Учебник для юридических вузов Москва зерцало 2001 ббк 67. 99(2)0 м 29
Скачать 4.5 Mb.
|
§ 4. Источники национального права и сравнительного правоведения Сравнительное правоведение первоначально рассматривалось лишь как сравнительно-правовой метод. Позднее его стали считать самостоятельной отраслью знаний, относительно самостоятельной научной и учебной дисциплиной. Это не означает, однако, что сравнительное правоведение индифферентно к понятийному аппарату национальной системы права. Ведь от того, как понимается и как применяется тот или иной юридический термин и понятие, какой смысл вкладывается в них, во многом зависит успех как отдельных сравнительно-правовых исследований, так и самого сравнительного правоведения в целом. Сказанное в полной мере касается не только отдельных терминов и понятий, но и всего понятийного аппарата национальных правовых систем. Не в последнюю очередь это относится к содержанию термина и понятия "источник права". От того, какой смысл и содержание вкладываются в понятие "источник права" в той или иной правовой системе, совпадает ли представление об источниках права и их видах в одной правовой системе с соответствующими представлениями, господствующими в других правовых системах, во многом зависит сама возможность, а вместе с ней и успешность их сравнительного исследования. Отмечая высокую значимость источников права не только для характеристики национального права, но и для более глубокого понимания сравнительного правоведения, некоторые авторы не без оснований рассматривают их в качестве "весьма важных составляющих частей концепции сравнительного права"2. При этом они вполне резонно замечают, что система источников права, присущая каж- дой из существующих правовых семей, может указывать на их общность, основывающуюся на однородности ряда источников права и их различном понимании и толковании'. Наличие значительного сходства между источниками права или любыми иными компонентами правовых систем свидетельствует о незначительности существующих между ними в данных сферах различий и, наоборот, наличие значительных различий между этими же компонентами указывает на слабость (неразвитость) сходных черт в данных сферах. Однако, по мнению М. Богдана, и черты сходства, и черты различия, общее и особенное в различных правовых системах зачастую подвергаются воздействию со стороны одних и тех же факторов, хотя их воздействие на те или иные стороны правовых систем может быть прямо противоположным. Взяв в качестве примера экономические факторы, М. Богдан отмечает, что сходство в экономических системах разных стран может порождать сходные черты в их правовых системах, в то же время, как различия в экономических системах соответствующим образом могут отражаться и на различиях их правовых систем. Иными словами, по сути дела одни и те же по своему характеру экономические факторы способны порождать как черты сходства, так и черты различия в правовых системах2. Данное положение не следует, однако, абсолютизировать. Ибо черты сходства и различия в правовых системах, включая и их источники, определяются не только экономическими, но и многими другими факторами, среди них — исторические, социальные, религиозные, политические и иные. Под воздействием многих факторов возникают и функционируют как общие для различных правовых систем источники права, так и особенные, свойственные лишь отдельным правовым системам. Однако для сравнительного правоведения большое значение имеет не сама по себе общность и особенность различных видов источников права, но однозначность их понимания и толкования. Разночтения в понимании и толковании любых форм или источников права значительно затрудняют проведение сравнительно-правовых исследований, а порой делают их невозможными. В силу этого отечественными и зарубежными компаративистами значительное внимание уделяется не только исследованию проблем возможной унификации отдельных институтов, норм, отраслей или даже систем права, но и изучению возможности их одинакового или сходного понимания, интерпретации и толкования. 1 Саидов А. X. Указ соч. С. 24. 2Cruz P. Comparative Law in a Changing World. P. 28. 1 См.: Szabo L, Peteri Z. (eds). A. Socialist Approach to Comparative Law. Budapest, 1977. P. 12. 2 См.: Bogdan M. Op. cit. P. 68. К настоящему времени ситуация относительно рассматриваемого вопроса такова, что среди ученых, занимающихся проблемами источников права, нет согласия даже по такому, казалось бы, второстепенному вопросу, как соотношение терминов "источники", "внешнее выражение права" и "формы права". В юридической литературе "внешнее выражение права" в одних случаях называют формой права, в других — источниками права, а в третьих случаях их именуют одновременно и формами и источниками права. В настоящей работе "форма права" будет рассматриваться как синоним "источника права". Здесь не придается принципиального значения тем смысловым нюансам, которые имеют термины "форма" и "источник" права. Однако не все исследователи эту точку зрения разделяют. Так, признавая тот факт, что "различные формы, в которых выражается право, носят издавна название источников", Шершеневич, тем не менее, считал, что данный термин является "малопригодным ввиду своей многозначности"1. Развивая эту мысль, он отмечал, что под термином "источник права" понимаются: а) силы, творящие право. Например, источником права считают "волю Бога, волю народную, правосознание, идею справедливости, государственную власть"; б) материалы, положенные в основу того или иного законодательства. Этот смысл источника права используется, например, тогда, когда констатируют, что римское право послужило источником при подготовке германского кодекса или что труды ученого Потье использовались при разработке Кодекса Наполеона; в) исторические памятники, которые "когда-то имели значение действующего права". Например, о таких правовых памятниках, как об источниках права, говорят, когда при исследовании используют Corpus juris civilis, Русскую Правду и т. п.; г) средства познания действующего права. Этот смысл источника права используется, когда говорят, что право можно познать из закона. Разнообразие значений, придаваемых выражению "источник права", по мнению Шершеневича, вызывает необходимость обойти его и заменить другим выражением — формы права. "Под этим именем следует понимать различные виды права, отличающиеся по способу выработки содержания норм"2. Определяя свое отношение к рассматриваемому вопросу, следует обратить внимание на то, что термин "источник права", кроме названных, имеет и другие смысловые значения. Например, в качестве источников права можно трактовать те материальные, социальные и иные условия жизни общества, которые объективно вызывают необходимость издания, изменения и до- полнения тех или иных нормативно-правовых актов. Констатируя тот факт, что современная правовая система западных стран "полностью изменилась со времен средневековья" под воздействием изменившейся социально-экономической, политической и иной, именуемой обобщенно материальной, среды, американский правовед Л. Фридмэнн описывает возникшую ситуацию следующим образом. Когда мы смотрим на все эти изменения, то сразу становится ясным, что сквозь века "правовая система была перенесена громадными волнами социальных сил. Общественные движения перекатывались через них с силой могущественного моря. Правовая система кажется столь же мощной, как крейсер, когда он находится в доке, но, если он выходит в море, его сила уже не кажется столь значительной, когда сравниваешь ее с мощью океана, ветра и природы"1. В данном образном сравнении проводится мысль о неразрывной связи правовой системы и общественно-политической среды, а также — идея о том, что последняя выступает в качестве естественной движущей силы и своеобразного материального источника по отношению к первой. Кроме материального "источник права" имеет и другие смысловые значения, такие как философский смысл, который указывает на то, какие по своему характеру (либеральные, консервативные и пр.) философские идеи легли в основу той или иной правовой системы. Однако это не меняет дела. Множественность смысловых значений термина "источник права" лишь подтверждает верность тезиса Г. Шершеневича о невозможности использования его самого по себе в качестве термина, адекватного "внешнему выражению права". Но по своему содержанию термин "форма права", который рекомендуется использовать для внешнего выражения права, однозначно смысловым не является. Даже самое приближенное ознакомление с термином "форма", с которым ассоциируется понятие "форма права", убеждает в этом. Так, в одних случаях категория "формы" (права, нравственности и т. п.) рассматривается как выражение "внутренней связи и способа организации, взаимодействия элементов и процессов как между собой, так и с внешними условиями". В других случаях — просто как "внешнее выражение какого-либо содержания". В третьих же случаях понятием формы охватывается вся совокупность средств, методов и способов, с помощью которых в обществе решаются те или иные задачи, касающиеся в том числе государства и права. Только в одном толковом словаре Вебстера содержится около 20 различных смысловых значений и оттенков понятия "формы"2, 1 Шершеневич Г. Ф. Указ. соч. С. 368. 2 Там же. С. 369. 1 Фридмэнн Л. Введение в американское право. М., 1992. С. 208. 2 Webster's New Universal Unabridges Dictionary. N.Y., 1993. P. 720. ставящих под сомнение тезис о целесообразности использования термина "форма права" вместо "источника права" лишь на том основании, что он не допускает многочисленных и разнообразных толкований. Исходя из того, что форму права, закон, декрет, указ и т. п. можно рассматривать в качестве юридического источника права, наиболее логичным и целесообразным является их использование как синонимов, как идентичных терминов и понятий. Именно в этом "юридическом смысле" форма права и источник права широко применяются отечественными и зарубежными юристами как тождественные понятия во всех тех случаях, когда они рассматриваются в виде "способа выражения государственной воли", "способа установления правовых велений" или "способа, которым правилу поведения придается государственной властью общеобязательная сила"1. В научных изданиях под формой (источником) права как способом закрепления правовых велений или способом выражения "возведенной в закон воли господствующего класса" иногда понимают внешнюю форму права. Наряду с ней выделяют внутреннюю форму. Последняя рассматривается как внутреннее строение права, как "распределение правовых норм по отраслям и институтам соответственно характеру регулируемых ими отношений и отчасти методу правового регулирования"2. Среди источников (форм) права следует назвать правовые обычаи, нормативно-правовые акты государственных органов (законы, декреты, статуты, постановления и пр.), нормативно-правовые акты^ принимаемые с санкции государства негосударственными организациями, правовые договоры, прецеденты. Важными источниками римского права были деловые обыкновения — правила, вырабатывавшиеся повседневной, деловой практикой консулов, преторов и других должностных лиц. Для романо-германского права характерным источником в течение длительного времени (XIII—XIX вв.) считалась правовая доктрина. В качестве важнейших форм (источников) мусульманского права выступают: Коран — священная книга ислама; сунна, или традиции, связанные с посланием аллаха; иджма, или "единое соглашение мусульманского общества" и кияс, или суждение по аналогии-*. Следует особо отметить, что представления об источниках права, так же как и их виды, никогда не оставались неизменными. Некоторые из них (правовой обычай, закон, прецедент), совершив зна- чительную эволюцию с древнейших времен, сохранились в правовых системах и поныне, другие бесследно исчезли. Третьи же, утратив свою какую-либо практическую значимость, сохранили лишь историческую ценность. Среди последних можно выделить, например, сочинения римских юристов, имевших обязательную силу для судей и фактически выступавших в качестве закона; правовые акты, принимавшиеся в Древнем Риме народными собраниями и сенатом (сенатусконсульты), и др. Для национальных систем права, равно как и для сравнительного правоведения, они имеют лишь историческую ценность. Разумеется, формы (источники) права варьируются не только в зависимости от этапов развития общества, государства и права, но и в зависимости от особенностей самих правовых систем. Так, например, при анализе современной правовой системы Великобритании исследователями называются, как правило, три основных источника права. Это — прежде всего "статутное право", возникающее в результате законодательной деятельности парламента: "делегированное законодательство", исходящее от "всех трех государственных органов", которым частично делегируется законодательная власть со стороны парламента, и "обычное право", которое появляется в результате "правотворческой деятельности различных судебных инстанций"1. Следует отметить, что значимость каждого из этих источников права в различных частях Великобритании не одинакова. Ведь нельзя забывать, что современная Великобритания, состоящая из Англии, Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии, хотя и считается единым политическим образованием, но отнюдь не является таковым в правовом смысле. Каждая из этих составных частей имеет далеко не одинаковую по своей значимости систему норм и источников права. Если правовые системы Северной Ирландии и Уэльса, весьма сходные по своей природе и характеру с правовой системой Англии, лишь в незначительной степени были подвержены влиянию римского права, то в отношении правовой системы Шотландии все обстоит как раз наоборот. Это — "совершенно иная правовая система, которая сложилась под огромным влиянием со стороны древнеримского права"2. Несомненно, у всех трех правовых систем существует общее связующее звено в виде актов (статутов) британского парламента, которые имеют одинаковую юридическую силу на территории всех составных частей Великобритании, и решений палаты лордов, выступающей в качестве высшей апелляционной инстанции для всех трех территорий по некоторым делам3. 1 Голунский С. А., Строговісч М. С. Теория государства и права. М., 1940. С. 173. 2 Теория государства и права / Отв. ред. А. И. Денисов. М., 1972. С. 108—109. 3См.: Давид Р. Основные правовые системы современности (сравнительное право). М., 1967. С. 388. 'Rutherford L., Todd 1., Woodly M. Introduction to Law. L., 1982. P. 3. 2Sim R., Pace P. A Lewel English Law. L., 1991. P. 3. 3 Ibid. Применительно к правовой системе Австралии выделяются четыре основных источника права. Среди них в первую очередь называется "обычное право", затем — "статутное право", делегированное законодательство и обычаи. В австралийских научных исследованиях нередко поясняется, что наиболее распространенный в данной стране источник — это обычное право. Оно представляет собой совокупность правил, устанавливаемых решением и отдельных судей и судебных органов, принимаемых ими при рассмотрении конкретных дел. При этом добавляется, что то, из чего складывается обычное право, есть не только и даже не столько "решения по каждому делу, сколько принципы, на основе которых выносятся эти решения". Некоторые пояснения даются и в отношении статутного права — продукта правотворческой деятельности представительных государственных органов страны. Обращается внимание, в частности, на то, что статутное право может исходить как от парламента всей страны, так и от парламентов отдельных штатов. В силу этого термины "акт парламента" и "статутное право" взаимозаменяемы1. Относительно правовой системы Японии зарубежные авторы указывают на такие источники права, как Конституция 1947 г., заменившая собой Конституцию японской империи 1889 г., известную под названием Конституции Мейджи; акты парламента, принимаемые в большинстве своем "по инициативе кабинета и его отдельных органов"; правительственные указы, издаваемые кабинетом и его различными ведомствами в целях "проведения в жизнь положений, содержащихся в Конституции страны и в текущих законах"; ордонансы, принимаемые местными представительными органами, имеющими право на установление санкций за их нарушение в виде тюремного заключения или штрафа; "правила и процедуры судопроизводства, работы адвокатов, внутреннего распорядка в судах, а также правила управления судебными делами", устанавливаемые в соответствии со ст. 77 Конституции Японии Верховным судом этой страны; правовые обычаи и "юридические" прецеденты2. Анализ юридической литературы и правовой жизни различных стран показывает,, что в каждой правовой системе существует огромное разнообразие форм или источников права. И, естественно, не все они имеют равную значимость и выполняют одинаковую регулятивную роль. Сравнивая между собой романо-германскую правовую семью и правовую семью общего или обычного права, известный французский юрист-теоретик права Р. Давид отмечает, что если в странах романо-германской правовой семьи "стремятся найти справедливые юридические решения, используя правовую технику, в основе которой находится Закон", т. е. в системе правовых регулятивных средств выделяются прежде всего акты высших законодательных органов — парламентов, то в странах, относящихся к семье общего права, "стремятся к тому же результату, основываясь в первую очередь на судебных решениях"1. Прецеденты, судебные решения как источник права и регулятивные средства осуществления политической власти выступают при этом на первый план. Известная иерархия форм или источников права юридически и фактически прослеживается не только в правовых семьях, охватывающих многие страны, но и в правовых системах отдельных стран. Небезынтересны в связи с этим рассуждения австралийских авторов Д. и К. Гиффордов о том, что хотя "статутное право" Австралии в представлении большинства граждан этой страны занимает "очень важное место" среди других источников права и весьма распространено, тем не менее в практическом плане оно как источник занимает лишь третье место после "общего права" и "делегированного законодательства"2. Аналогично обстоит дело относительно представления о месте и роли статутов среди основных источников права и в других странах. Принцип верховенства статутного права, говорится в связи с этим в "Международной энциклопедии сравнительного права", не везде в мире признавался в одинаковой мере. Используя старую терминологию, следует проводить различие между странами с писаным правом, где статуты как источники права "стремятся представлять всю систему права", и странами с неписаным правом, где вовсе не разделяется идея о том, что законодательные органы, от которых исходят статуты, как и сами статуты, должны играть приоритетную роль. В основе подобного деления стран на две условные группы лежат не случайные факторы, а очень древние традиции. Согласно им первая группа стран, которые называются также странами кодифицированного права, исторически ориентировалась и базировалась на ценностях римского права. Тогда как другая группа стран в развитии своего национального права использовала в основном свой собственный исторический опыт, свою, выработанную веками "казуистическую манеру"3. Таким образом, в формально-юридическом плане, согласно классической теории парламентаризма, "статутное право" как продукт деятельности высших органов государственной власти — пар- 1 Давид Р. Указ. соч. С. 121—122. 'Gifford D., Gifford К. Op. cit. P. 8. 3 International Encyclopedia of Comparative Law. Vol. II. The Legal Systems of the World. Their Comparison and Unification. L., 1973. P. 53. 1 Cm.: Gifford D., Gifford K. Our Legal System. Sydney, 1983. P. 5, 8. 2 The Japanise Legal System / Ed. by H. Tanaka. Tokyo, 1984. P. 55—60. ламентов должно иметь несомненный приоритет и занимать ведущее место во всех странах, практически же оно не имеет никаких приоритетов в ряде стран. Приоритет же отдается актам, принимаемым судебными органами, на базе правотворческой деятельности которых формируется общее права, и актам органов государственного управления, которые формируют массив делегированного законодательства. Подобная картина наблюдается не только в правовой системе Англии, Австралии, но и в правовых системах ряда других современных стран. Основная разница при этом заключается лишь в том, что в правовых системах одних стран ведущее положение вместо актов высших органов государственной власти фактически занимают акты органов управления, изданные в порядке делегирования правотворческих функций парламента, в то время как в правовых системах других стран ведущее положение занимает "судебное", или "общее", право. Типичными примерами ярко выраженного доминирования той или иной власти могут служить правовые системы Франции, ФРГ, Швейцарии, Италии и других стран. Наиболее характерным примером доминирования общего (обычного или прецедентного) права в системе регулятивных средств осуществления власти может служить правовая система Великобритании. С формально-юридической точки зрения высшей юридической силой и непререкаемым приоритетом в ней обладают акты парламента. Это обусловлено тем, что теоретически парламент по сравнению со всеми остальными правотворческими органами обладает "полным или неограниченным суверенитетом внутри страны", является "высшим творцом" всего действующего права. Однако в практическом плане дело обстоит далеко не так. Как в количественном отношении (удельный вес в законодательном массиве), так и в качественном (с точки зрения иерархии различных источников права) пальма первенства в правовой системе Великобритании принадлежит обычному (прецедентному) праву. Закон же (статут) по традиции не играет в английском праве ведущей роли, "ограничиваясь лишь внесением изменений или дополнений в прецедентное право"1. В настоящее время, как свидетельствуют исследования в области английского права, ситуация постепенно меняется в пользу законодательства. Но, тем не менее, "обычное" право продолжает играть в английской правовой системе доминирующую роль. Важнейшее значение по-прежнему имеют судебные прецеденты, доктрины, обычаи, традиции. Доказательством этого является уже то, что только на основе традиций и обычаев в современной Великобритании по-прежнему решаются многие важнейшие вопросы политической и социальной жизни страны, в частности, вопросы назначения и ухода в отставку премьер-министра, определения прерогатив короны, определения правительственной программы и др.1 Таким образом, в разных правовых системах различные формы (источники) права играют далеко не одинаковую роль. Однако, несмотря на это, все они являются, по сравнению с неправовыми средствами, весьма важными рычагами воздействия на общественные отношения и различные общественно-политические институты. Этим определяется то огромное внимание, которое уделяется источникам права не только на уровне национального права, но и сравнительного правоведения2. |