Главная страница
Навигация по странице:

  • Мифологическая коммуникация

  • Эраст Галумов - Основы PR. Учебник Основы pr


    Скачать 1.11 Mb.
    НазваниеУчебник Основы pr
    АнкорЭраст Галумов - Основы PR.pdf
    Дата02.05.2017
    Размер1.11 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЭраст Галумов - Основы PR.pdf
    ТипУчебник
    #6289
    страница13 из 24
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   24
    Перфомансная коммуникация
    ТЕОРИЯ КОММУНИКАЦИЙ –
    БАЗОВАЯ ОСНОВА PR-ТЕХНОЛОГИЙ
    Ни одно из человеческих качеств не явилось столь важным для развития цивилизации, как способность добывать, распространять и применять знания. Можно сказать, что цивилизация стала возможной в результате человеческого общения…[1]
    (Фредерик Уильямс)
    Ü Перфоманс (от англ. performance) – публичное исполнение, представление, спектакль, игра.
    Ü Инаугурация (от лат. inauguro – посвящаю) – торжественная процедура вступления в должность главы государства.
    Ü Гаррисон Уильям Генри
    (1773–1841) – президент США в марте-апреле 1841 г.
    Ü Аракчеев Алексей Андреевич
    (1769–1834) – российский государственный деятель, военный министр России в 1808–
    1810 гг.
    Ü Бернар Сара
    (1844–1923) – французская актриса.
    Задача заключается в том, чтобы как можно более эффективно пройти через этап
    «встреча/обмен» в этап «действительность 2»...
    Ü Инициация (от лат. initiatio – совершение таинств) – посвятительные обряды на ранних стадиях развития общества.
    Любой съезд политической партии использует элементы перфомансной коммуникации
    Интегрированная аудитория
    Работа финансового брокера строится на умении создавать перфомансную коммуникацию
    Перфомансная коммуникация
    Если вербальная коммуникация для передачи сообщения применяет вербальный канал, визуальная – визуальный канал, то перфоманс располагает свое сообщение в пространстве. В перфомансной коммуникации используется такая важная составляющая жизни любого общества, как ритуалы. Одновременно со значениями, порой потерявшимися в веках, они несут в себе четкие коммуникативные указания.

    К примеру, траурная процессия с телом Джона Кеннеди включала лошадь без всадника, которую вели под уздцы. В восприятии аудитории это символизировало потерю первого лица Америки. Другой пример связан с церемониями прощания и приветствия. В прошлом особую роль при этом играл головной убор. «При встрече с вышестоящей персоной необходимо было снять шляпу, да так низко поклониться, чтобы подмести ее полями пол. Даже письмо от знатного лица, а также послания, где упоминалось имя короля или папы Римского, следовало читать с обнаженной головой»[2].
    Кстати, в старину на Руси носили, казалось бы, слишком высокий головной убор.
    Оказывается, делали это для того, чтобы при поклоне перед вышестоящей персоной он падал с головы, символизируя глубокое почтение.
    К перфомансному ряду можно отнести: военные парады; процессы инаугурации; дипломатические протоколы; этикет; съезды КПСС, проводимые во времена СССР; конференции, презентации и другие формы PR.
    Процесс инаугурации Бориса Ельцина в августе 1996 г. продемонстрировал важность перфомансов в том числе и в российской политике.
    Примечательно, что торжественная клятва президента США состоит из 42 слов.
    Российская аналог – из 33 слов. Американская клятва используется давно – с 30 апреля
    1789 г., со времен 1-го президента Джорджа Вашингтона. Самым длинным выступлением отметился президент США Уильям Гаррисон. Речь президента Б. Клинтона 20 января
    1993 г. была краткой и продолжалась всего 14 минут. Российская инаугурация в Кремле 9 августа 1996 г. длилась 17 минут.
    У Франции – свой инаугурационный ритуал. Уходящий президент спускается по ступенькам и встречает во дворе нового президента. Затем они вместе поднимаются в зал и обмениваются речами. После принесения присяги новый президент в открытой машине выезжает на Елисейские поля, где его приветствуют сограждане.
    В литературе имеют место разные подходы к определению перфоманса. Одни специалисты говорят о ритуальном поведении как о таком, где цель выражена в выполнении самого ритуала[3]. Другие полагают, что перфоманс представляет собой действия одного человека или группы перед другим человеком или группой. Здесь центральной фигурой становится третье лицо, наблюдатель, наличие которого кардинальным образом меняет всю процедуру.
    Николай Евреинов активно защищал понятие «театральности» в российской истории, определяя роль перфоманса в разных сферах жизни. «Господство над нами Театра, понимаемого в смысле закона общеобязательного творческого преображения воспринимаемого нами мира, вытекает с достаточной убедительностью хотя бы из сравнительного изучения данного закона с законом развития религиозного сознания»[4].
    В качестве примера театральности российской действительности Н. Евреинов упоминает
    А. Аракчеева, называя его «режиссером жизни», доказавшим это не столько
    «постановкой» военных поселений, сколько отношением его вообще к жизни и природе, которые содержались под мощной режиссерской властью. Военный министр установил, например, «в плане декорационного задания», что дорожки в его парке должны являть именно такой, а не иной вид. Он не позволял ни одному осеннему листику с дерева
    нарушить его режиссерскую волю: спрятанные в кустах мальчишки немедленно удаляли провинившийся листик[5].
    Сторонники «театральной» теории убеждены, что перфомансные характеристики присутствуют в той или иной мере во всех областях человеческой жизни[6].
    Например у Н. Евреинова в той же работе «Театр для себя» читаем: «Анатомический театр (theatrum anatomicum), и эстрада престидижитатора (например, театр фокусов
    Роберта Гудепа – первый из увиденных в детстве Сарой Бернар театров), и нечто, служащее обозрению различного рода наказаний (например, известный «Theatrum poenarum» Доплера), и нечто, отвечающее астрономическому интересу (например, еще за полвека до Ньютона, в 1666 г., появилось сочинение под названием «Theatrum cometicum», где доказывалось, что за каждым появлением кометы следует столько же счастливых событий, сколько и бедствий, так что нет оснований бояться комет), и, наконец, кинематограф, кинетофон, кинема-натюр, представление марионеток, китайских теней и т.п.»[7].
    Перфомансные роли в обществе игрались всегда. Пример – роль юродивого, шута.
    Юродивый не наказывался за своё поведение, поскольку считалось, что через него может говорить Бог. История знает многочисленные примеры, когда цари и короли с большей охотой прислушивались к советам своих шутов, чем к рекомендациям официальных советников.
    Первым русским юродивым называют монаха Киево-Печерской лавры, умершего в 1090 г.
    Затем до XIV в. юродивые не фиксируются, а потом возникают русские «похабы». Они
    «днем бегают по городу в рубище или совсем голые; просят милостыню и потом раздают ее; их отовсюду гонят, мальчишки кидают в них камнями; иногда богатые люди заботятся о них, но юродивые не признают сытости и ухоженности: они рвут на себе чистую одежду, садятся в грязь и т.д.»[8].
    Исследователь Ричард Шехнер предлагает четыре возможные перфомансные трансформации.
    1-я трансформация:
    Перфомансные коммуникации охватывают самые различные явления человеческой жизни
    – от поля сражения до рынка. Здесь ритуалы основываются на фиксированных моделях действий, предопределяющих поведение. Задача заключается в том, чтобы как можно более эффективно пройти через этап «встреча/обмен» в этап «действительность 2».
    Однако в предыдущем случае нет возможности предопределить все моменты. Рынок
    (базар) – это место торга, шуток, распространения слухов. Поле битвы – место борьбы, демонстрации силы. Кроме того, на поле сражения идет соревнование цвета. Ведь война, с точки зрения стороннего наблюдателя, имеет сильный театральный элемент.
    2-я трансформация:
    В данном случае могут использоваться ритуалы. С их помощью вносятся изменения в статус участников (свадьба, инициация, шаманский ритуал и др.).
    3-я трансформация:

    Ритуалы, которые направлены на эффективность в одном контексте, могут восприниматься как развлечения в другом. Все новые, в том числе и политические, ритуалы конструируются, чтобы стать раззвлечением и, возможно, искусством.
    4-я трансформация:
    Съезды партий, съезды народных депутатов также протекают под сильным влиянием театральности. Обычно о такого рода массовых действиях специалисты пишут:
    «Выступления перед большой аудиторией должны напоминать вам театр»[9].
    Приведем небезынтересный пример из отечественной политической жизни. На первом с начала горбачевской «перестройки» съезде народных депутатов избирался председатель
    Верховного Совета СССР. Раньше это происходило так: выдвигалась одна кандидатура, и все депутаты практически «единогласно» за нее голосовали. На этот раз произошло нечто необычное. Вдруг никому ранее не известный депутат А. Оболенский предложил свою собственную кандидатуру. Получив затем слово, он обосновал свою фронду тем, что хотел бы добиться на съезде возможности альтернативных выборов.
    Кстати, подобные съезды как тип перфоманса интересны еще и тем, что их аудитория носит не однородный, а поляризованный характер. Каждый раз возникает разделение: голосующие «за» и голосующие «против» по тому или иному вопросу. Театральность как бы вносится внутрь зрительской массы.
    Специалистами по коммуникациям выделяются четыре фазы прохождения перфомансных процедур:
    1. Нарушение нормированных отношений.
    2. Кризис, во время которого нарушение увеличивается.
    3. Восстановительное действие, которое может копировать и критиковать действия, приведшие к кризису.
    4. Реинтеграция (объединение разделенной социальной группы, а также признание или легитимизация раскола).
    Базовая перфомансная стратегия включает сбор, перфоманс и расставание. Она содержит
    «драматическую» структуру, состоящую из четырех этапов.
    Поскольку аудитория является обязательным элементом перфоманса, она также имеет свою классификацию. Главным основанием классификации служит включенность аудитории в ситуацию или её случайный характер.
    Случайная аудитория – это люди, идущие на представления индивидуально или небольшими группами. Они публично рекламируются и открыты для всех.
    Интегрированная аудитория – та, где люди приходят на представления или в силу необходимости, или потому, что событие для них является значимым. Такая аудитория, к примеру, включает родственников жениха и невесты – на свадьбе, племя – на обряде инициации, лиц высокого звания – на подиуме для инаугурации. Они заинтересованы в создании интегрированной аудитории для своей работы, а также для поддержки их начинаний[10].

    Однако некоторые виды интегрированной аудитории могут выступать и против представления. К примеру, люди, пришедшие специально, чтобы сорвать запланированную акцию. Если случайная аудитория приходит по собственной воле, то интегрированную привлекает ритуал.
    Одна из характерных черт церемонии – четкое разграничение участников и публики. От последней ожидается традиционный репертуар реагирования. По мнению исследователей, в частности, К. Бурке, «реакция аудитории является одной из составляющих частей церемонии. Без нее церемония становится бессмысленной»[11]. И далее:
    «Церемониальное пространство подчеркивает разницу между исполнителями и зрителями, четко изолируя сцену для перфоманса, ограниченную со всех сторон полицией и охраной, в отличие от места для реагирования, расширяющегося во все стороны».
    Американская исследовательница Арт Борекка напрямую связывает политику и драматургию, подчеркивая возросшую роль масс-медиа в этом процессе. Она перечисляет целый ряд политических событий, обладающих перфомансными характеристиками. В их числе – Вьетнам как первая телевизионная война, национальные «драмы» типа
    Уотергейта и Иран-контрас, двойное президентство бывшего актера, война в Персидском заливе, где CNN стало полноправным участником[12].
    Перфоманс – важная составляющая современной политической и экономической жизни.
    Мощный разъяснительный эффект, присущий перфомансу, позволяет понять живучесть ритуалов в нашей жизни.
    В рамках Паблик рилейшнз, к примеру, ритуальность особенно ярко проявляется в так называемых презентациях. От успеха подготовки и проведения презентаций зависит многое – в том числе эффективность выполнения политических и экономических задач.
    Известен случай, когда неудачная презентация концерна «Газпром» в Лондоне привела к падению курса акций компании на западных рынках.
    Так что постоянно возрастающий интерес специалистов к такому виду коммуникации, как перфоманс, вполне объясним. Думается, и дальше его роль в PR-области будет неизменно увеличиваться.
    [1] Цит. по: Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 2001. С. 17.
    [2] Марасинова Е.Н., Бромберг Д.Э. Культурная история жеста// История ментальностей, историческая антропология.: Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. М., 1996.
    С. 127.
    [3] Шрейдер Ю.А. Ритуальное поведение и формы косвенного целеполагания//
    Психологические механизмы регуляции социального поведения. М., 1979. С. 116.
    [4] Евреинов Н.Н. Театр для себя. Пг., б/г. Ч. 1, 3. С. 13–14.
    [5] Там же. С. 36.
    [6] См.: Хейзинга Й. Опыт определения игрового элемента культуры// Хейзинга Й. В тени завтрашнего дня. М., 1992. С. 144.

    [7] Евреинов Н.Н. Театр для себя. Пг., б/г. Ч. 1, 3. С. 107.
    [8] Иванов И. Анафема. Хроника государственного переворота. Записки разведчика. М.,
    1995. С. 144.
    [9] Спиллейн М. Создайте свой имидж.: Руководство для женщин, М., 1996. С. 115.
    [10] Schechner R.. Perfomance theory. N.Y. – L., 1988. С. 337.
    [11] Burke К. Counter-Statement. Chicago, 1957. P. 17.
    [12] Borecca A. Political dramaturgy: a dramaturg (re) view// The drama review. 1993. no. 2.

    Мифологическая коммуникация
    ТЕОРИЯ КОММУНИКАЦИЙ –
    БАЗОВАЯ ОСНОВА PR-ТЕХНОЛОГИЙ
    Ни одно из человеческих качеств не явилось столь важным для развития цивилизации, как способность добывать, распространять и применять знания. Можно сказать, что цивилизация стала возможной в результате человеческого общения…[1]
    (Фредерик Уильямс)
    Ü Этническая общность (этнос) –
    исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией.
    Ü Конфессия
    (от лат. confession) – вероисповедание.
    Миф – определенный алгоритм поведения…
    Ельцин на танке в дни путча…
    Ü Власов Юрий Петрович (р.1935) –
    российский политический деятель, депутат Государственной думы, олимпийский чемпион по тяжелой атлетике.
    Ü Сигнификативные отношения
    (от англ. signification – значение, смысл, значимость) – существенные, значимые, важные отношения.
    Ü Еретик –
    приверженец ереси.
    Тексты массовой коммуникации часто берутся из другой точки пространства и времени...
    Яркие с точки зрения восприятия общественным сознанием события бывают насквозь пронизаны мифами
    Реклама чеченских боевиков…
    Мифологическая коммуникация
    Мифологические коммуникации представляют значимый интерес для Паблик рилейшнз.
    Он обусловлен следующими составляющими данного вида коммуникации:
    – воздействуя на аудиторию с включением в состав текста мифов, он позволяет активизировать не осознаваемые явно информационные элементы;

    – подобные элементы аудитория не может отвергнуть как по причине их неосознаваемости, так и по причине неопровергаемости из-за автономности их существования, не зависящей он дельного человека;
    – третья составляющая мифа – его относительная простота. Давно известно, что упрощенный вариант представления ситуации имеет больше шансов быть принятым аудиторией, поскольку легко захватывает её.
    Как утверждает специалист в области политической мифологии Т. Евгеньев, «...в современной массовой политической психологии реальные социальные и этнические проблемы заменяются упрощенным представлением о вечной борьбе двух мифологизированных общностей («демократы – коммунисты», «патриоты – космополиты», «наши – не наши»), а отношение к иным этническим, конфессиональным группам строится по принципу “мы – они”. («Они» нас грабят, съедают наши продукты, вывозят наше сырье и энергию и т.д.) Стоит “нам” перестать помогать “им” – и все наши проблемы будут решены немедленно»[2].
    Современный миф часто описывает совершенно будничные события. Но при этом он активно опирается на определенные нетипичные ситуации, внедренные в современность.
    Скажем, расхожими в американской жизни являются рассказы об удачном фермере, об успешном движении миллионера в кандидаты в президенты и т.д. Они опираются на знаковую мифологическую структуру перехода в иное состояние, вариантом чего может служить знакомая всем Золушка[3].
    Коммуникаторы, использующие мифологические коммуникации, отбирая самые яркие события из жизни своих героев, последовательно мифологизируют их. Если событие не является ярким, оно не представляет интереса ни для журналиста или писателя, ни для аудитории. Таким образом, характеристики мифологической коммуникации формируются под влиянием характеристик героя и его представления в сознании аудитории. Наиболее ярко это проявляется в период президентских выборов.
    Миф всегда трактовался как результат бессознательной деятельности и продукт свободной игры воображения. Так, например, мифологическое пространство СССР в целом отвечало основным архетипическим образам коллективного бессознательного, определяющим традиционное мировоззрение. Речь в данном случае идет о таких устойчивых мифах, как «советский народ», «общество всеобщего равенства», образы могущественного внешнего врага – капиталистического мира с его эксплуатацией человека человеком[4].
    Но в политической борьбе миф организуется и создается в соответствии с планом. Новые политические мифы не возникают спонтанно, не являются плодом воображения.
    Напротив, они представляют собой искусственные творения, созданные умелыми PR- специалистами.
    Некоторые исследователи считают миф единственно верной моделью действительности.
    Миф совершенно свободно входит в неё, принимая разнообразные формы.
    Например, миф об «американской мечте», миф о Золушке – идентичны мифам народов других культур, в которых простой парень из народа, из далекой глубинки добивается жизненного успеха. Иными словами, действует вариант мифологической действительности, к которому благоприятно расположено массовое сознание, ибо все
    герои этой действительности побеждают благодаря своему труду и умению, вопреки низкому социальному положению.
    Свободная повторяемость схем мифа у разных народов и в разные времена говорит о его принципиальной универсальности.
    Подобная повторяемость в схемах мифологических коммуникаций приобретает определенное «психотерапевтическое» значение. М. Элладе о действии механизма повторяемости писал: «Каждый герой повторял архетипическое действие, каждая война возобновляла борьбу между добром и злом, каждая новая социальная несправедливость отождествлялась со страданиями спасителя (или, в дохристианском мире, со страстями божественного посланца или бога растительности и т.д.)... Для нас имеет значение одно: благодаря такому подходу десятки миллионов людей могли в течение столетий терпеть могучее давление истории, не впадая в отчаяние, не кончая самоубийством и не приходя в то состояние духовной иссушенности, которое неразрывно связано с релятивистским или нигилистическим видением истории»[5].
    Миф представляет собой определенный алгоритм поведения, что обусловливает невозможность его опровержения просто на текстовом уровне. По утверждению М.
    Элиаде, «будучи реальным и священным, миф становится типичным, а следовательно, и повторяющимся, так как является моделью и, до некоторой степени, оправданием всех человеческих поступков»[6].
    Вместе с тем миф определенным образом работает в нереализуемом пространстве. Для мифа в большей мере подходит определение новости в виде такой ситуации, когда гора пришла к Магомету, а не наоборот. В мифе слиты чёткие характеристики символов, передающие человеку необходимую информацию. Такое ощущение возникает под влиянием трансформации героя и его поступков в пространстве.
    В.И. Ленин на броневике... Б. Ельцин на танке... Б. Ельцин у Белого дома с вынесенным впереди защитным экраном от пуль... Президент В.В. Путин в кабине истребителя... В.В.
    Путин в рубке подводной лодки... В.В. Путин внезапно для всех в Чечне...
    Всё это на самом деле необходимо для трансформации образа «героя» и создания знаковых символов мифа.
    Мифы в большей мере влияют на людей молодого возраста. Мифологические коммуникации создают для них образцы для подражания. Важную роль в формировании последних играют герои – персонажи приключенческих рассказов, участники войны, любимцы экрана и т.д. Подобная мифология с течением времени постоянно обогащается.
    Меняется мода, корректируются ценности, возникают новые образы, на которые хочется быть похожим. Писатели создают современные слепки с прежних героев... Все эти модели продолжают развивать мифологические традиции прошлого, формируя в определенном смысле основы мифического поведения[7].
    Современная политическая мифология характеризуется наличием множества претендентов на образ идеального героя-вождя. Каждый из них предлагает свой собственный вариант решения стоящих перед обществом проблем. Степень мифологизации образа того или иного политического лидера можно определит, проанализировав издаваемые им автобиографические сочинения. В них выделяются те элементы, которые, по мнению либо самого автора, либо его консультантов, необходимы для большего соответствия роли вождя масс[8].

    Например, портрет Ю. Власова в период выборной кампании в Государственную думу в
    1993 г. подавался следующим образом: «В свое время его слава могла сравниться лишь со славой другого Юрия – Юрия Гагарина. Вот как о Власове писали зарубежные газеты:
    “Власов – это сенсация из сенсаций! Еще никто не был так велик и недосягаем... Он блестящий представитель своего народа”.
    Он пришел в жизнь, чтобы дать людям пример несокрушимости!.. Книжные шкафы.
    Картины на стенах. Большой письменный стол. Здесь живет писатель. Его тоже зовут
    Юрий Власов. Как тонко, как поэтично передает он чувства. Вкус и тут не изменил ему.
    Его “Белый омут” – в редком сборнике “Первая любовь” рядом с Тургеневым,
    Достоевским, Буниным... Самокритичность его сверх меры, но это удивительно цельная личность... НИИ Академии педагогических наук СССР. Все стены в высказываниях великих и древних. И вдруг вижу под одним афоризмом подпись: “Юрий Власов”»[9].
    Пожалуй, центральной характеристикой мифологических коммуникаций является постоянная перекодируемость одних мифом и ритуалов в другие. «Внутри мифов и ритуалов – сигнификативные отношения обратимы, данный миф обозначает (и перекодирует) ряд других мифов и ритуалов, причем что является означающим, а что означаемым – зависит только от того, какой миф или ритуал в данном случае выбрал исследователь: он выступает в качестве означающего, остальные в качестве значений»[10].
    Функции мифов в современном обществе нередко выполняют романы. Чаще всего это не серьезные классические произведения, а «мыльные оперы». Как утверждает Г.А.
    Левинтон, «читатель входит в сферу времени воображаемого, ритмы которого изменчивы до бесконечности, так как каждый рассказ имеет своё собственное время, специфическое и исключительное»[11].
    «Мыльные оперы», можно сказать, способствуют ситуации единения общества в одном пространстве и времени. Объединяющую функцию играет не только совместный просмотр сериала, но также и возможность обсуждения его. В свое время Д. Кэмпбелл писал о том, что «гены “храбрости” должны постепенно исчезать при развитии общества, поскольку люди, обладающие ими, первыми откликаются на опасность и гибнут. “Трусы” чаще остаются живыми, поэтому следующее поколение получает потомство именно от них»[12].
    Это та же самая ситуация, где «еретик» наказывается. Общество за время своего существования как бы наработало системы поддержания единства, но не смогло заинтересоваться системами индивидуального поведения, которое всегда выступает как нарушение нормы.
    Миф играет и определенную роль в психологической «разгрузке» человека. Он – доступный всем ответ на проблемы общей значимости. Он спасает и ограждает. Он помогает не потерять веру в разумность мира. Здравый смысл создает однородный мир, где человек уютно защищен от волнений и рискованных соблазнов «мечты»[13]. И поскольку человек стремится в этот «огражденный» мир, ему активно стараются помочь.
    Когда же нет возможности сделать это реально, то в игру вводятся символы. Нередко – в виде обещаний. Как это было, например, во времена горбачевской «перестройки». Тогда декларировался и широко тиражировался лозунг «Каждой семье – идеальную квартиру к
    2000 году».

    Итак, в реальном современном мире число мифов и мифологем не уменьшается. Во многом такое положение объясняется свойствами самих мифологических текстов.
    Наиболее важными представляются два параметра последних:
    1. Они непроверяемы.
    Мифологические тексты непроверяемы так же, как сказания о чудесах, святых и т.п. Их принципиально нельзя опровергнуть, можно только подтвердить новым примером.
    Тексты массовой коммуникации также во многом оказываются недосягаемыми для проверки, поскольку часто берутся из другой точки пространства и времени.
    2. Для мифов характерна определенная узнаваемость.
    Они не несут в себе новую информацию, а как бы реализуют уже известные людям схемы.
    Причём часто действительность просто подгоняется под имеющийся стереотип.
    Например, чрезвычайная ситуация, катастрофа, гибель людей превращаются в подвиг спасателей, врачей, оказывающих мощь потерпевшим.
    Значение мифов в человеческой жизни настолько заметно, что нередко они формируют культурный и социальный мир, задавая разрешенные или запрещенные типы символических действий в данной культуре, накладывая табу на одни поступки и призывая к другим. Во многом это объясняется тем, что в какой-то степени массовое сознание по сути своей мифологично. Отсюда результат: яркие с точки зрения восприятия общественным сознанием события бывают насквозь пронизаны мифами. Вероятно, в это время мы наблюдаем включение более древних способов переработки информации.
    Может быть, именно из-за существенной значимости отражаемых событий без мифологической составляющей сегодня не может обойтись и политика.
    Например, вот что отметили эксперты Специальной информационно-аналитической комиссии правительства России в докладе «Мифология чеченского кризиса как индикатор проблем национальной безопасности России» (май 1995 г.): «Сложившийся у руководителей большинства западноевропейских стран и оказывающий большое влияние на “публичную внешнюю политику” собственный устойчивый комплекс представлений о характере действий России в Чеченской Республике по своей сути является мифологическим».
    Несомненно, мифологическая коммуникация представляет интерес для рекламы и Паблик рилейшнз. С одной стороны, поскольку действует на уровне, слабо опровергаемом массовым сознанием. С другой – она как бы повторяет раз за разом сообщение, которое уже закодировано в глубинах памяти и потому не требует дополнительной информационной обработки. Таким образом, специалисты получают в свои руки мощное оружие, и только от них зависит, как им распорядиться.
    [1] Цит. по: Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 2001. С. 17.
    [2] Евгеньева Т.В. Социально-психологические основы формирования политической мифологии// Современная политическая мифология: содержание и механизмы функционирования. М., 1996. С. 26.

    [3] См.: Пятигорский А. Мифологические размышления.: Лекции по феноменологии мифа. М., 1996. С. 26.
    [4] Фирсов Н.Н. Современные политические партии и архетипы коллективного бессознательного// Современная политическая мифология: содержание и механизмы функционирования. М., 1996. С. 64.
    [5] Элиаде М. Космос и история. М., 1987. С. 135.
    [6] Элиаде М. Мифы, сновидения, мистерия. М. – К., 1996. С. 22.
    [7] Там же.
    [8] Евгеньева Т.В. Социально-психологические основы формирования политической мифологии// Современная политическая мифология: содержание и механизмы функционирования. М., 1996. С. 28.
    [9] Гринберг Т.Э. Политическая реклама: портрет лидера. М., 1995. С. 46.
    [10] Левинтон Г.А. К проблеме изучения повествовательного фольклора// Типологические исследования по фольклору. М., 1975. С. 312.
    [11] Там же. С. 314.
    [12] Кэмпбелл Д.Т. Социальные диспозиции индивида и их групповая функциональность//
    Психологические механизмы регуляции социального поведения. М., 1979. С. 138.
    [13] См.: Барт М. Мифологии. М., 1996.

    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   24


    написать администратору сайта