права и свободы человека. Учебник для бакалавриата и магистратУры 2е издание, исправленное и дополненное
Скачать 1.49 Mb.
|
Глава 3 . совреМенная Универсальная концеПция Прав и свобоД человека Практическое признание и реализация прав и свобод человека в абсолютном большинстве стран мира по существу начались только в ХХ веке. Этому во многом содействовали социальные революции, происходившие под лозунгами свободы, равенства, независимости, равноправия. В этом ряду особое место занимают Мексиканская, Вели- кая Октябрьская и Глобальная народно-демократическая революция 1941—1947 гг. Последняя революция осталась незамеченной аналити- ками, поскольку происходила на фоне Второй мировой войны как аль- тернатива нацизму и милитаризму 1 . Именно они стали действительно поворотной вехой в судьбах всего человечества. В ходе этих грандиоз- ных революций получили безусловное признание такие фундаменталь- ные права человека, как право на равенство, справедливость, на труд, на жилище, образование, на здоровье, социальную безопасность и дру- гие, постепенно закреплявшиеся в международных соглашениях. 3.1. Международный билль о правах человека Еще Лига Наций пыталась предпринять определенные шаги в направлении международной кодификации прав и свобод человека. В частности, были провозглашены права на жизнь, свободу, равенство перед законом и на собственность. В 1926 г. была подписана конвенция о запрете рабства. Как известно, институты и рабства работорговли в разных формах существуют столько же, сколько и само человечество, а международная торговля рабами особенного интенсифицировалась в XVI веке, когда Испания выдала лицензии (Асьентос) частным пред- принимателям на провоз рабов из Африки в свои колонии в Америке. Затем такое право получила английская компания южных морей. В общей сложности по крайней мере пятнадцать миллионов африкан- цев были доставлены в Америку. По подсчетам известного афроамери- 1 См.: Мутагиров Д. З. Незамеченная социальная революция ХХ века // Социоло- гия и социальная антропология / Отв. ред. В. Д. Виноградов. СПб., 1997, с. 259 — 270. 80 81 канского ученого Е. Дюбуа, из Африки были вывезены около 130 млн людей, большинство которых погибло в пути в Новый свет. Первое соглашение об осуждении работорговли было заключено между Францией и Великобританией в 1814. Этот гуманитарный прин- цип был одобрен на Венском конгрессе 1815 года, а затем был подписан всеобъемлющий договор на Брюссельской конференции относительно торговли африканскими рабами в 1890 г. Этот договор, предусматри- вавший принятие эффективных военных и правовых мер для прекраще- ния работорговли, был ратифицирован всеми государствами Европы, Соединенными Штатами Америки, Персией Турцией Конго и Занзиба- ром. Но статус домашнего рабства оставался неизменным 1 Подписавшие конвенцию 1926 г. страны в очередной раз осуждали рабство как социальное явление и систему отношений между людьми, основанную на рабстве, а также обязывались бороться с ними. Видимо, боролись или имитировали борьбу только на глобальном уровне, ибо в отдельных странах рабство и его проявления продолжают существо- вать по настоящее время. Качественно новый толчок процессу международной кодификации прав и свобод человека дала Вторая мировая война, в ходе которой погибли более 50 миллионов людей. Расистские теории правителей Тре- тьего рейха, трагические последствия попыток их воплощения в жизнь и многое другое заставили международное сообщество по-новому взглянуть на проблему прав и свобод человека. 26 января 1941 г. президент США Ф. Д. Рузвельт в послании Кон- грессу говорил о необходимости защиты «четырех свобод» (свобода мнения и выражения, свобода вероисповедания, свобода быть свобод- ным от материальной нужды и гарантия жизни без страха). Атлантиче- ская хартия, подписанная Ф. Рузвельтом и премьер-министром Велико- британии У. Черчиллем в Оттаве 14 августа 1941 г., прибавила к этим свободам право на экономический прогресс. Защита прав и свобод как цель ООН. Декларация Объединенных Наций, с которой выступили 26 стран антигитлеровской коалиции 1 января 1942 г., подтверждая приверженность идеям Атлантической хартии, провозглашала целью подписавших ее стран в войне с Герма- нией и ее союзницами защиту жизни, свободы, независимости, рели- гиозных свобод, охрану прав человека и справедливости как в своих собственных странах, так и в остальных. Проблема прав и свобод человека многократно обсуждалась в период войны 2 и нашла свое отражение в Уставе ООН, подписанном 25 июня 1945 г. в Сан-Франциско представителями 51 страны. Поддержание 1 . Akehurst’s Modern Introduction to International Law.7nth edition. London and New York, 1997 Routledge. P. 21. 2 На конференции по определению основных направлений деятельности ООН в Думбартон-Окс (21. VIII — 7. Х. 1944 г.) эксперты договорились перечислить в Уставе ООН основные права человека, а также создать в качестве одной из основных комиссий ООН Комиссию по правам человека. уважения прав человека и фундаментальных свобод для всех, без раз- личий расы, пола, языка и религии провозглашается одной из главных целей международного сообщества. В преамбуле Устава ООН ставятся задачи «вновь утвердить веру в основные права человека , в достоинство и ценность человеческой лич- ности , в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций , и создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам , вытекающим из догово- ров и других источников международного права ». Согласно ст. 1 Устава, ООН призвана осуществлять сотрудничество народов в разрешении мировых проблем экономического, социаль- ного, культурного и гуманитарного характера, поощрять и развивать уважение к правам человека и основным свободам всех без различия расы, пола, языка и религии, а также быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей. Всеобщее уважение и соблюдение прав и основных свобод всех людей на Земле, наряду с повышением уровня их жизни и полной занятостью населения необходимо (согласно ст. 55 Устава ООН) для обеспечения условий стабильности и благополучия, важных для сохранения мирных и дружественных отношений между нациями, основанных на уваже- нии принципа равноправия и самоопределения народов. А ст. 73 обя- зывает все государства-мандатарии руководствоваться в своей деятель- ности принципом уважения прав и свобод человека на подмандатных территориях. Всеобщая декларация прав человека. Составители Устава ООН, многократно повторяя в ней формулу «права человека и основные свободы для всех, без различия расы, пола, языка и религии», еще не вполне четко представляли себе, о каких конкретных правах и сво- бодах человека идет речь, и какие из них будут гарантироваться, уважаться и реализовываться под международным контролем. Кон- ференция в Сан-Франциско рекомендовала учредить при всемирной организации специальный орган по правам человека. В порядке реа- лизации ст. 68 Устава ООН, 15 февраля 1946 г. Экономический и соци- альный совет ООН сформировал Комиссию по правам человека, пред- седателем которой была избрана вдова президента США Рузвельта Элеонора Рузвельт. Одной из первых задач Комиссии стала разработка проекта Всеобщей декларации прав человека, в которой в системати- зированном виде следовало определить каталог признаваемых всеми странами и народами прав и свобод человека. В распоряжении комис- сии, состоящей из известных ученых мира, имелись 18 официальных документов и полуофициальных проектов. Изучив и обобщив их, только что избранный директором секретариата ООН по правам чело- века Д. П. Хэмфри составил проект в качестве основы работы Комис- сии. В ходе дальнейшей работы над проектом развернулись достаточно острые дебаты почти по всем обсуждавшимся вопросам. 82 83 Это и не удивительно. Международное сообщество, дифференци- рованное экономически, социально, политически и идеологически 1 , практически впервые сообща обсуждало важнейшую глобальную про- блему. Согласование разных, порою полярно противоположных, инте- ресов, взглядов, видения и понимания систем человеческих ценностей не могло быть легким делом. Но, тем не менее, факторов, сближающих позиции стран по обсуждаемой проблеме в то время было больше. Как верно заметил тогдашний представитель Ливана в ООН Ч. Х. Малик, Декларация «была инспирирована оппозицией варварским доктри- нам нацизма и фашизма». Принципы, провозглашаемые Декларацией, считал автор окончательного варианта ее проекта Р. Кассэн, говорили о «единстве человеческой расы в отличие от гитлеровских утверждений о ее дифференцированности и не равноценности» 2 Царивший на большей части планеты дух торжества прогресса над реакцией, такт, сдержанность и упорство авторов проекта Декларации помогли выработать согласованное мнение о круге признаваемых всем сообществом того времени первоочередных прав и свобод, а также согласовать их формулировки, выраженные в лаконичных и не вызы- вающих споров дефинициях. Из 56 государств-членов ООН за проект декларации проголосовали 48, никто — против и только 8 государств воздержались от голосова- ния, выразив «частичное согласие» с документом. После оглашения результатов голосования 10 декабря 1948 г., участники третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН (она проходила в Париже), стоя и долгой овацией приветствовали принятие Декларации. Этому событию при- давалось и придается такое универсальное значение, что с тех пор еже- годно 10 декабря отмечается мировым сообществом как «День прав человека ». Всеобщая декларация прав человека (ВДПЧ) — это лаконичный документ, состоящий из 30 статей, где перечислены основные права и свободы человека, нарушение которых считается недопустимым. Она не проводит различий между правами человека и правами гражданина. Все провозглашаемые в ней права и свободы представлены как права человека. В Декларации изложено общечеловеческое понимание кон- цепции прав и свобод человека, характерное для середины ХХ в. ВДПЧ говорит о необходимости охраны прав человека властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в каче- 1 Как пишет один из исследователей Всеобщей декларации прав человека Д. Мор- синк, 37 государств-членов ООН в то время являлись приверженцами иудейско-хри- стианской традиции, 11 — исламской традиции, 6 — марксистской и 4 — буддистской традиции (Morsink, Johannes. The Declaration of Human Rights: Origins, Draffting, and Intent. Philadelphia, University of Philadelphia Press, 1999). Рецензент этой книги Джером Д. Шестак заметил неточность в подсчетах автора, ибо в работе ГА ООН, принявшей Декларацию, участвовали 56 государств (См.; American Journal of International Law. Vol 94. № 3. Julay 2000 Р. 601). 2 Цитируется по: Morsink, Johannes. The Declaration of Human Rights. P. 36, 38. стве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения. Всеобщее понимание характера этих прав и свобод провозглашается важным условием содействия социальному прогрессу в мире. «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах, — гласит ст. 1 Декларации. — Все они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе брат- ства». В этих формулировках не трудно увидеть влияние американ- ской Декларации независимости и «Декларации прав человека и граж- данина» Французской революции. В проекте ВДПЧ говорилось даже о Боге и природе, наделивших людей «одинаковыми неотъемлемыми правами», но в последний момент эти слова были исключены из текста. Ст. 2 ВДПЧ провозглашает, что «каждый человек обладает 1 всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального и социального про- исхождения, имущественного, сословного или иного положения. Не должно проводиться никакого различия между людьми на основе политического, пра- вового или международного статуса страны или территории, к которой чело- век принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независи- мой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо ограниченной в своем суверенитете». В последующих 27 статьях перечислены основные, признававшиеся в то время всем мировым сообществом права и свободы человека без ранжирования их по степени важности: на жизнь, на свободу и на лич- ную неприкосновенность; на признание его правосубъектности; на равенство перед законом; на рассмотрение уголовного обвинения гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом. Признаются права человека на невмеша- тельство в личную и семейную жизнь, право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в нее, искать убежище от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем. Каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими, права на свободу мысли, совести и рели- гии, на свободу убеждений и на свободное выражение их, на свободу мирных собраний и ассоциаций. В Декларации впервые провозглашены права человека: принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей, равного доступа к государственной службе в своей стране; на социальное обеспечение; на свободное развитие личности; на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благопри- ятные условия труда и на защиту от безработицы; 1 В варианте этого документа на русском языке почему-то сказано: «должен обла- дать». 84 85 на отдых и досуг; на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, меди- цинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необ- ходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи; право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидно- сти, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам; право на образование; право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаж- даться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами; право на социальный и международный порядок, при котором права и свободы могут быть полностью осуществлены. Заключительная, 30 статья ВДПЧ содержит особенно важное заявление: «Ничто в настоящей Декларации не может быть истолковано как предостав- ление какому-либо государству, группе лиц или отдельным лицам права зани- маться какой-либо деятельностью или совершать действия, направленные к уничтожению прав и свобод, изложенных в настоящей Декларации». Любая декларация как документ имеет свою специфику. Это только заявление о намерениях, а не договор, обязательный для исполнения. Преамбула Всеобщей декларации представляет реализацию провозгла- шенных в ней прав как задачу, к выполнению которой должны стре- миться все народы и государства с тем, чтобы каждый человек, каж- дый институт общества стремились содействовать уважению этих прав и свобод, обеспечению всеобщего признания и пропаганде их среди народов мира. О степени практической реализации каждого из провозглашенных во Всеобщей декларации прав человека судить трудно, почти невоз- можно. Но легко заметить, что многие из них включены в принятые за последующие полвека конституции государств и рассматриваются ныне большей частью человечества как само собою разумеющиеся. Последующие международные конференции по правам человека квали- фицируют положения этого документа как «торжественные обязатель- ства государств», как «общая задача всех народов и всех государств», как «нормы обычного права» 1 1 Международная конференция по правам человека, посвященная 20-летию ВДПЧ (Тегеран, 22. IV—13.V 1968), подтвердила свою веру в принципы Декларации, назвав их «торжественными обязательствами государств». В преамбуле Декларации Всемир- ной конференции по правам человека в Вене (июнь 1993 г.) отмечается: «Всеобщая декларация прав человека , выполнение которой является общей задачей всех народов и всех государств , является источником вдохновения и представляет собой основу для Организации Объединенных Наций в деле достижения дальнейшего прогресса в установ- лении стандартов , содержащихся в действующих международных договорах по правам человека ». Всеобщая декларация прав человека стала важным шагом на пути к разработке Международного кодекса о правах человека. Ее идеи были развиты и конкретизированы в десятках деклараций о конкретных правах человека, принятых разными международными институтами в последующие десятилетия. Международные пакты о правах человека. Следующим шагом государств-членов ООН стал переход от декларирования фундамен- тальных прав и свобод человека к закреплению их в международных пактах, в которых были бы не только названы и конкретизированы эти права, но и установлена ответственность государств за их реализацию, согласованы формы всеобщего контроля над выполнением каждым государством взятых на себя обязательств. Первоначально планировали разработать единый международный Пакт с перечислением всех прав и свобод человека, способов их реа- лизации, а также определить механизм контроля над их выполнением. Но практическое решение этой задачи оказалось непростым делом. Во-первых, потому, что государства всегда крайне ревниво относятся к своему суверенитету и болезненно реагируют на малейшие попытки кого бы то ни было ограничить его. Каждое из них, особенно из числа крупных, будучи готовым исполнять роль судьи в отношении других государств и народов, считает совершенно недопустимой любую кри- тику в свой собственный адрес и решительно отвергает ее как «вмеша- тельство в его внутренние дела». И в самом деле, как согласовать провозглашенные в Уставе ООН суве- ренное равенство государств и их обязательство не вмешиваться в дела друг друга с международным контролем над их политикой в области прав и свобод человека? Этот непростой вопрос был урегулирован при- знанием принципа солидарности всех государств в обеспечении эффек- тивной защиты прав человека во всем мире . Международный институт права, обсудив проблемы охраны прав человека и принципы невме- шательства во внутренние дела других государств, пришел к выводу о том, что права человека, которым дана международная протекция, не являются делом только внутренней юрисдикции государств. Все вопросы, связанные с правами человека, образуют предмет междуна- родной заботы и, соответственно, выражение беспокойства одних госу- дарств по этому поводу никогда не представляет собою вмешательство во внутренние дела других государств. Поэтому положение параграфа 6 ст. 2 устава ООН 1 не применимо к нарушениям прав человека. Шли горячие споры и о том, что следует понимать под правами и свободами человека, какие из них первичные, а какие — произво- дные, как ранжировать их по степени важности, а также о том, какие 1 Этот параграф гласит: «Настоящий Устав ни в коей мере не дает ООН права на вмешательство в дела , по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства , и не требует от членов ООН представлять такие дела на разрешение в порядке настоящего Устава ». |