сама природа, ее жизнь, логика и законы, то так оно, вероятно, и было в действитель- ности, но все происходило гораздо медленнее.
    В конечном итоге социальная дифференциация людей привела к индивидуализации, персонификации и институционализации власти со всеми вытекающими последствиями.
    Начало осознания прав и обязанностей человека. С образова- нием государств и институтов власти человек обретает новый статус, превращается в подданного или гражданина, прямо или опосредованно вовлекается почти во все акции этих институтов, в том числе и в борьбу между ними. Он принуждается к уплате налогов, к содержанию аппа- рата власти и управления, призывается на военную службу с целью защиты государства и расширения его границ, время от времени при- глашается к участию в выборах должностных лиц, к оценке действий других граждан или подданных. На этой стадии развития человеческого общества уже четко формируются, наполняясь конкретным содержа- нием и обогащаясь, понятия долг и ответственность, права и обязан- ности, свобода и необходимость.
    Во многих исследованиях по правам человека, в том числе и в тех, которые использованы при написании данной книги, утверждается, что права и свободы человека — феномен, родившийся на Западе. Даже в преамбуле проекта Конституции Европейского Союза, составленном видными юристами в 2003 г., но не получившей поддержки на рефе- рендуме в странах Евросоюза, говорилось о гуманистическом наследии
    Европы, «из которого были развиты универсальные ценности неруши- мых и неотъемлемых прав человека, свободы, демократии, равенства и правления закона». В действительности же это не совсем так. За тыся- челетия до «Великой хартии вольностей» и биллей о правах, права и обязанности человека, как они понимались в те времена, были отра- жены в законодательстве ряда стран Древнего Востока. Еще в XVIII веке до н. э. царь Вавилона Хаммурапи (1792—1750 гг. до н. э.) составил кодекс из 282 статей, в котором он «даровал право и законы на языке страны» с целью «водворения в стране справедливости и истребления беззакония, чтобы сильный не притеснял слабого». Первое упомина- ние слова «свобода» встречается в клинописных памятниках древнего города-государства Лагаш, а также в древнеиндийских религиозных текстах (свараджа).
    Утверждение права и справедливости — цель древнеиндийских
    «Законов Ману». В них нашли отражение некоторые проблемы, кото- рые начнут решаться в Европе лишь спустя две с половиной тысячи лет. В соответствии с представлениями о мире того времени, о людях и различиях между ними, население делится на касты, права и обязан- ности членов которых закреплены в законах. В законах Ману можно увидеть попытки решения некоторых вопросов, которые составят одну из важнейших проблем ХХ века. Речь идет об обращении с мир- ным населением во время войн, об особом статусе женщин и детей.
    Победитель в войне мог забрать себе имущество побежденного, про- давать захваченных в плен людей в рабство. Но запрещалось убивать женщин, детей, стариков, раненых и сдавшихся в плен. Здесь можно видеть и первые попытки запрета «варварских видов» оружия (зубча- тых, ядовитых и т. п.).
    Законы Солона и Ликурга провозглашали личную свободу афинян и спартанцев, а также их равенство перед законом, считая все это осно- вой общественного порядка. «Равноправие войны не производит», — считал Солон
    1
    . Без свободы и равенства, полагал он, нет и государства, ибо в таком случае отсутствует общая ответственность. Во всяком слу-
    1
    См.: Вернон Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. М., 1962. С. 114.

    44
    45
    чае, и афиняне, и спартанцы остались благодарны Солону и Ликургу за установленные ими законы и почитали их как величайших мудре- цов.
    В Древней Греции, пожалуй, впервые люди пришли к пониманию и признанию примата индивидуальной свободы и автономии лично- сти над свободой и автономией социума. Ставшая аксиомой формула
    «мера всех вещей — человек» принадлежит греческому философу Про- тагору. Эта формула лежит в основе понимания предназначения госу- дарства, которое, согласно Аристотелю, «создается не ради того только, чтобы жить, но преимущественно для того, чтобы жить счастливо».
    Аристотель же одним из первых установил, что причиной конфликтов является отсутствие равенства и справедливости. «Общество держится
    тем
    , что каждому воздается пропорционально его деятельности»
    1
    , — считал он.
    Человеку свойственно рассматривать всех своих собратьев как тож- дественных и равных ему самому. И в то же время каждый индивид считает себя чем-то отличающимся от других, видит свою исключитель- ность и неповторимость, воспринимает себя как центр мироздания, что, наверное, в какой-то степени соответствует истине. Отталкиваясь от своего эго, он вполне может не заметить точно таких же притязаний всех других людей. Это недопонимание людьми друг друга, чрезмер- ные претензии одних на исключительность, а соответственно, и стрем- ление поставить остальных в неравноправное с собою положение лежат в основе всех коллизий, столкновений и противоречий в обще- ствах и в мире в целом. Возвышение одних за счет других встречало и встречает сопротивление со стороны оказавшихся в неравноправном положении людей и порождает стремление последних отстаивать свои права как человеческих существ, наделенных теми же фундаменталь- ными чертами, особенностями и потребностями, что и первые.
    Первыми осознанными правами человека, которыми он не желал поступиться, стали естественные права. Особое место среди них зани- мают те, которые касаются жизни, свободы, чести, достоинства, сча- стья, долга, морали и нравственности. Исключительные способности и дарования людей во все времена ценились высоко. Пол человека при этом не играл особой роли. Согласно древним мифам, богини равно- правны с богами, а греческие женщины, матери героев, пользуются даже бóльшим почетом, чем их отцы. Древнегреческий поэт Гесиод (VIII—
    VII вв. до н. э.) записал и тем самым сохранил для потомков имена жен- щин Древней Греции, прославившихся благодаря своим человеческим качествам. Исторические предания, поэзия и литература того времени полны интересными сведениями. Амазонки храбры, самоотверженны не меньше мужчин, а в делах управления они справляются даже лучше мужчин. И внешне амазонки стараются походить на мужчин, не отли- чаться от них, разве лишь красотой и обаянием. Чтобы будущим вои-
    1
    Аристотель. Риторика. СПб., 1993. С. 462—463.
    тельницам легко было стрелять из лука, гласят легенды, матери накла- дывали девочкам медные тарелочки или дощечки на правую часть груди, не позволяя ей развиваться (амазонка — от др.-греч.
    ἀμαζόνες — без груди). Аристотель писал, что в Спарте многое находилось в исклю- чительном ведении женщин. Сообщая об этом, он добавлял: «И дей- ствительно, в чем разница: правят ли женщины, или должностные лица управляются женщинами? Результат получается один и тот же»
    1
    Согласно Геродоту, царица Галикарнасская Артемисия делает то, на что не осмеливаются мужчины: советует персидскому царю Ксерксу не вступать в морской бой с афинянами. «Если ты сейчас поспешишь дать бой, то я опасаюсь, что поражение твоего флота повлечет за собой гибель и сухопутного войска», — говорит она грозному повелителю.
    Геродот пишет, что в начавшемся морском бою Артемисия потопила погнавшийся за нею корабль, а наблюдавший за боем Ксеркс восклик- нул: «Мужчины у меня превратились в женщин, а женщины стали мужчинами»
    2
    О том, как представляли себе права, свободы, нравственные нормы жизни древние греки, можно судить также по мифическим преданиям об Эдипе, его сыновьях и дочерях, ставших сюжетом многочисленных художественных произведений, в том числе и трагедии Софокла «Анти- гона».
    После гибели царя Фив Эдипа его сын Полиник, считая себя законным наследником, пытается отнять власть у нового царя Кре- онта, но в сражении погибает. Креонт под страхом смерти запрещает хоронить его. Но сестра Полиника Антигона не повинуется указу Кре- онта, она убеждена, что нельзя оставлять тело брата без погребения.
    Антигона составляет план похищения тела брата с целью предания его земле. Она нарушает запрет царя и хоронит брата. На вопрос царя, как она посмела нарушить его указ, она отвечает, что поступила в соответ- ствии с правом, позволяющим семье или роду хоронить останки своих умерших членов и поклоняться их памяти. Я могла не подчиняться тво- ему указу, царь, говорит героиня трагедии, но не могла не следовать
    «Законам богов, не писанным, но прочным».
    О правах женщин и мужчин и о дифференциации прав самих жен- щин говорится в комедии Аристофана «Женщины на Афинском собра- нии». Здесь право выводится из справедливости: самые некрасивые и старые женщины имеют право первыми выбирать себе мужчин. Ведь красивых женщин выберут сами мужчины.
    Аристотель также связывал права человека со справедливостью. Он, как и другие древнегреческие мыслители, считал рабство естествен- ным явлением. Различия статусов хозяина и раба рассматривались им не как результат общественного деления, а как следствие природных данных людей. Хозяин, царь, правитель способны предвидеть и поэтому по своей природе являются существами властвующими и господствую-
    1
    Аристотель. Политика. 1269б, 40.
    2
    Геродот. История. Кн. VIII. 68, 87.

    46
    47
    щими. А те, кто способен лишь исполнять полученные от других ука- зания, являются существами подвластными и рабствующими. Первые принадлежат самим себе, вторые — их хозяевам. Кто по природе при- надлежит не самому себе, а другому, и при этом все-таки человек, «тот по природе своей раб», подытоживал Аристотель.
    И тут же добавлял:
    «По природе же никакого различия нет. Поэтому и власть господина
    над рабом
    , как основанная на насилии, несправедлива»
    1
    Исключительно высоко ценится свобода и в древнеримском обще- стве. В III веке до н. э. в Риме был возведен храм в честь свободы. А сво- боды понимались тогда многопланово, в зависимости от социального положения субъекта свободы: как свобода римского народа, гарантиро- ванная властью народных трибунов и с правом апелляции к народному собранию; как авторитет сената и его свобода от самоуправства маги- стратов и претендентов на единоличную власть; как равенство граждан
    Рима перед законом.
    Законы XII Таблиц рассматривали свободу, честь и достоинство как высшие ценности человеческой жизни, а лишение их — как одно из самых суровых наказаний. Они запрещали предо- ставление кому-либо личных привилегий. В них подробно перечислены права различных групп населения: права и обязанности отца и сына, право наследования, права истца и ответчика, права кредиторов, права и обязанности землевладельцев и др.
    В Риме и в Греции, считали, что социальный статус человека определяется его личными способностями и дарованиями. «Не знатность красит, храбрый и без рода храбр», писал древнеримский поэт и философ Диомед.
    Существует множество точек зрения о причинах происхождения государства. Одни считают государство следствием осознания людьми необходимости упорядочения общественных отношений, другие — организацией для захвата богатств и земель соседних народов и удер- жания господства над ними, третьи — особым институтом, учреж- денным людьми договорным путем для выполнения определенных функций, четвертые — первым политическим институтом, призван- ным регулировать новый, основанный на экономическом и социаль- ном неравенстве, тип отношений. Как бы то ни было, персонификация власти первоначально принимает крайние формы вплоть до обожест- вления властителя. Если раньше община совместно вырабатывала нормы своей жизни, а жрецы или священнослужители трактовали их, и все вместе контролировали их соблюдение, то теперь все это концен- трируется в личности правителя. Он становится не только верховным законодателем и верховным интерпретатором права, но и контроли- рует исполнение законов, выступает как верховный судья в отноше- нии нарушителей и непокорных. Это ведет к отделению прав от обя- занностей и обязанностей от прав, сосредоточению всей власти и всех прав у правителя и его окружения, а все расширяющиеся обязанности возлагаются на подвластных и зависимых людей. Абсолютная власть
    1
    Аристотель. Политика. 4, 381.
    и привилегии правителя временами доходят до самодурства (Нерон) и крайнего деспотизма, что порождало вопиющее бесправие зависи- мых людей и беззаконие. Социальные нормы общества, в том числе и правовые, все более подменяются волей властителей. А соперниче- ство, борьба за власть, богатства и привилегии в самом окружении властителей еще более усугубляют ситуацию с правами и свободами человека. В аристократических кругах продолжали считать, что власти- тель является всего лишь одним из них, принцем («первым в ряду»), осуществляющим верховную власть от имени всего «ряда» и в его инте- ресах, но это мнение все более превращалось в формальность.
    Но человек — дитя природы, наделенное волей и сознанием, он сво- бодолюбив и вольнолюбив, а потому не может, и не будет безропотно покоряться противоестественным законам и нормам, диктуемым ему без особой на то необходимости. Если сторонники абсолютной вла- сти придерживаются лозунга «закон есть закон», а «закон − это наша
    воля
    », то защитники свободы провозглашают: «несправедливый закон
    не есть закон
    ». Появляется концепция естественного, обусловленного самой природой, права, отличного от земного, человеческого, или позитивного (рукотворного) права.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28


    написать администратору сайта