Главная страница
Навигация по странице:

  • Единство прав человека, демократии и образования

  • права и свободы человека. Учебник для бакалавриата и магистратУры 2е издание, исправленное и дополненное


    Скачать 1.49 Mb.
    НазваниеУчебник для бакалавриата и магистратУры 2е издание, исправленное и дополненное
    Дата12.12.2022
    Размер1.49 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаправа и свободы человека.pdf
    ТипУчебник
    #841219
    страница2 из 28
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28
    1.1. Права и свободы как выражение человеческого
    достоинства
    Права и свободы человека — это грандиозный и не всегда видимый глазу комплекс естественных и рукотворных условий, факторов и дей- ствий, необходимых для нормального функционирования индивидуума как человека и гражданина, творца и работника. Это естественные и без- условно гарантирующие человеку достойную жизнь предпосылки, фун- даментальные основы бытия, обязательные условия его оптимизации и рационализации.
    Это права человека как творения природы пользоваться наравне с другими его сородичами, ее дарами, поступать в соответствие с тре- бованиями природы, делать то-то и поступать так-то и так-то (произ- водить те или иные действия, получать или передавать другим име- ющиеся в его распоряжении ценности) с соблюдением определенных, выработанных сообществом и устоявшихся на протяжении столетий,

    10
    11
    норм и правил жизни, то есть рационально, без обмана, насилия и ущерба другим людям, природе и обществу
    1
    . Речь здесь идет не просто о личных желаниях и капризах каждого из людей делать то-то и то-то, а о том, что необходимо делать для своего и окружающих людей благо- получия, счастья и безопасности, защиты своей и близких жизни, для ее всестороннего и полноценного функционирования.
    Человек способен сделать многое и ненужного. Бросаться с высо- кого моста в реку без крайней необходимости безрассудно и преступно, особенно, если своим поведением он создает опасность для окружаю- щих, а сделать тоже самое для спасения тонущего человека — смело и великодушно. В первом случае он может быть справедливо наказан, а во втором случае — напротив, поощрен и награжден. Или другой при- мер. Применение физической силы в отношении других людей, нанесе- ние им травм и увечий справедливо рассматриваются обществом как преступление, и никто не имеет такого права. Но человек, как и всякое живое существо, имеет законное право защищать себя и свою жизнь, право на необходимое сопротивление, а соответственно, и право нане- сти увечья насильнику, реализуя это свое естественное право. стало быть, право человека — это дозволение (природы или общества) на действие или акт, необходимый для жизнеподдержания и повыше- ния ее качества, совершаемый в соответствии с требованиями природы и нормами общественной морали.
    Оно порождается только условиями, жизненно необходимыми для человека (есть, пить, трудиться, развиваться, участвовать в жизни гражданского и политического обществ, созидать и т. д.). Известный в XVIII веке женевский профессор естественного права Жан-Жак Бур- ламаки (1694—1748), понимал понятие право (right, droit), происхо- дящее от латинского слова dirigo (вести, управлять, дирижировать), как то, что ведет человека к его цели кратчайшим путем
    2
    . В другой раз он трактовал право как простое правило человеческих действий. При- менительно к личности, полагал он, право, означает власть действия или способность использовать свою естественную силу и свободу опре- деленным образом на благо себя или других, если подобное использо- вание силы и свободы получает одобрение разума: право родителей заботиться о своих детях и защищать их, право суверена направлять войска для защиты страны и т. д. Но отец не имеет право продавать
    1
    Право человека понималось первыми исследователями проблемы «как усмотрение человека, то есть, его полная и совершенная власть совершать то или иное действие или не совершать его, не подвергаясь критике или осуждению со стороны других людей».
    Понимание того или иного действия человека как «его права» обусловлено политиче- ским обществом, в котором многие действия строго предписываются человеку законом как моральная обязанность (См., например, Goodwin, W. An Enquiry Concerning Political
    Justice, and its Influence on General Virtue and Happiness.
    London, 1793. Vol. I. P. 47—49).
    2
    Burlamaqui J.-J.,The Principles of Natural and Politic Law [1747]. 2010. P. 19.
    своих детей, приговаривать их к смерти; принц не имеет права отлу- чать хлебороба от плуга, торговца от его семьи и т. д., поскольку все это не может быть одобрено разумом.
    Право, по мнению Г. Гроция (1583—1645), — это моральное каче- ство, приданное человеку, справедливо наделяющее его некоторой особой привилегией совершать какое-то специфическое действие. Эти права являются врожденными, хотя они иногда относятся к вещам, как обслуживание земель, и называются реальными правами, в противо- положность персональным правам. Совершенное моральное качество именуется способностью, а несовершенное — склонностью. Примени- тельно к природным вещам первое предполагает действие, а второе — власть
    1
    . Это условия и легитимные основания взаимоотношений между человеком и природой, между самими людьми, между людьми и обра- зуемыми ими институтами, и в первую очередь, обществом и государ- ством. Наличие или отсутствие этих условий, а также возможностей для людей пользоваться ими придают общественной жизни то или иное качество, делают ее полноценной и комфортной или бедной и тяжелой для ее участников, являются прямым выражением степени признания обществом человеческого достоинства и одним из главных составляю- щих гуманизма. Основатель первой кафедры законов природы и наро- дов в Гейдельбергском университете С. Пуфендорф (1632—1694) также называл право моральным качеством. В самом звучании слова «чело- век» мыслители всегда находили нечто возвышенное и достойное:
    «я не зверь, я человек, как и ты сам»
    2
    Общество — это среда и способ существования множества людей, институт общения, взаимопомощи и взаимной защиты его членов, каждый из которых имеет право на условия и нормы (социальные и политические), определяющие степень его достоинства. А уважение достоинства означает тщательное следование каждого человека этим нормам, соблюдение всеми участниками общественной жизни прав и свобод всех других людей, эффективное содействие им во всех слу- чаях, когда отдельные из них по тем или иным причинам оказываются неспособными сделать это самостоятельно, уважительное отношение к их жизни и свободе друг друга. В этом, в конечном счете, состоит и истинный гуманизм. Вот почему права человека многие их иссле- дователи не без оснований понимали и понимают как факторы чело- веческого счастья, человеческой гордости и достоинства. Теория прав человека должна стоять на страже жизни, свобод и равенства членов общества, человека, помогать вырабатывать и утверждать единые нормы и правила их взаимоотношений, закрывать дорогу в обществен- ную жизнь всему нечеловечному и бесчеловечному, помогать искоре-
    1
    Grotius H. On the Law of War and Peace. New York, 1978. Book I. 1: IV. — Примечание автора: во всех классических работах, написанных в форме притчей или с нумерова- нием отдельных абзацев, указываются книга, глава, номер притчи или абзаца.
    2
    См.: Pufendorf S. Of the Law of Nature and Nations. Liberty Fund, 2004. Book III. P. 174.

    12
    13
    нению всего такового, уже проникшего и утвердившегося в ней. Она должна стать действенной защитой человека и человечества в целом от теорий и практики, унижающих и отрицающих имманентно при- сущее им чувство достоинства.
    Один из авторов проекта Всеобщей декларации прав человека, лауреат Нобелевской премии мира Р. Кассэн (1887—1976) определял науку прав человека «как особую ветвь общественных наук, предметом которой является изучение человеческих отношений и человеческого достоинства при определении прав и способностей, необходимых для полного развития личности каждого человека»
    1
    . Такое понимание прав человека стало общепринятым, оно закреплено в декларации Инсти- тута международного права «О защите прав человека и о принципах невмешательство государств во внутренние дела друг друга». «Права человека — «прямое выражение человеческого достоинства», — гово- рится в этом документе. — Обязательство государств гарантировать соблюдение данных прав проистекает из признания этого достоинства в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций и Всеоб- щей декларацией прав человека»
    2
    . Достоинство ставится во главу угла всей системы прав человека в ряде международных соглашений по дан- ной проблеме. «Человеческое достоинство неотъемлемо. Оно должно уважаться и охраняться», — говорится в статье 1 Хартии фундаменталь- ных прав Европейского Союза.
    Другой исследователь прав и свобод человека Карел Васак, обоб- щив формулировки международных деклараций, пактов, конвенций и хартий о правах человека с их общепринятым содержанием, вывел некое индуктивное определение науки прав человека. Согласно ему, наука прав человека «рассматривает отдельного человека, живущего в государстве, который, подвергшись оскорблению, или, став жерт- вой ситуации, пользуется защитой закона, должным заступничеством национального суда или суда международной организации… и теми правами, особенно правами равенства, которые гармонизируются с требованиями общественного порядка». Права человека для совре- менных общественных наук то же самое, что и философия для средне- вековья — наука наук, заключает Васак
    3
    Без признания и уважения достоинства человека на всех этапах его жизни не может быть и речи о каких-то реальных правах и свободах,
    1
    См: The International Dimensions of Human Rights / K. Vasak, General Editor. Vol. 1.
    Paris, 1982 Р. XYI. — «До тех пор, пока в какой бы то ни было части планеты будут нару- шаться права человека, не будет мира на земле», — говорил он.
    2
    Declaration on the Protection of Human Rights and the Principle of Non-Intervention in Internal Affairs of States, 13 September 1989. Art. 1. — «Борьба за права человека — это борьба за достоинство и благополучие для всех», сказано в отчете Верховного комиссара
    ООН по правам человека (Statement by Mary Robinson United Nations High Commissioner for Human Rights Substantive session of 2001. Economic and Social Council, Geneva, 24 July
    2001).
    3
    The International Dimensions of Human Rights. Vol. 1. P. XYI.
    без этого трудно будет понять их природу, содержание, конкретные формы их реализации. И, напротив, приучение всех людей к уважению прав и свобод друг друга, к глубокому пониманию ими природы этих прав способно смягчить, а затем и вовсе устранить такие разделяющие и раздирающие современный мир явления, как дискриминация чело- века человеком по признакам пола, возраста, имущественного поло- жения, языка, религии, расовые, религиозные, национальные и иные предрассудки, нетерпимость людей друг к другу и многое другое.
    Единство прав человека, демократии и образования. Просветите- лями давно замечена прямая связь между пониманием прав человека, демократией и образованием. Как писал еще Дестют де Траси (1754—
    1836), правительства, которые придерживаются фальшивых идей, не стремятся давать своим гражданам широкого образования; прави- тельства, которые хотят сохранять определенные классы в состоянии деградации и притеснения, не позволяют им овладевать знаниями; только те правительства, которые основаны на разуме, могут захотеть, чтобы образование их граждан было солидным, глубоким и разносто- ронним
    1
    Одной из важнейших целей всего процесса обучения и социали- зации человека является постижение им богатства и многообразия мира и отношений между людьми в процессе пользования этими богатствами. В идеале каждый человек должен осознавать и посту- пать в соответствии с пониманием того, что он является не единствен- ным, а лишь одним из многих миллиардов обитающих в мире живых существ. Он должен понимать, что индивиды объединяются в народы, каждый из которых имеет свои, обусловленные условиями окружаю- щей его среды, взгляды на жизнь и на смысл жизни, свои собственные обычаи, традиции, верования. Все они естественны, реальны и неза- висимы от отдельных людей. Среди них нет, и не может быть хороших или плохих, лучших или худших. Как говорится, «у всякой пташки свои замашки» (каждой птице — свое оперение). Только терпимое отноше- ние каждого человека к этому многообразию и уважение им систем ценностей других людей и народов способно обеспечить такое же отно- шение с их стороны к его собственным ценностям (то есть «каков при- вет, таков и ответ»).
    Из безусловного признания многообразия систем человеческих цен- ностей исходит Всеобщая декларация прав человека (ВДПЧ), провоз- глашая одной из важнейших целей школьного образования содействие взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расо- выми и религиозными группами и поддержанию мира. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к возрастанию уважения к правам человека и основным свободам, говорится в ней (ст. 26, п. 2).
    1
    См.: De Tracy D. Commentary and review Montesquieu’s Spirit of Laws. Philadelphia,
    1811. P. 148.

    14
    15
    Свободный человек рассматривает свои права как вытекающие из законов природы, а не как дар верховной власти, считал Томас Джеф- ферсон (1743—1826). И что верно применительно к каждому человеку в отдельности, верно к ним, взятым вместе, коллективно, поскольку целое является не чем иным, как суммой прав индивидуумов. Есте- ственные права человека являются объектом защиты, во имя чего общества складываются и власти учреждаются. Чтобы учить людей этому, по инициативе Джефферсона была создана первая в мире кафе- дра прав человека и народов, сыгравшая важную роль в утверждении и защите демократии и свобод в молодой республике. Всеобщее обра- зование для людей, считал Джефферсон, необходимо главным образом для обучения людей самоуправлению, преподавая им, как понимать и поддерживать свои права
    1
    Подобного взгляда на права человека придерживались и мыслители
    Европы XIX века. «Права человека не дар природы, они также не полу- ченное нами от прошлой истории наследие, — писал Бруно Бауэр в 1843 г., — они куплены ценой борьбы против случайностей рождения и против привилегий, доныне передававшихся из поколения в поколе- ние. Они результат образования, и только тот может обладать ими, кто их завоевал и заслужил»
    2
    Как объектами, так и субъектами прав и свобод являются люди, вос- принимающие проблемы жизни в соответствии со своим миропонима- нием. Поэтому правы известные эксперты по правам человека Р. Мак- дональд, П. Матшер и Г. Петцольд, считая, что обучение людей правам человека и изучение их философской основы являются приоритетными как на национальном, так и на международном уровне
    3
    Все эти соображения побудили ЮНЕСКО рекомендовать науку прав человека как обязательный предмет обучения во всех высших учебных заведениях мира. Формированным им международным авторским кол- лективом было написано и одно из первых учебных пособий по дан- ному предмету
    4
    Все международные программы по обучению правам человека исхо- дят из безусловного признания того, что ключевыми в этом процессе являются государственные общеобразовательные системы образова- ния, национальные учебные программы и информационные кампании по правам человека. Большое значение придается открытию обще- ственности доступа к ресурсам прав человека, информации и учеб- ным центрам. Согласно ЮНЕСКО, целью образования должно стать формирование у учащихся соответствующих ценностей: солидарности,
    1
    Джефферсон Т. Автобиография. Заметки о штате Виргиния. Л., 1990. С. 56&
    2
    Цитируется по: Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 1. С. 398.
    3
    European System for the Protection of Human Rights / Ed. by R. Macdonald. P. Matscher and H. Petzold. Dordrecht ; Boston ; London, 1993. P. XXII.
    4
    The International Dimensions of Human Rights / Karel Vasak, General Editor. Vol. 1—2.
    Paris, 1982.
    гражданской ответственности, способностей реализовать свой творче- ский потенциал, находить пути решения возможных конфликтов нена- сильственными средствами. В учебные планы на всех уровнях обуче- ния необходимо включать международные измерения прав человека и гуманистических ценностей. Важное внимание при этом должно быть уделено условиям сохранения мира между народами, регулиро- вания разных форм конфликтов, устранения их причин и последствий, а также этическим, религиозным и философским основам прав чело- века, их историческим корням, путям, по которым они развивались и стали национальными и международными стандартами
    1
    Сформулированные еще в Древней Греции идеи о том, что «кто знает, тот и властвует», «сведущий человек мудр» или «мудр тот, кто сведущ», в данном случае подтверждаются полностью. Уже тогда обра- зование понималось как обучение людей нормам и законам обще- ственной жизни. Когда философа Ксенократа спросили, чему его уче- ники учились, тот ответил: «они делают это по своему собственному усмотрению — к чему они могут быть принуждаемы согласно праву»
    2
    В эпоху просвещения образованию придавалось еще большее значение.
    Известный правовед и гуманист Ч. Беккариа (1738—1794) не без осно- ваний полагал, что наилучшим средством сделать людей свободными и счастливыми является введение соответствующей системы образова- ния.
    И на самом деле, хорошо образованный и знающий законы при- роды и общества человек, во-первых, постарается не нарушать эти законы и руководствоваться ими, и, во-вторых, не позволит попирать свои собственные права, ибо будет знать, что и как защищать. Говоря образно, чем светильник горит ярче, тем меньше тьмы вокруг него.
    Так и человек, просвещенный знанием о том, какую неповторимую ценность он собой представляет, что обеспечивает его достоинство и гордость, какими правами и свободами он обладает. Такой человек никому не позволит ущемлять свои естественные права, манипулиро- вать собой. Это хорошо понимают и те, которые не очень охотно идут на просвещение народа. Вспомним, например, известное изречение древнекитайских легистов: «необразованный и тупой народ — великая сила» для манипулирования им. В период переписки императрицы Рос- сии Екатерины Второй с Вольтером и другими европейскими просвети- телями XVIII века, она, стремясь предстать перед Европой как великая просветительница, издала декрет об открытии в России ста первичных и двадцати вторичных школ. Однако практическая реализация этого декрета оказалась достаточно трудным делом, и Московский губерна- тор пожаловался императрице об этих трудностях, указав, в частности
    1
    Declaration of the 44th session of the International Conference on Education, Geneva,
    Switzerland, October 1994. P. 16.
    2
    См.: The Political Works of Marcus Tullius Cicero. Vol. I. Treatise on the Commonwealth.
    Vol. 1. London, 1841. P. 56.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28


    написать администратору сайта