Главная страница

Учебник для юридических вузов Москва зерцало 2001 ббк 67. 99(2)0 м 29


Скачать 4.5 Mb.
НазваниеУчебник для юридических вузов Москва зерцало 2001 ббк 67. 99(2)0 м 29
Дата30.09.2022
Размер4.5 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файла8ef6948.doc
ТипУчебник
#706395
страница10 из 61
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   61

§ 2. Сравнительное правоведение и национальное право

В юридической литературе, посвященной сравнительно-право­вым исследованиям, вопросам взаимозависимости "сравнительного правоведения" от понятия и термина самого "права" уделяется зна­чительное внимание.

Для трго чтобы ответить на вопрос о том, что собой представ­ляет сравнительное право, по мнению немецкого ученого Б. Гросс-фельда, необходимо прежде всего четко определить, что собой пред­ставляет его исходное право. Помимо тех проблем, которые возни­кают перед исследователем сравнительного права в силу того, что не полностью определены и не всеми компаративистами признаны общие "теоретические рамки его исследования", его концепция, це­ли, предмет, объект и метод, весьма важная проблема возникает в связи с соотношением сравнительного правоведения с националь­ным, существующим в пределах одной страны, правом, а также об­щим понятием "права"1.

Как отмечают английские юристы Р. Сим и П. Пэйс, эта про­блема усложняется тем, что неоднозначность понимания и толкова­ния "права" порождает неопределенность и неоднозначность пред­ставления о "сравнительном праве". Ведь не секрет, что "право" как таковое используется в мире в самых различных смыслах, каждый из которых содержит в себе, однако, "общий компонент того, что называется правом, а именно — общее правило поведения".

О праве говорят, например, в отношении науки — "право на­уки", морали — "моральное право", наконец, в отношении Бога — "божественное право". Это — широкое понимание права.

Для юристов же право (в узком, сугубо юридическом смысле) означает ничто иное, как "совокупность принципов, признаваемых и применяемых государством с помощью административной юсти-


ции". Это, иными словами, есть "система правил поведения, призна­ваемых и применяемых судами"1.

Аналогичного мнения о понятии и определении права придер­живаются и многие другие авторы2. Однако наряду с ними суще­ствуют и иные подходы. Определиться в них весьма важно, посколь­ку от этого зависит возникающее на их основе представление о срав­нительном правоведении.

Взяв, например, за исходное широкое понимание права, мы неизбежно придем к выводу, что сравнительное право охватывает собой не только юридические принципы и нормы (правила поведе­ния), но и "моральное", "божественное" и другие разновидности то­го, что некоторые западные и отечественные авторы называют пра­вом.

Ограничившись же только узким представлением о праве, мы с необходимостью ограничим область распространения сравнитель­ного права лишь сферой применения принципов и норм националь­ного права.

В существующей отечественной и зарубежной научной лите­ратуре в попытках преодоления такого расхождения довольно четко прослеживается стремление к выработке общего понятия права и на этой основе — общего определения сравнительного правоведения. Однако на этом пути встречаются труднопреодолимые препятствия. Главные из них заключаются в сложностях, порождаемых различ­ными, порой взаимоисключающими друг друга подходами, отсут­ствием единого, концентрированного, целенаправленного процесса познания права и его практического использования. Диалектика данного процесса состоит в том, что множественность определений понятия права как в целом положительное явление выступает в то же время и как отрицательное.

Возможно ли успешное преодоление негативных сторон множе­ственности, а точнее — известной разрозненности или даже проти­воречивости определений понятия права? В значительной мере "да". Возможно использование нескольких путей данной проблемы. Один из таких путей заключается в том, чтобы на основе сформулирован­ных в разное время частных определений понятия права выработать пригодное "на все времена" и "на все случаи жизни" общее опре­деление понятия права. В отечественной и зарубежной юридичес­кой литературе такие попытки предпринимались и неоднократно. Отмечалось, в частности, что "общее определение права, если оно правильно сформулировано, имеет ту несомненную теоретическую и практическую ценность, что оно ориентирует на главные и реша-





1См.: Grossfeld В. Op. cit. P. 7—8.


1 Sim R., Pace P. A Level English Law. L., 1991. P. 4.

2 Cm.: Merryman J., Clark D. Comparative Law: Western European and Latin American Legal Systems. Cases and Materials, 1978. P. 27—29.





ющие признаки, характерные для права вообще и отличающие пра­во от других, смежных, неправовых общественных явлений"1.

Однако тут же и не без оснований оговаривалось, что в процес­се исследования права и его применения нельзя ограничиться "од­ним лишь общим определением понятия права", поскольку в нем не могут получить "свое непосредственное отражение" весьма важные для глубокого понимания права и практики его применения "специ­фические моменты, свойственные тому или иному историческому типу права". Специфические особенности, например, рабовладель­ческого или феодального типов права вряд ли можно отразить в общем понятии, которое "вбирало" бы в себя также хотя бы неко­торые специфические особенности современных правовых систем или типов права.

Специфические особенности и черты характеризуют лишь ча­стные определения понятия права, отражающие, соответственно, спе­цифические признаки и черты рабовладельческого, феодального или любого иного типа права. Что же касается общего определения по­нятия права, то оно может складываться лишь из самых общих черт и особенностей, свойственных всем без исключения типам права.

В силу этого оно неизбежно будет носить слишком общий ха­рактер, чрезмерно абстрактный, малопригодный для определения сферы применения сравнительного правоведения и других теорети­ческих задач, а также достижения практических целей. Разработ­кой такого рода определений, когда право рассматривается в весь­ма абстрактном или одностороннем виде лишь как "институт при­нуждения поведения человека власти правил" или как "правила по­ведения, устанавливаемые и охраняемые государством"2, нередко увлекаются западные юристы.

Отечественные же авторы, предпринимавшие попытки выра­ботки общего понятия права, в силу объективных и субъективных причин чаще всего "сбивались" на отдельные специфические чер­ты, касающиеся "воли" того или иного господствующего класса, рас­смотрения права исключительно как классового регулятора общест­венных отношений и т. п. Иллюстрацией сказанного может служить дефиниция права, в соответствии с которой оно представляется как "государственная воля господствующего класса, выраженная в со­вокупности норм, которые охраняются государством как классовый регулятор общественных отношений"3.

Анализ данных, равно как и других, ранее приведенных в ка­честве примера общих понятий права, показывает, что они пока


довольно далеки от совершенства. Следовательно, они, окончательно не сформировавшись в единое, полностью удовлетворяющее потреб­ностям государственно-правовой теории и практики общее понятие, не могут служить эффективным средством или путем преодоления негативных последствий множественности, разрозненности и про­тиворечивости понятий о праве, а равно как и основой для опреде­ления сравнительного правоведения.

Не могут способствовать достижению этой цели и так называ­емые "ходячие", по выражению известного немецкого теоретика права Иеринга, или "наиболее распространенные" (Л. Петражицкий) воззрения на право как на "принудительные нормы, пользующие­ся признанием и защитой со стороны государства", как на "совокуп­ность действующих в государстве принудительных норм"1. Ибо при всей своей "общепризнанности" и широкой распространенности они отражают лишь отдельные взгляды и подходы к анализу права и его определению, а не являются "универсальными".

В сложившихся обстоятельствах наиболее эффективным, а сле­довательно, и наиболее оптимальным является выделение и рас­смотрение наиболее важных признаков и черт, свойственных раз­личным типам права.

В первую очередь речь идет о тех признаках и чертах, кото­рые позволяют выделить право как регулятор общественных от­ношений среди других неправовых регулятивных средств.

Анализируя многочисленные, сложившиеся в различное время представления и суждения о праве, можно указать на следующие его важнейшие особенности и черты:

1. Право — это прежде всего совокупность, а точнее — систе­ма норм или правил поведения. Это не случайный набор случайных норм, а строго выверенная, упорядоченная совокупность вполне определенных правил поведения.

Как и любая иная система, она складывается из однопорядко-вых, взаимосвязанных между собой и взаимодействующих друг с другом элементов. Таковыми являются нормы права или правила поведения. Система должна быть внутренне единой и непротиворе­чивой. Возникающие между ее отдельными структурными элемен­тами — нормами связи, как и сами нормы, должны быть направлены на выполнение строго определенных — регулятивных и иных — функций, на достижение единых целей. Для того, чтобы стать дей­ственной и эффективной, любая правовая система должна сложить­ся как целостная, органическая система. Это является одним из непременных требований и одновременно одним из признаков ре­альной, действующей, а не формальной правовой системы.


1 Иоффе О. С, Шаргородский М. Д. Вопросы теории права. М., 1961. С. 761—762.

гФридмен Л. Введение в американское право. М., 1992. С. 22; Webster's New Universal Unabridged Dictionary. N.Y., 1983. P. 1028. 3 Иоффе О. С, Шаргородский М. Д. Указ. соч. С. 59.


1 Петражицкий Л. Теория государства и права в связи с теорией нрав­ственности. Спб., 1908. С. 252.





В основе любой системы норм или правил поведения лежат как объективные, так и субъективные факторы. В числе объективных факторов выделяются однотипные экономические, политические, социальные, идеологические и иные условия, способствующие созда­нию и функционированию системы правовых норм в той или иной стране. Как отдельные нормы, так и их система в целом не созда­ются стихийно, произвольно, по желанию и усмотрению отдельных лиц. Они отражают объективные потребности общества и государ­ства и "проецируются" на реально существующие экономические, политические и иные отношения. В этом плане, несомненно, прав был К. Маркс, когда, подчеркивая объективно обусловленный про­цесс нормотворчества, писал, что "законодательная власть не созда­ет закона — она лишь открывает и формулирует его"1.

Попытки произвольного, умозрительного "конструирования" отдельных правовых актов или системы норм неизбежно ведут к не­гативным или же к непредсказуемым последствиям. Такого рода оторванные от реальной действительности системы, а точнее — псевдосистемы можно охарактеризовать известным изречением Ге­те из "Фауста": "Словами диспуты ведутся, из слов системы созда­

ются". 1

Разумеется, процесс создания и функционирования системы норм не только не отрицает, а, наоборот, всячески предполагает существование наряду с объективными и субъективных факторов. Речь при этом идет о разработке и осуществлении в той или иной

стране научно обоснованной правовой политики, о подготовке и реа­лизации планов законодательных работ, об активном участии спе­циалистов-юристов в процессе правотворчества, правоприменения, в правоохранительной деятельности государственных органов.

Говоря о системе норм, нормативности права как об одной из важнейших его особенностей, следует отметить, что нормативность вовсе не означает ограниченности или "замкнутости" права одними только нормами — правилами поведения. Помимо норм право дол­жно включать в себя также и другие структурные элементы в виде правоотношений, правовых взглядов и идей, правосознания, субъек­тивных прав граждан.

Спор между сторонниками строго нормативного понимания ->

права, когда оно рассматривается лишь как система норм или пра- -вил поведения, и расширительного его толкования имеет длитель­ную историю в отечественном и зарубежном правоведении. Однако при всей длительности и периодической обостренности споров каж­дая из сторон не только не отрицает, а, наоборот, заведомо предпо­лагает существование системы норм как основного звена "узко" или "широко" понимаемого права. Более того, в некоторых случаях "нор-мативистское" понимание права чуть ли не возводится в абсолют.


Г. Кельзен — основоположник нормативистской теории права скло­нен рассматривать сквозь призму норм не только само право, но и правовой порядок ("правовой порядок представляет собой систему норм"), государство как "установившийся порядок", другие государ­ственно-правовые явления1.

2. Право — это не простая система норм, а система норм, ус­тановленных или санкционированных государством. В мире суще­ствует множество систем различных социальных норм. Но только система правовых норм исходит от государства. Все остальные со­здаются и развиваются различными негосударственными организа­циями — общественными, партийными и иными органами.

Создавая нормы права, государство действует непосредственно через свои уполномоченные на то органы или же путем передачи отдельных своих полномочий на издание некоторых нормативно-правовых актов негосударственными органами или организациями. В последнем случае говорят о "санкционировании", т. е. дачи раз­решения государством на осуществление ограниченной правотвор­ческой деятельности этими негосударственными институтами.

Означает ли факт издания или санкционирования государством системы норм их полную зависимость от государства и подчинение государству? Является ли право лишь средством в руках государ­ства, одним из его признаков, атрибутов или же оно выступает по отношению к нему как один из относительно самостоятельных ин­ститутов?

В отечественной и зарубежной юридической литературе име­ются три группы различных мнений на этот счет.

Суть первой из них, как верно подмечал известный российский правовед Г. Шершеневич, состоит в том, что нормы права рассмат­риваются в виде "требований государства". Государство при этом, "являясь источником права, очевидно, не может быть само обуслов­лено правом. Государственная власть оказывается над правом, а не под правом. Государство в свете такого суждения рассматривается как явление первичное, а право — вторичное"2.

Смысл второй, противоположной точки зрения заключается в том, что само государство и государственная власть должны носить правовой характер. В основе государственной власти должен лежать "не факт, а право". Государство, хотя оно издает правовые акты, "не может быть источником права", "потому что оно само вытекает из права". Над государством находится право, а не наоборот. Оно его сдерживает и ограничивает.

Наконец, третий подход к определению характера взаимоотно­шений государства и права состоит в том, что не следует вообще заострять внимание на данном вопросе. Спор о том, что логически





1Kelsen Н. General Theory of Law and State. Wien, 1964. P. 110—113, 182. гШершеневич Г. Ф. Общая теория права. Вып. 1. М., 1910. С. 300.


'Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 285.





предшествует другому — государство или право, пишет в связи с этим венгерский государствовед и правовед И. Сабо, "столь же бес­плоден, как и спор о том, что исторически появилось раньше — го­сударство или право". С его точки зрения, тезис, согласно которо­му "право — это просто лишь государственный приказ, представ­ляет собой такое же одностороннее упрощение", как и суждение о том, что государство является слугой права"1.

По мнению автора, государство и право "настолько соответству-
ют друг другу, настолько едины", что вопрос о том, что из них пер-
вично, а что — вторично, "порожден не столько реальной дейст-
вительностью (и в этом не является вопросом факта), сколько спе-
цифически априорным подходом к соотношению этих двух явлений.
Этот априорный подход характеризуется либо подчеркиванием госу-
дарственного волюнтаризма, либо выделением абстрактной идеи
права как самоцели"2. Вывод, к которому приходит автор, заключа-
ется в том, что "обе эти крайние точки зрения игнорируют действи-
тельные взаимосвязи", что в действительности "государство и право
находятся друг с другом в функциональном единстве: одно предпо-
лагает другое, одно .является элементом другого"3. И. Сабо и другие
авторы, разделяющие подобные взгляды, несомненно, правы в том,
что в теоретическом, а тем более — в практическом плане в значи-
тельной мере бессмысленно вести спор о том, что из двух явлений

государство или право — исторически первично, а что — вторично.

Однако они не правы, когда речь идет об установлении харак­тера взаимоотношений государства и права. Это уже далеко не бес­смысленное занятие — определить, в каком соотношении находят­ся государство и право теоретически и практически. Важно устано­вить, действует ли государственная власть в рамках закона и яв­ляется ли она "законной властью" или же она нарушает ей же са­мой установленные правовые требования и ставит себя таким обра­зом в положение "незаконной (нелегитимной) власти".

Вопрос о "связанности" государства правом, о правовых пре­делах деятельности государства всегда находил живой отклик у многих поколений юристов и неизменно вызывал среди них горячие споры.

Признавая чрезвычайно важную роль государства в процессе создания и реализации норм права, многие юристы исходили из того, что государственная власть не есть "воля, могущая делать, что угодно и как угодно", "опираясь на силу" и что "важнейшим служе­нием общему благу со стороны государственной власти... является служение праву"4. В частности, такой позиции наряду с российским


профессором Л. Петражицким придерживается и известный юрист, основатель теории "солидаризма" ("синдикалистского" государства) Леон Дюги. "Вполне возможно доказать, — писал он, — что, поми­мо своего создания государством, право имеет прочное основание, предшествует государству, возвышается над последним и, как та­ковое, обязательно для него"1. Государство, доказывал Дюги, должно быть "подчинено норме права", которая находит "свое первое про­явление в совести людей, более полное выражение в обычае, в за­коне и свое осуществление в физическом принуждении государства, которое таким образом оказывается не чем иным, как силой, служа­щей праву".

Идеи подчинения государства праву, его самоограничения, в том числе и с помощью права, разделял также видный немецкий социолог и правовед Георг Еллинек. Создавая теорию параллелизма, в соответствии с которой государство и право развиваются парал­лельно, "идут нога в ногу" и отождествляя государственный поря­док с правовым порядком, автор в то же время исходил из того, что создаваемое государством право обязывает не только подвластных индивидов, но и само государство2.

Своеобразную позицию в вопросах соотношения государства и права занимал Людвиг Гумплович. Последовательно отстаивая мне­ние о том, что "с высшей исторической точки зрения право и пра­вопорядок являются для государства лишь средством" для решения стоящих перед ним задач, он в то же время считал, что праву при­суща тенденция все больше и больше "эмансипироваться от своего творца, от государства, тенденция освобождаться от его влияний и выступать против него в виде самостоятельной силы, в виде право­вой идеи"3. Если такие отрасли права, как административное пра­во, "всецело находятся под влиянием государства", то такие инсти­туты ("сферы") права, как право собственности, по мере развития общества все меньше становятся подверженными влиянию государ­ства, "существуют отдельно и самостоятельно от него".

Окончательный вывод, к которому приходит Гумплович, зак­лючается в следующем: "Природа отношения права к государству основывается на том, что государство силой своей определенной де­ятельности... создает все новые и новые сферы нравственности, из которых вытекает право. Но это последнее стремится к самостоя­тельности и независимости от государства. И вот, достигнув этого, данное стремление идет еще дальше. Оно направляется к господ-ствованию над государством. Право хочет стать выше государства. Право не желает уже признавать своим творцом того, кому оно обя-





1 Собо И. Основные теории права. М., 1974. С. 169.

2 Там же.

3 Там же.

4 Петраокицкий Л. Теория государства и права в связи с теорией нрав­ственности. Спб., 1908. С. 209.


1 Дюги Л. Конституционное право. Спб., 1908. С. 3.

2 Еллинек Г. Общее учение о государстве. М., 1908. С. 248—285. 'Гумплович Л. Общее учение о государстве. Спб., 1910. С. 445, 448.





4 - 733





зано своим существованием. Напротив, оно само старается занять отцовское по отношению к государству положение"1.

Помимо вышеприведенных примеров существуют и иные точки зрения и суждения о характере взаимоотношений государства и права. При всей их сложности и противоречивости подавляющее большинство из них основывается на одном и том же исходном те­зисе, согласно которому нормы права обусловливаются правотвор­ческой деятельностью государства, издаются им или санкциониру­ются.

3. Право всегда выражает государственную волю, которая, в
свою очередь, согласно различным существующим в отечественной
и зарубежной юридической науке концепциям, воплощает в себе
волю класса, правящей группы, народа, общества или нации.

Мировой опыт существования и функционирования государ­ства и права говорит о том, что в праве выражается прежде всего воля властвующих. Вместе с тем неопровержимым фактом является и то, что она, опасаясь социальных взрывов и утраты своего приви­легированного положения, зачастую вынуждена считаться с волей и интересами подвластных.

Как соотносится воля тех и других? Как она отражается в го­сударственной воле и в праве? Эти вопросы издавна находились в поле зрения государствоведов и правоведов. Один из наиболее об­стоятельных ответов на них дал еще в начале XX в. Г. Ф. Шерше-невич. "Если государственная власть есть основанная на силе воля властвующих, — писал он, — то выдвигаемые ею нормы права дол­жны прежде всего отражать интересы самих властвующих. Те, в чьих руках власть, вводят поведение подвластных в те нормы, ко­торые наиболее отвечают интересам властвующих. Нормами права поведение подвластных приспосабливается к интересам властвую­щих". Чем уже круг властвующих, "тем резче выступает противо­положность их интересов интересам остальной части государства. Чем шире круг, например, в республике, тем сильнее затушевыва­ется это значение права"2.

Воля и интересы властвующих групп, слоев или классов, одна­ко, не являются безграничными. Как справедливо подмечал Г. Шер-шеневич, их эгоизм должен подсказывать им "благоразумие и уме­ренность в правовом творчестве". Помимо использования силовых средств, они могут охранять свои интересы также с помощью права,

"тесно сплетая" свои интересы с интересами подвластных, "по воз

можности, не доводя последних до сознания противоположности"*.:

4. Право представляет собой систему норм или правил поведем

ния, имеющих общеобязательный характер. Общеобязательность


означает непременность выполнения всеми членами общества тре­бований, содержащихся в нормах права. Она возникает вместе с нормой права. Вместе с ней развивается и изменяется. И одновре­менно с отменой акта, содержащего нормы права, прекращается.

Подчеркивая неразрывную связь нормы права и общеобяза­тельности, Г. Кельзен вполне резонно считал, что "норма права представляет собой правило поведения, согласно которому то или иное лицо (группа лиц) должно действовать в каком-то определен­ном направлении, независимо от того, желает ли оно вести себя таким образом или нет"1. Общеобязательность как специфическая черта и требование права распространяется не только на рядовых граждан, должностных лиц, различные негосударственные органы и организации, но и на само государство. Цивилизованное правовое государство непременно самоограничивает, "связывает" само себя и все свои органы общеобязательностью требований норм права, орга­низует всю свою деятельность строго в рамках требований закона и следует им до тех пор, пока они вместе с содержащими их нор­мами в установленном порядке не будут изменены или отменены.

Обязательность соблюдения правовых требований государством и его органами, наряду со всеми иными субъектами права, не под­вергалась сомнению видными юристами ни в прошлом, ни в насто­ящем.

Общепризнанным считается тезис, согласно которому право есть обязательное для всех правило поведения. Оно "должно быть соблюдаемо и самою властью его устанавливающей, пока оно не будет заменено новым правилом. Если же власть, установившая правило, не считает нужным его соблюдать, а действует в каждом конкретном случае по своему усмотрению, то право сменяется про­изволом"2. Возникающие при этом споры касаются чаще всего лишь степени и характера "правового самоограничения" государства. По мнению М. Ориу, весь вопрос заключается в том, является ли такое самоограничение "актом или решением субъективной воли государ­ства, или же это есть результат объективной государственной орга­низации?"3 Ответы на данный вопрос предлагаются самые разноре­чивые: от утверждения о том, что государство добровольно ограни­чивает само себя, до заявления о том, что оно вынуждено это делать под давлением со стороны "гражданского общества".

5. Право охраняется и обеспечивается государством, а в слу­чае нарушения требований, содержащихся в нормах права, приме­няется государственное принуждение. Государство не может безраз-


1 Гумплович Л. Указ. соч. С. 446—447.

2 Шершеневич Г. Ф. Указ. соч. С. 310.

3 Там же.


1 Kelsen H. Op. cit. P. 35.

2 Шершеневич Г. Ф. Указ. соч. С. 313; См. также: Штаммлер Р. Хозяй­ство и право с точки зрения материалистического понимания истории. T. II. Спб., 1905. С. 155—160.

3 Ориу М. Основы публичного права. М., 1929. С. 46.





лично относиться к актам, им издаваемым или санкционируемым. Оно прилагает огромные усилия для их реализации, охраняет их от нарушений и их гарантирует. Одним из широко используемых ме­тодов при этом является государственное принуждение. Оно должно применяться только уполномоченными на то организациями, дей­ствующими строго в рамках закона, на основе закона, а также в соответствии с предусмотренными законом процессуальными пра­вилами.

В юридической литературе издавна ведется спор о месте и роли государственного принуждения в правовой жизни общества. Высказываются два противоположных мнения.

Согласно мнению одних авторов, "государственное принужде­ние" не является неотъемлемым признаком права. При этом оно или полностью отрицается, или же его предлагается заменить менее жестким и более широким понятием "государственная охрана". "По­нятие государственного принуждения, — писали в связи с этим советские правоведы О. С. Иоффе, М. Д. Шаргородский, — замене­но нами понятием государственной охраны потому, что речь идет о формулировании общего определения, способного охватить все ис­торические типы права, между тем как понятие принуждения не предусматривает всех возможных мер охраны правовых норм. Оно не предусматривает, в частности, таких специфических мер, кото­рыми обеспечивается соблюдение норм социалистического права"1. Речь при этом шла о том, что социалистическое право обеспечива­ется не только и даже не столько методами принуждения, сколько методами воспитательного характера, методами убеждения.

Немецкий ученый Р. Иеринг, придерживавшийся противопо­ложной точки зрения, полагал, что без принуждения нет даже смыс­ла говорить о праве, ибо право есть не что иное, как "обеспечение жизненных условий общества в форме принуждения", "система социальных целей, гарантируемых принуждением".

Смысл "утверждаемой связи между нормами права и принуж­дением", — пояснял Л. Петражицкий, — сводится к тому, что неис-полняющий добровольно свои юридические обязанности по праву может и должен быть подвергнут принудительным мерам"2. Л. Пет­ражицкий, а вместе с ним и другие авторы особое внимание обра­щают на два вида государственного принуждения: физическое и психическое. Под физическим принуждением понимаются "всякие предусматриваемые правом меры, состоящие в применении физи­ческой силы, например заключение в тюрьму, смертная казнь и т. п."3 Что же касается психического принуждения, то здесь на пер-


вом плане, по мнению авторов, стоит страх "подвергнуться тем ме­рам, которые предусмотрены правом на случай неповиновения". Именно страх "психически принуждает граждан сообразовывать свое поведение с требованиями права"1.

Государственное принуждение активно используется лишь в случаях применения норм права. Во всех остальных случаях посто­янно сохраняется лишь потенциальная возможность его использо­вания.

Обобщая все сказанное о наиболее важных чертах и особенно­стях права, а также о его понятии как исходном при определении сравнительного правоведения, нельзя не обратить внимание на то, что в данном случае речь идет в основном все же о "нормативном" взгляде на право, об общем, в пределах нормативного подхода, по­нятии права. Сравнительное правоведение при таком подходе огра­ничивается, соответственно, лишь нормативностью, а именно — сравнительным анализом только норм права, институтов-и отраслей права.

Как справедливо отмечали некоторые авторы, это, несомненно, обедняет сравнительно-правовой процесс и само сравнительное пра­воведение, не в меру упрощает его и сводит в значительной степе­ни этот творческий по своей природе и характеру процесс к меха­нистической деятельности2.

Кроме того, в рамках нормативного подхода возникают пробле­мы и иного порядка. А именно — проблемы определения сравни­тельного правоведения, связанные с попытками разграничения права и закона.

Следует заметить, что проблема соотношения права и закона существовала практически всегда, с тех пор, как появилось право. Рассматривалась эта проблема множество раз как в рамках зару­бежного, так и отечественного права. Последние, весьма острые и бесплодные по своим результатам споры имели место в нашей стра­не в 60—80-е гг. Каждая из спорящих сторон приводила свои соб­ственные аргументы, стремилась склонить на свои позиции как мож­но большее число последователей, однако в практическом плане все оставалось без изменений.

Актуальность проблемы соотношений права и закона, а вмес­те с тем и определения на их основе сравнительного правоведения сохраняется и поныне. Более того, она не только сохраняется, но периодически значительно обостряется, особенно в переходные пе­риоды, сопровождаемые усилением социальной напряженности в обществе. Причина этого усиления внимания заключается в том, что эта на первый взгляд сугубо "кабинетная", академическая пробле-





1 Иоффе О. С, Шаргородский М. Д. Вопросы теории права. М., 1961.

С. 60.

2 Петражицкий Л. Указ. соч. С. 260.

3 Там же.


1 Петражицкий Л. Указ. соч. С. 269.

2 См., например: Schlesinger R. The Past and Future of Comparative Law // The American Journal of Comparative Law, 1995, vol. 43. P. 478—480.





ма имеет не столько теоретическое, сколько прикладное, практичес­кое значение.

Разумеется, эта значимость обусловлена прежде всего харак-
тером и особенностями самой проблемы, суть которой кратко сво-
дится к тому, что не все нормативные акты — законы исходят от
государства (издаются и санкционируются) и являются правовыми
законами. ,

Существуют законы, соответствующие правовым критериям, которые следует считать правовыми. Здесь право и закон совпадают. Но есть и такие законы, которые не отвечают правовым критери­ям, и, следовательно, с правом не совпадают.

Не трудно заметить, что в данном случае в разрешении проб­лемы соотношения права и закона, как и в случаях решения воп­роса о соотношении государства и права, сталкиваются два различ­ных подхода. Один из них сориентирован на то, что государство яв­ляется единственным и исключительным источником права, что все то, о чем говорит государство через свои законы, это и есть право.

Другой же подход к разрешению проблемы соотношения госу­дарства и права, а вместе с тем — права и закона основывается на том, что право как регулятор общественных отношений считается "по меньшей мере относительно независимым от государства и за­кона или даже предшествующим закону, например, в качестве надысторичного естественного права или в качестве права обще­ственного, социально-исторически обусловленного, распадающегося в объективных общественных отношениях"1.

В данном случае, как нетрудно понять, мы имеем дело с совер­шенно иным правопониманием и с иным представлением о соотно­шении государства и права, а также — права и закона. Государство и право признаются не только относительно самостоятельными по отношению друг к другу институтами, но и в равной мере производ­ными от объективных отношений и условий, складывающихся в пре­делах гражданского общества.

Право при этом определяется не иначе, как "форма выраже­ния свободы в общественных отношениях, как мера этой свободы, форма бытия свободы, формальная свобода"2. В развернутом виде оно представляется как "претендующий на всеобщность и общеобя­зательность социальный институт нормативного регулирования об­щественных отношений в целях разумного устройства человеческого общежития путем определения меры свободы, прав и обязанностей и представляющий собой воплощение в обычаях, традициях, преце­дентах, решениях референдумов, канонических, корпоративных,


государственных и международных нормах правового идеала, осно­ванного на принципах добра, справедливости и гуманизма и сохра­нения окружающей природной среды"1. Что же касается государст­ва, то оно при таком правопонимании не только не рассматривает­ся в качестве творца или источника права, но, наоборот, само пред­ставляется повсеместно связанным или, по крайней мере, значи­тельно ограниченным в своих действиях правом. Оно представляется в качестве института, который не столько устанавливает, сколько формулирует или выводит право, благодаря законотворческой де­ятельности, из объективно существующей экономической, социаль­но-политической и иной действительности.

Государство представляется исключительным творцом и источ­ником законов, но отнюдь не права. Оно монополизирует законотвор­ческую, но вовсе не правотворческую деятельность, ибо законотвор­чество и правотворчество, а вместе с тем закон как результат про­цесса законотворчества и право как продукт процесса правотворче­ства, согласно развиваемым при таком подходе воззрениям, отнюдь не всегда совпадают.

Каков же критерий "правовых законов"? Какие законы можно рассматривать как совпадающие с правом, а какие нельзя? Наконец, какие существуют объективные основания для отнесения одних законов к разряду правовых, а других — к разряду неправовых? Что делает одни законы правовыми, а другие — неправовыми?

Эти и другие им подобные вопросы издавна занимали внима­ние отечественных и зарубежных юристов и философов. Однако удовлетворительного ответа на них до сих пор не было найдено. Уче­ными — юристами и философами предлагались различные критерии для разграничения права и закона, правовых законов и неправовых, но все они вызывали лишь дальнейшие вопросы и дискуссии.

Еще в конце XIX — начале XX в. в отечественной и зарубеж­ной литературе в качестве такого критерия предлагалось, например, считать "общую волю", то есть волю всего общества, нации или на­рода. По логике подобных предложений следовало считать правовы­ми лишь такие законы или иные нормативные акты, которые адек­ватно отражают эту волю. Все же остальные законодательные акты следовало причислить к разряду неправовых.

Подобная постановка вопроса, как и сам предложенный крите­рий разграничения правовых и неправовых законов в зависимости от наличия в них "общей воли", несомненно, заслуживает полного одобрения и внимания. Но вместе с тем они вызывают и ряд дру­гих вопросов, ставящих под сомнение целесообразность, а главное, обоснованность и эффективность использования такого критерия. Среди них, в частности, такие вопросы, как: кто и каким образом





1 Четвернин В. А. Демократическое конституционное государство: вве­дение в теорию. М., 1993. С. 13.

*Нерсесянц В. С. Право и закон. М., 1983. С. 342.


1 Емельянов С. А. Право: определение понятия. М., 1992. С. 3—4.





может определить, содержится ли в том или ином законе "общая воля" или ее там нет? Почему парламент как высший законодатель­ный и представительный орган, призванный выражать волю и ин­тересы всех слоев общества, в одних случаях издает законы, отра­жающие "общую волю", а в других — не отражающие ее?

Возникают и иные подобные вопросы, на которые не всегда можно найти убедительные ответы. Один из них, очевидно, может заключаться в том, что, как писал Л. Дюги, "закон есть выражение не общей воли, которой не существует, и не воли государства, ко­торой также нет, а воли нескольких голосующих человек. Во Фран­ции закон есть воля 350 депутатов и сенаторов, образующих обычное большинство в палате депутатов и в сенате. Вот факт. Вне этого име­ются лишь фикции и пустые формулы. Мы не желаем их"1. Если закон есть "выражение индивидуальной воли депутатов и сенато­ров, то он не может быть обязательным для других воль. Он может быть обязательным только как формулирование нормы права или как применение ее и лишь в этих пределах. В действительности все законы делятся на две большие категории: на законы, формулиру­ющие норму права, и на законы, принимающие меры к ее испол­нению. Я называю первые нормативными законами^ а вторые — конструктивными законами"2.

Подобные рассуждения и государственно-правовые идеи Л. Дю­ги всегда вызывали живой интерес у юристов. Однако они не дают ответа на вопрос о том, что есть правовой закон, а что не является таковым, каково соотношение права и закона.

Не дают удовлетворительного ответа на поставленный вопрос и другие критерии и подходы, выдвигавшиеся в более поздний пе­риод, вплоть до настоящего времени. Пытаясь решить эту пробле­му и хотя бы в приближенном виде обозначить грань между нравом и законом, авторы нередко обращаются, в частности, к различным моральным категориям справедливости, добру, гуманности, злу и др. Право при этом определяется не иначе, как "нормативно зак­репленная справедливость".

В этих же целях — решения проблемы соотношения права и закона — иногда используется такая категория, как правовой идеал. В научной литературе он определяется как "Порождение индивиду­ального, общественного, научного сознания о разумном устройстве общежития на принципах добра, справедливости, гуманизма и со­хранения природной среды".

Со ссылкой на известное высказывание римлян о том, что "справедливость и блага есть закон законов", делается вывод, что правовой идеал как раз и составляет содержание правовых законов,


что это и есть не что иное, как "закон законов"1. Следовательно, все другие законы, которые не содержат в себе правового идеала, сооб­разующегося с принципами добра, справедливости и им подобными, не являются правовыми.

Стремление подвести моральную основу под законодательство в целом и отдельные законы, несомненно, является весьма благород­ным делом. Человечество может только мечтать о том, чтобы под каждым законом имелась солидная моральная база. К сожалению, это не всегда и не в каждой стране случается. Ярким подтвержде­нием этому может служить законодательство фашистской Герма­нии, фашистской Италии и ряда других тоталитарных государств.

Однако нельзя не заметить, что, стремясь подвести моральную базу под закон и назвав правовым, отделить его от всех иных не­правовых законов, авторы невольно допускают смешение моральных категорий с правовыми. В отечественной юридической литературе правильно отмечалось в связи с попытками определения права как "нормативно закрепленной справедливости", что ссылки при этом на моральные категории справедливости, добра и зла важны при оп­ределении понятия и характеристики морали, но не самого права2.

Таким образом, использование этих категорий при определе­нии права, а тем самым — и правового закона отнюдь не способству­ет решению проблемы соотношения права и закона. Более того, оно непроизвольно усложняет проблему, ведет к смешению категорий права и морали.

Проблема соотношения права и закона остается, таким образом, не только нерешенной, но и еще более усугубленной. Это самым негативным образом отражается на решении всех других, производ­ных от нее проблем, включая проблему определения сравнительного правоведения. В отношении последнего при этом неизбежно возни­кает двусмысленность и неопределенность.

Дело в том, что, действуя в рамках нормативного подхода и считая национальным правом всю ту совокупность общеобязатель­ных норм, которые содержатся в актах, издаваемых и санкциони­руемых государством, мы должны будем рассматривать в качестве первоосновы, на которой возникает и развивается сравнительное правоведение, весь нормативно-правовой массив, существующий в разных странах. В данном случае в силу нечеткости критериев при определении сравнительного правоведения не будет проводиться никаких различий между правом и законом, между правовым за­коном и неправовым, между правом и неправом.

Во всех же остальных случаях, когда вопрос ставится о необ­ходимости разграничения права и закона, подразделения законов на





1 Дюги Л. Общество, личность и государство. Спб., 1901. С. 22.

2 Там же.


1 Емельянов С. А. Указ. соч. С. 6.

2 Четвернин В. А. Указ. соч. С. 24.





две категории — правовые и неправовые, нормативная база, перво­основа возникновения и развития сравнительного правоведения за­метно сужается. Исходя из того, что сравнительное правоведение — это все же право, точнее, как поясняют некоторые авторы, — это компонент права1, это — правоведение, а не, скажем, моралеведе-ние, то оно должно опираться именно на право в его весьма узком "истинном" понимании. В качестве исходной базы, первоосновы воз­никновения и развития сравнительного правоведения будет высту­пать теперь не весь нормативный массив, порождаемый или сан­кционируемый государством, а только та его часть — система норм, которая содержится в "правовых законах".

Для того, чтобы избежать упрощенного подхода к пониманию сравнительного правоведения, а вместе с тем двусмысленности и неопределенности в его толковании, представляется вполне оправ­данным и целесообразным выйти за рамки нормативного рассмот­рения права и исследовать его не само по себе как совокупность норм, установленных или санкционированных государством, а в системе других явлений, институтов и учреждений, которые фор­мируют собой юридический базис общества и государства.

Такой подход нередко применяется западными авторами, стре­мящимися познать национальное право, а вместе с тем и сравни­тельное правоведение, не только с точки зрения его нормативнос­ти или императивности, но и с точки зрения его взаимосвязи с дру­гими явлениями, институтами и учреждениями, его места и роли в окружающей юридической среде.

Когда мы говорим о французском, итальянском или любом ином национальном праве, отмечается иногда в литературе, то обраща­ем внимание прежде всего на составляющие его нормы. Большин­ство исследователей, включая компаративистов, именно так, в нор­мативном плане, и рассматривают право. "Основное свое внимание и усилия они направляют в первую очередь на описание содержа­ния и анализ эволюции правовых норм"2.

Однако не следует при этом забывать два следующих обстоя­тельства. Во-первых, не во всех правовых семьях "фиксации норм права" придается одинаковое значение. Например, в системе общего (англосаксонского) права нормам права, содержащимся в юридичес­ких актах, уделяется гораздо меньше внимания, чем в романо-гер-манской правовой семье. Это обусловлено многими обстоятельствами и прежде всего особенностями характера и истории развития пра­вовых семей. На характер и содержание романо-германской право­вой семьи огромное влияние оказала, в частности, французская ко­дификация, имевшая дело с нормами права, и немецкая правовая наука XIX в., бывшая, по существу, наукой о нормах права.


Во-вторых, не следует упускать из виду то обстоятельство, что за последние, годы специалисты в области сравнительного правове­дения все более скептически относятся к ориентации исследований только на нормы права1.

В силу этого авторы, оставаясь в целом на нормативистских позициях, приходят к вполне оправданному и аргументированному выводу о том, что для глубокого и разностороннего понимания срав­нительного правоведения нужно принимать во внимание не только нормы национального права, но и "множество сопутствующих им, дополнительных компонентов". К таковым они относят правовую культуру, правовую структуру, правовую сферу, правовой процесс, правовые отношения, субъектов правовых отношений, правовую идеологию и пр.2

Рассмотрение сравнительного правоведения с таких глобальных позиций, охватывающих практически всю юридическую надстрой­ку общества, позволяет, как представляется, получить наиболее полную и адекватно отражающую действительную картину о про­исходящих в правовой сфере различных стран процессах и о самой сравнительно-правовой материи.
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   61


написать администратору сайта